Психика в психологии что это

Основы общей психологии

Лекция 1. Введение в общую психологию

Глава 2. Категории психического

Глава 3. Задачи общей психологии и межпредметные связи

1. Психика

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу подсознания. Многие авторы также говорят о сверхсознании и надсознании.

Источник

психика

Полезное

Смотреть что такое «психика» в других словарях:

ПСИХИКА — ПСИХИКА, психики, мн. нет, жен. (от греч. psychikos душевный) (книжн.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика. ||… … Толковый словарь Ушакова

ПСИХИКА — (греч.). Область душевных сил и способностей индивида. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХИКА область душевных явлений, область чувства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХИКА — (от греч. psychikos душевный) специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. понятию «душа», воспринимаемому как… … Философская энциклопедия

психика — дух, сознание, метапсихика Словарь русских синонимов. психика см. сознание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ПСИХИКА — (от греч. psychikos душевный) совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с… … Большой Энциклопедический словарь

Психика — (от греч. psychikos душевный) форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих… … Психологический словарь

ПСИХИКА — ПСИХИКА, и, жен. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека. Здоровая п. | прил. психический, ая, ое. Психическая деятельность. Психические болезни… … Толковый словарь Ожегова

ПСИХИКА — (от греч. psychikos душевный) англ. psychics; нем. Psyche. 1. Псих, деятельность; форма активного отражения субъектом объективного мира в процессе его взаимодействия с внешним миром и выполняющая функцию регуляции его поведения (деятельности). 2 … Энциклопедия социологии

психика — без поведения так же не существует, как и поведение без психики, потому хотя бы, что это одно и то же. [1.1.1, 57] см. поведение … Словарь Л.С. Выготского

Источник

Психические расстройства

Психика в психологии что этоПсихические расстройства – это заболевания, которые вызывают нарушения в мышлении, поведении и эмоциональном состоянии человека. У больного появляются анормальные мысли и восприятие действительности (галлюцинации, суицидальные наклонности, паранойя), нестабильное эмоциональное состояние и поведенческие реакции (агрессия, подавленность), сложности в общении с окружающими людьми. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, почти каждый четвертый житель во всем мире страдает от нарушений психики. Небольшие отклонения и кратковременные нарушения встречаются часто, но если человек испытывает страдания, может причинить вред себе и окружающим, не способен адекватно мыслить и справляться с повседневными задачами, тогда уже говорят о серьезных отклонениях психики.

Людям с психическими расстройствами крайне нужна профессиональная помощь, ведь даже в современном обществе сохраняется негативное отношение к таким заболеваниям. Лица с психическими расстройствами часто не получают необходимую помощь, такая болезнь рассматривается как менее реальная по сравнению с физической. Нередко социум считает людей с психическими заболеваниями виноватыми в этой ситуации: «это все из-за лени, безответственности, инфантильности, вредных привычек». Но причин возникновения отклонений в психике (вполне реальных, а не выдуманных) много. Это наследственность, инфекции, травмы головного мозга, нарушения метаболизма, неблагоприятная экологическая обстановка, социальная незащищенность, конфликты, неблагоприятные условия работы, постоянный стресс, эмоциональное потрясение, употребление наркотиков и алкоголя. Кроме эмоциональных и поведенческих нарушений, отклонения психики приводят к сбоям в работе систем организма (нарушения в работе сердца, речи, мышечная напряженность, головокружение).

Основные психические расстройства, с которыми мы работаем:

Навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство). Такое отклонение психики сопровождается постоянной напряженностью и тревожными мыслями, от которых человек не может избавиться самостоятельно.

Проявления психических расстройств: основные психические отклонения

Психика в психологии что этоПсихические расстройства не всегда проявляются достаточно ярко. На развитие некоторых заболеваний уходят годы, несвойственные человеку черты в характере и поведении появляются постепенно, стабильное состояние может чередоваться со срывами. Важно заметить проявления психического расстройства и обратиться за лечением. Большинство симптомов можно купировать при помощи медикаментов и терапии, а само расстройство вылечить или существенно облегчить состояние больного, вернуть его к здоровой жизни и социальной деятельности. Ярко-выраженные проявления психических отклонений:

Психические расстройства почти всегда приводят к изменениям мышления. Внезапное увлечение эзотерикой или магией, стойкая вера в теории заговора и инопланетян, убеждение в своей исключительности, особой миссии, мания преследования – всё это тоже признаки психических нарушений. Ещё один явный сигнал – резкая десоциализация. Если человек начинает резко разрушать социальные связи, перестает следить за собой, предпочитает не выходить из дома, совершает шокирующие поступки, забрасывает карьеру и прежние увлечения, скорее всего, причина в психическом отклонении.

Способы лечения психических расстройств: психиатрическая помощь в Москве

Лечение психических расстройств делится на два метода: соматический и психотерапевтический. Соматические методы направлены на нормализацию работы нервной системы и всего организма. Это медикаментозное лечение (антидепрессанты, успокоительные препараты, стабилизаторы настроения) и терапия, направленная на стимуляцию головного мозга (электросудорожная терапия, транскраниальная магнитная стимуляция и стимуляция блуждающего нерва). Стимуляцию мозга используют для лечения депрессии. В процессе терапии из клеток высвобождаются нейромедиаторы, отвечающие за мыслительные процессы, настроение и концентрацию. Таким способом можно контролировать эмоциональные реакции и настроение, влиять на состояние активности и энергичности пациента, облегчить симптомы депрессии. Этот метод применяют чаще всего тогда, когда пациент не реагирует на лекарственные препараты и психотерапию. Эффективней всего комбинировать медикаменты и стимуляционную терапию с психотерапевтической помощью при психических расстройствах.

Психика в психологии что этоПри лечении психических расстройств конечная цель – вернуть больного в социум, избавить не только от физических, но и от психологических страданий. Люди с психическими заболеваниями часто одиноки, сталкиваются с непониманием и осуждением, нуждаются в поддержке. Несмотря на то, что причины многих психических отклонений – это негативный жизненный опыт или травмирующие переживания, в государственных клиниках обычно применяют только медикаментозное лечение. А пациент после выписки так и остается со своими проблемами, страхами и сомнениями. Чтобы справиться с психологической стороной заболевания, нужны психотерапевтические методы: психотерапия, поведенческая терапия и гипнотерапия. Профессиональная помощь при психических расстройствах включает в себя комплекс соматических и психотерапевтических методов.

Психотерапия в лечении психических расстройств позволяет проанализировать искажения в мышлении (когнитивная терапия), причины проблем в отношениях с людьми (межличностная терапия), болезненный опыт и устоявшиеся реакции (психоанализ, психодинамическая терапия) и выработать новые способы познания и реагирования на окружающую действительность. С помощью поведенческой терапии пациент избавляется от невротического поведения и «учится» по-новому вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и стрессовых. Такой метод часто используют в лечении фобий, чтобы «научить» человека адекватно реагировать на объект страха. Гипноз используют для снятия болевых ощущений, устранения страха и тревоги, в качестве успокоительного средства. С помощью гипнотерапии можно выяснить глубокие причины возникновения психического отклонения и сделать лечебное внушение. Такая помощь при психических расстройствах применяется реже из-за разной восприимчивости людей к гипнотическому внушению и противопоказаний для некоторых видов психических расстройств.

Психиатрическая клиника: анонимная помощь при психических расстройствах

Наш центр оказывает анонимную помощь при психических расстройствах. Чтобы пройти курс лечения и реабилитации, не обязательно становиться на учет. В государственных учреждениях от постановки на учет отказаться невозможно. После лечения трудно устроиться на работу, получить водительские права и т. п. В нашей клинике вы можете пройти лечение анонимно, без передачи ваших данных в государственные службы и инстанции. Анонимность – это гарантия того, что о ваших проблемах не узнают посторонние люди, и сам факт реабилитации в психиатрической клинике не будет влиять на дальнейшую жизнь и работу. Среди услуг клиники: выезд специалиста на дом (консультация психотерапевта ли психиатра), реабилитация лиц с психическими заболеваниями, амбулаторное лечение отклонений психики.

Психика в психологии что этоВ нашем центре вы можете получить круглосуточную помощь при психических расстройствах, экстренный вызов врача работает в любое время суток. Преимущества лечения в нашей клинике:

Только комплексное лечение отклонений психики и мягкая интеграция человека в социальную жизнь помогут навсегда справиться с психическим заболеванием.

Источник

ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. Локомоция, Чувствительность). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. Зоопсихология, Сравнительная психология, Развитие психики, Антропогенез). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. Отражение чувственное). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная. второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа — н. с. и мозг.

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности, в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

П. исследуют с помощью объективных методов (см. Диагностика психического развития, Измерения в психологии, Методы электрофизиологические, Объективный метод, Полиэффекторный метод). В конкретных исследованиях П. чаще всего одновременно применяют совокупность нескольких различных психологических методов.

Добавление ред.: П. — предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., экспериментальная психология уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни.

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят культурно-историческая психология (Выготский), гуманистическая психология, психология искусства, психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)

Смотреть что такое ПСИХИКА в других словарях:

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

психика ж.psychology, psyche; state of mind

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одн. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

(от греч. psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. миром. В их поведении и деятельности П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта. На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. формы психич. отражения — сознания. П. возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. законам от простейших до сложных форм. Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определённого двигат. акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением её продукта. Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учёте и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. людей. Такая способность лежит в основе высш. формы психич. отражения — сознания. Т. о., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич. процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определённым условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. н. внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. опыта всего человечества. В речи отражаются выработанные в процессе ист. развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ. практикой. Психич. процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет её (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. процессы, но и состояния, и психич. свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т. д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности. П. человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. обусловлена тем, что П. всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определённой картины объективного мира. Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися обществ. потребностями. На нач. этапе психич. развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности; у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. символов. В период обучения в школе в результате уч. деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др.; у него формируются основы логич. мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности. Закономерности П. могут быть выявлены путём объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. психологии используют метод наблюдения и эксперим. метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным; оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. метод (изучение происхождения функций П. в процессе её развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. психол. методов. Специфич. закономерности П. и её развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. изучает нейрофизиология; смежными проблемами занимается психофизиология. О расстройствах психики см. в статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы. Лит.: Ухтомский А. А., Собр. соч., т. 5, Л., 1954; Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M.; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 1—6, М., 1982—84. В. В. Давыдов. смотреть

ПСИХИКА

(греч. Psyche, нем. Seele – душа) 1. термин, обозначающий «достаточно избитый результат объединения усилий философии и психологии» в стремлении более или менее внятным образом представить внутренний мир человека. Например, «психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность в процессе взаимодействия с ней», что-то «регулировать», «проверять», «действовать», при этом «важнейшей характеристикой психики является её активность». При этом не человек обладает психикой, нет, он сам находится в полной от неё зависимости. Вообще в употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции. Одна из них состоит в том, чтобы рассматривать психику как некое метафизическое явление, отдельное от механистических систем, то есть как некий объяснительный принцип; другая – как удобную биологическую метафору, представляющую проявления всё ещё не малопонятных нейрофизиологических процессов мозга. Помимо упомянутой существуют другие модели употребления термина, в которых ещё более отчётливо можно увидеть этот основной конфликт. 2. Психика суть множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить «объяснительными приёмами для психологических данных». Эта модель использования термина становится, как считают, доминирующей. «Мысленные процессы и действия» в данном подходе являются сугубо гипотетическими, потому что они имеют то или иное объяснение лишь в рамках соответствующих теоретических систем. Её сторонников объединяет нежелание, даже отказ исследовать и концептуализировать нейропсихологические структуры, с которыми могли бы соотноситься некие реальные ментальные феномены. Внимание сосредоточивается при этом преимущественно на объяснительной эффективности той или иной модели сознания, а не на описании или эмпирических исследованиях того, что обозначается термином «психика». Наиболее часто это значение термина используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, в частности, функционализмом (утверждающим положение о функциональной эквивалентности психологических и нейрофизиологических процессов). 3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (чаще имеется в виду человеческий организм). Это определение является попыткой избежать упомянутую метафизическую путаницу, но оно создаёт проблемы «второго порядка» из-за неясности того, что понимается под сознанием, бессознательным и как их следует представлять. Данную позицию наиболее последовательно защищает психоанализ. Например: «Общая теория психоанализа, если определять её более обобщённо, есть психология психических процессов и их организации. В такой психологии психика перестаёт быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет действия и последовательность адаптивных реакций (Brierlie, 1951). 4. Психика есть совокупность процессов, таких, как восприятие и познание. Считается, что это вторая по распространённости точка зрения на психику. В сущности, в таком подходе нет собственно определения психики, а есть лишь лаконичный или более пространный перечень того, что рассматривается как психологическая реальность. Этот подход в сущности мало чем отличается от предыдущего. 5. Психика рассматривается как эквивалент мозга – позиция, которая восходит к У. Джемсу. Её можно переформулировать так: изучайте мозг и вы узнаете абсолютно всё о том, что есть психика или даже сущность человеческого. Это похоже на то, чтобы изучать материальные объекты Вселенной в надежде познать, наконец, в них самого Бога. Между тем все науки о космосе, как бы далеко они не продвинулись в изучении последнего, до сих пор нигде не обнаружили и следов присутствия Бога как в персонифицированном его представлении, так и в качестве источника информации, посредством которой организована Вселенная. Можно разобрать компьютер на отдельные атомы и ничего не понять в том, как он работает. Точно также изучение мозга человека ни на один шаг не продвинет понимания его души. Тем не менее сохраняется вера в то, что позиция У.Джемса «в конечном счёте должна быть истинной». «Конечного счёта», очевидно, не может быть в том, что является самой бесконечностью. 6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – позиция, связанная с философской концепцией эмерджентизма (лат. emergens – выбивающийся, неожиданно возникающий). Указывается, что в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности в организации её структуры, неизбежно возникает психика (или сознания). Такой системой логично считать не только отдельного индивида, но также общество, биосферу в целом, и тогда придётся говорить о социальной, планетарной или вселенской психике (сознании), упершись в конце концов в идею Бога, поверить в существование верховного разума. Данная позиция фактически является достаточно изящной реакцией избегания на ситуацию, в которой требуется решение проблемы определения психики по существу. 7. Психика есть список или набор синонимов. Например, душа, самость, сознание, psyche, mens, Seele, self и т.д. Таким формальным определением ровно ничего не достигается, кроме смешения в одну группу различных проблем, связанным с дефинициями терминов. 8. Психика суть интеллект. Это не определение термина в прямом его значении, а скорее разговорная модель употребления термина «психика». 9. Психика – это характеристика или черта. Это определение, как и предыдущее, является непрофессиональным употреблением термина в таких выражениях, как психика художника», «северно-европейская психика» и др.; 10. Психика есть особая субстанция, обладающая некоторыми материальными свойствами. Это средневековое представление психики, которую, как считалось, мозг выделяет подобно тому, как печень продуцирует желчь. И ныне иногда утверждают что психические явления, как нечто осязаемое, можно запечатлеть на ЭЭГ, зафиксировать на фотоплёнке, взвесить (душа, как указывают, имеет массу 5-7 г). Аналогичную позицию занимают некоторые психоаналитики; например: «Только энергия является жизнью, и она – из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии» (Блейк). Сходные сложности возникают и при попытках определить столь же сложные категории, такие, как «материя», «энергия», «информация», «время», пространство», но всё это примеры того, как отсутствие чётких дефиниций понятий мешает, но не является непреодолимым препятствием к научному исследованию стоящих за ними конкретных аспектов действительности. Синонимы: Психическая деятельность, Сознание. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА(греч.). Область душевных сил и способностей индивида.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ПСИХИКАобла. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

— внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощущений, восприятий, мышления, характера, типа личности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотрено в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериоризации») содержания последнего с помощью определенных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъекта всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознательного) и блоков (когнитивного и ценностного). Хотя объективная реальность является (постулируется) независимой от сознания, образ этой реальности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных возможностей сознания субъекта. Любой результат внешнего опыта познания по необходимости субъект-объектен. Истолкование психики только как интериоризации предметной деятельности субъекта является слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое понимание предполагает: 1) возможность полного абстрагирования от значительного объема неявного, латентного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприятие объекта; 2) возможность полного абстрагирования от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей детерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность полного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целесообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном варианте) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. сознание, деятельность, субъект, объект). смотреть

ПСИХИКА

свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой — сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки — психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства — наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния— это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение. смотреть

ПСИХИКА

(от греч. душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Будучи продуктом жизнедеятельности субъекта, П., опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, уп­равления ею. Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психич. явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психич. отражения как порождаемого в процессе взаи­модействия материального субъекта с объективной дей­ствительностью, исключает взгляд на психич. явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозго­вых процессов, посредством к-рых происходит переход отражаемой реальности в психич. отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих его физиологич. процессов, т. к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, к-рым она подчиня­ется и к-рым соответственно подчиняется также и воз­никающее в мозгу субъекта психич. отражение. Возникая на определ. ступени биологич. эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальней­шего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, пси­хич. отражение приобретает у человека качественно новую форму форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми обществ. отношениями, к-рые опосредствуют его связи с миром. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психич. явле­ния и процессы, т. е. такие, в к-рых он не может дать себе отчёта, к-рые скрыты от его самонаблюдения. Хотя явления сознат. отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявле­на лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии. см. к ст. Психология. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

(от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

— высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря к-рым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении дви жущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба к-рой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

( греч. psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное). Син.: психическая деятельность. смотреть

ПСИХИКА

(греч. psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное). Син.: психическая деятельность. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

-и, ж. Особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действител. смотреть

ПСИХИКА

1) Орфографическая запись слова: психика2) Ударение в слове: пс`ихика3) Деление слова на слоги (перенос слова): психика4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ж.psyche, psychics, mind, phrenрасстраивать психику — derangeвозникающий под влиянием психики — psychogen(et)icвоздействующий на психику — (о лекарстве. смотреть

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

ПСИХИКА

[от греч. psychikos душевный] общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией; системное свойство высокоорганизоаванной материи, основанное на высшей нервной деятельности и заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Внешнее проявление П. выступает в виде двигательной активности, реализуемой двигательными актами, психомоторной деятельностью (см. Психические явления). смотреть

ПСИХИКА

3.1.22 психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отр. смотреть

ПСИХИКА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *