Публично размещаются или публично обращаются акции
Публично размещаются или публично обращаются акции
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам ПАО, признаются таковыми независимо от указания на это в их наименовании. Об исключениях из этого правила и об отказе от публичного статуса см. ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Энциклопедия решений. Публичные акционерные общества
Публичные акционерные общества
1) акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об АО);
2) акционерное общество, как созданное до 01.09.2014, так и после, и указавшее в своем уставе и в фирменном наименовании, что данное общество является публичным (п. 1 ст. 66.3, абзац второй п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Полное фирменное наименование ПАО на русском языке обязательно должно содержать указание на то, что оно является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, абзац второй п. 1 ст. 4 Закона об АО).
Общество вправе иметь сокращенное фирменное наименование в виде полного или сокращенного наименования публичного общества и слов «публичное акционерное общество» либо аббревиатуры «ПАО» (п. 3 ст. 1473 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Закона об АО).
Пример
ПАО обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Устав ПАО также должен содержать указание на публичный статус общества (пп. 1 п. 3.1 ст. 11 Закона об АО).
Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания на это в их фирменном наименовании, за исключением случаев, если по состоянию на 01.09.2014 такие акционерные общества являлись ЗАО или ОАО, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ч. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Внимание
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции только с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании акционерного общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (абзац третий п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Любое акционерное общество вправе указать в своем уставе и в фирменном наименовании, что данное общество является публичным (п. 1 ст. 66.3, абзац второй п. 1 ст. 97 ГК РФ). При наличии соответствующего указания в ЕГРЮЛ и уставе АО к данному обществу будут применяться правила о публичных акционерных обществах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Подробный порядок приобретения публичного статуса непубличным акционерным обществом установлен ст. 7.1 Закона об АО.
Регулирование деятельности публичных акционерных обществ в отличие от непубличных во многом более императивное.
Так, например, для ПАО является обязательным наличие коллегиального органа управления (наблюдательного совета, совета директоров) (п. 4 ст. 65.3, п. 3 ст. 97 ГК РФ, пп. 2 п. 3.1 ст. 11 Закона об АО).
В отличие от непубличного общества общее собрание акционеров ПАО не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО (п.п. 3, 4 ст. 48 ГК РФ).
Уставом ПАО в отличие от непубличного акционерного общества (п. 7 ст. 7 Закона об АО) не могут быть установлены дополнительные обязанности акционеров, помимо предусмотренных ГК для участников хозяйственных обществ.
В ПАО не могут быть ограничены (п. 5 ст. 97 ГК РФ):
— количество акций, принадлежащих одному акционеру;
— их суммарная номинальная стоимость;
— максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.
Уставом ПАО не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. В ПАО также отсутствует право преимущественного приобретения акций ПАО, за исключением случаев дополнительного выпуска акций или конвертируемых в акции ценных бумаг (п. 5 ст. 97 ГК РФ, ст. 40 Закона об АО).
ПАО обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом (п. 6 ст. 97 ГК РФ).
*(1) До 01.07.2016 в Законе об АО содержались положения об открытых акционерных обществах, которые применялись к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п. 1.1 ст. 1 Закона об АО в ред., действовавшей до вступления в силу ч. 4 ст. 27 Закона N 210-ФЗ). С указанной даты в Законе об АО отсутствуют упоминания о закрытых и открытых акционерных обществах.
ЦБ предложил лишить часть компаний статуса публичных
Центробанк предлагает обсудить возможность считать публичными только те компании, акции которых реально торгуются на бирже. Об этом сообщила директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына.
Сейчас публичность акционерного общества, согласно Гражданскому кодексу, определяется одним из двух условий: акции компании обращаются на бирже либо же они были когда-то размещены среди неопределенного круга лиц по открытой подписке, говорит Курицына. ЦБ хочет обсудить, «стоит ли сделать шаг дальше и пойти по пути цивилизованных правовых систем, когда публичная компания – это компания, акции которой торгуются на бирже», пояснила она (цитата по «Интерфаксу»).
По ее словам, регулятор отмечает большое число квазипубличных компаний, акции которых недоступны для широкого круга лиц. Согласно последним данным ЦБ, из существующих в России 1600 ПАО акции только 220 компаний торгуются на биржах. Более 900 компаний – это общества, которые стали ПАО во время приватизации. Приватизация проводилась таким образом, что акции продавались слишком большому кругу лиц по открытой подписке: предприятие было большое, с большим количеством работников и все они имели право получить по одной акции, стать акционерами, напомнила Курицына. Еще 400 ПАО являются таковыми только потому, что сами себя так назвали, указала она.
Сейчас к ПАО действительно относят и те общества, которые когда-то были приватизированы, – тогда план приватизации приравнивался к проспекту эмиссии, говорит партнер компании Saveliev, Batanov & Рartners Анастасия Савельева. Кроме того, некоторые ПАО сохранили в уставе указание на публичность без проведения каких-то мероприятий с ценными бумагами вообще, добавляет она. Чтобы обществу перестать быть публичным, ему необходимо провести делистинг или попросить ЦБ освободить себя от обязанности раскрывать информацию, если ценные бумаги уже не обращаются.
Подход ЦБ правильный, полагает она: публичное акционерное общество – это общество, которое может разместить ценные бумаги неограниченному кругу лиц, а эта возможность предоставляется биржей, говорит Савельева. А если общество с двумя акционерами заявляет, что имеет публичный статус без цели привлечения новых акционеров, это противоречит самой сути разделения на публичные и непубличные акционерные общества. Огромное количество публичных акционерных обществ сейчас нигде не размещаются, но по духу закона они все еще публичные и формально к ним применяются требования о раскрытии информации, хотя это лишнее, так как такие ПАО потеряли уже свою «публичность», заключает юрист департамента «Правовой и налоговый консалтинг» «КСК групп» Нина Бабинова.
Энциклопедия решений. Прекращение публичного статуса ПАО, не имеющего признаков публичного общества
Прекращение публичного статуса ПАО, не имеющего признаков публичного общества
После появления в гражданском законодательстве разделения акционерных обществ на публичные и непубличные некоторые акционерные общества, существовавшие до сентября 2014 года, в период с 01.09.2014 по 01.07.2015 внесли в свое наименование указание на публичный статус, при этом акции и иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, ряда таких обществ публично никогда не размещались или публично не обращались, или соответствующие ценные бумаги этих АО были погашены, либо такие АО в установленном порядке получили освобождение от обязанности по раскрытию информации, то есть фактически такие общества не обладают признаками публичных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).
В связи с этим законодатель установил переходный период до 01.07.2020 для акционерных обществ, отвечающих одновременно следующим критериям:
— АО создано до 01.09.2014;
— устав и фирменное наименование АО по состоянию на 01.07.2015 содержат указание на то, что общество является публичным;
— к АО не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества.
В течение обозначенного переходного период АО, отвечающие указанным критериям, должны:
— обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли,
— либо внести в устав и в наименование изменения, исключающие указание на их публичный статус.
Энциклопедия решений. Публичные и непубличные общества
Публичные и непубличные общества
Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ (ООО, АО) и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).
Непубличными обществами являются (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество (п. 2 ст. 7 Закона об АО):
2.1. устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
2.2. чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки), публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, и иным образом не предлагаются для приобретения неограниченному кругу лиц.
3. Общество с дополнительной ответственностью (с 01.09.2014 де факто ООО).
С 01.09.2014 такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью, упразднена. К обществам, созданным до этой даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Соответственно, общества с дополнительной ответственностью также можно отнести к непубличным обществам.
Внимание
Публичное обращение акций непубличного акционерного общества, а также его ценных бумаг, конвертируемых в акции, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), не допускается (п. 2.1 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг).
С 01.09.2014 упразднено деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Акционерные общества таких типов с 01.09.2014 не могут быть созданы (ч. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Изменились требования к фирменным наименованиям акционерных обществ.
С 01.09.2014 главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.
Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом (п. 6 ст. 98 ГК РФ).
В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше диспозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.
Непубличное акционерное общество может приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО. Публичное акционерное общество также вправе стать непубличным в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО.