Псалом 122 для чего читают в чем помогает

Псалом 122

Среди псалмов, есть немало таких, которые насыщены ожиданием скорых, неизбежных и очень важных перемен. Таков и псалом 122. Он содержит в себе напряженно-молитвенное ожидание, каким были полны евреи в последние дни вавилонского пленения перед тем, как вернуться к себе на родину.

Текст молитвы псалом 122

На церковнославянском языке с ударениями

1 К Тебе́ возведо́х о́чи мои́, живу́щему на Небеси́.

2 Се я́ко о́чи раб в руку́ госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́, та́ко о́чи на́ши ко Го́споду Бо́гу на́шему, до́ндеже уще́дрит ны.

3 Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко по мно́гу испо́лнихомся уничиже́ния,

4 наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих и уничиже́ния го́рдых.

На русском языке

1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!

2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.

3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;

4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.

История написания

Псалом 122 для чего читают в чем помогает

Псалом 122 является одной из песен, которые относятся к специальному циклу, называемому «Песнями восхождения». Всего в «Песнях восхождения» 15 псалмов. По поводу их написания среди богословов до сих пор ведутся и споры. Одни утверждают, что эти 15 псалмов являются песнями, которые воспевали паломники, приходившие молиться в иерусалимский храм.

Другие толкователи уверены, что псалмы, входящие в «Песни восхождения», предназначались в первую очередь для храмовых певцов в праздник кущей. Песни исполнялись на ступенях храма. Ступеней в храме было 15, столько же и псалмов. Отсюда и название – «Песни восхождения». С самой нижней ступени человек постепенно поднимается на самую верхнюю – точно так же, как верующий человек начинает с азов и в итоге достигает вершины в своей вере.

Третьи предполагают, что 15 псалмов входили в отдельный цикл по той причине, что они исполнялись певцами в особой, отличительной манере.

Впрочем, все исследователи сходятся на том, что текст псалма 122 был написан перед окончанием вавилонского пленения евреев и в нем заключена надежда богоизбранного народа на скорое возвращение в родные земли.

Когда и как читать псалом 122?

Немаловажно знать, для чего читают псалом 122. По традиции, принятой в православной церкви, его читают и слушают те люди, у которых слабое зрение. Чтение и слушание данного псалма помогает исцелить этот недуг.

Ну и, разумеется, псалом, как и все иные псалмы, весьма полезен для укрепления веры, душевного здоровья, упования на Господа и Его промысл относительно человека.

Читать псалом 122 на русском языке можно во время домашней молитвы. В православном храме лучше читать его на старославянском языке. Помимо русского, псалом переведен на множество других языков.

Толкование

Псалом 122 для чего читают в чем помогает

Чтобы лучше понять суть 122 псалма, полезно знать его толкование и разобрать стихи, его составляющие.

Как и в большинство других песен, входящих в Псалтырь, в псалом 122 вложено и расширительное толкование. Не только евреи в свое время, но и многие другие народы и отдельные люди сейчас томятся в неволе, испытывают на себе презрение и надменность своих поработителей и так же, как и ветхозаветные евреи, мечтают вернуться к себе на родину. А потому этот псалом – и для них. Читая его или произнося устно и уповая при этом на милость и справедливость Господа, такие узники непременно с Божьей помощью вернутся на родную землю.

Источник

Песнь Степеней, 122

Псалом сей есть четвертый в ряду тех, которые имеют надписание Песнь степеней. Он есть не что иное, как молитва, с которою обращаются к Богу люди униженные, притесненные и оскорбленные. Св. Иоанн Златоуст и большая часть истолкователей псалмов относят и сей псалом к разряду тех, в которых говорится о бедственной жизни иудеев, бывших в плену вавилонском. Из немногих, но очень выразительных изречений сего псалма нетрудно узнать положение народа, который, только что избавившись, по милости Божией, от бедствий продолжительного пребывания в чужой стране, между надменными, недружелюбными язычниками, и в самом отечестве своем продолжал оставаться в великом озлоблении и поношении, принужденный жить в соседстве с ненавистными самарянами и другими враждебными народами.

Пс.122:1–2 К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу Нашему, Дóндеже ущедрит ны.

Пророк обращается с молитвою к живущему на небесах Богу, сначала (ст. 1) в единственном числе, а потом (ст. 2) во множественном, очевидно, выражая эту молитву от лица верующего и искренно преданного Богу народа. Мы, говорит он, молим Тебя, Господи, как вполне преданные Тебе рабы, сознавая, что ни от кого другого не получим мы милости и нужной нам помощи, как только от всемогущего Владыки и Господа нашего, Который один только может и наказать, и помиловать нас. И молясь так, пророк сравнивает положение свое с положением рабов и рабынь, которые, будучи наказуемы от господ своих, смотрят руки их, и тем как бы испрашивают умилостивления, чтобы перестали их наказывать. «Вот, как глаза рабов устремлены на руку господ их, как глаза рабы на руку госпожи ее: так очи наши – к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». По замечанию блж. Феодорита, здесь «для того сделано сравнение с рабою, чтобы усилить и увеличить выражение любви, потому что служанки, как слабейшие по своей природе и находящиеся во внутренних клетях с своими госпожами, более смотрят в руки их, нежели рабы в руки господ своих, и первые более любят госпож своих, нежели рабы своих господ» [7, с. 1010]. К словам: дондеже ущедрит ны, – св. Иоанн Златоуст делает такое примечание: «доколе даст нам щедроты. Не сказал: доколе даст награду или воздаяние, но доколе помилует. Так и ты, человек, ожидай непрерывно, не отступай, получишь ли или не получишь, не отступай и получишь все. Не видишь ли, как служанки зависят от госпож? Не позволяют себе ни мыслию, ни глазом блуждать вне. Так делай и ты, следуй одному только Богу, оставя все прочее, будь в числе принадлежащих к Нему, и ты получишь непременно, чего ни попросишь на пользу» [7, с. 1010].

Пс.122:3–4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых.

От лица всего народа израильского, усиливая свою молитву к Богу и как бы усугубляя ее, пророк не раз повторяет прошение о милости, говоря так: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, пленных и уничиженных, мы так несчастны, так оскорблены и унижены (помногу исполнихомся уничижения) со стороны поработивших нас себе вавилонян, и не только от них, но и от соседних с ними народов, которые злорадствуют нашим бедствиям. В особенности (наипаче) много приходится нам бедствовать и терпеть оскорбления и поношения со стороны людей богатых и изобилующих (гобзующих) земными благами и потому преданных гордости (уничижения гордых). «Видишь ли, – замечает на сии слова блж. Феодорит, – сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости, не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайние жестокие поступки с нами, за сие-то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исайя: «Господи! помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали» ( Ис.33:2 ); посему и Церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо…» и проч., а из слов Исайи составили другой: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом. » и проч. [7, с. 1011].

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 122

сих словах пророчество от лица евреев, находившихся в пути при возвращении из Вавилона в Иерусалим. (1) Сказано, что Бог живет на небе, потому что Он почивает там в чистых и святых силах, как изъясняет Златоуст; так как и о находящихся на земле святых сказал: вселюсь и буду ходить в них ( Лев. 26:12 ).

(1) Тех ли, которые были с Зоровавелем и Иисусом сыном Иоседека, или тех, которые были при Неемии и Ездре: они то изнемогая на пути просят у Бога милости и щедрот, как уничиженные.

Евреи примерами рабов и рабынь выражают то, что они непрерывно и всегда взирают к Богу и что ни с какой стороны не ожидают себе помощи, как только от Бога; почему и не хотят отступить от Него, доколе Он помилует их. Глагол: да даст щедроты (на греч.), имеет вид желательного, но значение – будущего, вместо: даст щедроты (по замечанию грамматиков все желательные имеют значение будущих). Но Феодорит вместе с другими говорит, что евреи для того сделали сравнение с рабою, чтобы усилить и увеличить выражение любви: потому что служанки, как слабейшие по своей природе и находящаяся во внутренних клетях с своими госпожами, более смотрят в руки их, нежели рабы в руки господ своих, и первые более любят своих госпож, нежели рабы своих господ. (1)

(1) Златословесного: Доколе даст нам щедроты. Не сказал: доколе даст награду или (даст) воздаяние, но доколе помилует. Так и ты, человек, ожидай непрерывно; не отступай, получишь ли, или не получишь, не отступай и получишь все. Не видишь ли, как служанки зависят от госпож? Не позволяют себе ни мыслию, ни глазом блуждать вне. Так делай и ты; следуй одному только Богу, оставя все прочее; будь в числе принадлежащих к Нему; и ты подучишь непременно, чего ни попросишь на пользу.

Помилуй, продолжают, помилуй, Господи, пленных нас: потому что мы насытились в продолжении многих лет (т. е. 70 лет) поношениями и ругательствами, как со стороны поработивших нас себе вавилонян, так и со стороны других, соседственных с вавилонянами народов, которые радуются бедствиям нашим и веселятся. Или и со стороны других народов, странами которых они, возвращаясь в Иерусалим, проходили. Повторение же: помилуй, по словам Феодорита, выражает душевную пламенность евреев. Посему они просят, чтобы одним часом были помилованы раньше и скорее были возвращены в свое отечество, в Иерусалим. (1)

(1) Того же: Видишь ли сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайне жестокие поступки с нами; за сие то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исаия так: Господи! Помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали (Исаии 33, 2); посему и церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо: и проч.; а из слов Исаии, составила другой: Господи, помилуй нас: и проч.

Премного, говорит, и чрезмерно наполнилась и пресытилась душа наша уничижением и бесчестием со стороны вавилонян и других злых народов; почему не имеем силы переносить сие (1)

(1) Златословесного: Самая душа наша, говорит, обессилела, смутилась от великости зол: потому что можно терпеть много зол, и мужественно переносить; но мы потеряли и это. Ибо как они не пользовались многоразличною честью, как должно, то Бог от себя исправляет их несчастьями: это Он делает и везде. Так поступил и с Адамом: поелику райским житием не пользовались как должно, то исправил их изгнанием оттуда.

Поношения гобзующих, и уничижения гордых

Если бы, заключает, Господи, обратилось на богатых и счастливых уничижение сие, которое делали нам несчастным и порабощенным; и если бы на гордых обратилось сие презрение и бесчестие, которое причиняли нам смиренным, чтобы не презирали несчастных и смиренных чрез свое счастье и гордость. Этот псалом приличен и всем христианам, совершающим путь, ведущий в горний Иерусалим и обезпокоеваемый видимыми и невидимыми врагами. (1)

Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалтирь | псалом 122

Этот псалом был записан в то время, когда Церковь Божья попиралась и была унижена. Существует мнение, что речь идет о вавилонском пленении евреев, хотя это и не единственное время, когда народ Божий страдал от нападок гордецов. Сначала псалмопевец повествует как бы только о себе (ст. 1). Но вскоре начинает говорить от имени Церкви. Здесь:

(I) Народ ждет милости от Господа (ст. 1,2).

(II) Народ обоснованно умоляет Всевышнего о милости (ст. 3,4). Исполняя данный псалом, мы должны обратить свой взор к Господу, свято уповая на Его благосклонность, а на поношения со стороны людей смотреть свысока, со святым презрением.

Стихи 1-4. В этих стихах:

I. Божий народ торжественно заявляет о своей вере и уповании на Господа (ст. 1,2). Обратите внимание:

1. Каким званием величают Бога – Живущий на небесах. Наш Господь Иисус учил нас, когда мы молимся, обращаться к Богу так: «Отче наш, Сущий на небесах»; и не потому, что местопребывание Всевышнего ограничивается небом, но потому, что именно там Господь по-особому являет Свою славу – как Царь в Своем дворе. Небо – это место наблюдения и власти, Живущий там видит все беды Своего народа и оттуда может ниспослать ему спасение. Подчас кажется, что Господь отрекся от земли, и враги народа Божьего вопрошают: «Где же Бог ваш?» И тогда народ вправе ответить: «Бог наш на небесах. Живущий на небесах как Судия», ибо Господь на небесах поставил престол Свой, и к сему престолу пострадавший невинно может воззвать.

(2) Обращены к подающей руке господина. Рабы рассчитывают на своего господина или госпожу, что те в должное время дадут им их порцию пищи (Прит 31:15). И от Господа мы должны ждать хлеба насущного и достаточной нам благодати; именно от Него нам следует принимать сие с благодарностью.

(3) Обращены к руке помогающей. Если раб не может выполнить работу сам, к кому, как не к господину, он должен обратиться за помощью? Нам же следует настойчиво продолжать свое служение в силе Господа Бога.

(4) Обращены к руке защищающей. Если раб столкнулся с сопротивлением в своей работе, если его спрашивают, зачем он это делает, если ему причиняют зло и ранят, кто вызволит его и оправдает, если не господин, поручивший ему это дело? Народ Божий, подвергаясь гонениям, вправе обратиться к своему Господину: «Твои мы, спаси нас».

(5) Обращены к руке исправляющей. Если раб вынудил своего господина наказать его, он не призовет кого-либо в помощь против хозяина, но будет смотреть на руку, его бьющую, пока не услышит: «Достаточно, не вечно буду я гневаться». Господь упрекает Свой народ, но к кому же обратиться, если не к Биющему его? (Ис 9:13). К кому направить прошение, если не к своему Судье? Верующий не поступит подобно Агари, сбежавшей от своей госпожи, когда та стала ее притеснять (Быт 16:6), но покорится и смирится под могучей рукою Всевышнего.

(6) Обращены к руке награждающей. Раб ждет от хозяина вознаграждения и похвалы. Взгляд лицемеров обращен на руку мира, отсюда они получают награду свою (Мат 6:2), истинный же христианин обращает очи к Господу и ждет награды от Него.

II. Представлено смиренное обращение к Богу Его народа в час беды (ст. 3,4), в котором:

1. Народ просит о милости, не указывая при этом Господу, что Ему надлежит сделать, и не ссылается на свои заслуги, которые якобы гарантируют вмешательство свыше, но: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Люди не особо нас жалуют, устами лицемер губит ближнего своего, поруганиями. Но нам служит утешением то, что у Господа милость и мы не знаем большей отрады и облегчения, чем милость Господня. Какие бы беды ни постигли Церковь, Божья милость дает величайшее избавление.

2. Народ излагает свои жалобы: «…довольно мы насыщены презрением». Поругания – это рана и бремя, на которое он сетует. Обратите внимание:

(1) кто подвергался глумлению: «Мы, обратившие к Тебе свои очи». Тот, кто принадлежит Господу, зачастую презираем и попираем миром. Надменные и гордые – есть мнение, что именно эти слова служат для обозначения людей презренных и отверженных. «Мы скорбим душою при виде того, как презирают и насмехаются над людьми мирными, лучшими из людей». Святые миролюбивы, но их унижают (Пс 34:20), они – лучшие люди на земле, но их не ценят (Плач 4:1,2).

(3) Как сильно ругали народ Божий: «Мы переполнены, довольно насыщена душа наша». Враги думали, что их глумления никогда не будет достаточно; народ Божий не сможет не принять его близко к сердцу; оно поразило кости святых (Пс 41:11). Заметьте: во-первых, насмешки и презрение всегда были, есть и, вероятно, будут участью народа Бо-жия в этом мире. Измаил насмехался над Исааком, гнал его, как написано в Библии (Гал 4:29);

с тех пор ничего не изменилось. Во-вторых, страдая от глумления и презрения со стороны людей, мы утешаемся тем, что милость у Господа, милость к нашему доброму имени, так грубо попираемому в мире. «Услышь, Боже наш, в каком мы презрении».

Источник

Хорошая православная молитва псалом 122

Текст православного псалма 122 – один из пятнадцати, относящихся к песням восхождения. Различные исследователи поясняют это надписание по-разному. Одни считают, что псалмы восхождения – это песни, воспеваемые паломниками, приходившими молиться в иерусалимский храм в большие праздники. Другие – что это псалмы, исполняемые храмовыми певцами в праздник кущей на ступенях храма (15 псалмов соответствует количеству ступеней в храме). Третьи утверждают, что это гимны, к которым просто применялась особенная манера исполнения. Как бы там ни было, текст 122 псалма написан перед окончанием вавилонского пленения, и выражает чаяния народа, жаждущего вернуться на свою землю.

Христианский псалом 122 как молитва о здоровье глаз

Автор текста 122 псалма выражает напряженную надежду иудеев на скорейшее освобождение, выражаемое в настойчивой молитве к Господу. Они просят Бога избавить их от поношения и унижения захватчиков, которое им в течение многих лет доводилось терпеть в плену. Православная же церковь советует читать и слушать онлайн 122 псалом о людях, имеющих проблемы со зрением, чтобы Бог даровал им исцеление.

Слушать на видео молитву псалом 122 на русском языке

Читать текст церковной молитвы псалом 122 на русском языке

К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.

Православный Псалтырь, текст псалма 122 на церковнославянском языке

К тебе возведох oчи мои, живущему на небеси. Се, яко oчи раб в руку господiй своих, яко oчи рабыни в руку госпожи своея; тако oчи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничиженiя; наипаче наполнися душа наша поношенiя гобзующих и уничиженiя гордых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *