расима мусина биография семья
Расима Азгаровна Мусина
Мусина, Расима Азгаровна
Дата рождения | 1949 |
Место рождения | Исмаилово, Дюртюлинский район, Башкирская АССР, РСФСР, СССР |
Род деятельности | предприниматель |
Содержание
[править] Биография
Родилась в 1949 году в деревне Исмаилово (Дюртюлинский район) Дюртюлинского района Башкирской АССР.
Окончила Уфимское торгово-кулинарное училище, в 1965 году — заочно техникум советской торговли (ныне: Уфимский торгово-экономический колледж, с красным дипломом), 1982 году — Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ныне Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) по специальности ― «экономист», затем Академию менеджмента в Германии.
После окончания кулинарного училища работала поваром, бригадиром, заведующей производством, директором столовой, директором комбината питания при швейном объединении «Мир», с 1984 года в комбинате питания «Гидравлика». Ей удалось наладить стабильную работу предприятия, через некоторое время оно было признано в тресте передовым. Коллективу стали присуждать призовые места в конкурсах кулинаров города и республики.
Предприятия «Пышки» выпускают традиционную для Башкортостана и России продукцию.
Расима Мусина, «Пышка»: «В Берлине немцы стояли в очереди за нашей губадией»
Как бизнесвумен отличает татарские и башкирские блюда, мечтает найти корни в Татарстане и построить в деревне деда мечеть
Женщин, создавших бизнес практически с нуля и ставших известными за пределами своего региона, не так много. Расима Мусина — основательница сети кафе «Пышка» — вывела свой бренд далеко за пределы родной Башкирии. В преддверии Международного женского дня она поделилась с корреспондентом «Реального времени» секретами успешного предпринимательства, рассказала об отличиях татарской и башкирской кухни и назвала тех бизнес-леди Татарстана, которые ее вдохновляют.
«Я же всегда была непослушной и неудобной»
— Расима Азгаровна, вы создали «Пышку» в конце 90-х. Не страшно ли было открывать бизнес в такое неспокойное время, когда страну сотрясали кризисы?
— Думаю, что я родилась быть предпринимателем. В советские времена меня бесило то, что называется «все одинаковы». Я работала лучше, в своей отрасли профессиональнее, была безумным патриотом своей профессии и страны, даже в те времена я первая в городе внедрила хозрасчетные бригады и работала с талонами качества. Но, увы! Кроме формальных наград я не получила удовлетворения морального и, во вторую очередь, материального. Иногда руководители, сидевшие чаще в саунах, чем на работе, ценились больше и были преданнее и послушнее. Я же всегда была непослушной и неудобной. И перестройка для меня была воздухом и свободой, все абсолютно лежало под моими ногами, хотя 5 копеек на метро были проблемой. Но я знала, что смогу, главное — свобода!
— Говорят, что 90-е годы — не только время бандитов, но и возможностей, конкуренция была меньше и легче было что-то создавать. Согласны ли с этим?
— Честно, не знаю. Возможностей всегда много, если хочешь сначала сделать, а потом думать о прибыли. Что ты сам сто́ишь и что умеешь? Конечно, конкуренция сейчас более сильная, но если у компании есть внутренний стержень и своя философия плюс любовь к делу — она не умрет.
Спорить, чей это продукт, татарский или башкирский, я не буду, не знаю. Но важно ли это, когда весь мир интегрируется? Главное, чтобы он был хорошего качества!
«Татарская кухня более тонкая»
— Итак, сеть работает, вы кормите население национальными яствами. Какая все-таки у вас кухня — татарская или башкирская?
— Обе кухни похожи, где-то хорошо срослись, есть и отличия. Например, тот же чак-чак где-то крупнее, где-то мельче, чуть-чуть другой состав. Но, я видела в Амстердаме, кто-то из Татарии покупал, ужас(!), машину для чак-чака — это уже не чак-чак, а насмешка. К сожалению, многие достойные изделия превратились в просто деньги — это плохо.
Татарская кухня более тонкая, что ли. Но это всего лишь мое мнение. Хотя тот же зур бэлеш, его вкус и качество зависят от рук и качества сырья. Спорить, чей это продукт, татарский или башкирский, я не буду, не знаю. Но важно ли это, когда весь мир интегрируется? Главное, чтобы он был хорошего качества!
— Точки под маркой «Пышка» открылись не только в Уфе, но и за рубежом: год назад в Берлине. Как за границей воспринимают традиционные блюда татарской, башкирской и русской кухни?
— В Берлине немцы стояли в очереди за нашей губадией, ждали, пока из духовки будем вытаскивать. Воспринимают все кухни очень хорошо. Немцы вообще любят экзотику! Но, к сожалению, качество в общем и целом по кухням мира (я не беру высококлассные и дорогие рестораны) оставляет желать лучшего. Вроде бы, что такое вак-беляш? Очень простое изделие, но очень-очень трудоемкое. И сколько бы мы в Уфе и для Берлина ни обучали работников — все они уходили. Прав был господин Рожниковский (Роман Рожниковский — известный ресторатор, эксперт кулинарии, — прим. ред.). Когда он приехал в Уфу посмотреть на нас, он сказал: «Никто в Москве не будет так корпеть и лепить вручную эту продукцию». А машинные пирожки и другое мы уже с вами видели и есть это не хотим. Я люблю и покупаю все новое оборудование, но не везде применимы машины, и надо помнить: «энергетика еды» — это не пустой звук.
— Есть ли в Татарстане ваши кулинарии? Собираетесь ли открыть?
— Нет, было много заявок, не успеваем. И ничего еще не смогли довести до совершенства, чтобы бизнес по франшизе был на высокую оценку.
— В Москве мы заключали договоры на 2—3 года по постановке технологий «Пышка». Самый большой проект был с ребятами из Кемерово по остаткам известного «Русского бистро», да они благополучно работают по ул. М. Рокоссовского, 15 и ведут еще несколько проектов. Сегодня в столице работают два предприятия, они успешны, часть полуфабрикатов получают из Уфы. Заявок много со всех городов, но помня о своих ошибках (отдельная тема — франшиза), пока мы не в состоянии охватить. Много лже-«Пышек» во многих городах, не успеваем подать в суды на неправомерность использования слова «Пышка».
Самый большой стресс для меня — это плохой продукт. Коллектив знает, что наказание будет жестоким (неси домой своим детям), и старается, хотя не всегда получается
«С массовыми обедами за 110 рублей сложновато — надо пахать»
— Какие вы выделите три секрета предпринимательницы?
— У нас есть девиз: «Все, всегда и для всех — как для себя и своего ребенка». Он нескладный, но абсолютно искренний. Мама учила: все делай так, чтобы нравилось тебе самой. Поэтому самый большой стресс для меня — это плохой продукт. Коллектив знает, что наказание будет жестоким (неси домой своим детям), и стараются, хотя не всегда получается.
А вообще я люблю слова советского экономиста Заболоцкого. На вопрос, что такое экономика, он отвечает: во-первых, реальная оценка деятельности; во-вторых, три-четыре арифметических действия; в-третьих, сострадание к людям. Я стараюсь придерживаться этих правил и не витаю в облаках. К сожалению, жизнь — достаточно жестокая штука.
Отвечая на ваш вопрос, скажу так: никаких секретов — работай, будь человеком. Если бы мы все работали так, как надо, у нас не было бы невспаханных полей, заброшенных предприятий. Лежа на диване, ругать правительство и погоду — успеха не будет. Секретов нет, всегда всем помогаем, показываем, обучаем, что знаем сами, обучаемся сами постоянно. Количество рабочих мест, что мы помогли создать, — свыше 5000, без копейки бюджетных средств.
— Согласны ли вы с утверждением, что женщины в России более трудолюбивые, и действительно многие отрасли держатся именно на их хрупких плечах? Почему мужчины измельчали?
— Абсолютно согласна. Сама природа — материнство — заставляет нас быть более ответственными. Мужчины чаще воспитываются женщинами без участия мужчин — это плохо. Но есть уже такие интересные движения, например «Спарта» в Уфе. Все равно есть движение вперед. Да и нам пора не быть сильными, во всяком случае, стоит попытаться.
— Если бы получилось начать бизнес нуля, то в какой отрасли вы бы работали? И смогли бы так же подняться?
— С нуля? Наверное, во всех областях, кроме оборонных заводов и предприятий, связанных с наукой. Смогла бы работать в швейном производстве, текстильном, в сельском хозяйстве. В детстве мечтала быть председателем колхоза. Вообще, когда я задаю себе вопрос «Кто же я?», чувствую себя везде таким хозяйственником: здесь надо сделать то-то и то-то. А в профессии ловлю себя на мысли, что совсем уже сошла с ума. Смотрю фильм: герой заходит с улицы и, не помыв руки, берется за холодильник и еду — и я нервничаю. Или же модные артисты готовят еду — ногти, волосы висят. И опять же — немытые руки! Считаю, что артист должен доходить до души не через стейк, а делать свое дело. Вот эта легкость в отношении приготовления еды дает неправильное представление о профессии. А она очень нелегкая. Расскажу такой пример. Пришел к нам устраиваться на работу повар из ресторана. Мы как всегда экзаменуем на кухне, запускаем, смотрим сначала на руки, ногти, организацию рабочего места. В 3 часа он ушел. Спрашиваю: «Ты же очень хотел к нам, в чем дело?» Он отвечает: «Нет, я обратно в ресторан, я там блюдо отпущу — покурю, отдохну, а у вас каторга». Да, с массовыми обедами за 110 рублей сложновато — надо пахать.
Пока у нас кумирами будут «светские львицы» (вообще не понимаю этой профессии), мы не будем находить хороших поваров, продавцов, строителей и даже врачей! И думаю, даже хороших мам, у которых в глазах только поиск богатого папы — что они могут дать своим детям?
«Собираюсь мечеть поставить в деревне деда и найти корни в Татарии»
— Кого бы вы отнесли к самым успешным российским и башкирским предпринимательницам?
— Очень сложно кого-то назвать, ведь настоящих предпринимателей, кто делает дело на пустом поле, надо отделить от тех, кому достались фабрики, заводы и прочие дела в нужное время, в нужном месте. Я знаю таких, но они многим неизвестны в большинстве случаев. Должна быть разная степень оценки. Быть предпринимателем, выращивающим капусту или огурец, — это одно. Или же быть тем, кто получил народное добро, продал его и уехал за рубеж — да у него денег больше, но предприниматель ли это? Конечно, есть и такие, которые, получив фабрику, сделали из нее серьезное предприятие. Пока у нас кумирами будут «светские львицы» (вообще не понимаю этой профессии), мы не будем находить хороших поваров, продавцов, строителей и даже врачей! И думаю, даже хороших мам, у которых в глазах только поиск богатого папы — что они могут дать своим детям?
— Тогда знаете ли каких-нибудь предпринимательниц из Татарстана, которые могут служить примером?
— Дамира Зигановна (Фатыхова, — прим. ред.) — комбинат школьного питания города Набережные Челны. Благоговею перед этой женщиной. Лично не знакома с основательницей «Бахетле» (Муслима Латыпова, — прим. ред.), но думаю, что она поднялась своим трудом и талантом. Очень люблю Зуфара Фадиповича (Гаязова, глава «Татинтерсгрупп», — прим. ред.): он всегда в процессе творческом.
— Расскажите немного о себе, Расима Азгаровна: откуда ваши корни, какие у вас увлечения?
— Полутатарка, полубашкирка. Папа говорил, что он сын казанского купца из рода Нугайбековых. Дед был муллой. Когда в 37-м его хотели сослать в Сибирь, вся деревня встала на его защиту, и жители сказали, что если отправите его, все уедем за ним. Все вот собираюсь мечеть поставить в этой деревне и найти вообще все свои корни в Татарии. Хобби нет, люблю все — книги и бассейн, особенно работу. Для меня жить — означает работать. Есть дочь и два внука, к сожалению, они не рядом.
Расима Мусина, «Пышка»: «В Берлине немцы стояли в очереди за нашей губадией»
Как бизнесвумен отличает татарские и башкирские блюда, мечтает найти корни в Татарстане и построить в деревне деда мечеть
Женщин, создавших бизнес практически с нуля и ставших известными за пределами своего региона, не так много. Расима Мусина — основательница сети кафе «Пышка» — вывела свой бренд далеко за пределы родной Башкирии. В преддверии Международного женского дня она поделилась с корреспондентом «Реального времени» секретами успешного предпринимательства, рассказала об отличиях татарской и башкирской кухни и назвала тех бизнес-леди Татарстана, которые ее вдохновляют.
«Я же всегда была непослушной и неудобной»
— Расима Азгаровна, вы создали «Пышку» в конце 90-х. Не страшно ли было открывать бизнес в такое неспокойное время, когда страну сотрясали кризисы?
— Думаю, что я родилась быть предпринимателем. В советские времена меня бесило то, что называется «все одинаковы». Я работала лучше, в своей отрасли профессиональнее, была безумным патриотом своей профессии и страны, даже в те времена я первая в городе внедрила хозрасчетные бригады и работала с талонами качества. Но, увы! Кроме формальных наград я не получила удовлетворения морального и, во вторую очередь, материального. Иногда руководители, сидевшие чаще в саунах, чем на работе, ценились больше и были преданнее и послушнее. Я же всегда была непослушной и неудобной. И перестройка для меня была воздухом и свободой, все абсолютно лежало под моими ногами, хотя 5 копеек на метро были проблемой. Но я знала, что смогу, главное — свобода!
— Говорят, что 90-е годы — не только время бандитов, но и возможностей, конкуренция была меньше и легче было что-то создавать. Согласны ли с этим?
— Честно, не знаю. Возможностей всегда много, если хочешь сначала сделать, а потом думать о прибыли. Что ты сам сто́ишь и что умеешь? Конечно, конкуренция сейчас более сильная, но если у компании есть внутренний стержень и своя философия плюс любовь к делу — она не умрет.
Спорить, чей это продукт, татарский или башкирский, я не буду, не знаю. Но важно ли это, когда весь мир интегрируется? Главное, чтобы он был хорошего качества!
«Татарская кухня более тонкая»
— Итак, сеть работает, вы кормите население национальными яствами. Какая все-таки у вас кухня — татарская или башкирская?
— Обе кухни похожи, где-то хорошо срослись, есть и отличия. Например, тот же чак-чак где-то крупнее, где-то мельче, чуть-чуть другой состав. Но, я видела в Амстердаме, кто-то из Татарии покупал, ужас(!), машину для чак-чака — это уже не чак-чак, а насмешка. К сожалению, многие достойные изделия превратились в просто деньги — это плохо.
Татарская кухня более тонкая, что ли. Но это всего лишь мое мнение. Хотя тот же зур бэлеш, его вкус и качество зависят от рук и качества сырья. Спорить, чей это продукт, татарский или башкирский, я не буду, не знаю. Но важно ли это, когда весь мир интегрируется? Главное, чтобы он был хорошего качества!
— Точки под маркой «Пышка» открылись не только в Уфе, но и за рубежом: год назад в Берлине. Как за границей воспринимают традиционные блюда татарской, башкирской и русской кухни?
— В Берлине немцы стояли в очереди за нашей губадией, ждали, пока из духовки будем вытаскивать. Воспринимают все кухни очень хорошо. Немцы вообще любят экзотику! Но, к сожалению, качество в общем и целом по кухням мира (я не беру высококлассные и дорогие рестораны) оставляет желать лучшего. Вроде бы, что такое вак-беляш? Очень простое изделие, но очень-очень трудоемкое. И сколько бы мы в Уфе и для Берлина ни обучали работников — все они уходили. Прав был господин Рожниковский (Роман Рожниковский — известный ресторатор, эксперт кулинарии, — прим. ред.). Когда он приехал в Уфу посмотреть на нас, он сказал: «Никто в Москве не будет так корпеть и лепить вручную эту продукцию». А машинные пирожки и другое мы уже с вами видели и есть это не хотим. Я люблю и покупаю все новое оборудование, но не везде применимы машины, и надо помнить: «энергетика еды» — это не пустой звук.
— Есть ли в Татарстане ваши кулинарии? Собираетесь ли открыть?
— Нет, было много заявок, не успеваем. И ничего еще не смогли довести до совершенства, чтобы бизнес по франшизе был на высокую оценку.
— В Москве мы заключали договоры на 2—3 года по постановке технологий «Пышка». Самый большой проект был с ребятами из Кемерово по остаткам известного «Русского бистро», да они благополучно работают по ул. М. Рокоссовского, 15 и ведут еще несколько проектов. Сегодня в столице работают два предприятия, они успешны, часть полуфабрикатов получают из Уфы. Заявок много со всех городов, но помня о своих ошибках (отдельная тема — франшиза), пока мы не в состоянии охватить. Много лже-«Пышек» во многих городах, не успеваем подать в суды на неправомерность использования слова «Пышка».
Самый большой стресс для меня — это плохой продукт. Коллектив знает, что наказание будет жестоким (неси домой своим детям), и старается, хотя не всегда получается
«С массовыми обедами за 110 рублей сложновато — надо пахать»
— Какие вы выделите три секрета предпринимательницы?
— У нас есть девиз: «Все, всегда и для всех — как для себя и своего ребенка». Он нескладный, но абсолютно искренний. Мама учила: все делай так, чтобы нравилось тебе самой. Поэтому самый большой стресс для меня — это плохой продукт. Коллектив знает, что наказание будет жестоким (неси домой своим детям), и стараются, хотя не всегда получается.
А вообще я люблю слова советского экономиста Заболоцкого. На вопрос, что такое экономика, он отвечает: во-первых, реальная оценка деятельности; во-вторых, три-четыре арифметических действия; в-третьих, сострадание к людям. Я стараюсь придерживаться этих правил и не витаю в облаках. К сожалению, жизнь — достаточно жестокая штука.
Отвечая на ваш вопрос, скажу так: никаких секретов — работай, будь человеком. Если бы мы все работали так, как надо, у нас не было бы невспаханных полей, заброшенных предприятий. Лежа на диване, ругать правительство и погоду — успеха не будет. Секретов нет, всегда всем помогаем, показываем, обучаем, что знаем сами, обучаемся сами постоянно. Количество рабочих мест, что мы помогли создать, — свыше 5000, без копейки бюджетных средств.
— Согласны ли вы с утверждением, что женщины в России более трудолюбивые, и действительно многие отрасли держатся именно на их хрупких плечах? Почему мужчины измельчали?
— Абсолютно согласна. Сама природа — материнство — заставляет нас быть более ответственными. Мужчины чаще воспитываются женщинами без участия мужчин — это плохо. Но есть уже такие интересные движения, например «Спарта» в Уфе. Все равно есть движение вперед. Да и нам пора не быть сильными, во всяком случае, стоит попытаться.
— Если бы получилось начать бизнес нуля, то в какой отрасли вы бы работали? И смогли бы так же подняться?
— С нуля? Наверное, во всех областях, кроме оборонных заводов и предприятий, связанных с наукой. Смогла бы работать в швейном производстве, текстильном, в сельском хозяйстве. В детстве мечтала быть председателем колхоза. Вообще, когда я задаю себе вопрос «Кто же я?», чувствую себя везде таким хозяйственником: здесь надо сделать то-то и то-то. А в профессии ловлю себя на мысли, что совсем уже сошла с ума. Смотрю фильм: герой заходит с улицы и, не помыв руки, берется за холодильник и еду — и я нервничаю. Или же модные артисты готовят еду — ногти, волосы висят. И опять же — немытые руки! Считаю, что артист должен доходить до души не через стейк, а делать свое дело. Вот эта легкость в отношении приготовления еды дает неправильное представление о профессии. А она очень нелегкая. Расскажу такой пример. Пришел к нам устраиваться на работу повар из ресторана. Мы как всегда экзаменуем на кухне, запускаем, смотрим сначала на руки, ногти, организацию рабочего места. В 3 часа он ушел. Спрашиваю: «Ты же очень хотел к нам, в чем дело?» Он отвечает: «Нет, я обратно в ресторан, я там блюдо отпущу — покурю, отдохну, а у вас каторга». Да, с массовыми обедами за 110 рублей сложновато — надо пахать.
Пока у нас кумирами будут «светские львицы» (вообще не понимаю этой профессии), мы не будем находить хороших поваров, продавцов, строителей и даже врачей! И думаю, даже хороших мам, у которых в глазах только поиск богатого папы — что они могут дать своим детям?
«Собираюсь мечеть поставить в деревне деда и найти корни в Татарии»
— Кого бы вы отнесли к самым успешным российским и башкирским предпринимательницам?
— Очень сложно кого-то назвать, ведь настоящих предпринимателей, кто делает дело на пустом поле, надо отделить от тех, кому достались фабрики, заводы и прочие дела в нужное время, в нужном месте. Я знаю таких, но они многим неизвестны в большинстве случаев. Должна быть разная степень оценки. Быть предпринимателем, выращивающим капусту или огурец, — это одно. Или же быть тем, кто получил народное добро, продал его и уехал за рубеж — да у него денег больше, но предприниматель ли это? Конечно, есть и такие, которые, получив фабрику, сделали из нее серьезное предприятие. Пока у нас кумирами будут «светские львицы» (вообще не понимаю этой профессии), мы не будем находить хороших поваров, продавцов, строителей и даже врачей! И думаю, даже хороших мам, у которых в глазах только поиск богатого папы — что они могут дать своим детям?
— Тогда знаете ли каких-нибудь предпринимательниц из Татарстана, которые могут служить примером?
— Дамира Зигановна (Фатыхова, — прим. ред.) — комбинат школьного питания города Набережные Челны. Благоговею перед этой женщиной. Лично не знакома с основательницей «Бахетле» (Муслима Латыпова, — прим. ред.), но думаю, что она поднялась своим трудом и талантом. Очень люблю Зуфара Фадиповича (Гаязова, глава «Татинтерсгрупп», — прим. ред.): он всегда в процессе творческом.
— Расскажите немного о себе, Расима Азгаровна: откуда ваши корни, какие у вас увлечения?
— Полутатарка, полубашкирка. Папа говорил, что он сын казанского купца из рода Нугайбековых. Дед был муллой. Когда в 37-м его хотели сослать в Сибирь, вся деревня встала на его защиту, и жители сказали, что если отправите его, все уедем за ним. Все вот собираюсь мечеть поставить в этой деревне и найти вообще все свои корни в Татарии. Хобби нет, люблю все — книги и бассейн, особенно работу. Для меня жить — означает работать. Есть дочь и два внука, к сожалению, они не рядом.
Расима Мусина: в ее руках ключ к предкам и успеху
Нет наверное в нашей республике человека, кто ни пробовал бы и ни полюбил вкусняшки от «Пышки». Создательница башкирской кухни под этим брендом – Расима Мусина – личность известная. С ней наша беседа.
— Расима Азгаровна, завершается невероятно тяжелый год, подтолкнувший человечество, (во всяком случае, по моим ощущениям) к переоценке ценностей, к мысли о том, насколько хрупка наша жизнь, насколько мы беззащитны перед вызовом, брошенным природой. А в каком настроении пребываете вы?
— Из моего близкого окружения от ковида ушло 9 человек – настроение соответствующее. Один знакомый, желая предостеречь меня от излишней активности, сказал: «Знаешь, жизнь конечна…».
Мне 71 год. И я вдруг поняла, что совсем не жила, а только работала. Что ничего не знаю, ничего видела. Жила в стороне от духовной сферы, откуда, как теперь понимаю, другие люди черпают вдохновение и смысл.
— Вы сами ее составляли?
— Нет, конечно. Очень жалею, что не успела расспросить родителей о наших родовых корнях, узнать семейные придания из первых уст. Остались в памяти лишь отрывочные воспоминания из детства, да редкие рассказы мамы всплывают в памяти.
Благодарна специалистам, помогавшим мне в составлении родословной, теперь у меня в руках ключ к моим предкам. Побывала на могиле моего прапрадеда в Азкаевском районе Татарстана, входившем прежде в. Башкирию, где до сих пор помнят о моем легендарном предке. Я испытала истинную радость, словно выполнила очень важную миссию перед родом отца и родом мамы. Невероятный обнаружился факт: мои предки восходят к Абубакру, сподвижнику пророка Мухамеда! И я поняла, что мой мощный род подпитывал меня всю жизнь. Мои успехи – благость, посланная мне предками. И буквально на днях из печати выходит книга, посвященная моей родословной, она и станет не только главным достижением года, но и наполняющим смыслом мои дальнейшие будни.
— За поздравления благодарю. Но вместе с наградой пришла крамольная мысль: да лучше бы не было – оправдывать же ее надо, а, значит, опять не выскочишь из процесса. Орден ко многому обязывает. А мне, честно говоря, не удалось создать предприятие башкирской кухни на круглую пятерку.
— К сожалению. Вроде на презентации школьного питания все вкусно и хорошо, а потом опять дети и родители жалуются. Какой-то замкнутый круг. Или очень выгодный для кого-то бизнес?
— В общепите качественно, но при этом очень дешево – не бывает. А барыши делают на некачественном импортном сырье, на которое у меня всегда было и будет табу.
— А когда бизнесу в России (не олигархам!) было легко?
— Расима Азгатовна, как я помню, вы очень ярко стартанули, и буквально за вами следом вышли казанцы со своей сетью Бэхэтлэ?
— Ооо, вряд ли нас стоит сравнивать! Мою казанскую коллегу региональная власть носила на руках, помогла выйти на московский рынок, понимая, что она тем самым продвигает Татарстан.
Меня приглашали на ковер, задавали странные вопросы, мол, ты оппозиция что ли?! Какая оппозиция? Я даже букву О от этого слова не знаю! И тогда у меня созрел план уехать в Москву. Сказала об этом Рашиде Искандаровне Султановой, бессменному лидеру Союза женщин, и в ответ услышала: «Только попробуй! Всех баб на улицу выведу!«
Она сходила к Радию Фаритовичу Хабирову, возглавлявшему в то время администрацию президента республики. Не знаю, о чем уж они говорили, но от меня отстали, и бизнес мой сохранился.
— А вам не кажется, что многие беды России сегодня из-за жадности наших толстосумов?
— Абсолютно, так и есть! При этом многие любят порассуждать: если бы я был президентом страны, наивно полагая, что вся жизнь в огромном государстве, как Россия, зависит от одного человека. Вот и я признаюсь, не была президентом-альтруистом, свое бы тоже не упустила, но непременно и другим создала возможности для достойной жизни.
И сегодня по мере возможности, я помогаю коллегам зарабатывать, стараюсь, чтобы все шло по справедливости. Когда ко мне приходят молодые ребята, желая открыть свою точку общепита, я им сразу раскрываю все карты: в нашем бизнесе можно зарабатывать, но не сумасшедшие деньги, а небольшие и честные.
Кто-то сразу отказывается и уходит, а те, кто остается, зарабатывают 50 и 150 тысяч, в зависимости от трудолюбия и эмоционального вклада. Таких в городе сегодня около 60, есть очень крепкие ипэшки, например Милана Королькова, она и свои новинки продукции запускает, у нее хорошо получается, дай бог ей и дальше развиваться.
Мама всегда нам говорила: каждый человек рождается со своим куском хлеба, бог его никогда не оставит, надо только жить по божьим законам. И я стараюсь в своем коллективе быть справедливой.
— Вы знаете, меня еще в юности зацепила фраза ныне не популярного писателя Чернышевского о том, что человеку выгодно быть хорошим. Слушая сейчас вас и вдруг вспомнились эти слова.
— Очень точно сказано! А почему Чернышевский теперь не популярный?
— Критики считают, что был больше революционером, чем писателем, служил большевикам.
— Ну и что? Я тоже была комсоргом и в идеалы коммунизма долго верила. Зато тогда молодежь стремилась к светлому будущему, а кодекс строителя коммунизма проповедовал те же божьи заповеди.
Я ведь тоже в молодости мечтала создать швейный цех как в «Что делать?», брала заказы пор ночам шила, потом на большой фабрике капитализм пыталась внедрить. И сны Веры Павловны мне тоже снились…
Но одна мысль Чернышевского меня все же в жизни подвела.
— Умри, но не давай поцелуя без любви! Вот я в 20 лет поцеловалась и решила, что обязана теперь выйти замуж. И вышла, но без любви. Осознала это, конечно, позже. Но личная жизнь у меня так и не сложилась. А женское начало во мне, как я теперь понимаю, тоже было сильным, но я всю эту энергию направила в работу, всю свою нерастраченную любовь кидала в топку производства.
— Зато у вас родилась замечательная дочь, разве это не достижение? Ведь многие бизневумен лишают себя счастья материнства, а потом очень жалеют…
— Дочь – мое огромное счастье. Слава Всевышнему, что она у меня есть, что подарила мне двух внуков, которых я обожаю. Совсем недавно я просила прощения у своей давно взрослой дочери за свой деспотизм, от которого она, как я потом только поняла, и убежала заграницу. Дочь тоже вышла замуж рано, желая избавиться от моей чрезмерной опеки.
В то время я считала, что все мои настойчивые советы пойдут дочери только во благо. Так многие рассуждают. А ведь моя мама мне полностью доверяла: отпустила в Уфу в 14 лет, где не было ни родственников, ни знакомых, чтобы остановиться на первых порах. И денег не было. Я мерзла без сапог и теплой одежды, но изо всех сил старалась учиться и получить профессию. И я многого добилась, в том числе благодаря доверию родителей. Маме наверное было бы проще оставить меня, старшую, в деревне помогать ей. Но она отпустила, надеясь, что я потом и младшим помогу.
— Расима Азгаровна, оглядываясь назад, от чего вы хотели бы предостеречь ту девочку, от каких ошибок уберечь?
— Как бы мне хотелось сейчас помочь той девочке! И от ошибок, конечно, уберечь, оградить.
Во-первых, от той фразы Чернышевского про поцелуй. Не будь я такой пуританкой, глядишь, личная жизнь сложилась бы более счастливой.
— Но тогда наверное это были уже не вы, а другая женщина, с другой линией жизни?
— Да, наверное. Не зря же говорят, что все нам предначертано свыше. Моя суровая юность меня здорово закалила, это факт.
— Какой вам запомнилась Уфа, где вы начинали свою столичную жизнь?
Сегодня, конечно, тяжело живут многие семьи, их жаль, но реально помочь, на мой взгляд, можно только дав работу. Точнее, взяв. Работа же есть! Посмотрите, в коммунальной сфере работают сельские жители, а уфимцы предпочитают получать пособия по безработице. Многие мужчины в последние годы стали работать на северах вахтовым методом, кто-то не выдерживает, включая женщин, и спивается, рушатся семьи, страдают дети.
— Это вы бы так поступили. А у нас в некоторых районах республики даже картошку не выращивают, не говоря уже о других овощах и фруктах.
— Вот и я их спрашиваю: почему?! Говорят, мы не привыкли, можно же купить. У меня душа болит за сельчан. Приехала я как-то в мамину родную деревню в Илишевском районе, где мой дед в 37 году будучи муллой попал под репрессии. Его должны были сослать в Сибирь, но все сельчане поднялись на защиту: если отправить нашего муллу и мы все с ним уйдет, не побоялись заступиться земляки. И деда не тронули. Вот какие люди, с какой крепкой верой там жили. И вот несколько лет назад решила там построить мечеть в память о дедушке.
— Расима Мазгаровна, уходящий год показал, как важен диалог власти с народом. Сегодня всем очевидно, что все конфликты выходят в публичное пространство, ничего не скроешь и окриком не решишь, необходимо уметь договариваться. Вы так не считаете?
Но я с вами соглашусь: народ просыпается, неравнодушных, активных становится все больше – гражданское общество в России потихоньку формируется.
У меня, конечно, тоже есть претензии к власти, многое хотелось бы изменить, победить ту же коррупцию, например. Но я точно знаю, что нельзя прийти к согласию в обществе, ненавидя людей, родину- это путь в некуда. И я верю, что за этот тяжелый год, когда многим пришлось хоронить близких и родных, мы все стали чуточку добрей, научились слушать друг друга.
— И какие у вас пожелания уфимцам под Новый год?