Псалом 129 для чего читают
Толкование библейской молитвы псалом 129
Время написания текста 129 псалма и его общее настроение прямо указывают на то, что он был написан в период вавилонского пленения. Псалом сто двадцать девять представляет собой отчаянное молитвенное воззвание иудеев к Богу с просьбой услышать их вопль и даровал освобождение.
В тексте христианского псалма 129 автор от лица еврейского народа признается Господу, что иудеями было совершено множество прегрешений, и они действительно заслуживают Его кары, но просит быть снисходительным, поскольку нет на земле человека, который бы хоть раз не согрешил.
Православный псалом 129 как молитва о помощи в работе
Помимо молитвенного обращения к Богу и покаяния, христианский псалом 129 содержит еще и выражение надежды: это характерная черта, которой отличаются все религиозные гимны Псалтири. Его автор пишет о том, что Бог справедлив, и карает заслуженно, но Ему же под силу и очистить грехи и преступления как отдельного человека, так и целых народов, и выражает твердое убеждение, что Он поступит так и в этот раз. В православном богослужении псалом читается во время вечерни, а в домашнем обиходе слушать онлайн и читать 129 псалом советуют новоначальным, чтобы Бог помог им найти работу.
Слушать на видео псалом 129 на современном русском языке
Читать текст молитвы псалом 129 на русском языке
Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Православный Псалтырь, текст псалма 129 на церковнославянском языке
Из глубины воззвах к тебе, Господи; Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моленiя моего. Аще беззаконiя назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебe очищенiе eсть. Имене ради твоего потерпех тя, Господи, потерпе душа моя в слово твое; упова душа моя на Господа. От стражи утреннiя до нощи, от стражи утреннiя да уповает Израиль на Господа; яко у Господа милость, и многое у него избавленiе; и той избавит Израиля от всех беззаконiй eго.
Псалом 129
Помимо молитвенного обращения к Богу и покаяния, строки христианского псалма 129 пронизаны надеждой, что характерно для всех религиозных гимнов Псалтири.
Текст молитвы псалом 129
На церковнославянском языке
1 Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой.
2 Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́.
3 Аще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Яко у Тебе́ очище́ние есть.
4 И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, упова́ душа́ моя́ на Го́спода.
5 От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода.
6 Яко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него избавле́ние, и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний его́.
На русском языке
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление.
4 Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа.
5 От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.
6 Ибо у Господа милость, и велико́ у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.
История написания
Одна часть христианских исследователей полагает, что псалом 129 был написан во времена вавилонского пленения евреев. Другие толкователи считают, что текст был написан уже после него, во времена Ездры и Неемии. Автор взывает к Богу с мольбой о прощении грехов народа Израиля. Текст псалма 129 – это молитва угнетенного народа, возлагающего на Бога свои чаяния на спасение.
Когда читать псалом 129?
Псалом 129 читается на вечерней службе перед пением стихир на «Господи, воззвах» на старославянском языке. Но можно читать его и дома.
Автор подчеркивает, что Бог справедлив, и Его кара является заслуженной. Но Господь имеет великую силу прощать грехи как отдельного человека, так и целых народов. Псалмопевец твердо убежден, что Он поступит так и на этот раз.
Но всепрощение Господа пробуждает в благочестивых людях и благоговейный страх перед Ним. В Священном Писании немало примеров того, как люди меняются под влиянием этого чувства перед Богом. Господь прощает, но нельзя подходить к этому обстоятельству легкомысленно.
Дома псалом 129 читают на русском языке с ощущением благоговейного страха перед Господом в следующих случаях:
Считается, что если читать текст псалма 129 с усердием, то он поможет в поисках работы.
Толкование псалма 129
Этот псалом – молитвенное воззвание к Господу явить милость Своему народу. Когда псалом воспевался иудеями, не сомневающимися, что Бог прощает грехи, в нем выражалось упование народа Израиля, что наступит час, когда Господь избавит его от последствий всех грехов, навлекших тяжелые испытания.
Псалом 129 причисляют к одному из семи покаянных псалмов, с помощью которых совершается молитва покаяния.
Чтобы лучше понять его глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 129 по каждому стиху:
Псалом 129
Помимо молитвенного обращения к Богу и покаяния, стихи 129-го христианского псалма пронизаны надеждой, характерной для всех религиозных гимнов Псалтири.
Текст молитвы псалом 129
На церковнославянском языке
1 Из глубины я звал Тебя, Господи, Господи, услышь мой голос.
2 Пусть ваши уши услышат голос моей молитвы.
3 Что до беззакония твоего, Господи, Господи, кто устоит? Потому что у вас чистота.
4 Во имя твоей любви ты пострадал, Господи, моя душа пострадала в твоем слове, моя душа уповает на Господа.
5 От утренней стражи до ночи, от утренней стражи уповай Израиля на Господа.
6 Ибо Господь милосерден, имеет много избавления и избавит Израиля от всех беззаконий его.
На русском языке
1 Из глубокого крика Тебе, Господь.
2 Пусть ваши уши будут внимательны к голосу моих молитв.
3 Если замечаешь беззаконие, Господи, Господи, кто устоит? У вас есть умилостивление для вас.
4 Ради имени Твоего я ждал Тебя, Господи, душа моя уповала на слово Твое, душа моя уповала на Господа.
5 От утренней стражи до ночи, от утренней стражи Израиль уповает на Господа.
6 Ибо Господь милует, и велико избавление Его, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
История написания
Некоторые христианские исследователи считают, что Псалом 129 был написан во время вавилонского плена евреев. Другие комментаторы считают, что текст был написан после него, во времена Ездры и Неемии. Автор обращается к Богу с молитвой о прощении грехов народа Израиля. Текст Псалма 129 — это молитва угнетенного народа, возлагающего надежду на спасение на Бога.
Когда читать псалом 129?
Псалом 129 читается на вечернем богослужении перед пением стихиры в «Господи, я плакал» на старославянском языке. Но вы также можете прочитать это дома.
Автор подчеркивает, что Бог праведен и Его наказание заслужено. Но Господь обладает великой силой прощать грехи как отдельного человека, так и целых народов. Псалмопевец твердо уверен, что и в этот раз он поступит так же.
Но прощение Господа пробуждает благоговейный страх перед Ним в благочестивых людях. В Священном Писании есть много примеров того, как люди меняются под влиянием этого чувства перед Богом. Господь прощает, но с этим обстоятельством нельзя легко отнестись.
Дома Псалом 129 читают по-русски с благоговением перед Господом в следующих случаях:
Считается, что если вы внимательно прочитаете текст 129-го псалма, он поможет вам в поиске работы.
Толкование псалма 129
Этот псалом является молитвенным призывом к Господу проявить милосердие к своему народу. Когда псалом пели евреи, которые не сомневались, что Бог прощает грехи, он выражал надежду народа Израиля на то, что наступит час, когда Господь избавит их от последствий всех грехов, которые привели к суровым испытаниям.
Псалом 129 считается одним из семи покаянных псалмов, с помощью которых совершается молитва покаяния.
Чтобы лучше понять его более глубокий смысл, вам следует разбить толкование 129 Псалма на каждый стих:
Псалом 129
Данный псалом имеет отношение не к какой-то преходящей заботе — личной ли, всенародной ли, — но к общему состоянию души. Его причисляют к одному из семи покаянных псалмов, с помощью которых подчас совершается молитва покаяния, когда Церковь принимает кающегося. Воспевая данный псалом, каждый из нас должен позаботиться применить его к себе. Здесь псалмопевец выражает (I) свое желание Господу (ст. 1,2).
(II) Покаяние перед Всевышним (ст. 3,4).
(III) Ожидание Господа (ст. 5,6).
(IV) Упование на Бога (ст. 7,8).
Стихи 1−4. В этих стихах нас учат:
I. Независимо от условий, какими бы прискорбными они для нас ни оказались, настойчиво взывать к Господу (ст. 1). Лучшие из мужей подчас оказывались в глубине, их постигала большая беда и скорбь, и они совершенно не знали, как поступить, переживая глубокое горе, на грани полного отчаяния, подавленные и мрачные, упавшие духом в тревоге и унынии. Но мы имеем преимущество: даже из самых глубин можем воззвать к Господу, и Он нас услышит. Молитва способна достичь самых высот неба, и хотя не из преисподней, но из глубочайшего горя, которое только может нас постичь в этом мире. Так Иеремия взывал к Господу из ямы, Даниил — изо рва, Иона — из утробы кита. Взывать к Господу — в наших интересах, к тому же это — наш долг, ибо только так мы убережемся от дальнейшего падения вниз и выберемся из страшного рва, из тинистого болота (Пс 39:2,3).
II. Настойчиво взывая к Господу, заверять самих себя в том, что получим от Всевышнего ответ о мире. Ибо именно об этом с верою молился Давид: «Господи! услышь голос мой, мою жалобу и молитву. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих и к скорби моей» (ст. 2).
III. Смириться перед справедливостью Всевышнего, ибо мы виновны в Его очах и неспособны дать Ему ответ даже за одно-единственное из тысячи своих беззаконий: если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? (ст. 3). То, что псалмопевец в такой короткой фразе называет Бога Господом дважды (Яхве и Адонай), свидетельствует об особой чуткости и безмерном благоговении перед славным величием Всевышнего и о страхе перед Его гневом. Нам следует научиться (1) признавать собственные беззакония и то, что мы не можем оправдаться перед Богом или претендовать на вердикт о невиновности. Ибо именно непризнание вины — самое вопиющее из всех наших беззаконий и подлежит порицанию.
(2) Признавать власть и справедливость Бога: если бы Ему было угодно вменить нам все наши неправедные деяния, надежды на выход уже бы не было. Око Всевышнего способно разоблачить наилучшего из людей и обосновать обвинительный приговор. И если Господь возбудит против нас дело, мы окажемся абсолютно беспомощными, выстоять не сможем, и, несомненно, будем низвергнуты. Если бы Всевышний поступил с нами справедливо и по всей строгости, мы бы пропали. Если Он примет во внимание все наши беззакония, то увидит, как их много и как они велики, насколько серьезны и дерзки. И тогда, если Господу пришлось бы поступать с нами по делам нашим, Он лишил бы нас всякой надежды на Свое расположение и подверг Своему гневу. И как бы мы смогли себе помочь? Мы не способны ни скрыться, ни сопротивляться, ни выжить под воздающей за беззакония руке Всевышнего.
(3) Так будем же восхищаться долготерпением и снисходительностью Господа; нас следовало бы уничтожить, если бы Ему пришлось вменить нам все наши беззакония, и Он это знает, поэтому терпит нас. Ибо по милости Бога нас не поглотил Его гнев.
IV. Нас учат отдаться прощающей милости Всевышнего и находить в этом для себя утешение, когда мы видим, насколько отвратительны в свете Его справедливости (ст. 4). В этих стихах (1) кающийся грешник открывает для себя Божью благодать и умоляет о ней: «Но у Тебя прощение». Всякий раз, приближаясь к Господу, мы испытываем невыразимое утешение, зная, что у Него прощение, ибо именно в последнем мы нуждаемся. Господь наделил Себя властью прощать грех, Он объявил Себя полным благодати и милости, готовым простить (Исх 34:6,7). Бог обещал простить грехи истинно кающихся. Ни разу Господь не обошелся безжалостно с обратившимися к Нему, они же нашли, что у Всевышнего можно вымолить милость, которую Он без промедления являет. У нас — беззакония, поэтому мы радуемся, что у Господа милость. Есть и такое чтение стиха: «У Тебя умилостивление». Иисус Христос — великая искупительная жертва — выкуп, предложенный Всевышним. Теперь наш Господь навеки с Отцом, чтобы ходатайствовать за нас, и через Него мы надеемся обрести прощение.
(2) Совершив данное открытие, мы узнаем, в чем состоит наш долг: «Но у Тебя прощение, не для того, чтобы нам превозноситься и дерзить, но чтобы благоговеть пред Тобою, дабы Тебе, Господи, поклонялись и служили сыны человеческие, которые, будучи грешниками, не могли бы общаться с Богом, если бы только Он Сам не был Господином, который волен не замечать великое множество недостатков». Итак, мы с вдохновением приступаем к служению Всевышнему, ибо знаем, что нас не отвергнут за мелкие проступки, если наше покаяние было истинным. В данном псалме по-особому звучит призыв к грешникам покаяться и вернуться к страху Господню, ибо Бог полон благодати и милости и примет кающегося грешника (Иоиль 2:13; Мф 3:2). И особо нам надлежит иметь святой страх и благоговение перед прощающей милостью Всевышнего. «…И будут благоговеть пред Господом и благостью Его» (Ос 3:5). И тогда мы вправе ожидать благословения прощения, которое у Господа, если только сделали сие прощение объектом своего святого страха.
Стихи 5−8. Здесь:
I. Псалмопевец говорит о своем твердом намерении довериться Господу и ожидать Его (ст. 5,6). Обратите внимание:
(1) свое упование на Всевышнего автор псалма выражает в кульминационном моменте, или подъеме песни восхождения: «Надеюсь на Господа; именно от Него я жду облегчения и утешения, веруя в то, что оно придет, страстно жажду и в то же время полон терпения и решимости, пока оно не наступило, не принимать помощи ни от кого другого. Надеется душа моя; я искренне уповаю на Всевышнего и не только на словах. Я жду, и именно на Господа надеется душа моя, на дар Его благодати и действия Его власти.
(2) Основание для такого упования: на слово Его уповаю. Мы должны надеяться только на то, что Господь обещал в Своем слове, а не на химеры собственных фантазий и плод воображения; мы должны надеяться на это, потому что Всевышний обещал, а не просто потому, что мы так себе думаем.
(3) На силу упования — «более, нежели стражи — утра, стражи, которые [1] уверены, что утро наступит, так и я уверен, что Господь вернет мне милость по обетованию; ибо Божий завет надежнее, чем порядок смены дня и ночи, ибо когда-то им придет конец, в то время как Божий завет вечен».
[2] Жаждут наступления утра. Часовые, стоящие в дозоре у стен города, сиделки у постели больных и путешественники, отправившиеся в дальние страны, желают увидеть рассвет задолго до его наступления; но еще усерднее этот благочестивый муж жаждет увидеть знаки Божьего расположения и явление благодати Всевышнего, и он узнает об их приближении быстрее, чем ждущие утра увидят первые признаки рассвета. Доктор Хаммонд предлагает такое чтение стиха: «Моя душа спешит к Господу от утренней стражи, от утренней стражи» и толкует его следующим образом: «Каждый день я обращаюсь к Тебе, с раннего утра — к Тебе мои молитвы, сама моя душа пред Тобою, когда священники совершают утреннее жертвоприношение».
II. Псалмопевец воодушевляет весь Божий народ таким же образом довериться Всевышнему и уповать на Него: да уповает Израиль на Господа и ожидает Его, не только народ в целом, но каждый благочестивый человек, прозывающийся именем Израиля (Ис 44:5). Пусть всякий, посвятивший себя Господу, с радостью пребывает в Нем (ст. 7,8) по двум причинам:
(1) ибо сам свет природы открывает нам, что у Господа милость, что Бог Израиля — Бог милостивый и Отец милосердия. У Него милость; она не просто присуща естеству Всевышнего, но Господь находит в ней радость, это одно из самых любимых Его свойств. Милость присутствует во всех делах Бога и во всех Его советах.
(2) Ибо свет Евангелия открывает нам, что многое у Него избавление, которое Господь Сам замыслил, дабы оно исполнилось при наступлении полноты времен; с самого начала оно было сокрыто в Боге. Здесь обратите внимание [1] на природу данного избавления; это — избавление от греха, от всего греха, поэтому оно не может быть ничем иным, кроме вечного искупления, совершенного Иисусом Христом, ибо именно Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:21), именно Он избавляет нас от всякого беззакония (Тит 2:14) и отвращает нечестие от Иакова (Рим 11:26). Именно Христос избавляет нас и от осуждения, и от доминирующей власти греха.
[2] На полноту данного избавления; речь идет о многом избавлении; оно заключено во вседостаточной полноте заслуги и благодати Искупителя, которой хватит на всех и каждого. «Хватит и для меня», — говорит верующий. Избавление от греха включает избавление от всех других зол, поэтому оно — многое. [3] На людей, которым принадлежит данное избавление: Он избавит Израиля, Израиля по духу, каждого, как Израиль, состоящего с Богом в завете, каждого, кто подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 129
Псалом 129
Сей краткий псалом наполнен спасительнаго учения, и потому не без причины чаще других читается в церкви. Полагается между степенными потому, что оплакивает бедность странника, и между покаянными, поелику научает, каким образом должно приносить истинное Богу покаяние. Вкратце, содержит три материи, а именно, молитву к Богу, увещание к народу и избавление от бедствий чрез искупление Иисуса Христа.
Пророк, приступая к молитве, во-первых, просит услышания, потом предлагает самое прошение. В первых словах употребляет подобие, взятое от человека лежащаго в глубокой юдоли, который ежели не будет взывать великим гласом, то не может услышан быть от тех, кои стоят на высокой горе. Сие подобие весьма прилично месту сему: ибо хотя Бог по существу и по силе Своей везде есть, но человек по причине греха весьма далеко отстоит от Него. Бог всегда есть праведен, блажен и на высоких живет; но человек грешник всегда есть зол, беден и подобен пророку Ионе, который за неповиновение свое Богу низвержен был не токмо во глубину моря, но и в глубокое чрево китово: однако и оттуду взывая, услышан был, ибо теплая молитва проницает вся. Следовательно, истинно кающийся человек, сущий во юдоли плача, или как в другом псалме сказано, в тимении брения и в рове страстей ( Пс. 39:3 ), должен взывать из самой глубины сердца и с самым чистосердечнейшим признанием своея бедности. Ибо кто не помышляет и не знает сея глубины, в которой он находится, тот не печется выдти из нея, но нерадит, и тако в вящшую глубину впадает, по оному изречению Приточника: нечестивый егда приидет во глубину зол, нерадит ( Притч. 18:3 ). За сим следует: Господи, услыши глас мой. Аки бы сказал: хотя я и во глубине зол лежу, но понеже к Тебе взываю, и Ты можеши меня услышати, сего ради молю, услыши глас мой.
Не довольно великим гласом взывать, дабы услышану быть, но требуется, чтоб тот, к кому взываем, внимателен был: ибо часто случается что тот, кого просим, так развлечен бывает мыслию, что не внимает гласу беседующаго с ним, и тогда всуе звук слов ударяет в уши его. Бог хотя все видит и слышит, но когда не делает того, о чем просим, то кажется, аки бы не внемлет гласу молящагося – так, как бы о чем-нибудь другом размышлял. Сего ради Давид, желая непременно быть услышан и не удовлетворяся взывать одним токмо гласом, просит, дабы Бог удостоил его внимания Своего, дабы допустил молитвы и исполнил просимое.
Пророк предлагает здесь материю прошения своего, которая состоит в том, дабы Бог не по правосудию Своему поступил с ним, но по милосердию. Однако не просто прошение свое предлагает, но дабы не явиться чрез меру дерзким, присовокупляет причину, по которой мог бы Бог преклониться на прошение его. Сего ради глаголет: Господи, аще назриши беззаконие человеков, то всех осудиши, но безконечной благости Твоей не свойственно всех без изъятия погибели предавать: убо и я не должен пред Тобою чрез меру дерзок явиться, ежели прошу, чтоб Ты простил мне грехи мои, и из сея глубины, в которую грех погрузил меня, милосердо извлек. А дабы показать, что он знает великое милосердие Божие, и потому несмотря на великость и множество грехов своих, надеется получить прощение и спасение, сего ради глаголет: яко у тебе очищение есть. Аки бы сказал: Господи, хотя и никто не может постоять пред Тобою, ежели Ты будешь строго разсматривать беззакония наши, но я, ведая, что Ты по существу Твоему милосерд еси и у тебе точию обрести могу очищение, сего ради уповаю получить прощение грехам моим.
