пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Данный доклад рассказывает об интереснейших совпадениях в биографиях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

«Два поэта – две судьбы»

(Сравнительная характеристика биографий

М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина).

русского языка и литературы

МКОУ «СОШ», с. Саволенка

г. Калуга – 2014 год.

«Два поэта – две судьбы»

(Сравнительная характеристика биографий

М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина).

28 января 1837 года. Заснеженный Петербург. Дом князя Шаховского на Садовой улице, где М. Ю. Лермонтов снимает квартиру вместе со своим знакомым Святославом Раевским. Квартира полна гостей. По Петербургу разнеслась весть « о несчастном поединке Пушкина».

Погиб поэт! – невольник

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой

Поникнув гордой головой.

Эти строки, как будто отлитые из звенящего металла, родились здесь, на Садовой, после бурного обсуждения событий. Лермонтов, захваченный порывом общественного негодования, разом выплеснул свой гнев. Он выразил не только свои чувства, но и мнение народа.

Он встречал Дантеса в великосветских петербургских гостиных, понимал его пустоту и ничтожность, а с Пушкиным не был знаком, но знал наизусть сотни его строк, не раз встречался с окружавшими его людьми. Те мысли, которыми поэт делился с миром, создавали ощущение духовного родства.

Через два дня весь Петербург знал эти строки. Николай Первый велел медику гвардейского корпуса удостовериться, не помешан ли Лермонтов, 20 февраля у него был сделан обыск, и поэта посадили под арест в здание

Главного штаба, Лермонтов велел камердинеру, приносившему ему обед, завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина,

печной сажи и спички написал несколько произведений, а именно: « Когда волнуется желтеющая нива», « Я, матерь Божия, ныне с молитвою»,

« Кто б ни был ты, печальный мой сосед, и переделал старую пьесу

«Отворите мне темницу», прибавив к ней последнюю строфу « Но окно

тюрьмы высоко». Через 9 дней поэта отпустили проститься с близкими перед высылкой на Кавказ.

Оба поэта главное свое предназначение видели в том, чтобы «…глаголом жечь сердца людей…», говорить правду, невзирая на лица и должности.

Как похожи они искренностью и пылкостью своих высказываний!

Но есть и различия между двумя поэтами. Один вырос в полной семье, у него были брат Лев и сестра Ольга, был всегда в обществе друзей, женщин, он любил и был любим своей Мадонной, познал счастье отцовства. У другого же была одна бабушка из родных Елизавета Алексеевна Арсеньева. Мама поэта умерла, не дожив до 22 лет, бабушка, не ладившая со своим зятем, устранила его из жизни внука, друзей можно было посчитать по пальцам, а среди многочисленных романов была всего одна настоящая безответная любовь. Рано познанное одиночество сказалось на характере и мировоззрении М.Ю.Лермонтова.

Оба были очаровательно некрасивы.

Александр Пушкин. О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В большей степени они зависели от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:

«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться!»

Еще он владел навыками рукопашного боя, был блестящим фехтовальщиком, отменным стрелком, замечательным наездником. А одевался! К тому же ум – выдающийся, одарённость – гениальная.

Оба поэта родились в Москве.

А.С.Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года в доме, принадлежавшем майору И.В.Скворцову.

Сергей Львович, отец поэта, человек артистичный, остроумный, блистал в обществе своей образованностью и каламбурами. Мама – Пушкина Надежда Осиповна получила прекрасное воспитание, хорошо знала французскую литературу и музыку. Первое упоминание о своих пращурах поэт находил в русских летописях, относящихся еще к эпохе Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей. Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом. Мы можем это наблюдать в следующих произведениях: повесть «Арап Петра Великого, стихотворение «Моя родословная», роман «Евгений Онегин» 1-я глава).

М.Ю.Лермонтов родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве в доме генерала Ф.Н.Толя напротив Красных ворот. Через несколько месяцев ребенка перевозят в Тарханы. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Лермонтова, урожденная Арсеньева (1795—1817), умерла в Тарханах в 1817 году, ее памятник увенчан крестом и сломанным якорем, символом разбитых надежд. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д. А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Отец – Юрий Петрович Лермонтов принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду, он рассказывал, что его предки происходили от испанского герцога Лермы, который бежал в Шотландию.В 1613 году, находясь на службе у польского короля, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов родились в родовитых дворянских семьях, корни которых уходили в седую древность. Их предки достойно служили русским царям, хотя один из них был эфиопом, а другой – шотландским воином с испанскими корнями.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

В Москве и Подмосковье известно более ста мест, связанных пребыванием великого поэта, и сохранилось около 60 домов, где он жил или бывал.

Оба поэта родились в Москве, признавались ей в своей любви, называли ее родиной, каждый из них был по-своему счастлив, находясь в Москве. Здесь они успешно занимались творчеством, А. Пушкин познакомился с Н. Гончаровой, женился 18 февраля 1831 года. М.Лермонтов впервые встретился с Варварой Лопухиной.

Только заступничество влиятельных друзей спасло поэта от страшной участи. После женитьбы в мае 1831 года Пушкин с женой переезжают в Петербург. На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Он любил ходить пешком, например, от Петербурга до Царского Села. В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. 25 июня 1834 года Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, таким образом, Пушкин лишался возможности продолжать работу, начались финансовые трудности. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина. Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над «Историей Петра», романом о пугачёвщине.

Здесь в Петербурге были устроены адские козни против Пушкина и его жены: анонимные письма, интриги, в которых принимал участие сам царь.

В 1832 году М.Лермонтов простился с Москвой и уехал с бабушкой в Петербург «для перевода в императорский Санкт – Петербургский университет» «по домашним обстоятельствам». Они сняли дом Ланского на Мойке. Однако в Петербургском университете предложили сдавать экзамены, и Лермонтов сгоряча поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова ссылают на Кавказ. Петербург для М.Ю. Лермонтова – это представления, визиты, дача Карамзиных в Царском Селе, балы, на которых поэту скучно, но также Петербург для поэта был связан с непрерывной работой, с взрослением, мужанием, зрелостью таланта. Поэт публиковал в « Отечественных записках» свои произведения.

Оба поэта в определенное время проживали на Мойке, обоих за свободомыслие и вольнолюбие отправляли в первую ссылку из Петербурга: Пушкина – в Южную ссылку, Лермонтова на Кавказ,

Также Петербург для поэтов был связан с непрерывной работой, с мужанием, со зрелостью таланта.

Интереснейшие совпадения в биографиях поэтов связаны с любовной темой.

Две Натальи. Одна становится женой любимого ею поэта, другая покидает любимого ею прежде поэта. Происходит в одну зиму и лето 1831 года.

А.Пушкин радостно восклицает:

« О, как мучительно тобою счастлив я»

« Как я забыт, как одинок… Будь счастлива несчастием моим»

«Ты предаешься мне нежна»

« Ты изменила! Бог с тобою!»

Одна Наталья родилась в 30 верстах от Тамбова в поместье, расположенном при впадении реки Кариан в реку Цну.

Другая Наталья выросла в Подмосковье, на берегу реки Клязьмы.

Наталья, рожденная у реки Кариан, мужа будет называть:

« Мой господин и повелитель». А господин и повелитель будет писать, что полюбил он окончательно, и голова у него закружилась:

« Прощай, бел свет! Умру!»

Наталья с берегов Клязьмы на слова М. Лермонтова, что он полюбил её всем напряжением душевных сил, сказала, что любит другого. Он ей ответил:

« Я не достоин, может быть, твоей любви: не мне судить…»

Пушкин и его Наталья в ту же зиму, в тот же 1831 год, обвенчались.

Лермонтов же учился побеждать страдание потому, что «сердца лучшая струна оборвалась». Взяв новый чистый лист, он написал: «… ты со мною не умрешь: моя любовь тебя отдаст бессмертной жизни вновь; с моим названьем станут повторять твое…»

Так и случилось: его даже такая короткая любовь сделала Наталью Федоровну Иванову, её имя бессмертным.

Но по – настоящему М.Ю. Лермонтов любил только одну женщину – Варвару Лопухину. Чувство к ней было самым сильным и продолжительным.

Лермонтов нарисовал свою Мадонну в одежде испанской монахини, ей он посвятил поэму «Демон».

Наталья Гончарова стала Мадонной А.С.Пушкина, Варвара Лопухина была Мадонной М.Ю. Лермонтова. Только в первом случае – любовь, а во втором – страдание.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов очень любили Кавказ.

Жизнь Пушкина и его творчество тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт, по существу, первым в русской поэзии открыл кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест. «С легкой руки Пушкина,— писал Белинский,— Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровью сынов и подвигами ее героев. Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова». Первую поездку он совершил во время Южной ссылки вместе с семьей Раевских.

Вторая поездка Пушкина на Кавказ бала совершена летом 1829 года. Во время путешествия он вел путевые записки, опубликованные в 1836 году под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»

Со времени первой поездки и до конца своих дней Пушкина влекло на Кавказ.

Для М.Ю. Лермонтова Кавказ стал второй родиной. Он изъездил Кавказ вдоль и поперек. Во время ссылки 1840 года Лермонтов оказался на левом фланге Кавказской линии, в военном лагере под крепостью Грозною и проявил отменную храбрость в сражениях. За это в 1841 году был представлен к награде, но государь отказал. Надо отметить следующий факт: оба поэта были необыкновенно храбры. Именно во время поездки в Арзрум в 1829 году А.С.Пушкин вместе с русским отрядом отправился на Саганлугские высоты, где произошло сражение с турками. С пикой, подобранной на поле боя, в развевающейся бурке он бросился на неприятеля. С трудом его удалось вывести из передовой цепи. Война открылась поэту не театральной героикой, а кровью и потом.

Что же еще роднит поэтов? С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, А.С. Пушкин шел на открытый конфликт с обществом. М.Ю. Лермонтов за несколько месяцев до смерти, в начале 1841 года, уже не в первый раз пытался уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Он так же, как и А.С. Пушкин мечтал об основании нового журнала. Но ему не позволили. В достаточной степени нежелание государственной системы признать литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого отношения к творцам. Вот почему поэтам строили адские козни, плели интриги против них, убивали на дуэлях.

Пуля прошла навылет, убив Лермонтова наповал. А царь Николай I, узнав о дуэли, сказал: « …собаке собачья смерть».

Военный суд длился четыре дня и свелся к пустым формальностям. Майора Мартынова посадили в крепость на гауптвахту на три месяца и предали церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простили.

Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого – к вечеру. Один похоронен в родных местах, и другой. А.С. Пушкина похоронили недалеко от реки Великой, М.Ю. Лермонтова – на берегу Большого Пруда.

Евдокия Петровна Ростопчина через месяц после дуэли написала стихотворение « Нашим будущим поэтам»:

Источник

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Сочинение на тему: Лермонтов и Пушкин

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба.
Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

Источник

Пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

в чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? пушкин различие лермонтов сходство мироощущение

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Вопрос о сходстве и различии между Лермонтовым и Пушкиным интересовал многих исследователей на протяжении всего XIX и начала XX в., но наиболее глубокое разрешение его мы находим в кратких замечаниях Белинского. И в Пушкине, и в Лермонтове Белинский видел «несокрушимую силу духа и богатырскую силу выражения», но стихи Пушкина были «столько же полны светлых надежд предчувствия торжества, сколько силы и энергии»; в стихах же Лермонтова «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие». Белинский не только указал на различие творческого облика двух поэтов, но и намекнул на социальную причину этого различия. «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества».
В этих кратких словах намечено разрешение вопроса о связи и различии двух величайших русских поэтов. Поэты, принадлежавшие почти к одному и тому же времени, оба воспринявшие передовую систему идей, прошедшие одну и ту же литературную школу байронизма, они не могли не быть творчески близки.
Борьба с деспотизмом, сочувствие освободительному движению Европы, зарисовка типического образа современной интеллигенции — лишнего человека, усиливающийся интерес к демократическим кругам — все это объединяло обоих поэтов, все это делало их произведения схожими по мыслям, настроениям, персонажам.
Самое мастерство Пушкина-художника оказывало влияние на поэтические приемы Лермонтова. Следует, однако, несколько остановиться на том, что черты несомненного сходства обоих поэтов только подчеркивают их чрезвычайно выразительные отличия друг от друга.
Поэты двух следовавших один за другим моментов в истории развития страны, они и должны были, при всех признаках близости, отличаться друг от друга. «Светлые надежды, предчувствие торжества» (Белинский) в творчестве Пушкина соответствовали общественному подъему оппозиционно настроенных элементов страны. Эта вера и радость, эта «жажда жизни и избыток чувств» не заглушенными звучат в поэзии и зрелого Пушкина, поры его высшего расцвета. Поэт знает гнет современного ему социального строя, он испытывает все муки, порожденные властью, но он полон веры, бодрости, упования, не исчезнувших с днями его отлетевшей молодости. Безотрадность, безверие, омрачающие душу вопросы, отсутствие надежды мы слышим в поэзии Лермонтова, оформившейся в пору разгрома декабристского движения, в пору мрачных настроений многих поэтов 30—40-х годов. Но эта мрачность сочетается с «избытком несокрушимой силы духа и богатырской силы», с непреклонной волей поэта. Гармоническая муза, мудрая и уповающая, соприкоснулась с поэзией мучительной тревоги, взволнованных призывов и гордой мужественности. Соприкасаясь, поэты отталкивались; их различие было резче и ярче их сходства.
Немногочисленные дошедшие до нас замечания Лермонтова о Пушкине говорят о своеобразном сочетании у Лермонтова глубокого преклонения перед гениальным поэтом и, вместе с тем, непрестанного несогласия и борьбы с ним.
Лермонтов не раз берет пушкинские темы, но он наполняет их совершенно особым, своим, лермонтовским духом. Недаром Чернышевский, говоря о подражании молодого поэта старшему, отмечает, что идея этих стихотворений «чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей».
Нет никакого сомнения, что «Три пальмы» воспроизводят тему IX «Подражания Корану». В пустыне растут пальмы (у Лермонтова три, у Пушкина — одна); у их корней протекает ручей; к этому маленькому оазису направляет свой путь — у Лермонтова караван, у Пушкина — странник; прохлада оазиса успокаивает уставших путников; но пальма погибает — все дико и пустынно.
Однако, при всем сходстве содержания, строфики, отдельных строк и образов, пред нами два совершенно различные произведения, насыщенные совершенно различными настроениями и мироощущением : победой молодости и добра заканчивает свое стихотворение Пушкин ; победой пустыни, бесплодных просторов — Лермонтов.

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Разница между придворным (почти) красавчегом и кадровым штурмовиком? Один завяз в бабах, другой на Кавказе. Но стихи хороши, нет слов, у обоих.

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

я уже давно вышла из рамок школьной программы, а что- у вашего ребенка это на сегодня домашнее задание?

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Пушкин больше пишет про дружбу, любовь и т.п., а Лермонтов, про одиночество,

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

И кто же знает, как в действительности ощущали мир Лермонтов или Пушкин?

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

оба писали о любви только один к людям а другой к природе.

давайте как-нибудь посидим и напишим с вами сочинения

Лермонтову до Пушкина было как до Киева тазом вперед.

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

пишем сочинение или реферат? )) мне надо страниц 15-20.

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии

Пушкин по веселее был))Лермонтов совсем груть!)))

Источник

Что общего между Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым?

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии Статья интересная, но достаточно длинная.

пушкин и лермонтов сходства и различия биографии
… Этих двух гениальных людей объединяла целая череда удивительных совпадений. Оба родились в Москве, но известность получили в Петербурге. Оба – из старинных дворянских родов у обоих экзотические иностранные предки (эфиоп Ганнибал у Пушкина, шотландец Лермонт у Лермонтова). Оба опубликовали свои первые стихи в пятнадцать лет. Оба побывали в ссылке из-за своих произведений. И оба были завзятыми дуэлянтами.

Короче говоря, их судьбы во многом совпали, иногда даже до мелочей.

Первая публикация Пушкина – «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы» в 1814 году была подписана «Александр Н.к.ш.п.», то есть фактически была анонимной, – лицейские правила не допускали публикаций под собственным именем. Для юного поэта это не имело значения: достаточно широкий круг его однокашников по Лицею, их родственники и приятели были в курсе событий. Так что, Александр продолжал творить, не прячась больше за анаграммами.

Лермонтов в сентябре 1830 года тоже анонимно опубликовал стихотворение. Это была «Весна», в журнале «Антей». Но никаких откликов на свое произведение не услышал, оскорбился и в последующие почти шесть лет писал исключительно «в стол», даже не делая попыток что-то опубликовать.

Исключение составляли записи в альбомы светских красавиц, но что серьезного мог туда написать Лермонтов? Разве что, лишний раз подчеркнуть свое, мягко говоря, негативное отношение к радостям жизни.

В 1820 году Пушкин под видом служебного перемещения был сослан на юг: дело не в том, что императору Александру надоели его эпиграммы, а в том, что поэт исхитрился оскорбить высшее духовенство России.

Наказание, впрочем, оказалось достаточно мягким, – никто не мешал ему публиковать новые стихи и поэмы, а также получать за них деньги от издателей, – хотя шум вокруг «тирании» и «гонений» был поднят немалый.

И снова те же крики «прогрессивной общественности» насчет «тирании», хотя поэт провел на Кавказе меньше года: в начале января 1838 года он уже был в Петербурге и публиковал свои произведения. Правда, достаточно безобидные: «Песню про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Три пальмы»… Обратно на Кавказ, судя по всему, не хотелось.

В 1824 году Пушкин, достаточно накуролесивший в своей «южной ссылке», был официально уволен со службы и до1826 года выслан в село Михайловское под полицейский надзор. Император оказал этим немалую услугу российской поэзии, дав опальному поэту возможность сосредоточиться на творчестве. Заодно, кстати, уберег его от ссылки в Сибирь, поскольку Пушкин не смог бы остаться в стороне от заговора декабристов просто в силу своего характера, не говоря уже о дружеских связях.

Мудрено, однако, уберечь человека, если тот стремится к чему-то почти так же маниакально, как Пушкин искал – и находил! – поводы для дуэлей. Чудо вообще, что «солнце русской поэзии» дожило до роковой встречи с Дантесом. А всему виной… суеверность, доходящая до абсурда.

С тех пор Пушкин в каждом блондине видел своего потенциального убийцу, даже если рядом не оказывалось ни одной женщины. Особенно он не любил кавалергардов и вообще конницу, поскольку там была слишком большая вероятность повстречать рокового блондина на коне соответствующей масти.

Пушкина вообще трудно было назвать приятным в общении человеком.

В молодости он не только стремился использовать малейший повод для вызова на дуэль, но даже откровенно провоцировал рискованные ситуации. Пребывание поэта в Кишиневе отмечено едва ли не десятком жестоких ссор и поединков, об одном из которых судачили многие.

На дуэли с офицером Зубовым, которого Пушкин обвинил в шулерстве, поэт, ожидая выстрела противника, безмятежно лакомился черешней и демонстративно плевал косточками в своего визави, чем, естественно, привел его в ярость. Возможно, именно поэтому Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от своего права на выстрел и впоследствии красочно описал ситуацию в своей повести «Выстрел».

Вернувшись из ссылки, Пушкин не стал ни мягче, ни добрее к людям. Правда, с годами его бешеный темперамент немного охладился, да и женитьба на любимой женщине, признанной красавице, несказанно льстила самолюбию. Но эта женитьба стала еще одним «пунктиком»: в каждом мужчине, приближавшемся к Наталье Николаевне, поэт видел соперника, причем соперника счастливого.

А в год, предшествовавший роковой дуэли, Пушкин, по общему мнению, самым настоящим образом «искал смерти». Популярности в высшем свете Петербурга ему это не прибавило, а злой и насмешливый язык множил недоброжелателей не по дням, а по часам.

Количество неизбежно перешло в качество: доведенный до крайности, Пушкин вызвал на дуэль первого, кто подвернулся в этот момент под руку – своего шурина. История эта известна во всех деталях, нет смысла ее повторять. Увы, Дантес был блондином и ездил на белом коне. Пророчество гадалки сбылось.

Позже Дантес пытался заявить в свое оправдание, что он, во-первых, ни в коем случае не желал убивать родственника, целился в ноги, но «пистолет отдал», и пуля ранила Пушкина в живот. Затем выстрелил раненый Пушкин и, увидев, что противник упал, громко крикнул:

Потом выяснилось, что Дантес был ранен не в грудь, а в руку. На смертном одре Пушкин простил своего убийцу, то есть поступил как истинный смиренный христианин, и наказал рыдающей жене «год носить траур, а потом идти замуж»…

Только перед лицом неотвратимой смерти поэт повел себя как взрослый и разумный человек – пожалуй, впервые в жизни.

Кстати, Николай I, которого так гневно обличал Лермонтов в своем творении, много раз прилюдно называл Пушкина «умнейшим человеком России», разрешил ему использовать для работы секретные архивы, не раз помогал материально, наконец, уплатил все его долги, а это – 45000 рублей, сумма по тем временам колоссальная. Назначил пенсию жене и детям поэта, а виновника смерти Пушкина немедленно выслал из России. Посадил бы в крепость, но Дантес был иностранным подданным.

Императора обвиняли в том, что он «допустил дуэль», но те же самые претензии можно предъявлять и ко всем друзьям Пушкина, в том числе и самым близким. К тому же – это неправда: Николай I отдал приказ шефу жандармов воспрепятствовать поединку, но тот не успел…

В отличие от Пушкина, Лермонтов был весьма далек от царского двора, никогда не имел никакого придворного чина и не писал оскорбительных эпиграмм случайным людям, но высокомерные насмешки и дерзости позволял себе частенько. Так что, характер у юного поэта тоже оставлял желать лучшего.

Когда хотел, он мог быть общительным и веселым, но чаще был замкнутым, желчным, язвительным и мрачно-задумчивым. Один из современников оставил нам такое его описание:

« …во всей его внешности было что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз».

«Высочайшая реакция» на стихотворение последовала немедленно: Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ прапорщиком. Но меньше, чем через год, ему разрешили вернуться, а в декабре 1839 года после нескольких высочайших поощрений(!) произвели в поручики. Своеобразное, надо сказать, наказание за дерзость, сильно напоминающее «ссылки» Пушкина.

Грустно развенчивать еще одну легенду о великом поэте, но в этот неполный год на Кавказе Лермонтов не столько служил, сколько «проходил лечение» в Пятигорске и Кисловодске, сильно простудившись по дороге из Петербурга на Кавказ. Благо, средства позволяли проводить время на целебных водах в окружении блестящего общества. А когда это общество наскучило – пришло дозволение вернуться в столицу.

Ходили слухи, что большой почитательницей творчества Лермонтова была императрица Александра Федоровна, которая и заступалась за него перед августейшим супругом.

Поэт отблагодарил свою высокую покровительницу по-своему: на новогоднем балу-маскараде позволил себе дерзкую выходку против императрицы и ее придворной дамы. Он «не узнал» высокую персону и обошелся с ней едва ли не как с дамой полусвета.

Удивительно, но Лермонтову и это сошло с рук. Правда, император резко к нему охладел, но никаких мер не принял. Поэт по-прежнему посещал великосветские гостиные, писал стихи, публиковал их в свойственной ему язвительно-мрачной манере, волочился за хорошенькими женщинами… и дрался на дуэлях.

За одну из них – с Эрнестом де Барантом, сыном французского посланника в России, – Лермонтов вторично отправился в ссылку на Кавказ. Чин поручика ему сохранили, но определили в действующую армию, где он проявил себя настоящим храбрецом. Командование представляло его к золотой сабле, дважды – к ордену, но Николай I все представления отклонил. По-видимому, считал, что поэт еще не до конца искупил свою вину, а может, просто не мог справиться с личной неприязнью.

Одно очевидно: не было никакого высочайшего повеления «организовать» очередную дуэль, чтобы погубить поэта. Небыло никакого «второго стрелка в кустах», как бы ни старались это доказать некоторые биографы Лермонтова, чрезмерно увлекавшиеся криминалистикой. Был молодой человек с очень непростым характером, тяжело переживавший отказ государя признать его военные заслуги и из-за этого цеплявшийся к самому ничтожному поводу для выплеска своего недовольства. Не было бы Мартынова – подвернулся бы другой, вопрос времени.

Немногие его друзья предвидели это. 20 мая 1840 года А. С. Хомяков пророчески писал Н. М. Языкову: «А вот еще жалко: Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля – дура, а он с истинным талантом и как поэт, и как прозатор».

Тем не менее, в январе следующего года Лермонтову удалось выхлопотать себе трехмесячный отпуск и разрешение провести его в Петербурге. Казалось бы, гроза прошла стороной: в столице образованные люди зачитывались «Героем нашего времени», весь тираж повести был почти мгновенно раскуплен, дамы и девицы упивались стихотворениями «русского Байрона»…

Окончательно решив покончить с военной службой и заняться изданием журнала, Лермонтов подал «на высочайшее имя» прошение об отставке. Вдохновляло его и то, что отпуск продлили еще на месяц: он полагал, что, коли дают отсрочку, так и отставку примут. А чтобы окончательно убедиться в своем безоблачном будущем, отправился… к той же гадалке, которая предсказала Пушкину «смерть от белого человека».

Задав ей вопрос, останется ли он в Петербурге, Лермонтов в ответ услышал:

– В Петербурге тебе вообще больше не бывать, не бывать и отставки от службы, а ожидает тебя другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станешь.

И буквально на следующий день пришло предписание о возвращении на Кавказ.

Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, и все присутствовавшие утверждали, что Лермонтов был очень грустен, задумчив и беспрестанно говорил о неминуемой близкой смерти.

Это не помешало ему, впрочем, перед отъездом написать восемь(!) чрезвычайно язвительных стихов в адрес графа Бенкендорфа, как он полагал – его главного недоброжелателя. Не самый разумный поступок для офицера. Граф отреагировал секретным приказом, запрещающим допускать Лермонтова к военным действиям. Карьеру в армии можно было считать законченной.

На Кавказ, впрочем, поэт не слишком торопился: по дороге туда заехал в Москву, где провел несколько недель, посещая родных и друзей. А до Кавказа Лермонтов в компании своего родственника Александра Столыпина добирался долго – дороги были, мягко говоря, скверные. Едва приехав в Ставрополь, он тут же испросил у начальства разрешения задержаться там «на несколько дней» и за это время успел загореться новой идеей: ехать не в Темир-Хан-Шуру (теперь – город Буйнакск), где находился его полк, а в Пятигорск.

В Пятигорск Столыпин и Лермонтов прибыли 13 мая 1841 года и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым.

Дальнейшее хорошо известно. В Пятигорске как раз в это время находился отставной майор Мартынов, однокашник Лермонтова по военной школе. Они возобновили старое знакомство, хотя Николай Мартынов прекрасно помнил насмешки и колкости, которыми осыпал его Лермонтов в прежние времена. Осыпал, надо сказать, незаслуженно: Мартынов признавал поэтический и художественный талант Лермонтова и ничем не задевал его самолюбия.

Впрочем… Мартынов был высоким, красивым блондином, а Лермонтов, как известно, красавцем никогда не считался. Зато не считал нужным сдерживать свой непростой характер в отношениях с другими людьми. Сама их встреча была первым шагом к дуэли, хотя оба они об этом вряд ли догадывались.

К несчастью, военная карьера Мартынова не удалась: за полгода до роковой встречи в Пятигорске ему пришлось подать в отставку. А поскольку он всегда мечтал стать генералом, расстаться с этой мечтой оказалось очень трудно. Мартынов замкнулся, стал одеваться нарочито по-черкесски, на поясе всегда носил большой кинжал. Идеальная мишень для острот Лермонтова!

Звучавший до сих пор рояль замолк как раз в эту минуту, и слова Лермонтова прозвучали более чем отчетливо. Шутки закончились – Мартынов вышел из себя и резко заявил:

– Я долго терпел оскорбления господина Лермонтова, но впредь этого делать не намерен!

Лермонтов улыбнулся. Это стало последней каплей. Дуэль стала неизбежной.

Ее могло бы и не быть, но… Все равно была бы другая, Лермонтов никогда не скрывал своей мечты «умереть с пулей в сердце». Что, собственно, и произошло: 15 июня 1841 года Михаил Лермонтов трагически погиб на дуэли.

Вдумайтесь: оба наших великих поэта, чьи жизненные пути хотя и не слишком тесно, но все же переплетались, погибли исключительно из-за своего характера. Козни самодержавия тут совершенно ни при чем. Не будь оба гениями, никто в России этих дуэлей и не заметил бы. Мало ли сумасбродных молодых дворян расставались с жизнью подобным образом?

Два классика русской поэзии погибли на классических дуэлях. Оба предвосхитили события, написав о них: Пушкин – в «Евгении Онегине», Лермонтов – в «Герое нашего времени». Оба не пользовались особым расположением светского общества.

«Будучи вполне детьми своего века, разделяя с современниками своими все их положительные и отрицательные качества, они выделяются среди них, возвышаются над ними, уходя от всего относительного, преходящего, принадлежащего данному веку и составляющего злобу дня в область необъятного, безотносительного, общенародного или общественного, делающего их творения достоянием многих веков или многих народов, смотря по степени их гениальности и общечеловечности», – писал Александр Скабичевский, литературный критик и историк литературы.

Классическое определение классика. Ни убавить, ни прибавить…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *