путь как образ жизни
Что такое жизненный путь и как его найти
Жизненный путь – это индивидуальный, уникальный опыт каждого человека. Обычно мы называем это судьбой. Но с точки зрения психологии, это цели, действия, мировоззрение, система ценностей личности, трудовая, личная жизнь. Как узнать свое предназначение, свой жизненный путь – вопрос, который задает себе каждый из нас. Давайте же узнаем, что такое жизненный путь человека, как его найти.
Что такое жизненный путь: понятие и определение
Впервые понятие «жизненный путь личности» было предложено психологом Шарлоттой Бюлер. Согласно ее теории, жизнь состоит из внутренних и внешних событий. А главная мотивация личности – стремление самореализоваться, найти себя в творчестве.
Жизнь проходит по трем линиям:
Вслед за Бюлер французский психолог Пьер Жане стал изучать феномен. Согласно ему, жизненный путь личности в психологии – это эволюция личности, череда возрастных этапов развития, этапов биографии.
Среди отечественных психологов вклад в изучение феномена внес Сергей Леонидович Рубинштейн. Психолог полагал, что жизненный путь – это не просто развитие организма, а сложение человеком своей истории. Путь отражает сущность личности. По мнению Рубинштейна, только того, у кого есть своя историю, можно назвать личностью. Жизненный путь человека состоит из событий – конфликтные моменты (переломные моменты), разрешение которых в общих чертах определяет ближайшее будущее личности.
Жизненный путь, время жизни, жизненный цикл
В чем разница этих понятий? Иногда их отождествляют, но с научной точки зрения это неправильно.
Дадим определение всем трем понятиям:
Отличие цикла от пути в том, что в первом случае последовательность стадий, цель, суть цикла заранее строго определена. Жизненный путь личности имеет массу вариантов, сценариев, развилок и зависит от самого человека.
Единственное, в чем похожи жизненные пути разных людей, это сенситивные ( критические) периоды, в которые человек становится более уязвимым для влияния социальных, биологических факторов. Это поворотные пункты, которым предшествуют серьезные социальные изменения, например, поступление в школу, женитьба, уход в армию. Такие периоды называют возрастными, нормативными кризисами. Психическая перестройка, происходящая в этот момент, играет важную роль.
Этапы жизненного пути
Шарлотта Бюлер определила этапы через развитие основных сфер личности: социальная, психологическая, трудовая, семейная, профессиональная. Психолог выделил 5 этапов:
Эта классификация отличается от классификации возрастного развития личности или от аналогичной классификации других авторов. Например, Э. Эриксон выделил 8 этапов. Каждый из них связан с кризисом, через который проходит личность.
Этапы развития личности по Эриксону:
Проблема жизненного пути до сих пор актуальна, ее продолжают рассматривать с разных точек зрения.
Жизненный путь и индивидуальность
С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев рассматривали жизненный путь как становление индивидуальности личности. В психологии это называют персоногенезом. В рамках этой теории психологи рассматривают личность как субъект выбора. То есть сначала человек рассматривается как объект, на который влияют социальные нормы, культура общества и другие факторы, а потом он становится субъектом общества. Сам влияет на его культуру, историю. Чем больше человек раскрывает индивидуальность, зреет как личность, тем чаще возникают ситуации выбора. Иногда ему приходится сталкиваться с противоречивыми мотивами, решать конфликты внутри себя. На каждом из таких этапов он сам определяет свой жизненный путь.
Проблема выбора жизненного пути
Изучением жизненного пути личности занимаются психотерапевты-биографы. Каждое жизненное событие должно быть оценено с объективной и субъективной точки зрения. Важно учитывать возраст человека на момент события, исторические особенности общества и времени, в котором случилось событие, субъективный смысл этого события для человека, когортные показатели личности, влияние микро и макро общества.
Проблемой жизненного пути занимались многие авторы. Рассмотрим наиболее популярные теории подробнее.