Давид примером своим увещевает здесь других возлагать надежду на Бога, как бы так говоря: еже аз творю, сие и весь Израиль да творит, то есть да уповает на Господа, в какой бы глубине зол ни обретался, хотя бы грехами, хотя бы казньми за грехи обременен был; и притом от стражи утренния до нощи, то есть, чрез весь день, начиная от утра и продолжая до глубокой ночи, так чтоб человек во всякое время не переставал уповать на Господа. Стражею утреннею нарицается у Евреев время утреннее: ибо древние обыкновенно разделяли ночь на четыре части, из коих каждая содержала три часа, и назывались стражею потому, что стражи, неусыпно стрегущие град или военный стан, обыкновенно сменялися чрез три часа и должность свою отдавали другим. Итак, стража утренняя есть время, начинающееся от девятаго часа ночи, и продолжающееся до восхождения солнца. А сие то же есть, как бы сказал: да уповает Израиль на Господа и днем и ночью, и утром и вечером, и словом, во всякое время. Чего ради? Во-первых, потому, что всегда в опасностях находимся, и нет минуты, в которую бы не имели нужды в Божией помощи. Во-вторых, потому, что во всякое время обращение и покаяние наше бывает Богу приятно, хотя бы то было по утру, то есть в юности, хотя бы в полдень, то есть в мужестве, хотя бы в вечеру, то есть в старости, хотя бы днем, то есть во время благополучия, хотя бы ночью, то есть во время несчастия.
Дает причину, чего ради подобает всегда уповати на Бога, и купно предвозвещает о избавлении всего человеческаго рода, которое имело совершиться чрез Иисуса Христа Господа нашего, и потому прилично глаголет: яко у Господа милость. Есть у Бога и внешния дела милости, яко то творение мира, и всеобщий о тварях промысл, как сказано во псалме Пс. 32:5 : милости Господни исполнь земля. И инде: яко возвеличися до небес милость Твоя ( Пс. 56:11 ). Есть также и в благочестивых людях немалое расположение к милости, но милость, о которой здесь говорит Пророк, есть внутренняя, величайшая и у единаго токмо Бога, или так сказать, в едином токмо недре Бога почивающая. Сия милость наши бедности отъемлет. Кто бо может бедности отнять, ежели не Тот, кто беден быть не может? Кто может все недостатки наши исправить, следственно приличествует и то, что тот же Пророк сказал: Ты Господи благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя ( Пс. 85:5 ). Почему прилично и здесь присовокупляет: и многое у Него избавление; ибо милость Божия, определившая помиловать род человеческий, дабы удовлетворить купно и правде, изобрела такое средство, чрез которое всесовершенно искупила всех пленников, содержавшихся во узах. Сие средство состояло в цене крови единороднаго Сына. Человек мог самого себя предать под грех, и по правосудию Божию предан быть диаволу яко мучителю, с которым он согласился на грех, но не мог никоим образом искупить себя, и от власти диавольской избавиться. Итак, чего человек сделать не мог, то сделала Божия милость, искупив нас кровию Единороднаго, как ясно засвидетельствовал святый Апостол Петр: не истленным сребром или златом избавистеся, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет. 1:18–19 ). Но сие искупление было тогда у Бога, когда псалом сей писан был, то есть, в предвечном Его совете, и в одном токмо определении: ныне же цена оная во искупление пленников ежедневно иждивается. И понеже избавление, о котором предвозвещает здесь Пророк, имело быть не от власти царей земных, как мечтали плотские Иудеи, но от грехов и беззаконий; сего ради прилично заключает: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Сему согласно и Ангел Господень, благовествуя Иосифу о Иисусе Христе, протолковал, глаголя: наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их ( Мф. 1:21 ). Сие избавление хотя уже и прияло свое начало, но совершеннее исполнится тогда, когда избавимся не токмо от грехов, но и от казней, определенных грехам, и наконец от самой опасности грешить, по оному изречению пророка Даниила: яко да обетшает согрешение, и скончается грех, и запечатлеются греси, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная ( Дан. 9:24 ).