Психика и психология в чем разница
Психическое и психологическое: в чем разница?
Или о страхе сойти с ума
Разделение на психологическое и психическое, как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы – чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические нарушения психики, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о «психологических проблемах» у человека также семантически неверно, как говорить о «медицинских проблемах», вместо «проблем со здоровьем».
Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: «психика человека» и «психология человека». Таким образом, слово «психология» стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово «психика». И слово «психология» слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание «психологическая поддержка» невозможно заменить на «психическую поддержку». Слово «психическое», все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание «психическая поддержка» вызовет, скорее, ассоциации с «психической обработкой».
Между прочим, определение психологии как науки о душе – исторически понятно, но не оправдано. Термин «душа» (по-гречески «психе») имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу «изучали» религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.
Однако, если кого-то пугает слово «психика» по ассоциации с «психическими болезнями», то его должно также пугать слово «душа» по ассоциации с «душевными болезнями». Однако, надо признаться, слово «психический» более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.
Но если человек «боится» всего, что связано с психическим на это должно быть много причин.
Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие с такими варварскими способами «лечения» как электросудорожная терапия и лоботомия (вспомним, хотя бы, «Полет над гнездом кукушки»).
Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.
Более того, если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой – окружающие сразу приписывают его к «психам», так сказать, приклеивают ярлык, хотя могут никогда и не сказать об этом в лицо.
Подумать о психическом жутко и потому, что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы.
Психиатр и психотерапевт в чем разница
Психолог, психиатр и психотерапевт – в чем разница и что общего у этих специалистов? Каков базовый вид их образования и к какому из них следует обращаться в каждом конкретном случае? Почему многие не только пациенты, но и медики не понимают, чем отличается психолог от психиатра, а оба вместе от психотерапевта. Чтобы разобраться в этих вопросе, мы обратились за разъяснениями к Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья», психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту Владиславу Сиповичу.
Почему возникла путаница между понятиями психологии и психиатрии, психоанализа и психотерапии?
Искать корни проблемы надо в историческом прошлом развития этих сфер знания. Рождение психиатрии связано с изучением медициной XIX века способов лечения различных психических заболеваний. Психология же, возникшая как раздел философии приблизительно в это же время, занималась изучением и объяснением таких психических явлений как мышление, память и т.п. при нормально функционирующей психике.
Именно поэтому до сих пор считается, что удел психиатрии – лечение любых психических расстройств, а психологии – дача советов, объяснение и моделирование поведенческих реакций как варианта нормы.
Исторически эти две области знания двигались параллельно, но с разными целями. Объединяющим их фактором стал объект изучения – психика человека, а разъединяющим – целевые установки. Для психологии это были теоретические изыскания в области объяснения психических процессов, а для психиатрии – практическая цель излечения психических болезней.
В дальнейшем благодаря исследованиям Фрейда произошло сближение психологии и психиатрии, положившее начало развитию психоанализа как техники лечения и одновременно раздела науки по изучению психической деятельности человека.
Такой синтез стал возможен за счет того, что Фрейд, как психиатр, разрешил «говорить» своим пациентам как с психическими заболеваниями, так и без них. При этом его интересовали не только симптоматика, но и субъективные ощущения и представления пациентов, а также проявления нормальной человеческой психики в виде случайных оговорок, неожиданных забываний намерений (например, зачем я пришел в эту комнату), сновидений и т.п. Все это позволило ученому сделать вывод о том, что законы психической деятельности едины как для здоровой, так и для больной психики.
Что касается психотерапии, то ее возникновение также относится к первой половине XIX ст. и связано с исследованием явления гипноза, как метода научной психотерапии. На современном этапе психотерапия представляет собой процесс лечения с помощью определенных психотерапевтических методик с соблюдением определенных правил. Как правило, реализуется через взаимодействие психотерапевта и пациента, направленное на выявление и избавление последнего от болезненных и разрушающих психику переживаний.
Подытоживая, могу сказать, что основными направлениями изучения и коррекции психического состояния человека являются:
• Психология – научное направление по изучению закономерностей психической деятельности отдельного человека и различных социальных групп. Использует гуманитарный и естественно-научный подход. Психолог, фактически, это не профессия, а образование.
• Психиатрия – область медицины, изучающая методы диагностики, профилактики и лечения психических расстройств.
• Психотерапия – лечебное влияние на психику и через психику на человека. Не исключает использование и медикаментозной терапии в качестве вспомогательного средства. Включает три основных направления – психоанализ, когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и гештальт-терапию.
• Психоанализ – одно из направлений психотерапии, которое развилось благодаря работам Фрейда и фактически дало толчок формированию других психотерапевтических методологий. Психоанализ предполагает озвучивание пациентом своих фантазий, ассоциаций, сновидений для выявления скрытых, глубинных и неосознанных конфликтов, ставших причиной психических проблем пациента.
Фактически – это самое настоящее «копание» в душе пациента для выявления и разрешения причинно-следственных связей, негативно влияющих на характер и поведение личности.
Сравнительная характеристика специалистов каждого профиля, опирающаяся на информацию об образовании, практическом опыте, области решаемых задач, сфер деятельности и вопросов, с которыми люди могут к ним обращаться, позволит более детально осветить поле деятельности данных научных дисциплин.
Чем конкретно занимается психолог и где можно получить соответствующее образование?
Психология, как и любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объектом психологии является человек, что является бесспорным. А вот насчет предмета существуют различные мнения, меняющиеся исторически и в зависимости от направлений психологических изысканий.
Вначале это была душа, затем сознание, приспособляемость, психическая деятельность, поведение, бессознательное в психике, личный и практический опыт, поступление и анализ информации, а также другие аспекты. Все это привело к появлению огромного количества направлений и ответвлений в психологической науке. Среди главных можно выделить такие, как фундаментальная общая психология и множество прикладных, имеющих практическое значение отраслей:
• клиническая (медицинская);
• гендерная;
• детская;
• военная;
• криминальная;
• судебная;
• юридическая;
• инженерная;
• экономическая;
• онкопсихология.
Сюда можно отнести психологию спорта, труда, родительства и многие другие направления. Короче, их легион. Но главное, что важно для психолога – это практическое применение полученных знаний, умение помочь человеку при решении возникших проблем в семье, на работе, в творчестве, науке, учебе или бизнесе. Задача психолога не столько дать дельные советы, сколько помочь человеку самому разобраться в сложившейся конкретной ситуации и сделать выбор правильной модели поведения и отношения к ней. Такой подход позволит пациенту в дальнейшем более осознано и объективнее оценивать негативные ситуации и пытаться разрешить любую проблему без вхождения в стрессовое состояние и приобретения недругов. Психолог должен научить человека сопротивляться вызовам современной до предела урбанизированной окружающей действительности, сделать его психику устойчивой и одновременной гибкой, не ломающейся под действием постоянного стрессового напряжения, а способной найти выход из любой сложной ситуации с минимальными потерями.
Фактически опытный психолог может стать лучшим помощником в решении проблем поиска своего места в жизни, взаимодействия с социумом и душевного комфорта.
Психолог может выступать в разных ролях, специализируясь на психодиагностике или как консультант, тренер, коуч, психотерапевт. Но главным является получение фундаментального психологического образования на базе государственных ВУЗов – МГУ, Российского гуманитарного университета, НИИ «Высшая школа экономики», по клинической медицинской психологии можно получить образование в медицинских университетах имени Сеченова и Пирогова. В Санкт-Петербурге психологов готовят СПбГУ, Государственный педагогический университет им. Герцена. Знания по клинической психологии можно получить по программному обучению в СПб государственном педиатрическом медицинском университете, СПб государственном медицинском университете им. Павлова.
Кроме того, образование психолога можно получить в региональных гуманитарных ВУЗах. Кстати, образование – это один из ключевых моментов, чем отличается психолог от психиатра. Психиатрия – это отрасль медицины, которая требует получения обязательного медицинского образования, что позволяет врачу-психиатру назначать лечение и выписывать рецепты на медикаментозные препараты.
Психолог же этого права лишен и решает проблемы взаимодействия пациента с окружающим миром сугубо психологическими методами.
С какими проблемами следует обращаться к психиатру и какие критерии свидетельствуют о необходимости психиатрической помощи?
Существует такой термин – психические расстройства. Именно они составляют сферу компетенции врача-психиатра, имеющего высшее медицинское образование. Его главная задача – диагностика, лечение (в первую очередь медикаментозное) психических заболеваний. Кстати, психические заболевания и психические расстройства термины не совсем тождественные. В Международной классификации болезней используется термин психические расстройства, но мы будем использовать оба названия одного и того же состояния больной (нездоровой) психики.
Разработаны различные классификации психических расстройств, в основе которых лежат разные подходы (нозологический, синдромологический, прагматический, этиологический и др.). В РФ с 1997 года действует V Международная классификация 10-го пересмотра, выделяющая 11 основных категорий психических расстройств.
Фактически любое состояние психики, отличное от нормального (здорового) может считаться психическим расстройством. Как отличить нормальную психику от больной? Довольно просто. Психически здоровые люди способны адаптироваться к условиям жизни и решать возникающие проблемы. Если же личность не может справиться с грузом повседневных проблем в любой сфере, не умеет ставить и достигать личных целей, то это может свидетельствовать о той или иной степени психического расстройства, которая может варьировать от легкой до представляющей угрозу жизни. При этом наблюдаются изменения мышления, поведения, эмоциональной сферы и нередко сопутствующие соматические нарушения.
Психиатр, психолог и психотерапевт – в чем разница? Как стать психотерапевтом, нужны для этого определенные личные качества?
Психолог, как мы уже говорили, занимается проблемами человека, связанными с его социальными, семейными и личными отношениями, помогает найти свое место в этом мире и сделать его психику стойкой и готовой к любым испытаниям. Психиатр диагностирует и лечит расстройства психики, следуя испытанным методам клинической медицины – лекарственные препараты, инструментальные методики воздействия и т.п. Психотерапевт же совмещает в себе глубокое знание психологии, обширные познания в психиатрии, современные методики вербального и невербального воздействия на психику человека и особые личностные качества в виде эмпатии, способности сопереживать, развитой интуиции, умения слушать и слышать пациента, отслеживать и понимать его невербальные сигналы в виде мимики и жестов. Фактически хороший психотерапевт является своего рода менталистом с хорошей памятью, способностью быстро анализировать, владеющим гипнозом и искусством внушения. Психотерапевт по сути является проводником лечебного воздействия на психику пациента посредством своих личных психических сил.
Естественно, это требует огромного теоретического и практического ресурса, который формируется не только и не столько курсами специализации, сколько внушительным опытом психологической работы и/или врачебной практики.
Кто же может стать психотерапевтом? Психолог и психотерапевт, это один из самых перспективных дуэтов в образовании и практическом опыте одного человека для появления в его лице отличного психотерапевта. Фундаментальное знание психологии и ее методов позволяет максимально реализовать словесное воздействие, гипноз и невербальные сигнальные методики для коррекции психики человека.
Психиатр и психотерапевт – еще один не менее плодотворный путь вхождения в психотерапию. Кстати, в Советском Союзе психотерапевтом мог стать только дипломированный врач-психиатр со стажем работы в психиатрии не менее 3 лет и прошедший 4-хмесячные курсы специализации.
На современном этапе психотерапия согласно декларации ЕАП (Европейской Ассоциации Психотерапии) считается чисто гуманитарной наукой. Для того чтобы психиатр стал психотерапевтом, ему необходимо сойти с медикаментозных рельсов лечения и перейти на вербальные и невербальные методики. Лично я считаю, что плюсом сочетания специальности психиатра и психотерапевта является дифференциальная диагностика экстренных состояний и при угрожающих ситуациях своевременно оказанная психиатрическая помощь.
Итак, психотерапией может заниматься врач-психиатр или психолог с гуманитарным образованием, прошедшие последипломное обучение по курсу психотерапии. Единственный, но важный нюанс заключается в том, что в России сертификат психотерапевта может получить только врач-психиатр, а соответственно страховые компании оплачивают лишь лечение у сертифицированного психотерапевта с медицинским образованием. Если для пациента это не важно, то он может обратиться за помощью и к психологу, прошедшему курс по психотерапии и имеющему хорошие отзывы клиентов, но как говорится платить придется из своего кармана.
Психотерапевт и психоаналитик – в чем разница? Насколько оправдано для психокоррекции использование психоанализа?
Психоанализ как часть психотерапии основывается на так называемой психоаналитической интервенции в мир человеческого подсознания с целью поиска глубинных, скрытых защитными механизмами мозга воспоминаний, которые могут быть причиной невротических черт характера, психозов, страхов, депрессий и т.п. Психоанализ основывается на признании иррационального и бессознательного влечения, как одного из основных мотиваторов поведения человека. При этом считается, что определяющее влияние на развитие личности оказывают события, произошедшие в далеком детстве и надежно спрятанные в памяти от «свободного доступа» различными защитными механизмами.
Вытаскивая конфликтные воспоминая из глубин человеческой памяти методом ассоциаций, анализа сновидений, вербальных фантазий, психоаналитик интерпретирует их пациенту с целью осознания им причин своих проблем. Но достаточно ли этого для восстановления психического здоровья? К сожалению, лечебная эффективность психоанализа многими специалистами и учеными подвергается сомнению. Не всегда объяснение и понимание причин психического расстройства могут привести к его излечению. Кроме того, интерпретация психоаналитика имеет субъективный характер и не всегда соответствует действительности, да и сам процесс психоанализа в поисках иррационального и заблокированного в памяти может усилить эмоциональное напряжение и привести к психоэмоциональному срыву. К тому же, психоанализ процесс дорогостоящий и длительный, который может длиться годами с обязательными 2-3-хразовыми сеансами в неделю. Во время сеанса, который длится 45-60 минут, иногда наступает пауза: психоаналитик может ждать реакции от анализанта довольно долго, что требует от врача небывалого терпения, нервных и временных затрат и естественно приводит к удорожанию процедуры.
Альтернативой психоанализу являются более щадящие, гуманные, активные и безопасные для психического и физического здоровья такие направления психотерапии как:
• Когнитивно-поведенческая, основанная на признании ошибок мышления и навыков как главного этиологического фактора психических расстройств.
• Гештальт-терапия, предлагающая пациенту своеобразные воображаемые эксперименты и анализирующая феномен реакции на них.
В заключение хочу сказать, что в нашем медицинском центре «Гармония здоровья» работают представители всех трех профилей – психологи, психиатры и психотерапевты, способные на высоком профессиональном уровне оказать психологическую поддержку и психотерапевтическую помощь. Обращайтесь, всегда будем готовы помочь в любых, даже самых сложных ситуациях.
В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией
Психология — это отрасль науки, которая возникает из потребности знать и понимать людей. Со временем развились и многие специальности в области психологии. Эти специализации также продолжали расти и меняться в зависимости от области их интересов. В этом контексте можно упомянуть разницу между клинической психологией и нейропсихологией.
По мере появления новых подходов количество проблем, с которыми мы сталкиваемся, а также области их компетенции возрастают. В этой статье мы постараемся объяснить различия между клинической психологией и нейропсихологией.
Клиническая психология
Многие думают, что начало этого подхода совпало с Лайтнером Витмером, который основал первую психологическую клинику в 1896 году. Это новое отделение укрепило свои позиции после основания Американской психологической ассоциации.
Первоначально целью клинической психологии было выявление черт или внутренних факторов, которые побуждают людей к развитию психопатологических состояний. Клиническая психология изучает другие факторы, которые контролируют поведение человека и оказывают какое-либо влияние, а не исследует только состояние человека. Этот психологический подход изначально возник как «ненормальный» подход. В результате область интересов этого исследования расширилась вокруг лечения и объяснения ситуации.
Со временем профилактика психических заболеваний стала одним из результатов, к которым процесс исцеления стремится в качестве основной цели клинической психологии. В результате психологи начали работать над выявлением методов, которые будут работать для предотвращения развития различных патологий путем внедрения здоровых психических привычек.
Точно так же специалисты по клинической психологии начали применять другие методы, известные как «справочная терапия». Эти методы были направлены на то, чтобы научить людей эффективно решать проблемы, связанные с ситуациями, которые могут возникнуть в их повседневной жизни. В результате эмоциональная поддержка также стала частью этой практики.
Нейропсихология
Формально нейропсихология была изобретена в начале 20 века русским ученым Александром Луриа. Его исследования включали разработку методов изучения человеческого поведения, которое вредит центральной нервной системе.
Нейропсихология фокусируется на людях с повреждением мозга до уровня, который каким-то образом изменяет когнитивные функции. Следовательно, целью этого подхода будет оценка и восстановление когнитивных функций и поведения. Сегодняшние нейропсихологи работают с детьми с нарушениями психического развития и пациентами с повреждениями головного мозга.
В чем клиническая разница между психологией и нейропсихологией?
По сути, клиническая психология фокусируется на диагностике и лечении эмоциональных расстройств, расстройств личности и поведенческих проблем. Сюда входят такие состояния, как депрессия, тревога и другие подобные проблемы. Кроме того, клинические психологи могут предоставить инструменты, которые помогут справиться с поведенческими расстройствами, такими как гиперактивность.
Для профилактики заболеваний клиническая психология учит пациентов следующему:
Здесь цель состоит в том, чтобы пациент узнал себя и выполнял функции на социальном и когнитивном уровне. В результате пациенты могут улучшить качество своей жизни с помощью этих инструментов.
Разница между клинической психологией и нейропсихологией заключается в функциях этих двух структур в клинической области. Вторая из этих двух концепций касается когнитивных и эмоциональных оценок изменений в мозге. Кроме того, в этой области разрабатываются определенные процессы для восстановления ряда функций высокого уровня, чтобы пострадавший человек мог автономно поддерживать свою жизнь и поддерживать свое качество жизни.
Поэтому нейропсихология, как правило, фокусируется на людях с проблемными функциями, как память, внимание, язык и принятие решений. Нейропсихологи также изучают когнитивные аспекты психических проблем, таких как шизофрения или обсессивно-компульсивное расстройство.
Среди целей реабилитационных программ, реализуемых в этих областях — такие действия, как исцеление поврежденных структур и их стимуляция для надлежащего улучшения когнитивных функций. Когда дело доходит до необратимо поврежденных функций, нейропсихологи помогают людям найти стратегии для компенсации утраченных функций.
В чем разница между клинической психологией и нейропсихологией с точки зрения исследования?
Сегодня область исследований клинической психологии направлена на лучшее понимание психопатологических расстройств. Цель здесь — выявить различия между теми, кто действует в соответствии с социальными нормами, и теми, кто этого не делает.
Исследователи в области клинической психологии также стремятся глубже понять проблемы индивидуального и личностного развития. В результате исследования анализируют факторы, которые могут предрасполагать человека к развитию эмоционального расстройства.
Еще одно направление исследований было определено для разработки методов психотерапии. Цель состоит в том, чтобы определить инструменты, которые лучше диагностируют и лечат эмоциональные расстройства. Исследователи надеются разработать более точные методы, которые могут предоставить решения, адаптированные к характеристикам каждого психологического расстройства.
С другой стороны, у нейропсихологии другой фокус исследования. В последнее время нейропсихологи начали работать рука об руку с когнитивными неврологами. Цель этого сотрудничества — понять роль когнитивных функций более высокого уровня в развитии психиатрических и психологических патологий. Кроме того, исследователи, продолжающие работать в этих областях, надеются разработать стратегии, которые обеспечат более эффективный процесс выздоровления от этих расстройств.
Исследования также сосредоточены на понимании последствий проблем развития, которые проявляются у человека неврологически. Исследователи изучают патологии, которые, как представляется, связаны с проблемами развития мозга, такими как аутизм, дефицит внимания и гиперактивность.
Наконец, нейропсихологическая реабилитация — тоже очень интересная область. Психологи хотят объединить методы лечения, которые они практикуют в настоящее время, с технологическими инструментами, чтобы сделать терапию более эффективной. Основная идея заключается в том, чтобы с помощью этих инструментов поддержать разработку практик, которые позволят более точно раскрыть повседневную жизнь пациента и улучшить общие результаты лечения.
Хотя эти две области имеют различия, очень важно четко продемонстрировать, что они дополняют друг друга на клиническом и исследовательском уровне. Правильная диагностика и лечение любого психологического или нейропсихологического расстройства должны учитывать перспективы обеих специальностей. Другими словами, сочетание этих двух подходов может помочь в достижении терапевтических целей, направленных на повышение индивидуальной автономии и качества жизни.
Однако различия между клинической психологией и нейропсихологией закономерно проявляются. Обе области специализируются на различных клинических приложениях. Другими словами, одна из этих областей фокусируется на эмоциональных и поведенческих расстройствах, а другая — на когнитивных нарушениях и повреждении мозга.
Наконец, обе специальности используют разные маршруты в своих исследованиях, и они сосредотачиваются именно на этих путях в своей области. Однако достижения в обоих подходах помогут улучшить ресурсы и понять многие различные аспекты психического здоровья.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие