Психология и педагогика дошкольного образования что это
44.03.02 Психология и педагогика дошкольного образования (очная форма)
Код и наименование направления подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
бакалавр
4 года
очная
240 ЗЕТ
Биология
Русский язык
Обществознание
Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2021 году
Требования к абитуриенту
К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование, подтвержденное: документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и квалификации.
Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности
Вид профессиональной деятельности выпускника: педагогическая деятельность в дошкольном образовании.
Задачи профессиональной деятельности выпускника:
— создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
— участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
— повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
— участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
В области педагогической деятельности в дошкольном образовании:
— осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
— создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;
— обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
— работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации.
Области и объекты профессиональной деятельности
Области профессиональной деятельности выпускника: сферы образования, культуры, здравоохранения, социальная сфера.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Практика
Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика.
Учебная практика (введение в профессию, культурно-просветительская практика, рассредоточенная) проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков, приобретения первоначального практического опыта. Базами практики являются дошкольные образовательные организации, дошкольные группы различных типов образовательных организаций, оздоровительные лагеря и др.
Производственная практика (в группах раннего возраста, педагогическая практика). проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной̆ деятельности, для закрепления компетенций и навыков научной и практической работы Производственная практика проходит в дошкольных образовательных организациях, группах детей раннего и дошкольного возраста различных типов образовательных организаций и др.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является завершающей частью образовательной программы. Базами проведения преддипломной практики являются кафедры факультета дошкольной педагогики и психологии, научные библиотеки.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Дошкольная педагогика и психология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Курс обучения «Дошкольная педагогика и психология»
Дошкольная педагогика и психология – это направление профессионального обучения, ориентированное на людей, которые уже имеют высшее педагогическое образование, но хотят повысить свою квалификацию или изменить направление педагогической деятельности.
Данное направление обучения ориентировано на формирование у педагогов системы практических навыков реализации образовательного процесса в ДОУ.
Данный курс обучения нацелен на:
Дошкольная педагогика и психология дают учащемуся систему знаний и навыков, актуальных для применения в учебно-воспитательном процессе ДОУ, методической работе ДОУ и социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.
Обучение реализуется в рамках профессиональной деятельности учащегося в виде лекционных и практических занятий, а также прохождения психологического тренинга и освоения навыков его самостоятельной организации.
Рисунок 1. «Дошкольная педагогика и психология». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетенции учащегося, формируемые при прохождении курса
В ходе обучения по курсу «Дошкольная педагогика и психология» у учащихся формируется система знаний в области реализации современного дошкольного обучения, принципов его построения и особенностей функционирования, а также личностные качества, которые помогут педагогу успешно реализовывать образовательную деятельность в ДОУ.
Готовые работы на аналогичную тему
Обучение по данному курсу ориентировано на формирование у студентов компетенций, отражающих следующие знания и навыки педагогической деятельности:
Все эти знания и навыки помогут педагогу стать успешным специалистом в области дошкольного образования и реализовывать эффективную образовательную деятельность.
Практическое применение знаний по дошкольной педагогике и психологии в работе воспитателя
Современное дошкольное образование требует такой его организации, которая будет ориентирована на всестороннее развитие личности каждого ребенка, независимо от наличия у него тех или иных особенностей развития. Поэтому построение педагогического процесса в ДОУ основывается на дошкольной психологии, т.е. учете возрастных особенностей развития детей при организации образовательного процесса.
Курс обучения «Дошкольная педагогика и психология» дает будущему специалисту широкий спектр знаний и навыков деятельности в системе дошкольного образования.
Прохождение данного курса обучения позволяет педагогу ДОУ:
44.03.02 Психология и педагогика дошкольного образования (очно-заочная форма обучения)
Код и наименование направления подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
Бакалавр
4 года 6 месяцев
очно-заочная
240 ЗЕТ
Биология
Русский язык
Обществознание
Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2021 году
Требования к абитуриенту
К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование, подтвержденное: документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации.
Виды профессиональной деятельности/типы задач профессиональной деятельности
Вид профессиональной деятельности выпускника: педагогическая деятельность в дошкольном образовании.
Задачи профессиональной деятельности выпускника:
— создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
— участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
— повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
— участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
В области педагогической деятельности в дошкольном образовании:
— осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
— создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;
— обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
— работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации.
Области и объекты профессиональной деятельности
Области профессиональной деятельности выпускника: сферы образования, культуры, здравоохранения, социальная сфера.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Практика
Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика.
Учебная практика (введение в профессию, культурно-просветительская практика, рассредоточенная) проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков, приобретения первоначального практического опыта. Базами практики являются дошкольные образовательные организации, дошкольные группы различных типов образовательных организаций, оздоровительные лагеря и др.
Производственная практика (в группах раннего возраста, педагогическая практика). проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной̆ деятельности, для закрепления компетенций и навыков научной и практической работы Производственная практика проходит в дошкольных образовательных организациях, группах детей раннего и дошкольного возраста различных типов образовательных организаций и др.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является завершающей частью образовательной программы. Базами проведения преддипломной практики являются кафедры факультета дошкольной педагогики и психологии, научные библиотеки.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Психологические основы дошкольной педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и основных форм обучения детей в возрасте от рождения до поступления в школу.
Проблемы реального воплощения психологических теорий в дошкольную педагогику
Психологические основы в дошкольной педагогике представлены трудами таких ученых как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и т.д. Каждый из них внес значительный вклад в представление значимости психологических основ дошкольной педагогики и психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.
Однако, в настоящее время большинство идей, предложенных данными исследователями, не нашли своего отражения в дошкольной педагогике, так и оставшись на уровне идей и мыслей.
Современная дошкольная педагогика и в теории, и на практике, опирается на психологию. Доказательство тому – значительное количество психологических терминов, таких как «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность» и т.д. Однако в реальности их использование на практике в полной мере сталкивается с рядом проблем.
Например, очень просто сказать, что полноценное развитие ребенка эффективно осуществляется в процессе игры и достаточно сложно действительно учить играя.
Для разрешения данных проблем используются некоторые методологически и теоретические основы психологии, являющиеся фундаментов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и неотделимы от данного возраста.
Именно поэтому многие специалисты все чаще говорят о необходимости более разностороннего и глубокого использования знаний и методов психологии в практике дошкольного обучения. В связи с чем, в последнее время во многих ДОУ были введены ставки психологов, а высшие школы, занимающиеся подготовкой специалистов стали готовить специалистов-психологов, для работы в детских садах. Однако, как показывает практика, не всегда деятельность психолога в ДОУ способствует повышению уровня подготовки. Это связано с тем, что порой психологи, воспитатели и заведующие ДОУ не всегда точно представляют каковы их функции в организации полноценного и качественного развития детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, психологические основы дошкольного образования представляют собой определенные знания, методику, идеи и т.д., которые педагогика заимствует у психологии
Роль психологии в дошкольной педагогике
Роль психологии в дошкольной педагогике связана с рядом противоречий, в первую очередь это обусловлено тем, что и педагогика, и психология пот отношению к ребенку являются равноправными процессами.
Дошкольная педагогика направлена на подготовку полноценных членов современного общества. Поэтому с точки зрения педагогики, воспитатель – это представитель общества, социальный статус которого имеет под собой определенный психологический смысл.
Таким образом, педагог, является не только человеком, который передает детям знания, но и выступает по отношению к ним в определенной социальной роли.
В отличие от педагога, психолог в области дошкольного образования, представляет собой не общество, а конкретного ребенка. Психолог знает закономерности становления и развития личности детей в рамках онтогенеза. Он ясно и четко понимает, что необходимо сделать, для того чтобы у ребенка появилось стойкое стремление к получению знаний, а также что нужно сделать для облегчения его пути развития.
Несмотря на разные функции педагога и психолога, их деятельность не противоречит друг другу, а напротив, подкрепляет и дополняет. С помощью психолога, воспитатель способен организовать действительно эффективный педагогический процесс, направленный на полноценное развитие ребенка.
Исходя из данных умозаключений, более десяти лет была разработана уникальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Золотой ключик». Данная программа предусматривает такую организацию процесса воспитания и обучения детей, при которой с детьми занимаются одновременно два педагога. Один педагог – это воспитатель, который постоянно занимается с ребенком, организуя разные виды деятельности, а второй – это психолог, который находится рядом с ребенком или даже чуть позади него. Например, воспитатель предлагает ребенку определенную игру, а психолог выясняет его чувства, эмоции, переживания и т.д. в процессе данной игры.
Организуемая таким образом работа была названа «парной педагогикой», которая помогает ребенку эффективнее и успешнее обучаться. Потому второй педагога (психолог), отождествляется с ребенком и делает его более успешным, находчивым, смелым, развитым.
В настоящее время не во всех ДОУ имеется квалифицированный психолог, в связи с чем, внедрение данной программы в образовательный процесс невозможен.
В том случае, если заведующий детским садом понимает значимость использования психологических основ в дошкольном образовании, то он стремится создать все необходимые условия для успешной реализации программы «Золотой ключик». Для этого чаще всего одного из воспитателей группы отправляют на специальное психологическое обучение. Конечно, они не становятся профессиональными психологами, но вполне способны обеспечить ребенку дошкольного возраста необходимые условия для полноценного обучения, воспитания и развития.
Таким образом, психологической основой дошкольной педагогики является понимание значимости дошкольного детства с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые педагог должен учитывать при организации воспитательно-образовательного процесса.
Выделяют четыре основных характеристики возрастных периодов:
Каждый период, каждый психологический возраст имеет свою особую характеристику. Вот с этими специфическими характеристиками дошкольного периода и связаны психологические основы образования в этом возрасте.
Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие
Центральной проблемой любой системы образования является проблема обучения. Особенно остро она стоит в отношении детей дошкольного возраста. Данное учебное пособие посвящено обучению дошкольников. В нем подробно рассмотрено понятие «обучение», приведена психологическая характеристика дошкольного периода развития. Кроме того, в книге описаны конкретные способы и методы целенаправленного развития детей дошкольного возраста, являющиеся подлинно «дошкольными», то есть построенными на основе дошкольной дидактики, а значит, учитывающими закономерности психического и личностного развития детей этого периода развития.
Пособие предназначено студентам высших и средних педагогических учебных заведений. Может быть полезно и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова
Психология и педагогика обучения дошкольников Учебное пособие
Кравцов Геннадий Григорьевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Кравцова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Введение
Вопрос о том, как и чему учить детей дошкольного возраста не является новым, но вместе с тем не теряет своей актуальности и в наши дни. Распавшаяся единая система дошкольного воспитания, качественные перемены в школьном образовании привели к возникновению разнообразных трудностей и проблем. Значительное число детей приходят в школу психологически не готовыми к школьному обучению, многие дошкольники страдают от разных страхов, большой процент малышей имеют проблемы с поведением и продуктивной деятельностью. Все это свидетельствует о том, что проблема поиска эффективных путей обучения дошкольников ждет своего решения.
Сейчас уже никто не спорит, что особенности обучения вообще и специфика обучения детей дошкольного возраста в частности непосредственно связаны с возрастными психологическими закономерностями. Это означает, что организация обучения дошкольников требует учета их психофизиологических особенностей.
В данном пособии описаны конкретные способы и методы целенаправленного развития детей дошкольного возраста. Все они являются подлинно «дошкольными», то есть построенными на основе дошкольной дидактики, имеющей в своей основе закономерности психического и личностного развития детей дошкольного возраста. Эти приемы многократно использовались и используются в работе с детьми дошкольного возраста в качестве средств целенаправленного развития или коррекции трудностей поведения и деятельности, им обучают будущих педагогов дошкольного воспитания.
Раздел 1 Психологическое и педагогическое содержание понятия «обучение»
Глава 1. Обучение и развитие в дошкольном возрасте
Критика современной педагогической практики, развернувшаяся в последнее время на страницах СМИ, помогла осознать всю серьезность существующего положения дел. Не без оснований говорится, что общественное дошкольное воспитание сейчас переживает кризис, причем не только по причине экономических трудностей; что школа не справляется с возложенными на нее воспитательно-образовательными задачами, а все попытки реформировать систему образования ни к чему хорошему пока не привели.
В подтверждение столь грустных выводов обычно приводятся факты, характеризующие дошкольное и начальное школьное звено образовательной системы.
Социологические исследования показали, что родители в первую очередь озабочены здоровьем детей, а также тем, насколько их дети подготовлены к предстоящему школьному обучению. Психологи и педагоги, специалисты в области образования, со своей стороны, говорят о психическом развитии и особенностях формирования личности ребенка в этом возрасте.
На неблагополучное положение дел с укреплением здоровья и физическим развитием детей дошкольного возраста указывают многие. Особенно серьезный урон здоровью детей был нанесен кампанией по введению школьного обучения с шести лет. Данные специальных исследований говорят о катастрофических последствиях этого мероприятия, об ухудшении важнейших показателей здоровья детей. Однако и там, где не было неоправданного понижения школьного возраста, состояние здоровья детей оставляет желать лучшего. Гиподинамия и связанная с ней малая выносливость, неправильная осанка и искривление позвоночника, медицинские диагнозы у недопустимо большого числа детей, поступающих в школу, – все эти беды очень часто оказываются связанными с условиями пребывания детей в дошкольных учреждениях и в школе.
Психологические обследования поступающих в школу детей, проводившиеся разными авторами, показали сходные результаты: около трети детей, достигших семилетнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Это значит, что трудности, возникающие у детей при обучении в начальной школе, в некотором смысле запрограммированы дошкольным воспитанием. Подготовка детей к школе была и остается одной из главных целей общественного дошкольного воспитания. На достижение этой цели направлены традиционные обучающие занятия в детском саду. Однако, как видим, прямые усилия в этом направлении, сколь бы велики они ни были, большого успеха не приносят.
Конечно, показатели психического и личностного развития детей существенно зависят от исследовательских подходов и методов. Однако при всем разнообразии теоретических позиций и используемых методов, безусловно значимыми будут показатели, фиксирующие: 1) произвольность поведения; 2) способность к творчеству; 3) нравственную воспитанность детей.
1. Надо признать, что выпускники массовых детских садов невыгодно отличаются по показателям произвольности поведения. Многие из них либо зажаты и скованы, либо расторможены и неуправляемы. Подлинной произвольности, сознательного управления своим поведением у них нет. Главная причина этого, по нашему мнению, заорганизованность, чрезмерная регламентированность жизнедеятельности ребенка, неподходящая методика проведения занятий с детьми в детском саду.
2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, как известно, тесно связано с ведущей деятельностью этого периода – детской игрой. Недаром в качестве синонима понятия «сюжетно-ролевая игра» используется понятие «творческая детская игра». Именно в игре формируется воображение, без которого невозможно никакое творчество. В настоящее время этот важнейший институт воспроизводства фундаментальных общечеловеческих способностей, складывавшийся на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории и предыстории, находится в таком состоянии, что не будет преувеличением сказать: детскую игру сейчас надо заново возрождать. С неразвитостью игровой деятельности связан не только низкий уровень творческих способностей, но и недоразвитие многих других психологических качеств, например, по имеющимся данным, неготовность семилетних детей к школьному обучению, о которой уже говорилось, также прямо и непосредственно обусловлена этим обстоятельством.
3. Трудности нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время усугубились потерей нашим обществом ценностных ориентиров и его деидеологизацией. Многие ранее безусловные ценности, как то: ценность добросовестного труда, ценность семейных отношений, образования – ныне подвергаются серьезному испытанию. Всеобщее отчуждение, захватившее самые разные области общественной жизни, не минуло и сферу образования. Детский сад фактически отделен от школы, а разговоры о преемственности в их работе остаются не более чем разговорами. Семья отчуждена и от детского сада, и от школы, а так называемая работа в семье часто ограничивается проведением плановых мероприятий типа родительских собраний. Родители не знают, что происходит с их детьми в образовательном учреждении, а воспитатели и учителя чаще всего не в курсе того, чем живут семьи их воспитанников.
Более того, общеизвестно, что ученики отчуждены от знаний, которые им преподносятся в образовательных учреждениях. Эти знания им не нужны, они не отвечают их потребностям и интересам, а поэтому самостоятельно детьми не применяются. Отчужденность знаний тесно связана с другой характеристикой современного образовательного процесса, заключающейся в отчужденности самой деятельности детей на учебных занятиях. Действительным субъектом этой деятельности обычно является взрослый (учитель или воспитатель), а не ребенок. При ныне действующей модели организации обучения учебная деятельность фактически навязывается детям взрослыми, которые ставят цели этой деятельности, показывают образцы и способы действий, контролируют учебный процесс и оценивают его результаты. Иными словами, вся смысловая сторона этой деятельности принадлежит взрослому, детям отводятся только исполнительные функции.
Возможность снятия отчуждения и преодоления недостатков существующей образовательной системы видится не на пути совершенствования или частичного реформирования этой системы, а в создании качественно новой модели, причем поиски следует начинать с самых первых ступеней – с детского сада.
Создание дошкольной дидактики сопряжено с поиском ее культурных оснований, то есть такого образа культуры, где «неразрешимые» проблемы начального образования решались как бы сами собой.