рабочая программа основы социальной жизни 6 класс 8 вид 1 час в неделю

Рабочая программа по основам социальной жизни 6 класс (8 вид)

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

на 2017-2018 учебный год

I . Планируемые результаты

3. Базовые учебные действия

II . Содержание учебного предмета

III . Календарно-тематическое планирование

Настоящая Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек».

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;

развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;

развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;

формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

Характерные особенности учебного предмета:

— практико-ориентированная направленность содержания обучения;

— применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни;

— применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

I . Планируемые результаты

Основными объектами проверки являются знания и умения:

1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.

3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.

6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Правила ручной и машинной стирки и приемы повседневного ухода за одеждой

Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Размораживать мясо при помощи микроволновки

Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения

Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп

Оплачивать проезд, приобретать билеты

Правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения

Отправлять письма различного вида

Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем

Выполнять свои обязанности в семье

Близких родственников, свои обязанности в семье

Основные косметические средства для ухода за телом, рукам и ногами и правила их использования.

Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения

Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Виды доврачебной и врачебной помощи, способы измерения температуры тела, обработки ран, порезов и ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню

Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для комнатных растений.

Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели.

Кухонную и столовую посуду

Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке и выполнять их

Значение опрятного вида человека, правила и приемы ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке

Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их хранения. Производить глубокую заморозку мяса и способы его размораживания

Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп

Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, приобретать билеты

Основные средства пригородного сообщения, стоимость проезда до ближайших населенных пунктов

Составлять и отправлять письма различного вида

Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида

Распределять обязанности в семье, помогать младшим и выполнять свои обязанности

Взаимоотношения между родственниками, распределение обязанностей в семье

Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения,

своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

выполнять арифметические действия;

наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое

изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

II . Содержание учебного предмета

Личная гигиена и здоровье

Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Вредные привычки и способы предотвращения их появления.

Кухонное белье : полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.

Кухонная мебель : названия, назначение.

Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание

Основные средства связи : почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.

Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.

Предприятия, организации, учреждения

Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования.

Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.

Источник

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новорогачинская средняя школа»

«Основы социальной жизни»

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 6 класс

Количество часов: 34

Учитель: Егорушина Ирина Анатольевна

2019-2020 учебный год

Рабочая программа по ОСЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов :

— Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;

— «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

— Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

-Программа соответствует Учебному плану школы, Сан Пину 2.4.2821 «Санитарно – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №03-600 (зарегистрирован МинОстом России 03.03.2011г. №22290)

СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»),

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила инормативы. «)(Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528).

Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо­ физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложне­ ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со­ вершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен­тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­ приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на форми­ рование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, дан­ ные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении пи­ тания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; фор­ мирование умений определить простейшими приемами экологичес­ ки чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­ линарных рецептов и украшение их.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспи­ тателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Цель курса предмета основы социальной жизни: подготовка обучающихся,с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи предмета ОСЖ:

Одновременно решаются задачи воспитания личностных ка­ честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ ношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер­ гии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­ рокачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблю дательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспи­ тателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Основное содержание предмета.

Основными формами и методами обучения являются практи­ ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады для самостоятельного выполнения зада­ ния. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллекту­альных и физических возможностей овладеть основными способа­ ми ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться со­ ставлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне­ние учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил тех­ ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева­ тельными электрическими и механическими бытовыми прибора­ ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента­ ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходи­ мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени­ ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на осно­ ве знаний, полученных как на занятиях по ОСЖ, так и на заняти­ ях по другим предметам.

Беседа на занятиях по ОСЖ является одним из основных мето­дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг­ рами, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими ви­ дами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, исполь­ зуемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясня­ ет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся крат­ кие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления получен­ ных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­ тодов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова­ ния навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизнен­ ные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за малень­ ким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуа­ ции, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоя­ тельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти заня­ тия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важ­ ное значение для решения задач обучения и воспитания, они спо­ собствуют закреплению различных знаний-умений и навыков уча­ щихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разде­ лов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транс­ порте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транс­ портные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучае мой теме или ранее пройденного материала должно быть элемен­ том каждого занятия.

На занятиях по ОСЖ следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при­менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род­ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери­ алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо­ вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи­еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохожде­ нии ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление на­ выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си­ туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род­ ного языка.

Занятия по ОСЖ тесно связаны с уроками родного языка, мате­ матики, географии, труда, естествознания.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконич­ но. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных слу­ чаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения (например, место рабо­ты родителей, их должность и т.д.).

2.Общая характеристика учебного предмета

Характерными особенностями учебного предмета являются :

* практико-ориентированная направленность содержания обучения;

* применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

* применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу :

воспитание положительных качеств личности ;

развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

* разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются : уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

3.Описание места учебного предмета, в учебном плане.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для 6 класса и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты изучения курса

-формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

-воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

-привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

-развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

-развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Метапредметные результаты изучения курса отражаются:

— владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Русский язык и р.р. (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);

Чтение и р.р. ( осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций, закрепление навыков чтения, при выполнении устных работ, чтение дополнительной литературы, презентаций);

Математика (овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни, математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов);

География (усвоение элементарных знаний по экономической географии России, знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий Расширение географических представлений о родном крае);

Технология (овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире выполнение практических заданий по уходу за одеждой).

— в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Критерии оценки достижения учащихся :

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

Умение переносить полученные знания на практику;

Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

ОЦЕНКА «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, но нарушена последовательность изложения. не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

ОЦЕНКА «3» если верно выполнено от 40до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ – в ыставляется как среднеарифметическое оценок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

5.Содержание учебного предмета

Содержание темы по классам.

1. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья чело века. Способы закаливания, правила

и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физи ческих упражнений; сезонная одежда,

обувь, головной убор.

— просмотр учебных кинофильмов о

вреде курения, алкоголя.

— обтирание тела, принятие душа,

воздушных и солнечных ванн под на-

— выполнение физических упражне-

ний — утренняя зарядка;

— выбор сезонной одежды, головного

убора, обуви в процессе игровой си-

— уход за глазами: промывание и про-

тирание их, пользование безопасны-

— проверка зрения у окулиста»;

— просмотр учебных кинофильмов о

2. Правила и приемы ухода за органа-

ми зрения. Способы сохранения зрения — кон-

тактные линзы, линзовые и коррекци онные очки, хирургическое вмеша тельство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором:

освещенность, расстояние между гла зом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.

3. Губительное влияние наркотиков и

токсических веществ на живой орга низм, как детей, так и взрослых.

1. Значение опрятного вида человека.

— пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; — подшивание брюк, платья, зашивание

— стирка и глажение изделии из хлопчато­ бумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и

2. Поддержание одежды в порядке: — правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшего­ ся шва.

3. Правила и приемы ручной стирки изде­лий из хлопчатобумажных тканей.

4. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

1. Гигиена приготовления пищи.

Правила и приемы хранения продуктов

— экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов;

— чтение рецептов, подготовка продуктов;

— приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простей ших блюд с минимумом тепловой обра ботки;

— строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; — составление рецепта приготовления собственного блюда;

— мыть посуду с применением химичес ких моющих средств.

2. Способы выбора доброкачественных

продуктов: овощных, мясных, рыбных и

3. Правила и приемы ухода за посудой и

кухонными приборами с применением

химических моющих средств.

1. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.

— родственные отношения в семье; — беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи

2. Права и обязанности каждого члена семьи.

1.Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее,

— сюжетна игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение ее сила ми учеников.

библиотеке, на дискотеке).

2. Способы ведения разговора со старши­ ми и сверстниками.

1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению

— правила ухода за мебел ью в зависимости от её по-

— сухая и влажная уборка помещения,пользование

пылесосом и уход за ним;

2. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.

3. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обив­ ка и др.)

1. Городской транспорт.

Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разо­ вый проездной, проездной единый билет).

Определить пункт назначения, зону и сто­ имость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении

2. Наиболее рациональные маршруты пе­ редвижения от дома до школы-интерна­ та в разные точки города, поселка, в бли­ жайшие населенные пункты.

3. Пригородные поезда. Расписание. На­ правления, зоны. Разовые и сезонные би­леты.

1. Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлеж ностей, хозяйственные и др.

— экскурсия в магазин промышленных то варов, знакомство с отделами магазина и

видами товаров, количеством и ценой про даваемой продукции, гарантийным сроком;

— приобретение доступного по цене това ра (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи.

2. Специализированные магазины про мышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художествен ная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.

3. Порядок приобретения товара, оплата.

Хранение чека для возможности обмена

товара, предусмотренного правилами торговли.

1. Основные средства связи (почта, те- леграф, телефон, компьютер), из назна чение.

написание адреса на почтовых кон­ вертах, на открытках «уведомление» и телеграмме.

Составление текста письма и телеграм-

Определить стоимости телеграммы

простой, на художественном бланке,

2. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денеж ный перевод,телеграмма).

3. Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением).Международные и на террито рии своего государства.

Порядок отправления письма различ ного вида. Стоимость пересылки.

1. Виды медицинской помощи: довра чебная и врачебная.

— экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по ре­ цептам, без рецепта, готовых и на заказ

лекарств и медицинского оборудова-

ния: термометр, пипетка, пинцет и др.

2. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, апте ка, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских уч-

реждении, врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.

3. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

4. Меры предупреждения болеваний.

Учреждения, организации и предприятия

1. Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, шко­ ла, У ВК (детский сад-школа) — учебно- воспитательный комплекс, дома детско­ го творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение.

— экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; — выбор кружка с учетом своих инте­ ресов для организации свободного вре­ мени.

Разделы темы

6 класс

Личная гигиена

Одежда и обувь

Питание

Семья

Культура поведения

Транспорт

Жилище

Торговля

Средства связи

Медицинская помощь

Учреждения, организации, предприятия

ИТОГО

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год;

Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год;

Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год;

Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.

5. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорогачинская средняя школа».

6. Календарно-учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорогачинская средняя школа».

7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год.

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

10. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).

Основной список литературы

1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.

2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.

Дополнительный список литературы

1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год.

2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.

3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год.

5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год.

Описание материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

создания и использования информации;

планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);

размещения материалов и работ в информационной среде организации;

организации отдыха и питания.

Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдения пожарной и электробезопасности;

соблюдения требований охраны труда.

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.

Технические средства обучения

1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

2. Карточки с заданиями, перфокарты.

3. Раздаточный материал.

4. Дидактический материал.

6. Оборудование кабинета.

2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).

8.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

1 Обучающиеся, воспитанники должны знать:

Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ.

Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.

Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия.

Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.

Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте.

Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях.

Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.

2. Обучающиеся, воспитанники должны уметь:

Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ.

Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.

Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани.

Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье.

Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми.

Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом.

Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов.

Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города.

Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылку.

Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои, отвары, обрабатывать раны, накладывать повязки.

Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *