Психология и педагогика инклюзивного образования что это
Педагог-психолог — создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на их особые образовательные потребности следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Одним из таких подходов является интегрированное/ инклюзивное (включающее) образование Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных ( коррекционных) учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни некоторые из них смогут в обычной школе. Помочь это сделать призваны педагоги-психологи инклюзивного образования
Представитель этой профессии должен быть в каждом учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог инклюзивного образования как профессия в нашей стране появилась буквально несколько лет назад. Именно в начале 2000 годов стали уделять больше внимания проблемным детям. Только специалист в команде с другими профессионалами может найти причину отставания конкретного ребенка, устранить её и тогда он сможет развиваться вместе со сверстниками.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
2. Психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия).
3. Психологическая реабилитация.
4. Психологическое консультирование.
5. Психологическое просвещение.
6. Развивающая и психокоррекционная работа.
Педагог-психолог инклюзивного образования, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.) в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Идея интегрированного/инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом понимается профессиональная педагогическая подготовка, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:
· представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
· знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
· знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
· умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Педагог-психолог инклюзивного образования должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У педагога-психолога инклюзивного образования должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.
Педагогу-психологу инклюзивного образования установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени. При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.
Каждое образовательное учреждение учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками. Так, режим рабочего времени педагогов-психологов инклюзивного образования в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами инклюзивного образования может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами Величина ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов инклюзивного образования может составлять 56 календарных дней. Педагог-психолог инклюзивного образования имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»).
На должности педагога-психолога инклюзивного образования могут работать специалисты с базовым психолого-педагогическим, дефектологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в объеме не менее 500 часов на факультетах и курсах переподготовки кадров.
Пути получения профессии
Педагогов-психологов инклюзивного образования бакалавров и магистров, готовят в Красноярском государственном педагогическом университете им. (КГПУ им. ) в институте специальной педагогики по направлению: «Психолого-педагогическое образование» профиль: «Психология и педагогика инклюзивного образования». Там же можно пройти соответствующую профессиональную переподготовку в объеме 500 часов.
Области применения профессии
Педагог-психологинклюзивного образования, работает в следующих сферах деятельности: образование, медицина, социальная защита, полиция, государственные учреждения исполнения наказания. Если это общеобразовательные учреждения: школы, общеобразовательных школы-интернаты, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста; специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских; учреждениях начального и среднего профессионального образования; учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; психологических службах системы образования; учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы — не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог инклюзивного образования, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами — непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то педагог-психолог инклюзивного образования обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям. Дети, как принято говорить, цветы жизни. С этими «цветами» психологи инклюзивного образования проводят почти всё своё рабочее время. У них тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью — счастье для любого педагога-психолога.
Есть такая профессия на стыке врачебной практики и педагогики. Да, речь пойдёт о профессии логопеда – человека, который, по сути, отвечает за грамотную речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли, а не только помогает малышам правильно произносить звуки. И год от года этот волшебники речи становится всё более и более востребованным.
Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.
Логопед — это специалист, который занимается исправлением дефектов речи. С помощью тщательно подобранных упражнений он учит говорить красиво, чётко проговаривая звуки, проводит практические занятия. Логопед показывает, каким должно быть правильное положение языка и губ при произношении звуков. Как педагог, задаёт читать на дом тексты и скороговорки и внимательно следит за успехами своих подопечных.
Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.
Больше всего работы, кончено, у специалистов, которые занимаются с детьми. В каждом, самом обычном детском саду и, естественно, в каждой поликлинике всегда есть логопед. Ему очень сложно, потому что в штате он один, а значит, не может уделять достаточно внимания каждому. Зарплата в государственных учреждениях, конечно, невысокая, но всё равно сюда приходят работать всерьез и надолго, как часто бывает у педагогов.
Однако, не только дети пользуются услугами логопеда. Представитель этой профессии крайне распространён в театральных кругах, именно они ставят речь абитуриентам, часто технику речи преподают именно логопеды. Так что если государственная служба вам не по нутру, то есть и другие возможности приложить свои таланты.
Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для их родителей и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться дополнительной работой дома или в детском учреждении.
Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.
Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения.
Поступить на специальность «Логопедия» не очень сложно при условии, что у вас нет дефектов речи и слуха, и вы отлично знаете биологию. Будущие логопеды изучают медицинские дисциплины: основы нейрофизиологии, невропатологии, психопатологии, физиологию органов слуха, речи и зрения, основы генетики. Вторая группа предметов – общепедагогическая: психология, педагогика, психолингвистика. Обязательно знакомство с олигофренопедагогикой (работой с умственно отсталыми детьми) и сурдопедагогикой (со слабослышащими детьми).
Самой неприятной частью этой профессии, по признанию самих логопедов, является составление многочисленных отчётов, конспектов и прочей бумажной работы. Но если быть педагогом и врачом одновременно для вас интересно, то бумажки вряд ли остановят вас.
Пути получения профессии
Получить высшее образование по профессии логопеда можно в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени » (КГПУ им. ) в институте специальной педагогики по направлению подготовки:«Специальное-(дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».
Специальный психолог – человек особого склада души, любящий детей и свою работу, стремящийся узнавать что-то новое, обладающий творческими способностями, помогающими найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Эта профессия подразумевает постоянное совершенствование и самовоспитание со стороны специалиста, улучшающего себя в самом процессе взаимодействия с детьми и взрослыми. высококвалифицированных психологов для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, и их семьями.
Основными направлениями деятельности психолога являются: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психоконсультирование и психопросвещение.
Потребность в таких специалистах велика, поскольку все большее количество детей имеет проблемы со здоровьем, которые мешают их нормальному обучению и социализации. Участие таких специалистов необходимо, прежде всего, в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями как психического, так и физического развития (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др.). Только специальный психолог может квалифицированно консультировать родителей ребенка, имеющего те или иные проблемы развития.
Знания, специального психолога, будут востребованы и при работе с одаренными детьми, поскольку такие дети часто имеют отклонения в состоянии здоровья и испытывают трудности в социализации.
Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также требуют обязательного участия специального психолога в работе с ними.
Пути получения профессии
Получить высшее образование по профессии специального психолога можно в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени » (КГПУ им. ) в институте специальной психологии по направлению подготовки:«Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Специальная психология».
Что такое инклюзивное образование: педагогика и психология
Инклюзия в переводе с латинского языка — это «включение». Инклюзивное образование направлено на одинаковое отношение ко всем детям, исключая их дискриминацию. Кроме того, инклюзивное образование формирует специальные условия для обучения детей, которые имеют особые потребности.
Британский политик Дэвид Бланкет, имел слепоту, но несмотря на это достиг огромных успехов и стал главой МВД Великобритании. Он говорил, что важная задача государства это образование детей, которые имеют особые потребности. Каждый должен почувствовать свою полезность и ощущать себя востребованным в обществе. Каждый должен являться полноправным членом общества и иметь возможность в виде реализации своего потенциала.
Инклюзивное образование — это включающее образование, которое обеспечивает доступность образования для всех без исключения, в том числе и людям, имеющим особенные образовательные потребности.
Различают несколько принципов инклюзивного образования:
Правила школы инклюзии:
Дети с ОВЗ взаимодействуют с детьми схожего возраста более активно, а также участвуют в играх более продвинутого уровня. Кроме того, инклюзивное образование способствует освоению некоторых частей общеобразовательной программы и навыков взаимодействия в естественной среде, а также задействует учебную деятельность в группах.
Это интересно: что такое кадетская школа, как в нее поступить учиться?
Дети, имеющие нормальное развитие, в инклюзивных группах проявляют себя более активно, чем в обычных группах. Также отмечается, что их коммуникативные навыки становятся более выраженными. Такие дети более толерантны к детям с ОВЗ и понимают значение слов «ограниченные возможности».
Идея инклюзивного образования должна стать частью мышления педагогов. Опыт показывает, что не все педагогические работники готовы к реализации данной идеи, они испытывают страх и неуверенность, связанные с невозможностью контролировать происходящее. Сначала специалисты проходят этап скрытого сопротивления, далее этап пассивного и активного принятия.
При возникновении вышеупомянутых трудностей рекомендуется делать свою работу несмотря ни на что. Необходимо продолжать работать, смотря страху в лицо, и тогда он постепенно отдаляется. Отмечается, что спустя шесть недель, человек выходит из любого кризиса. Каждого человека пугают перемены, но такие перемены связаны с правами человека, поэтому необходимо принять их и двигаться вперёд.
Некоторые родители боятся, что их чадо будет отставать в развитии, учась вместе с нетипичными детьми. Но такие предположения не соответствуют действительности. Успеваемость детей, напротив, становится выше в инклюзивных классах, чем если бы они учились в обычных. Кроме того, улучшаются разговорная речь, поведение ребёнка и его социальное развитие.
Именно общий климат в классе, твёрдая позиция учителей и родителей влияют на отношение сверстников к детям с особыми потребностями. Американские исследования подтверждают, что ребята, посещавшие детский сад совместно с такими детьми, в школе относятся к ним более спокойно и с большим пониманием.
Психология и педагогика инклюзивного образования
Советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать. В то время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Благодаря Л.С. Выготскому, зародилась идея интегрированного обучения.
В 1940 году австрийский психиатр К. Кёнинг создал первое кэмпхиллское сообщество. Кэмпхиллские школы имели цель воспитывать детей, учитывая их потенциальные возможности. Он считал, что нормальным людям полезно находиться в обществе людей с ОВЗ. Это делает их менее эгоистичными и их коммуникативные навыки развиваются.
Инклюзивное образование в России и мире
Практика инклюзивного образования за рубежом
В мировой практике положения инклюзивного образования входят в Конвенцию «О правах инвалидов», которая была одобрена в 2006 году 13 декабря Генеральной ассамблеей ООН.
Во многих западных странах все государственные образовательные учреждения получают достаточное финансирование из бюджета для обучения ребят с особыми потребностями.
В системе образования США и Европы, в настоящее время, реализуются следующие направления:
Инклюзивное образование в России
В последнее время в России наблюдается рост количества детей с особенными образовательными потребностями.
Практика инклюзивного образования в России началась ещё в 1991 году, когда в Москве была открыта школа инклюзивного образования под названием «Ковчег». Инициаторами создания этой школы были Московский центр лечебной педагогики и родительская общественная организация.
Реализуя проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», около 11 регионов России стали экспериментальными площадками.
В 1995 году и в 1998 году были проведены Международные конференции по итогам экспериментальной работы. А в 2001 году была принята «Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ».
Для того чтобы педагогические работники были готовы к обучению таких детей были организованы курсы для повышения их квалификации, а в педагогические образовательные учреждения были введены такие курсы, как «Основы коррекционной педагогики и «Особенности психологии детей с ОВЗ». В продолжении экспериментальной работы в 2008 году инклюзивное образование внедряется в образовательные учреждения различных регионов России: Московской, Архангельской, Нижегородской, Самарской, Владимирской и других областях.
Однако знать особенности инклюзивного образования необходимо не только педагогическим работникам, но и обслуживающему персоналу. Каждый должен знать об особенных потребностях некоторых детей. Кроме того, сверстники к таким детям бывают жестоки, не все проявляют терпимость и толерантность. Поэтому работать нужно еще и с учащимися.
Законодательство Российской Федерации, которым в настоящее время регулируется инклюзивное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», закон «О защите инвалидов в РФ». Кроме того, в этот список входит Конвенция о правах ребёнка и Протокол №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
А в 2016 года был введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Все регионы получают финансирование из бюджета для обучения детей-инвалидов в несколько раз больше обычного норматива.
Инклюзивное образование: курсы
В связи с введением Стандарта, разрабатываются новые педагогические технологии и соответствующая литература, около 20 тыс. педагогов посещают курсы повышения квалификации, курсы дополнительного профессионального образования, программы которых разрабатываются на основе профессиональных стандартов.
С января 2017 года всем работникам образовательных учреждений необходимо соответствовать требованиям профессионального Стандарта «Педагог». В соответствии со стандартом педагогические работники должны обладать различными профессиональными компетенциями, в том числе и в области инклюзивного образования. Поэтому многим педагогам необходимо посетить различные курсы и повысить своё профессиональное мастерство.
На курсах повышения квалификации педагогических работников реализуется их профессиональное обучение с целью совершенствования уже имеющихся компетенций, знаний и навыков. Кроме того, данное обучение направлено на повышение профессионального уровня педагога и получение специалистом новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. С Ютуба можно скачать тематическое видео.
Педагогика и психология инклюзивного образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Инклюзивное образование — это обучение детей, организованное тем способом, который больше всего подходит ребенку, учитывает его индивидуальные особенности, уровень развития и потребности.
Основной целью инклюзивного образования является организация адаптации ребенка к социальной и учебной среде, с учетом его возможностей.
В настоящее время в России инклюзивное образование находится на стадии становления и развития. Решением вопросов инклюзивного образования занимаются на государственном уровне.
Основные принципы инклюзивного образования
Организация инклюзивного образования осуществляется не только с опорой на общепедагогические принципы, но и на ряд принципов, которые были разработаны и приняты в г. Саламанке в рамках Мировой конференции по образованию особенных детей. Данные принципы были разработаны специально для инклюзивного образования.]
Принципы инклюзивного образования:
Условия организации инклюзивной образовательной среды
Успешность организации инклюзивного образования во многом зависит от того, насколько понимаются основы инклюзии и ее значимость. Кроме того, большое значение имеет соблюдение ряда условий. К базовым условиям организации инклюзивного образования относят:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, образовательная среда учебного заведения должна обладать рядом возможностей, для создания необходимых условий организации инклюзии.
Для того, чтобы образовательная среда могла обеспечить возможности внедрения инклюзии, она должна обладать рядом признаков:
Для того, чтобы инклюзивная образовательная среда, организованная в рамках массовой общеобразовательной школы, была успешной и соответствовала всем необходимым условиям, она должна включать следующие позиции:
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.