Политехнический университет что это
Политехнические институты
Полезное
Смотреть что такое «Политехнические институты» в других словарях:
Радиотехники и электроники институты — втузы, готовящие инженеров по радиотехнике, радиоэлектронике, электронной технике и автоматизированным системам управления для работы в различных отраслях народного хозяйства и культуры. В СССР в 1974 было 7 институтов: Минский (основан в … Большая советская энциклопедия
Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия
Машиностроительное и приборостроительное образование — отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов,… … Большая советская энциклопедия
Национальная высшая школа искусств и ремёсел — Запрос «ENSAM» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Национальная высшая школа искусств и ремёсел (Arts Métiers ParisTech) Оригинальное название Ecole Nationale Supérieure d’Arts et Métiers Год основания … Википедия
Консерватория искусств и ремёсел — Центральный вход Консерватория искусств и ремёсел (фр … Википедия
Государственные высшие учебные заведения Франции — Список сделан для работы над проектом Университеты Франции. Шаблон:Научные исследования во Франции Нужно доработать практически все существующие статьи, кроме тех, что помечены жирным шрифтом. Разделение вузов идет по административному типу… … Википедия
Транспортное образование — система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного,… … Большая советская энциклопедия
Горное образование — система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой. Создание первых… … Большая советская энциклопедия
Техническое образование — подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Политехнический университет
Политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет | |
---|---|
( СПбГПУ ) | |
Оригинальное название | Санкт-Петербургский политехнический институт |
Год основания | 1899 |
Ректор | М. П. Фёдоров |
Расположение | Санкт-Петербург |
Юридический адрес | 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 Яндекс.Карты |
Сайт | http://www.spbstu.ru |
Содержание
История
Основание 1899—1914
Основан 19 февраля 1899 года в соответсвии с поручением премьер-министра Российской империи С.Ю.Витте как Санкт-Петербургский политехнический институт имени Петра Великого. Ближайшими единомышленниками Витте в деле организации СПбПИ были товарищ министра финансов В. И. Ковалевский и выдающийся ученый-химик Д. И. Менделеев, ставшие также фактическими основателями Санкт-Петербургского политехнического института. Все трое впоследствии были избраны почетными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.
Архитектор Э. Ф. Виррих создал институтский городок, состоящий из учебных, жилых и хозяйственных зданий, образующих внутренние дворы и проезды. В 1902 году начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники.
В 1905 году, после расстрела демонстрации на Дворцовой площади 9 января, занятия в институте были приостановлены и возобновились только осенью 1906 года. После начала занятий институт активно развивался. Уже в 1907 году открылись новые отделения: инженерно-строительное, механическое и химическое. В декабре того же года состоялись первые защиты выпускных работ.
В 1909 году при кораблестроительном отделении были созданы курсы воздухоплавания для студентов технических отделений и офицеров, ставшие первой в России авиационной школой. В 1911 на кораблестроительном отделении открылась и первая в России высшая автомобильная школа. К 1914 году на отделениях Политехнического института обучалось более 6000 человек.
1914—1941
С началом первой мировой войны многие студенты и преподаватели ушли на фронт. В одном из зданий института был развернут госпиталь. К 1917 году в институте оставалось не более 3000 студентов. На базе института работали курсы по подготовке лётчиков и мотористов, а также судовых радиотелеграфистов. Лаборатории и кафедры института участвовали в разработке вооружений для действующей армии.
В 1918 году работа института была практически приостановлена. После Октябрьской революции многие преподаватели покинули Санкт-Петербург и Россию. В период гражданской войны институт практически не финансировался, не имел топлива. К 1919 году в институте осталось не более 500 студентов. Тем не менее, жизнь в институте не замирала. В марте 1919 г. был организован первый в мировой истории физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков-исследователей, не имевший аналогов в мире. Вскоре было принято решение об учреждении химического факультета. В декабре 1919, в связи с мобилизацией студентов, институт практически опустел, хотя научная работа продолжалась.
В 1921 году физико-технический отдел был преобразован в институт, а в 1923 году получил собственное здание напротив парка института. Несмотря на такое отделение, студенты физических факультетов практиковались в лабораториях ФТИ, а большинство его сотрудников являлись преподавателями Политеха.
По окончании гражданской войны деятельность института начала восстанавливаться. В 1922 количество студентов достигло 2000. А осенью в институте появился еще один факультет — индустриального земледелия, организованный вместо закрытых сельскохозяйственных институтов.
К концу 20-х годов численность студентов достигла 8000 человек. В 1929 году появляются два новых факультета: водного хозяйства и авиастроительный.
В 1930 году решением Комиссии Совнаркома СССР по реформе высшего и среднего образования на базе Политеха были образованы узкопрофильные институты, которые были переданы в ведение соответствующих министерств. На базе ЛПИ были образованы: Гидротехнический институт, Институт инженеров промышленного строительства, Кораблестроительный, Авиационный, Электротехнический, Химико-технологический, Металлургический, Машиностроительный, Индустриального сельского хозяйства, Физико-механический, Ленинградский финансово-экономический и Всесоюзный котлотурбинный институты. Формально Политехнический институт прекратил существование 30 июня 1930. Учебный процесс был нарушен, так как лаборатории и мастерские принадлежали разным институтам, а те в свою очередь принадлежали разным ведомствам.
Уже летом 1933 года Комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между отдельными отраслевыми институтами, а в апреле 1934 г. они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского индустриального института (ЛИИ). К началу 1935 года ЛИИ являлся крупнейшим в стране техническим вузом, в котором обучались свыше 10 тысяч студентов и аспирантов, работали 940 профессоров и преподавателей, 2600 рабочих и служащих.
1941—1991
В годы Великой отечественной войны на фронт ушли более 3500 студентов и сотрудников Политеха. В феврале 1942 года производилась эвакуация Политеха. Сперва в Пятигорск, а затем в Ташкент. В 1943 году в Ташкенте была начата научная и учебная работы.
Восстановление института было начато сразу же после снятия блокады в 1944 году. С октября 1946 года Политехнический институт перешёл в подчинение Минвузу СССР, который предоставил институту право работать по собственным учебным планам и программам. Число студентов в ЛПИ приблизилось к трём тысячам.
В 1948 году первый в СССР отряд студентов в количестве 340 человек выехал на строительство Алакусской ГЭС.
Начиная с 1950 года, большое внимание уделялось подготовке специалистов для всесоюзных строек. На инженерно-строительном факультете началась подготовка инженеров-гидростроителей, а при Металлическом заводе было организовано вечернее отделение ЛПИ для подготовки инженеров-турбостроителей.
К 1960 году в ЛПИ были созданы лаборатории энергетических систем, автоматики, телемеханики, металлургии, турбиностроения и компрессоростроения. Одновременно с этим, в институте была введена система «непрерывной производственной практики». Первокурсники, не имеющие производственного опыта, попеременно учились и работали на крупнейших производственных предприятиях: завод им. К. Маркса, Металлический завод, ПО «Светлана», завод «Красный Октябрь», в Главленинградстрое.
В 1961 году, в соответствии с новым положением о высших учебных заведениях, была восстановлена выборность ректоров и деканов.
Начиная с 1960 года идёт активное строительство новых зданий института. К 1962 году были построены спорткомплекс, высоковольтный корпус (ТВН), два новых учебных корпуса, здание поликлиники, профилактория, архива и общежития на проспекте Непокоренных.
В 1962 году созданы заочный факультет и факультет усовершенствования дипломированных инженеров, в 1968 — повышения квалификации руководящих работников, год спустя, в 1969 году, подготовительное отделение для рабочей и сельской молодёжи. В это же время крупнейший факультет (вечерний) был разделен на два: электротехнический и инженерно-технический.
В 1972 году в Пскове был открыт филиал Политехнического института (ныне Псковский политехнический институт). Позднее организуются филиалы в Орске, Чебоксарах, Сосновом Бору.
Строительство новых зданий было продолжено в конце 70-х — начале 80-х годов. Были построены два общежития по Гражданскому проспекту и проспекту Непокоренных, новый учебный корпус, корпус для подготовительного факультета на Полюстровском, а также здание нынешнего Института международных образовательных программ на Гражданском проспекте.
Создаются новые конструкторские бюро: ОКБ «Импульс» и особое конструкторское бюро технической кибернетики (ныне — ЦНИИ РТК).
С 1982 года в ЛПИ начинается целевая подготовка специалистов в сотрудничестве с крупными предприятиями, заинтересованными в притоке молодых высококвалифицированных специалистов: ОКБ «Импульс», ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, НПО «Ленинец», Ленполиграфмаш, ПО «Спутник», ПО им. К. Маркса и др. В 1987 году при ЛПИ были созданы Инженерный центр и Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) по новым направлениям развития техники и технологии.
В 1989 году в Политехнический институт на 11 факультетов были приняты 2100 первокурсников, а общее количество поданных абитуриентами заявлений превысило 5000. Самое большое количество абитуриентов были приняты на Факультет технической кибернетики (310 человек), а самый большой конкурс был на факультете экономики и управления (590 заявлений на 120 мест).
В сентябре 1989 года Совет ЛПИ принял решение о переименовании Политехнического института в Государственный технический университет. Совет Министров РСФСР утвердил новое название 3 апреля 1990 года.
Настоящее время
Как поступить в политехнический институт
Среди сегодняшних абитуриентов возрос интерес к техническим специальностям. Увеличилось и количество бюджетных мест на эти направления. Для выпускников школ со способностями к точным наукам поступление в политехнический университет – лучший выбор.
Направления подготовки
Технические науки включают большое количество специальностей, в которых не так просто разобраться. На сайте любого вуза есть перечень направлений и образовательных программ, а также список базовых предметов по каждой категории.
СПбПУ
Для примера возьмем один из лучших технических вузов страны – Санкт-Петербургский университет Петра Великого. Он ведет подготовку:
Перечень специальностей по очной форме обучения, по которым выделяется больше всего бюджетных мест, представлен в таблице.
Код | Специальность | Бюджет | Контракт | Область проф. деятельности |
---|---|---|---|---|
01.03.02 | Прикладная математика и информатика | 60 | 40 | Разработка информационных технологий и программного обеспечения |
01.03.03 | Механика и математическое моделирование | 80 | 30 | Сфера компьютерных технологий |
03.03.02 | Физика | 95 | 25 | Научная и практическая работа |
08.03.01 | Сторительство | 225 | 250 | Промышленное и гражданское строительство |
08.05.01 | Строительство уникальных зданий и сооружений | 69 | 100 | Проектирование и расчет безопасных параметров уникальных сооружений |
09.03.01 | Информатика и вычислительная техника | 80 | 60 | Администрирование в сфере электроники |
09.03.04 | Программная инженерия | 80 | 75 | Проектирование программных продуктов |
11.03.02 | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | 75 | 10 | Компьютерные сети и информационная безопасность |
11.03.04 | Электроника и наноэлектроника | 75 | 10 | Конструирование наноматериалов |
13.03.02 | Электроэнергетика и электротехника | 158 | 50 | Обслуживание электрических сетей и энергобезопасность |
13.03.03 | Энергетическое машиностроение | 93 | 50 | Проектирование и эксплуатация энергетических установок |
16.03.01 | Техническая физика | 67 | 10 | Конструирование функциональных схем при проектировании инновационных технологий |
Московский политех
Московский политехнический университет был образован слиянием ряда инженерных и гуманитарных институтов. Сегодня это один из крупнейших вузов, занимающихся подготовкой квалифицированных кадров по нескольким десяткам направлений. Информация о наиболее востребованных технических специальностях в очной форме обучения представлена в таблице.
Код | Специальность | Бюджет | Контракт | Область проф. деятельности |
---|---|---|---|---|
19.03.01 | Биотехнология | 50 | 10 | Основная сфера – фармацевтика и пищевая промышленность |
09.03.01 | Интеграция и программирование в САПР | 60 | — | Разработка программного обеспечения для автоматизированных систем |
09.03.02 | Информационные системы и технологии | 140 | 30 | Сфера программирования и компьютерной графики |
15.03.01 | Машиностроение | 41 | 30 | Производственная сфера, автоконцерны |
01.03.02 | Прикладная математика и информатика | 24 | 16 | Информационные технологии |
20.03.01 | Техносферная безопасность | 30 | 5 | Обеспечение промышленной и пожарной безопасности |
11.03.01 | Радиотехника | 25 | 5 | Разработка телекоммуникационных и спутниковых систем |
16.03.03 | Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения | 27 | 3 | Эксплуатация холодильно-компрессорных машин |
08.03.01 | Строительство | 20 | 10 | Проектирование и строительство сооружений |
13.03.01 | Теплоэнергетика и теплотехника | 20 | 10 | Проектирование и эксплуатация энергосберегающих источников |
23.05.01 | Наземные транспортно-технологические средства | 20 | 5 | Эксплуатация транспортных средств в автомобильных и железнодорожных комплексах |
27.03.04 | Управление в технических системах | 20 | 5 | Механизация и сервисное обслуживание производственных процессов |
Правила приема
Не позднее 1 октября года, предшествующего поступлению, на сайте вуза размещается информация:
Правила приема разрабатываются каждым вузом в соответствии с № 273-ФЗ от 29.12.2012, Приказом Минобрнауки № 1147 от 14.10.2015 и другими законодательными актами. Прием ведется на учебу на бюджетной и платной основе. В составе общего количества выделяемых бесплатных мест установлены квоты – особая (не менее 10 % от контрольных цифр) и целевая.
В качестве вступительных экзаменов засчитываются результаты ЕГЭ или внутренних экзаменов по профильным предметам, установленных вузом. Для технических специальностей в перечень обязательных входят:
В зависимости от профиля возможна замена физики на химию или информатику. Чтобы иметь право подать документы на поступление, на ЕГЭ надо набрать хотя бы минимальный порог баллов, который вузы устанавливают по рекомендации Рособрнадзора для каждого испытания. Его величина не меняется в ходе приемной кампании.
Порядок поступления
Для приема документов определены сроки с 20 июня по 26 июля. Но для абитуриентов, которые сдают ДВИ, дата завершения приема документов устанавливается вузом (на 10 – 15 дней раньше, чем для поступающих только по результатам ЕГЭ).
Чтобы поступить в политехнический институт, абитуриент должен:
С началом приемной кампании ежедневно на сайте размещается обновленная информация с отдельными списками абитуриентов по каждому из условий поступления.
После зачисления БВИ проходит общий конкурс отдельно по каждому условию поступления. Его результаты выкладываются на сайт в виде списков, каждый из которых ранжируется по определенным основаниям. В соответствии с ними происходит зачисление абитуриентов с оригиналами.
Прием иностранных граждан
Иностранные граждане могут поступить в политех на бюджетные места в рамках международного договора или правительственной квоты. Они участвуют в конкурсном отборе на равных правах с российскими гражданами. Большинство иностранцев поступает на платные образовательные программы в пределах количества мест, выделенных вузом.
Иностранный абитуриент вправе подать документы на три направления:
Дополнительно к стандартному пакету документов поступающий обязан представить в приемную комиссию:
Прием в бакалавриат и специалитет проводится на основании баллов ЕГЭ, полученных не ранее чем за последние 4 года. Для тех, кто не сдавал ЕГЭ, проводятся внутренние испытания по общеобразовательным предметам. При ранжировании учитываются личные достижения абитуриентов, подтвержденные документально. Иностранные абитуриенты – победители и призеры Всероса, поступающие в рамках КЦП (контрольных цифр приема), принимаются БВИ по профилю олимпиады.
Международные программы
Многие политехнические вузы открывают партнерские программы с зарубежными профильными университетами. Эти проекты дают студентам возможность:
Например, СПбПУ принимает участие в двух международных программах бакалавриата с периодом обучения 4 года:
Для поступления требуются:
Московский политех предоставляет возможность обучения и стажировки студентов в таких странах, как:
Для участия в международной программе обучения нужно представить пакет документов, состоящий:
Студент, прошедший отбор, заключает договор и оплачивает обучение. Некоторые вузы берут на себя оплату за обучение по международным программам для бюджетников. Однако транспортные расходы и стоимость проживания – за счет поступающего.
Двойные дипломы
Популярны в политехнических университетах и дуальные программы, направленные на одновременное обучение студента в двух вузах. Учеба может быть выстроена параллельно или последовательно, с прохождением курса сначала в одном, а затем – другом вузе. По завершении курса специалист получает два диплома.
Преимущества программ двойного диплома (ДД) очевидны:
Из недостатков дуальных программ можно отметить:
Стоимость обучения и бюджетные места
Количество бюджетных мест (включая и выделяемые для целевого набора) на технические направления с каждым годом увеличивается с учетом потребностей конкретных отраслей экономики в регионах. В таблице представлены контрольные цифры приема-2020 в политехнических вузах страны по очной форме обучения, а также информация по платным образовательным услугам.
Название вуза | Контрольные цифры приема | Количество платных мест | Стоимость контракта, тыс. руб./год | |
---|---|---|---|---|
1 | СПбПУ | 2 282 | 1 446 | 112-250 |
2 | Московский политех | 2 024 | 371 | 227–263 |
3 | Вологодский политех | 160 | 165 | 113–130 |
4 | Иваново-Вознесенский политех | 300 | 239 | 109–139 |
5 | Красноярский политех | 339 | 55 | 150–203 |
6 | Кузбасский государственный технический университет | 849 | 554 | 395–154 |
7 | Новороссийский политех | 8 | 112 | 60–129 |
8 | Омский государственный технический университет | 1 632 | 2 601 | 113–130 |
9 | Томский политех | 1 153 | 250 | 49–274 |
10 | Пермский политехнический университет | 1 272 | 658 | 125–180 |
Молодые люди, окончившие школу, мечтают о престижной профессии и дальнейшем развитии своего творческого потенциала. Поступление в политехнический институт предоставляет им широкие возможности для реализации этой задачи.