Прямоугольный лист бумаги согнули так что
Вопрос
Задание № 1. Найди плоские поверхности у предметов окружающей обстановки.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 2. Ответь на листе бумаги точку А и проведи лучи АВ и АС. На сколько частей они делят плоскость? Раскрась меньшую часть цветными карандашами и вырежи из бумаги.
Подсказка
Повтори материал об угле.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 3. Прямые АВ и CD пересекаются в точке О. Сколько образовалось углов? Раскрась их разными цветами.
Подсказка
Повтори материал о прямых, углах и точках.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 4. Практическая работа
Перегни прямоугольный лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Обведи линии перегиба красным карандашом. Сколько прямым углов получилось? Раскрась их разными цветами.
Подсказка
Повтори материал о лучах и квадратах.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 1. Найди плоские поверхности у предметов окружающей обстановки.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 2. Ответь на листе бумаги точку А и проведи лучи АВ и АС. На сколько частей они делят плоскость? Раскрась меньшую часть цветными карандашами и вырежи из бумаги.
Подсказка
Повтори материал об угле.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 3. Прямые АВ и CD пересекаются в точке О. Сколько образовалось углов? Раскрась их разными цветами.
Подсказка
Повтори материал о прямых, углах и точках.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задание № 4. Практическая работа
Перегни прямоугольный лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Обведи линии перегиба красным карандашом. Сколько прямым углов получилось? Раскрась их разными цветами.
Подсказка
Повтори материал о лучах и квадратах.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
§ 17. Перегибая лист бумаги
Заметим, что при реальной работе с бумагой нужно учитывать следующие обстоятельства. Если складывать лист бумаги в несколько раз, то сами складки получаются все менее и менее четкими из-за того, что настоящая бумага имеет некоторую, пусть незначительную, но ненулевую толщину. Этот эффект иногда начинает проявляться уже при втором перегибании. Следовательно, решая задачи этого параграфа, вы должны беспокоиться о том, чтобы при реализации решений бумагу приходилось складывать по возможности в меньшее число раз. Кроме того, не будем закрывать глаза и на то, что внешний вид бумаги несколько портится от дополнительных складок. Поэтому поищите более экономные в этом смысле построения.
Каждый, наверное, уже давно привык к тому, что бумага перегибается всегда по прямой линии, а не по окружности и не по какой-нибудь другой кривой. Попробуйте найти причину этого явления.
На листе бумаги отмечены две точки А и В. Как с помощью перегибаний этого листа разделить отрезок АВ пополам?
Как с помощью перегибаний листа бумаги провести прямую, перпендикулярную данной прямой и проходящую через данную точку?
Как с помощью перегибаний листа бумаги провести прямую, параллельную данной прямой и проходящую через данную точку?
Как с помощью перегибаний найти центр вырезанного из бумаги круга? Можно ли найти центр круга, нарисованного на непрозрачной бумаге?
На листе бумаги проведена прямая, а также даны центр окружности и некоторая точка на ней (сама окружность не нарисована). Как с помощью перегибаний бумаги найти точки пересечения воображаемой окружности с проведенной прямой?
Из бумаги вырезан треугольник. Укажите, как с помощью перегибаний найти следующие линии и точки этого треугольника: биссектрису данного угла; высоту, опущенную из данной вершины (если углы при двух других вершинах острые); медиану, проведенную к данной стороне; центр вписанной окружности- центр описанной окружности (для остроугольного треугольника).
У вас в руках оказался лист бумаги неправильной формы, а вы хотите с помощью перегибаний получить из него бумажный прямоугольник. Один из простейших способов сделать это состоит в последовательном проведении сначала какой-либо прямой АВ, затем перпендикуляра ВС к ней, затем перпендикуляра CD к полученной прямой и, наконец, перпендикуляра DA к прямым CD и АВ (рис. 87). Однако если проводить перпендикуляры так, как это описано в решении задачи 17.3, то слишком много бумаги уйдет в отходы. Дело в том, что проведение перпендикуляров описанным способом предполагает наличие достаточно больших участков дайной прямой как с одной, так и с другой сторону отданной точки (иначе точность построения сильно падает: таким образом на рис. 87 перпендикуляр к прямой АВ через точку В точно провести практически не удается).
Рис. 87
Придумайте другой способ проведения перпендикуляров, пользуясь которым можно свести расход бумаги при выравнивании ее краев к минимуму (например, реализовать построение прямоугольника ABCD, изображенного на рис. 87).
Из бумаги вырезан прямоугольник. Получите из него квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника.
Из бумаги вырезан прямоугольник. Укажите способ получения из него различных равнобедренных треугольников и, в частности, равностороннего треугольника.
Из бумаги вырезан квадрат ABCD. Как при помощи перегибаний вписать в него равносторонний треугольник AEF, имеющий с квадратом ровно одну общую вершину А (рис. 88).
Рис. 88
Из листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, с помощью перегибаний нужно получить правильный шестиугольник. Как это сделать?
Из листа бумаги, имеющего форму квадрата, с помощью перегибаний нужно получить правильный восьмиугольник. Как это сделать?
С помощью перегибаний произвольного бумажного треугольника продемонстрируйте тот факт, что сумма углов при его вершинах равна 180°.
Если вам понадобилось чем-нибудь заложить страницу в записной книжке так, чтоб закладка торчала, но под рукой нет никакого подходящего предмета, то подумайте над вопросом, нельзя ли перегнуть саму страницу, нигде не разрывая ее, чтобы в результате какой-то ее краешек торчал из закрытой записной книжки.
Можно ли сложить многоугольник, вырезанный из бумаги, так, чтобы периметр полученной фигуры оказался больше, чем периметр исходного многоугольника?
Из бумажной полоски шириной 1 с помощью нескольких перегибаний получите квадрат, у которого диагональ равна 2.
Из бумажной полоски шириной 1 с помощью перегибаний получите правильный шестиугольник, у которого расстояние между параллельными сторонами равно 2.
Попробуйте завязать бумажную полоску с параллельными краями узлом так, чтобы после ее стягивания и разглаживания в узле образовался пятиугольник ABCDE, изображенный на рис. 89. Докажите, что этот пятиугольник правильный.
Рис. 89
Решения
17.1. Обычно бумагу перегибают следующим образом: одну часть листа накладывают на другую и, прижав их друг к другу в определенном месте одной рукой, разглаживают оба листа другой рукой до образования складки. Если при этом некоторые две точки А и В бумаги оказались прижатыми друг к другу, то любая точка С складки будет равноудалена от точек А и В, так как отрезки АС и ВС после разглаживания окажутся прижатыми друг к другу. Поскольку множество таких точек С совпадает с серединным перпендикуляром к отрезку АВ, то полученная складка будет прямой линией. Заметим, что любые точки листа бумаги, которые оказываются прижатыми друг к другу после его перегибания по некоторой прямой, являются симметричными относительно этой прямой на развернутом листе.
17.2. Перегнем лист бумаги по прямой линии, проходящей через точки А и В так, чтобы сами точки остались на видимой стороне бумаги после перегибания (рис. 90). Тогда, прижав друг к другу точки А и В неразвернутого листа и разгладив этот лист, мы получим искомую точку С на прямой АВ, равноудаленную от А и В (решение задачи 17.1).
Рис. 90
17.3. Перегнем лист бумаги по данной прямой так, чтобы данная точка D осталась на видимой стороне листа. Затем, не разворачивая лист бумаги, перегнем его еще раз по прямой, проходящей через точку D, проследив при этом за тем, чтобы некоторые точки А и В данной прямой совместились (рис. 90). Тогда полученная прямая CD будет перпендикулярна прямой АВ, поскольку углы ACD и BCD в силу симметрии равны друг другу и составляют в сумме развернутый угол АСВ.
В описанном здесь построении после первого перегибания бумагу можно полностью развернуть, а затем перегнуть по прямой, проходящей через точку D, проследив за тем, чтобы совместились некоторые другие точки прямой АВ, одна из которых лежит на самом краю листа.
17.4. Проведем сначала перпендикуляр к данной прямой к, как описано в решении задачи 17.3, а потом проведем перпендикуляр к полученной прямой, проходящий через иную точку. Последняя прямая будет параллельна данной, так как обе они перпендикулярны одной и той же прямой.
17.5. Если круг вырезан из бумаги, то, перегнув его полам по некоторому диаметру АВ (для этого нужно, чтобы, как на рис. 91, при наложении две полуокружности вместились друг с другом), а затем перегнув лист еще раз так, чтобы совместились точки А и В, мы получим центр О круга (см. задачу 17.2).
Рис. 91
17.6. Перегнем бумагу по прямой, проходящей через Центр О окружности и данную ее точку А, так, чтобы точки О и А оказались на видимой стороне листа (рис. 92). Теперь перегнем лист еще раз по линии, проходящей через точку О, следя за тем, чтобы точка А совместилась с какой-нибудь точкой В проведенной прямой. Тогда точка В будет удалена на расстояние ОА от центра окружности, т. е. будет лежать как на прямой, так и на окружности. Подбирая другой угол между первой и второй линиями перегиба, мы получим еще одну точку С пересечения прямой с окружностью (если, конечно, такие точки вообще существуют).
Рис. 92
17.7. Для построения биссектрисы угла А треугольника ABC перегнем лист бумаги так, чтобы сторона АВ пошла по стороне АС. Тогда линия сгиба будет осью симметрии угла ВАС, т. е. его биссектрисой. Высота проводится тем же методом, что и в решении задачи 17.3, где опускается перпендикуляр из данной точки (вершины треугольника) к данной прямой (противолежащей стороне треугольника). Для проведения медианы к стороне ВС данного треугольника сначала найдем середину этой стороны (см. задачу 17.2), а затем соединим ее линией сгиба с вершиной А треугольника ABC. Центр вписанной окружности лежит на пересечении биссектрис каких-нибудь двух углов треугольника. Для нахождения центра описанной окружности достаточно провести серединные перпендикуляры к каким-нибудь двум сторонам треугольника (см. задачи 17.3) и определить точку их пересечения.
Рис. 93
17.9. Перегнем прямоугольный лист бумаги по биссектрисе одного из его углов BAD, т. е. так, чтобы сторона АВ прямоугольника ABCD пошла по соседней с ней стороне AD, а линия сгиба пересекла какую-то третью сторону в точке Е (рис. 94). Пусть меньшая сторона АВ оказалась наложенной сверху на большую сторону AD. Тогда, перегнув нижнюю часть листа вдоль линии BE, мы получим квадрат ABEF. Действительно, в четырехугольнике ABEF выполнены равенства ∠ ABE = ∠ BAF = 90°, АВ = ВЕ (ибо ∠ ВАЕ = 45° = ∠ AEB), AB = AF, BE = FE, следовательно, все стороны этого четырехугольника равны, а углы прямые.
Рис. 94
17.10. Перегнем данный прямоугольник ABCD по серединному перпендикуляру EF, скажем, к меньшей стороне AD (рис. 95). Не разворачивая лист, перегнем его еще раз по любой линии, пересекающей отрезки АЕ и EF. Тогда после разворачивания последняя линия сгиба, которая пройдет как по прямоугольнику AEFB, так и по прямоугольнику DEFC, вместе с прямой AD образует равнобедренный треугольник (в силу его симметрии относительно прямой EF).
Рис. 95
Для построения равностороннего треугольника перегнем прямоугольник ABCD по линии, проходящей через вершину А, так, чтобы точка D совместилась с какой-нибудь точкой G отрезка EF. Тогда треугольник ADG будет равносторонним, поскольку в силу построения имеем AD = AG = GD.
Рис. 96
17.12. Проведя две биссектрисы равностороннего треугольника ABC (см. задачу 17.7), мы найдем его центр О. Загнем углы треугольника так, чтобы их вершины совместились с точкой О (рис. 97). Тогда полученная фигура и будет представлять собой правильный шестиугольник. В самом деле, все шесть треугольников, из которых составлен шестиугольник, являются равносторонними (их равнобедренность вытекает из симметрии всей фигуры относительно биссектрис исходного треугольника ABC, а равенство каждого из углов по 60° следует из равенства 60° каждого из углов при вершинах А, В, С и равенства друг другу трех оставшихся углов с вершинами в точке О).
Рис. 97
17.13. Проведем диагонали квадрата ABCD, серединный перпендикуляр к стороне AD и биссектрисы углов между диагоналями и этим перпендикуляром. Загнем углы квадрата так, чтобы линии сгиба проходили через точки пересечения биссектрис со сторонами квадрата, а вершины углов А, В, С, D оказались на соответствующих диагоналях (рис. 98). Тогда полученная фигура и будет представлять собой правильный восьмиугольник. В самом деле, все углы, под которыми видны из центра квадрата стороны восьмиугольника, равны между собой (каждый такой угол составлен из двух углов между проведенными выше биссектрисой и диагональю), а кроме того, равны и все расстояния от вершин восьмиугольника до центра квадрата (равные длине той же биссектрисы).
Рис. 98
17.14. Проведем высоту AD треугольника ABC, опущенную из вершины А его наибольшего угла. Теперь загнем все три угла треугольника так, чтобы их вершины совместились с точкой D (рис. 99). Тогда углы при вершинах треугольника без наложений друг на друга составят в сумме развернутый угол с вершиной D, равный 180°.
Рис. 99
Для доказательства этого заметим, что линия сгиба EF, будучи серединным перпендикуляром к высоте AD, является средней линией треугольника ABC. Поэтому имеют место равенства DE = AE = BE, DF = AF = CF, т. е. треугольники BED, CFD равнобедренные и
а значит, произведенные выше перегибания этих треугольников действительно приведут к указанным совмещениям.
17.15. Один из возможных способов перегибания страницы изображен на рис. 100.
Рис. 100
17.16. После каждого перегибания периметр фигуры не увеличивается. Действительно, при наложении одной части фигуры на другую появляется новая часть периметра, а именно линия сгиба. Однако другая часть периметра исчезает, т. е. оказывается внутренней для полученной фигуры. Исчезающая часть периметра содержит ломаную, соединяющую концы линии сгиба, или несколько таких ломаных, если линия сгиба не сплошная (рис. 101). Таким образом, добавляемая часть периметра никогда не превосходит его теряющейся части, поэтому периметр не увеличивается при однократном и, стало быть, при многократном складывании бумажного многоугольника.
Рис. 101
17.17. Пусть полоска имеет ровный торец АВ, перпендикулярный краю полоски (рис. 102). Перегнув ее по биссектрисе угла А, мы получим квадрат ABA1В1. Перегнув оставшуюся часть полоски с торцом A1B1 по биссектрисе угла А1, мы получим квадрат А1В1А2В2.
Рис. 102
Действуя в таком же духе и далее, мы найдем точки А3, В3, А4, В4, А5, В5. Теперь обрежем полоску по линиям AА1 и А4А5 и получим параллелограмм AА1А5А4, который можно сложить так, как показано на рис. 103 (полученный при этом квадрат АА1А2А3 даже не будет распадаться).
Рис. 103
Рис. 104
Действуя в таком же духе и далее, мы найдем точки С1, В2, A2, С2, В3, A3, С3. Теперь отрежем полоску по линиям AС, A3С3 и получим трапецию АСА3С3, которую можно сложить так, как показано на рис. 105 (полученный при этом шестиугольник ACA1C1A2C2 даже не будет распадаться).
Рис. 105
17.19. Заметим, что при перегибании бумажной полоски с параллельными краями по некоторой поперечной линии АЕ внутренние накрест лежащие равные углы AED и EAF (рис. 106) превращаются в односторонние, но по-прежнему равные углы AED и ЕАВ. По этой причине имеем равенства
Рис. 106
В силу параллельности прямых АС и ED, ЕС и АВ, AD и ВС, BE и CD заключаем, что четырехугольники ABCD, АВСЕ, ACDE и BCDE являются трапециями, причем две последние равнобедренными, а четырехугольник BCDO является параллелограммом с одинаковыми высотами (равными ширине полоски), т. е. ромбом. Поэтому имеем
откуда получаем ∠ AED = ∠ CDE, AE = CD, а значит, все стороны пятиугольника ABCDE равны между собой и все его углы одинаковы. Мы доказали, что пятиугольник, образующийся в узле бумажной полоски, правильный.