равель композитор краткая биография
Морис Равель
французский композитор-импрессионист, дирижёр
Морис Жозеф Равель
Большой мастер, одаренный художник, Равель обогатил французское и мировое музыкальное искусство творениями огромной ценности. Его открытия в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыке. Он считается одним из реформаторов музыки 20 века.
Морис Жозеф Равель (фр. Joseph Maurice Ravel) родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. Музыкальные способности мальчика обнаружились очень рано, и в 7 лет он начал заниматься фортепиано и гармонией.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Уже в студенческие годы Морис создал талантливые произведения. Многое он воспринял от музыки Э.Шабрие, Э.Сати, К.Дебюсси, а также русских композиторов – А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского.
Непревзойдённый мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель – автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.
Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам – ясности стиля, чувству меры и красоты.
Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронт, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых – фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе П.Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена».
В 1920-х годах Равель знакомится с русским постановщиком Сергеем Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с В.Нижинским в главной партии. Тогда же Равель много гастролирует по странам Европы и Америки – дает концерты как пианист и дирижёр, исполняя преимущественно свои сочинения. Всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей.
Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел и заказ этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. 22 ноября 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялась премьера «Болеро».
Популярность этого сочинения не имеет границ. Его триумфальное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.
Умер Морис Равель 28 декабря 1937 года в Париже, где и был похоронен на кладбище пригорода Леваллуа-Перре. В 1975 году в Лионе был открыт концертный зал «Аудиториум М.Равеля».
Равель, Морис Жозеф
Содержание
Биография
Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Ш. Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» (или Прекурсором).
Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.
Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии — В. Нижинский — великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета славы Мориса Равеля.
Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.
Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.
В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.
Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Морис Равель — краткая биография
Полное имя: | Жозеф Морис Равель |
Дата рождения: | 07.03.1875 |
Место рождения: | Сибур, Франция |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Композитор, пианист, дирижер |
Дата смерти: | 28.12.1937 (62 год) |
Большинство музыковедов называют Мориса Равеля импрессионистом – как и старшего современника Клода Дебюсси, хотя сами композиторы таковыми себя не считали. Равель создал собственный стиль музыкального письма, испытав влияние творчества композиторов Э. Сати, Г. Форе, Н.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и др.
Детство и юность
Дата рождения Жозефа Мориса Равеля – 7 марта 1875 г. Это событие произошло в городе Сибур на юго-западной границе Франции и Испании.
Глава семейства швейцарец Жозеф Равель, работал инженером железнодорожного транспорта, а также был техником-изобретателем: усовершенствовал двигатели, придумал аттракцион «Вихрь смерти» (прототип «Американских горок»). Ни одну из разработок он не завершил из-за аварий и поломок. Жозеф был также музыкантом-любителем: играл на рояле и флейте. Любовь к музыке он передал сыну.
Мать Мориса Мари Делюар принадлежала к древней народности басков, известных своим особым менталитетом и культурой. Элементы баскского и испанского фольклора проявились в последствии в музыке Равеля.
Когда мальчику было 4 месяца, семья переехала в Париж. У Мориса рано проявились музыкальные способности и обнаружился абсолютный слух. Однажды в гостях он заявил, что черную клавишу рояля «фа-диез» надо перекрасить в белую, т.к. звучит она как «фа». Взрослые проверили и убедились: инструмент был настроен на полтона ниже.
Жозеф Равель, Мари Делюар и маленький Морис
Профессиональное образование
В возрасте 7 лет началось музыкальное образование Равеля: с 1882 года – занятия фортепиано с пианистом Анри Гизом, а с 1887 – по гармонии с Шарлем Рене. 14-летним подростком, в 1889-м, Морис стал студентом Парижской консерватории. Как исполнитель-пианист он быстро достиг успеха под руководством педагога Шарля де Берио. А с композиторским образованием возникли проблемы: юноша увлекся новомодными течениями в искусстве и не желал следовать классическим канонам гармонии и контрапункта.
Класс фортепиано Шарля де Берио в 1895 году (Равель слева)
Скандал из-за Римской премии
Новаторские сочинения Равеля стали набирать популярность. С 1901 по 1905 гг. он подавал конкурсные заявки в номинации «композитор» на получение ежегодной Большой Римской премии, которая присуждалась деятелям искусства с 1663 г. и предоставляла возможность стажировки в Риме. Жюри конкурса состояло из приверженцев академического стиля композиции, и музыку Равеля они считали недостойной и бездарной. Морис каждый раз проигрывал конкурс.
Последняя попытка в 1905 г. привела к скандалу: Равелю было отказано в участии из-за возрастных ограничений, хотя «планки» 30-ти лет он тогда ещё не достиг. Прогрессивная общественность поднялась на защиту композитора, пресса осуждала коррупционные действия жюри конкурса, и в результате одного из его членов – директора Парижской консерватории Теодора Дюбуа – сняли с занимаемой должности.
Военная служба
Морис был патриотом своей страны, и когда начались боевые действия Первой мировой войны, не мог оставаться в стороне. Он добивался мобилизации на фронт, но безуспешно: при росте менее 160 см и малом весе врачи давали медотвод. Мужчина проявил настойчивость, и, наконец, получил направление на военную службу в качестве шофера грузовика в армейских частях и на аэродромах.
Война подорвала здоровье Равеля: за три года он перенес операцию на кишечнике, обморожение ног и контузию. В 1918 г. ему пришлось покинуть армию и вернуться в Париж. В январе 1920 г. Равеля представили к Ордену почетного легиона, но тот шокировал всех, отказавшись от награды, поскольку считал собственные военные заслуги незначительными.
Равель в форме французской армии в 1916 году
Расцвет и слава
Впечатления от ужасов войны наложили эмоциональный отпечаток на дальнейшее творчество композитора. Он покинул пустой блеск светского общества Парижа и купил загородный дом в Монфор Ламори.
Наиболее известными произведениями Равеля в послевоенный период стали:
Кроме сочинения музыки, Морис Равель вел концертную деятельность как пианист и дирижер, исполнитель собственных произведений, гастролировал в Швейцарии и Испании, в 1928 г. с успехом выступал в Канаде и США, где познакомился с Дж. Гершвином.
Последние годы
В 1932 году Морис Равель отправился в европейское турне вместе с Маргаритой Лонг – бывшей однокурсницей-пианисткой.
В том же году композитор получил травму головы в автомобильной аварии. У него начались провалы в памяти – стал забывать имена, отдельные слова, однажды придя на пляж, он вдруг понял, что разучился плавать. Творческая жизнь музыканта прекратилась.
В 1937 г. врачи диагностировали у Равеля афазию и провели экспериментальную операцию на головном мозге. Композитор очнулся после наркоза, позвал брата, но затем снова потерял сознание, а через 9 дней, 28 декабря 1937 г., умер. Его похоронили в местечке Леваллуа-Перре, недалеко от Парижа.
Морис Равель в последние годы жизни
Личная жизнь
Равель – один из самых «закрытых» композиторов: нет никаких упоминаний о его любовных увлечениях или связях. Он не вступал в брак, не имел детей, никогда ни с кем не обсуждал свою личную жизнь, избегал общения с журналистами. Слухи о нетрадиционной ориентации композитора документально не подтверждаются.
Равель был педантичен не только в творчестве, но и в быту. Маленький рост и худобу он компенсировал элегантным стилем, лоском и качеством одежды.
Творческое наследие и заслуги
В списке сочинений Равеля всего около трех десятков наименований – и это немного в сравнении с другими мастерами. Причина – в стиле работы композитора над каждым сочинением: он четко планировал форму и содержание, оттачивал детали, доделывал и переделывал окончательный результат.
При жизни заслуги Равеля недооценили на родине. Зато в других европейских странах он был удостоен почетных званий:
Морис Равель — биография и произведения композитора
Морис Равель — биография
Морис Равель композитор-импрессионист, творческая деятельность которого пришлась на начало ХХ века. Он стал реформатором в мире классической музыки и принес в нее много нового. Его творчество оказало влияние и на последующие поколения композиторов. Композиция, которую он сочинил для балета «Балеро», до сих пор можно услышать на сцене театров.
Первые годы жизни
Будущий композитор-новатор родился 07 марта 1875 года в городе Сибур, расположенном на юге Франции, который практически граничил с Испанией. Его отец родом из Швейцарии, работал на железной дороге инженером путей сообщения. Мать Равеля была по национальности басконка.
Морис Равель в молодости
Отец Равеля, несмотря на свою профессию, которая была далека от творческой деятельности, любил музыку. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отец смог пробудить у сына интерес к музыке. Кроме того, в доме, где рос маленький Равель, часто звучали мелодии баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяц после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отец отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Преподаватели, которые обучали и давали уроки музыки Равель, отмечали его необычный талант к новаторству. Но руководство консерватории оказалось не готово к таким переменам в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен.
2 года он находился в свободном плаванье и познакомился с Эриком Сати, который также как Морис Равель, обладал духом бунтарства и не боялся экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновила Равеля на создание и сочинение музыки.
Морис Равель во время учебы в Парижской консерватории
В 1897 году композитор снова поступает в Парижскую консерваторию, где его учителями стали Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и сожалел о бунтарском мировоззрении композитора, оба учителя ценили талант своего ученика и в последующем оказали сильное влияние на его развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе в качестве вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости Морис Равель получил признание публики. Он 4 раза (с 1901 по 1905 год) пытался получить Римскую премию, но все было тщетно. Судьи не воспринимали композитора-новатора и не давали ему дойти до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, которые не были поклонниками его творчества, не смогли остаться равнодушными от такого явного занижения его способностей. Формально причиной его исключения стал его возраст. Участвовать в конкурсе могли только молодые люди до 30 лет, а Морису до 30-тилетия оставалось еще несколько месяцев.
Морис Равель играет в молодости
Об этой несправедливости было написано в парижских газетах. Общественность встала на сторону Равель. Скандал разгорелся еще больше после того, как стало известно, что один из членов жюри был профессор консерватории Шарль Ленепве, который помог своим ученикам пройти в финал. Однако сам профессор все обвинения отрицал и говорил, что это получилось случайно.
Впоследствии из-за разгоревшегося скандала, директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу публика узнала о творчестве Мориса Равель, а его музыка получила признание и стала популярной в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Композитор Морис Равель
После того как стало известно о том, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла, о нем заговорили, много обсуждали, а музыка стала звучать на концертах. Через скандал, который не был намеренно спровоцирован, он получил, наконец, признание и смог изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
На время Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После окончания войны он продолжил свою деятельность, но изменил жанр и вместо оперы занялся инструментальными пьесами. Тогда он сочинил «Гробницу Куперона» и написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс».
Композитор много путешествовал и давал концерты по Европе. Он переносил в свое творчество чувства, которые испытал во время того или иного путешествия.
Одно из последних его произведений «Балеро», стало популярно во всем мире. Произведение можно услышать со сцены театров даже сегодня. Вдохновила его на написание композиции балерина Ида Рубинштейн.
Морис Равель в творческом процессе
В последние годы жизни Морис Равель писал мало. В 1932 году во время гастролей он попал в автомобильную катастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. Точкой в его творческой деятельности стал произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
На протяжении всей своей деятельности композитор не распространялся о личной жизни и какая-либо информации о романах не сохранилась. Известно, что официальной жены и детей у него не было. О любовницах или любовниках также ничего неизвестно.
Смерть
Из-за аварии у композитора ослабло здоровье. В 1933 году врачи нашли у него серьезное неврологическое заболевание, которое развилось из-за автомобильной катастрофы.
Морис Равель
В 1937 году врачами было принято решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не пошло на пользу Морису, а наоборот усугубило его здоровье. Он умер 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.
Жозеф Морис Равель
Фото Все
Видео Все
Топ 14 интересных фактов: М. Равель | Best of Ravel | История музыки
Морис Равель — биография
Морис Равель композитор-импрессионист, творческая деятельность которого пришлась на начало ХХ века. Он стал реформатором в мире классической музыки и принес в нее много нового. Его творчество оказало влияние и на последующие поколения композиторов. Композиция, которую он сочинил для балета «Балеро», до сих пор можно услышать на сцене театров.
Первые годы жизни
Будущий композитор-новатор родился 07 марта 1875 года в городе Сибур, расположенном на юге Франции, который практически граничил с Испанией. Его отец родом из Швейцарии, работал на железной дороге инженером путей сообщения. Мать Равеля была по национальности басконка.
Морис Равель в молодости
Отец Равеля, несмотря на свою профессию, которая была далека от творческой деятельности, любил музыку. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отец смог пробудить у сына интерес к музыке. Кроме того, в доме, где рос маленький Равель, часто звучали мелодии баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяц после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отец отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Преподаватели, которые обучали и давали уроки музыки Равель, отмечали его необычный талант к новаторству. Но руководство консерватории оказалось не готово к таким переменам в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен.
2 года он находился в свободном плаванье и познакомился с Эриком Сати, который также как Морис Равель, обладал духом бунтарства и не боялся экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновила Равеля на создание и сочинение музыки.
Морис Равель во время учебы в Парижской консерватории
В 1897 году композитор снова поступает в Парижскую консерваторию, где его учителями стали Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и сожалел о бунтарском мировоззрении композитора, оба учителя ценили талант своего ученика и в последующем оказали сильное влияние на его развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе в качестве вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости Морис Равель получил признание публики. Он 4 раза (с 1901 по 1905 год) пытался получить Римскую премию, но все было тщетно. Судьи не воспринимали композитора-новатора и не давали ему дойти до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, которые не были поклонниками его творчества, не смогли остаться равнодушными от такого явного занижения его способностей. Формально причиной его исключения стал его возраст. Участвовать в конкурсе могли только молодые люди до 30 лет, а Морису до 30-тилетия оставалось еще несколько месяцев.
Морис Равель играет в молодости
Об этой несправедливости было написано в парижских газетах. Общественность встала на сторону Равель. Скандал разгорелся еще больше после того, как стало известно, что один из членов жюри был профессор консерватории Шарль Ленепве, который помог своим ученикам пройти в финал. Однако сам профессор все обвинения отрицал и говорил, что это получилось случайно.
Впоследствии из-за разгоревшегося скандала, директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу публика узнала о творчестве Мориса Равель, а его музыка получила признание и стала популярной в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Композитор Морис Равель
После того как стало известно о том, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла, о нем заговорили, много обсуждали, а музыка стала звучать на концертах. Через скандал, который не был намеренно спровоцирован, он получил, наконец, признание и смог изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
На время Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После окончания войны он продолжил свою деятельность, но изменил жанр и вместо оперы занялся инструментальными пьесами. Тогда он сочинил «Гробницу Куперона» и написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс».
Композитор много путешествовал и давал концерты по Европе. Он переносил в свое творчество чувства, которые испытал во время того или иного путешествия.
Одно из последних его произведений «Балеро», стало популярно во всем мире. Произведение можно услышать со сцены театров даже сегодня. Вдохновила его на написание композиции балерина Ида Рубинштейн.
Морис Равель в творческом процессе
В последние годы жизни Морис Равель писал мало. В 1932 году во время гастролей он попал в автомобильную катастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. Точкой в его творческой деятельности стал произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
На протяжении всей своей деятельности композитор не распространялся о личной жизни и какая-либо информации о романах не сохранилась. Известно, что официальной жены и детей у него не было. О любовницах или любовниках также ничего неизвестно.
Смерть
Из-за аварии у композитора ослабло здоровье. В 1933 году врачи нашли у него серьезное неврологическое заболевание, которое развилось из-за автомобильной катастрофы.
В 1937 году врачами было принято решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не пошло на пользу Морису, а наоборот усугубило его здоровье. Он умер 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.