ревизор малый театр 1985 актеры и роли
Ревизор
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Г оголевская пьеса «Ревизор» не нуждается в особом представлении. Сюжет о незначительном чиновнике, принятом за важное лицо, да о разрухе в городском управлении известен каждому еще со школы. Тем сложнее задача у театра, что решится принять эту «наиклассичнейшую» из комедий к постановке. Ведь надо будет думать сразу о многом — как о том, чтобы не обмануть ожидания тех, у кого в голове давно сложились свои образы, навеянные текстом Гоголя, так и о том, чтобы не утонуть в рутине гипертрадиционных постановок.
Малому театру в этом смысле тяжело вдвойне: и груз традиции давит, не позволяя слишком уж экспериментировать с классикой. И зрители должны получить свою долю театральной радости, а не скуки, и вообще, пьеса эта в репертуаре театра быть должна, как ни крути, — как была почти всегда, начиная со дня своей премьеры еще в XIX веке.
Спектакль начала 1980-х годов, который поставили Евгений Весник и Юрий Соломин, в принципе, оправдывает все ожидания. Причем не в последнюю очередь это связано с тем, как Малому театру удается придать звучание тексту, написанному более полутора веков назад. Зритель, приходя в знакомый зал, сидя в креслах, обитых красным бархатом, кажется, готов даже просто внимать этому могучему гоголевскому тексту — такому знакомому и так сочно произносимому.
В отзывах на этот спектакль не раз отмечалось его обаяние, причину которому чаще всего находили, как это ни странно, именно в его традиционности относительно самого текста. Как говорится, спектакль был поставлен точно «по Гоголю», если о подобном можно говорить. «По Гоголю» со всей его гремучей смесью реализма, граничащего чуть ли не с натурализмом, и красочного гротеска.
Тон происходящему на сценических подмостках задается уже декорационным оформлением (художник Е. Куманьков). На заднике (элемент сценографии, трогательно сохраняемый Малым театром) — широкая российская даль и только где-то у самого-самого горизонта проступает облик захудалого городишки с непременной колокольней и не менее непременной пожарной вышкой. Сонное царство предстает взору зрителей — пение первых петухов да лай дворовых собак — вот и все движение. Шлагбаумы с двуглавым орлом наверху, обрамляющие сцены, да зевающий городовой — вот и весь порядок. Да, и, конечно, забор — тот самый — возле сапожника, у которого «навалено на сорок телег всякого сору».
С этим забором, к слову, постановщики вволю поиграют. Сначала сквозь щели этого неказистого сооружения Анна Андреевна да Марья Антоновна будут кокетливо расспрашивать о приехавшем из Петербурга госте. А затем, как только дойдет до дела, его «наскоро разметают» да поставят новый, и на наших глазах полицейские в своих зеленых мундирах, ползая на коленях, будут придавать ему тот же зеленый цвет. А пройдет время, и уже сами квартальные надзиратели спинами к зрителям будут надвигаться на толпы просителей, создавая все такое же зеленое, но уже безжалостно живое заграждение.
Хорош в постановке и дуэт главных героев — Городничего, которого играет один из режиссеров спектакля Евгений Весник, и Хлестаков в исполнении Виталия Соломина. Крайне несхожие своими актерскими не приемами даже, а природами, они тем не менее идеально дополняют друг друга. Впрочем, столь же идеально, как и сами герои, весьма далекие друг от друга.
Совсем иной Хлестаков в легком исполнении Виталия Соломина. Вот уж кто не способен продумать даже свой следующий шаг. Порхающий, почти водевильный персонаж, временами плаксивый и капризный ребенок, — он подобен бабочке, которой достаточно просто прожить один день. Что будет завтра? Да кого это волнует! Он «пролетает» над сонным царством Городничего, чуть касаясь его и совсем не замечая сотворенного им переполоха. Впереди у него новый беззаботный день — главное, чтобы обед был всегда готов!
Вот такая вот комедия. И к слову, смех в зале Малого театра на этом спектакле и вправду стал практически дополнительным музыкальным сопровождением. Так, без какого-либо новаторства и экспериментов, но зато очень сочно и живо, в Малом в очередной раз сыграли одно из главных названий своего репертуара.
Ревизор
Московский областной театр драмы и комедии
М осковский областной театр драмы и комедии в Ногинске представляет спектакль «Ревизор» режиссёра Михаила Рыбака.
Классическую историю о нерадивых чиновниках и проверяющем из столицы перенесли в современные реалии. Пытаясь спасти своё положение, уездные чиновники идут на подкуп ревизора. Такой метод им кажется единственной возможностью подняться по карьерной лестнице и даже переехать в Москву. Однако они сами оказываются обманутыми.
Роль Хлестакова играет Александр Фон-Рабе, городничего — Сергей Варчук. В спектакле также принимает участие театральный лабрадор Кени.
Трансляция проводится в рамках национального проекта «Культура».
Смотрите также
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Новости
«РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
«РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Из книги Ю.А.Дмитриева «Малый театр. 1917-1941».
Малый театр издавна и не без основания считал себя театром Гоголя. 13 сентября 1922 года на его сцене был показан «Ревизор» (режиссер И. Платон). Между тем в 1921 году. К. С. Станиславский поставил «Ревизора» в МХАТ. Режиссер и актеры, особенно И. М. Москвин (городничий) и М. А. Чехов (Хлестаков), по-новому прочли комедию.
Малый театр своим спектаклем как бы вступал в творческую полемику с МХАТ. К оформлению был привлечен Д. Кардовский, талантливый художник, известный иллюстратор Гоголя.
Как в ту пору часто бывало, вокруг спектакля развернулась полемика. Рецензент журнала «Зрелища» счел постановку Малого театра скучной, несовременной. Ему понравились только декорации, мебель и костюмы.
Спектакль шел в замедленном темпе. В первом акте все действующие лица отличались странным спокойствием. Даже письмо о скором прибытии в город ревизора не произвело на чиновников особенного впечатления. И дальше спектакль разворачивался неторопливо. В зале царила скука. Каждый актер в своей роли был убедителен, соединял почти гротесковую преувеличенность с правдой жизни. Но это было собрание талантливо выполненных портретов, не сведенных режиссером к творческому единству.
Остужев — Хлестаков показал своего героя франтиком, искренне и пылко увлеченным одновременно и маменькой и дочкой. Если перед городничихой Хлестаков был вынужден сдерживаться, то на Марью Антоновну он обрушивал весь пыл. Артист «всегда увлекался необыкновенно, но в каждом спектакле ухитрялся быть разным, «неодинаковым». Но дело в том, что такая подлинная страсть никак не подходила к гоголевскому герою, человеку легкомысленному и действующему по наитию. И в спектакле такой Хлестаков казался чужеродным.
В 1926 году в спектакль вошел С. Кузнецов. 6 января он сыграл городничего, но скоро переключился на Хлестакова. Кстати сказать, эту роль Кузнецов готовил со Станиславским, когда был актером Художественного театра.
Об исполнении Кузнецовым роли городничего осталось свидетельство авторитетного театроведа Вл.Филиппова. Актер появлялся в серебристом парике с небольшой лысиной, он вел себя совсем не солидно, был способен на шутки, остроты, каламбуры. Это не грубый солдафон, не выслужившийся Держиморда. Он интриган и плут, приноровившийся к условиям и николаевской эпохи и города. Такой городничий и приезжего чиновника обойдет и Сибирь ему не страшна, он и там найдет способ выслужиться. «Он все время упоен своей властью, он даже в трудные минуты любуется собой, своим умением обойтись с «ревизором». Он и с купцами разделывается не из-за мести, а из-за возможности безнаказанно проявить свой произвол». По обыкновению, Кузнецов старался переиграть своих партнеров, поэтому нередко выпадал из ансамбля.
Мнимого ревизора Кузнецов показывал не просто пустоватым франтом, «без царя в голове», но ловким плутом, охотно пользующимся тупостью и холуйством чиновников. Внешне он был очень привлекателен (в театре его называли «очаровательным амурчиком»). И не случайно городничиха и ее дочка оказались им покорены. Он ухаживал за Марьей Антоновной с необыкновенной легкостью и изяществом. Но вот перейдена граница приличия: Иван Александрович целовал девушку, и она пускалась в слезы. Ловелас сразу пугался и начинал утешать свою даму. На одном из спектаклей он даже выхватил из кармана носовой платок и совсем как ребенку стал вытирать ей нос.
«РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Из книги Ю.А.Дмитриева «Малый театр. 1917-1941».
Малый театр издавна и не без основания считал себя театром Гоголя. 13 сентября 1922 года на его сцене был показан «Ревизор» (режиссер И. Платон). Между тем в 1921 году. К. С. Станиславский поставил «Ревизора» в МХАТ. Режиссер и актеры, особенно И. М. Москвин (городничий) и М. А. Чехов (Хлестаков), по-новому прочли комедию.
Малый театр своим спектаклем как бы вступал в творческую полемику с МХАТ. К оформлению был привлечен Д. Кардовский, талантливый художник, известный иллюстратор Гоголя.
Как в ту пору часто бывало, вокруг спектакля развернулась полемика. Рецензент журнала «Зрелища» счел постановку Малого театра скучной, несовременной. Ему понравились только декорации, мебель и костюмы.
Спектакль шел в замедленном темпе. В первом акте все действующие лица отличались странным спокойствием. Даже письмо о скором прибытии в город ревизора не произвело на чиновников особенного впечатления. И дальше спектакль разворачивался неторопливо. В зале царила скука. Каждый актер в своей роли был убедителен, соединял почти гротесковую преувеличенность с правдой жизни. Но это было собрание талантливо выполненных портретов, не сведенных режиссером к творческому единству.
Остужев — Хлестаков показал своего героя франтиком, искренне и пылко увлеченным одновременно и маменькой и дочкой. Если перед городничихой Хлестаков был вынужден сдерживаться, то на Марью Антоновну он обрушивал весь пыл. Артист «всегда увлекался необыкновенно, но в каждом спектакле ухитрялся быть разным, «неодинаковым». Но дело в том, что такая подлинная страсть никак не подходила к гоголевскому герою, человеку легкомысленному и действующему по наитию. И в спектакле такой Хлестаков казался чужеродным.
В 1926 году в спектакль вошел С. Кузнецов. 6 января он сыграл городничего, но скоро переключился на Хлестакова. Кстати сказать, эту роль Кузнецов готовил со Станиславским, когда был актером Художественного театра.
Об исполнении Кузнецовым роли городничего осталось свидетельство авторитетного театроведа Вл.Филиппова. Актер появлялся в серебристом парике с небольшой лысиной, он вел себя совсем не солидно, был способен на шутки, остроты, каламбуры. Это не грубый солдафон, не выслужившийся Держиморда. Он интриган и плут, приноровившийся к условиям и николаевской эпохи и города. Такой городничий и приезжего чиновника обойдет и Сибирь ему не страшна, он и там найдет способ выслужиться. «Он все время упоен своей властью, он даже в трудные минуты любуется собой, своим умением обойтись с «ревизором». Он и с купцами разделывается не из-за мести, а из-за возможности безнаказанно проявить свой произвол». По обыкновению, Кузнецов старался переиграть своих партнеров, поэтому нередко выпадал из ансамбля.
Мнимого ревизора Кузнецов показывал не просто пустоватым франтом, «без царя в голове», но ловким плутом, охотно пользующимся тупостью и холуйством чиновников. Внешне он был очень привлекателен (в театре его называли «очаровательным амурчиком»). И не случайно городничиха и ее дочка оказались им покорены. Он ухаживал за Марьей Антоновной с необыкновенной легкостью и изяществом. Но вот перейдена граница приличия: Иван Александрович целовал девушку, и она пускалась в слезы. Ловелас сразу пугался и начинал утешать свою даму. На одном из спектаклей он даже выхватил из кармана носовой платок и совсем как ребенку стал вытирать ей нос.
Новости
«РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ
«Звуковой архив Малого театра»
«РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ
172 года назад, 6 июня 1836 года в Малом театре состоялось первое представление комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». С тех пор она не сходит с этой сцены, выдержав более десяти постановок. Одна из них была осуществлена в 1949 году. Роль Хлестакова в ней сыграл Игорь Ильинский. Примечательно, что актеру тогда было уже 48 лет. Через три сезона он передаст эту роль другому исполнителю и сыграет Городничего. Запись, которую мы предлагаем послушать сегодня, запечатлела уникальный состав исполнителей, в том числе и Ильинского – Хлестакова.
Н.В.Гоголь
«РЕВИЗОР»
Комедия в пяти действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий – Федор Григорьев
Анна Андреевна, его жена — Вера Пашенная
Марья Антоновна, его дочь — Ольга Хорькова
Хлопов — Александр Сашин-Никольский
Ляпкин-Тяпкин — Анатолий Ржанов
Земляника — Николай Рыжов
Шпекин, почтмейстер — Владимир Савельев
Добчинский — Павел Оленев
Бобчинский — Николай Светловидов
Иван Александрович Хлестаков – Игорь Ильинский
Осип, слуга Хлестакова — Николай Шамин
Растаковский — Николай Яковлев
Трактирный слуга – Геннадий Сергеев
Пошлепкина – Татьяна Панкова
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь – Николай Уралов
Люлюков, отставной чиновник — Валентин Станюлис
Коробкин, отставной чиновник – Александр Карцев
Жена Коробкина – Раиса Рейзен
Уховертов, частный пристав — Тимофей Ванюков
Свистунов — Сергей Калабин
Пуговицын – Пров Садовский
Держиморда — Владимир Головин
Абдулин, купец — Сергей Чернышов
Мишка, слуга городничего – В.Боголюбов
Жандарм — Иван Верейский
Пояснительный текст – Борис Бриллиантов
Записано на «Старом радио». Благодарим «Клуб любителей аудиокниг» за предоставленный материал.
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941 – 1995»
Девятого мая 1949 года режиссер В.Цыганков выпустил премьеру гоголевского «Ревизора». Декорации использовались старые, созданные Д.Кардовским к постановке сезона 1922/23 годов. Из окон гостиной дома Городничего был виден заштатный, запущенный город.
Ставя спектакль, режиссер заботился, чтобы в нем отсутствовали всякого рода преувеличения, даже намеки на гротеск.
Нельзя забывать, что в эти годы метафоричность, гиперболичность и даже простая преувеличенность нередко принималась за формализм. Вот почему режиссер ставил «Ревизора» как бытовую комедию в формах самой жизни. В этом отношении он вступал в творческий спор не только с драматургом, но и с некоторыми актерами.
Городничего играл Ф.Григорьев. Это был крупный мужчина. Он ступал по земле тяжело, стоял и двигался, слегка пригнувшись. А когда говорил о еде, о деньгах, о своей будущей карьере, его грубый голос тщетно пытался издавать мягкие звуки. Актер воплощал в характере стяжателя Городничего все продажное управление крепостной России.
Роль Хлестакова играл И.Ильинский; он убедительно показывал, что характер этого человека прежде всего в том, что у него нет никакого характера, а есть только поразительная приспособляемость к месту и времени. В зависимости от того, с кем имел дело Хлестаков, сам того не замечая, менялся, приспосабливался к собеседнику, становился его вторым «я» будь то Хлопов, Земляника, Анна Андреевна или кто-нибудь другой.
Остальные исполнители: Рыжов — Земляника, Ржанов — Ляпкин-Тяпкии, Любезнов — Шпекин, Светловидов и Оленев — Бобчинский и Добчинский, Хорькова — Мария Антоновна, Орлова унтер-офицерша, Сергеев — трактирный слуга — были убедительны, но в пределах бытового спектакля. Это были скорее персонажи Островского, чем Гоголя. Пожалуй, наиболее интересны были Сашин-Никольский в роли Хлопова, Синельникова в роли Анны Андреевны и Паикова в роли Пошлепкиной.
У Сашина- Никольского за физической немощью очевидно проглядывал старческий маразм. Анна Андреевна — Синельникова, томная и жеманная, может в одну минугу превратиться в грубую, вульгарную бабу. Что же касается слесарши Пошлепкиной, то, по мнению критика, актриса Панкова добилась «сочетания гоголевской гиперболы с полнейшей реалистической достоверностью образа. Она доносила до зрителя отголоски народных мещанских низов города, захолустья, потерявших человеческий облик под непосильным гнетом и обманом в невежественной, грубой жизни» (Велехова Н. «Ревизор» в Малом театре. — «Сов. искусство», 1949, 7 мая).
Начиная с января 1952 года в роли Городничего, отказавшись от роли Хлестакова, начал выступать И.Ильинский (роль Хлестакова перешла к Н.Афанасьеву).
В этот период новые роли Ильинский играл не часто, но он активно работал, добиваясь глубины проникновения в каждый характер. Его Городничий был пройдохой до мозга костей, но жила в нем и наивность. Он искренне верил в сны, в то, что недаром «две крысы пришли, понюхали и пошли прочь». И без подозрений, он сразу поверил в ревизора — Хлестакова. «Это было to самое простодушие сатирического персонажа, благодаря которому идиотизм, изображаемой Гоголем жизни рисовался особенно ярко» (Крымова Н. Ильинский. — В кн.: Труд актера. Вып. 3. М., «Сов. Россия», 1958, с. 78).
Сам же артист так характеризовал Городничего: «В нем видится мне вознесенный до высоты полицейский. Он вышел из низших чинов жандармского управления — отсюда его манеры, его служебные методы.
В сценах, где Городничий расписывал Хлестакову всю прелесть благоустройства города, это для меня не только история. Я ищу здесь современные насыщенные краски, стремясь изобразить типичного очковтирателя наших дней. И если мой Городничий в этом эпизоде интересен зрителям, то, мне кажется, именно потому, что он находит в классической пьесе черты прошлого, да еще не до конца изжитые сейчас» (Ильинский И.В. Лучшая актерская школа. – «Огонек», 1959, №4, с.12).
Соломин Виталий Мефодьевич
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в г.Чите. В 1959-1963 гг. учился в Театральном училище им.Щепкина (курс Н.А.Анненкова). Начиная со II курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра. Среди ранних театральных работ Виталий Мефодьевич особо выделял роль в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
Виталий Соломин рано начал сниматься в кино. Его дебют состоялся в фильме «Старшая сестра», затем последовала лента «Женщины». Эти фильмы имели значительный успех, и популярность молодого артиста возрастала.
На сцене Малого театра Виталий Соломин исполнил множество центральных ролей классического репертуара, среди них — Ипполит («Не всё коту масленица» А.Н.Островского), Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова).
С 70-х годов Виталий Соломин занимался режиссурой. Среди его постановок в Малом театре — «Мой любимый клоун» по Василию Ливанову, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Дикарка» А.Н.Островского. Почти во всех своих постановках Виталий Соломин исполнял главные роли.
В 1997 году он поставил мюзикл А.Колкера по комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
Всенародную известность принесли Виталию Соломину работы в кино. Среди фильмов с его участием — телевизионный сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, «Зимняя вишня», «Сибириада», «Даурия», «Искренне Ваш…». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва».
В.М.Соломин также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша.
Последняя по времени работа Виталия Соломина в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года на 61-ом году жизни.
1963 г. окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова)
с 16.09.1963 г. артист Малого театра
с 1.09.1986 г. артист Театра имени Моссовета
с 4.12.1988 г. артист Малого театра
4.11.1974 г. заслуженный артист РСФСР
3.02.1992 г. народный артист России
25.10.1999 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
РОЛИ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
1963г. Роберт, «Нас где-то ждут» А.Арбузова
1963г. Пётр, «Иванов» А.П.Чехова
1964г. Мистер Беркли, «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда
1964г. Каули, «Человек из Стратфорда» С.Алёшина
1965г. Чино, «Украли консула!» Г.Мдивани
1965г. сын Крюгера, «Герой Фатерланда» Л.Кручковского
1965г. Зимин, «Дачники» М.Горького
1966г. Грант, «Человек бросает якорь» И.Касумова
1966г. Борис, Ермаков в молодости, «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1967г. Диего, «Джон Рид» Е.Симонова
1967г. Боб, Комментатор, «Дипломат» С.Алёшина
1968г. Мишка, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1969г. Буков, «Золотое руно» А.Гуляшки
1970г. Василий Курбатов, «Эмигранты» А.Софронова
1971г. Нелькин, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
1971г. Музыкант, «Умные вещи» С.Я.Маршака
1973г. Ипполит, «Не всё коту масленица» А.Н.Островского
1974г. Куликов, «Летние прогулки» А.Салынского
1975г. Чацкий, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
1977г. Фиеско, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1977г. Швандя, «Любовь Яровая» К.Тренёва
1978г. Франкёр, «Мамуре» Ж.Сармана
1982г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1983г. Сергей Синицин, «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. Протасов, «Живой труп» Л.Н.Толстого
1989г. Лоренс Шеннон, «Ночь игуаны» Т.Уильямса
1990г. Ашметьев, «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1993г. Астров, «Дядя Ваня» А.П.Чехова
1997г. Кречинский, «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
Режиссёрские работы на сцене Малого театра
1968г. «Вариации» А.Моравиа первая режиссёрская работа (неосуществлённая постановка)
1983г. «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. «Живой труп» Л.Н.Толстого
1990г. «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1997г. «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. «Иванов» А.П.Чехова
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1983 «Полоса везения
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в г.Чите. В 1959-1963 гг. учился в Театральном училище им.Щепкина (курс Н.А.Анненкова). Начиная со II курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра. Среди ранних театральных работ Виталий Мефодьевич особо выделял роль в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
Виталий Соломин рано начал сниматься в кино. Его дебют состоялся в фильме «Старшая сестра», затем последовала лента «Женщины». Эти фильмы имели значительный успех, и популярность молодого артиста возрастала.
На сцене Малого театра Виталий Соломин исполнил множество центральных ролей классического репертуара, среди них — Ипполит («Не всё коту масленица» А.Н.Островского), Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова).
С 70-х годов Виталий Соломин занимался режиссурой. Среди его постановок в Малом театре — «Мой любимый клоун» по Василию Ливанову, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Дикарка» А.Н.Островского. Почти во всех своих постановках Виталий Соломин исполнял главные роли.
В 1997 году он поставил мюзикл А.Колкера по комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
Всенародную известность принесли Виталию Соломину работы в кино. Среди фильмов с его участием — телевизионный сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, «Зимняя вишня», «Сибириада», «Даурия», «Искренне Ваш…». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва».
В.М.Соломин также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша.
Последняя по времени работа Виталия Соломина в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года на 61-ом году жизни.
1963 г. окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова)
с 16.09.1963 г. артист Малого театра
с 1.09.1986 г. артист Театра имени Моссовета
с 4.12.1988 г. артист Малого театра
4.11.1974 г. заслуженный артист РСФСР
3.02.1992 г. народный артист России
25.10.1999 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
РОЛИ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
1963г. Роберт, «Нас где-то ждут» А.Арбузова
1963г. Пётр, «Иванов» А.П.Чехова
1964г. Мистер Беркли, «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда
1964г. Каули, «Человек из Стратфорда» С.Алёшина
1965г. Чино, «Украли консула!» Г.Мдивани
1965г. сын Крюгера, «Герой Фатерланда» Л.Кручковского
1965г. Зимин, «Дачники» М.Горького
1966г. Грант, «Человек бросает якорь» И.Касумова
1966г. Борис, Ермаков в молодости, «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1967г. Диего, «Джон Рид» Е.Симонова
1967г. Боб, Комментатор, «Дипломат» С.Алёшина
1968г. Мишка, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1969г. Буков, «Золотое руно» А.Гуляшки
1970г. Василий Курбатов, «Эмигранты» А.Софронова
1971г. Нелькин, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
1971г. Музыкант, «Умные вещи» С.Я.Маршака
1973г. Ипполит, «Не всё коту масленица» А.Н.Островского
1974г. Куликов, «Летние прогулки» А.Салынского
1975г. Чацкий, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
1977г. Фиеско, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1977г. Швандя, «Любовь Яровая» К.Тренёва
1978г. Франкёр, «Мамуре» Ж.Сармана
1982г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1983г. Сергей Синицин, «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. Протасов, «Живой труп» Л.Н.Толстого
1989г. Лоренс Шеннон, «Ночь игуаны» Т.Уильямса
1990г. Ашметьев, «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1993г. Астров, «Дядя Ваня» А.П.Чехова
1997г. Кречинский, «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
Режиссёрские работы на сцене Малого театра
1968г. «Вариации» А.Моравиа первая режиссёрская работа (неосуществлённая постановка)
1983г. «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. «Живой труп» Л.Н.Толстого
1990г. «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1997г. «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. «Иванов» А.П.Чехова
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1983 «Полоса везения
«БЕЗОРУЖНЫЙ В СОБСТВЕННОМ БЛАГОРОДСТВЕ…»
Сегодня мы продолжаем ретроспективный показ спектаклей с участием Юрия Мефодьевича Соломина и предлагаем вам посмотреть запись драмы А.П.Чехова «Дядя Ваня», в которой Юрий Мефодьевич сыграл заглавную роль – Ивана Петровича Войницого.
В необычайно атмосферном спектакле, поставленном Сергеем Соловьевым в оформлении Валерия Левенталя, были заняты Виталий Соломин (Астров), Валерий Бабятинский (профессор Серебряков), Светлана Аманова (Елена Андреевна), Татьяна Еремеева (Войницкая), Елизавета Солодова (Марина), Татьяна Друбич (Соня), Виктор Борцов (Вафля) и другие. Музыку к спектаклю написал композитор Исаак Шварц.
Печальный и нежный, любящий и достойный любви, которую он не выпрашивал, за которую пробовал бороться, дядя Ваня Соломина жил в отчаянье, со слезами на глазах. Он и в сельской глуши был изящен, любил Елену не одной только «душой» (как до недавнего времени было принято играть любовь у Чехова), но плотью, страстно, с надеждой на взаимность, недоумевая, отчего не слышит его прекрасная и холодная «Ундина».
Причину жизненной драмы героя Соломин объяснял не только внезапным разочарованием в профессоре Серебрякове, идоле и кумире обитателей поместья, а этой давней, безответной любовью. Елена приехала в усадьбу внезапно, после долгих лет разлуки он увидел ее, и сразу все обострилось, стало безнадежно ясным.
Не бездеятельный, а труженик, он был виноват не перед людьми, а перед собой – пассивностью, унынием (что у христиан считается большим грехом), параличом воли, органической славянской рефлексией. Безоружный в собственном благородстве, нисколько не похожий на неврастеника, он у Соломина не был прекрасен только потому, что был слаб.
Мизантропия Чехова, которая с легкой руки исследователей и биографов новейшего времени в российских и европейских постановках стала поветрием и модой, давно Соломину очевидна. Он чувствует скепсис автора-классика, но не переходит черты между его нелюбовью и любовью к людям, не превышает меру нелюбви. Тогда как во множестве современных чеховских спектаклей героев судят, унижая, разоблачая, уничтожая.
«Потрясение для пятидесятилетнего мужчины видеть, что его предает друг, что женщина, которую он боготворил, позволяет другому делать с собой все, что тот хочет. Финал пьесы каждый из зрителей поймет по-своему. Кто-то подумает, что дяде Ване физически плохо, а кто-то – что дядя Ваня кончился. Я думаю, что сердце его не выдержит и разорвется… Он плачет от бессилия, от боли, а когда мужчина в пятьдесят лет плачет – это страшно. Соня в финале говорит свой монолог над телом в сущности уже умершего человека».
Дядя Ваня – Соломин пока еще жив, но с колокольцами Астрова, отъезжающих летних гостей-пришельцев, несчастьем Сони, жизнь уходит из него. Он не слышит молитву-заклинание племянницы об «ангелах небесных» и «небе в алмазах». Задернется занавес и для него ничего не останется, кроме смерти.
Наверное, за последние десятилетия это лучший Иван Петрович Войницкий нашего театра, хоть и сыгранный не во МХАТе, а в Малом».
«ОН ВСЕХ НАС ОБНИМАЛ СВОИМ ВЗГЛЯДОМ ПРИШЕЛЬЦА»
12 декабря 2016 года Виталию Мефодьевичу Соломину исполнилось бы 75 лет. В преддверии большой даты мы решили спросить друзей и коллег любимого артиста о том, каким они его помнят. Читаем трогательные и пронзительные признания Василия Ивановича Бочкарева, Владимира Алексеевича Дубровского, Бориса Владимировича Клюева, Светланы Геннадьевны Амановой, Людмилы Владимировны Титовой, Людмилы Петровны Поляковой. Материал опубликован в газете «Малый театр» (№4 2016)
Борис Владимирович Клюев «Я учился на первом курсе, Виталий – на четвёртом. Это было ещё до того, как я ушёл в армию. Потом узнал, что его приняли в Малый театр. Конечно, видел Виталия на экране. В то время он был необыкновенно яркий молодой герой. Курносый, обаятельный, с удивительной улыбкой. Мы много лет дружили. Он был непростой человек. Многие думали, что наивный. Но это ровно до того момента, пока они не сталкивались с его стальным взглядом. Виталий был амбициозен, многого достиг, ему было необходимо самоутверждение. Он мог бы стать очень интересным режиссёром – последние годы занимался постановкой спектаклей. Честно скажу, мне не всё нравилось из того, что он делал, но я всегда уважал его за необыкновенную целеустремлённость. Она в нем была. Да. И, конечно, он всегда был артистом именно Малого театра. Три года проработав в Театре им. Моссовета, понял это и, к счастью для Малого, вернулся».
Людмила Владимировна Титова «С Виталием связано несколько лет моей жизни в театре. «Живой труп», «Свадьба Кречинского», «Иванов»… С ним не было легко и просто. Он был требователен к актёрам в своих постановках. У него было очень ясное и чёткое видение нового спектакля, и он хотел, чтобы актёры ему соответствовали. Но он всегда радовался чему-то талантливому и новому, возникающему на репетициях. Ещё честнее и требовательнее он относился к себе. После выпуска «Иванова» мы уходили в отпуск, премьера назначена на осень. Виталий собирает участников, делает замечания и извиняется, что он пока не дотягивает до остальных. Слишком сложно быть режиссёром и одновременно заниматься собственной ролью. Не хватило времени на себя, но он доработает. При всей жёсткости и требовательности, он ценил талант и мог прощать слабости, если актёр был не в форме. Предел наступал, когда это мешало работе. Виталий, цитируя Андрея Кончаловского: «Ну, не Шаляпин», менял актёра. Если что-то шло не так на репетиции или на спектакле, он переживал и реагировал настолько сильно, что становилось страшно. «Болен совершенством», – говорили об Олеге Дале. Так можно сказать и о Виталии Соломине. Какая-то внутренняя неуспокоенность и неудовлетворённость делала их похожими. Виталий рассказывал, что он ездит на могилу Олега Даля и говорит с ним. Что ещё было неожиданно для меня, – как в нём сочетались внутренняя сосредоточенность и тишина с широтой и желанием праздника. Он мог «назначить» Новый год в мае. И в театре начиналась, как сейчас говорят, «движуха». Во всех цехах. Все хотели праздника, готовили его! Пропуском служил капустный номер. Виталий дарил нам этот праздник. Ели бы он не снимался, не играл в театре, а сделал только один спектакль «Свадьба Кречинского», о нём всё равно помнили бы театралы».
Светлана Геннадьевна Аманова «Спектакль «Дядя Ваня». Постановка Сергея Соловьёва. Художник – Валерий Левенталь. Композитор – Исаак Шварц. Спектакль-явление. Спектакль-легенда. Блистательный актёрский состав: дядя Ваня – Юрий Соломин, в роли Астрова – Виталий Соломин. «Вы интересный, оригинальный человек», – эти слова Елены Андреевны, обращённые к Астрову, полностью относятся к личности самого Виталия. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – произносит Астров-Виталий. И он, действительно, прекрасен. Уникален! Он знал вкус жизни! Виталию было важно не только собственное благополучие, но чтобы и люди, окружавшие его, были счастливы. Поэтому он никогда и никому не отказывал в помощи, и к нему обращались по разным вопросам и обстоятельствам. Виталий не мог смолчать и пройти мимо несправедливости. Щедрость его души проявлялась во всём. В творчестве, в работе он легко делился опытом, мыслями, идеями. Совершенно был нетерпим к непрофессионализму. Требовательный к себе и к людям рядом с ним. Виталий считал, что работать надо с радостью, отдавая себя делу до конца. В театре принято говорить не «работать», а «служить». Вот у Виталия это было честное, искреннее, настоящее Служение театру. Каждая его новая работа становилась событием – и актёрская, и в качестве режиссёра. Его постановки по формам, задумкам, новизне оказывались не только современны, но и опережали время. А многие идеи перешли в традиции. Например, выпуская спектакль «Дикарка» по пьесе Островского, где я играла Варюдикарку, на премьере перед началом он посадил оркестр в фойе. Виталию хотелось создать особую, праздничную атмосферу ещё до открытия занавеса. Идея так понравилась зрителю, что до сих пор в фойе театра перед началом некоторых спектаклей играет оркестр. Это уже стало традицией. Спасибо тебе за всё, Виталий!»
Владимир Алексеевич Дубровский «Мы с Виталием жили в одном подъезде, дружили семьями. В быту он был очень интересный человек. Любил готовить, особенно делать квашеную капусту, лепить пельмени. Каждый Новый год мы выезжали с семьями за город. Был такой Дом творчества в Рузе в Подмосковье. Как же мы праздновали! С разными шарадами, поздравлениями, прогулками, катаниями с горок. Виталий очень любил застолья, рассказы про детство, про брата, про отца, про маму. Не могу не вспомнить выпуск спектакля «Иванов». Виталий был очень ищущий человек, интересующийся. Его волновало, что происходит в театральном мире, он читал книги, смотрел уже появившиеся тогда записи спектаклей, уроков. Итак, мы репетируем «Иванова». И у меня не идёт какая-то сцена. Он говорит: «Володь, останься». Я остался. «Ты знаешь, я сейчас прочитал очень интересное упражнение одного американца. Оно на раскрепощение. У нас с тобой что-то не идёт сегодня. Ложись на пол, и я лягу рядом. Будем кататься по полу и произносить текст. Мне самому это очень помогает». И мы с ним в течение получаса так катались. И действительно, сцена пошла. Ещё один момент. Уже после премьеры «Иванова» Виталий нас всех собрал и сказал: «Большое спасибо. Вы все сделали огромную работу, все молодцы. Обещаю на будущий сезон подтянуться и дотянуться до вас». Такое высказывание от режиссёра и одновременно исполнителя главной роли дорогого стоит. Никогда больше ни от кого я ничего подобного не слышал».
Василий Иванович Бочкарёв «Виталий всегда был для меня до какой-то степени недоступным. Этот его «взгляд пришельца», взгляд несколько более чем наблюдающий. Он и наблюдал, и изучал, и играл, и сочувствовал. Мы все на этой Земле гости, но его нездешность, инаковость была заметна больше, чем в ком-либо. Даже когда он становился на один уровень с нами, шутил, был весел и открыт, всё равно возникало ощущение того, что он особенный. Почему-то вспоминаются его взгляд через дым костра, когда он жарил барбекю. Или когда он смотрел на огонь в печи. Это были глаза, полные ностальгии… Я очень часто наблюдал, как он смотрел на своих детей, на внука. Это был совсем другой взгляд – полный глубокой нежности, теплоты, такой грустной заботы. Помню, на одной репетиции «Иванова» он сказал: «Понимаете, мы все уйдём, а вот внук мой останется». В этом и простота, и глубина одновременно. У его спектакля «Иванов» была современная сценография. Тем не менее, это был психологический театр. Мы вместе поехали в Мелихово. Я помню, как он сел за стол, за которым когда-то сидел Антон Павлович! Как Виталию хотелось прочувствовать особый дух, ощутить сладость прикосновения. И как он хотел это передать нам! Помню, сидели завтракали, о чём-то говорили, спорили… и вдруг меня пронзило чувство, что всё это не важно. А важна аура счастья: мы прикоснулись к чему-то таинственному, великому и вечному. Виталий умел организовать такие моменты, умел создавать праздник. Он всех нас обнимал своим взглядом пришельца, призывал подняться над Землёй. И всегда помнить: мы выиграли уникальную возможность заниматься театром».
Людмила Петровна Полякова «Виталий Соломин… Безмерно, безумно жалко, что его уже нет с нами на этой Земле. Помню, страницы моего дневника были заполнены печалью, когда его не стало. Мы не были сокурсниками. Когда Виталик учился на третьем курсе, я училась на втором. Но они заняли меня в своём дипломном спектакле «Макар Дубрава» Александра Корнейчука. Понадобилась здоровая девка, у них на курсе такой не нашлось (смеётся). Виталик был феноменально талантливым человеком. И я, естественно, была в него влюблена (смеётся). Меня поражала его независимость. Эта посадка головы – он её как-то вздёрнуто держал, – и ещё нос курносый, и рыжеватые волосы. Я ходила как заворожённая, мне всё время хотелось разгадать эту загадку: ну почему он такой неприступный? Помню лестницу в Щепкинском училище. И как я через две ступеньки моталась туда-сюда, и всё мечтала, чтобы он меня заметил. Один только раз я себя обнаружила (смеётся). Был новогодний вечер. Он пригласил танцевать мою сокурсницу… красавицу. Они потанцевали. И вдруг Виталий решил уйти. Помню, как увидела его гордую спину. И я, раздетая, побежала за ним по Неглинной, почти до перехода на Кузнецкий мост. Кричала вслед «Почему ты уходишь?» Он остановился и так внимательно посмотрел на меня, и прозвучали буквально ахматовские строки «не стой на ветру» (смеётся). В общем, это была юношеская, очень романтическая влюблённость. Ну а потом спустя много лет, когда я вернулась в Малый, он одним из первых протянул мне руку. Пригласил в свой гениальный, не стесняюсь это говорить, спектакль «Дикарка». И я ему безумно благодарна. У меня осталось от Виталия ощущение, как от очень красивого и талантливого человека. Такая страшная несправедливость, что его больше нет с нами. Светлая память тебе, Виталик!» Записала Наталья Витвицкая