Посылка возврату не подлежит что это такое
Письмо возврату не подлежит
Понимание тонкостей оформления почтовой корреспонденции позволяет участникам почтового сообщения правильно применять рабочие инструменты Почты России и не переплачивать за услуги. Речь идет, в том числе об опции «Возврату не подлежит».
Что обозначает данная отметка
Эта пометка означает, что письмо, которое переслал отправитель, не должно к нему возвратиться в случае его неполучения адресатом. Правило касается не только писем, но и других почтовых зарегистрированных отправлений. К ним относятся посылки, бандероли, заказные письма и т.д.
Ситуации, когда отправленное письмо не требуется отправителю, связаны в основном с отсутствием его юридической ценности или содержания в нем важных сведений, изложенных на бумаге.
Опцию отказа от возврата письма необходимо оформить. Для этого отправитель проставляет в адресной строке отметку, что корреспонденция не подлежит возврату. Принимая письмо, операционист делает рабочую пометку в информационной системе, при оплате услуги информация автоматически отображается в чеке.
Юридические лица, оформляя партионные отправления, делают отметку в строке формы № 103 в рамках договора на оказание услуг. Там же может сделать отметку и физическое лицо в рамках публичного договора.
Дальнейшая судьба невозвратной корреспонденции
Письма и посылки, имеющие отметку «Возврату не подлежит» после окончания срока хранения корреспонденции в отделении передают на сохранение в специальную почтовую кладовую. Не врученная корреспонденция хранится там еще месяц, а затем уничтожается.
Порядок обработки, а также уничтожения невостребованных и не подлежащих возврату отправителю писем и бандеролей, регламентируется приказом № 465 по Почте РФ, подписанным в декабре 2018 года. Документ называется «Порядок обработки внутренних регистрируемых почтовых отправлений, не полученных отправителем».
Защита от мошенников
Нередко отметку о ненужности возвращения отправления ставят на письмах, которые рассылают мошенники. Схема обмана проста: пообещать получателю прислать дорогостоящие товары за копейки. Получатель приходит на почту с желанием забрать обещанный товар, а видит подозрительный мятый конверт.
Бывает, что мошенники обязывают доверчивых граждан оплачивать посылку, угрожая различными санкциями. Иногда сотрудники почты некомпетентны в этом вопросе и убеждают оплатить «кота в мешке».
Этого делать не следует! Если на непрезентабельной посылке присутствует надпись «Возврату не подлежит», скорее всего, там мусор, который даже не стоит того, чтобы его пересылать обратно.
Полезно/ Особенности отказа от посылки с наложенным платежом или без него
Особенности отказа от посылки с наложенным платежом или без него
Заказ товаров из интернета – распространенная практика среди россиян, ведь это позволяет получить качественный товар по адекватной цене. Чтобы защититься от мошенничества продавцов, все чаще используется наложенный платеж, когда стоимость товара оплачивается на почте при получении посылки. Таким образом, клиент не покупает «кота в мешке», но вместе с тем должен знать, как можно отказаться от посылки, отправленной наложенным платежом.
Вероятные причины отказа от посылок на почте
Для того чтобы отменять получение отправления, не нужны особые причины, но все же следует разобраться, когда такая необходимость появляется. Таким образом, выделяется ряд таких поводов, приводящих клиента к отказу от получения пришедшей посылки:
Посылка может быть возвращена в любое время, пока клиент не оплатил ее, причем такая возможность сохраняется даже в том случае, если внутри лежит товар, который не подлежит возврату по закону. Прежде всего, это возможно потому, что услуга почты не предполагает распоряжение товаром, и предприятие не несет ответственности за то, что находится внутри. Кроме того, пока покупатель не получил отправление и не оплатил его, сделка купли-продажи остается незавершенной.
Во втором случае владельцем содержимого остается продавец, и он не может предъявить никаких претензий человеку, который не забрал товар. Впрочем такая возможность есть в плане доставки, ведь ее оплата со стороны отправителя состоялась, и вследствие отказа он понес материальный ущерб.
Нужно ли объяснять причину отказа
Закон не предполагает формулировки конкретной причины отказа в оплате наложенного платежа и приема посылки, но при официальном нежелании забирать ее в акте возврата нужно будет указать этот момент. Основным нормативным актом при этом будут Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России под номером 234 от 31.07.2014.
В его пункте 44 прописана возможность адресата отказаться от посылки, лежащей на почте, при этом ставится отметка на извещении или самом отправлении. В нормах не прописано, что клиент должен объяснять причину этого или писать объяснение, поэтому процедура упрощается.
Отказ от посылки с наложенным платежом
Если человек не имеет желания или возможности оплатить посылку или банально ее забрать, он может воспользоваться двумя способами. Прежде всего, он может прийти в отделение связи и в письменной форме отказаться от посылки наложенным платежом. Сам клиент или оператор почты ставит пометку в извещении, а отказник должен оплатить обратную пересылку. При отсутствии описи вскрытие не проводится, поэтому ориентироваться нужно на размеры и состояние коробки.
Но есть и другой вариант, при котором человек не будет оплачивать отправку. Он заключается в том, чтобы просто проигнорировать пришедшее уведомление о наличии посылки в отделении. Даже если оно предоставлялось под роспись, при игнорировании не будет взиматься никаких денег и штрафов. То есть, отправление через 30 дней автоматически будет отправлено продавцу, без уведомления об этом получателя.
Что будет, если отказаться от обычной посылки
Обычная посылка подчиняется тем же правилам, что и вариант с наложенным платежом, поэтому отказ от нее приводит к тем же последствиям. Нет никакого различия, кроме того, что расходы на доставку будут ниже. Но если обычная посылка будет приходить с товаром, это означает, что клиент совершил предоплату и при отказе вполне может потерять перечисленные деньги. Это неприемлемо, поэтому при невозможности получать посылку нужно, прежде всего, связаться с продавцом.
Объяснив ему ситуацию и то, что товар не был получен, можно попросить возврата денег в полном объеме, за вычетом расходов, которые сторона понесла на первоначальную отправку груза. Обычно с этим проблем нет, но при категоричном отказе сделать возврат таким образом клиент может подать жалобу в Роспотребнадзор, тогда продавца ждут проверки и штрафы.
Возможные проблемы при отказе от посылки
Если покупатель явился на почту и написал официальный отказ, то расходы на обратную переправку посылки будут возложены на него. Он должен оплатить полную стоимость отправки, и после этого со стороны почты ему не будет грозить ничего. Но если был выбран путь игнорирования, то вполне могут возникать дополнительные проблемы:
Важно! На деле столкнуться даже с занесением в черный список достаточно сложно, это применяется только в тех случаях, если клиент систематически не забирает посылки, то есть является проблемным. Судебные иски в адрес покупателя и вовсе не встречаются, хотя такое право имеется. Ведь, несмотря на ущерб, обычно он не настолько большой, чтобы обращаться за его компенсацией, а расходы на доставку все равно включаются в стоимость продукции.
Более того, вину потребителя в такой ситуации еще нужно доказать, а сделать это достаточно сложно. Получится, что продавец потратил деньги на пошлину для суда, юридическое сопровождение и не имеет гарантий, что средства ему вернут. Часто пересылка стоит меньше, чем сама пошлина, и магазину проще возместить потери из оборота.
Каждый человек, которому пришла посылка с наложенным платежом, имеет возможность отказываться от нее без объяснения причин. Как вариант, можно лично прийти и написать отказ, но тогда оплачивается обратная отправка, в ином случае вполне можно проигнорировать уведомление и попросту не забирать посылку. В любом случае такое право имеется и оно даже подкреплено правилами почтовой связи, поэтому им можно пользоваться.
Отказ от посылки наложенным платежом
Увеличение числа покупок удаленным способом, в том числе через интернет, все больше привлекает покупателей со всех уголков страны. Главными преимуществами для клиента становится безграничный выбор товаров и лояльные цены. Но вместе с ростом популярности интернет-магазинов увеличивается и число мошенников, которые хотят заработать на доверчивых покупателях.
Именно поэтому многие клиенты предпочитают осуществлять покупки, воспользовавшись услугой наложенного платежа. Это связано, прежде всего, с тем, что заказчик страхует себя от денежных потерь, возникающих после взаимодействия с недобросовестным продавцом.
Нормативная база
Согласно российскому законодательству покупки в интернет-магазинах регулируются такими нормативными актами:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
В соответствии со статьей 26-1 ФЗ «О защите прав потребителей», покупатель имеет право отказаться от посылки при получении или по прошествии 7 дней. В отдельных случаях за клиентом сохраняется право возврата купленного товара до 3 месяцев (если условия возврата не были оговорены заранее).
Суть наложенного платежа
Суть услуги заключается в том, что клиент делает заказ, не внося предоплаты. Платеж производится только после получения посылки в отделении почты, причем к сумме самого заказа прибавляется стоимость доставки и плата за пересылку денежных средств продавцу.
Алгоритм покупок наложенным платежом состоит из нескольких простых этапов:
Покупатель может передумать и отказаться от посылки наложенным платежом до того момента, как заказ будет отправлен. В такой ситуации лучше заранее уведомить об этом, выбрав любой удобный способ связи.
Можно ли отказаться от посылки на почте без вскрытия?
Есть важный нюанс процедуры, о котором не все знают. Клиенты отдают предпочтение покупкам в виде наложенного платежа через интернет-магазин, поскольку думают, что смогут осмотреть товар, и только потом оплатить. Однако право вскрытия предоставляется только после передачи всей суммы заказа кассиру на почте.
Можно отказаться от посылки наложенным платежом, не вскрыв её, основываясь только на внешние признаки, например, завышенная сумма заказа, неправильно указанный вес или сомнительное содержимое посылки.
До оплаты возможно лишь проверить целостность упаковки и соответствие фактического веса тому, что указан отправителем. Если замечаний по внешнему виду посылки у получателя нет, то претензии относительно содержимого не принимаются.
Получается, что наложенный платеж гарантирует только факт прибытия посылки, но никак не её содержимое.
Возврат посылки после вскрытия
Вскрыть коробку и проверить качество прибывшего товара получатель может только после оплаты посылки. Однако если при получении по каким-либо внешним признакам гражданин определил возможный брак или несоответствие, то вместе с сотрудниками почты составляется акт и вскрывается посылка.
При этом оплата заказа не взимается с получателя до проведения осмотра. Если после проверки оказалось, что с товаром все в порядке, то сумма наложенного платежа взимается, а сам акт аннулируется.
Добросовестный продавец может вложить в посылку опись содержимого и воспользоваться услугой Почты России опись вложения. В этом случае также происходит вскрытие посылки вместе с почтовым работником, а платеж производится после проверки содержимого посылки.
Если после осмотра окажется, что в товаре есть брак, недостача или несогласованная замена, то сотрудник почты составляет акт, который подписывается руководителем и сотрудником почты, вскрывавшим посылку, а также адресатом. Дальше товар возвращается на приемное отделение почты для вручения отправителю.
Чтобы убедиться в том, что продавец не совершил обманное действие, отправив совершенно другой товар, многие покупатели вскрывают посылку сразу после оплаты на почте. Однако это не поможет восстановить справедливость сразу, и сотрудники отделения связи не смогут принять претензию по оплате наложенного платежа. В этом случае поможет только обращение в правоохранительные органы для выявления факта мошенничества.
Если содержимое посылки не соответствует заказу
Несмотря на видимую привлекательность покупок в интернет-магазинах, сложность выбора для клиентов заключается в отсутствии возможности рассмотреть товар, оценить его качество. Основанием для принятия решения о приобретении становятся только фотографии и описание объекта, представленные на сайте продавца.
Поэтому права потребителей защищаются законом с соответствующим названием. Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» (статья 26-1) потребитель имеет право отказаться от товара в течение семи дней после получения. Если в договоре между продавцом и покупателем изначально не были установлены возможные сроки возврата, то максимальный период для принятия клиентом решения об отказе составляет 3 месяца.
Товар надлежащего качества
Товар, который возвращается не по причине плохого качества или брака, должен сохранить презентабельный вид и изначальные свойства к моменту отправки продавцу. При этом у покупателя посылки наложенным платежом должны сохраниться документы, подтверждающие факт продажи – чеки, квитанции. Если подобных документов у клиента не сохранилось, он имеет право другими способами доказать факт приобретения имущества у конкретного продавца.
Процедура возврата посылки наложенным платежом в интернет-магазин состоит из трех этапов:
Комиссию за пересылку денег обратно покупателю оплачивает продавец.
Запрещено возвращать продукцию, изготовленную под заказ клиента, или предназначенную для личного пользования.
Товар с браком
Если купленный объект не удовлетворил ожидания потребителя по качеству, он может ожидать от продавца один из вариантов компенсации:
Главное, действовать согласно законодательству и соблюдать установленные сроки. В этой ситуации почтовое отделение выступает лишь посредником между участниками сделки. В обязанности сотрудников входит принятие оплаты и выдача посылки наложенным платежом клиенту по поручению отправителя.
Последствия отказа
По сути, клиент может отказаться от получения посылки наложенным платежом двумя способами:
Конечно, правильнее явиться на почту и написать официальный отказ. Но в таком случае расходы за пересылку будут возложены на клиента. Если действовать по второму сценарию, то получатель не понесет никаких расходов сразу, но продавец имеет право обратиться в суд для взыскания компенсации.
В реальности такие дела редко доходят до суда, поскольку суммы доставок обычно не столь велики, а продавец еще должен доказать факт нарушения со стороны покупателя. К тому же в сумму заказа часто заранее включена стоимость доставки.
Нюансы
Такой вид продаж повышает доверие потенциальных потребителей к выбранному интернет-магазину, поскольку они в этом случае не сталкиваются с главным риском удаленных продаж, когда фирма пропадает после получения денег. Другим весомым преимуществом для клиента становится экономия времени на оплату товара, поскольку она будет совпадать с временем получения.
Единственный недостаток посылки наложенным платежом – повышение конечной стоимости товара. Но таким способом покупатель платит за свое спокойствие.
С другой стороны, услуга доставки наложенным платежом сопряжена с определенными рисками для продавца, например:
Представители фирм, занимающихся удаленной торговлей, знают о рисках и возможном ущербе от действий недобросовестных клиентов. Поэтому для снижения вероятности отказа сотрудники сами звонят клиентам, чтобы дополнительно обсудить детали сделки или сообщить о прибытии посылки наложенным платежом в отделение связи. Однако это не всегда гарантирует порядочность покупателя.
Наложенный платеж – это процедура, в какой-то степени выгодная для обоих участников сделки. Покупатель уверен, что его деньги не исчезнут в неизвестном направлении, а продавец обретает лояльных клиентов, и расширяет рынок сбыта. Хотя такой вид взаимодействия ни к чему не обязывает покупателя, и он легко может отказаться от посылки, в интересах обеих сторон договориться мирно.
Как вернуть деньги за посылку
По закону покупатель вправе вернуть деньги за посылку и компенсировать расходы, если товар доставлен с браком или не соответствует ожиданиям человека. Законы РФ защищают потребителей и позволяют им требовать от продавца возврата полной суммы при нарушении условий сделки. Ниже рассмотрим, в каких случаях можно вернуть деньги за посылку, что для этого потребуется, и какие шаги необходимо соблюдать.
Позиция закона и основания для возврата
В законодательстве России выделяется несколько законов, регулирующих совершение сделок в магазинах с помощью Интернета. К таковым можно отнести:
Вернуть деньги за посылку наложенным платежом или за продукцию, предварительно оплаченную покупателем, можно в нескольких случаях:
Продавец, в свою очередь, вправе предложить альтернативные способы решения конфликта — устранение дефектов за счет компании-продавца, замена, уменьшение цены и т. д.
При получении товара наложенным платежом человек может передумать совершать покупку. В таком случае он вообще не приходит на почту, а посылка через некоторое время возвращается продавцу.
Вне зависимости от причины возврата, стороны должны следовать законам РФ и учитывать сроки. В таких обстоятельствах почта — всего лишь посредник, в функции которого входит пересылка покупки и денег.
Наложенный платеж и возможные риски
Сегодня многие люди предпочитают покупать наложенным платежом. Особенность в том, что оплата происходит не заранее, а уже после получения отправления на почте. При выборе такого способа главные риски ложатся на магазин, ведь он отправляет заказ, а деньги получает спустя несколько дней или не получает вовсе (если клиент отказался от посылки).
Процесс взаимодействия проходит в несколько этапов:
Такой вид сделки удобен покупателю, ведь таким способом он снижает риск обмана со стороны интернет-магазина. Деньги передаются не виртуальному продавцу, а за конкретный товар.
Со стороны продавца имеется ряд рисков:
Для клиента интернет-магазина также имеются минусы:
Представители компаний-продавцов знают о таких рисках, поэтому сразу созваниваются с потенциальными покупателями и уточняют все вопросы доставки и типа товара. Такой подход снижает вероятность отказа и возникновения конфликтных ситуаций между сторонами.
Иногда проведение сделок наложенным платежом невозможно. К примеру, при покупке с Алиэкспресс или с Джум, приходится платить деньги заранее. Но даже в этом случае человек вправе рассчитывать на возврат.
Как вернуть деньги за посылку
Перед совершением покупки необходимо внимательно почитать правила торговой точки. В них указывается, как, когда и в каких случаях возможен возврат. Главное, чтобы эти условия не нарушали права потребителя, прописанные в законодательстве.
Что потребуется
По закону можно вернуть деньги за посылку при соблюдении нескольких условий. Выделим основные:
Если какое-либо из правил не выполнено, вернуть деньги трудней.
Пошаговые действия
Вне зависимости от способа оплаты (предварительно или «наложкой») процесс возврата денег за посылку не меняется. Алгоритм действий:
С учетом договоренности интернет-магазин выполняет замену товара или возвращает деньги покупателю.
Как вернуть деньги, если посылка утеряна
Отдельно рассмотрим ситуацию по возврату денег в случае утери отправления. Сделайте следующие шаги:
Еще один способ, который применяется в крайнем случае — оспаривание платежа через банк. В этом случае работники финансового учреждения изучают ситуацию на базе имеющихся доказательств и принимают решение о возврате денег.
Возможные последствия
Если человек решил отказаться от посылки и вернуть деньги, магазин может предпринять ряд мер для защиты от проблем в будущем. К таковым можно отнести:
На практике магазины редко обращаются в суд и вносят человека в базу ненадежных покупателей. Здесь многое зависит от ситуации и суммы покупки. Интересно, что причину возврата прописывать не требуется. При этом юридически сделка, по которой не проведена оплата (если речь идет о «наложке»), считается незавершенной. Владельцем изделия до момента передачи денег остается продавец.
Сроки возврата
По действующим законам у покупателя имеется семь дней на возврат с момента совершения покупки. При этом клиент обязан информировать о своем намерении сторону-продавца заранее. После передачи всех документов и возврата у торговой точки имеется 10 дней на предоставление ответа и еще 72 часа на пересылку денег.
Сроки возврата бракованной продукции оговариваются гарантийным периодом и могут составлять до одного-двух лет. Эти сведения указываются на талоне-гарантии. Ситуации по возврату также решаются в письменной форме, но на отправку денег может уйти больше времени — до 45 дней. Этот период указан с учетом времени, которое выделяется на проведение экспертизы.
Итоги
В большинстве случаев вопрос решается мирным путем. Если же деньги вернули, или посылка вообще не пришла, необходимо обращаться в уполномоченные органы. Если речь идет о зарубежных площадках, рекомендуется открывать спор непосредственно на сайте. В случае покупки внутри России может потребоваться обращение в общество, занимающееся правами потребителей, или в Роспотребнадзор. В наиболее сложных случаях может потребоваться помощь юриста.
Отметка «Возврату не подлежит»
В ряде случаев отправителю нет необходимости получать возвращенное заказное письмо или другое РПО[1] (далее – отправление), если оно не было вручено адресату. Такое случается, например, при отсутствии юридической значимости содержимого письма, или при отсутствии особой ценности вложения для отправителя)
Для оформления отказа от возврата отправителем на адресной стороне отправления делается отметка «Возврату не подлежит». Далее при приеме такого письма в отделении почтовой связи соответствующая отметка проставляется в информационной системе Почты России и отражается в чеке.
Для партионных отправлений юридических лиц при оформлении отказа от возврата в списке ф. 103 предусмотрено соответствующее поле для заполнения.
Использовать отметку может любой пользователь:
Неврученные отправления с отметкой «Возврату не подлежит» по истечении срока хранения в отделении почтовой связи места вручения передаются на временное хранение в специальную кладовую хранения в соответствии с требованиями Порядка[2].
Неврученные РПО с отметкой «Возврату не подлежит» подлежат изъятию и уничтожению без вскрытия по истечении 1 месяца с момента поступления на временное хранение в кладовую хранения.
[1] Регистрируемое почтовое отправление: бандероль, посылка и т.п.
[2] Порядок обработки внутренних РПО и заказных уведомлений о вручении, не полученных адресатом или отправителем Приказ 465-п от 26.12.2018
Если вы не нашли ответа на свой вопрос — обратитесь в службу поддержки Почты России: