Прямоезжая дорога что это
Значение слова «прямоезжий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЯМОЕ’ЗЖИЙ [ежьжи], ая, ее (нар.-поэт.). О дороге, пути: прямо. Доро́гой прямоезжею.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прямое́зжий
1. нар.-поэт. прямой, идущий напрямик (о дороге)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова неофашистский (прилагательное):
Синонимы к слову «прямоезжий»
Предложения со словом «прямоезжий»
Цитаты из русской классики со словом «прямоезжий»
Сочетаемость слова «прямоезжий»
Понятия, связанные со словом «прямоезжий»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «прямоезжий»
С прямоезжего тракта вот в вашу сторону свернул…
Уже в русских народных сказках инвариантом выбора судьбы стала прямоезжая дорога, которую и выбирали богатыри.
Синонимы к слову «прямоезжий»
Сочетаемость слова «прямоезжий»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Древние прямоезжие дороги хорошо видны с современных спутников
Точную дату появления первых прямоезжих дорог не может назвать никто. По некоторым оценкам историков, примерный период появления наиболее известной в истории России прямоезжей дороги относится к 6-9 векам. Начиналась она в Суздале и простиралась до реки Москва, а протяженность её составляла около 220 верст. Уже в 12-м веке эта дорога была продлена до Киева, и произошло это благодаря Владимиру Мономаху. В 12-13 веках дорога имела большое экономическое, культурное и военное значение. Кроме того, она была защищена от нападения врагов густыми лесами и городскими строениями. Однако в 1238 году нападение Батыя превратило этот дорожный путь в полотно для свободного перемещения богатств России в Орду.
В 17-18 веках началось строительство и развитие сухопутных дорог на Руси. Центром дорожной сети была Москва. От нее дороги вели во все направления: на Архангельск, Великий Устюг, на Киев, на Нижний Новгород, на Рязань, на Ржев, Кашин, Вязьму, Тверь и т.д. Со временем аналогичные дорожные сети стали исходить из всех больших городов.
С ростом владений Российской империи, поднятием экономики и существенном развитии дорожных сетей были созданы руководящие органы – «Приказы». В 1516 году появился Ямской приказ, который стал главным органом государственного контроля за почтовыми и грузовыми перевозками до 1730 года.
Грунтовая дорога с отдельными бревенчатыми настилами стала строиться при Петре I в 1705 году. Первая дорога, мощенная щебнем, появилась в 1817 году, а спустя 3 года по ней проехал первый дилижанс. В 1834 году ее назвали Московским шоссе.
На дорогах устанавливались верстовые столбы, на которых указывалось расстояние до ближайших населенных пунктов или специально оборудованных станций, где путешественники могли остановиться на ночлег, поменять лошадей и пополнить продовольственные запасы.
Во времена СССР дороги строились более активно на всей территории, осваивались новые пространства. Старшее поколение хорошо помнит проекты века — строительство БАМа (Байкало-Амурской Магистрали) и Транссиба (Транс-Сибирской магистрали). Современные дороги строились с помощью новых материалов и технологий, в том числе с помощью гравия, бетонных плит, асфальта и т.д.
С появлением новых цифровых технологий, когда снимки со спутников стали общедоступны, люди начали замечать «дороги», «борозды», «просеки в лесу» и странные следы на поверхности планеты, а также на дне океанов. Многим таким «странностям» можно найти объяснение при сопоставлении с картами строительства ЛЭП (линий электропередач), газопроводов и нефтепроводов, но некоторые так и не поддаются объяснению. Существует гипотеза, что благодаря спутниковым снимкам мы можем наблюдать следы предыдущих цивилизаций, живших на нашей планете и сильно опережавших нас в технологическом развитии.
Комментарий Ивана Клизонова к фильму
Стилистика комментария немного исправлена — замечание автора статьи.
Важно помнить, что прокладка 90% ЛЭП производилась при СССР, а эти километровые вечно незарастающие просеки — это дороги, они были и раньше. Тысячи таких древних дорог, на которых и в помине ничего нет — ни ЛЭП ни труб, ни чего-то другого.
ЛЭП строили там, где было удобнее прокладывать линии и не нужно было пилить деревья, избавляться от кустарников. В этих местах и сейчас никто не убирает кустарники, не пилит деревья, поскольку они на этих местах сами не растут. Иначе весь бюджет страны уходил бы только на рубку леса и облагораживание территории ЛЭП.
У нас в стране, извините, дороги чаще всего делают как Бог на душу положит — вкривь, да вкось. А на видео просеки прорезают лес прямо, и если сверяться со спутником — с точностью до сотой доли угла на 50 км. Для такой точности недостаточно карманного GPS — там погрешность от 2 метров до 10. Для прокладки таких идеально ровных направляющих линий нужно профессиональное оборудование с точностью менее метра и обязательно спутниковое. При СССР подобные возможности появились только в 80-е годы и позднее у военной разведки. В гражданском деле в СССР максимум на что можно было рассчитывать — это на материалы аэрофотосъемки. А при прокладке ЛЭП идеальная точность не преследовалась. Обратите внимание, что в этих просеках, там где современный человек что-то строит, даже столбы электропередач стоят криво. При этом просека стрижена идеально…
На данный момент ни одна дорожная компания не может сделать дорожное полотно идеально ровным даже на отрезке 1-2 км. А тут сотни километров с идеальными направлениями линий.
Я лично видел такие дороги — деревья на них не растут. Максимум, что попадается — это кустарник высотой с человека. Раскопы в таких просеках показали, что на глубине 1,5-2 метров заложено плоское каменное основание. Каждый может проверить это без особого труда — во всех районах России таких заброшенных дорог довольно много.
В качестве примера: на Черноморском побережье, в районе Туапсе, есть городок Шепси — от него до Лазаревской идет идеально ровное полотно просеки на котором установлена ЛЭП. Идущие рядом железнодорожные пути и дорога идут как угодно криво, а ЛЭП проложена идеально десятки километров. И эти просеки идут по всему Краснодарскому краю даже туда, где современный человек не ведёт никакой деятельности. В тех же районах, в горах, находятся и геоглифы гигантских размеров, которые увидеть можно только из космоса.
Примеры прямоезжих дорог на картах
Город Александров, Владимирская область. Вокруг города несколько таких дорог.
Балашиха — дорога с востока и упирается в жилые районы на окраине Москвы.
Фильм Валерия Иванова «Древние дороги прямоезжие»
Древние прямоезжие дороги хорошо видны с современных спутников
Точную дату появления первых прямоезжих дорог не может назвать никто. По некоторым оценкам историков, примерный период появления наиболее известной в истории России прямоезжей дороги относится к 6-9 векам. Начиналась она в Суздале и простиралась до реки Москва, а протяженность её составляла около 220 верст. Уже в 12-м веке эта дорога была продлена до Киева, и произошло это благодаря Владимиру Мономаху. В 12-13 веках дорога имела большое экономическое, культурное и военное значение. Кроме того, она была защищена от нападения врагов густыми лесами и городскими строениями. Однако в 1238 году нападение Батыя превратило этот дорожный путь в полотно для свободного перемещения богатств России в Орду.
В 17-18 веках началось строительство и развитие сухопутных дорог на Руси. Центром дорожной сети была Москва. От нее дороги вели во все направления: на Архангельск, Великий Устюг, на Киев, на Нижний Новгород, на Рязань, на Ржев, Кашин, Вязьму, Тверь и т.д. Со временем аналогичные дорожные сети стали исходить из всех больших городов.
С ростом владений Российской империи, поднятием экономики и существенном развитии дорожных сетей были созданы руководящие органы – «Приказы». В 1516 году появился Ямской приказ, который стал главным органом государственного контроля за почтовыми и грузовыми перевозками до 1730 года.
Грунтовая дорога с отдельными бревенчатыми настилами стала строиться при Петре I в 1705 году. Первая дорога, мощенная щебнем, появилась в 1817 году, а спустя 3 года по ней проехал первый дилижанс. В 1834 году ее назвали Московским шоссе.
На дорогах устанавливались верстовые столбы, на которых указывалось расстояние до ближайших населенных пунктов или специально оборудованных станций, где путешественники могли остановиться на ночлег, поменять лошадей и пополнить продовольственные запасы.
Во времена СССР дороги строились более активно на всей территории, осваивались новые пространства. Старшее поколение хорошо помнит проекты века — строительство БАМа (Байкало-Амурской Магистрали) и Транссиба (Транс-Сибирской магистрали). Современные дороги строились с помощью новых материалов и технологий, в том числе с помощью гравия, бетонных плит, асфальта и т.д.
С появлением новых цифровых технологий, когда снимки со спутников стали общедоступны, люди начали замечать «дороги», «борозды», «просеки в лесу» и странные следы на поверхности планеты, а также на дне океанов. Многим таким «странностям» можно найти объяснение при сопоставлении с картами строительства ЛЭП (линий электропередач), газопроводов и нефтепроводов, но некоторые так и не поддаются объяснению. Существует гипотеза, что благодаря спутниковым снимкам мы можем наблюдать следы предыдущих цивилизаций, живших на нашей планете и сильно опережавших нас в технологическом развитии.
Фильм Валерия Иванова «Древние дороги прямоезжие»
Часть 1
Часть 2
Комментарий Ивана Клизонова к фильму
Стилистика комментария немного исправлена — замечание автора статьи.
Важно помнить, что прокладка 90% ЛЭП производилась при СССР, а эти километровые вечно незарастающие просеки — это дороги, они были и раньше. Тысячи таких древних дорог, на которых и в помине ничего нет — ни ЛЭП ни труб, ни чего-то другого.
ЛЭП строили там, где было удобнее прокладывать линии и не нужно было пилить деревья, избавляться от кустарников. В этих местах и сейчас никто не убирает кустарники, не пилит деревья, поскольку они на этих местах сами не растут. Иначе весь бюджет страны уходил бы только на рубку леса и облагораживание территории ЛЭП.
У нас в стране, извините, дороги чаще всего делают как Бог на душу положит — вкривь, да вкось. А на видео просеки прорезают лес прямо, и если сверяться со спутником — с точностью до сотой доли угла на 50 км. Для такой точности недостаточно карманного GPS — там погрешность от 2 метров до 10. Для прокладки таких идеально ровных направляющих линий нужно профессиональное оборудование с точностью менее метра и обязательно спутниковое. При СССР подобные возможности появились только в 80-е годы и позднее у военной разведки. В гражданском деле в СССР максимум на что можно было рассчитывать — это на материалы аэрофотосъемки. А при прокладке ЛЭП идеальная точность не преследовалась. Обратите внимание, что в этих просеках, там где современный человек что-то строит, даже столбы электропередач стоят криво. При этом просека стрижена идеально…
На данный момент ни одна дорожная компания не может сделать дорожное полотно идеально ровным даже на отрезке 1-2 км. А тут сотни километров с идеальными направлениями линий.
Я лично видел такие дороги — деревья на них не растут. Максимум, что попадается — это кустарник высотой с человека. Раскопы в таких просеках показали, что на глубине 1,5-2 метров заложено плоское каменное основание. Каждый может проверить это без особого труда — во всех районах России таких заброшенных дорог довольно много.
В качестве примера: на Черноморском побережье, в районе Туапсе, есть городок Шепси — от него до Лазаревской идет идеально ровное полотно просеки на котором установлена ЛЭП. Идущие рядом железнодорожные пути и дорога идут как угодно криво, а ЛЭП проложена идеально десятки километров. И эти просеки идут по всему Краснодарскому краю даже туда, где современный человек не ведёт никакой деятельности. В тех же районах, в горах, находятся и геоглифы гигантских размеров, которые увидеть можно только из космоса.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Какая дорога самая древняя на Руси
19-01-2009, 03:27 | Открываем историю / Новый взгляд на историю | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (11 293)
Какая дорога самая древняя на Руси
«Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
Ай окольно ей цела тысяща».
(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)
Говорят, что все дороги идут из Москвы и начинаются от Кремля. Древняя прямоезжая дорога — исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад — юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней: на владимирщине, в Ногинском районе Подмосковья, Измайловский массив, Лосиный остров, Сокольники.
Длина дороги примерно 220 верст. Дорога шла единственно-возможным путем. Ей тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами северо-восточной Руси. Они пришли сюда из северозападных Новгородских земель. Историки (Карамзин, Соловьев и др.) утверждают, что это происходило в VI—IX веках. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля, вожделенную мечту славян-земледельцев.
Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.
На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой “окающий” говор, тогда как у вятичей говор был “акающий”. Различие говоров сохранилось до нашего времени. Граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком “окающие” или “акающие”.
Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже раньше бывали суздальцы, добираясь по воде; туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Это был тупик. Дальше была земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось “Землей Вятичей”, а леса “Брынскими”. Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-восточную Русь киевские князья называли Залесской.
Владимир Мономах в своем “Поучении” детям писал, что прошел в Залесскую Русь “сквозь вятичей”. Мономах прошел Брынские леса напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных “князьков”. Произошло это в 1101—102, когда он прибыл в Залесскую землю.
Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Значит можно предположить, что дорога была уже известна в XI веке, но только благодаря Мономаху она получила в самом начале XII века продолжение на Киев.
А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.
В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами.
Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.
Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл “заступник земли русской” Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге — Стромынская.
Стромынский монастырь был основан в 1380 году по обету и на средства великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и медленно двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром суверенных и разрозненных княжеств, как во времена Батыя. Димитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Он разгромил врага наголову (“Мамаево побоище”), но и сам понес большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.
Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.
Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.
Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление- продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Александров-Иваново.
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ответ на поставленный вопрос «почти никак» был бы самым близким к истине, хотя и не описывающим всего многообразия действительности. Однако, прежде следует уяснить главное: долгое время после римлян мало кто мог позволить себе масштабное дорожное строительство. Почему? Да потому, что строительство дорог требует огромной концентрации людских сил и ресурсов, чем похвастаться раннесредневековые государства ни в западной, ни в восточной Европе не могли. В Риме дороги строили тысячи человек. Благо дети марса имели огромные (по тем временам) экономические возможности. Они могли позволить себе загонять на «стройки социализма» тысячи легионеров и такие же тысячи рабов.
Западным европейцам в этом отношении повезло. Рим рухнул, легионеры разбежались, а дороги остались. В восточной части континента такого «богатства» для варварских на тот момент народов римляне не оставили по понятным причинам. Поэтому долгое время главной «дорогой» для наших предков была река. Именно по рекам осуществлялось сообщения между крупнейшими центрами Древнерусского государства. По ним же раннефеодальная держава Рюриковичей общалась и с внешним миром.
Конечно, какие-никакие дороги появлялись самым простым путем: они протаптывались путешественниками за многие поколения. Первое упоминание о каком-либо организованном дорожном строительстве на Руси восходит к X веку. В Лаврентьевской летописи был записан призыв киевского князя Владимира Святославовича (Красно Солнышко): «Требите пути и мостите мосты». Датируется запись 980-1015 годами. Летописное упоминание совпадает с находками документов, касающихся дорожного строительства, в первую очередь – чеков на оплату. Первые русские дороги создавали с использованием дерева, создавая жердевой настил из веток и бревен.
В период с X-XII веков наши предки старались соединять дорогами самые значимые населенные пункты. Так же дороги на некоторое удаления тянулись в Великую Степь к кочевым соседям. При этом «прямоезжих» дорог на Руси было немного. Связано это было с простотой технологии и сложностью строительства. Как правила, мощеная деревом дорога тянулась еще некоторое время после выхода из города, а затем обрывалась и превращалась в грунтовую.
Важным этапом в развитии русского дорожного строительства стал приход татар и установления на Руси ига. Положительным моментом стал тот факт, что завоеватели создали первую систему почтовых станций вдоль дорог – ямов. Усиленное строительство (мощение деревом) дорожных трактов на Руси будет связано с процессами централизации государства вокруг Москвы. В XIV при Иване Калите дорог становится больше, а сами дороги (тракты) становятся куда шире. В XV веке появляется и собственная почтовая служба вдоль крупнейших трактов. Ямские станции устанавливаются между городами с шагом в 40-100 верст.
Однако, все это время дороги строились «по заветам предков» и по сути «волевым усилием». Системный характер дорожное строительство в землях восточных славян принимает уже только во времена Московского царства. В 70-е годы XVII века в стране вводится ямская пошлина для сбора денег на дорожное строительства, при планировке дорог начинают использовать первые научно выверенные методы, кроме того, на смену дереву начинает приходить камень.
В продолжение темы читайте о том, почему на Руси всегда были цари, а в Европе – короли : в чем отличие названий монархов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
- Прямое шерстяное платье с чем носить
- Прямоезжая что это значит