рассказ о жизни и творчестве васнецова
Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках
Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.
Детские годы в деревне Рябово
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи. Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух.
Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге
Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876
Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».
Сказочный мир Васнецова
«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»
Виктор Васнецов о себе
1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.
Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.
Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу.
Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.
Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.
Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»
В.М. Васнецов о своем творчестве
Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке.
Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.
Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 — 1898
Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин.
Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.
Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.
Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.
Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».
Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.
В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.
Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор».
Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.
Содержание
Биография Виктора Васнецова
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Творчество Васнецова
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).
Интересные факты из жизни художника
О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.
Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.
«Все — провалился!» — решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.
Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!
Виктор Михайлович Васнецов
Фото Все
Видео Все
Виктор Васнецов / Передвижники / Телеканал Культура
Виктор Васнецов. Pro и contra
Виктор Васнецов — биография
Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.
Русская публика всегда была непоследовательна по отношению к Виктору Васнецову. Одни считали его малярным мастером, другие профессором живописи. Случались времена, когда художник не мог продать ни одной своей картины, но вскоре все изменилось, и в нем видят непогрешимого гения, не соглашаться с которым даже просто неприлично. Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.
Детство и юность
Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.
Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.
После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.
Творчество
Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество.
Картина Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»
Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.
К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.
В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.
Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового « русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.
Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.
В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.
«Каменный век»
Спустя некоторое время Васнецова увлекла религиозная тема. Художник расписал петербургский храм Спас-На-Крови. Его кисти принадлежит стенная живопись в Храме Рождества Иоанна Предтечи. Вместе с другими художниками Васнецов разрабатывал проект храма-памятника Александру Невскому в городе Софии.
На протяжении десяти лет художник занимался росписью киевского Владимирского собора. Эта работа потребовала от Васнецова полной отдачи сил. В 1880-1890-м годах художник и его помощники расписали три тысячи квадратных метров стен этого собора. В строгие византийские мотивы живописец сумел добавить поэтичное, лирическое начало, сказочные мотивы, смягчившие восприятие росписи.
Свой собственный стиль оставил Виктор Васнецов и в архитектуре. «Русским стилем» художник считал не просто наследование старинных мотивов, а заимствование некоторых свойств, используемых древнерусскими зодчими. Именно Васнецов инициировал возведение на территории усадьбы Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного. При ее строительстве учитывались псковско-новгородские традиции. Там же возвели и сказочную беседку – «Избушку на курьих ножках».
Собственный дом, в котором жил Васнецов с семьей, он тоже спроектировал сам, правда, ему помогал в этом архитектор Василий Башкиров. Теперь там находится дом-музей Васнецова, а сам столичный переулок носит имя величайшего художника России.
Дом Виктора Васнецова
Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.
Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом, Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.
«Варяги» Виктора Васнецова
Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.
Личная жизнь
Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, принадлежавшей к большому купеческому роду в Вятке. Родители дали девушке приличное образование, она училась в вятской гимназии, потом на первых женских врачебных курсах петербургской медико-хирургической академии. Влюбленные сочетались браком в 1878-м, и этот семейный союз длился без малого пятьдесят лет. Виктор обрел счастье в личной жизни, в семье царила любовь и взаимопонимание. Супруга родила художнику пятерых наследников – дочку Татьяну и сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.
Виктор Васнецов с семьей
Младший брат Виктора Васнецова – Аполлинарий, тоже стал известным художником. В деревне Рябово Вятской губернии (нынешняя Кировская область), где Васнецовы проживали на протяжении более двух десятков лет, открыли музей, посвященный памяти двух братьев-живописцев.
Смерть
Виктор Васнецов завершил свой земной путь 23 июля 1926 года, в возрасте 78 лет. Причиной смерти стал инфаркт, настигший великого мастера на рабочем месте, в его столичной мастерской.
Памятник Виктору Васнецову
Местом упокоения художника стало Лазаревское кладбище, а когда его уничтожили, то прах Васнецова перенесли на Введенское кладбище.
Интересные факты
Картины
Ссылки
Художник русского народа: судьба Виктора Васнецова
Один известный человек сказал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Этим человеком был Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся художник XIX-XX вв., который показал всему миру душу русского народа и создал направление фольклорно-исторической живописи.
Детство и юношество
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял (Лопьял) Уржумского уезда Вятской губернии в семье потомственного священника Михаила Васильевича Васнецова. Через два года батюшка Михаил получил приход в селе Рябово этого же уезда, где и провел детство маленький Витя.
Священник Михаил Васильевич Васнецов, отец художника. Эскиз В.М. Васнецова
Семья жила так же, как и другие крестьяне, не отличаясь особым достатком. Виктор и его пять братьев помогали отцу вести хозяйство, так как их мать умерла очень рано.
Михаил Васильевич, будучи человеком образованным, души не чаял в своих детях и стремился развивать их разносторонне: обучение грамоте, арифметике, чтение научных журналов, рисование акварелью и резьба по дереву.
Суровая природа Вятского края, обособленный уклад жизни с сохранившимися обычаями, поверьями, деревенскими песнями и старинными сказками повлияли на формирование жизненного и художественного мировоззрения. Виктор и его младший брат Аполлинарий (тоже ставший впоследствии художником) сохранили атмосферу «преданий старины глубокой» на протяжении всего своего творчества.
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Хоть и замечал отец в своем сыне творческие наклонности, Михаил Васильевич не мог позволить Виктору учиться в художественной школе. Поэтому мальчику пришлось идти по стопам своих предков и поступить в 1858 году в духовное училище (как сыну священника ему предоставлялась учеба бесплатно). Окончив его в 1862 году, Васнецов поступает в духовную семинарию, где помимо Писания отрок начал изучать иконопись. На тот момент церковную живопись преподавал художник Николай Александрович Чернышев. Вместе с ним Виктор посещал городской музей, делая наброски с картин и скульптур.
Однажды дома у Николая Александровича Васнецов познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, ставший мальчику другом и наставником. Именно он рассказал юноше о Петербургской Академии художеств.
Васнецов, давно мечтавший стать художником, решил попытать счастье на вступительных экзаменах в кузницу знаменитых русских художников, но средств на поездку в столицу не было. И тогда Андриолли при посредничестве своего земляка, профессора Красинского, устроил лотерею в Вятке для богатых людей, на которой были распроданы все любительские картины молодого дарования. Юноша, собрав деньги таким образом, оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Васильевича отправился в Петербург.
В 1867 году Васнецов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, но из-за застенчивости и неуверенности в собственных силах не стал узнавать результаты. Виктор был убежден в провале, но решил остаться в Петербурге, чтобы попытать счастье на следующий год. Бродя по городу в поисках жилья и работы, он случайно встретил брата профессора Красинского, который поддержал юношу и помог ему устроиться на должность рисовальщика в картографическое заведение. Одновременно Васнецов начал посещать школу поощрения художников на Бирже, где познакомился с молодым преподавателем И.Н. Крамским и его друзьями – студентами Академии – скульптором М.М. Антокольским и живописцем И.Е. Репиным.
Летом следующего года Виктор Михайлович отправился в Академию снова сдавать вступительные экзамены. И каково было его удивление, когда он узнал, что еще в прошлом году был зачислен в студенты!
В течение первого года обучения Васнецов получил серебряную медаль за ученические работы. Юноша сошелся с талантливыми художниками: А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, В.И. Суриковым и многими другими. Его старания и успехи были оценены знаменитым профессором П.П. Чистяковым. Успешную учебу Васнецов также совмещал с поступающими заказами на создание рисунков и иллюстраций к изданиям азбук, сказок и рассказов.
К сожалению, учебу пришлось на время оставить. В 1870 умер отец, и Виктору Михайловичу пришлось уехать в Рябово, чтобы помогать братьям. Вернулся в Петербург он не один, а со своим братом Аполлинарием. Жить в столице стало труднее, и студент вынужден сводить концы с концами. Из-за этого Виктор нерегулярно посещал занятия, а потом и вовсе забросил учебу. Не став держать выпускные экзамены, Васнецов в 1874 году в итоге получил удостоверение, что «состоял в числе учеников Академии».
Начало творческого пути
Достигнув больших успехов в книжной графике, Виктор Михайлович решил бросить силы на освоение такого направления, как критический реализм. Для этого в 1875 году он примкнул к созданному Товариществу передвижных художественных выставок. Также в нем состояли Крамской, Куинджи, Репин, Поленов, Суриков. Художники стремились отразить в своем творчестве тяжелую жизнь крестьян и горожан и показать социальные проблемы страны. Русская интеллигенция поддерживала рвение Товарищества приблизить искусство к простому народу.
Васнецов был одухотворен новой работой, ведь кому как не ему, выходцу из простого народа, прожившему все детство среди крестьян, известны тяготы такой жизни? Так появилась первая серия картин художника: «Нищие певцы (Богомольцы)», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру». Глядя на многофигурные композиции, так и ощущается вся горечь нищей жизни и поучительная правда, а типажи отображают высокое мастерство автора.
Нищие певцы (Богомольцы). 1873
Книжная лавочка. 1876
С квартиры на квартиру. 1876
Но сам Виктор Михайлович остро ощущал нехватку знаний, поэтому с большой охотой откликнулся на приглашение Репина приехать к нему в Париж. Сам Илья Ефимович, блистательный выпускник Академии художеств, находился в поездке по Европе за счет учебного заведения.
Заручившись заказом на иллюстрации к книге Е.Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», Васнецов в марте 1876 отправился во Францию.
Поиски собственного стиля
Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, Виктор Михайлович с тщательностью и дотошностью изучал произведения Лувра и творения французских импрессионистов. Под их влиянием и создана картина во Франции «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа». Полотно Васнецов в 1877 году выставил на ежегодном парижском Салоне, но без успеха. Вернувшись через год на Родину, живописец представил «Акробатов» на передвижной выставке, где император Александр III, впечатленный работой, приобрел картину для своей коллекции.
Акробаты на празднике в окрестностях Парижа. 1877
В ноябре 1878 года Васнецов женился на уроженке Вятской губернии Александре Владимировне Рязанцевой, дочке купца. Скромная образованная девушка, окончившая женские врачебные курсы в Петербургской медико-хирургической академии, посвятила себя супругу и семье, в которой родилось пятеро детей: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил, Владимир. В этом же году художник был принят в Товарищество передвижников.
Портрет Александры Владимировны Васнецовой (Рязанцевой). 1878 (автор В.М. Васнецов).
В.М. Васнецов. Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
В.М. Васнецов. Портрет Бориса Викторовича Васнецова, сына художника. 1889
В.М. Васнецов. Портрет сына, Алексея Викторовича Васнецова в боярском костюме. Этюд для портрета молодого Ивана Грозного.
В.М. Васнецов. Портрет Михаила Викторовича Васнецова. 1892
В.М. Васнецов. Портрет Владимира Викторовича Васнецова, сына художника. 1899
В 1878 Васнецов вместе с супругой и братом переехал из Петербурга в Москву. Город поразил художника своей красотой, и Виктор Михайлович с удовольствием делал зарисовки московской архитектуры.
Этнограф В.А. Дашков, будучи директором Московского публичного и Румянцевского музея сделал заказ Васнецову на создание ряда портретов знаменитых русских деятелей с сохранившихся гравюр. Таким образом, из-под руки живописца появились портреты таких исторических личностей, как патриарх Гермоген II, князь Д.М. Пожарский, учитель Петра I Н.М. Зотов и его друг Ф.Я. Лефорт. Благодаря этой работе Васнецов все больше погружался в атмосферу старины. Он имел возможность прикоснуться к историческим реликвиям и ощущать дыхание прошлых веков.
Важным и поворотным событием в жизни художника стало знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, прославившимся любителем и покровителем деятелей искусств. В подмосковной усадьбе Мамонтовых – Абрамцево – собирались художники, литераторы, ученые, обсуждавшие исторические события и изучая археологические находки. Это и подвигло Васнецова создать серию историко-былинных картин. Первым произведением из серии стала картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (на основе «Слова о полку Игореве»).
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880
Но, к сожалению, данную работу критики осудили, а в обществе она вызвала неоднозначные реакции у зрителей. Лишь немногие, среди которых были Репин и профессор Чистяков, увидели в полотне самобытный образ, способный пробудить русскую душу и вызвать гордость.
Сказки из реальной жизни
Такая неоднозначная реакция на полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» не заставила художника отказаться от своей идеи создания «сказочного» цикла картин. Увлечение фольклором и русской стариной все больше отражалось на творчестве Васнецова. Для рабочего кабинета Мамонтова была написана картина «Ковер-самолет».
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Ахтырка, что неподалеку от Абрамцево, благодаря чему тесно общались с семейством Мамонтовых. Братья-художники часто уходили в лес, где подолгу работали на плэнере. Старший размышлял над сюжетом сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». И только случай позволил Виктору Михайловичу не только увидеть пейзаж для картины, но саму героиню.
Ахтырка. место усадьбы Васнецовых. 1879
Однажды он повстречал на лесной тропинке убитую горем босоногую крестьянку. Художник сделал наброски сжавшейся в комок девицы, а уже картину писал в своей московской мастерской. Так на свет появилась всем известная «Аленушка».
На Девятой передвижной выставке работа произвела неоднозначное впечатление: восхищение у простых зрителей и едкие замечания у критиков, среди которых был меценат П.М. Третьяков.
Однажды Мамонтов задумал построить на территории усадебного парка домовую церковь и предложил своим друзьям-художникам создать проект. Откликнулись Поленов, предложив вариант наподобие новгородского храма Спаса Нередицкого, и Васнецов, взяв за основу эскиза московское зодчество. Савва Иванович поддержал Виктора Михайловича, и уже в 1881-1882 была выстроена однокупольная церковь Спаса Нерукотворного. Особенность сооружения заключается в том, что помимо традиций московского зодчества, Васнецов воссоединил украшения майоликой ярославских храмов и резные узорчатые пояса под сводом крыши владимирских соборов. Иконостас и иконы создавали друзья Мамонтова: Поленов, Репин и сам автор. Виктор Михайлович еще создал парковую беседку в виде «избушки на курьих ножках», чем привел в неописуемый восторг детей мецената.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве
Возвращение к былинам и сказкам
В 1882 году Васнецов продолжил работу над былинным циклом. Следующим произведением стал «Витязь на распутье», которого художник задумал еще много лет назад. Для создания Виктор Михайлович тщательно изучал экспозиции Оружейной палаты Кремля и книги из публичной библиотеки. Психологический и философский смысл картины, отражающий некоторые черты русского человека, поразила современников.
Витязь на распутье. 1882
В этом же году Виктору Михайловичу, погруженному в изучение фольклора и истории, поступил заказ на расписной фриз для Московского Исторического музея. Председатель Московского археологического общества А.С. Уваров, инициатор идеи, попросил художника отобразить первобытный строй человека. Мастер обратился за помощью к этнографам и антропологам, а в качестве первобытных людей ему позировали художники В.А. Серов и К.А. Коровин, часто гостившие у Мамонтовых. В итоге появился состоящий из двух фрагментов фриз «Каменный век».
Каменный век. Фрагмент фриза. 1882-1885
Каменный век. Фрагмент фриза. 1882-1885
Также параллельно историческому полотну художник представил сказочную картину «Три царевны подземного царства». В ее основе лежит сказка об Иванушке, спустившегося в подземное царство в поисках своей матери и повстречавшего трех девушек, олицетворяющих Золото, Драгоценный камень и Медь (Васнецов образ девушки-Меди поменял на Уголь, символизирующий энергию тепла и движения).
Три царевны подземного царства. 1884
Период храмовой росписи
Васнецов любил и стремился создавать масштабные и монументальные работы, поэтому спустя некоторое время написал письмо Прахову, предложив свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Но перед этим Виктор Михайлович отправился через Варшаву и Вену в Италию, чтобы увидеть фрески мастеров эпохи Возрождения. К концу лета художник вернулся в Киев и приступил к делу. К оформлению площади почти в три тысячи квадратных метра были привлечены и другие художники (М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские и другие), но стиль Васнецова был определяющим.
Храм был украшен тематическими фресками: «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира», «Христос Вседержитель» (купол), «Единородный сын Слово Божие», «Радость праведных о Господе».
Крещение Руси. 1885-1896
Крещение князя Владимира. 1885-1896
Христос Вседержитель. 1885-1896
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
Радость праведных о Господе (левая часть триптиха). 1885-1896
Радость праведных о Господе (центральная часть триптиха). 1885-1896
Радость праведных о Господе (правая часть триптиха). 1885-1896
Успех храмовой росписи Васнецова был огромный. Образы и сюжеты обрели популярность и их в дальнейшем стали использовать во многих строящихся церквях России. Однако были и негативные отзывы о работах Виктора Михайловича (особенно в XX веке, когда появились открытия и исследования древнерусской иконы). Ярые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
В 1891 Васнецов вернулся в Москву на постоянное место жительства. Он приобрел небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы (в 3-м Троицком переулке) и принялся за строительство собственного дома. Хоть Виктор Михайлович и создал эскиз жилища, он нанял профессионального архитектора.
К тому времени мастер продолжил воплощение древнерусских сказок и былин. Представленная на Семнадцатой передвижной выставке картина «Иван-царевич на сером волке» получила восторженные отзывы от коллег и критиков.
Иван-царевич на сером волке. 1889
Слава Васнецова как талантливого русского художника достигла апогея. Виктор Михайлович был удостоен звания профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств.
Уже в новой мастерской художник выпустил очередную картину на древнерусскую мифологию «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», отражающую человеческую душу, в которой совмещены добро и зло, радость жизни и неизбежность смерти.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896
Сценографический опыт Виктора Михайловича связан с открытием в 1884 году Частной оперы Мамонтова. В театре художник оформил декорации к опере «Русалка» А.С. Драгомыжского, опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова», по мотивам которой в 1899 году создал полотно «Снегурочка».
Остропсихологический образ царя в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» Васнецов брал не с сохранившихся парсун и икон, а с Ф.И. Шаляпина в роли монарха в опере «Псковитянка» (декорации к ней также создал Виктор Михайлович совместно с Коровиным).
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Центральным и, пожалуй, самой известным произведением Васнецова является полотно «Богатыри». Что интересно, от момента нанесения карандашного эскиза до готовой работы прошло тридцать лет! Для создания образов богатырей Виктор Михайлович прибегал к помощи реальных прототипов: Илья Муромец – с грузного владимирского крестьянина, Добрыня Никитич – симбиоз портретных образов В.Д. Поленова, собственного автопортрета и своего отца – священника Михаила, Алеша Попович – с тринадцатилетнего сына Мамонтова Андрея.
Конец XIX века позволил Васнецову снова прикоснуться к книжной иллюстрации и архитектуре для демонстрации своего художественного дара. По проекту мастера для Всемирной выставки в Париже построили Русский павильон, а найденные им архитектурные мотивы легли в основу фасада Третьяковской галереи.
К столетию со дня рождения А.С. Пушкина производили переиздания его сочинений. Для оформления «Песни о вещем Олеге» Васнецов создал книжные миниатюры «Встреча Олега с кудесником», «Прощание Олега с конем», «Олег у костей коня» и орнаменты, придающие изданию старорусский стиль.
Встреча Олега с кудесником. 1899
Прощание Олега с конем. 1899
Олег у костей коня. 1899
У такого художника, как Васнецов, атмосферой сказки окутаны не только сюжетные полотна, но и пейзажи. Картина «Северная земля» показывает все волшебство сурового русского края, любовь к которому мастер хранит в своем сердце всю жизнь.
Северная земля. 1899
Орнаменты и символизм – основа стиля
Отличительной особенностью картин Васнецова является большое внимание к деталям, орнаментам и элементам одежды. Это можно наблюдать в картине «Баян», где на условно прорисованном пейзаже красочно изображены доспехи и плащи богатырей и орнаменты на одежде Баяна.
Символизм прослеживается в мрачной картине «Баба-яга», центром которой является злобная старуха в ярко-красной юбке, уносящая вдаль испуганного мальчика. Цвет юбки выбран не случайно. Полотно написано в год начала Октябрьской революции – 1917, и своим творчеством Виктор Михайлович выразил свое отношение к событиям в стране. Художник, глубоко верующий и любивший патриархальный царский режим, так и не принял социалистический строй, но при этом страны не покинул, оставшись верным своим истокам.
Несмотря на происходившие события, Васнецов продолжал писать былинные и сказочные картины, но в них уже преобладал красный и багряный цвета, отражающие военные действия и пролитую кровь. Это видно в «Бою Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», где автор не показывает лица богатыря, а фигура олицетворяет отчаяние.
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918
Тяжелые времена, перебои с продовольствием и нехватка холстов и красок не сломили желание Виктора Михайловича творить дальше. Только в его полотнах все больше прослеживалось отчаяние, драматизм и тревога за будущее, как, например, в картине «Царевна-лягушка».
Изменение настроения в творчестве
Советская власть начинала пропагандировать атеизм, а Васнецов в 1922 году становится руководителем реставрационных работ храма Святой Троицы на Самотечной улице.
В 1924 году отобранные комиссией полотна отправлены на выставку русского искусства в Америку, где имели успех. Виктор Михайлович продолжал создавать картины, но в них не было смелых и отважных героев, а сюжеты носили отрешенный и трагический характер, как в «Ковре-самолете», «Сивке-Бурке», «Царевне-Несмеяне», «Кощее Бессмертном», «Спящей красавице».
Кощей Бессмертный. 1917-1926
Закат эпохи сказки
Творчество Васнецова, раскрывшее в полной мере древнерусскую красоту и душу русского народа, дало зарождение такому направлению в искусстве как неорусский стиль. Картины живописца оказали огромное влияние на плеяду художников и стали основой для воплощения русских сказок и былин в кинематографе.
Портрет Виктора Михайловича Васнецова. Н. Д. Кузнецов, 1891
Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме за работой над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище, но после его разрушения его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.
Его творения являются национальным достоянием, хранящим всю душу и историю русского человека.