разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: РАЗГОВОР пяти путников ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ

НАСТРОЙКИ.

разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

разговор пяти путников о истинном счастии в жизни

Григорий Саввич Сковорода

РАЗГОВОР пяти путников ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ

Афанасий. Дюжим, как лев, пригожим, как Венера… Яков. Взошла мне на память Венера, так называемая собачка. Григорий. Извольте, сударь мой, прибавить.

Григорий. Не можем сыскать счастья. Яков. Зачем? Григорий. Затем, что не желаем и не можем.

— Сяду, брат мой, с охотой, чтобы показать нам истину написанного слова Божьего сего у сказывающего притчи: ‘Брат брату помогающий, как град тверд и высок, укрепится же, как основанное царство’. Теперь взгляните на дивное дело Божье; из двух человек составлен один, одно путничье лицо сделало из двух сродностей без всякого смещения, но и без разделения взаимно служащих. Идет небывалый путник главнейшим путем, ни вправо, ни влево не уклоняясь, исправно переходит реки, леса, рвы и стремнины, проходит строптивые горы, с весельем поднимается мирно на высоту города, обливает его светлый и благовонный воздух; выходит безмятежная толпа миром и любовью дышащих жителей, плещущих руками, ожидая на крыльце, и приемлет в недра блаженного объятия сам ветхий днями Ураний, Яков. Так что ж тебе сказать?

Григорий. Объявите главное ваше желание.

Яков. Наше желание верховное в том, чтоб быть счастливыми. Григорий. Где ж ты видел зверя или

Источник

Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни.

Яков. Подлинно великим. Однако я слышал, что нигде нет больше забав и веселостей, как в Париже да в Венеции.

Афанасий. Верно, там их много, а пока их ты нам из Венеции перевезешь, то помрем здесь от скуки.

Григорий. Перестаньте врать. Хорошие друзья, высокие чины, различные игры и забавы и все ваши затеи не сильны обрадовать духа и тем выгнать овладевшую вами скуку.

Яков. А что ж сильно?

Григорий. Одно то, если узнать, в чем состоит истинное счастье, и приобрести его.

Афанасий. Правда, мы родились к истинному счастью и путешествуем к нему, а жизнь наша есть путь, как река, текущий.

Яков. Я давно уже ищу счастья, да нигде сыскать его не могу.

Григорий. Если вы подлинное счастье сыскать хотите, то развяжись мне сей вопрос, что есть для человека лучше всего?

Яков. Бог знает, и зачем нам спрашивать о том, чего великие мудрецы не могли и разошлись в своих мнениях, как путники в дорогах. Ведь то, что лучше всего, то и выше всего, а что выше всего, то всему голова и конец. Это главнейшее добро названо у древних философов окончанием всех добрых дел и верховнейшим добром: кто ж тебе может развязать, что такое есть край и пристанище всех наших желаний?

Григорий. Потише, государь мой! Вы очень завысокосились. Так я вас проще спрошу; чего вы себе в жизни больше всего желаете?

Афанасий. Я бы желал быть человеком высокочиновным, чтобы мои подчиненные были крепки, как россияне, а добродетельны, как древние римляне, когда б у меня дом был, как в Венеции, а сад, как во Флоренции; чтоб быть мне и разумным, и ученым, и благородным, и богатым, как бык на шерсть.

Григорий. Что ты врешь?

Афанасий. Дюжим, как лев, пригожим, как Венера.

Яков. Взошла мне на память Венера, так называемая собачка.

Григорий. Извольте, сударь мой, прибавить.

Яков. Хвостатым, как лев, головастым, как медведь, ушастым, как осел.

Григорий. Не можем сыскать счастья.

Григорий. Затем, что не желаем и не можем.

Григорий. Потому что не разумеем, в чем оно состоит. Голова делу то, чтоб узнать, откуда родится желание, от желания искание, потом получение; вот и благополучие, то есть получение, что для тебя благо. Теперь понимай, что значит премудрость.

Яков. Я часто слышу слово это: премудрость.

Григорий. Ты, конечно, в мысль мою попал.

Афанасий. Расскажи же обстоятельнее.

