Психолог говорит что ребенок не готов к школе
«Меня все убеждали, что ребёнок не готов к школе»: почему не всегда стоит слушать окружающих
1 апреля начнётся запись детей в первый класс. По закону в школу принимают детей с 6 лет и 6 месяцев. Но многие учителя уверены, что шестилеткам непросто адаптироваться в новых условиях и лучше бы ещё год подождать. Но наш блогер Мария Шорохова всё-таки решила рискнуть и отдала сына в первый класс на год раньше.
Решение отдать сына Богдана в школу в 6,6 я приняла ещё до его пятилетия. Это не было связано с тем, что он уже научился читать и писать (хотя многие родители в первую очередь смотрят именно на эти навыки). Я видела живой ум, который впитывает информацию как губка и любовь к знаниям: он искал новое в каждом слове, предмете, месте.
Я не идеализирую: Богдан — не образцовый мальчик с книжкой под мышкой, он упрямый малый с СДВГ и парасомнией. Но я видела в нём жажду знаний.
Подготовка
Путь к школе мы начали в детском саду: посреди учебного года я перевела сына из средней группы в старшую, потому что пропускать подготовительную группу не хотелось. Вопреки всем опасениям Богдан прекрасно влился в новый коллектив, несмотря на разницу в возрасте (с некоторыми ребятами — почти 2 года). Это было маленьким доказательством, что я на правильном пути.
В самом же саду меня убеждали, что к школе он не готов психологически: слишком непоседлив, несобран, неуклюж. Но мне кажется, за год эти качества «перерасти» невозможно (мне 28 и я всё ещё не переросла). Даже собрали педсовет, на котором пытались меня переубедить. Я настаивала, что согласно ФЗ «Об образовании» имею право отдать ребенка в школу в 6 лет 6 месяцев без специальной комиссии и что ответственность за образование ребенка лежит на родителе. Посеять зерно сомнения ненадолго им удалось только в сыне — ему говорили, что до 7 лет его в школу всё равно не возьмут.
Вместе с педколлективом детского сада меня переубеждали знакомые и даже наш первый учитель (за полгода до первого звонка).
Со всех сторон я слышала, что краду у ребёнка год детства. Я ни с кем не спорила, просто делала то, что считала нужным для своего сына
О чем я думала тогда? Что если я его оставлю в саду, он «перерастет» школу. Что в школе детство продолжается, ничего я не краду. Что я ему всегда помогу, тем более, я сама работаю в школе и поддержать ребёнка мне будет немного проще. Забегая вперед, скажу, что пока моя помощь заключается в том, что я то и дело нахожу на вахте его потерянные вещи.
На моей стороне была только наша логопед. Ребенок не логопедический, ранняя диагностика помогла избежать проблем. Немного подтянули фонематический слух, поставили «Л» и продолжили заниматься развивающими занятиями по возрасту. Они делали упражнения на развитие межполушарных связей, учились выполнять инструкции на слух (это лучшее, что они делали! Прекрасный навык, который заценила вся семья и первый учитель), развивали мелкую моторику и прочие полезности. Занятия с логопедом полностью заменили нам подготовку к школе.
Первый раз в первый класс
Я была очень рада! Сын вел себя ровно, никакого стресса (видимого) от адаптации он не испытал. Друзей нашёл быстро, ему в этом помог пресловутый Майнкрафт, который они с одноклассниками постоянно обсуждали (кстати, читать запоем он стал тоже благодаря этой игре, ведь есть целая серия книг по вселенной Майнкрафт). Как дальше будут развиваться взаимоотношения в коллективе, покажет время.
Тест по русскому языку для первоклассников. А вы справитесь?
Про адаптацию к учебе сказать сложно. К ней он относится как к должному. Надо — значит, надо. С домашкой проблем чуть больше, но на этом этапе я включаю учителя, ребёнку приходится адаптироваться. Нет, мы не сидим вместе над домашкой, иногда я даже не проверяю содержание, только наличие (в этом году у меня нагрузка 36 часов, сил итак не хватает).
Кстати, обо мне: я адаптировалась к 1 классу сложнее, чем сын. Всё-таки новый режим дня, обязанности, ответственность. Отпустило меня только к ноябрю, благодаря спокойствию ребёнка.
Конец первого класса
Богдан — самый маленький ребенок в параллели, единственный 2014 года рождения (параллель 2012- 2013). По заверениям классного руководителя он ни в чем не уступает другим ребятам, в некоторых аспектах даже опережает (чтение, память, эрудиция).
Проблемы, конечно, есть. В первую очередь — с поведением. СДВГ, непоседливость и неуклюжесть никуда от нас не ушли. Богдан грызет ручки и карандаши, падает со стула, выкрикивает ответы, когда совсем невтерпеж. Постоянно теряет вещи и неаккуратно ведет тетрадь. В дневнике очень много замечаний по поведению («нарушает правила», «выкрикивает ответы с места», «просит конфеты на уроке» и т. д.), правда, похвала там тоже встречается.
Я очень рада, что мы попали к нашему учителю. Нет, Учителю с большой буквы. Она объективна, требовательна и терпелива. Я учу её выпускников в среднем звене и убеждаюсь, что сделала верный выбор. Когда она говорит, что все решаемо, что мой сын — молодец, я ей верю.
Я верила себе и верю в него. И я точно знаю — отдать сына в школу в 6,6 было отличным решением
P. S. Я вижу, что в средней школе дети, которые пошли в школу в 6 и 7 лет, не отличаются ни по знаниям, ни по поведению. Всё определяется индивидуальными особенностями и воспитанием. Я ни в коем случае не убеждаю никого отдавать детей в школу на год раньше. Этот пост — про наш опыт. Каждый ребенок индивидуален. Слушайте себя, смотрите на ребенка. Если сомневаетесь — проконсультируйтесь со специалистами.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Психологически не готов к школе.
Вот тест, у меня вышло 6, вроде неплохо, хотя человек тот еще, но сын вообще не рисует, по желанию рисует только водопроводные трубы, не думала, что вообще будут пальцы
Человек)) позор, блин
а может психолог денег заработать хочет? ну там типа отправить на какой-то курс специальный )))
имхо всё у вашего ребенка нормально
С узорами мы боролись просто. Мы их писали. Много. Часто. Между 1 и 2 классом. В 1 классе узоры были больным местом. Учитель, правда, относился к этому совершенно стоически. Во 2 классе узоры неожиданно не были нужны. И зачем мы, спрашивается, трудились?
Проблемы с коммуникацией с незнакомыми взрослыми и детьми. С этим работал вместе с психологом отдельно и в специальной группе 1 класса. Очень помог учитель, который терпеливо и бережно учил сына общаться с детьми и другими учителями. С моей стороны было проигрывание ситуаций дома, разбор ситуаций, возникающих в школе, активное общение с его друзьями.
Проблемы с восприятием критики и импульсивность.
Работа велась со стороны моей и учителя. Я учила сдерживаться, учитель помогал своим собственным примером.
Но нам повезло с учителем. Повезло так, как везет, наверное, раз в жизни. Если бы не он, я не знаю, как бы сейчас учился мой сын. Возможно, он ненавидел бы школу лютой ненавистью.
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе»
Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.
Cоставляющими психологической готовности являются:
— личностная готовность;
— волевая готовность;
— интеллектуальная готовность.
Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.
Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.
Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то,что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.
Что такое «Готовность к обучению в школе?»
Отдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе»включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.
Ребенок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера?Это можно объяснить следующими причинами:
1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определенные характеристики, хотя учиться, способны все дети.
2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.
3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.
Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?
1. Фамилия, имя свое и родителей;
2. Свой возраст (желательно дату рождения);
3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия, дни недели (их количество, последовательность);
5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира,и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие, страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель,а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;
6.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
7.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.
Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Готовность к школе. Что мы не понимаем?
Консультация для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьныйпсихолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б.Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п.,это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример.На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи.И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети.Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я»для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы,это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос.Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»?Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый».Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить.
Психологическая готовность к школе «Психологическая готовность к школе» Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения.
Психологическая готовность ребенка к школе Сообщение для воспитателей «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКАК ШКОЛЕ» Подготовила: Зам. зав. по ВМР Кукарская Т. Б. Личностная готовность.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь.
Консультации для родителей «Готовность к школе: Что мы не понимаем?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть.
Консультация для родителей «Что такое готовность ребенка к школе?» Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через четыре месяца ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению.
Консультация для родителей «Готовность к школе, что мы не понимаем?» Весна —время хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться.
Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.
Консультация для родителей «Скоро в школу. Что такое готовность к школе» Консультация для родителей подготовительной группы. «Скоро в Школу» До школы остался год. И каждый родитель думает, как подготовить ребенка.
Родительское собрание «Готовность ребенка к школе. Что это?» (подготовительная группа) Родительское собрание «Готовность ребенка к школе. Что это?» Ход собрания 1. Ритуал приветствия (в кругу). 2. Портрет первоклассника.