рафат аль баша биография
muntaqa
Абдуррахман Рафат аль-Баша. Человек, о котором знают все, но которого никто не знает
Исламский писатель и литературовед, д.н. Абдуррахман Рафат аль-Баша (ар.: عبد الرحمن رأفت الباشا ) известен русскоязычным мусульманам книгами «Истории (или: картинки) из жизни сподвижников» и «Истории из жизни последователей сподвижников (табиинов)». Редкий человек не слышал об этом имени, и в то же время о личности, которая стоит за этим именем, людям практически ничего не известно. Постараемся пролить свет на жизнь человека, который в прошлом веке сделал существенный вклад в укрепление исламского призыва еще одной опорой — художественной силой слова.
Родился Абу аль-Яман Абдуррахман (Абд ар-Рахман) Рафат аль-Баша 17 рамадана 1338 г.х. (4 апреля 1920 г.) в городке Эриха (ударение на «и») неподалеку от г. Идлиб в Сирии. Отец умер, когда Абдуррахман был еще ребенком, и заботу о нем взял на себя его дед, который был хатыбом и учителем религии в Эриха.
В родном городе он закончил начальную школу, затем в г. Алеппо (Халяб) исламскую среднюю школу.
После этого отправился в Египет, поступил в Университет Фуада Первого на культурологический факультет и закончил его в 1945 г. по специализации «Основы религии». В 1948 г. в Алеппском Университете он получил лицензию преподавателя арабского языка.
После работал в Сирии учителем и ревизором по предмету арабского языка и стал главным ревизором. Это было время насаждения и распространения в арабском мире западных ценностей ввиду колониального присутствия и постколониального влияния ряда европейских стран. Арабский язык был одной из тех ценностей мусульманских народов, которую неравнодушным приходилось отстаивать вопреки сложившимся тенденциям.
С 1964 г. аль-Баша работал преподавателем в Дамасском Университете на факультете
Читать или не читать?
В последнее время неоднократно задается вопрос о том, следует ли читать переведенную на русский язык книгу “Рассказы из жизни последователей сподвижников”, которую составил доктор Абдуррахман Рафат аль-Баша. Поскольку эта тема сейчас приобрела наибольшую актуальность в своем ответе считаю необходимым разъяснить основные моменты, которые с дозволения Аллаха могут помочь разобраться в этом вопросе русскоязычному читателю:
1. Источники книги. В арабском оригинале после приведения истории о табиине в сносках упоминается список книг, где читатель может почерпнуть дополнительные сведения о нем. При чем эти книги представляют собой все основные исторические и биографические труды мусульманских ученых. Например, “ат-Табакат аль-Кубра” Ибн Саъда, “Хилья аль-аулия” аль-Исбахани, “Сияр аълям ан-нубаля” аз-Захаби, “Тарих” ат-Табари, “Тахзиб ат-Тахзиб” Ибн Хаджара и т.д. Учитывая тот факт, что автор не просто приводит список книг, а скрупулезно указывает ссылки (том, страница и т. д.), где содержатся биографические сведения о том или ином табиине, у меня есть все основания сделать вывод, что при работе над своей книгой доктор аль-Баша подробно изучал все эти источники и отбирал из них материал. Кроме того, этот вывод мне позволяет сделать собственное прочтение биографии некоторых табиинов в этих источниках (в частности, “Сияр аълям ан-нубаля” имама аз-Захаби) и сопоставительный анализ арабского оригинала книги с переводом на русский язык.
2. Как следует из названия книги, ее содержание было адаптировано с сохранением основных и известных моментов из жизни табиина, которые содержатся в биографических трудах. Каждый раздел определенной главы связан с последующим для лучшего восприятия материала простым читателем. Разумеется, нам не известны мысли табиина, его чувства, особенности окружающей обстановки, природных явлений и т.п., если только он сам не рассказывает о них. Однако наличие подобных моментов в книге нисколько не влияет на достоверность излагаемых сведений. Наоборот, они прекрасно вписываются в контекст повествования, передавая атмосферу безвозвратно ушедшей эпохи, которая через художественные средства выражения позволяет нам еще острее прочувствовать образ жизни и мотивы поведения лучших поколений нашей общины. Таким образом, данную книгу следует воспринимать не как сборник хадисов, из которых выводятся шариатские законоположения, а как один из жанров мусульманской историографической литературы, содержащей назидания, примеры для подражания и полезные уроки для всех нас.
3. Согласно вероубеждению приверженцев Сунны и единой мусульманской общины (Ахль ас-Сунна ва аль-джамаа) единственной книгой, которая безупречна и идеальна, это Писание Всевышнего Аллаха. После Корана самыми достоверными книгами признаны “Сахих” аль-Бухари и Муслима. Что касается всех остальных трудов, то в них содержатся как достоверные, так и слабые сведения. В том числе это касается и хадисов. Поэтому если даже в сборниках хадисов есть слабые сообщения, то что тогда говорить об исторических трудах и биографических словарях? Поэтому здесь надо смотреть на основу: что преобладает в таком-то труде? Если в нем преобладают достоверные сведения, подтверждаемые другими источниками, то по меньшей мере его неразумно отвергать. Тем более это касается исторических или биографических книг, где по объективным причинам критерии отбора достоверности не столь строги, как в сборниках хадисов.
5. Нисколько не отрицая наличие в этой книге слабых сообщений, призываю руководствоваться в данном вопросе хадисом пророка, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: “Доказательство обвинения лежит на обвинителе”. Никто не застрахован от ошибок, кроме посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, в том числе и автор книги. Однако если кто-то утверждает о наличии в книге слабых сведений, тот должен подтвердить свои слова и привести доказательство. Это будет проявлением его искреннего отношения к табиину, автору сборника и всем мусульманам в целом. Разумеется, эти доказательства будут приняты к сведению, включены в последующие издания книги и, самое главное, вознаграждены Всевышним Аллахом.
6. Как следует из предисловия к 15-му арабскому изданию книги (“Дар ал-Адаб аль-Исламий”, 1418/1997 г.), сам составитель не прекращал работу на ней: “В это новое издание, которое вобрало в себя предыдущие шесть изданий книги, были внесены дополнения и исправления, которые оставил автор, да будет милостив к нему Аллах”.
7. Наконец, у каждого человека есть выбор, откуда ему брать информацию. Убежден, что издание книги про табиинов на русском языке (и ее аудиоверсия) принесет с дозволения Аллаха большое благо русскоязычным мусульманам, которые не владеют арабским языком. Русскоязычным мусульманам будет полезно получить знания о лучших поколениях этой общины, тем более, что многие биографии табиинов публикуются на русском языке впервые.
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Абдуррахман Рафат аль-Баша. Человек, о котором знают все, но которого никто не знает
Исламский писатель и литературовед, д.н. Абдуррахман Рафат аль-Баша (ар.: عبد الرحمن رأفت الباشا ) известен русскоязычным мусульманам книгами «Истории (или: картинки) из жизни сподвижников» и «Истории из жизни последователей сподвижников (табиинов)». Редкий человек не слышал об этом имени, и в то же время о личности, которая стоит за этим именем, людям практически ничего не известно. Постараемся пролить свет на жизнь человека, который в прошлом веке сделал существенный вклад в укрепление исламского призыва еще одной опорой — художественной силой слова.
Родился Абу аль-Яман Абдуррахман (Абд ар-Рахман) Рафат аль-Баша 17 рамадана 1338 г.х. (4 апреля 1920 г.) в городке Эриха (ударение на «и») неподалеку от г. Идлиб в Сирии. Отец умер, когда Абдуррахман был еще ребенком, и заботу о нем взял на себя его дед, который был хатыбом и учителем религии в Эриха.
В родном городе он закончил начальную школу, затем в г. Алеппо (Халяб) исламскую среднюю школу.
После этого отправился в Египет, поступил в Университет Фуада Первого на культурологический факультет и закончил его в 1945 г. по специализации «Основы религии». В 1948 г. в Алеппском Университете он получил лицензию преподавателя арабского языка.
После работал в Сирии учителем и ревизором по предмету арабского языка и стал главным ревизором. Это было время насаждения и распространения в арабском мире западных ценностей ввиду колониального присутствия и постколониального влияния ряда европейских стран. Арабский язык был одной из тех ценностей мусульманских народов, которую неравнодушным приходилось отстаивать вопреки сложившимся тенденциям.
С 1964 г. аль-Баша работал преподавателем в Дамасском Университете на факультете литературы. В этом же году он переехал в Саудовскую Аравию для работы преподавателем на факультете арабского языка при Исламском Университете им. Мухаммада ибн Сауда в эр-Рияде.
Там сразу же был принят в ученый совет Университета. Преподавая в эр-Рияде, он смог защитить в Каирском Университете диссертацию магистра (1965 г.), а после и доктора наук (1967 г.) в арабской литературе. Во время работы в Университете возглавил Отделение красноречия, литературной критики и исламской литературы. Был также назначен главой комитета исследований и научных публикаций при Университете. Неоднократно становился научным руководителем учащихся в магистратуре и докторантуре, назначался в члены комиссий по защите научных работ.
И в Университете и вне его прилагал много усилий, чтобы показать, что литературная деятельность может служить делу исламского призыва, и чтобы научить этому других.
Под его руководством была подготовлена и издана своего рода энциклопедия ранней исламской поэзии, посвященная поэзии исламского призыва времени пророка, мир ему и благословение Аллаха, поэзии исламского призыва во время правления праведных халифов, поэзии исламского призыва во время правления династии Омейядов и поэзии исламского призыва во время правления династии Аббасидов.
Сам он богатым красочным арабским языком написал целую серию о жизни сподвижников, сподвижниц и табиинов, о времени праведного халифата, опираясь на информацию из классических источников, так что общий объем изданного материала превысил 1000 страниц. Его перу принадлежат также исследования о значении арабского языка в Исламе, об исламском подходе к литературе и литературной критике, а также другие сочинения.
Кроме того он вел на радио эр-Рияда передачу о литературе исламского призыва и в последние пять лет жизни возглавлял Всемирный союз исламской литературы.
Умер в пятницу 12 зуль-ка’да 1406 г.х. (18 июля 1986 г.) в г. Стамбул. Похоронен там же на кладбище Фатих, да помилует его Аллах.
Рафат аль баша биография
Табиины запись закреплена
Читать или не читать?
В последнее время неоднократно задается вопрос о том, следует ли читать переведенную на русский язык книгу “Рассказы из жизни последователей сподвижников”, которую составил доктор Абдуррахман Рафат аль-Баша. Поскольку эта тема сейчас приобрела наибольшую актуальность в своем ответе считаю необходимым разъяснить основные моменты, которые с дозволения Аллаха могут помочь разобраться в этом вопросе русскоязычному читателю:
1. Источники книги. В арабском оригинале после приведения истории о табиине в сносках упоминается список книг, где читатель может почерпнуть дополнительные сведения о нем. При чем эти книги представляют собой все основные исторические и биографические труды мусульманских ученых. Например, «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Саъда, «Хилья аль-аулия» аль-Исбахани, «Сияр аълям ан-нубаля» аз-Захаби, «Тарих» ат-Табари, «Тахзиб ат-Тахзиб» Ибн Хаджара и т.д. Учитывая тот факт, что автор не просто приводит список книг, а скрупулезно указывает ссылки (том, страница и т. д.), где содержатся биографические сведения о том или ином табиине, у меня есть все основания сделать вывод, что при работе над своей книгой доктор аль-Баша подробно изучал все эти источники и отбирал из них материал. Кроме того, этот вывод мне позволяет сделать собственное прочтение биографии некоторых табиинов в этих источниках (в частности, «Сияр аълям ан-нубаля» имама аз-Захаби) и сопоставительный анализ арабского оригинала книги с переводом на русский язык.
2. Как следует из названия книги, ее содержание было адаптировано с сохранением основных и известных моментов из жизни табиина, которые содержатся в биографических трудах. Каждый раздел определенной главы связан с последующим для лучшего восприятия материала простым читателем. Разумеется, нам не известны мысли табиина, его чувства, особенности окружающей обстановки, природных явлений и т.п., если только он сам не рассказывает о них. Однако наличие подобных моментов в книге нисколько не влияет на достоверность излагаемых сведений. Наоборот, они прекрасно вписываются в контекст повествования, передавая атмосферу безвозвратно ушедшей эпохи, которая через художественные средства выражения позволяет нам еще острее прочувствовать образ жизни и мотивы поведения лучших поколений нашей общины. Таким образом, данную книгу следует воспринимать не как сборник хадисов, из которых выводятся шариатские законоположения, а как один из жанров мусульманской историографической литературы, содержащей назидания, примеры для подражания и полезные уроки для всех нас.
3. Согласно вероубеждению приверженцев Сунны и единой мусульманской общины (Ахль ас-Сунна ва аль-джамаа) единственной книгой, которая безупречна и идеальна, это Писание Всевышнего Аллаха. После Корана самыми достоверными книгами признаны «Сахих» аль-Бухари и Муслима. Что касается всех остальных трудов, то в них содержатся как достоверные, так и слабые сведения. В том числе это касается и хадисов. Поэтому если даже в сборниках хадисов есть слабые сообщения, то что тогда говорить об исторических трудах и биографических словарях? Поэтому здесь надо смотреть на основу: что преобладает в таком-то труде? Если в нем преобладают достоверные сведения, подтверждаемые другими источниками, то по меньшей мере его неразумно отвергать. Тем более это касается исторических или биографических книг, где по объективным причинам критерии отбора достоверности не столь строги, как в сборниках хадисов.
5. Нисколько не отрицая наличие в этой книге слабых сообщений, призываю руководствоваться в данном вопросе хадисом пророка, мир ему и благословения Аллаха, который сказал: «Доказательство обвинения лежит на обвинителе». Никто не застрахован от ошибок, кроме посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, в том числе и автор книги. Однако если кто-то утверждает о наличии в книге слабых сведений, тот должен подтвердить свои слова и привести доказательство. Это будет проявлением его искреннего отношения к табиину, автору сборника и всем мусульманам в целом. Разумеется, эти доказательства будут приняты к сведению, включены в последующие издания книги и, самое главное, вознаграждены Всевышним Аллахом.
6. Как следует из предисловия к 15-му арабскому изданию книги («Дар ал-Адаб аль-Исламий», 1418/1997 г.), сам составитель не прекращал работу на ней: «В это новое издание, которое вобрало в себя предыдущие шесть изданий книги, были внесены дополнения и исправления, которые оставил автор, да будет милостив к нему Аллах».
7. Наконец, у каждого человека есть выбор, откуда ему брать информацию. Убежден, что издание книги про табиинов на русском языке (и ее аудиоверсия) принесет с дозволения Аллаха большое благо русскоязычным мусульманам, которые не владеют арабским языком. Русскоязычным мусульманам будет полезно получить знания о лучших поколениях этой общины, тем более, что многие биографии табиинов публикуются на русском языке впервые.
14 удивительных фактов из жизни Абдуррахмана ибн Ауфа
1) Абдуррахман ибн Ауф родился в 580 году в Мекке в семье Ауфа и Уммы Кульсум бинт Укба. Он также как и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) происходил из племени курейш, причем родословная Абдуррахмана ибн Ауфа пересекается с родословной Пророка в четвертом колене.
2) Абдуррахман одним из первых принял ислам. Он принял ислам от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) спустя лишь 2 дня после того, как это сделал сам Абу Бакр. После принятия ислама ему, как и другим мусульманам, пришлось пережить все муки и гонения со стороны мекканских многобожников. Однако в вопросах своей религии он был непреклонен. Он совершил хижру в Эфиопию и Медину.
3) Абдуррахман ибн Ауф был высокого роста. У него были большие глаза, немного вытянутая шея, вьющиеся волосы, прикрывавшие уши. Среди сахабов он выделялся умственными способностями.
4) Одним из основным качеств Абдуррахмана было его огромное богатство. Однако,материальные блага он не унаследовал от родителей, а заработал своим честным трудом. Даже есть сведения о том, что он был из бедной семьи.
5) Абдуррахман ибн Ауф обладал очень сильными предпринимательскими качествами. С юных лет он имел предрасположенность к торговле. Он занимался этим ремеслом в Сирии, Йемене и Эфиопии. Про таких людей даже говорят, что он из камня может сделать золото. Об этом свидетельствует очень примечательная история. Когда Абдуррахман совершил хижру из Мекки в Медину, он оставил все свое богатство в Мекке. После переселения Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) установил между жителями Мекки и Медины братские отношения. Он призывал жителей Медины приютить своих братьев из Мекки и разделить с ними свое имущество. Абдуррахмана Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) побратал с Саадом ибн ар-Рабиа аль-Ансари. Саад предложил своему брату Абдуррахману ибн Ауфу выбрать любой из двух его садов и любую из двух его жен. Абдуррахман отказался от его предложения и попросил указать ему, где находится базар. Абдуррахман начал заниматься торговлей и вскоре начал зарабатывать хорошие деньги. Однажды, он встретился с пророком. Абдуррахман весь сиял и благоухал. На вопрос пророка о том, что с ним случилось, он ответил, что женился. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был удивлен и спросил, что же он выплатил в качестве махра, тогда Абдуррахман ответил, что дал один слиток золота. Пророк был рад, что Абдуррахману удалось за столь короткий срок заработать столько денег. Тогда он посоветовал ему сделать угощение для народа в честь их свадьбы. И Абдуррахман так и сделал, накормив всех мединцев блюдами.
6) Он жертвовал своим имуществом ради Аллаха. Во время битвы Табук Абдуррахман пожертвовал 10 кг золота. На другой военный поход он пожертвовал две тысячи золотых. После смерти пророка он также продолжил приносить в жертву свое имуществу. Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) приводит, что однажды мединцы почувствовали сильный грохот, который не был похож на землетрясение. Оказалось, что это был караван из 700 полностью нагруженных верблюдов, которые Абдуррахман принес в Медину и раздал народу. Это лишь часть из того, что нам известно о жертвах Абдуррахмана на пути Аллаха.
7) Он был щедрым. Он всегда откликался на призыв о помощи. Когда бы Пророк, Умар, Абу Бакр или Али призывали пожертвовать деньги, он был первым кто отвечал на призыв. Тальха ибн Абдулла ибн Ауф говорил, что было время, когда все мединцы жили за счет Абдрурахмана ибн Ауфа. У одной трети были долги, за которые расплачивался Абдуррахман, другая треть брала деньги в долг у него, которые он никогда не требовал от них вернуть. Еще одна треть просто получала пожертвования от него. Он настолько жертвовал свои деньги, что неверующие и лицемеры начали даже издеваться над ним и называть его великим показушником, который хвастается своим богатством. Но это было не так. Абдуррахман был настолько скромен, что даже внешне его невозможно было отличить от его слуг, так как носил такую же одежду как и они.
8) Абдуррахман ибн Ауф принимал участие во всех ключевых сражениях мусульман. Богатство не сделало Абдуррахмана трусливым или ленивым. Он активно принимал участие в сражениях. В битве при Ухуде он был одним из тех, кто до последнего защищал пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В тот день он потерял несколько своих передних зубов и остался на всю оставшуюся жизнь хромым, по причине получения свыше двадцати ранений, часть которых пришлась на его ноги.
9) Несмотря на большую занятость, он не забывал уделять время поклонению, постоянно помнил о Судном Дне и о том, что предстоит предстать перед Всевышним. Он предпочитал совершать намаз с джамаатом, не забывал читать намазы нафиля. А искренность его молитв выражалась в том, что намазы он читал, обливаясь слезами.
10) После смерти пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Абдуррахман ибн Ауф стал защитником интересов матерей правоверных и их опекуном, взяв на себя полное их обеспечение. К примеру, если жены пророка хотели совершить хадж, Абдуррахман брал все затраты на себя. Аиша (да будет доволен ею Аллах) часто возводила мольбы за Абдуррахмана, одной из которых было “Да напоит его Аллах из райского напитка Салсабил».
11) Все свои деньги он зарабатывал лишь дозволенным путем. Однажды Абдуррахман сказал: “Мы как-то оставили половину дохода, побоявшись, что в нем перемешано ростовщичество». Он зарабатывал только халальные деньги, большинство из которых, как нам уже известно, тратил на пути Аллаха.
12) Он вошел в историю ислама как один из двух сподвижников, наряду с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), удостоенных высокой чести быть имамом во время намаза в отсутствие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Во время похода на Табук сподвижники избрали именно Абдуррахмана ибн Ауфа имамом для совершения молитвы. Едва мусульмане успели завершить первый ракаат, как к ним присоединился Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует), который совершил намаз за ним, а после окончания воскликнул: «Я удовлетворен произошедшим».
13) Он был одним из ключевых людей, который избрал Усмана ибн Аффана в качестве третьего халифа. Перед своей смертью Умар ибн Аль-Хаттаб назвал имена шести сподвижников, которые были достойны занять место халифа. Среди них был и Абдуррахман, однако он вместе с другими тремя отказался от своей кандидатуры в пользу Али ибн Абу Талиба и Усмана ибн Аффана. В ходе голосования оба главных кандидата получили одинаковое количество голосов, в связи с чем голос Абдуррахмана был решающим. После долгих раздумий он отдал свой голос за Усмана ибн Аффана, который и стал третьим праведным халифом.
14) В 652 году в Медине Абдуррахман ибн Ауф умер. Погребальную молитву над ним совершил третий праведный халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), а провожая его в последний путь, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты достиг и познал чистоту этой жизни. Да ниспошлет тебе Аллах Свою милость».
Все предыдущие серии вы можете прочитать по следующим ссылкам
1) Абу Бакр Ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах)
2) Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)
3) Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах)
4) Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)
5) Абу Убайда ибн Аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах)
6) Тальха ибн Убайдуллах (да будет доволен им Аллах)
7) Саад ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах)
8) Аз-Зубейр ибн Аввам (да будет доволен им Аллах)
9) Саид ибн Зейд (да будет доволен им Аллах)
«Истории о сподвижниках Пророка» Абдуррахман Рафат Аль-Баша