разговор обломова и штольца о смысле жизни
Спор Обломова и Штольца.
Скачать сочинение | |||
Тип: Анализ эпизода |
Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем.
В конце этого эпизода каждый все равно остался при своем мнении, так и не сумевши убедить друг друга в своей правоте, но оба сошлись на идее уехать из города куда-нибудь подальше,»похудеть немного, перестать хандрить».
В этом эпизоде сосредоточены духовные пристрастия Штольца и Обломова. Читатели составляют полную картину о том, какой представлялась идеальная жизнь для главных героев романа. Лишь на небольшую долю времени в эпизоде появляется Захар, который просто отвечает на вопрос Штольца о том, кто же перед ним лежит кратким ответом:»Это барин, Илья Ильич».Если Захар и правда воспринимал Илью как барина, то Штольц лишь простодушно рассмеялся этому.
На протяжении всего эпизода, настроение Штольца и Обломова практически не меняется- Обломов рассказывает наступательно и уверенно, а Штольц лишь его спокойно выслушивает. Лишь раз настроение у Обломова изменилось на мечтательное, когда он рассказывал об идеале жизни: «По лицу разлилось выражение покоя».
Гончаров, настоящий гений по созданию образов и описанию характеров, во всем своем произведении использует большое количество изобразительно-выразительных средств. В его романе много сравнений: «Люди снуют каждый день, как мухи. «,»ты рассуждаешь, точно древний»,эпитетов:»мучительная забота»,»изящная мебель»,гипербол:»чудовищный арбуз».Все это составляет определенные чувства при прочтении романа.
Роль этого эпизода во всем романе очень важна для полного представления характеров героев, их мировоззрения, представлении об идеальной жизни для них.
68159 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Спор Обломова и Штольца.
Смотрите также по произведению «Обломов»:
Анализ спора Обломова и Штольца
Хотелось бы проанализировать 3 главу 2 части романа И.А. Гончарова «Обломов«. Итак, между двумя героями — Андреем Штольцем и Ильей Обломовым, завязывается спор. Друзья кардинально разошлись во мнениях, после недели беспрерывной деятельности, которая для Штольца являлась привычкой, а для Обломова — невыносимой обязанностью.
На этот раз он не выдержал и «…особенно восстал против этой суеты…». Утомившись от слишком насыщенной жизни, Илья Ильич решил заявить Андрею, что такая активность очень тяжела ему —
«…Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дряных страстришек, особенно жадности…» — возмущается Обломов.
Илья упрекает Штольца в том, что тот его постоянно сподвигает на «выход в свет», а в результате этого, у него — «отбивается» всякое желание вообще совершать какие-либо действия.
Автор демонстрирует нам, что Илью Ильича начали очень раздражать люди, с которыми он вынужден постоянно сталкиваться: «…Снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?!…».
В этой главе романа, И.А. Гончаров очень часто использует восклицательные предложения в речи героев — писатель хотел интонационно выделить этот эпизод, показать, что он очень важен, для понимания ситуации в дальнейшем повествовании.
А что же можно сказать о внутреннем течении ситуации? Ни одним своим доводом главный герой не может переубедить своего друга, хотя вроде и делает все для того, чтобы это произошло.
«…Это все старое, об этом тысячу раз говорили…», — упрямо парирует Штольц. Уважая взгляды Ильи, он воспринимает их совершенно неправильными и даже вредными, в первую очередь для самого Обломова, хотя и философскими. К сожалению их спор, так и не принес им какого-то компромисса и они так и не пришли к единому мнению.
В эпизоде их дискуссии, центральное место занимает вопрос о цели и смысле жизни, и именно данный момент, предопределяет дальнейшее развитие всего романа.
Как истинный творческий человек и большой писатель, И.А. Гончаров задает этот извечный вопрос — словно самому себе, самим героям и читателю, а ответ на него — оставляет открытым.
Поэтому стоит признать, что никто из героев не победил в этом споре. Они одинаково правы и одинаково неправы, каждый — сам для себя.
Если говорить о художественной составляющей романа в целом, и конкретно этой главы — писатель умело сосредоточил в этой части духовные пристрастия Обломова и Штольца. Читатель может легко увидеть — какова лучшая жизнь для каждого и как они используют возможности, предоставляемые жизнью.
В романе умело изображены все персонажи, используется большое количество сравнений, эпитетов, метафор, гипербол, аллегорий:
«…Люди снуют каждый день, как мухи…».
«…ты рассуждаешь, точно древний…
Все это составляет определенные чувства при прочтении романа: где-то изумление, одобрение, симпатию, к тому или иному персонажу, а местами — жалость, осуждение или даже презрение. Я считаю, что — И.А. Гончаров — один из лучших авторов по созданию героев и описанию их характеров.
В заключении всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что роль данного эпизода очень важна, так как здесь читатель может более глубже познакомиться с героями, понять их мировоззрение, чаяния, мечты, мысли, чувства и эмоции.
Фактически, переводя смысл истории жизни Ильи Ильича на современный язык 21 века, это история о том, как прокрастинация, — для доброго, умного и «подающего надежды» молодого человека, стала для него непреодолимым препятствием и утянула его на дно жизни, где он так и не смог ничего достичь, стать кем-то значимым и растерял практически полностью свою личность и это не смог предотвратить даже его лучший друг.
Читая этот роман, у каждого есть повод сравнить себя с Ильей Обломовым и задуматься — «правильно лия живу? Тудя ли я иду? Прислушиваюсь ли я к голосу сердца и разума, а также близких людей, которые хотят мне добра или теряю себя под влиянием лени, прокрастинации и не самореализуюсь, причиняя вред не только себе, но и близким?»
Читатель, приобщаясь к судьбе героев, постепенно начинает осознавать, что этот роман в целом, конкретно эта глава и этот момент спора двух друзей-антиподов, это не просто: «зарисовка из жизни людей в 19 веке», это напутствие последующим поколениям, сколько бы их не сменило.
«Я не понял этой жизни»: разговор с Ильей Обломовым и Андреем Штольцем
18 июня по новому стилю, в роковой 1812 год, знатоку загадочной русской души Ивану Гончарову суждено было родиться. Говорят, что страсть к сочинительству жила в нем с самого младенчества. В свои 35 уже сложившийся литератор берется, пожалуй, за главный свой роман. Программный «Обломов» пишется не спеша, чуть более 10 лет, публикация его обречена на успех: одна статья Добролюбова об «обломовщине» чего стоит. Общество, единожды расколовшись на Обломовых и Штольцев, за 160 лет, прошедшие с момента выхода романа, видело лишь одного человека, державшего нейтралитет по отношению к обоим героям: как ни странно, им был сам автор.
«Я не понял этой жизни»: разговор с Ильей Обломовым и Андреем Штольцем
В карантинном 2020-м мы тоже все либо Штольцы, не вылезающие из зум-конференций и скупающие онлайн-курсы один за одним, либо медитативные Обломовы, ставящие вопрос за вопросом, но, увы (или к счастью), не слезающие с дивана, чтобы начать их решать.
С Гончаровым нам, конечно, не поговорить, но попросить литературного критика Наталью Эйхвальд задать вопросы его героям мы все-таки можем. О чем будет разговор? Конечно, о жизни, дружбе и любви.
Андрей Иванович, вы человек с обширными связями. Только ленивый не отмечал вашу деятельность, жизнелюбие и умение расположить к себе. Но вопрос отнюдь не о материальном. Скажите, что для вас дружба?
Андрей Штольц: Дружба — вещь хорошая, когда она — любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками. Но боже сохрани, если она с одной стороны дружба, с другой — любовь.
А что для вас любовь? Любили ли вы когда-нибудь?
Илья Обломов: Ах, если б испытывать только эту теплоту любви да не испытывать ее тревог. Я посягал на поцелуй… а ведь это уголовное преступление в кодексе нравственности, и не первое, не маловажное. Странно, и в горе, и счастье в организме один и тот же процесс: тяжело, почти больно дышать, хочется плакать!
Андрей Штольц: Любовь менее взыскательна, нежели дружба, она даже часто слепа, любят не за заслуги — все так. Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя…
Илья Ильич, однажды вы в сердцах сказали: «Ведь есть же этакие ослы, что женятся!» Почему вы были так категоричны? Что вы имели в виду?
Илья Обломов: Короткое, ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками. Вот в чем проблема.
Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.
Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
· После каких обстоятельств взбунтовался Обломов против «этой вашей петербургской жизни»?
· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?
· Почему в начале спора в своих обличительных высказываниях Обломов противопоставляет два понятия: «свет» и «жизнь»? Понял ли это Андрей?
· Почему большую часть «поединка» Обломов говорит длинные речи, тогда как Штольц лишь парирует их короткими, хлёсткими ударами, подливая масла в огонь, а в процессе диалога друзья практически дважды меняются местами?
· Что считает «жизнью» каждый из героев?
· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?
· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?
· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?
· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?
Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».
Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.
В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.
Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.
Жизнь в горизонтальном положении
Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.
Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.
Стремления и достаток
Илья Обломов
в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах. Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.
«служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию — отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею — выбирают Штольца».
Беспорядок в квартире и в душе
Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.
«Когда пребывал дома — почти всегда лежал, и все в одной комнате».
Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.
«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».
Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.
Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.
«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».
Положительные перемены
После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.
«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».
Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.
Образ Обломова
Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи.
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» написан более ста лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание читателей. В нем автор осуждает дворянскую бездеятельность и приветствует деловитость нарождающегося класса предпринимателей. В характере Обломова наиболее существенна его барская избалованность и следующая из нее бездеятельность, бессилие ума и воли. Под рукой именитого мастера изображение Обломова вылилось в широкую картину предреформенной жизни русского поместного дворянства.
Итак, Илья Ильич Обломов жил в одном из больших домов на Гороховой улице. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».
Все дни от рассвета до заката Илья Ильич проводил на своем диване в мечтаниях, полудреме и сне. «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». «Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».
Диван, халат и тапочки были атрибутами его лени. Все в квартире Ильи Ильича свидетельствовало об апатии хозяина: кругом пыль, грязь, паутина…
Детство его прошло в Обломовке. Рос он, «как экзотический цветок в теплице…» В Обломове воспитали лень, барство, презрение к крепостным слугам. Захар натягивал четырнадцатилетнему Обломову чулки, «а чуть что покажется ему не так, то он подает Захарке ногой в нос». Учился он кое-как, ибо учение считал «за наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Служба Илье Ильичу не удалась, так как он не видел в ней смысла и робел в присутствии начальства.
Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами. Но его порывы кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и Обломов день за днем следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.
Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. В своем знаменитом сне он желает того, что никогда не осуществится.
Далее автор подвергает героя испытанию любовью. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру. Поначалу, под влиянием любви, он вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его. Обломов перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников.
Но, несмотря на все недостатки Ильи Ильича, автор явно симпатизирует своему герою. Он показывает его положительные черты: нежную, восприимчивую душу. Обломов умен, по-своему опытен, чувствует ситуацию гораздо глубже, чем Ольга. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.
Илья Ильич снова возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры.
Вторая любовь Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, заботится о нем, вкусно и обильно кормит. В любви этой не было идеальной гармонии, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость — но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах тихого домика на Выборгской стороне. Все здесь напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку.
Тут автор приоткрывает еще одну положительную сторону своего героя — любовь к детям. Обломов с охотой проверяет у них домашние задания, играет с ними, ездит на праздники. Но чрезмерная опека со стороны Агафьи Матвеевны загубила все его стремления к настоящей, подлинной жизни. Он получает два апоплексических удара и умирает.
Трагизм образа Обломова в том, что борьба внутренних сил в нем самом кончается поражением. Илья Ильич не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа «обломовщины» предначертала его жизненный путь.
Истинное искусство должно не только нравиться, но и делать людей лучше. Я думаю, что Ивану Александровичу Гончарову это удалось.
Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни.
Жизнь с вдовой Пшеницыной
Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.
«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».
Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.
Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.
Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
· После каких обстоятельств взбунтовался Обломов против «этой вашей петербургской жизни»?
· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?
· Почему в начале спора в своих обличительных высказываниях Обломов противопоставляет два понятия: «свет» и «жизнь»? Понял ли это Андрей?
· Почему большую часть «поединка» Обломов говорит длинные речи, тогда как Штольц лишь парирует их короткими, хлёсткими ударами, подливая масла в огонь, а в процессе диалога друзья практически дважды меняются местами?
· Что считает «жизнью» каждый из героев?
· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?
· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?
· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?
· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?
Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», — пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» — Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.
Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» — подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».
Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».
Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.
В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.