По С.Л. Рубинштейну
Первым, кто стал изучать проблему выбора жизненного пути, был С.Л. Рубинштейн. В книге «Человек и мир» он доказал, что в основе индивидуального развития личности лежит специфика отношений с окружающими. Взгляды на деловые, любовные, дружеские отношения, быт определяют индивидуальную историю личности. Сценарий жизни зависит от качества, глубины отношений. Согласно Рубинштейну, человек развивается только в активной деятельности – построении глубоких и продолжительных отношений, полных ответственных поступков. Это психолог назвал деятельностным опосредованием.
По А.Н. Леонтьеву
По мнению Леонтьева, жизненный путь человека формирует в результате практической деятельности. То есть важны только те виды деятельности, которыми занимается сам человек. Притом это тесно связано с историей общества. Только включенность в жизнь общества обеспечивает развитие личности.
По Б.Г. Ананьеву
По мнению Ананьева, главный фактор формирования жизненного пути – происшествия, которые случаются с человеком. Психолог делит происшествия на две группы: те, что обусловлены поведением человека, и те, что случаются независимо от действий личности (влияние среды, социума). Группы взаимосвязаны.
По К.А. Абульхановой-Славской
Человек выстраивает жизненный путь согласно нормам и особенностям того общества, в котором он живет. Индивид анализирует окружающие условия, сравнивает свое поведение с нормами общества. Выбор жизненного пути – это проблема. Нельзя допускать стихийного развития. Сам человек и общество – активные участники формирования индивидуального жизненного сценария отдельного человека.
Абульханова-Славская определила структуру жизненного пути:
Жизненный путь личности зависит не только от особенностей человека, его желаний, интересов, способностей, но и от ряда психологических, возрастных, социальных факторов. Например, в одном обществе пропагандируют ранние браки, родители находят партнера своему ребенку, а в другом обществе право выбирать, когда и на ком жениться/выходить замуж, оставляют за самим человеком.
Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит, научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками.
Как найти свой жизненный путь
Задаваясь вопросом как найти жизненный путь, мы имеем в виду поиски смысла и цели жизни. Как же найти свой жизненный путь, можно ли изменить судьбу? Да. Прежде всего, осознайте, что вы хозяин жизни, только на вас лежит ответственность за то, что с вами происходит. Научитесь анализировать неудачи, вычленять свою долю ответственности, проводить работу над ошибками. Научитесь анализировать свои поступки, предугадывать последствия, видеть причинно-следственные связи. Научитесь задавать вопрос «Почему, для чего это случилось?», а не «За что?».
Что значит найти жизненный путь? Это значит всесторонне самореализоваться, найти любимую работу, любимого человека, хобби, свое место в обществе. Как это сделать? Найти баланс между «хочу» (желания), «могу» (способности) и «надо» (обязанности). Рассмотрим это подробнее в разных сферах жизни.
Профессиональное самоопределение
По-другому это можно охарактеризовать так:
Если не удается сделать это при помощи самоанализа и анализа, то можно воспользоваться психологическими тестами:
После этого сравните список того, что вам подходит со списком востребованных профессий, вакантных мест в вашем регионе. Изучите рынок труда и выберите то, что не только подходит, но и может приносить хороший, стабильный доход.
Личная и социальная жизнь
Если проблема не в выборе профессии, а в выборе смысла и цели жизни, то компоненты можно трактовать так: ваши желания, социальные навыки, жизненные принципы. Составьте три списка, найдите между ними что-то общее. Если вы не видите точек соприкосновения, то подумайте, не нужно ли вам поработать над восприятием, конкретикой. Например, фразу «хочу быть богатым» лучше переписать на «хочу быть востребованным, успешным специалистом». «Я должен во всем видеть только хорошее» – «Я должен научиться видеть в неудачах полезное». «Я должен много работать» замените на «Я должен эффективно работать» и т.д.
Чтобы определить свой жизненный путь, нужно составить концепцию того, кто вы как личность, профессионал, человек. В первом случае вы должны познать и принять свой характер, темперамент, прочие индивидуально-психологические особенности. Во втором случае речь идет о поиске призвания. В третьем случае нужно понять, какое положение в обществе вы хотите занимать, какие социальные роли выбираете. А также концепция социального Я должна включать в себя установки, убеждения, средства достижения цели, способы самовыражения, представления о том образе жизни, который поможет достигнуть цели. Проще говоря, вы должны понять, что хотите и можете взять от мира, что можете и хотите ему дать.
Как понять, в чем смысл вашей жизни, найти цель:
При поиске своего пути не нужно пытаться кому-то подражать, копировать чей-то успех. Помните, что каждый человек уникален. Мы все хотим быть счастливыми, но путь к счастью у каждого свой. Нет даже двух одинаковых, похожих жизненных путей.
Какие качества нужно развивать
Говоря о поиске жизненного пути, мы имеем в виду самоактуализацию личности, то есть максимальное раскрытие и использование талантов, способностей, возможностей. Для этого нужно верить в себя, иметь адекватную Я-концепцию и самооценку, обладать навыками саморегуляции. Самопознание и самоуважение – база, которая поможет вам найти свое место в мире.
Портрет самоактуализированного человека по А. Маслоу:
Сценарий жизни зависит от мышления, мировоззрения личности, ее привычек, поступков. Кто-то склонен к разрушению, а кто-то к созданию. Кто-то мыслит пессимистично и привык быть жертвой, а кто-то привык побеждать. Стоит отметить, что иногда выстраивать счастливый путь мешают комплексы, травмы, неврозы. Если вы чувствуете, что проблема лежит глубоко, не можете с ней справиться, то обратитесь к психотерапевту.
Запомни!
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает жизненный путь. В моём понимании, это определённый дорога человека, на котором он смог найти просветления, понять правильность и суть своей жизни. Каждый человек выбирает свой жизненный личный путь, по которому он будет двигаться в будущем.
В доказательство моей точки зрения хотелось бы обратиться к произведениям художественной литературы. Яркий пример жизненного пути представлен в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Изначально автор описывает Петрушу Гринёва, как совершенно безответственного мальчишку, который мог и проиграть в карты крупную сумму денег и нагрубить своему слуге Савельичу, всегда помогавшему ему во всём. Но Пётр взрослеет, мужает, становится честным и верным офицером. Когда его друг Швабрин, который готов пойти на всё ради достижения своих целей, переходит на сторону Емельяна Пугачёва и присягает ему на верность, Гринёв не предаёт родину и даёт отпор своему врагу. Швабрин выбрал путь эгоистичного труса, в то время, когда Пётр Гринёв показал себя с лучшей стороны, демонстрируя всю свою честь, отвагу и уверенность, что вызывает восхищение у самого Пугачёва.
Таким образом, мы видим, какому жизненному пути придерживается Гринёв. Он, не смотря на вооружённость врага, не может предать свою страну и не переметнуться на сторону Пугачёва, что делает его верным и храбрым человеком.
Ещё одно произведение, которое мне хочется вспомнить, будет рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Для главного героя произведения материальное благосостояние является одним из самых важных целей в жизни любого человека. Всю свою жизнь он уделяет много времени работе, пытаясь получить всё больше денег. Он абсолютно убеждён, что миром правят деньги. Также он признаётся, что за всё время работы, он ни разу не испытывал удовольствия и счастья. Господин надеется, что у него наконец получится развлечься, поэтому решается поехать на отдых. Он тратит деньги на дорогие блюда, напитки, роскошный номер, но радости от этого совершенно не испытывает. Господин построил себе грандиозные планы на отдых, но их так и не удаётся реализовать, так как он внезапно умирает.
Итак, хочется сказать, что, зарабатывая крупные суммы денег, они не всегда могут сделать человека счастливым и подарить ему радость в жизни.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что каждый человек сам находит свой жизненный путь и сам решает, что ему на этом пути нужно. Каждый выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его принципам и ценностям.
Выбор жизненного пути, который меняет человека готовое итоговое сочинение 2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
5 готовых итоговых сочинений 2021-2022 на тему выбор жизненного пути, который меняет человека, направление человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). В сочинении упомянуты разные литературные произведения.
Сочинение №1
Наверное, каждому человеку приходилось что-то выбирать в своей жизни. Это может быть выбор одежды, музыки, выбор при какой либо покупке и многое другое. Но на мой взгляд, выбор по масштабности и значимости в жизни человека может быть разным. Человек совершат выбор каждый день, выполняя повседневные задачи. Но есть решение, принятое человеком осознанно, которое меняет его. Это решение может быть положительным или отрицательным соответственно, и человек меняется по направлению своего выбора. По моему мнению, характер человека, его жизнь зависят от выбора своего жизненного пути.
Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор романа показывает на примере Пьера Безухова выбор жизненного пути.
Его решение повлияло на дальнейший ход действий, выбрав путь самосовершенствования. Сначала его жизнь была распутной, он любил выпить и повеселиться. Но после смерти отца все меняется: имение передаётся ему по наследству, теперь он обладатель большого богатства и излишнего внимания со стороны людей, которые до этого времени презирали и обсуждали его по причине не примерного поведения с его стороны. Эта череда непонятных для него обстоятельств заставляют его сбежать от такой жизни. В годы войны, проводя жизнь среди простых солдат, он понимает в чем смысл жизни и принимает решение, которое меняет его жизнь в лучшую сторону.
В качестве второго примера обратимся к произведению «Бедная Лиза». Автор произведения на примере Эраста показывает противоположность положительном выбору. Он был из дворянский семьи, жил в роскоши, но предпочёл иметь отношения с простой девушкой- крестьянкой, чем с женщиной своего круга. Они вместе проводили время, мечтали о создании семьи и вечной любви. Так, после отъезда Эраста, Лиза встретила его в городе. К этому времени он изменил свое решение, так как не смог бы жить с простой крестьянкой. В итоге, он разрушил свою жизнь и жизнь близкого человека, приняв решение жить с пожилой, но богатой дамой.
Таким образом, выбор своего жизненного пути меняет человека, образ жизни и приносит свой результат.
Сочинение №2
Что может изменить человека? Конечно же, это выбор избранника. Любовь может мотивировать личность работать над собой и стать ее движущей силой. Но некоторые отношения, напротив, тормозят развитие людей и позволяют им потакать своим слабостям. Все эти процессы подробно описаны в художественной литературе.
Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил своего героя с двумя женщинами и в отношениях с каждой из них Илья Ильич сильно менялся. Первой была Ольга Ильинская — амбициозная и интеллигентная дворянка, юная и полная энтузиазма. Ленивый, апатичный и инфантильный Обломов, который превыше всего ценил свой покой, под воздействием чар любви и энергии своей избранницы стал совсем другим. Старый халат он сменил на выходной костюм, вместо сна предпочитал теперь бодрствование, вместо одиночества — компанию любимой. Он гулял, наносил визиты, интересовался окружающим миром. Внешне он похудел и приобрел румянец. А вот в отношениях с Агафьей Пшеницыной, зрелой мещанкой и довольно ограниченной особой, Обломов совсем опустился: он набрал еще больше лишнего веса, перестал выходить из дома и все время посвящал праздности. Он так и не навел порядка в хозяйстве и не смог увеличить свой капитал хотя бы для сына. Напротив, Илья Ильич, опекаемый бессловесной женой, игнорировал врачебные предписания и умер в цвете лет, оставив ребенка сиротой. Данный пример позволяет нам сделать вывод, что выбор избранника или избранницы коренным образом влияет на личность.
Неправильный выбор суженого может испортить всю жизнь и подавить волю человека. Это доказывает пример из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня вышла замуж за Тихона Кабанова и оказалась в провинциальной купеческой среде, погрязшей в невежестве, грубости, суевериях. Люди в Калинове веками жили по устаревшим правилам «Домостроя», но все их благочестие было показным. На деле в семьях царила тирания того, кто мог выгнать на улицу всех остальных по праву старшинства. Согласно устоям Домостроя, именно Тихон должен был быть главой дома Кабановых. Но на практике всем управляла его жестокая, эгоистичная и сварливая мать. Сам же Тихон был слабовольным и ничтожным человеком, все мечты которого сводились к досугу в кабаке вдали от упреков и строгого контроля. Молодую жену он оставлял на растерзание матери и никак не помогал ей защититься от Кабанихи. Из-за этого Катерина, которая всегда жила в атмосфере уважения, свободы и понимания, совсем поникла: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем» — призналась она Варваре. Если раньше жизнь была ей в радость, и она пела от радости, молилась до слез, то теперь ей приходилось играть на публику, угождая бессмысленным и грубым требованиям свекрови и ее круга. Оптимистичная, окрыленная волей девушка превратилась в пыльную статуэтку в серванте. Так, выбор суженого изменил поведение, мироощущение и судьбу героини.
Таким образом, люди кардинально меняются, когда выбирают спутника жизни. Любовь либо преображает их, побуждает к развитию, либо содействует их деградации и глубоко хоронит хорошие задатки и важные цели. Поэтому так важно сделать правильный выбор!
Сочинение №3
Выбор жизненных ориентиров и нравственных принципов — это важнейшее решение, которое меняет человека и его судьбу. Если личность выше всего ценит порядочность, верность слову, справедливость, то она развивается в морально-этическим плане. Если же она ставит на пьедестал личную выгоду, то деградирует и теряет то лучшее, что в ней заложено. Чтобы подтвердить это, рассмотрим литературные примеры.
Так, Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» демонстрирует изменения, которые произошли в душе Андрия, когда выше всего на свете он поставил свою любовь к прекрасной полячке. Андрий Бульба был сыном казачьего полковника и воевал на стороне своего народа против поляков. Дома у него остались родные земли, мать, вера. Он защищал право казаков на самобытность и боролся плечом к плечу с товарищами, которые доверяли ему. Но страсть к прекрасной девушке из вражеского стана спутала карты его судьбы. Ночью он пробрался в осаждённый город, чтобы накормить ее изголодавшуюся семью хлебом и, увидев ее, потерял голову. Андрий отрекся от отечества и семьи, товарищей и религиозных убеждений. Своей Родиной он назвал красавицу-панночку. Теперь самым высшим его нравственным принципом стало служение этой девушке. И эта безумная любовь толкнула его на предательство. Он бросил семью и свои корни, страну и друзей, подорвал доверие отца и брата. Все эти негативные изменения обусловлены неправильным выбором жизненных ориентиров.
Таким образом, человек меняется раз и навсегда, когда определятся с моральными убеждениями и жизненными приоритетами. Законы, по которым он живет, ведут его к определенному результату и подстраивают его характер под себя. Именно этот выбор формирует нашу ментальность.
Сочинение №4
Каждый человек выбирает свою личную правду жизни — идеологию, которая движет им и определяет его отношение к миру и людям. Это решение меняет характер, поведение и другие особенности личности, ведь от него зависит восприятие всего, что происходит вокруг. Данную закономерность подтверждают многие примеры из литературы.
Для наглядности рассмотрим пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников был добрым, отзывчивым и самоотверженным человеком, который не жалел сил и последних средств, чтобы помочь людям, пусть и незнакомым. Однажды он спас из пожара двоих детей, рискуя жизнью. Не менее показательным является его поступок, когда он отдал городовому едва ли не последние деньги, чтобы он проводил и спас обманутую девушку, за которой уже охотился бесчестный мужчина. Кто бы мог подумать, что этот благородный юноша с возвышенными идеалами убьет двух женщин и возьмет их деньги? Вот так изменила Родиона его теория, обозначившая изменение личной идеологии. Если раньше Раскольников видел свое предназначение в помощи людям, то теперь он оправдывал им убийства. Чтобы получить власть, нужно перешагнуть через законы большинства и управлять им. Конечно, эту власть герой хотел употребить для облагораживания общества, то есть масштабировать свои добрые дела, пользуясь влиянием. Но вредоносная теория ожесточила его и вынудила совершить грех, который не могли искупить никакие благие начинания. Родион смог исцелить душу и вернуть покой только тогда, когда изменил взгляды на мир. Это говорит о том, что именно выбор правды жизни и своего пути наиболее заметно влияет на личность.
Тот же вывод мы можем сделать, читая пьесу М. Горького «На дне». У каждого героя, живущего в ночлежке и страдающего от нищеты, есть своя правда жизни, которая сильно повлияла на их характеры и судьбы. Так, странник Лука добр и отзывчив, потому что он считает, что людям больше всего нужно сострадание. Сладкую ложь он предпочитает горькой правде, потому что в мире и так много плохого. Сатин, шулер и пьяница, напротив, считает, что «правда — Бог свободного человека». Он отрицает необходимость врать людям ради их душевного спокойствия, поэтому всегда до жестокости откровенен с окружением. Даже сам про себя он говорит без стеснения самые нелицеприятные вещи: он считает себя «конченным человеком», ведь после каторги «нет хода». Бубнов же отчаялся и потерял веру во что-либо. Он считает, что все люди на земле — лишние, все умрут, поэтому нечего особенно беспокоиться о таких пустяках, как уровень жизни. Актер, по его же собственным словам, «пропил душу», потерял имя, так что его характер соответствует этим словам: он апатичен, безволен, слаб. Все эти примеры говорят о том, что выбор собственной идеологии меняет человека.
Таким образом, на людей сильно воздействует выбор правды жизни и соответствующего ей пути. Они меняются, когда решают, какая мировоззренческая позиция подходит им больше всего. Личная идеология отражается на характере, поведении и отношениях личности с окружением.
Сочинение №5
Каждый человек постоянно находится перед выбором. В каких-то случаях выбор, который предстоит сделать человеку, оказывает на его жизнь незначительное влияние, а в других случаях сделанный выбор оказывает огромное воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Каждый человек сталкивается с собственными жизненными трудностями, которые предполагают, что человек выберет дальнейший путь из минимум двух вариантов. Сделанный человеком выбор может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие. Проблема выбора, который меняет человека, поднимается во многих художественных произведениях отечественной литературы.
Проблема выбора, который меняет человека, поднимается и в повести А.П. Чехова «Палата №6». В начале повествования Андрей Ефимович Рагин, будучи начальником больницы, является типичным представителем общества: несмотря на то что он видит царящие общественные несправедливости, он покоряется тем принципам, в соответствии с которыми живет большинство людей, которые равнодушно относятся к несправедливостям или же сами их совершают. Сначала Рагин довольствуется той жизнью, которая у него есть, однако затем он понимает ее бессмысленность. То, что Андрей Ефимович, будучи начальником больницы, начинает общение с пациентом палаты для душевнобольных Громовым, меняет как внутренний мир Рагина, так и его дальнейшее существование. Убедившись в порочности общества, которое требует кардинальных перемен, Рагин из типичного обывателя превращается в человека, противопоставленного обществу. Сделанный Рагиным выбор в пользу отказа от пустого и ничтожного существования становится также причиной того, что Рагина увольняют и заключают в палату №6, после чего Рагин и вовсе погибает.
Таким образом, во многих случаях человек оказывается в такой ситуации, когда он осознанно или неосознанно делает выбор, который кардинально меняет его мышление или образ жизни.