Псалом 106 для чего читают в чем помогает
Псалом 106
Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2–7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9–14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16–20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23–30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33–43).
Под «мор ем» здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.
Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. – «Не находили населенного города» – точнее можно передать – не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.
Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.
Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.
Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло «слово Господа», т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.
Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.
Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.
Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.
Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 106 «Исповедайтеся Господеви, яко Благ»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Псалом 106 читать:
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́. 2 Да реку́т изба́влении Го́сподем, и́хже изба́ви из руки́ врага́ 3 и от стран собра́ их, от восто́к и за́пад, и се́вера, и мо́ря. 4 Заблуди́ша в пусты́ни безво́дней, пути́ гра́да оби́тельнаго не обрето́ша. 5 А́лчуще и жа́ждуще, душа́ их в них исчезе́. 6 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изба́ви я́, 7 и наста́ви я́ на путь прав, вни́ти во град оби́тельный. 8 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 9 я́ко насы́тил есть ду́шу тщу и ду́шу а́лчущу испо́лни благ. 10 Седя́щыя во тьме и се́ни сме́ртней, окова́нныя нище́тою и желе́зом, 11 я́ко преогорчи́ша словеса́ Бо́жия и сове́т Вы́шняго раздражи́ша. 12 И смири́ся в труде́х се́рдце их, и изнемого́ша, и не бе помога́яй. 13 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́, 14 и изведе́ я́ из тьмы и се́ни сме́ртныя, и у́зы их растерза́. 15 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 16 я́ко сокруши́ врата́ ме́дная и вереи́ желе́зныя сломи́. 17 Восприя́т я́ от пути́ беззако́ния их, беззако́ний бо ра́ди свои́х смири́шася. 18 Вся́каго бра́шна возгнуша́ся душа́ их, и прибли́жишася до врат сме́ртных. 19 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́, 20 посла́ сло́во Свое́ и исцели́ я́, и изба́ви я́ от растле́ний их. 21 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим, 22 и да пожру́т Ему́ же́ртву хвалы́, и да возвестя́т дела́ Его́ в ра́дости. 23 Сходя́щии в мо́ре в корабля́х, творя́щии де́лания в вода́х мно́гих, 24 ти́и ви́деша дела́ Госпо́дня и чудеса́ Его́ во глубине́. 25 Рече́, и ста дух бу́рен, и вознесо́шася во́лны eго́, 26 восхо́дят до небе́с и низхо́дят до бездн, душа́ их в злых та́яше: 27 смято́шася, подвиго́шася, я́ко пия́ный, и вся му́дрость их поглощена́ бысть. 28 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изведе́ я́, 29 и повеле́ бу́ри, и ста в тишину́, и умолко́ша во́лны eго́. 30 И возвесели́шася, я́ко умолко́ша, и наста́ви я́ в приста́нище хоте́ния своего́. 31 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его́, и чудеса́ Его́ сыново́м челове́ческим: 32 да вознесу́т Его́ в це́ркви людсте́й и на седа́лищи ста́рец восхва́лят Его́. 33 Положи́л есть ре́ки в пусты́ню, и исхо́дища водна́я в жа́жду, 34 зе́млю плодоно́сную в сла́ность, от зло́бы живу́щих на ней. 35 Положи́л есть пусты́ню во езе́ра водна́я и зе́млю безво́дную во исхо́дища водна́я. 36 И насели́ та́мо а́лчущыя, и соста́виша гра́ды оби́тельны, 37 и насе́яша се́ла, и насади́ша виногра́ды, и сотвори́ша плод жи́тен. 38 И благослови́ я́, и умно́жишася зело́, и скоты́ их не ума́ли. 39 И ума́лишася, и озло́бишася от ско́рби зол и боле́зни. 40 Излия́ся уничиже́ние на кня́зи их, и облазни́ я́ по непрохо́дней, а не по пути́. 41 И помо́же убо́гу от нищеты́ и положи́ я́ко о́вцы оте́чествия. 42 У́зрят пра́вии и возвеселя́тся, и вся́кое беззако́ние загради́т уста́ своя́. 43 Кто прему́др и сохрани́т сия́? И уразуме́ют ми́лости Госпо́дни.
Рукописная Псалтирь в переводе архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). 1814 г.
Собрание рукописных книг протоиерея А. В. Горского
Псалом 106 на русском:
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет,- и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Псалом 106 слушать:
Должно исповедоваться Господу с исповеданием своих грехов, как врачу, и с благодарением за то, что оказал нам благодеяния, в которых мы имеем залог человеколюбия Его; и что Он не только благ, но и продолжает милость свою во все настоящие веки. Евфимий Зигавинос (Зигабен). Толковая псалтирь
Псалом 106
V. КНИГА 5 (ПСАЛМЫ 106−150)
Псалом 106: Так да скажут избавленные
В жизни Божьего народа часто наблюдается поведение, которое можно определить словами одного из приведенных ниже списков:
Грех или Непокорность
Сначала люди отходят от Господа и живут в неповиновении Его Слову. Потом они страдают от горьких последствий своего отступничества. Придя в себя, они взывают к Господу и исповедуются в грехах. Потом Он прощает им грехи и возвращает им снова Свое благословение. Так происходит в древней истории о блудном сыне, которая по-прежнему остается знакомой нам и актуальной.
Из наблюдения за этим часто повторяющимся циклом можно сделать два основных вывода. Во-первых, это вывод о том, что человеческое сердце легко отходит от живого Бога. Во-вторых, то, что милость Господа, восстанавливающего людей, которые приходят к Нему с покаянием, воистину безгранична.
Здесь, в Псалме 106, милостивое избавление от Господа описывается четырьмя разными способами:
Как спасение заблудившихся в пустыне (ст. 4−9)
Как освобождение узников (ст. 10−16)
Как исцеление опасно больных (ст. 17−22)
Как избавление моряка от ужасного шторма (ст. 23−32).
Введение (106:1−3)
Во-первых, во вступлении к псалму озвучена тема. Это призыв славить Господа. Приводятся две причины делать это: Господь благ и вовек милость Его. Каждой из этих причин было бы уже достаточно для бесконечной благодарности.
Далее выделяется особый класс людей, принявших Его благость и любовь, а именно, избавленные Им от гонений, рабства, угнетения и бедствий и возвращенные в свою землю из всемирного рассеяния. Понятно, что автор псалма говорит об Израиле, но мы не станем ограничивать эти слова только этим народом, так как и мы были выкуплены из рабства греха и, как избавленные Господом, должны присоединиться к благодарственному хору.
Спасение заблудившихся в пустыне (106:4−9)
Этот первый образ намекает на сорокалетние странствия Израиля по безжизненной и ужасной пустыне. Народ не знал дороги. Они терпели голод и жажду, были в отчаянии и растерянности. Затем они воззвали к Господу в скорби своей, и их блуждания вдруг закончились. Господь прямой дорогой повел их к Моавитским равнинам. Оттуда они вступили в Ханаан. А там они нашли город, где они наконец могли почувствовать себя дома. Как же они (и все мы) должны славить Господа за Его неугасающую любовь, за ту чудную заботу о Своем народе, которую Он проявляет. В земле обетованной Он насытил душу алчущую и жаждущую.
Освобождение из темницы (106:10−16)
106:10−12 Второй эпизод из истории Израиля связан с вавилонским пленом. Автор сравнивает семьдесят лет плена с периодом тюремного заключения. Вавилон был подобен мрачному, темному подземелью. Израильтяне чувствовали себя, как узники в цепях, осужденные на мучительное рабство (хотя условия жизни в Вавилоне были не такими суровыми, как в Египте). Израильтяне попали в изгнание потому, что восстали против слов Божиих и пренебрегали Его Словом. Измученные и изможденные тяжелыми работами, они преткнулись под тяжестью груза, и никто не поддерживал их.
106:13−16 Но, когда они воззвали к Господу, Он спас их из земли мрака и расторгнул цепи рабства. Теперь они должны славить Господа за Его неизменную любовь и за все чудные дела Его, совершенные ради них.
Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил. Этот стих помогает нам понять, что автор псалма имеет в виду именно вавилонский плен. Похожие слова есть в Исаии 45:2, где Господь почти точно так же описывает, как положит конец плену. Он говорит Киру:
Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю.
Судя по контексту, Он имел в виду окончание вавилонского плена.
Исцеление от серьезной болезни (106:17−22)
106:17−20 Этот третий раздел может относиться к народу Израиля во время первого пришествия Христа. Народ в то время был болен. Только что завершился полный испытаний период маккавеев. Некоторые люди были безрассудны и страдали от Божьего суда за беззаконные пути свои. Они утратили аппетит и быстро приближались к вратам смерти. Благочестивый остаток народа молился и ждал надежды Израиля. Бог послал слово Свое и исцелил их. Его Слово — это может быть Господь Иисус Христос, Логос, Который нес в доме Израиля служение исцеления. Сколько раз мы читаем в Евангелиях истории о том, что Он исцелил всех. Матфей напоминает нам, что, исцеляя больных, Спаситель исполнял предсказанное пророком Исаией: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8:17). Если вы возразите, что не все израильтяне исцелились, мы напомним, что не все они вошли в землю обетованную и не все вернулись из вавилонского плена.
106:21,22 Автор псалма опять призывает людей славить Господа за милость Его и за чудные дела Его. Дар Его Сына — особая причина для благодарности и воспевания Его деяний в радостных песнях.
Избавление моряка от ужасной бури (106:23−32)
106:23−27 Последняя картина — наиболее образная. В ней описываются моряки, которые служат на большом океанском корабле. Они знают, что Господь управляет штормами на море. Сначала начинается сильный ветер. Потом образуются высоко вздымающиеся гигантские волны. Корабль качает на волнах, его корпус трещит. Его вздымает на гребень волны и швыряет вниз. Самый прочный корабль похож на спичечный коробок среди этой кипящей и пенящейся бездны. В такой шторм даже самые испытанные моряки теряют присутствие духа. Они могут только кружиться и шататься, как пьяные, пытаясь выполнять свои обязанности на корабле. Их охватывает острое осознание своей ничтожности, и вся мудрость их исчезает.
106:28−30 Неудивительно, что и моряки, которые часто богохульствуют и безбожничают, начинают молиться в такой момент. И Господь достаточно исполнен благодати, чтобы услышать эти отчаянные молитвы. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. Какое облегчение! Люди снова могут вести корабль и вскоре приходят в порт, в который отправлялись.
106:31,32 Моряки, чувствуя облегчение, не забывают поблагодарить Господа за Его постоянную милость и все чудные ответы на молитвы, которые Он посылает. Они исполняют свои обеты, славя Его вместе с верующими, восхваляя Его в сонме старейшин.
Разве мы преувеличиваем, говоря, что здесь речь идет о последней буре, ждущей Израиль, и его последующем вступлении в царство мира? Буря — это период Великой Скорби. Море символизирует беспокойные языческие народы. Моряки — это народ Израиля, который беспокоят другие народы во время бедствий Иакова. Верующий остаток народа взывает к Господу. Потом Он вмешивается лично, возвращается на землю, чтобы учредить Свое царство мира и процветания.
Правление и благодать Бога (106:33−43)
106:33,34 В остальных стихах этого псалма объясняется, как реагирует Бог на неповиновение Своего народа и его возвращение к повиновению. Он всемогущ, Он иссушает реки и заставляет бурлящие потоки испаряться. Ему ничего не стоит превратить землю плодородную в солончаковую пустыню, когда люди отворачиваются от Него.
106:35−38 Но Он может и обратить этот процесс. Так и случится, когда Князь мира вернется, чтобы править землей в период тысячелетнего царства. Пустыня Негев наполнится многоводными источниками. Сахара станет цветущим садом. В местах, которые были необитаемыми веками, появятся поселения. Современные города возникнут повсюду. Пустыня вдруг станет землей, пригодной для возделывания. Зерно, овощи, фрукты и ягоды будут расти в ней в изобилии. Благодаря Божьему благословению, урожай будет громадным, и поголовье скота сильно возрастет.
106:39−43 Другая сторона картины — Его суд над грешными правителями. Тираны утратили свою силу и унизились под гнетом несчастий и скорбей; Он навлекает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне без дорог (ст. 39,40, НАБ).
Такой была судьба фараона, Ирода и Гитлера, так закончится карьера триумвирата зла в период Великой Скорби.
Но Бог освобождает бедных от несчастий и благословляет их многочисленной семьей. Видя это, праведники радуются. Нечестивым же, когда они видят это, нечего сказать (что для них нетипично).
Тот, кто мудр, видит руку Бога в изменениях судеб людей и народов, он учится на уроках истории и современных событий. Особенно он думает о милости Господа в Его отношениях с теми, кто исполняет Его Слово.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 106
Псалом 106
Толкование Псалма 106
Книга V (Псалмы 106−150)
Из этих 44 псалмов 15 принадлежат Давиду (107−109; 123; 130; 132; 137−144), один был написан царем Соломоном (Пс 126), остальные же 28 — анонимны.
Этот псалом есть призыв к славословию Господа, обращенный к избавленным и избавляемым Им не только «от руки врага» (стих 2), но и из множества других тягостных обстоятельств, которые перечисляются по ходу псалма. В одних и тех же (или в очень схожих) фразах (стих 6,13,19,28) подчеркивается, что Бог избавлял евреев каждый раз, как они взывали к Нему за помощью.
Пс 106:1−3. Судя по стихам 2−3, этот псалом, автор которого не известен, создан был вскоре после возвращения евреев из вавилонского плена (очевидно, еще до построения 2-го храма, о котором здесь не упоминается).
В стихе 3 — символическое указание (от востока и запада, от севера на избавление евреев из стран их рассеяния, откуда они снова были собраны в Палестину. От мора в этом стихе, очевидно, подразумевает их первый исход — из Египта, переход ими Чермного моря.
Пс 106:4−9. Образное описание скитания Израиля в пустыне и избавления его Господом, Который, в конце концов, насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами.
Пс 106:10−16. Здесь об освобождении пленных, окованных скорбью и железом. О причине их злой участи до момента освобождения говорится в стихе 11. В еврейском Хартуме высказывается предположение, что в Пс 106:10−16 подразумевается пленение вавилонянами иудейского царя Седекии и его приближенных. (Старое слово вереи употреблено здесь в значении «засовов» или «решеток».)
Пс 106:17−22. Полагают, что в этих стихах речь идет об исцелении «безрассудных грешников», пораженных тяжелой болезнью. Они уже приближались ко вратам смерти (стих 18). Но воззвали к Господу… и Он спас их… (стих 19). Это ли не причина славить Его! (стихи 21−22).
Пс 106:23−32. Псалмопевец описывает спасение моряков от страшной бури. («Производящие дела на больших водах» (стих 23) некоторыми понимаются как купцы-мореплаватели.) Потеряв всякую надежду на спасение, они воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Нетрудно заметить, что фраза эта, с небольшими видоизменениями рефреном звучит по всему Псалму 106.
Пс 106:33−38. Если до сих пор псалмопевец говорил об избавлении Господом от бедствий (тех, кто взывают к Нему) как о причине славить Его, то теперь называет и другую для этого причину: попечительство Его о мире, мудрое управление им.
Велика власть Господа над природой. Красочная иллюстрация этому в стихах 33−38. За нечестие живущих на земле Он в состоянии обратить плодородную почву в солончаковую (сравните Втор 29:23−28), а источники вод — иссушить. Но и пустыня, с другой стороны, превращается по воле Ею в землю, обильно увлажняемую водой и дающую отличные урожаи. И поселяет там алчущих, и обустраивается земля эта, благословляемая Богом (стихи 36−38).
Пс 106:39−43. Очевидно, в стихе 39 подразумевается связь между процветанием народа и его нравственным и духовным состоянием. По мере того, как он, живя благополучно, впадает в гордыню и утрачивает чувство своей зависимости от Бога, ему попускаются угнетения, бедствия и скорби. «Князья» его терпят бесчестие (стих 40); вторая часть стиха 40 может быть понята как буквально, так и в переносном смысле слова.
«Бедный» в стихе 41 и праведники в стихе 42 — по-видимому, отражают одно и то же понятие: смиренных, повинующихся Богу людей; таковых Он вызволяет из бедствия, благословляет умножением потомства. Мудрый человек, замечает псалмопевец в стихе 43, не может не заметить этой закономерности.
толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 106
Псалом 106 для чего читают в чем помогает
По отвержении народа иудейского весьма кстати изображает призвание язычников Апостолами. Поэтому и повелевает восхвалять Бога и исповедаться Ему за великую Его милость.
Кто же эти собранные от четырех стран вселенной, как не все народы, древле чуждые богочестия и не причащавшиеся Божественной влаги, но пребывавшие в великой жажде?
потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении.
потому что не имели у себя хлеба, укрепляющего сердце человеку, ни воды живой, о которой сказано: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Ин. 4, 14 ).
т. е. привел к вере в Него. Ибо сам Он сказал: «Аз есмь путь» ( Ин. 14, 6 ).
Разумеет Церковь или небесный Иерусалим.
Какая же это душа? Не душа ли тех, о которых сказано: «алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе? И душу алчущу исполни благ» ( Пс.106:5 ), т. е. мысленного хлеба.
«Пленицами своих грехов кийждо затязается» ( Прит. 5, 22 ), обнищав от всего доброго и прекрасного.
нимало не приемля Божественного закона, но предаваясь мудрецам века сего.
Какой же был совет Вышнего? Не тот ли, по которому «всем человеком хощет спастися и в разум истины пpиити» ( 1Тим. 2, 4 )?
потому что никто не был в силах истребить грех.
Какая же нужда больше этой – в неведении Бога, в душевной нищете, в греховном убожестве, быть порабощенными лукавым духам?
Словом «растерза» показывает мгновенное истребление греха.
В другой раз повторил то же о благодеяниях Его.
имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал «сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся» ( Ис. 49, 9 ).
потому что не было слова, которое бы могло напитать их. «Врата же смертная» суть грехи, ведущие к смерти.
Обращает речь к святым Апостолам, потому что они преподали нам таинства Нового Завета.
Разумеет необузданный и отверженный род иудейский, ибо томимых прежде голодом и нуждающихся в духовной пище иудеев поселил при оных реках.
Разумеет иудейскую синагогу, потому что демоны были гражданами этого земного градоправления, а плодопринесло его нечестие. Но иссушили его солью учения Апостолы, о которых сказано: «вы есте́ соль земли» ( Мф. 5, 13 ).
подразумевает народ из язычников. Ибо пророчество здесь слито и вводит лицо двух народов, говорит об отвержении одного, и о введении другого народа.
т. е. благое и небесное жительство.
Что разуметь под селами, учить Сказавший: «изыде сеяй сеяти семене своего» ( Лк. 8, 5 ). А винограды суть Церкви, по сказанному: «винограды созре́ша, даша воню́» ( Песн. 2, 13 ).
Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: «ско́тен бых у тебе » ( Пс. 72, 22 ); и: «человеки и скоты спасеши Господи» ( Пс. 35, 7 ).
т. е. принадлежащие к народу древнему.
Разумеет книжников и фарисеев.
И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути.
Ибо блуждают они, не познав Рекшего: «Аз есмь путь» ( Ин. 14, 6 ).
Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: «блажени нищии духом» ( Мф. 5, 3 )?
Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы.
Кто эти правые? не те ли, о ком сказано: «ваша же блаженна очеса, яко видят» ( Мф. 13, 16 )?
И всякое беззаконие заградит уста своя.
«Бог оправдаяй. Кто осуждаяй?» ( Рим. 8, 33 )
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»