Психика и сознание тождественны все что вне сферы сознания суть физиология

Понятие психики и сознания человека — отличительные черты

Психика и сознание в психологии

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

С философской точки зрения считается, что психика — это свойство людей и животных отражать объективный мир в его связях и отношениях. Однако психика людей имеет качественно более высокий уровень, это «субъективный образ объективного мира». И главное отличие психики человека от психики животного — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика. Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования.

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты. Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения. Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

Психика человека состоит из трех групп явлений:

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

Источник

Психика и сознание

Особенности психики и сознания человека. Отличие психической деятельности животных и человека. Бессознательные мотивы совершения преступления. Психоанализ как метод определения бессознательных мотивов преступления. Мотивы защиты от мнимых опасностей.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.02.2012
Размер файла37,0 K

Психика и сознание тождественны все что вне сферы сознания суть физиология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Психика и сознание

2. Отличие психической деятельности животных и человека

3. Бессознательные мотивы совершения преступления: психоанализ

С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку психики, сознания, бессознательного.

На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности психики, сознания и возможностей его познания.

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.

В юридической психологии большое внимание уделено вопросам психики человека, сознания, самосознания, бессознательного поведения. Это важно для понимания особенностей личности преступника, мотивов преступления.

Цель работы состоит в изучении психики человека, сознания, самосознания, бессознательного поведения.

— изучить особенности психики и сознания человека;

— рассмотреть отличие психической деятельности животных и человека;

— изучить бессознательные мотивы совершения преступления, психоанализ как метод определения бессознательных мотивов преступления.

1. Психика и сознание

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Наиболее изученными являются:

— общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

— эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности.

Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

— жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

— темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

— способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

— характер как систему отношений и способов поведения.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Выделяют два слоя сознания:

— бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

— рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать:

— способы регуляции человеком своего поведения;

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

— операционное и предметное значение;

— осмысленное и предметное действие.

В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка.

2. Отличие психической деятельности животных и человека

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

3. Бессознательные мотивы совершения преступления: психоанализ

На практике и в некоторых теоретических изысканиях прочно укоренилась традиция объяснять все непонятные действия хулиганскими побуждениями. Между тем глубинные психологические исследования конкретных преступлений говорят о другом. Мотивы ряда преступлений, в частности убийств, нередко лежат в глубине человеческой психики и не осознаются преступником. Это в первую очередь относится к убийствам на сексуальной почве, хотя внешне отдельные преступления могут выглядеть как совершенные из хулиганских побуждений.

В связи с неустановлением мотивов по многим уголовным делам, особенно по делам об умышленных убийствах и нанесении тяжкого вреда здоровью, ни у следователя, ни у прокурора, ни у суда очень часто нет правильного представления о подлинных мотивах совершенного преступления. Нередко не понимают мотивы собственного поведения и насильственные преступники, лишаясь из-за этого возможности самоанализа и самооценки, а следовательно, и самоконтроля своего поведения. Индивидуальное воздействие в результате бывает направлено на те их личностные факторы, которые не играли никакой роли в преступлении или имели второстепенное значение. Чаще всего обвиняемым и осужденным указывают на вредные последствия пьянства, что им и без того известно.

Утверждение, что мотивы некоторых преступлений могут быть скрыты от сознания субъекта, вовсе не означает, что лица, совершившие преступления по неосознаваемым для них самих мотивам, не подлежат уголовной ответственности. Совершая убийство, например, индивид может не осознавать собственных глубинных побуждений, но всегда осознает, что его действия являются преступными. Таким образом, незнание мотивов собственного поведения не освобождает от уголовной ответственности. Человек несет уголовную ответственность за то, что он преступил уголовный запрет. Если он в силу расстройств психики не понимал этого, его следует признать невменяемым.

Мотивы защиты от реальных и мнимых опасностей. У многих людей возникает подспудное желание защититься как от вполне реальных опасностей, угрожающих жизни или здоровью (сюда можно отнести, например, угрозу ограбления), так и от менее осязаемых опасностей, угрожающих семейному благополучию или жизненному статусу. У некоторых индивидов чувство этой угрожающей со всех сторон опасности приобретает всеобъемлющий характер. Пытаясь защититься от этого тягостного ощущения, субъект способен совершить не только корыстные, но и агрессивные преступления, поскольку нападение большинству людей представляется лучшим способом защиты.

Мотивы утверждения и самоутверждения. Желание утвердиться в глазах ближайшего окружения, а то и всего мира, нередко играет руководящую, главенствующую роль в канве мотивов. Подобные устремления свойственны, например, некоторым главарям террористов и преступным тоталитарным правителям, которые, естественно, рассчитывают, что их действия, которые цивилизованный мир воспринимает как преступные, их сторонники и единомышленники расценят иначе. Примером могут служить трагические события 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах Америки. Пока большинство осуждало террористов, в ряде стран люди бурно возмущались мерами, которые предпринимались против них, и оправдывали преступника Бен Ладена.

Совершая преступные действия, человек и самоутверждается, потому что люди склонны принимать себя только в некоем качестве, иначе они чувствуют себя дискомфортно. Причем потребность в самоутверждении имеет широкий диапазон, затрагивая и социальные отношения, как и общественные, так и в малой социальной группе сверстников или соучастников, мнением которых индивид особо дорожит, и отношения с женщинами. Так, отсутствие надлежащих контактов с женщинами, тем более отвергание ими, часто выступает мотивом нападения на них с целью изнасилования. Нападающий таким образом утверждает себя в качестве мужчины, в своей биологической (физиологической) роли, пытаясь вместе с тем отомстить за свои предшествующие неудачи у женщин.

Игровые мотивы. Вне мотива игры трудно понять многие виды преступного поведения. Он присутствует в действиях, скажем, квартирных воров, карманных воров, расхитителей, взяточников. Думается, что преступники, совершающие преступления с помощью высоких технологий, взламывающие компьютерные системы, решая сложную техническую проблему, тоже включаются в игру, и в случае успеха испытывают огромное психологическое удовлетворение от своего участия в ней. Вне этой игры им будет очень плохо, они в ней реализуются. Известны случаи, правда, редкие, когда расхитители вообще ничего из похищенного не потратили, довольствуясь зарплатой, но участие в игре имело в их глазах огромное значение.

Уровень тревоги различается и по своему характеру. У воров уровень тревоги, как выяснилось, постоянный; поэтому преступники такого рода все время следят за окружающей обстановкой, контролируют ее и в случае необходимости, при появлении опасности, принимают меры защиты. Что касается убийц, то у них скачкообразный уровень тревоги, и эти скачки проявляются в эмоциональной реакции на определенные ситуации, которые воспринимаются ими крайне болезненно. Это является одной из причин, по которым значительная часть убийств совершается в условиях очевидности, из-за чего такие преступления легче раскрывать и устанавливать виновных, чем, скажем, в случае кражи.

. Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней

животное человек психика бессознательный

Выявить бессознательные мотивы преступления может психоанализ.

3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: АСБ, 2005.

5. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учебно-практическое пособие. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

Психологическое понимание мотивов и сознания. Категория сознания в психологической науке. Характеристика смыслообразующей функции мотивов. Изучение, формирование и коррекция мотивации у школьников. Элементы структура и функционирование сознания индивида.

курсовая работа [166,2 K], добавлен 17.06.2010

Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

презентация [498,0 K], добавлен 28.06.2014

Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.

реферат [26,3 K], добавлен 22.04.2010

Психика человека. Сознание представляет собой единство форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность, формы проявления сознания человека.

реферат [24,6 K], добавлен 30.05.2008

Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 13.12.2008

Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.

презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014

Источник

Психика и сознание

Сущность и анализ, содержание понятия «психика», роль и значение сознания как его основного свойства. Исследование и анализ организации экспериментальных психологических исследований психики и рассудка, оценка и интерпретация полученных результатов.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления23.01.2015
Размер файла49,0 K

Психика и сознание тождественны все что вне сферы сознания суть физиология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психика и сознание

В советской психологии утвердились методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.

