суд божий при жизни
Страшный суд внутри нас
Что такое Страшный суд, частично знает всякий человек. Даже если он не читал Евангелие, не слышал христианской проповеди и вообще не имеет веры. Знает, потому что у всех людей есть совесть. Еще до того, как откроются судебные книги и Судья Нелицемерный произнесет Свое определение о нашей вечной участи, еще в настоящей земной жизни нас судит строгий голос совести. Так же, как и Небесный Судья, этот обвинитель неподкупен и справедлив, потому что совесть – Vox Dei, глас Божий в человеке. Она и осуществляет малую репетицию последнего дня Господнего, вызывая щемящее чувство вины и стыда еще до окончательного осуждения наших беззаконий.
Впрочем, земное бытие оставляет нам право не слушаться этого свидетельства и поступать, как мы хотим; но внутренний голос совести все равно не устанет обличать до конца дней, напоминая о нашей неправоте. Об этом написал апостол Павел в послании к Римлянам. Рассуждая о язычниках, Павел отмечает: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2,15). Конечно же, к христианам это относится точно так же, как и к язычникам, потому что закон благодати не отменяет закона совести.
Апостольские слова позволяют представить интересную картину. На сердцах всех людей, как на неких скрижалях, написан божественный закон совести, который возвышает свой голос независимо от нашего желания. Причем в душе всякого человека, как верующего, так и неверующего, постоянно заседает некий внутренний парламент. Помимо голоса совести, слышатся другие речи и высказывания – наших хотений, чувств, ума, воли. Докладчики сменяют друг друга, обговариваются те или иные «законопроекты», выносятся какие-то решения. Голос совести можно уподобить речи верховного правителя – президента. Его мнение преобладает над шумом заседания. Но в противовес правителю выступает оппозиция, в которой можно угадать нашептывания врага рода человеческого. Подвергать сомнению указы президента есть его древнейшее занятие.
Конечный вердикт остается за выбором голосования. Здесь уже важна личность самого человека, взвешивающего все «pro et contra». Святитель Феофан Затворник так говорит об этом: «Кто решитель? Свободное лицо человека действующего. И никто не может решить, почему это лицо склоняется на ту или другую сторону, и решений его никаким образом нельзя подвесть под какие-либо законы, чтобы по нему можно было и предугадать его решения»[1]. Итак, человек делает свой выбор, и на этом заседание заканчивается – для того, чтоб началось следующее.
Этот внутренний парламент будет работать и на Страшном суде. Правда, обсуждения и решения будут касаться не сегодняшних, а прошлых дел человека с целью их духовно-нравственной оценки. К такому выводу приводит дальнейший ход речи Павла: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим.2,15-16).
Как интересно, что весь этот внутренний мысленный совет Павел относит к Страшному суду. Получается, в тот день наш сердечный парламент воспримет на себя судебную функцию, и еще до Божьего приговора человека осудит его собственная совесть. В настоящей жизни этот совет в своих решениях может ошибаться или убегать от совестных обличений. Но в день оный судебное производство будет курироваться всевидящим Божиим оком, и ошибки здесь исключены. Наш собственный душевный парламент (исполняющий уже судебную функцию и возглавляемый Христом) примет честное и последнее решение относительно нас самих.
Святые отцы подтверждают и развивают мысль апостола. По словам святителя Иоанна Златоуста, «в день суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя»[2]. Так же рассуждает и святитель Василий Великий. По его мнению, Страшный суд будет событием более внутреннего, нежели внешнего порядка: он произойдет в совести человека, в его памяти и уме. Причем суд Божий совершится с молниеносной быстротой: «Вероятно, что какой-то несказанной силой, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, отпечатлеются в памяти нашей души»[3]. «Не нужно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собой и во владычественном души, словно в зеркале, увидит образы содеянного им»[4].
Потому и суд мы называем Страшным, хотя в Библии нет такого словосочетания. Вообще-то христианин должен ожидать судного дня с радостью и надеждой. Вместе с армянским поэтом Григором Нарекаци мы должны бы произнести:
Мне ведомо, что близок день Суда,
И на суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Но грехи тревожат, и веры мало, и страх наказания тяготит. И совесть – та, которая уже сейчас имеет полномочия судить, – подсказывает строки церковной молитвы: «Страшного Твоего и грозного, и неумытного суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имея лютая, яже един аз содеях прилежно»[6].
А после церковных слов хочется произнести и свои, простые слова: Господи, прими нас, кающихся, помилуй нас, не умеющих радоваться о Тебе. Позволь нам встретить Твой приход в покаянии. Веруем, что не изгонишь, примешь и простишь – потому что веру и покаяние никогда не отвергнет Сказавший: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1,15).
Итак, апостол Павел, а за ним и святые отцы говорят, что суд Божий будет предварен непререкаемым свидетельством человеческой совести. Конечное изречение Судьи о вечной участи человека никем не оспорится, ибо совесть подсудимого подтвердит этот приговор. Некоторое подобие Страшного суда мы опытно познаем уже в этой жизни, когда наша совесть судит наши мысли, слова, дела. Только в тот день голос совести будет как обнаженный острый меч. Пока еще этот меч покрыт ржавчиной нашего лукавства и самообмана, но в день Господень всякая ржавчина сойдет, и отточенный клинок совести – голоса Божьего в человеке – разделит праведность от беззакония и ясно обозначит нашу вечную участь. И об этом стоит думать и переживать.
Что мы знаем о Страшном суде
Страшный Суд – событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
Может ли душа не хотеть попасть в рай?
Почему последний суд называют Страшным?
Когда будет конец света и Страшный суд?
Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.
Что будет с телом после суда?
Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.
Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);
|Читайте также:
Евангелие о Страшном суде
А почему «но»? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.
страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Страшный суд: зачем Богу наши мучения?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора журнала «Фома», психолога Александра Ткаченко и профессора богословия, иеромонаха Константина (Симона).
Ответ иеромонаха Константина (Симона):
В моей жизни, как и у автора письма, тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.
Зачем Богу наши мучения?
Дело в том, что на протяжении тридцати лет я много думал о православии — и во время одной из дискуссий понял, что чувствую себя на стороне православных, что преподаю и защищаю то, во что сам не верю. Я чувствовал себя лицемером, и от этого мне было очень грустно. Не так просто взять и круто поменять свою жизнь, всегда есть сомнения, действительно ли ты поступаешь правильно. Но я полностью положился на Господа — и Он открыл мне возможность принять православие и переехать в Россию.
Ситуации в нашей жизни, действительно, бывают очень сложные. Но безвыходных ситуаций не бывает. Важно понимать, что Господь дает нам только то, что нам по силам, а если человеку становится слишком трудно — Он обязательно дает какой-то выход, дает силы перенести эти трудности и страдания.
Но мне кажется, нельзя так много роптать на жизнь в XXI веке. Это не такой страшный период цивилизации. Все-таки мы живем не в Средневековье, когда люди умирали от чумы, не живем во время Второй мировой войны.
Автор письма говорит о том, что многим людям ненавистна их будничная жизнь: школа — университет — работа… Но ведь человек должен благодарить Бога за то, что у него есть возможность учиться и тем более — получать высшее образование! Должен быть благодарным за то, что в России есть возможность учиться бесплатно! Мои родные, особенно женщины, не могли посещать университет в Америке из-за очень высокой стоимости обучения. В нашей семье не было таких денег, чтобы отправлять девушек в университет. Тогда как в советской России высшее образование было бесплатным. Поэтому мне кажется, что мы часто преувеличиваем наши страдания.
Зачем нам нужны страдания? И главное — зачем наши страдания нужны Богу? Конечно, Он создал нас не для того, чтобы мы страдали. Намерение Бога не в том, чтобы всех нас проклинать и отправлять в ад, а в том, чтобы мы достигли духовного совершенства и чтобы наша земная жизнь стала подготовкой для вечного блаженства с Ним.
Зло и страдания в нашем мире созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Человек в результате первородного греха находится не в естественном состоянии, в котором был создан Богом, а в измененном. У человека есть свободная воля, и при этом он часто направляет ее к злу, сам создает сложности, страдает и заставляет страдать других, часто невинных, людей, сам делает мир жестоким.
В Библии слово «мир» встречается в двух значениях. С одной стороны, князем этого мира называют сатану, это мир тьмы и искушений. С другой стороны, Бог посылает в этот мир Своего Единородного Сына не для того, чтобы проклинать и казнить, а для того, чтобы этот мир спасти; это мир радости и блаженства.
Не стоит думать, что во время Второго пришествия Иисус Христос вернется и проклянет большую часть человечества. Этого нет ни в Евангелии, ни в пророчествах. Очень важно понимать, что Второе пришествие — это не весть об осуждении или проклятии. Первые христиане с нетерпением ждали Второго пришествия, хотели, чтобы Господь пришел как можно скорее и уничтожил зло и грех мира сего. Не отдельную греховную душу человека — а грех всего мира. Мы иногда называем последний суд Страшным и при этих словах испытываем неприятные ощущения. На самом же деле, последний суд — это не страх в привычном понимании этого слова. Это наша надежда, наше упование на то, что мы воссоединимся с Христом.
Рай только для христиан?
Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия.
А если мы думаем, что люди, которые родились не христианами, заведомо попадут в ад — значит, мы хотим встать на место Бога, хотим сами судить людей. Точка зрения, что все нехристиане попадут в ад, потому что все они идолопоклонники, была особенно распространена среди христиан в Средневековье. Например, французский богослов и основатель кальвинизма Жан Кальвин, живший в XVI веке, считал, что одни люди предопределены Богом к погибели, а другие — к спасению, и таким образом делил людей на отверженных и избранных. А вот преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Бог все предвидит, но не все предопределяет», — то есть Бог хочет спасения всех людей, но оставляет и место для их свободной воли.
Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.
Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.
Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.
Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.
За что страдают работяги?
Мы не можем ответить, почему одному человеку что-то в жизни дается легко, а другому нет, почему один работает в уютном офисе, а другой вынужден изнурять себя на заводе. Возможно, и то, и другое — это наши испытания, которые нам нужно пройти достойно: бедным не скатиться до пьянства, брани, ропота; богатым — до жадности, эгоизма и множества других пороков. Почему из-за других людей страдают невинные люди — мы тоже не знаем.
Действительно, есть люди, которые рождаются в страшных условиях, сталкиваются с нехорошими компаниями, ругаются, не ходят в церковь. Мне их очень жалко — но я их не сужу. Я могу молиться за них и надеяться, что Господь даст им силы бороться против этих искушений.
Но ведь никто не сказал, что заводские работяги, об одном из которых упоминает автор письма, — это люди, которых Господь за что-то покарал. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4), — вспоминаем мы слова Христа на каждой литургии. Возможно, страдания даны нам, чтобы мы усовершенствовались. А может быть, из-за того, что человек пострадал на земле, в конце пути его ждет рай?
А есть и такие примеры, когда человеку удается вырваться из среды, в которой он погряз, и стать лучше. Вспомните новомучеников! Нам и не вообразить, какие лишения они претерпевали, с какими искушениями боролись, в каком холоде и голоде работали, как им жилось в лагерях, в обществе других заключенных, я не говорю — грешников, но таких людей, у которых Бога не было. И они все-таки отдавали свою жизнь Христу, они духовно преодолевали эти мучения и продолжали жить как настоящие христиане.
Каждый христианин должен лечить болезненный мир, в котором он живет. Должен бороться с искушениями, молиться и причащаться, должен помогать своим ближним. Не только тем, кто вместе с ним ходит в храм, но и любому другому человеку, пусть даже и неверующему. Как помогать? Разными способами — и духовными, и материальными.
На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.
Я тоже, как и автор письма, в свое время задавался подобными вопросами. Ответы на них я нашел, когда стал более внимательно читать Евангелие и размышлять над ним, познакомился с житиями святых, их поучениями и примерами того, как им удавалось бороться со злом этого мира. А еще — когда читал книги с беседами и проповедями нашего современника, митрополита Сурожского Антония. К нему с подобными вопросами обращалось очень много неверующих, сомневающихся людей — и он очень метко, очень точно на них отвечал.
Страшный Суд: бояться или радоваться?
Каким будет Страшный суд? В Евангелии от Матфея мы читаем, что Господь будет спрашивать с людей по делам милосердия. Для чего же тогда ходить в храм, приступать к Таинствам?
С другой стороны, как быть с атеистами, людьми, исповедующими другую веру: неужели у них нет шансов на спасение?
Сегодня люди чаще ждут Второе пришествие не как встречу со Христом, а именно — как Страшный Суд, который связан с описаниями ужасных событий конца света: атомная война, горящие серные реки, землетрясения, эпидемии. Почему страх вытеснил радость Встречи?
На эти вопросы отвечают священники.
Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции
Когда страшно без кинематографических ужасов
Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции «Град Петров»
Протоиерей Александр Степанов
Для христиан первых веков окончание земной истории воспринималось, прежде всего, как торжество Церкви. Его ждали с нетерпением. «Маранафа!» — «Господь, приди!» — так заканчивалось каждое евхаристическое собрание.
Они ждали и чаяли этого момента, потому что жили в предельном напряжении своих духовных сил, в любой момент готовы были к встрече с Богом.
Если этот опыт радости жизни с Богом человек не пережил, то тогда текст Откровения превращается в триллер про грядущие ужасы. Если не видишь света в конце тоннеля — впереди только мрак. Сегодня многие ищут в Церкви убежище от житейских бурь и потрясений, а заодно и гарантию здоровья и успеха в личной жизни. «Если я в Церкви, все плохое меня обойдет стороной, все хорошее непременно случится».
В такой перспективе Апокалипсис с его грозными пророчествами и обличениями становится крайне неприятной книгой. Войны, голод, горящие моря, ниспадающие звезды, моровые язвы… И приметы этого мы видим. Ничего, кроме страха перед утратой благополучия, здоровья и жизни, у человека в этом случае не остается. Мне кажется, Слова Христа о том, что Он нам не обещает житейских благ и предупреждает о возможных неприятностях, ожидающих Его Самого и его последователей, сегодня не слишком популярны.
Христиане потеряли смысл того, что значит «быть христианином». А этот смысл заключается в следовании за Христом во всем и готовности претерпеть вместе с Ним даже до смерти, как читаем мы при Крещении: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6,8). Ради этого мы и крестимся, становимся христианами. Это нас наполняет радостью, мы знаем, что итог всего — хороший.
Страдания или любовь?
У многих здесь возникает вопрос, неужели христианская жизнь заключается в терпении страданий?
Конечно, смысл христианской жизни не исчерпывается безропотным перенесением скорбей в ожидании будущей награды. Как ни странно, именно Евангелие о Страшном Суде рисует нам позитивную программу жизни христианина.
Страшный Суд описан в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31–46. И вот здесь по-настоящему страшно, безо всяких кинематографических ужасов. Страшно своей очевидностью — насколько мы далеки от того, чтобы стать по правую руку Господа.
Поэтому, пока мы живы, пока мы действуем, нужно постараться в себе, в своей жизни что-то изменить. Ведь единственное, что нас оправдывает на Божием Суде — это, в конце концов, любовь.
Если мы научились любить, т. е. не угождать себе, а служить ближнему, мы достигаем цели, становимся христианами, наследуем жизнь вечную. Если не научились, то — нет. Апостол Павел прямо говорит в 13 гл. 1Кор., что каких бы подвигов мы не совершали, каких высот созерцания бы ни достигли, какую бы веру ни имели, каких чудес бы ни сотворили, без любви мы — ничто в глазах Божиих.
Евангелие о Страшном Суде открывает нам тайну, как научиться любить: не упускай случая послужить ближнему. Накорми голодного, дай напиться жаждущему, одень раздетого, дай кров бездомному — т. е., вообще, откликайся на нужду окружающих тебя людей. И радость настигнет тебя сразу, не надо ждать конца света.
Для чего — Церковь, молитвы, заповеди, если мы оправдываемся Богом за добрые дела?
Мы хорошо знаем, что наши силы очень ограничены: мы можем напрячься на какое-то время, постараться быть «хорошими», но быстро слабеем, охладеваем. Нам нужна помощь Божия для постоянства в доброделании. Поэтому мы молимся, прибегаем к церковным Таинствам и через них получаем духовное подкрепление. Когда мы нарушаем заповеди, то есть грешим, мы стремимся ублажить себя (потом, правда, полученное удовольствие оборачивается горечью), тем самым мы укрепляем свой эгоизм. А он — противоположность любви, он разрушает любовь. Грех это всегда — приятное себе, любовь — жертва собой для другого.
Следуя путем служения ближнему, мы возрастаем в любви и достигаем главной цели христианской жизни — становимся новым человеком, формируем себя для Царства Божьего.
Ждать Христа, а не антихриста…
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах
Вопрос о том, что возможна ситуация, в которой одни спасутся, а другие не спасутся по признаку принадлежности (или не принадлежности) к истинной Церкви, вообще не ставится в Евангелии.
Вспомним слова апостола Петра, что будет «время начаться суду с дома Божия» (1Пет.4:17).
Посему мы понимаем, что разговор идет не о том, как будет происходить суд над теми, кто принадлежит к Церкви и не принадлежит, кто исполняет некие предписания и не исполняет, участвует в богослужениях и не участвует. А как раз о тех, кто принадлежит, участвует, исполняет. То есть является частью организма Церкви.
В итоге с нас снимается проблема как таковая: нам уже без надобности думать, что будет с теми, кто Церкви не принадлежит. Значит, мне кажется, мы, христиане, раз и навсегда должны перестать ставить вопрос так, как обычно привыкли слышать его в разных дискуссиях: спасутся ли крещеные, спасутся ли некрещеные, католики, протестанты, мусульмане, язычники, неверующие?… Он бессмысленный и праздный. Вопрос о спасении имеет право на существование только в контексте, насколько этот суд имеет отношение лично ко мне. И когда он ставится подобным образом, то, соответственно, острота всех остальных вопросов сводится к нулю.
Страшный Суд уже начался
Как и другие явления духовной жизни, ожидание Страшного Суда не привязано к какому-то моменту. С одной стороны, суд грядет, с другой — творится, происходит. Он являет себя в той церковной эсхатологии, в которой мы живем. Когда мы из глубины Литургии молимся, мы слышим от священника, что поминаются «вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие».
На Литургии мы присутствуем при том, когда все духовные моменты совершаются единомоментно.
Заходя в храм, мы поднимаем глаза к иконостасу и в центре Деисусного чина видим Христа Судию, восседающего на троне в окружении небесных сил во время Страшного Суда. Справа и слева от Него — Церковь в лице Божьей Матери, Иоанна Крестителя, апостолов, святителей, преподобных, мучеников, которые, воздевая руки, умоляют Христа о милости к человечеству. И получается, мы, заходя в храм, всякий раз предстоим перед Судией, перед Церковью в момент этого суда.
А исповедь — разве не образ Суда? А встреча со Христом на Святом Причастии — разве это не Суд? «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн», говорим мы, приближаясь к Чаше.
Так что Суд — это реальность нашей духовной жизни. Ежедневная, ежечасная. В утреннем и вечернем правиле — тоже нам напоминание, что всякое предстояние перед Богом, всякая жизнь человека в присутствии Бога — всегда суд.
О том, в чем Состоит суд, нам говорит Евангелие: Свет пришел в мир. И вот если человек не боится этого Света, стремится к Нему, жаждет Его, то, тем самым, он предстоит в этом Свете пред Богом как на Суде.
Наше главное молитвенное прошение — прошение о помиловании: «Господи, помилуй». Для чего мы это говорим, если нет суда?
Для чего мы говорим слова «Да придет Царствие Твое» в молитве «Отче наш», произносим седьмой член Символа веры «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца»? То есть мы призываем это Пришествие. А в молитве «Отче наш», мы просим судить нас так, как мы сами умеем прощать других: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
В духе православного триллера
Почему же мы при всем этом грядущего Страшного Суда стали ожидать лишь с ужасом, утратив предчувствие радости Встречи? За последние годы что-то поменялось в головах христиан, и мы стали ждать не Христа, а антихриста. И ужасного бояться.
Причина этому — в ложном эсхатологическом чувстве, которое родилось в нашей Церкви в девяностых годах прошлого века. Тогда появилась масса каких-то изданий из серии «Антихрист в Москве», «Пророчества старцев об антихристе» и так далее. Тема антихриста как некоего православного триллера была тогда очень востребована. В итоге люди стали ждать не Христа, а антихриста, и страх перед ним оттеснил величайшую радость ожидания Второго пришествия Христа.
Антихрист стал пониматься нами как некое надмирное чудовище, которое по своей мощности, могуществу практически равно Богу. Хотя апостол Иоанн Богослов говорит о том, что антихрист давно явился в мир. И вообще-то мы встречаем реальных апокалипсических антихристов в истории человечества чуть ли не каждое поколение и, наверное, точно — каждое столетие. Вспомните Нерона, которого Церковь в то время явно отождествляла с антихристом и даже имя его читала как три апокалипсических шестерки.
Каждый исторический период давал миру своего антихриста. Антихристом был Наполеон (так его и узнавала Церковь в то время), безо всякого сомнения настоящим антихристом был Ленин, Сталин, Гитлер… Такие антихристы еще будут появляться в нашей жизни. Более того, тот антихрист, который явится в конце времен, будет не очень сильно отличаться ото всех предыдущих. Ну, разве только будет более технически «наворочен», что даст ему возможность творить образные «чудеса». А в остальном — тот же Сталин, Нерон, Пол Пот, и другие, которые ставили себя на место Бога, принуждали людей им поклоняться, — через диктат, репрессии, отречение от Бога и уничижение человеческой личности.
Так что значительно страшнее того, что было в истории человечества, уже представить трудно. Христиане никогда этого не боялись, они понимали, что антихристы приходят и уходят, а Христос пребывает во веки.
Страшный Суд — не ответ на экзамене
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО:
Протоиерей Игорь Фомин
Судя по Евангельскому чтению от Матфея, которое читается в неделю о Страшном Суде, мы можем заключить, что Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Абсолютно все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ.
Этот ответ заключается не только в нравственном поведении человека. Из Священного Писания мы знаем, что, оказывается, нам еще необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Мы знаем из Священного Писания о том, что очень важно Таинство Причащения. Христос сказал: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53, 54)
Первоначальный ответ, первоначальный этап человека перед Богом на Страшному Суде — это дела милосердия, дела его веры, осознания, что Господь сделал для тебя и как потому ты должен поступать в этой жизни.
Думаю, что Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он.
Но, понятное дело, не стоит с самомнением заявлять: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам, у меня шансов больше…» Каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.
Мы живем духовной жизнью, чтобы быть со Христом. По словам замечательного нашего современника иеромонаха Романа (Матюшина): «Господи, с Тобой не надо рая, тесный ад с Тобою мне как рай».
Так что для нас самое главное — быть со Христом, дышать со Христом, пытаться быть Ему подобными.
Да, на Страшном Суде будут и страшно, и ужасно: мы все осознаем свою греховность и порочность. Но особенно страшно будет именно тому, кто забудет о Христе. Суд будет без милости к тому, кто не окажет милости.
Здесь мы должны в полной мере уповать на Христа, быть Его учениками. А для этого — соблюдать Его заповеди.
Говоря о Страшном Суде, мы все больше забываем, что главное будет не сам Суд, а — Встреча. Забываем потому, что с каждым годом все больше растет эгоизм, себялюбие в человечестве. Каждый все больше персонифицируется по отношению к другим и по отношению к Богу. И Бог превращается для многих в «бога в баночке». И ставится на полку рядом с банкой, в которой лежит гречка, и баночкой с наукой. И что нужно человеку, он ту банку в данный момент открывает. Поесть? Для этого — банка с гречкой. Пофилософствовать? Банка с наукой в самый раз. Чтобы быть человеком религиозным — нужно открыть баночку с богом.
А ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с Богом. Такая жизнь и предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с тобой все твои тяготы.
Процесс искажения Благовестия начался давно…
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор СПбПДА
Страх перед «концом света» и перед Страшным судом сменил радость ожидания Второго Христова пришествия, о которой свидетельствуют писания Нового Завета, не вчера. Этот страх проник в сознание христиан в результате постепенного забвения Евангелия, той Благой вести, которая была принесена людям Иисусом Христом, и развита в богословском аспекте апостолом Павлом. Процесс если не полного забвения, то существенного искажения Благовестия начался довольно давно.
Здесь не место излагать причины этого искажения. Но едва заметное начало этого процесса уходит в глубину истории Церкви, к концу первого века, когда христианство стало разрастаться по языческому миру, заменяя собой традиционные религии. Немало способствовали росту христианства многочисленные примеры мученических подвигов.
При императоре Константине Великом, в начале IV века, христианство было объявлено государственной религией и заняло прочное и довольно устойчивое положение в античном обществе. К сожалению, этот положительный процесс сопровождался и отрицательными моментами. Старое не сдавало свои позиции без боя. И в численно выросшее христианство стало с легкостью проникать ветхое сознание, старые обычаи и тысячелетние привычки из религий, отвергнутых Иисусом Христом и Его апостолами.
Новая эра человечества была ознаменована религиозной революцией, произведенной Иисусом Христом. Но, как известно из опыта, за всякой революцией следует и контрреволюция. Революция означала полную отмену древних языческих религий с их культами, более того, — означала замену ветхозаветного Закона Евангелием Царствия Божия. Но контрреволюция, происходившая в мыслях и поведении людей, постепенно восстанавливала многие признаки ветхих религий (язычества и иудейства), которые тысячелетиями впитывало в себя сознание сотен поколений, проникая, можно сказать, в человеческое подсознание. Так просто от этого избавиться невозможно.
О двух гражданствах
И сегодня люди, которые называют себя христианами, если трезво посмотреть на них с точки зрения Нового Завета, на самом деле глубоко проникнуты языческими или ветхозаветными чувствами и представлениями. Особенно наглядно это проявлялось в варварские времена распада Римской империи и в Средние века в Европе. Глубоко духовные мысли о Боге, о посмертном существовании в единении со Христом сменились примитивными антропоморфными представлениями о Боге, наивным уподоблением Суда Божия суду человеческому, после которого следует либо заслуженная награда, либо заслуженное наказание.
Причем последнее устрашало особенно и мыслилось не иначе как в образах земных казней, садистских мучений, столь характерных для древнего и средневекового мира с его кострами, пытками, раскаленными сковородами и так далее. То есть из реальной жизни и из языческого подсознания образы проникали в сознание и даже в богословие, мало-помалу подменяя собою Христово Евангелие, радость которого исчезала, уступая место культовому обрядоверию и страху.
Вот прекрасный пример из Нового Завета — небольшое Послание святого апостола Павла к Филиппийцам. Апостол находится в заключении, его ожидает имперский суд и возможная казнь. Но приглядитесь: как часто звучит в этом послании слово «радость». «Радуйтесь, — увещевает филиппийцев Апостол, — и еще говорю: радуйтесь!» (Флп. 4:4).
В этом же послании он писал: «Наше жительство [буквально: гражданство] — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20). Иначе говоря, христиане имеют два гражданства. Одно гражданство земное, «царствие кесаря», как его ни называй, хоть президента Путина. Другое гражданство — небесное, Царствие Божие. Конечно, человеку иногда бывает трудно сознательно выбрать, законам какого «царства» надо следовать. Понятно, что земное царство с его законами необходимо и неизбежно, поскольку мы живем в этом грешном мире. Но есть другие «законы», законы Царства Божия, изложенные Иисусом Христом хотя бы в Его Нагорной проповеди.
Пока человек живет своей земной жизнью, эта самая жизнь то и дело ставит его в ситуацию выбора: законам какого гражданства надо следовать. Человек постоянно пребывает в состоянии некоего кризиса. Это греческое слово означает «суд». Человек стоит перед судом: куда повернуть? Пример мучеников и исповедников показал нам, что в критических ситуациях они выбирали следование воле Божией, а не велениям земных властей. Для человека такой выбор подчас бывает трудным и почти неразрешимым. Страшно ослушаться земных властей. Но страшно и непослушание Богу.
Но Господь Иисус Христос, зная об этой трудности и о слабости человека, в Своем Евангелии сказал утешительные и ободряющие слова: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:19–20)
Евангельское просвещение против страха «сковородки»
Мы начали разговор о страхе, который сменил изначальную радость. Но христианское Слово Божие говорит нам словами апостола Павла, что бояться-то нечего! Вот замечательное место из Послания к Римлянам: Мы «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. … Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». (Рим. 8:28–34).
Так что страха у тех, кто шел за Христом, не было. Конечно, были и земные горести и скорби. От них никуда в этом мире не деться. Каждый несет свой крест. Но если жизнь будет с Богом, если крест несется со Христом, то все земные скорби преодолимы, ибо над всеми ними сияет радость Воскресения и вечного блаженства. Это состояние радости даруется Духом Святым.
Читая апостольские послания, мы наглядно видим, что первые христиане жили именно одухотворенной, харизматической, жизнью. Увы, прошло не так уж много времени, как многое из этой первоначальной одухотворенности было утрачено. Обряды, уставы, законы, календари, — всё как в язычестве, как в Ветхом Завете, — во многом вытеснили начальную свободу и радость. Ну, а где законы и уставы, там и их нарушения. А где нарушения, там и страх наказаний… Отсюда и «сковородки». Какая уж там радость!
Что же делать? Единственный путь — Евангельское просвещение, миссия, которая должна начаться с самой Церкви. Ведь всем известны стократно повторяемые слова о том, что Русь была крещена, но не просвещена.
Сейчас вот много пустословят о конце света, совершенно не понимая, что это такое. Гадают о временах и сроках наступления этого «конца». Хотя Слово Божие строго-настрого запрещает такие гадания и прогнозы. Действительно, кому кроме Господа Бога ведомо, когда будет «конец» — завтра или через много миллиардов лет?
Одно непреложно — наша личная жизнь вместе со всем, что в этой жизни — рано или поздно закончится. Это для каждого из нас и будет «концом света». Конечно, земной инстинкт жизни внушает нам страх перед концом. Но христианская вера в искупительный подвиг Сына Божия, подкрепляемая благодатью жизни в Святом Духе, дает человеку со спокойной уверенность ожидать этого «конца» и даже радоваться встрече со Христом Воскресшим.
Другой вопрос — а что же будет с теми, к кому эта вера не пришла и долго еще не придет по разным причинам? Только для чего такой вопрос задавать себе, если ответ на него знать мы никак не можем? Более того, предвосхищать судьбы людей, кем бы они ни были, и предвосхищать Суд Божий — значит кощунственно ограничивать свободу и независимость Бога как Судии. Нам же дано только знать, что Господь — милосерден…