Григорий. Путник, обходя разные земли и государства, лишился ног. Тут пришло ему на мысль возвратиться в дом к отцу своему, куда он, опираясь руками, с превеликим трудом продолжал обратный путь свой. Наконец, доползши до горы, с которой виден уже был ему и дом отца его, лишился совсем рук. Отсюда живой глаз его взирал с веселой жадностью через реки, леса, стремнины, через пирамидных гор верхушки на блистающий издали замок, который был дом отца его и всей миролюбивой фамилии, конец и венец всех трудов путешествия. Но то беда, что наш Обсерватор ни рук ни ног действительных не имеет, а только мучится, как евангельский богач, смотря на Лазаря. Между тем, оглянувшись назад, увидел нечаянно чудное и бедственное зрелище: бредет слепец, прислушивается, ощупывает посохом то вправо, то влево, и будто пьян, и с дороги слоняется, подходит ближе, вздыхает: «Исчезают в суете дни наши. » «Пути твои, Господи, скажи мне. » «Увы мне, как пришествие мое продолжится!» И прочие такие слова сам себе говорит, вздыхая с частым преткновением и падением.

— 34-й год путешествия моего, а ты мне на

— Он живет в нагорном замке, называемом [Миргород]. Имя ему Ураний, а мое Практик.

Необыкновенная радость всегда печатлеется! слезами. После изобильного слез излияния слепец с орошенными глазами говорил брату своему следующее

— Сладчайший брат! По слуху слыхал я тебя, а теперь сердечное мое око видит тебя. Умилосердись, окончи мои бедствия, будь мне наставником. Скажу правду, что меня труд веселит, но всеминутное спотыкание всю мою крепость уничтожает.

— Сяду, брат мой, с охотой, чтобы показать нам истину написанного слова Божьего сего у сказывающего притчи: «Брат брату помогающий, как град тверд и высок, укрепится же, как основанное царство». Теперь взгляните на дивное дело Божье; из двух человек составлен один, одно путничье лицо сделало из двух сродностей без всякого смещения, но и без разделения взаимно служащих. Идет небывалый путник главнейшим путем, ни вправо, ни влево не уклоняясь, исправно переходит реки, леса, рвы и стремнины, проходит строптивые горы, с весельем поднимается мирно на высоту города, обливает его светлый и благовонный воздух; выходит безмятежная толпа миром и любовью дышащих жителей, плещущих руками, ожидая на крыльце, и приемлет в недра блаженного объятия сам ветхий днями Ураний,

Яков. Так что ж тебе сказать?

Григорий. Объявите главное ваше желание.

Яков. Наше желание верховное в том, чтоб быть счастливыми.

Григорий. Где ж ты видел зверя или птицу без сих мыслей? Ты скажи, где и чем искомое тобой счастье? А без этого, родной, ты слепец; он ищет отцовский замок, да не видит, где он. Знаю, что ищет счастье, но, не разумея, где оно, падает в несчастье. Премилосерднейшее естество всем без выбора душам открыло путь к счастью.

Афанасий. И твоя натура пахнет идолопоклонством. Лучше сказать: Бог открыл, не языческая твоя натура.

Яков. Здравствуй же, ольховый богослов! Если я, называя Бога натурой, сделался язычником, то ты и сам давно уже преобразился в идолопоклонника.

Афанасий. Чего ради?

Яков. Того ради, что это имя (Бог) есть языческое название.

Афанасий. Пускай и так, но христиане уже

сделали это название своим.

Яков. Для чего ж ты боишься Бога назвать натурой, если первые христиане усвоили себе языческое название (Бог)?

Афанасий. Много ты болтать научился.

Яков. Разве ты не слушал никогда, что высочайшее существо свойственного себе имени не имеет?

Афанасий. Не имеет? А что ж за имя ему было у жидов? Какое-то Егова, понимаешь ли?

Афанасий. Вот то-то оно, что не понимаешь.

Ермолай. Бог помощь! Что у вас за спор! Я давно прислушиваюсь.

Афанасий. Здравствуй, друг!

Яков. Пожалуйста, будь судьей нашей ссоры.

Ермолай. Готов. В чем дело?

Яков. Идолопоклонством считает, если Бога назвать натурой.

Афанасий. Постой, все вещественное родится, рождается и сам господний огонь.

Григорий. Долго ли вам спорить? Возвратимся к нашему разговору.

Ермолай. О чем разговор?

Яков. О том, в чем состоит счастье.

Григорий. Премилосерднейшая мать наша натура и отец всякой утехи всякому без разбору дыханию открыл путь к счастью.

Яков. Доволен ли ты сим мнением?

Афанасий. Теперь доволен.

Григорий. Но то беда, что не ищем знать, в чем оно точно имеет свое поселение. Хватаемся и боремся за то, как за твердое наше основание, что одним только хорошим прикрылось видом. Источником несчастья есть нам наша бессовестность: она-то нас пленяет, представляя горькое сладким, а сладкое горьким. Но сего б не было, если бы мы сами с собой посоветовались. Порассудим, друзья мои, и справимся, к доброму делу никогда не поздно. Поищем, в чем твердость наша? Подумай, такова дума есть и сладчайшая Богу молитва. Скажите мне, что такое для вас лучше всего? Если то отыщется, тогда и найдется и счастье точное; в то время до него и добраться можно.

Ермолай. Для меня кажется лучше всего то, если быть всем довольным.

Григорий. Скажи яснее!

Ермолай. На деньги, на землю, на здоровье, на людей и на все, что только ни есть в свете.

Яков. Чего ты засмеялся?

Афанасий. От радости, что случился дурачеству моему товарищ. Сей так же быть желает: горбатым, как верблюд; брюхатым, как кит, носатым, как крокодил; пригожим, как хорт, аппетитным, как кабан, и прочее.

Ермолай. Я не клевещу и не подаю на нее прошение.

Григорий. Ты клевещешь на ее милосердие.

Ермолай. Сохрани меня Бог, я на Бога не клевещу.

Григорий. Как не клевещешь? Сколько тысяч людей, лишенных того, чего ты желаешь?

Ермолай. Без числа, так что же?

Григорий. Удивительный человек! Так Бог, по твоему определению, есть не милосердный?

Григорий. Для того, что затворил им путь к сему, чего ты желаешь так, как надежной твари счастья?

Ермолай. Так до чего ж мы с тобой договорились?

Григорий. До того, что или ты с твоим желанием глуп, или Господь не милосердный.

Ермолай. Не дай Бог сего сотворить.

Григорий. Почем знаешь, что получение твоего желания тебя осчастливит? Справься, сколько

тысяч людей оное погубило? До каких пороков не приводит здравие с изобилием? Целые республики из-за этого пропали. Как же ты изобилия желаешь, как счастья? Счастье несчастливым не делает. Не видишь ли и теперь, сколь многих изобилие, как наводнение всемирного потопа, пожрало, я души их чрезмерными затеями, как мельничные камни, сами себя съедая, без зерна крутятся? Божье милосердие, конечно бы, осыпало тебя изобилием, если б оно было тебе надобно; а теперь выброси из души это желание, оно совсем разит родным световым квасом.

Ермолай. Называешь мое желание квасом?]

Ермолай. Почему желание светское?

Григорий. Потому что общее.

Ермолай. Для чего ж оно общее?

Сию тайную мрачного царства славу друг от друга приемля, заблуждаются от славы света Божьего, ведущего к истинному счастью водами, засеянными мирских похотей духом. Не вникнув в недра сладчайшей истины, а это их заблуждение, сказать Иеремииными словами, написано на ногте бриллиантовом, на самом роге их алтарей. Откуда проистекают все вещи и дело, так что сего началородного рукописания ни стереть, ни вырезать, ни разодрать невозможно, если не постарается сам и себе вседушно человек с Богом в Павле говорящим: «Не наша битва. «

Подпояши ж, человек, бедра свои истинные, вооружись против сего твоего злобного мнения. На что тебе засматриваться на манеры световые? Ведь ты знаешь, что истина всегда в малолюдном числе просвещенных Божьих людей царствовала и царствует, а мир сей принять не может. Собери пред собой их всех живописцев и архитекторов и узнаешь, что живописная истина не во многих местах обитает, а самую большую их толпу посеяло невежество и неискусство.

Ермолай. Так сам ты скажи, в чем состоит истинное счастье?

Григорий. Сперва узнай все то, в чем оно не состоит, а, перешарив пустые закоулки, скорее доберешься туда, где оно обитает.

Григорий. Вот тебе свеча: премилосерднейший отец наш всем открыл путь к счастью. Сим камнем искупай золото и серебро, чистое ли?

Афанасий. А что ж, если кто испытывать не искусен?

Григорий. Вот так испытай! Можно ли всем людям быть живописцами и архитекторами?

Афанасий. Никак нельзя, вздор нелепый.

Григорий. Так не тут же счастье. Видишь, что к нему не всякому путь открыт.

Афанасий. Как не может все тело быть оком, так сему не бывать никогда.

Григорий. Можно ли быть всем изобильными или чиновными; дюжими или пригожими, можно «ли поместиться во Франции, можно ли в одном веке родиться? Нельзя никак! Видите, что родное счастье не в знатном чине, не в теле дарование, не в красной стране, не в славном веке, не в высоких науках, не в богатом изобилии.

Афанасий. Разве ж в знатном чине и в веселой стране нельзя быть счастливым?

Григорий. Ты уже на другую сторону, как некий лях через кобылу, перескочил.

Григорий. Не мог слезть без подсаживания других, потом в двенадцатый раз пересилившись перевалился на другой бок ну вас к черту! Передали перцу, сказал, рассердись.

Афанасий. Да не о том я спрашиваю, обо мне спрашиваю.

Афанасий. Кто ж на этом подпишется?

Григорий. Но если б страна существом или эссенцией счастья была, непременно нельзя бы нам быть всем счастливыми. Во всякой статье есть счастлив ли и несчастлив ли. Не привязал Бог счастья ни к временам Авраамовым, ни к предкам Соломоновым, ни к царствованию Давидову, ни к наукам, ни к статьям, ни к природным дарованиям, ни к изобилию: по сей причине не всем к нему путь открыл и праведен во всех делах своих.

Афанасий. Где ж счастья сыскать, если оно ни тут, ни там, нигде?

Григорий. Я еще младенцев выучил, выслушай басенку. Дед и баба сделали себе хату, да не прорубили ни одного окошка. Невесела хата. Что делать? По долгом размышлении определено в сенате идти свет доставать. Взяли мех, разинули его в самый поддень пред солнцем, чтоб набрать, будто муки, внести в хатку.

Афанасий. Целый свет не видел столько бестолковых, сколько твой дед и баба.

Григорий. Он мой и твой вместе, и всех.

Афанасий. Пропадай он! Как ему имя?

Афанасий. Иш, к черту его.

Григорий. Ты его избегаешь, а он с тобой всегда.

Афанасий. Как со мной?

Григорий. Если не хочешь быть с ним, то будешь самим им.

Афанасий. Вот навязался со своим дедом.

Григорий. Что ж нужды в имени, если ты делом точный Иш.

Афанасий. Поди себе прочь с ним.

Ермолай. А бабу как зовут?

Яков. Иш и Мут не разлучатся, сия пара сопряженная.

Яков. Блаженный Иш и счастливая Мут, они в кончину дней своих домолились, чтобы всевидящее, недремлющее, великое всего мира око, светило, храмину их просветило, а прочим вечная мука, мятеж и шатание.

Лонгин. Дай Бог радоваться!

Григорий. О любезная душа! Кой дух научил тебя так здороваться? Благодарим тебя за это поздравление.

Яков. Так здоровались всегда древние христиане.

Ермолай. Не дивно. Сей здороваться образец свойствен Христу Господу. Он рожден Божьим миром. В мире принес нам, благодетельствуя, мир, всяк ум превосходящий. Снисходит к нам с миром. «Мир дому сему», мир вам, учит о мире: «Новую заповедь даю вам. » Отходя, мир же оставляет: «Мир мой даю вам, дерзайте! Не бойтесь! Радуйтесь!»

Афанасий. Знаешь ли, о чем между нами разговор?

Лонгин. Я все до точки слышал.

Афанасий. Он под яблоней сидел, конечно. Отгадал ли я?

Лонгин. Вы не могли видеть меня за ветвями.

Григорий, Скажи, любезный Лонгин, есть ли беднее тварь от того человека, кой не дознался, что такое лучшее для него и желательнее всего?

Лонгин. Я и сам часто удивляюсь, что мы в посторонних обстоятельствах чересчур любопытны, рачительны и проницательны: измерили море, землю, воздух и небеса и обеспокоили брюхо земное ради металлов, размежевали планеты, доискались в луне гор, рек и городов, нашли других миров несчетное множество, строим непонятные машины, засыпаем бездны, вспять направляем и привлекаем стремления водные, ежедневно новые опыты и дикие изобретения.

Боже мой, чего не умеем, чего мы не можем! Но то горе, что при всем том кажется, что чегось великого недостает. Нет того, чего и сказать не умеем: одно только знаем, что не досталось чего-то, а что оно такое, не понимаем. Похожи на бессловесного младенца: он только плачет, не в силах знать, ни сказать, в чем нужда его, одну только досаду чувствует. Это явное души нашей неудовольствие не может ли нам дать догадаться, что все эти науки [не] могут мыслей наших насытить? Бездна душевная оными (видишь) наполняется. Пожрали мы бесчисленное множество обращающихся, как на английских колокольнях часов, [систем] с планетами, а планет с горами, морями и городами, да, однако ж, алчем; не умаляется, а рождается жажда наша.

Математика, медицина, физика, механики, музыка со своими обеими сестрами; чем изобильнее их вкушаем, тем пуще палит сердце наше голод и жажда, а грубая наша остолбенелость не может догадаться, что все они суть служанки при госпоже и хвост при своей голове, без которой все тело недействительно. И что ненасытнее, беспокойнее и вреднее, как человеческое сердце, этими рабами без своей начальницы вооруженной? Чего ж оно не дерзает предпринять? Дух несытости гонит народ, способствует, стремится за склонностью, как кораблю и коляска без управителя, без совета и предвидения, и удовольствия. С жаждой, как пес, с ропотом вечно глотая прах и пепел гибнущий, лихвы отчужденные еще от груди, заблудившие от утробы, минув существенную суть над душевной бездной внутри нас гремящего это: «Я есть, я есть сущий!» А как не исправились, в чем для них самая нужнейшая надобность и что такое есть предел, черта и край всех-всех желаний и намерений, дабы все свои дела приводить к сему главнейшему и надежнейшему пункту, затем пренебрегли и царицу всех служебных сих духов или наук от земли в землю возвращающихся, минув милосердную дверь ее, отвергающую вход и вводящую мысли наши от низовых подлостей и тени к пресветлой и существенной истине увядающего счастья.

Теперь подумайте, друзья мои, и скажите, в чем состоит самонужнейшая надобность? Что есть для вас лучшее и саможелатейнейшее всего? Что такое сделать вас может счастливым? Рассуждайте заблаговременно, выйдите из числа беспутных путников, которые и сами не могут сказать, куда идут и зачем’ Жизнь наша есть путь, а исход к счастью не коротенький.

Афанасий. Я давно бы сказал мое желание, да не приходит мне на ум то, что для меня лучше всего на свете.

Яков. Конечно, не за то муж жену наказывает, что в гостях была и пиво пила, это доброе дело, но за то, что дома не ночевала.

Лонгин. Еще нам не было слышно имя это (математика), а наши предки давно уже имели [построенные] храмы Христовой школы. В ней обучается весь род человеческий сродного себе счастья, и сия-то есть кафолическая, то есть всеродная наука. Языческие кумирницы или места служения Божеству суть то ж Христова учения и школы. В них и на них написано было премудрейшее и всеблаженнейшее слово это: «познай себя». Без преклонения то ж точно у нас самих, вот: «Внемли себе, внимай себе» (Моисей). «Царствие Божье внутри вас есть» (Христос). «Вы есть храм Бога живого» (Павел). «Себя познавшие премудры» (Соломон). «Если не познаешь самого себя» (Соломон). «Закон твой посреди чрева моего» (Давид). «А не верующий уже осужден есть» (Христос).

Афанасий. Для меня, кажется, нет ничего» лучшего, как получить мирное и спокойное сердце; в то время всего приятно и сносно.

Яков. А я желал бы в душе моей иметь столь твердую крепость, дабы ничто ее поколебать и опрокинуть не могло.

Лонгин. Сии троих вас желания по существу своему есть одно. Может ли быть яблоня жива и весела, если корень нездоровый? А здоровый корень есть крепкая душа и мирное сердце. Здоровый корень рассыпает по всем ветвям влагу и оживляет их, а сердце мирное, жизненной влагой напоенное, печатает следы свои по наружностям: «И будет, как древо, насажденное при исходящих водах».

Григорий. Не утерпел ты, чтоб не приложить библейского алмаза; на ж и это: «На воде спокойной воспитал меня».

Лонгин. Вот же вам верхушка и цветок всей жизни вашей, внутренний мир, сердечное веселье, душевная крепость. Сюда направляйте всех дел ваших течение.

Афанасий. О нем-то, думаю, говорит Павел: «Мир Божий да водворится в сердцах ваших».

Афанасий. Его-то благовествуют красные ноги апостольские да чистые ноги.

Афанасий, Его-то, умирая, оставляет ученикам своим Христос?

Афанасий. А как его оставил им, так на земле совсем отделался?

Афанасий. Да можно ль всем достать его?

Афанасий. Где ж его можно достать?

Афанасий. Для чего ж не все имеют?

Лонгин. Для того что иметь не желают!

Афанасий. Если можно всем его достать, почему ж Павел называет всяк ум или понятие превосходящим?

Лонгин. Потому что никто не удостаивает принять его в рассуждение и подумать о нем. Без охоты все тяжело, и самое легкое, Если все сыновья отца оставили и, бросив дом, отдались в математику, в навигацию, в физику, можно справедливо сказать, что таковым головам и в мысль не приходит хлебопашество. Однако земледелие вдесятеро лучше тех крученых наук, потому что для всех нужнее. Сей мир, будто неоцененное сокровище, в доме нашем внутри нас самих зарыто. Можно сказать, что оное бродягам и бездомным на ум не всходит, расточившим сердце свое по пустым посторонностям. Однако оное далеко сыскать легче, нежели гоняться и собирать пустошь по околицам. Разве ты не слыхал, что сыновья века сего мудрее, нежели сыны ныне?

Афанасий. Так что ж?

Лонгин. Так то ж, что хотя они и дураки, да сыскивают свое.

Афанасий. Что ж далее?

Лонгин. То далее, что оно не трудно, когда добрые люди хоть неповоротливы и ленивы, однако находят.

Афанасий. Для чего молодые люди не имеют мира, хотя они остры?

Лонгин. Для того, что не могут и подумать о нем, поколь не обманутся.

Афанасий. Как зги люди зовутся?

Лонгин. Мир, свет, манер. В то время послушает ли тот молокосос одного доброго человека?

Лонгин. Тот, что не идет на совет нечестивых.

Афанасий. Как ему имя?

Лонгин. Христос, Евангелие, Библия. Сей один ходит без порока: не льстит языком ближним своим, а последователям и друзьям своим вот что дарует: «Мир мой оставляю вам. » «Мир мой даю вам. » «Не как мир дает. «

Яков. Он его и Богом называет?

Лонгин. Конечно, се-то та прекрасная дуга, умирившая дни Ноевы.

Яков. Чудеса говоришь. Для чего ж сей чудесный мир называется Богом?

Яков. Для чего называется светом?

Яков. И странное, и сладкое, и страшное говоришь,

Лонгин. Так скажи ты, что лучше сего? Я тебя послушаю.

Афанасий. Слушай, брат!

Афанасий. Кажется, всегда был бы спокоен человек, если бы в свете все по его воле делалось.

Лонгин. Сохрани Бог!

Григорий. А что ж, если твой разум и воля подобны стариковой кошке?

Афанасий. Что это означает?

Григорий. Старик запалил печь, упрямая кошечка не вылезает из печи. Старик вытащил ее и плетью выхлестал.

Афанасий. Я бы старался, чтоб моя воля была согласна самым искуснейшим головам в свете.

Ермолай. Вспомнились мне некоего мудреца хорошие слова: благодарение воссылаю блаженной натуре за то, что она все нужное легко добыточным сделала, а чего достать трудно, тое ненужным и малополезным.

Яков. Ах, гора Божественна! Когда б мы знали, как на тебя восходить!

Лонгин. Слушай Исайю: «с великим весельем».

Афанасий. Но где мне взять веселья? И что есть оное?

Лонгин. «Страх Господень возвеселит сердце». Вот тебе вождь. Вот ангел великого совета. Разве ты не слыхал, что Бог Моисею говорит?

Лонгин. «Пошлю страх, ведущий тебя. Се я пошлю ангела моего; внемли ему и послушай его, не удалится бо, ибо мое имя на нем есть».

Потом велел их ангелам своим отвести во врачебный дом. Тут они, через шесть дней принимая рвотное, в седьмой день совершенно успокоились от всех болезней своих, а вместо горести на одном сердце было написано это: «Да будет воля твоя»; на другом: «Праведен ты, Господи, и правы суды твои»; на третьем: «Веровал Авраам Богу. «; на четвертом: «Благословлю Господа на всякое время. «;»на пятом; «За все благодарите. «

В то время вся вселенная, с несказанным весельем и согласием плещущая руками, воскликнула сию Исаину песнь: «И будет Бог с тобой всегда, и насытишься, как желает душа твоя, и кости твои утучнеют и будут, как сад напоенный и как источник, его же не оскудеет вода, и кости твои прозябнут, как трава, и разбогатеют, и наследят роды родов». Сию песнь все до единого жителя столь сладко и громко запели, что и в этом мире сердечное ухо мое слышит ее.

Афанасий. Знаю, куда говоришь. А какое рвотное лекарство принимали они?

Афанасий. Как сей спирт зовется?

Афанасий. Где же нам взять его?

Григорий. Бедняга! До сих пор не знаешь, что царский врачебный дом есть святая Библия. Там аптека, там больница горная и ангелы, а внутри тебя сам верховный врач. В сию-то больничную горницу иерихонского несчастливца приводит человеколюбивый самаритянин. В сем одном доме можешь сыскать врачевство для искоренения из сердца твоего ядовитых и мучительных неприятелей, о коих писано: «Враги человеку домашние его». Враги твои суть собственные твои мнения, воцарившиеся в сердце твоем и всеминутно его мучащие, сплетники, клеветники и противники Божьи, бранящие непрестанно владычное в мире управление и древнейшие законы обновить покушающиеся, сами себя во тьме и согласников своих вечно мучащие, видя, что правление природы совсем не по бесноватым их желаниям, не по омраченным понятиям, но по высочайшей отца нашего советам вчера и сегодня и вовеки свято продолжается. Сии-то неразумеющие хулят распоряжение кругов небесных, осуждают качество земель, порочат изваяние премудрой Божьей десницы в зверях, деревьях, горах, реках и травах: ничем не довольны; по их несчастному и смешному понятию, не надобно в мире ни ночи, ни зимы, ни старости, ни труда, ни голода, ни жажды, ни болезней, а тем более смерти. К чему она? Ах, бедное наше знаньице и понятьице. Думаю, не хуже бы мы управили машиной мирской, как беззаконно воспитанный сын отеческим домом. Откуда эти бесы вселились в сердца наши? Не легион ли их в нас? Но мы сами занесли сию началородную тьму с собой, родившись с ней.

Афанасий. Почему ты мнения называешь бесами?

Григорий. А как же их назовешь?

Афанасий. Я не знаю.

Григорий. Так я знаю! Бес эллинским языком называется daimonion.

Афанасий. Так что ж?

Апостол, взглянув на него просвещенным, как солнце, лицом, сказал: «О благословенная и благодарная душа! Войди в обитель отца твоего небесного и веселись вечно; мало ты кушал., а много сыт».

И если таковое горькое мнений море наполнило сердце и пожрала злая глубина душу, то на какой там надеяться свет, где горя тьма? Какое веселье и сладость, где нет света? Какой мира, где нет жизни и веселья? Какая жизнь и мир, если нет Бога? Что за Бог, если нет души истины и духа владычьего? Какой дух истины, если не мысли вещественные и сердце чистое? Что за чистое, если не вечное, как написано: «Помышления его в род и род»? Как же вечное, если на вещество засмотрелось? Как же не засмотрелось, если почитает оное? Как же не почитает, если надеется на оное? Как же не надеется, если тужит о разрешении праха? Не се ли есть таковое сердце: «Увидел: как пепел, сердце их, и прельщаются, и не один не может избавить душу свою»? Не се ли есть грехопадение и заблуждение от Бога в сторону праха идолочестия? Не се ли есть голова змеина,. о которой писано: «Тот снесет свою главу»? Слушай, Ермолай! Вот как нужно восходить на гору мира: принимай рвотное, очищай сердце, выблюй застарелые мнения и не возвращайся на блевотину. Пей чистую воду, новых советов воду во все дни.

Григорий. Живые проживаем, друзья мои, жизнь нашу, да протекают безумные дни наши и минуты. Обо всем нужном для течения наших дней промышляем, но первейшее попечение наше пусть будет о мире душевном, о жизни, здравии и спасении ее. Что нам пользы приобрести целой вселенной владение, а душу потерять? Что ты в мире сыщешь столь дорогое и полезное, чтоб заменить отважился за душу свою? Ах, опасно спутаем, чтоб попасть нам войти в покой Божий, в праздник Господень, по крайнейшей мере в субботу, если не в преблагословейнейшую суббот субботу и в праздник.

Ермолай. А где находится это безначальное начало и внешнее естество?

Григорий. Если прежде не сыщешь внутри себя, без пользы искать будет в других местах. Ибо это дело есть совершенных сердцем, а нам Должно обучаться букварю сей преблагословенной субботы, или покоя.

Ермолай. Победить апокалиптического змея, страшного того [с железными Зубами] зверя, который у пророка Даниила все пожирает, остаток ногами попирая, есть дело тех героев, коих Бог в «Книге Чисел» велит Моисею вписать в нетленный свой список для войны, минуя жен и детей, не могущих умножить число святых Божьих мужей, не от крови, не от похоти мужеской, но от Бога рожденных, как написано: «Не соберу соборов их от кровей. «, те одни почивают с Богом от всех дел своих, а для нас, немощных, и той Божьей благодати довольно, если можем дать баталию с маленькими бесками: часто один крошечный душок демонский страшный бунт и горький мятеж, как пожар душу жгущий, взбуряет в сердце.

Но можно ли счесть неисчислимые тьмы нечистых духов и черных воронов, или (с Павлом сказать) духов злобы поднебесной, по темной и неограниченной бездне, по душе нашей, будто по пространнейшему воздуху шатающихся? Это все еще не исполины, не самые бездельные, как собачки постельные, душки, однако действительно колеблют наше неискусное в битве и не вооруженное советами сердце; самый последний бесишка тревожит наш неукрепленный городок; что ж если дело дойдет до львов? Открою вам, друзья мои, слабость мою. Случилось мне в неподлой компании не без удачи быть участником разговора. Радовался я тем, но радость моя вдруг исчезла: две персоны начали хитро ругать и отсеивать меня, вкидая в разговор такие алмазные слова, кои тайно изображали подлый мой род и низкое состояние и телесное безобразие. Стыдно мне вспомнить, сколь затревожилось сердце мое, а сильнее всего оттого, что сего от них не чаял; с трудом я при долгом размышлении возвратил мой покой, вспомнив, что они бабины сыны.

Афанасий. Что се значит?

Афанасий. Сии люди, имея с собой одинаковый вкус, совершенно доказывают, что они плод райской сей яблони.

Яков. Законное житье, твердый разум, великодушное и милосердное сердце есть то чистый звон почтенной персоны.

Григорий. Видите, друзья мои, сколько мы отродились от предков своих? Самое подлое бабское мненьице может поколотить сердце наше.

Ермолай. Ах, высокий сей мир, трудно до него добраться. Коль чудное было сердце это, что за се Бога благодарило.

Но не легче ли тебе питаться одним зельем суровым и притом иметь мир и утешение в сердце, нежели над изобильным столом сидеть гробом повапленным, исполненным червей неусыпных, душу день и ночь без покоя угрызающих? Не лучше ли покрыть тело самой нищей одеждой и притом иметь сердце, в ризу спасения и одеждой веселья одетое, нежели носить златотканое платье и меж тем таскать геенный огонь в душевных недрах, печалями бесовскими сердце опаляющий? Что пользы сидеть при всяком довольстве внутри красных углов телом своим, если сердце вверженное в самую крайнейшую тьму неудовольствия из украшенного чертога, о коем пишется: «Птица обрела себе храмину. основана бо была на камне. камень же был Христос. который есть мир наш. душа наша, как птица избавилась, и сеть сокрушилась. кто даст мне крылья. «

Ермолай. Для меня это темновато.

Это же тайно образует церемония обрезания и крещения. Умереть с Христом есть то оставить стихийную немощную натуру, а перейти в невидимое и горное мудрствовать. Тот уже перешел, кто влюбился в сии сладчайшие слова: «Плоть ничто же. » Все то плоть, что тленное. Сюда принадлежит пасха, воскрешение и исход в землю обетованную. Сюда взошли колена Израилевы пред Господа. Тут все пророки и апостолы в граде Бога нашего, в горе святой его, ми на Израиля.

Ермолай. Темно говоришь.

Афанасий. Ты так загустил речь твою библейским лоскутьем, что нельзя разуметь.

Лонгин. Простите, друзья мои, чрезмерную мою склонность к сей книге. Признаю мою горячую страсть. Правда, что из самых младенческих лет тайная сила и мания влечет меня к нравоучительным книгам, и я их больше всех люблю. Они врачуют и веселят мое сердце, а Библию начал читать около тридцати лет от рождения моего. Но сия прекраснейшая для меня книга над всеми моими [другими] полюбовницами верх одержала, утолив мой долговременный голод и жажду хлебом и водой, сладчайшего меда и соты Божьей правды и истины, и чувствую особливую мою к ней природу. Избегал, избегаю и убежал за предводительством Господа моего всех житейских препятствий и плотских любовниц, дабы мог спокойно наслаждаться в пречистых объятьях красивейшей, лучше всех дочерей человеческих, сей Божьей дочери. Она мне из непорочного лона своего родила того чудного Адама, кой, как учит Павел, «создан по Богу, в правде, преподобии и истине» и о коем Исайя: «Род же кто его исповедует».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *