рабочая программа здоровый образ жизни

Рабочая программа по ЗОЖ «Формула здоровья»

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан

Восточный межрайонный центр «Семья»

Методическим советом Директор ГБУ РБ

протокол № _____ Восточный МЦ «Семья»

от «_____» _________ 2019 г. ________ В. Н. Храмцов

Проект модифицированной программы по

формированию здорового образа жизни

Модифицированная программа рассчитана на детей от 10 до 14 лет.

Срок реализации модифицированной программы 1 год.

воспитатель отделения социальный приют

для детей и подростков в г. Белорецк

Руднева Ольга Филипповна

1. Пояснительная записка 3

Направленность программы 3

Новизна программы 4

Актуальность работы 4

Педагогическая целесообразность 4

Задачи программы 4

Нормативно-правовые документы 6

Отличительные особенности программы 7

Условия реализации программы 7

Формы и методы реализации программы 7

Ожидаемые результаты 8

Ресурсное обеспечение программы 9

Учебно-тематический план 9

Содержание программы 11

Методическое обеспечение 17

Аннотация программы 18

1. Пояснительная записка

Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль сохранения здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствие вредных привычек.

Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Одной из задач воспитательного процесса является задача формирования мотивации здорового образа жизни.

Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить здорового и жизнелюбивого человека, необходим особый образ жизни – здоровый.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Новизна заключается в содержании практической части программы, которая методически ориентирована на переход от технологий педагогической коррекции утраченного здоровья к технологиям сбережения, создания и сотворения собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровье-сбережения.

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков.

Здоровый образ жизни воспитанника – это условия не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому этой проблеме надо уделять большое внимание. Проанализировав заболеваемость за последние четыре года.

УРОВНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ (%)

I место по виду заболеваия

Психическое расстройство и поведение 21.4 %

Психическое расстройство и поведение 18.1 %

Психическое расстройство и поведение 19.3 %

Программа «Формула здоровья» помогает ребенку организовать свое свободное время через занятия спортом и совместную творческую деятельность, получить информацию о здоровом образе жизни и последующем становлении ребенка, как личности.

Цель программы : формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

1.6. Задачи программы:

Формировать целостную картину мира и осознание своего места в нем.

Сформировать научное понимание сущности здорового образа жизни.

Продолжать формировать знания, умения, навыки, позволяющие использовать здоровый образ жизни.

Развивать у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.

Продолжать развивать мышление на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.

Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.

Формировать установку на здоровый образ жизни.

Формировать у воспитанников осознанного выбора здорового образа жизни

Принцип не нанесения вреда – первостепенен и для медиков, и для воспитателей

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов. Его реализация невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.

Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.

Принцип непрерывности и преемственности.

Принцип комплектности и междисциплинарности. Тесное согласованное воздействие педагога, психолога, мед.работника.

Принцип медико-психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.

Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

Принцип приоритета активных методов обучения. Эффект достигается во-первых, за счёт снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.

Принцип сочетания охранной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье.

Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно.

Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Н ормативно – правовые документы :

Программа «Формула здоровья» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов :

Конвенция ООН «О правах ребенка»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

СанПиН 2.4.3259-15 от 01.09.2015 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отличительные особенности программы:

Данная программа обеспечивает формирование культуры здорового образа жизни через непосредственно воспитательную деятельность, обеспечивающую включение детей в разные виды деятельности.

Условия реализации программы

Программа предназначена для реализации в условиях социального приюта с детьми от 10 до 14 лет. Работа по программе осуществляется в период учебного года в форме организованных занятий и в каникулярное время. В форме организации спортивных праздников, теоретических и практических занятий, бесед, тренингов, ролевых игр, конкурсов рисунков, диспутов, дней здоровья.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 4 раза в месяц. Максимальное количество часов в году – 36.

1.11. Формы и методы реализации программы

Формы и режим занятий

Основная форма организации деятельности детей на занятии – групповая. Занятия предполагают также деление группы детей на подгруппы, если этого требует форма проведения занятия.

Программа предполагает следующие формы проведения занятий:

 Словесные: инструкция, рассказ, беседа, описание;

 Наглядные: демонстрация, показательное выступление;

 Практические: выполнение упражнений, игры спортивные, сюжетные и ролевые, экспериментирование, опыт спортивный, исследование, поиск, изучение, игровые обучающие ситуации, игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сценки, инсценировки, игры парами, игры-диалоги.

1.12. Ожидаемые результаты

Применяемые методы и формы обучения способствуют эффективности воспитательной работы с детьми, обеспечивают последовательное укрепление здоровья, физического и двигательного развития детей. Результативность деятельности воспитанников по итогам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании детей среднего школьного возраста оценивается через разработанную систему мониторинга качества получаемых знаний и навыков.

В результате совместной деятельности педагога, воспитанников, к концу учебного года дети должны:

1. Активно использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни, в ситуации выбора здорового образа жизни, во всех аспектах своей деятельности и иметь потребность к систематическому сохранению и приумножению своего здоровья.

2. Уметь применять навыки сохранения здоровья в необходимой ситуации, самостоятельно предупредить утомление, понимать и стремиться к переходу к другому виду деятельности, к смене статики на активные движения.

3. Демонстрировать правила безопасного поведения в окружающей среде.

4. Иметь положительную динамику в формировании здорового состояния организма.

5. Иметь систему представлений о себе, своем теле и организме; осознавать свою индивидуальность, проявлять чувство самоценности, любви к себе и окружающим.

6. Получать удовольствие и радость при выполнении простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, культуры закаливания, питания; удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий, радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни.

1.13. Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы

Администрация ГБУ РБ Восточный МЦ «Семья» и отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк проводит осуществление общего контроля над педагогами, их педагогической деятельностью и деятельностью коллектива, анализирует коррекционно-реабилитационную деятельность.

Воспитатель осуществляет реализацию программы в системе воспитательной работы, используя современные технологии, ведёт работу по распространению педагогического опыта по развитию и становлению творческой личности.

Методическое обеспечение программы:

1. Кабинет для занятий кружка (хорошо освещенный, проветриваемый,).

2. CD – диски, DVD – диски с музыкальным сопровождением утренней зарядки, аэробика, флешмоб.

3. Материалы для физической подготовки (мячи, обручи, скакалки, кегли, лыжи, коньки и т.д.)

Источник

Рабочая программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Рабочая программа элективного курса

«Здоровый образ жизни»

по предмету (курсу и т.д.): биология

Учитель: Иванчина Наталия Владимировна

Количество часов по программе: 34

Рабочая программа элективного курса по биологии разработана для учащихся 10 класса и составлена на основе Государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерных программ среднего общего образования по биологии.

Автор программы элективного курса «Здоровый образ жизни» Иванчина Н.В.

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных старших классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного, медико-биологического и экологического направления.

Элективный курс «Здоровый образ жизни» разработан с учетом индивидуальных интересов учащихся, призван укрепить сознательное отношение школьников к собственному здоровью на основе полученных знаний при изучении раздела «Человек и его здоровье» в основной школе.

Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования, экскурсий.

Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Формирование здорового образа жизни на базе углубленного изучения здоровья человека, как жизненной ценности.

Расширить и углубить знания учащихся об основных факторах, определяющих условия жизни человека, о соблюдении гигиены, санитарных правил и здорового питания, о предупреждении и лечении заболеваний, об истории развития формирования здорового образа жизни, о негативных последствиях для человека вредных привычек.

Через экологическое и гигиеническое воспитание формировать здоровый образ жизни, способствующий сохранению физического и нравственного здоровья человека;

Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы; формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

пути сохранения и укрепления здоровья человека;

факторы, влияющие на здоровье человека;

вредные привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) и их влияние на организм человека;

значение рационального питания;

сохранение творческого долголетия человека;

способы повышения работоспособности;

Учащиеся должны уметь:

оценивать состояние своего организма, осуществлять меры и профилактики для устранения заболеваний;

составлять рацион питания, режим дня, планировать свою деятельность;

принимать меры и проводить разъяснительную работу, использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности;

развивать творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами.

Курс рассчитан на 34 учебных часа. При необходимости общее количество часов может быть увеличено (до 70) за счет увеличения объема проводимых практических занятий, семинаров, ролевых игр и самостоятельных (внутриаудиторных работ), планы проведения которых прилагаются к каждой рассматриваемой теме (всего 6 тем).

Общее количество часов – 34

Тема 1. Введение (2 ч)

Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья; значение; история развития формирования ЗОЖ.

Тема 2. Физическая активность и здоровье (5 ч)

Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Вред гиподинамии. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Особенности физического воспитания человека на разных этапах его развития. Гигиенический режим двигательной активности.

Тема 3. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии (6 ч)

Иммунитет. Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Аллергия как нарушение функций иммунной системы. Признаки инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больными.

Тема 4. Травматизм и его профилактика. Охрана труда. Сердечно-сосудистая система человека, как составляющая здорового образа жизни (5 ч)

Травмы. Организация травматологической помощи. Предупреждение травматизма.

Сердечно – сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния организма. Предупреждение и профилактика заболевнаи йорганов кровообращения, первая помощь при них.

Тема 5. Гигиена дыхания, питания, кожи человека (10 ч)

Укрепление органов дыхания и профилактика их заболеваний. Гигиена воздуха. Гигиена голосового аппарата. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Рацион и режим питания. Пищевые отравления, меры профилактики и первой помощи при них. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта, гельминтозы. Режим питья, гигиеническая оценка питьевой воды. Кожные заболевания и их профилактика. Уход за кожей, волосами, ногтями. Теплорегуляция и её нарушения в организме, закаливание. Гигиена одежды и обуви. Профилактика заболеваний, передающихся половым путём.

Тема 6. Профилактика нервных и психических заболеваний (5 ч)

Значение нервной системы, её строение и функции. Навыки, привычки, стресс, как факторы, влияющие на здоровье. Режим дня, сон и его гигиена. Психическое здоровье. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании. Гигиена труда.

Тема 1. Введение (2 ч)

Экология человека; значение, основные цели и задачи

Узнают: понятие ЗОЖ, его задачи, значение, актуальность на данный момент

Смогут: самостоятельно сформулировать задачи здорового образа жизни

История развития формирования здорового образа жизни

Узнают: возникновение и развитие санитарно-гигиенической науки; этапы её развития в нашей стране

Смогут: оценить изменения формирования ЗОЖ с его появления по настоящее время

Тема 2. Физическая активность и здоровье (5 ч)

Узнают: роль двигательной активности человека в сохранении здоровья

Смогут: составить профилактику заболеваний опорно-двигательной системы

Физическое воспитание человека

Узнают: особенности физического воспитания человека на разных возрастных этапах

Смогут: оценить собственное физическое воспитание

Гигиена двигательной активности

Узнают : гигиенический режим двигательной активности

Оценка физического развития организма

Узнают: методы исследования физического развития

Смогут: оценить физическое развитие по физиометрическим, антропологическим, соматометрическим показателям

Выполнение заданий по теме

Тема 3. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии (7 ч)

Узнают: понятие иммунитета, его виды, биологическое значение

Смогут: различать врождённый и приобретённый, активный и пассивный, естественный и искусственный.

Узнают: условия возникновения инфекционного заболевания

Протекание инфекционных заболеваний

Смогут: формулировать периоды течения инфекционных процессов

Профилактика инфекционных заболеваний

Смогут: перечислить способы и мероприятия, предупреждающие возникновение инфекционного процесса,

Узнают: понятие аллергии как нарушении функций иммунной системы

Смогут: сформулировать виды аллергии, как она возникает, понятие антигена

Признаки инфекционных заболеваний

Узнают: признаки инфекционных заболеваний, уход за больными

Смогут: оказать доврачебную помощь человеку с различными возникшими инфекционными процессами

Выполнение заданий по теме

Тема 4. Травматизм и его профилактика. Охрана труда. Сердечно-сосудистая система человека, как составляющая здорового образа жизни (5 ч)

Узнают: понятие, виды, характеристику, предупреждение и лечение травм

Организация травматологической помощи

Смогут: оказать первую помощь при травмах

Узнают: роль сердечно-сосудистой системы в здоровье человека

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Узнают: заболевания, предупреждение и лечение

Смогут: оценить физиологическое состояние организма с помощью метода регрессии, теста Войтенко и по индексу Руфье

Выполнение заданий по теме

Тема 5. Гигиена дыхания, питания, кожи человека (10 ч)

Узнают: укрепление органов дыхания, их заболевания и профилактика

Смогут: обсудить проблемы загрязнения воздуха, пути решения

Гигиена голосового аппарата, работа с ядохимикатами

Узнают: как предупредить заболевания голосового аппарата, технику безопасности при работе с ядохимикатами

Рацион и режим питания

Узнают: о значении правильного и здорового питания, какие продукты обязательны к употреблению в подростковом возрасте

Смогут: составить свой рацион и режим питания, анализировать его, оценить

Узнают: меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях, инфекционные заболевания ЖКТ

Режим питья. Оценка питьевой воды

Смогут: провести гигиеническую оценку питьевой воды в населённом пункте (нескольких – сравнить), определить пригодность воды для питья

Заболевания кожи, уход, теплорегуляция организма

Узнают: функции кожи, кожные заболевания и их профилактика, правильный уход за кожей, волосами, ногтями, защита кожных покровов в быту и на производстве, теплорегуляция и её нарушения в организме, закаливание

Гигиена одежды и обуви

Узнают: гигиенические правила содержания одежды и обуви, значение гигиены одежды и обуви для предупреждения ряда заболеваний

Гинекологические, урологические, венерические заболевания

Узнают: причины, виды, предупреждение и профилактика заболеваний

Смогут: осознать ответственность за гигиену своего и чужого организма

Выполнение заданий по теме

Тема 6. Профилактика нервных и психических заболеваний (5 ч)

Узнают: значение нервной системы, её строение и функции

Навыки, привычки и стресс

Смогут: узнать о привычках и стрессе как о факторах, влияющих на здоровье

Смогут: проанализировать свой режим дня вместе с одноклассниками, продумать и дать друг другу советы о лучшем режиме дня и о пользе его соблюдения

Алкоголизм, наркомания и токсикомания

Смогут: обсудить вредные привычки как актуальные проблемы современного общества; объяснять причины возникновения, последствия

Обобщение по курсу

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 2000.

Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.

Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. – Новосибирск: Изд-во НГПУ,2000.

Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк, 2012.

Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г.

Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. – М.: Медицина, 2012.

Жданова Ю.В. Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни. Практические работы. // Биология в школе. №2 – 2004 г.

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – 1978.

Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков – М.: Медицина, 2013.

Минх А.А. Общая гигиена – М.: Медицина, 2014.

Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.

Тель Л. 3. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001.

Хрипкова А.Г., Хрипкова Д.В. Гигиена и здоровье.

Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *