психопатология обыденной жизни кратко

Анализ работы З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни»

1. Память в психоанализе.

В работе З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни» затронуты проблемы памяти и забывания, при этом на примере нескольких различных видов забываний, а именно: забывание собственных имен, забывание иностранных слов, забывание имен и словосочетаний, забывание впечатлений и намерений и др., показан механизм и причины такого рода расстройств (амнезии).

Основная проблема памяти, как видится на первый взгляд, автором подчеркнута в следующем виде: человеку не удается вспомнить имя, информацию, факт. Но при этом намерение позабыть не имело ни успех, ни провал, поскольку вместо позабытого у человека вскрывается целый ряд связанной с этим фактом информации. Разбор взаимосвязей и позволяет Фрейду раскопать истинный смысл и мотивы забвения.

Примечательным является тот факт, что автору удалось на колоссальном для научного труда количестве примеров выделить единый источник проблемы — мотивированное вытеснение. Автор несколько раз подчеркивает то, что в бессознательном рождается некий протест тому ходу мыслей, исходящий из чего-либо вытесненного. С данной мыслью сложно не согласиться, к тому же автор привел множество ярких примеров, которые послужили иллюстрациями, описывающими данного рода проблемы памяти.

В качестве причины забывания Фрейд постулирует мотив неудовольствия (Unlustmоtiv). Имея некоторое представление о работе защитных механизмов можно согласиться с тем, что мнение автора звучит обоснованным и логичным, однако не до конца понимается тонкая взаимосвязь между мотивом неудовольствия и защитой: каким образом запускается данная защита, например, в случае ярких неприятных воспоминаний, находящихся на сознательном уровне, она не работает? Почему сильные отрицательные события не покрываются данными защитами, т.е. речь может идти только о неявно обозначенных / бессознательных страхах и неудовольствиях?

Неоднозначным и несколько неаргументированным приводится описание композиции/ архитектоники душевного аппарата. Данную композицию Фрейд понимает в виде некоего «наслоения ряда инстанций, находящихся одна на другой», однако, каких либо логических рассуждений по данному вопросу не представлено. Поясняющим комментарием к функционированию данной архитектоники является понимание того, что возникает стремление к отпору, защите со стороны низшей психической инстанции, которая парализуется другими, высшими. Можно ли тут привести аналогию структуры психики: Я – Сверх-Я – ОНО, остается пока невыясненным.

2. Инфантильная амнезия

Для автора загадка инфантильной амнезии возникает в виде следующего вопроса: почему детские воспоминания забываются несмотря на то, что ум и интеллект ребенка позволяет запомнить и анализировать большое количество информации в детском возрасте. В данной работе Фрейд приводит связь детских переживаний и амнезий, лежащих в основе образования невротических симптомов. При этом им описывается особый вид воспоминаний (по аналогии со снами), а именно: зрительные воспоминания. На основании личного опыта и переживаний следует полностью согласиться с автором, поскольку зрительные впечатления носят самый яркий и запоминающийся характер, а информация, передаваемая в снах или детских воспоминаниях в виде звуков либо с помощью других органов чувств не оставляет такого яркого следа и эмоций.

Фрейд выстраивает логическую взаимосвязь ряда воспоминаний, как то: прикрывающие воспоминания; предваряющие воспоминания и примыкающие воспоминания, которые ассоциативно образуют плеяду взаимосвязанных воспоминаний. На основании этого делается вывод о наличии тенденции благоприятствующей одному воспоминанию и стремящемуся поставить преграду для другого. Полагаю, что данный вывод им сделан на основании упомянутого мотива неудовольствия и механизма забывания. То есть он указывает на построение защиты от травмирующих воспоминаний.

Автор указывает, что на основании проведенных им серий анализов ряда людей поручиться за правильность уцелевших детских воспоминаний невозможно в силу их искажения и перевернутости во времени, пространстве. Причину такого искажения он видит в наличии сил позднейшей жизни, которые оказали свое воздействие на способность припоминать переживания детства. На самом деле, поначалу сложно согласиться либо опровергнуть мнение автора без анализа историй, фактов и событий из детства. Однако, при проведении даже краткого анализа фактов и подтверждения их с взрослыми очевидцами личных детских событий можно проследить наличие так называемой позднейшей обработки детских воспоминаний, которая произошла в более позднем периоде. Таким образом, полагаю, что темпоральность психического представляется в данном контексте как изменение отношения к фактам и событиям в зависимости от периода времени анализа: детские впечатления могут не совпадать от впечатлений от тех же самых событий во взрослом/сознательном периоде.

3. Феномены психопатологии обыденной жизни и их механизм.

Автор, описывая механизм забывания для имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и намерений, подчеркивает его единую основу, которая заключается в том, что слово/словосочетание/намерение соединяется ассоциативно с неким бессознательным представлением, являющимся драйвером акта забвения. Примечательно, что Фрейд привел достаточно большую доказательную базу для вычленения единой основы механизма забывания.

Впечатлил также тот факт, что в основе любого случая забывания имени либо факта лежит некое неприятное личное отношение к данному факту либо имени. То есть, можно сделать вывод о том, что к положительным событиям данный механизм забывания не относится, либо положительные события незабвенны. С другой, стороны, такой вывод на 100% сделать нельзя, поскольку в обыденной жизни имеется достаточно широкий спектр как положительных, так и отрицательных событий, которые подлежат забвению.

Возвращаясь к механизму забывания, следует также выделить так называемый «комплекс/ток самоотношения», которое имеет наибольшую силу. Данное «самоотношение» представляется некой функцией, необходимым условием, которое всегда служит пусковым крючком для запуска механизма забывания. Таким образом, для того, чтобы было что-то забыто либо некорректно воспроизведено, важно наличие личного неприятного отношения к ситуации, последующего запуска ассоциативных цепочек мыслей/фантазий, протекающих на бессознательном уровне. Справедливость данного механизма можно наблюдать на основе анализа фактов и событий из личной жизни, однако на данном этапе остаются открытыми ряд вопросов, связанных с механизмом забывания и непрерывным током самоотношения, которые возможно, будут разрешены при последующем изучении работ автора. Вопросы, на которые не удалось найти ответы в работе, состоят в следующем:

4. Множественный детерминизм психического и «свобода воли».

Проблема детерминизма описана Фрейдом в виде понимаемого следующим образом феномена: все случайно выбранные имена или числа на самом деле не являются детищем случая, а играют определенную роль в нашем психическом. С помощью ряда ассоциативных связей он показывает работу предопределенного выбора, который на первый взгляд может и показаться случайным. При этом автор делает вывод о том, что на основании принципа детерминизма такое понятие как «свобода воли» может быть оспорено. Примером служит ряд мелких событий, фактов из жизни пациентов. Анализируя собственные ежедневные поступки действия можно согласиться с мнением автора, однако, при прочтении примера, с параноиками не удалось проследить логическую взаимосвязь между теми явлениями, которые подмечают параноики и поступками обычных людей. Сложно представить то, какие неслучайные события могут совершать люди, чтобы люди с диагнозом паранойи смогли сделать вывод о том, что понятие «свобода воли» размыто, а все поступки предопределены нашим бессознательным.

5. Суеверие, психоанализ и паранойя.

В психоанализе упор делается на то, что наши действия и поступки предопределены нашим внутренним мотивом: осознанным либо неосознанным. В случае суеверия и паранойи происходит обратное отношение к проблеме свободе воли и детерминизму. Суеверный человек настроен на то, что внешний случай реален, а при совпадении каких-то событий / примет, делается вывод о неслучайности произошедшего. Аргументы, приводимые автором достаточны полны и весомы, а анализ личного прошлого опыта позволяет согласиться с выводами о том, что суеверие является подавленным чувством ожидания несчастья. Полагаю, что оно свойственно многим людям в силу неопределенности событий в будущем: человек заранее подготавливает себя к негативным случаям для облегчения психических переживаний в случае наступления реального несчастного события. Вера в вещие сны, предсказания является всего лишь верой, которая не основана на систематически происходящих событиях, а следовательно, и не имеет доказательной базы.

Примечательным является описание феномена «дежавю» как бессознательной фантазии. Дежавю является неосознанным и недоказанным ощущением ранее произошедшего события в прошлом, однако связь, которую делает автор со всеми фактами суеверия, паранойи кажется поразительной, но при этом можно проследить единый психологический феномен между ними.

Источник

Психопатология обыденной жизни

Вы будете перенаправлены на Автор24

«Психопатология обыденной жизни» — это масштабный труд австрийского учёного З. Фрейда, одного из самых известных мировых психоаналитиков и психиатров. Работа была опубликована в 1901 году.

Фрейд и его вклад в психологию

Труд «Психопатология обыденной жизни» считается вторым по значимости после «Толкования сновидений» трудом Фроейда. Он стал классикой для психологов, психиатров и психоаналитиков в мировом масштабе, так как содержит множество примеров отклонений человеческой психики, которые Фрейд собирал на протяжении долгих лет.

Зигмунд Фрейд является знаменитым ученым, основателем психоанализа. Его новаторские концепции смогли оказать большое воздействие на психологию в целом и всю западную цивилизацию двадцатого века. Среди главных достижений этого автора можно выделить:

Труд «Психопатология обыденной жизни»

Работа является вторым крупным исследованием Зигмунда Фрейда, которое до настоящего времени не утратило своей актуальности. «Психопатология обыденной жизни» включена в перечень базовых книг по психоанализу.

В качестве фундаментального понятия данной научной работы выступает бессознательное как сфера, в которую происходит вытеснение всех подавляемых влечений и желаний. Эта область не может поддаваться контролю сознания, при этом неосознаваемые мотивы способны не только усложнить жизнь людям, но часто и становятся причиной невротических расстройств. Фрейд выдвинул предложение работать с подавляемыми влечениями, для чего необходимо использовать соответствующие методики психоанализа.

В России труд стал известен после его издания в переводе В. Медема в начале ХХ века. Самая первая публикация произошла еще при жизни автора, на что было получено его разрешение. Как и другие труды Фрейда, книга стала незаменимой в библиотеке учащихся гуманитарных специальностей, а также для тех, кто желает познакомиться с основными произведениями и идеями мировой философии и культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Основа книги представлена информацией об имеющихся различных отклонений в поведении, дефектах и патологиях в развитии человека. Эти сведения отражают наличие глубоких нарушений психики, а в некоторых случаях способны указывать на наличие психоневроза.

В этой работе Фрейд смог показать, что любые нарушения речи (например, заикание, оговорка, путаница в словах) не являются случайными. Они могут быть результатом проявления мыслей, которые человек пытается подавить в себе. Автор показывает определенную модель психики: «сознание/подсознательное/бессознательное», используя примеры проявления бессознательного в обычной жизни.

В данной работе автора невозможно найти примеров из жизни его клиентов, так как он делает ссылки только на свои воспоминания, а также информацию из уст своих родственников и друзей. Для последних были характерны подобные случаи проявления бессознательного в повседневной жизни.

«Психопатология обыденной жизни» в качестве фундаментальной работы имела большую популярность, как среди людей, несведущих в психологии, так и среди специалистов. Это исследование доказало, что сознание представляет собой неотделимый элемент глубинных уровней психической деятельности индивида.

Данная книга чаще всего интересует специалистов в мире психологии, желающих узнать причины, по которым у некоторых личностей существует проблема с запоминанием зарубежных слов, имен, принятых всеми фраз. Полезна она будет и в ходе исследования проблем, касающихся воспоминаний из прошлого (например, детства).

Любой человек, изучивший это произведение, получит возможность раскрыть для себя причины собственных оговорок в речи, ошибок в процессе письма и чтения. Труд поможет людям в понимании причины их забывчивости (например, когда человек не помнит ранее запланированные действия, пережитые впечатления и намерения). Он помогает понять, по какой причине возникают ошибочные суждения и заблуждения, почему человек выполняет некоторые действия автоматически, а также верит в свою судьбу и предсказания.

Книга «Психопатология обыденной жизни» была составлена Фрейдом из эссе. Их большая часть уже ранее появлялась в периодической печати и всегда вызывала бурную реакцию обывателей и специалистов. Само название исследования включает провокационное сочетание: «психопатология» и «обыденная жизнь». Ученый один из первых, кто стирает границу между нормой и отклонением. Фрейд писал: «Мы все более или менее невротики».

Основное положение книги гласит, что ошибки, которые человек совершает в разговоре и действиях (например, забывание вещей, оговорки, описки, потери, ошибки в совершенных поступках), являются показателями неосознанных желаний. Фрейд выдвинул предположение, что, если исследовать такие действия, то появляется возможность проникновения в тайны бессознательного. Посредством этих действий можно разобраться со скрытыми внутренними конфликтами и подавленными стремлениями человека.

В доказательство выдвинутой теории автор привел большое количество примеров из своей собственной жизни и жизни близких людей и друзей. Он не стал обращаться напрямую к случаям из своей исследовательской практики, чем подчеркнул, что книга посвящена обычным людям, а не пациентам психиатра.

Фундаментальной категорией «Психопатологии обыденной жизни» является бессознательное. Оно представлено областью, в которую происходит вытеснение всех подавляемых влечений и желаний. Эта сфера не может подвергаться контролю сознания.

Мотивы, которые люди не способны осознать, могут не только осложнять жизнь людям, но часто и становятся причинами невротических расстройств. Именно по этой причине автор предлагает работать с ними, применяя соответствующие методики психоанализа.

Источник

Краткое изложение работы Зигмунда Фрейда Психопатология обыденной жизни

Если кому-то удобно слушать в аудио варианте.

Ни на что не претендую, решил поделиться записями после прочтения книги.

Психопатология обыденной жизни

Данная тема представлена в следующих работах Зигмунда Фрейда zur Psychopathologie des Alltagslebens 1904 года и Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse 1932

Первым делом обратим внимание на то, что Фрейд предполагает наличие двух намерений: сознательное и бессознательное. При их столкновении ни одно не побеждает полностью, однако находится некий компромисс, который проявляется как ошибочное действие Fehleistung. При этом возможно три варианта реакции человека на ошибку:

— человек самостоятельно ее замечает,

— он выказывает удивление, когда ему на нее указывают,

— наотрез отказывается от ошибки.

Конкретный вариант горит о степени конфликта между сознательным и бессознательным.

Теперь перейдем к самим ошибочным действиям Fehleistungen

У человека присутствует прямая или ассоциативная связь с чем-то неприятным (личность, место или события), в результате происходит забывание имени или слова связанного с неприятным

Человек думает о чем-либо, или пытается что-то утаить, но во время речи, оговаривается. Фрейд приводит пример председателем парламента Австро-Венгерского парламента, который не ждет ничего хорошего от заседания и во время открытия говорит «я закрываю заседание» вместо «открываю». Одна властная молодая дама, рассказывает Фрейду о своем муже. Она сообщает, что врач сказал беспокоиться не о чем. «Он может есть и пить все, что мне хочется» вместо «что ему хочется».

Опять же присутствуют два намерения, человек сознательно желает написать одно, но бессознательно пишет другое. Так одна газета, желая отбиться от нападок и обвинений в своей продажности пишет о своей совершенной «подкупности» вместо «неподкупности». Опечатка прошла через несколько человек, в том числе, автора редактора и корректора и вышла в печать.

Вместо того, что написано, человек читает нечто иное. Такое можно заметить, читая новости, заголовки или статьи. Фрейд пишет, что поскольку он являлся собирателей античности, то гуляя по улицам иногда видел вывески со словом «Антиквариат».

Также как и для очитки человек слышит что-то отличное от того, что ему говорят.

Человек делает сознательное намерение сделать что-либо, но, когда приходит время выполнить намеченное, находится куча причин и он его не совершает. Сам Фрейд постоянно забывал поздравлять с праздниками людей, как он объяснял, не желая проявлять неискренних чувств. Также, если он и забывал посещать пациентов, то только бесплатных, о платных он никогда не забывал. Молодой человек начинает забывать о свидании с девушкой, о которых он раньше не забывал. Человек обещает просителю замолвить за него слово, но не делает этого.

Человек кладет куда-либо вещь, а потом не может вспомнить куда он ее положил. Пример, муж-интроверт, не желая идти на званый ужин теряет ключ от гардероба, где находится одежда. Поход на ужин сорван, и как потом оказалось, ключ он неосознанно протолкнул внутрь гардероба.

Жена подарила мужу книгу, но из-за разлада отношений с женой, муж ее потерял. Во время болезни матери мужа, когда жена, проявив лучшие качества, ухаживала за свекровью, муж неожиданно находит книгу.

В гости к Фрейду приходит сестра. Она замечает что один письменный прибор не подходит ко столу. Через пол часа после ее ухода одним удачным движением руки Фрейд сбрасывает прибор так, что он разбивается вдребезги.

Другое событие. У Фрейда больна дочь, идя по комнате, он ловким броском туфли с ноги разбивает фигурку Венеры, стоящую на полке. При этом остальные фигурки, стоящие там же остаются в целости и сохранности. Он объясняет это происшествие как символическую жертву, принесенную им для здоровья дочери.

В эту же группу можно отнести самоповреждения и самонаказания. Так известна одна история про молодую даму и ее ревнивого мужа, которые отправляются в поместье ее сестры. Там она, на радость публике, танцует канкан, чем однако сильно сердит мужа. Наедине меду ними происходит сцена. На следующий день, дама вместе с другими гостями отправляется на прогулку в экипаже, при этом как будто специально отбирая ретивых коней. В конце концов, кони понесли, дама с криками «сейчас все перевернется» выпрыгивает из кареты и ломает ногу. Все остальные живы, она же танцевать уже не может.

Aberglaube – Действия, производимые из суеверий

Даже если сознательно мы отказывается от суеверий, однако в бессознательном может присутствовать некоторое понимание о связи между действием и его результатом, и чтобы получить некий результат, будет совершаться и соответствующее ему действие. Так Фрейд сообщает о том, как перед свадьбой дочери Фрейда в его доме было разбито множество посуды «на счастье».

Человек вспоминает не то, что было на самом деле. Конечно, для этого есть причина. Так, Фрейд пишет, что, желая утаить имя компаньона своего отца по фамилии Марбург, в своей книге «Толкование Сновидений» он называет местом рождения Шиллера Марбург, а не Марбах.

Сюда относятся действия, в которых не наблюдается противоборства двух намерений, однако они также дают множество идей для интерпретации в зависимости от обстоятельств. К симптоматическим действиям, например, можно отнести: постукивание пальцами, теребление предметов, волос.

К случайным: потеря обручального кольца, или когда жена «случайно» называет себя девичьей фамилией. Такие действия могут говорить о разводе.

В данном случае различные действия соединяются между собой, как например, в истории, когда теща и ее зять, известный художник, едут в Италию на отдых. Там, высоко оценивая искусство зятя, ему дарят золотую монету римских времен, к которой он, однако, относится прохладно, что в свою очередь не устраивает тещу. При возвращении в Австрию, монета непонятным оказывается в багаже у тещи. Это пример затеривания и случайных действий. Vergreifen Symptom- und Zufallshandlungen

Дубликаты не найдены

психопатология обыденной жизни кратко

Психология | Psychology

7.7K постов 42.8K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Плямкаешь, не буду смотреть.

психопатология обыденной жизни кратко

16. Психология. Проекция и Перенос

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Примерно 2-3 недели назад мне довелось быть тем, на кого проецировали образ иррационально мыслящего угнетателя без способности к сопереживанию (примерно тем, кого современные феминистки назвали бы «консервативным патриархальным ублюдком»). Был удивлён тем, как эти люди приписывали мне слова, мысли, качества и даже чувства, которых я не только не испытывал, но и к которым многократно доказывал свою непричастность. (Завершилось это общение тем, что я перестал поддерживать связь с этими людьми.)

Этот случай возбудил во мне интерес к теме психологии проекции и психологии переноса. Тем, что нашёл для себя интересным или значимым, делюсь с Вами.

1. Пример: человек, склонный к измене, может обвинять своего партнера (свою партнершу) в склонности к измене.

2. Пример: Задира проецирует свои чувства незащищенности и уязвимости (которые он в себе не одобряет) на людей вокруг себя, и «борется» с ними.

Позже термин «проекция» обрёл более широкие границы, его перестали считать лишь средством защиты внутреннего «Я». Теперь проекцию принято рассматривать как одно из средств интерпретации (трактовки) мира. То есть проекция может иметь место практически везде и в любых отношениях (даже в отношении к каким-то предметам или явлениям). Мы можем наделять людей, животных, предметы, ситуации и даже абстрактные понятия «человечными» (то есть собственными) качествами. Пример: «очеловечивание» своих питомцев или животных, необоснованное (иррациональное) наделение целых групп людей (по политическому/расовому/половому признаку) определенными качествами, «одухотворение» предметов. Проецировать мы можем не только плохие качества, но и добрые, а так же мысли, чувства

Некоторые ученые также рассматривают проекцию как реакцию на неизвестность (когда мы сталкиваемся с чем-то/кем-то незнакомым, мы чаще всего проецируем на этот объект один из архетипов).

Проекцию также соотносят с эмпатией. Проекция помогает нам сопереживать окружающим людям, так как она исходит из представления о том, что «ты такой же как и я».

Перенос и Контрперенос

Он возникает, чаще всего, между людьми с разным статусом: психолог и клиент, работодатель и работник, учитель и ученик, старший и младший. Человек переносит на другого человека своё отношение к какой-то значимой личностью из прошлого (чаще всего из детства, но бывают исключения). Пример: студент может перенести своё отношение к отцу на преподавателя.

Перенос имеет несколько отличительных черт:

1. Он иррационален. Человек приписывает другому человеку слова, качества, мысли, чувства, которых нет.

2. Перенести могут и хорошие, и плохие качества. Пример: девушка может идеализировать своего терапевта, приписывая ему/ей качества, отношения, желания, которые она ожидала найти в своих отношениях с родителем, но которые не были реализованы. (поэтому уместно опасаться людей, которые слишком сильно к нам привязаны, которые имеют идеализированные ожидания от наших с ними отношений, хотя бы потому, что их ожидания и не )

3. Перенос бессознателен. Часто человек не способен дать отчёт о том, почему он поступает подобным образом, считая свои поспешные выводы обоснованными.

4. Перенос появляется, чаще всего, при нейтральном отношении человека, на которого переносят, к тому, кто этот перенос осуществляет. (Часто психотерапевты стараются быть «чистыми листами» (относиться нейтрально к клиентам), потому что при таких условиях клиент легче осуществит свою бессознательную «дорисовку» личности психотерапевта, что в свою очередь открывает для психотерапевта окно в прошлое клиента.)

5. Перенос чаще всего является следствием неразрешенных конфликтов между клиентом и значимой личностью.

Стать жертвой или даже инициатором переноса может быть кто угодно. Мы сами до некоторой степени воспроизводим отношения с родителями в отношениях с другими людьми. Это не хорошо и не плохо, это просто стратегия, способ ориентироваться в пространстве межличностных взаимоотношений. «Плохо» начинается тогда, когда мы присваиваем людям те, слова, мысли, черты, чувства, которые им не свойственны.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот материал.

При желании, оставляйте свои предложения для тем, я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

психопатология обыденной жизни кратко

11. Психология. Комплекс Электры

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Про комплекс Эдипа есть много материала, про комплекс Электры гораздо, гораздо меньше, что вызвало моё раздражение, в виду того, что это один из самых распространенных в России диагнозов, но, тем не менее, найти основательного материала сложно.

Получилось достать книгу «Electra vs Oedipus. The Drama of Mother-Daughter Relationship», которой руководствовался при изучении данной темы, не считая персональный опыт.

Меня озадачило обильное количество женщин, девушек и даже девочек с инцестуозными, или около-инцестуозными фантазиями (сексуального и вне сексуального характера) с которыми я сталкиваюсь. Хотя, учитывая увеличивающееся количество разводов и неполноценных семей, это не должно было быть для меня таким сюрпризом.

В этом посте собрана в кратком виде та информация, которую я посчитал интересной или полезной по данной теме.

Воспитание, будучи ресурсоёмким занятием, требует от нас состояние зрелости (эмоциональной самодостаточности, способность давать не ожидая что-то в ответ). Это оберегает нас от того, чтобы делать из ребёнка своего «аватара», через которого мы бы пытались удовлетворить свои психологические потребности или незавершенные гештальты. (о саморазвитии как способ борьбы с психологическими проблемами писал психоаналитик Карл Юнг, советую ознакомиться)

Незрелый взрослый, который совершает много ошибок и придерживается провальных стратегий воспитания, обречён чем-нибудь травмировать ребёнка, и ребёнок, в свою очередь, с большой вероятностью передаст эту травму через воспитание уже своему ребёнку. Чтобы остановить этот процесс, следует «вырасти над собой».

Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, имеет дело с обоими родителями. Принято считать, что эти комплексы выражаются в желании вытеснить родителя своего пола, и занять его место в жизни родителя противоположного пола. Такое, безусловно, бывает. Это не обязательно должно быть открыто выражено. Пример: девочка отказывается от того, чтобы её купала мама, и требует, чтобы её мыл только папа.

Возникают такие комплексы тогда, когда жизни и роли родителя и ребёнка смешиваются:

* мать идеализирует ребёнка, игнорируя своего мужа, отдавая приоритет ребёнку в любых условиях

* мать пытается «переиграть» свою жизнь через ребёнка

* мать пытается получить ту любовь от своего ребёнка, которую не получала в детстве от своих родителей.

* дочь, не получая достаточного внимания от матери, переключается на идеализацию отца, от которого любовь получить легче.

* дочь, ощущая мать как женщину с привилегиями на получение мужского ограниченного внимания отца, пытается вытеснить её из своих отношений с отцом.

Фаллическая мать делает ребёнка своим «эмоциональным рабом», что затем сказывается на отношениях ребёнка со своими сверстниками и на его любовных связях.

Если девушка в таких отношениях с матерью не получает нужного количества любви, внимания, поддержки, доверия и прощения, она может переключить свои эротические фантазии с мужчин на женщин, что не удивительно. Такие гомосексуальные фантазии (и отношения) будут играть роль поля для удовлетворения детских потребностей. Безусловно, такой сценарий грозит не всем девочкам с проблемами в отношениях с матерью, но его стоит иметь в виду прежде чем начать воспитывать собственных детей.

Родитель, который унижает своего ребёнка (эмоционально, физически, психологически), рискует подарить своему подопечному мазохистические наклонности, которые заставят его искать себе садиста чтобы переиграть прежние унижающие отношения. Это, конечно, не единственная причина, почему некоторым людям могут быть необходимы унижения.

Такие отношения между родителем и ребёнком с первого взгляда могут показаться продуктивными, однако, зачастую их финал плачевен.

Мама, воспринимающая свою дочь (не достигшую совершеннолетия) как подругу, которой можно доверить свои интимные чувства, от которой можно ожидать внимания, любовь и поддержку, от которой следует ожидать советов и помощи в жизненных выборах, к которой можно прийти поплакать на плече. Другими словами, мать, которая воспринимает свою дочь как равную (или выше) себе, совершает ошибку, которую можно исправить самосовершенствованием и интериоризацией своих желаний. Такая мама может частично или полностью оставить свою ведущую роль в отношениях с дочери, уступая это место ребёнку, что не естественно.

Симбиотические отношения препятствуют здоровому отделению ребёнка от родителя и переходу на «свой собственный путь» (индивидуация), из-за чего могут возникнуть разного рода перверсии. Не так редко из-за подобных связях сыновья могут во взрослой жизни (или раньше) развить трансвестические фантазии, ощущая себя сосудом матери, продуктом слияния двух личностей или вообще отказ от собственной индивидуальности в пользу материнской.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.

Рекомендую к прочтению вышеупомянутую книгу тем, кто желает увидеть развитие этого комплекса изнутри, на «живых» примерах, изложенных практикующим психотерапевтом.

При желании, оставьте в комментариях те темы по психологии, в которые Вам было бы интересно углубиться. Я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

психопатология обыденной жизни кратко

Говорил ли Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара»?

психопатология обыденной жизни кратко

Знаменитому психоаналитику приписывают фразу, призывающую не искать во всём сексуальный подтекст. Мы проверили, говорил ли Фрейд такое.

(Спойлер для ЛЛ: неправда, скорее всего.Пруфов найти не удалось)

Контекст. Портрет австрийского учёного с трубкой и указанной фразой давно стал в интернете популярным мемом. Не менее часто обращаются к цитате и в полноценных текстах — например, РИА «Новости», «Известия», Ксения Собчак, министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, писатель Денис Драгунский, известный комик Джордж Карлин (18+) и многочисленные авторы книг по психологии. Вариант, в котором вместо сигары упоминается банан, прозвучавший в скетч-шоу Saturday Night Live в 1976 году, в дальнейшем превратился в расхожий анекдот. Также фраза послужила прообразом для множества похожих высказываний.

Если верить некоторым сборникам цитат, отец психоанализа произнёс эти ставшие крылатыми слова в ответ на вопрос одного из его учеников, «нет ли чего-либо символического в том, что он курит большие сигары». Страсть Фрейда к этим изделиям не подлежит сомнению — они играли важную роль в жизни психоаналитика и сегодня занимают важное место в музее учёного в Лондоне. Когда Гарри, 17-летний племянник Фрейда, однажды отказался от предложенной Зигмундом сигары, последний заявил:

«Мой мальчик, курение — это одно из величайших и при этом самых дешёвых удовольствий в жизни. И если ты заранее решил отказаться от курения, мне тебя искренне жаль».

психопатология обыденной жизни кратко

Одни из многочисленных портретов Фрейда с сигарами. © Freud Museum London.

Как пишет Smokers’ Magazine (и эти сведения подтверждаются многочисленными источниками), «Фрейд видел в сигарах источник своей работоспособности, его настроение напрямую зависело от сигар, и в отказе от курения он видел отказ от всего, чем была его жизнь. Все важные события, дела, процессы, наполняющие и составляющие его жизнь, так или иначе были связаны с сигарами. И не просто связаны, а выстраивались на них, используя курение сигар как фундамент для своего существования.

Зигмунд Фрейд не мог отказаться от сигар и искренне удивлялся тому, что этого от него требуют окружающие. Но всё же периодические попытки бросить курить он предпринимал и высказывался потом об этих непродолжительных периодах как о самых невыносимых отрезках его жизни». Даже рак ротовой полости, диагностированный, когда Фрейду было 67, не стал убедительным поводом для отказа — австриец курил до самой своей смерти в 83 года, перенеся 33 операции. Взаимоотношения Фрейда с сигарами занимают важное место в фильме 2018 года «Мой друг Зигмунд Фрейд».

Вписывалась ли любовь психоаналитика к сигарам в его собственные теории о природе оральных удовольствий? Безусловно. Об этом говорят и многочисленные труды Фрейда, и статьи на сайте его музея. Из этого следует, что цитата, которую приписывают Фрейду, была в какой-то мере самоиронией, антифрейдистской шуткой.

В 2001 году Алан Элмс, профессор психологии Калифорнийского университета в Дейвисе, опубликовал статью под названием «Апокрифический Фрейд», посвящённую трём самым известным «цитатам» венского доктора. Проведённое им исследование показало, что впервые в печати цитата о сигаре появляется в сноске к статье 1950 года «Место действия в изменении личности» Аллена Уилиса, вышедшей в американском журнале Psychiatry. Автор статьи датирует фразу примерно 1920 годом («спустя 30 лет после знаменитого замечания Фрейда о том, что «сигара — это иногда просто сигара»»), а скончался знаменитый австриец в 1939 году. При этом найти ничего подобного в прижизненных работах или письмах Фрейда исследователю не удалось.

Более того, популярность фразы в том или ином виде, прослеживаемая после 1950 года, сначала касалась только английского языка, а вот на немецком цитата долгое время не получала распространения. В частности, в 1954 году афоризм привели в одном американском юридическом издании, а в 1961 году — в работе историка и биографа Фрейда Питера Гея. Последний признался Элмсу, что не может найти первоисточник использованной им цитаты, и допустил вероятность апокрифа.

Наконец, попытка установить связь цитаты с визитом Фрейда в Университет Кларка в 1909 году (есть версия, что именно на тех лекциях и прозвучал знаменитый ответ) также не увенчалась успехом. Более того, во время одной из лекций учёный высказал, по сути, противоположную мысль:

«Вы уже заметили, что психоаналитик отличается особо строгой уверенностью в детерминации душевной жизни. Для него в психической жизни нет ничего мелкого, произвольного и случайного, он ожидает повсюду встретить достаточную мотивировку, где обыкновенно таких требований не предъявляется».

Вышеприведённые факты говорят о том, что Зигмунд Фрейд с высокой долей вероятности не является автором знаменитой цитаты о сигаре. По крайней мере, убедительных свидетельств обратного нет.

психопатология обыденной жизни кратко

(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)

психопатология обыденной жизни кратко

психопатология обыденной жизни кратко

Поспорили как-то Фрейд с Юнгом.

психопатология обыденной жизни кратко

психопатология обыденной жизни кратко

За сколько выкупили Зигмунда Фрейда из гестапо.(слезы Фрейда)

психопатология обыденной жизни кратко

психопатология обыденной жизни кратко

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *