Психолого педагогическая реабилитация в образовательной организации что это
Психолого педагогическая реабилитация в образовательной организации что это
Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»
За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации.
Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.
В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область (предусмотрено федеральными образовательными стандартами с 01.09.2016 г). В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе «Виды образовательных программ для детей с ОВЗ».
Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н). Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.
Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).
Значение ИПРА для получения образования
Содержание образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной программой, адаптированной для их обучения, а для детей-инвалидов также ИПРА ребенка-инвалида (ст. 79). В свою очередь признание ребенка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и определение вида адаптированной образовательной программы осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Поэтому главным документом для определения образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, и создания специальных условий для его обучения является заключение ПМПК.
Образовательные организации при приеме ребенка-инвалида помимо предоставления заключения ПМПК требуют предоставить ИПРА с заполненным разделом о психолого-педагогической реабилитации или абилитации. Требование о предоставлении ИПРА вполне обосновано (как указывалось выше, законодательство требует при организации обучения детей-инвалидов руководствоваться заключением ПМПК и рекомендациями ИПРА). Однако зачастую соответствующий раздел ИПРА пустует, и образовательные организации просят обратиться в бюро МСЭ для его заполнения. Рекомендация образовательной организации об изменении ИПРА может быть принята родителями к сведению, но не обязательно должна повлечь за собой какие-то действия с их стороны. Законодательство не устанавливает обязанности инвалида (его законного представителя) менять ИПРА в таких случаях.
Отсутствие в ИПРА рекомендаций по условиям образования при наличии заключения ПМПК о таких условиях не может препятствовать реализации права ребенка на образование в соответствии с заключением ПМПК. Необходимо отметить, что законодатель подчеркивает, что именно ПМПК оказывает содействие бюро МСЭ в разработке ИПРА по вопросам создания специальных условий обучения (п. 10 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). Кроме того, в новой форме ИПРА (в отличие от предыдущей формы ИПР) в разделе, посвященном условиям получения образования, бюро МСЭ проставляет только знак о нуждаемости ребенка в создании специальных условий или об отсутствии такой нуждаемости. Конкретные условия определяются заключением ПМПК и в соответствии с ним создаются органами образования и образовательными организациями.
Таким образом, для реализации права ребенка с инвалидностью на образование достаточно заключения ПМПК и не обязательно наличие рекомендаций в его ИПРА. Отказ образовательной организации принять документы для решения вопроса о приеме в нее ребенка или отказ в его приеме в образовательную организацию при отсутствии в ИПРА каких-то рекомендаций об условиях обучения незаконен.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Приказ Минтруда от 13 июня 2017 г. № 486н
обращение в орган образования за перечнем мероприятий псих-пед реабилитации
Рекомендации по составлению ИПР ребенка-инвалида
Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
Федеральный закон об образовании ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения Детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.
«Дети с ОВЗ» – это общий термин, называющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий.
Психолого-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер. «Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация ».
Учреждении ШКЦ проводит психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.
Особое значение в развитии умственно-отсталых детей дошкольного возраста (4-8 лет) в детском доме придается формированию игровой деятельности. Основное внимание уделяется развитию познавательной сферы с обязательной опорой на конкретную наглядную ситуацию, на формирование предметных действий. В процессе игры, действий с игрушками ребенок достигает разрядки эмоционального напряжения, через предметы он выражает свои цели, желания чувства. Большое значение для проведения игр, игровых занятий имеет оснащение помещений, наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Для проведения занятий по обучению игре детей младшего возраста в доме-интернате оборудован кабинет предметно-развивающей среды. Это самое любимое место малышей. Совместно с воспитателем дети обыгрывают игровые ситуации, складывают пазлы, мозаики, конструируют из мягких модулей.
Социальная реабилитация включает в себя следующие элементы: обеспечение познавательной и досуговой деятельности детей, приобщение их к занятиям в кружках по интересам, формирование у детей эстетического вкуса, культурных ценностей, нравственных качеств личности. Для этого применяются такие технологии как игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия. К арттерепевтическим технологиям, которые используются относят: пальчиковое рисование, бисероплетение и развитие коммуникативных навыков. В свободное время дети учатся технологиям работы с пластичными материалами (это такие как тесто, глина). Помимо этого, специалистами проводятся различные занятия по социально-бытовой адаптации и культурно-досуговой деятельности, а также мероприятия по актуальным проблемам — это правила дорожного движения, пожарная безопасность, о вреде вредных привычек, объясняются правила, как нужно вести себя, если вы потерялись и др. Психологами проводятся занятия в темной сенсорной комнате, направленные на формирование всех видов восприятия, также эти занятия способствуют снижению агрессивных проявлений. Дети с проблемами речи занимаются с логопедом-деффектологом.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
В заключение можно сделать вывод, что психолого-педагогичяеская реабилитация детей с ограниченными возможностями это очень сложный и многогранный процесс, который требует со стороны специалиста высокой профессиональной подготовки. Для успешной интеграции такого ребенка в современный социум, необходимо работать не только с ним, но и с его окружением. При работе с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать то, что к каждому ребенку требуется индивидуальный подход, нужно принимать во внимание все факторы, которые каким-либо образом влияют на процесс его социализации.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 368с.
Выготский Л.С. Раннее детство./ Сборник сочинений в 6-ти томах – М.Педагогика, 1984г.
Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.
Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995. 6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М. : ВЛАДОС, 2001.
Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация
Описание
Получение достойного и адекватного образования ребенком-инвалидом является важным в психолого-педагогической реабилитации или абилитации. При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов. Мероприятия психолого-педагогической и профессиональной реабилитации ребенка-инвалида включают:
– получение дошкольного воспитания и обучения;
– получение общего образования;
– получение профессионального образования;
– рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
– проведение психолого-педагогической коррекции.
Приказ Минтруда России № 723 от 10.12.2013 г. «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» и Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (пункты 10г и 21) регламентируют межведомственное взаимодействие между учреждениями МСЭ и ПМПК.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами разработан следующий алгоритм межведомственной работы педиатрического бюро МСЭ и ПМПК: ребенок инвалид, прошедший обследование в лечебно-профилактических учреждениях и нуждающийся в создании условий для получения образования, обследуется на ПМПК, специалисты которой выдают родителям заключение с рекомендациями по «определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования» (п. 21 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Если ребенок нуждается в сопровождающем — помощнике (ассистенте) воспитателя, учителя, ПМПК определяет эту потребность и прописывает в своем заключении.
Таким образом, специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка. Специалисты ПМПК должны полностью прописывать все условия образовательного маршрута, в том числе и необходимость занятий с разными специалистами (логопед, дефектолог, олигофренопедагог, психолог, сурдопедагог, тифлопедагог).
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Для детей-инвалидов, получающих общее образование организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют обучение с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Важно вовлекать родителей в психолого-педагогический реабилитационный процесс, обучая их современным приемам взаимодействия со своими детьми.
При рекомендации условий и формы получения общего образования важно учитывать необходимость формирования (компенсации) личностных социально-адаптационных навыков и поведенческих стратегий. Проблемой является необоснованное выведение детей инвалидов на надомное обучение по настойчивой просьбе педагогов, реже самих родителей, даже если ребенок ходит в школу, но занимается один на один с педагогом. Такая форма обучения затрудняет развитие у ребенка способности к общению со сверстниками и взрослыми, может способствовать задержке (искажению) личностного социального развития, усиливать степень зависимости ребенка (подростка) от родителей, повышать уровень социального страха, что в целом может способствовать закреплению малопродуктивных стратегий поведения, а в перспективе может привести к усилению социальной дезадаптации.
Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждения общего типа.
Получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
Вопрос о необходимости формирования трудовой рекомендации ребенка для включения в раздел «мероприятия по психолого-педагогической реабилитации» в ИПРА ребенка-инвалида решается индивидуально и во многом зависит от мотивации ребенка и (или) его законных представителей на адекватную трудовую деятельность.
Определение ограничения способности к трудовой деятельности у ребенка не является обязательным, но в некоторых случаях может проводиться. Степень ОСТД у ребенка будет зависеть от наличия или отсутствия у него основной профессии. Как правило, у ребенка основная профессия отсутствует.
Психолого-педагогическая коррекционная работа состоит из видов психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков с целью определения вида образовательной программы в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.
Цель: Выявления детей ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Основные направления деятельности и задачи:
Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия является постоянно действующей службой с 1992 года. Согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 переименована в Центральную ПМПК.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия является вышестоящим в системе ПМПК, которая представляет собой трехуровневую организационную структуру:
С первых дней и по настоящее время работают специалисты высшей квалификационной категорией Ордахова Гераида Николаевна и Саввина Тамара Николаевна.
За 20 лет специалистами Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии проведено комплексное обследование более 30 000 детей в 28 улусах (районах) республики в возрасте от 3-х до 18 лет.
Психолого-педагогическая реабилитация
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов
Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.
При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация
2) общеобразовательная организация
3) профессиональная образовательная организация
4) образовательная организация высшего образования
Дополнительные образовательные программы реализуются: учреждениями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя:
Порядок работы ПМПК и основные ее задачи утверждаются Министерством образования и науки РФ при согласовании с Министерством здравоохранения РФ. Среди основных направлений деятельности ПМПК также осуществляет «оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида».
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Получение дошкольного воспитания и обучения.
Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:
В образовательной организации могут быть организованы также:
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Получение общего образования.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям):
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:
г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
д) для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы):
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Получение профессионального образования.
Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.
Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах с 11-14 лет.
Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:
Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.
Подбор профессий должен осуществляться с учетом следующих требований: