Психология по гештальту что
Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна
Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.
О чем говорит гештальтпсихология
Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:
Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?
Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.
Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.
Основные принципы гештальтизма
Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:
Что такое незавершенный гештальт?
Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.
Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:
Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.
Он может быть опасным для нас по следующим причинам:
Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).
Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.
Учимся жить здесь и сейчас
Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.
Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»
Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.
Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:
Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.
Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
Гештальтпсихология простыми словами
Гештальт психология что это?
Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.
Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.
Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».
Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.
Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии
Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:
Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.
Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.
Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.
Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы
Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:
Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:
Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:
Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:
Гештальт терапия
Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).
Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.
Круг правильного гештальта имеет такой вид:
Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.
Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.
Гештальт картинки
Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?
Гештальт-терапия — что это, методы терапии, плюсы и минусы
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин
Гештальтпсихология — это направление в психологии ХХ века, которое основывается на попытках объяснить принцип восприятие с позиции целостности структуры.
Представители гештальтпсихологии: В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер.
Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
Содержание
Гештальтпсихология
Свое название данное направление психологии получило от немецкого слова «гештальт», которое означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.
Развитие гештальтпсихологии связано с произошедшей на рубеже XIX-XX веков революцией в физике. Она возникла как альтернатива популярным в тот период бихевиоризму и ассоциативной психологии. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие участвовали и такие известные психологи как Курт Коффка, Вольфганг Келлер, Курт Левин.
Гештальтпсихология отрицала принципы разделения сознания. Ее представители считали, что восприятие не является совокупностью чувств, а особенности образа не воссоздаются с помощью признаков ее составляющих. Вместо поиска отдельных элементов сознания гештальт-психологи сделали упор на его целостности. Человеческое сознание они рассматривали как целостность, охваченную динамикой. Сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт.
Гештальт — это цельные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.
Представьте, что вы пришли в галерею, чтобы любоваться своей любимой картиной Винсента Ван Гога. Смотря на нее, вы не видите и не оцениваете каждый мазок художника. Вы видите картину в целом, общее сочетание цветов, форм, композицию. Т.е. происходит целостное восприятие картины, которое не сводится к сумме составляющих ее элементов. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».
Сформированные гештальты всегда целостны. Они являются завершенными структурами. Главное качество гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется в «эффекте Зейгарник»(незавершенные процессы запоминаются лучше).
Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основателем которой является психолог Фридрих Перлз.
Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В ходе данной терапии человек учится эти гештальты закрывать, завершать, т.к. незавершенные гештальты могут вызвать некоторые проблемы.
Принципы гештальтпсихологии
Проведение исследования позволили гештальт-психологам открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законы гештальта.
1. Принцип близости — элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.
2. Принцип непрерывности — существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.
3. Принцип сходства — подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.
4. Принцип замыкания — существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
5. Принцип простоты (закон прегнантности) — восприятие и интерпретация составных или сложных объектов как простейшую форму или объединение простейших форм.
6. Принцип «фигура — фон» — организация восприятия таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется.
7. Принцип изоморфности — выражение структурного единства мира (физического, физиологического и психического).
8. Принцип общей зоны — принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
9. Принцип смежности — близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Макс Вертгеймер как основатель гештальт-психологии
Макс Вертгеймер — немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии.
Гештальт-психология берет свое начало с эксперимента М. Вертгеймера, который был изложен в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году.
Он, используя специальные приборы, изучал два раздражителя у испытуемых (две прямые линии) путем передачи им разной скорости.
Когда интервал был относительно большой, испытуемые воспринимали линии последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале возникало восприятие движения, т.е. испытуемые видели перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно.
Это явление получило название фи-феномен.
Фи-феномен — это иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.
Данный эксперимент опроверг концепцию о сложении ощущений в целостную картину, т.е. доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.
М. Вертгеймер также исследовал восприятие и мышление человека. Он попытался применить гештальт-принципы научения к творческому мышлению людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Мышление он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, т.е. возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.
Он критиковал традиционную практику образования, считая ее основанной на натаскивании и зубрежке. Вертхеймер считал, что простое повторение редко оказывается продуктивным, и приводил примеры, когда ученики оказывались неспособными справиться с незначительно видоизмененной задачей, если ее решение было получено не благодаря инсайту (внутреннее озарение), а на основании простого механического запоминания.
Вертгеймер утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение.
Курт Коффка и исследования восприятия у детей
Курт Коффка — немецкий и американский психолог, вместе с Вертгеймером и Келлером считается одним из основателем гештальт-психологии.
В своей статье «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.
В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии
Коффка проводил исследования развития восприятия у детей, которые показали, что у ребенка имеется набор неточных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы разделяются и становятся более точными.
Например, у новорожденных есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого человека, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Но уже к концу первого полугодия этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела.
Коффка изучал и восприятие цвета детьми.
Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько наборов «фигура-фон» (например, неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д.). Таким образом, единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет.
Эти образы со временем также дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета.
Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Исследования Вольфганга Келлера
Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).
В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.
Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.
Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.
Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.
Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.
Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).
Теория психологического поля Курта Левина
Курт Левин — немецкий и американский психолог, в основе взглядов которого лежит концепция гештальта, но он также изучал проблемы личности, ее потребностей и влияния общественных связей на ее поведение.
Под влиянием успехов точных наук, К. Левин создал оригинальную теорию в объяснении человеческого поведения, названную «теорией психологического поля».
Теория поля — это психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Левин проводил исследования в области потребностей, воли, аффектов. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах (поступок, мышление, память и др.) является намерение — потребность.
Курт Левин считал, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.
Когда баланс между субъектом и ситуацией нарушается, у человека возникает состояние напряженности, которое субъект пытается убрать, предприняв определенные действия. Эту напряженность Левин назвал квази-потребностью.
Квази-потребность — это намерение совершить какое-либо целенаправленное действие.
Когда существует такая потребность, человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Разрядка осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.
Курт Левин разработал теорию конфликтов.
Он выявил и описал три типа конфликтов:
1) «Стремление — Стремление»: человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины (это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена);
2) «Избегание — Избегание»: человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями (ситуация наказания);
3) «Стремление — Избегание»: один из двух векторов «поля» идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности (ребенок хочет погладить собаку, но боится).