В формулировке этих принципов большую роль сыграли психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев. В работах выше указанных отечественных психологов сформулированы проблемы изучения личности как целостного системного психического образования в ее многоплановых социальных и природных связях и в процессе развития и психология образования. Таким образом, отечественная психология сформировала довольно обстоятельную научную картину психики.

1. Проблема психики и сознания психологии

1.1 Анализ понятия «психика»

сознание психологический психика

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики человека входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Гностические психические состояния: это любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение и т.д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность и т.д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность и т.д. Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

а) сенсомоторный интеллект;

2. Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии. Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают, тот, мы будем называть операцией.

3. Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи (от рыб до человека).

Огромную роль и вклад внес отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Им была разработана фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Л.С. Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. [23.с. 214]

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития. Так же сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека.

Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие опознавательные приметы явления определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

1.2 Сознание как свойство психики

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, отличную от всего предыдущего пути биологического развития живых существ. Новые формы психики коренным образом отличаются от психики животных, это называют сознанием.

Развитие сознание у человека связанно с общественно-трудовой деятельностью. В развитии трудовой деятельности заключается основной факт, из которого проистекают все отличия человека от животного. По мере развития трудовой деятельности человек воздействовал на природу, изменял ее, приспособляя ее к себе, постепенно стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение, как к природе, так и к другим людям. Через свое отношение к другим людям человек стал сознательно относиться к себе и собственной деятельности. Сама же его деятельность становилась более осознанной. [10.с. 134]

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Развитие более совершенных чувств было неразрывно связанно с развитием сенсорных областей в мозгу человека. Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека, отразились, на изменение его строения. Вслед за развитием строения появились новые сложные функции как двигательные, сенсорные, практические, познавательные. Вслед за трудом возникла речь, которая являлась стимулом развития человеческого мозга и сознания.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам.

Изучая структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». [5.с. 124]

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память. На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру: чувства, эмоции, переживания.

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира: память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего.

6. Формирование целей деятельности: исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение.

Далее можно рассмотреть основные функции сознания. К функциям сознания относятся следующие:

1. Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;

2. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;

3. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

Рассмотрев основные функции сознания, можно выявить, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, три основные сферы: интеллектуальную; эмоциональную; мотивационно-волевую.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и внимание как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира.

Компонентов сознания всего три:

— Эмоционально-оценочная компонента, она включает в себя эмоции, отношения, личностные смыслы, самооценки, прочие аффективно-мотивационные элементы психики.

— Поведенческо-деятельностная компонента включает в себя механизмы, способы, приёмы, обеспечивающие функционирование человека как во внешнем пространстве, в том числе в пространстве межличностных отношений, так и во внутреннем, психическом пространстве.

2. Анализ экспериментальных исследований психики и сознания

2.1 Анализ организации экспериментальных исследований психики и сознания

Первым отечественным психологом, который изучал психику человека, был Л.С. Выготский. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Л.С. Выготский изложил в работе «История развитие высших психических функций», написанной в 1931 году. Как считал Л.С. Выготский, труд, создавший самого человека, «создал высшие психические функции, отличающие человека как человека». [20, с. 85].

Л.С. Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении ребенка и историю становления этого поведения, его теория требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития ребенка. По его мнению, односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты развития высших психических функций заключается «в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении и неразличении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии ребенка, короче-в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений». [4 с. 143]

Однако Метод двойной стимуляции Выготского-Сахарова применялся также при изучении опосредствованных процессов внимания и памяти (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). Поэтому Метод двойной стимуляции можно рассматривать как целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредствования.

Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название. Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых, по его мнению, написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Хотя Л.С. Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева.

Прежде всего, стоит отметить фундаментальность экспериментальных исследований проведенных А.Н. Леонтьевым. Только в исследованиях памяти приняло участие около 1200 испытуемых разных возрастных групп: дошкольники, школьники, взрослые (студенты). Из них около тысячи человек прошли исследования по всем четырем сериям эксперимента, каждая из которых предполагала запоминание испытуемым определенного материала.

В первых двух сериях слоги или слова читались экспериментатором, а испытуемому нужно было их запомнить и воспроизвести в любом порядке. В третьей и четвертой сериях испытуемым предлагалось запоминать читаемые экспериментатором слова при помощи вспомогательных стимулов-средств. В качестве таковых использовались карточки (размером 5 на 5 см) с нарисованными на них картинками (30 штук).

2.2 Анализ результатов исследования психики и сознания

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Д.Б. Эльконин и др.

Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Исследования школы Л.С. Выготского имели не только чрезвычайно важное теоретическое, но и практическое значение. Было установлено, что обязательным условием усвоения ребенком знаковых систем является его совместная деятельность со взрослым.

Критерием результатов методики Выготского-Сахарова является количество «ходов», понадобившихся для формирования искусственного понятия. При обследовании детей с помощью этой методики определяют способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкрепленные признаки, что характеризует течение процессов обобщения и отвлечения.

Определенным недостатком методики Выготского-Сахарова является то обстоятельство, что данная методика, в силу своей сложности для испытуемого, применяется, как правило, для исследования процессов обобщения у взрослых. В целях приспособления данной методики к детскому возрасту была разработана упрощенная модификация методики (А.Ф. Говоркова, 1962). [28.]

Таким образом, сознание у ребенка формируется не спонтанно, а представляет собой в известном смысле «искусственную форму» психики. Вопрос о методах «воспитания» памяти решался принципиально иначе, чем многими психологами и педагогами того времени. Они придерживались идеи о возможности развития памяти путем механических упражнений; эта идея, кстати говоря, в массовом сознании широко распространена до сих пор.

У школьников процесс запоминания с помощью внешних средств приводил к существенному повышению его эффективности, в то время как запоминание без них было ненамного лучше, чем у дошкольников, поскольку внутренние средства запоминания у них также отсутствовали.

Эмпирические исследования А.Н. Леонтьева убедительно подтвердили гипотезу Л.С. Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние. Кроме того, на том же эмпирическом материале была подтверждена и гипотеза Л.С. Выготского о системном строении сознания, о взаимодействии отдельных психических функций друг с другом.

Исходя из изученного теоретического материала, было выявлено, что сознание представляет собой одно из самых сложных проявлений деятельности мозга. Развитие сознание у человека связанно с общественно-трудовой деятельностью. Развитие трудовой деятельности отразились, на изменение строения человеческого мозга, а затем возникли новые функции, такие как двигательные, сенсорные, практические, познавательные. Вслед за трудом возникла речь, которая являлась стимулом развития человеческого мозга и сознания. При помощи языка человек мог выражать свои мысли и чувства, более отчетливо уясняет их сам. Поскольку при помощи языка оказалось возможным фиксировать мысль язык явился одним из средств формирования самосознания. Сознание это высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга. Структуру и функцию сознания изучали такие психологи как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, и т.д.

сознание психологический рассудок

27. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. с. 313-324

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение особенностей психики, сознания и бессознательного, как трех центральных и основных психологических вопроса о принципах построения психологической науки. Характеристика психических процессов. Виды памяти и их особенности. Закономерности мышления.

реферат [38,5 K], добавлен 09.11.2010

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

курсовая работа [2,5 M], добавлен 18.06.2014

Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.

презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014

Основные психологические школы ХХ-го века. Психика и организм. Структура психики, соотношение сознания и бессознательного. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, интеллект, творчество и память.

контрольная работа [125,3 K], добавлен 21.12.2010

Формирование и эволюция сознания в филогенезе. Содержание концепции Леонтьева-Фарби о становлении низших форм поведения и психики. Изучение культурно-исторической теории Выготского о развитии психики. Рассмотрение физиологических основ психики человека.

контрольная работа [33,3 K], добавлен 05.10.2010

Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.

реферат [26,3 K], добавлен 22.04.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *