рабочая программа основы социальной жизни 5 класс 8 вид фгос

ОСЖ рабочая программа 5 класс ФГОС

Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни 5-10 классов. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ на основе следующих документов:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. А.И. Герцена от 03 апреля 2015 года;

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

5. СанПин 4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014 г

Концепция программы: программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Данный учебный предмет входит в образовательную область – основы социальной жизни (5-6 классы) – 1 час/нед., (7-10 классы) – 2 час/нед.

Цели предмета: Формирование и развитие накопления социально-трудовых и профессиональных навыков современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, конкуренции в условиях рыночной экономики, как полноценного члена общества, через профессиональную ориентацию на всех этапах обучения.

Профессиональная ориентация – этот научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а так же формирование потребности и готовности на труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися

Научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму.

Сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами,

механизмами, химическими средствами.

Сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность

работы в небольшом коллективе.

Обеспечить получение опыта деятельности.

Передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.

Корригировать внимание учащихся развивать устную речь.

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать эмоционально волевую сферу в процессе практической деятельности.

Активизировать словарный запас, умение вести диалог по теме.

Воспитательные Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Общая характеристика учебного процесса.

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип коррекционной направленности , воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

При последовательном изучении курса «Основы социальной жизни» может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Формируемые универсальные учебные действия:

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину.

Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.

Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.

Умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, проявлять инициативу и планировать свою деятельность.

Умение планировать собственную деятельность и вносить свои коррективы, проявлять инициативу.

Умение работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления) осуществлять контроль выполнения точности выполнения операций.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя.

Умение контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её.

Умение контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.

Умение находить необходимую информацию в учебнике, предложенных учителем наглядных пособиях

Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, с помощью учителя.

Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач с помощью учителя.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение планировать собственную деятельность

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций и др.

В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеников всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

Система оценки достижений учащихся.

В целях обеспечения усвоения программного материала и овладения необходимыми умениями каждым учеником организован систематический контроль уровня обученности. Он включает в себя контроль за усвоением знаний и контроль сформированности умений и навыков. Формы контроля отражены в тематическом планировании. Отметка «5» «4» «3» «2» За письменный ответ ставится учащемуся, если он:

Отметка «5» При выполнении от 90% до 100% задания.

Отметка «4» При выполнении от 60% до 90% задания.

Отметка «3» При выполнении от 40% до 60% задания.

Отметка «2» При выполнении менее 40% задания.

Оценка устных ответов:

«5» За устный ответ ставится учащемуся, если он: Обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

«4» Дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

«3» Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя.

На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока:

словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

практические: карточки, тесты.

урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (тестирование);

нестандартные уроки (экскурсия, урок- ролевая игра и др.)

ПК, компьютерные презентации.

Интерактивная доска, ПК, видеофрагменты фильмов( DVD ), компьютерные презентации, музыкальные композиции.

«Основы социальной жизни»: 5 класс

Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики, основы социальной жизни в младших классах и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В процессе обучения дать учащимся представление о предмете социально-бытовой ориентировки, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни.

К концу 5-го класса

учащиеся должны знать

последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;

виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;

санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

различные меню завтрака;

правила поведения за столом;

правила поведения при встрече и расставании;

почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

виды магазинов и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

совершать утренний туалет;

подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;

накрывать стол с учетом конкретного меню;

тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;

соблюдать правила дорожного движения;

соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

соблюдать правила поведение в магазине;

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.

Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;

. Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005.

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.

Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994.

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012.

по предмету «Основы социальной жизни»

в 5 классе (34 часа; 1 раз в неделю)

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (ОСЖ) ДЛЯ 5 КЛАССА

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Зам. директора по УВР И.о. директора школы

________ Л. С. Романова ___________ А.А.Мельникова

« » __________ 2020г. « » __________ 2020 г.

ПО основам социальной жизни (ОСЖ)

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ( СБО)

НА 2020-2021УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель рабочей программы

учитель ОСЖ первой категории

Садовникова Анна Васильевна

Рассмотрено на заседании Ш МО

учителей трудового обучения

Протокол № __ от « » _______ 2020 г.

Руководитель ШМО: _________ О.Н.Забегаева

Структура рабочей программы по основам социальной жизни (ОСЖ)

предусматривает следующие разделы:

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;

Описание места учебного предмета в учебном плане;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

Содержание учебного предмета;

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

Приложение (контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания).

оценки ЗУН учащихся.

Рабочая программа по ОСЖ составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

— Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.;

— Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;

— Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

— Приказом Министерства просвещения и науки Российской федерации № 249 от 18.05. 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345» на 2020-2021 учебный год;

— Учебными планами СКО школы – интерната VIII вида на 2020-2021 учебный год.

Миссия СКО школы-интерната VIII вида состоит в «Воспитании, обучении, реабилитации, социальной интеграции». Рабочая программа основана на данной миссии и реализует её на уроках.

Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:

расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);

развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися

Программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.

Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:

— развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

— понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:

Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса.

На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.

В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

— объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

— репродуктивные (работа по образцам);

— частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

— предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

— система специальных коррекционно – развивающих методов;

— методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

— методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

— методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио и видео материалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические нормы поведения.

В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Г еография», «Технологии», «Естествознание». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» в соответствии АООП (1 вариант) и учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 5 классе рассчитана на 34 учебных недель (68 часов, по 2 часа в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *