Прямая приемка автомобилей что это
Прямая приемка как инструмент продаж
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 1553 раза
Библиографическое описание:
Булханов, А. М. Прямая приемка как инструмент продаж / А. М. Булханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7369/ (дата обращения: 26.12.2021).
Качественный автосервис, с приходом в наш регион официальных дилеров крупнейших автомобильных производителей, меняет привычное представление, уютные столики с телевизором и кожаными диванами в клиентской зоне, всего лишь один из стандартов. Современный автосервис — это предприятие, направленное на удовлетворение потребностей клиентов! В автосервис приезжают, чтобы отремонтировать автомобиль, а получают сервис. Ремонт автомобиля это не цель, а задача, целью является предоставление качественного сервиса клиенту. Одним из самых главных инструментов качественного автосервиса, является прямая приемка. Впервые прямая приемка появилась у дилеров Мерседес в середине прошлого века в Германии, позже появились разновидности интерактивная и диалоговая приемка, в нашем случае она и интерактивная и диалоговая, потому как применяются и тот и другой метод. В нашем сервисе прошла сложная и продуктивная работа по внедрению данного инструмента, что в свою очередь дало свой результат, прямая приемка работает.
В нашем небольшом городе с населением менее полумиллиона жителей, «Автоцентр на Шаляпина» является одним из самых крупных автосервисов, насчитывает 18 постов по слесарному цеху и 10 постов по кузовному. Наш город насыщен автомобилями с правым рулем, и мы не понаслышке знакомы с японским качеством, любовь к японским автомобилям практически повсеместна, Мы 20 лет занимаемся ремонтом и обслуживанием автомобилей японского производства, и наработали обширную базу клиентов, к нам едут за качественным ремонтом. В месяц пропускная способность составляет порядка 1500 автомобиле-заездов, и только 180–210 автомобилей Mitsubishi официально завезенных в Россию.
В 2009 году мы подписали дилерский договор на продажу и обслуживание автомобилей марки Mitsubishi, с тех самых пор мы внедряем стандарты обслуживания мирового уровня, одним из которых является прямая приемка. Самым сложным периодом оказался момент подготовки персонала, люди занимающиеся ремонтом автомобилей более 10 лет не могли привыкнуть и перестроиться к новому формату работы, каждый раз, невольно проводя привычную работу, мастера упускали работу с клиентами, чем вызывали недовольство. Прямую приемку начали вводить с 2011г.
Далее приведен график количества автомобилей посетивших сервис, без учета автомобилей обратившиеся для установки дополнительных опции и аксессуаров.
При сравнении количества автомобилей заезжающих автомобилей видно, что при внедрении прямой приемки мы потеряли 8–16 % клиентов. Мы потеряли тех клиентов, которые не были удовлетворены процессом приема автомобилей, в момент внедрения прямой приемки. Фактически инструмент, при неверном использовании, превратился в барьер, который клиенты не в силах преодолеть. При этом, когда инструмент стал работать появились первые результаты, валовая выручка выросла значительно (график валовая выручка с одного поста в день). Рост составил 50 % от показателей 2009 года.
Цель прямой приемки: достижение высокого качества выполняемых работ и повышение общего уровня удовлетворенности клиентов предоставленными услугами.
Основная задача: вовлеченность клиента в технический осмотр автомобиля, возможность для клиента увидеть техническое состояние элементов и систем и определить необходимый объем ремонтных работ, повышение уровня доверия клиента к результатам выполненной диагностики и увеличение объема оказываемых клиенту услуг.
Внедрение новых инструментов в бизнес-процессы, всегда чреваты последствиями, они могут быть как негативные, как потеря клиентов, а так же эффективными, такие как рост валовой выручки. Главное в момент внедрения, внедрять так, чтоб не пострадал клиент, самый главный человек оплачивающий зарплату всему персоналу.
1. Service management Руководство дилера по обслуживанию. Mitsubishi
Виды приемки автомобилей
Приемка автомобилей в ТО или ремонт производится прямой или непрямой приемкой, по предварительной записи или экспресс-сервисом.
Прямая приемка – это организационный процесс, который начинается с начального контакта с клиентом по телефону, предварительной записи, сделанной заранее в соответствии с пожеланиями клиентов, и распределения приемки диспетчером в течение дня, так чтобы каждому клиенту было уделено персональное внимание мастера приемки.
Прямая приемка вводится для увеличения заинтересованности клиентов, основанного на персональном контакте и внимании к его потребностям знать как можно больше о своей машине. Прямая приемка включает ряд контактов клиента с дилерской фирмой. Этот процесс связан с другими, например, планированием работ.
Как только предстоящая работа расценена, ее стоимость сообщают клиенту, используя прейскурантные цены. Приемщик должен уметь отвечать на любые вопросы клиента относительно ремонта или счета. Планирование сроков работы осуществляет сам приемщик, что обеспечивает плавное включение заказа в процесс планирования ПА.
Потенциальные потребности клиента, выявленные при беседе, приемщик сообщает отделу продаж новых и подержанных автомобилей и отделу запчастей. Если клиент ждет во время ремонта, это время стараются использовать, чтобы привлечь его внимание к товарам и услугам СТО. Тем самым клиенту дают понять, что весь дилерский центр заинтересован в удовлетворении его потребностей.
Когда ремонт закончен, приемщик, принимавший автомобиль в ремонт, должен передать автомобиль клиенту. Если возврат автомобиля происходит в другую смену, сменщик приемщика должен быть проинформирован относительно клиента и его автомобиля. В течение двух-трех дней после ремонта приемщик, особенно если не он возвращал автомобиль, должен позвонить клиенту, чтобы узнать, доволен ли тот ремонтом.
Участок прямой приемки должен быть идентифицирован, доступен и чист. В помещении участка на стене размещают «стенд-пла-нировщик» загрузки механиков или бригад, показывающий использование рабочего времени и мощностей цеха, при помощи которого сам приемщик планирует исполнителей и сроки выполнения работ во время приемки. Здесь же указываются цены на наборы услуг и виды ремонтов.
Для наиболее эффективной работы участка прямой приемки можно рекомендовать перечень оборудования, который характерен для станций технического осмотра. Следует отметить, что большинство ПА разделяют участок приемки и участок диагностики из-за разницы во времени работы с одним автомобилем: приемка – 5–20 минут, а диагностика – вплоть до целой рабочей смены.
Для эффективности работы участка прямой приемки необходимы:
– подъемник ножничного типа с двойным выходом для визуальной оценки состояния нижней части автомобиля и его подвески;
– стенд экспресс-диагностики увода колес (определяет предварительный экспресс-контроль углов схождения передних и задних колес автомобиля, при этом принимается решение о направлении автомобиля на участок регулировки углов установки колес);
– стенд для проверки подвески и амортизаторов (определяет эффективность работы подвески и дает возможность оценить вероятность замены амортизаторов и пружин подвески);
– роликовый тормозной стенд (определяет эффективность работы основной, аварийной и стояночной тормозных систем);
– дымомер для контроля дизельных двигателей;
– многокомпонентный газоанализатор для бензиновых двигателей, позволяющий измерить содержание СО, СН, СО2, О2, NOx, λ;
– детектор зазоров с вибрирующими площадками в продольном направлении и фонарем подсветки – для оценки состояния элементов подвески и рулевого управления;
– прибор для измерения люфта рулевого управления;
– прибор проверки и регулировки фар – для контроля ближнего, дальнего, противотуманного света фар (углов установки и силы света);
– диагностический сканер и мотор-тестер;
– центральная диагностическая стойка, которая имеет програм-мное обеспечение для сбора, отображения и регистрации измеренных параметров от периферийных контрольных устройств участка и управления их работой, а также для регистрации автомобиля на ПА и принтер для распечатки результатов анализа и базы данных с эталонными значениями;
– устройство для вытяжки отработавших газов автомобиля;
– шкаф приемщика для хранения документов;
– витрины с запчастями и принадлежностями, чтобы использовать внимание клиента при нахождения в участке приемки;
– накидка или халат, предлагаемый клиенту, чтобы защитить его одежду;
– негромкая музыка, обеспечивающая приятную атмосферу;
– вручение мелких инструментов, плавких предохранителей и подобных деталей бесплатно.
Прямая приемка улучшает связи с клиентами и позволяет прием-щикам лучше понимать их требования, что, в свою очередь, улучшает обслуживание и имидж дилерского центра и марки в целом, являясь серьезным фактором в удержании клиентов.
При планировании следует учитывать, что приемщик-консультант при прямой приемке не может принять более 13…15 автомобилей в день. Ускоряя процесс приемки, он будет сокращать время общения с клиентом, не так подробно информировать его о необходимых особенностях ремонта, что в итоге снижает ее эффективность.
Непрямая приемка отличается от прямой тем, что клиент оставляет свой автомобиль на ПА для последующего ТО или ремонта. После завершения работ клиент оповещается по телефону или иным образом, после чего он забирает отремонтированный автомобиль.
Предварительная запись. Система предварительного назначения даты и времени сдачи машины в ремонт удобна для заказчика – он может выбрать удобное время или максимально использовать автомобиль для бизнеса, сдавая его в ремонт на вечер или ночь. Предприятию эта система позволяет планировать распределение загрузки механиков и мощностей. Обычный порядок предварительной записи на сервис предусматривает назначение на сдачу машины за 3…7 дней. Если из-за загрузки заказами приходится записывать клиентов более чем за неделю или даже две, следует подумать о расширении мощностей, если конкуренция невелика.
Принимая заявку на ремонт по телефону, приемщик старается по иногда путаным объяснениям клиента, сверяясь с картой сервисной истории, если она есть для данного клиента, по возможности точнее составить диагноз и определить количество часов, необходимых для ремонта.
Предварительная запись оформляется на бланках (рис. 3.1).
Дата | |||||||
п/п | Заказчик | Модель | Телефон | Виды работ | Код группы работ | Время начала | Норма времени |
Всего |
Рис. 3.1. Форма бланка предварительной записи
Прием предварительной заявки – первый важный этап оформления заказа. Это начало общения с клиентом, позволяющее сразу же установить с ним хорошие отношения. При этом способ обращения (лично или по телефону) не имеет значения.
Предварительная запись дает ряд преимуществ:
– загрузку сервисного цеха можно планировать и регулировать точнее, сводя к минимуму возможность простоев и выхода за согласованные сроки;
– прием большинства заказов удается распределить во времени и тем самым сгладить обычные пиковые нагрузки;
– в результате клиент меньше ждет, следовательно, больше времени остается на то, чтобы дать ему полноценную консультацию;
– при отсутствии нужных запчастей или принадлежностей их можно своевременно приобрести;
– клиенту почти всегда можно назначить гарантированное время возврата автомобиля из ремонта.
При предварительной записи и планировании занятости на каждый рабочий день важно оставлять определенный резерв для обслуживания клиентов, приезжающих без предварительной записи, и на случай так называемых чрезвычайных происшествий – экспресс-сервис. Как правило, такой резерв составляет от 10 до 20 %, а точнее, определяется в каждом регионе по опытным данным. Нередко резерв возникает сам собой из-за клиентов, которые забыли назначенное им время или передумали в последний момент.
Экспресс-сервис – это обслуживание автомобиля, занимающего общее время не более 1,5 часа. Этот вид обслуживания применяется при устранении мелких неисправностей, таких, например, как замена сгоревших лампочек, проверка и регулировка систем питания двигателя на содержание токсичных веществ в отработавших газах и др.
Участок экспресс-сервиса располагают в легко доступном и хорошо видном клиентам месте, с всегда свободным проездом, позволяющем в любой момент заехать и выехать обслуживаемым автомобилям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Автобизнес / Рецепты успеха
Пять шагов интерактивной приемки
Интерактивная, диалоговая, прямая, традиционная – как только не называют процесс приема автомобиля на сервис. Выбор названия чаще всего зависит от стандартов дистрибьютора, которые оглашаются еще на этапе подписания дилерского соглашения. Но лишь наличие такого инструмента не дает активных продаж. Предлагаю пять простых шагов, которые позволят эффективно проводить интерактивную приемку
Прежде чем говорить о том, что может помешать вам, уважаемые читатели, настроить правильную и эффективную интерактивную приемку, давайте разберемся, нужна она или нет в принципе. Авторитейлеры и эксперты рынка, которые ратуют за активные продажи на сервисе – а я сам отношусь к их числу – знают основную задачу этого инструмента. Он предназначен для того, чтобы, обратившись за обслуживанием автомобиля, клиент купил все то, что нужно ему и его машине, а вдобавок то, что также ему необходимо, хотя о потребности в этом он даже не думал.
Значение интерактивной приемки в активных продажах трудно переоценить. Это этап, на котором мастер-консультант (МК) может и должен установить с клиентом контакт, способный со временем перерасти в доверительные отношения, сопровождающиеся меньшим количеством возражений и сомнений.
Пока вы читаете этот текст, кто-либо из консультантов сервиса по старинке проводит обычную приемку автомобиля, которая проходит
ОБ АВТОРЕ
Окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) по специальности «Юрист» и Московскую академию рынка труда и информационных технологий (МАРТИТ) по специальности «Антикризисный управляющий». Карьеру в автобизнесе начал с управления сетью сервисных станций по ремонту импортной грузовой техники и магазинов по продаже запчастей. Продолжил – в ГК «Мэйджор», где возглавлял два дилерских центра марок BMW и Toyota. В 2012 году основал компанию EGC (Evgeny Goryansky Company). Предприниматель, бизнес-тренер, бизнес-коуч, эксперт автобизнеса, автор книги «Активные продажи в сервисе» и соавтор книги «Клиентоориентированность без бюджета».
за столом. И это даже не приемка, а просто разговор с клиентом и оформление заказ-наряда. В процессе общения с консультантом сервиса автовладелец слышит традиционные вопросы: «Скажите, пожалуйста, какой пробег у автомобиля?», «Какие у вас есть пожелания к автомобилю?», «Что беспокоит?», «На что именно хотели бы обратить наше внимание?». В лучшем случае, на приемке сотрудник позаботится о том, чтобы предложить клиенту купить какие-либо популярные профилактические работы.
Интерактивная приемка устроена иначе. Опишу некоторые ее особенности, основываясь на принципах, по которым этот процесс организован, например, у дилеров Mercedes-Benz. Там все происходит в присутствии клиента в специальной зоне. Важно помнить, что основная цель такого события – не продать что-либо клиенту, а в его присутствии согласовать дополнительный перечень работ, чтобы сэкономить время как клиента, так и отчасти сотрудников.
Убежден, что на интерактивной приемке МК не должен проводить диагностику автомобиля – это сделает механик, но обязан «продиагностировать» клиента, провести осмотр автомобиля, чтобы наладить с его владельцем прочную связь текущих и будущих предложений.
Для того чтобы расположить к себе клиента, мастеру не следует сразу же приступать к технической части процесса приемки. Лучше спросить о впечатлениях клиента от автомобиля, уточнить у него, с какими сложностями приходилось сталкиваться, нет ли вопросов по эксплуатации машины, на которые мог бы ответить профессионал.
Основываясь на богатом опыте проведенных мной тренингов на рабочем месте (известные как On-the-job training, проводимые у европейских дилеров), я сформировал план из пяти шагов, следуя которым можно наиболее эффективно провести интерактивную приемку.
Время приемки машины по пяти шагам занимает в среднем, по проведенным моей командой подсчетам, от 20 до 25 минут. Итак, приступим.
Представьте, автомобиль клиента находится в зоне интерактивной приемки, а рядом с ним – МК и автовладелец. Сотрудник сервиса должен установить первичный контакт с клиентом, а потому ему необходимо просто заговорить и задать вопросы, чтобы начать и продолжить диалог. И лучше начать с похвалы.
Например, можно сказать: «Какой у вас красивый автомобиль. Этот цвет отлично подходит этой модели», «Мне нравится эта комплектация», «С этими дисками кузов смотрится великолепно!» или что-либо подобное. Опытные продавцы знают: чтобы что-либо продать, нужно сначала похвалить того, кому будете это продавать. И хвалить надо искренне!
Дальше МК объясняет клиенту то, что собирается делать. Можно использовать такую формулировку: «Сейчас мы вместе осмотрим автомобиль, а после согласуем дополнительные работы. И я вас сориентирую по срокам и времени ремонта».
МК начинает осмотр автомобиля с подкапотного пространства: «Сейчас я открою капот, и мы посмотрим уровень технических жидкостей». И уже на этом этапе приемки, основываясь на практике, сотрудник сервиса может предложить клиенту в качестве дополнительной услуги мойку подкапотного пространства, а также чистку дренажных водостоков или масло на долив, если о такой необходимости свидетельствует уровень моторного масла.
Если регламент обслуживания автомобиля не предполагает замену воздушного фильтра между ТО, то МК может предложить такую замену в качестве профилактики, опять же аргументируя это тем, что в ходе осмотра выяснилось – тот самый фильтр существенно загрязнен.
Закрыв капот автомобиля, МК может спросить: «Как давно вы меняли щетки стеклоочистителя?». По моим наблюдениям, каждый третий клиент на этом вопросе соглашается купить новые щетки.
Запомните, главное – на этом и последующем этапах – не надо стараться «развести» клиента на деньги. Каждое предложение товара или услуги мы обосновываем зафиксированным наблюдением в присутствии клиента. Очевидно, что, даже дойдя только до третьего шага интерактивной приемки, мы уже продадим больше, чем без нее. Идем дальше!
Теперь переходим к передней, а потом и задней пассажирским дверям. МК должен заглянуть в салон машины. Здесь будет уместным предложить клиенту в качестве дополнительных услуг уборку салона и антибактериальную обработку испарителя кондиционера. Можно напомнить о возможности пробрести аксессуары – накидки на сидения, чехлы. Словом, сам вид салона автомобиля должен подсказать мастеру-консультанту, что именно нужно предложить клиенту. В этом, кстати, и заключается основной «плюс» интерактивной приемки: надо просто смотреть внимательно на автомобиль и в автомобиль – ничего не придется выдумывать и навязывать.
На этом этапе, по моим наблюдениям, совершается до 60% продаж. Мастер-консультант спрашивает у клиента разрешение открыть багажник машины. Туда нужно заглянуть, не только находясь в поиске причин для предложений дополнительных аксессуаров и других товаров, но и чтобы убедиться в присутствии клиента в том, что он не оставил там ценных вещей. Возможно, в багажнике нет резинового коврика – МК может предложить клиенту приобрести его, а также хит многих дилерских центров – сетку для удержания вещей. Нужно проверить срок годности аптечки и при необходимости напомнить о возможности купить новую вместе с набором автомобилиста. Еще можно предложить поставить в багажник запас жидкости стеклоомывателя, масло на долив, если не делали этого ранее.
К финалу интерактивной приемки нужно провести осмотр лакокрасочного покрытия. Я неслучайно поставил этот шаг последним. Сужу по собственному опыту и рекомендациям европейских коллег: проверка состояния кузова на первых этапах приемки может отбить у клиента желание что-либо покупать.
Если в ходе осмотра обнаружатся повреждения или царапины, о которых автовладелец не знал, все остальное время осмотра он будет думать о том, как бы покрасить их по страховке, а предложения дополнительных услуг и товаров будет игнорировать. Потому мой совет таков: осматривайте ЛКП в последнюю очередь. Мастер-консультант может предварить его словами: «Нам осталась небольшая формальность – осмотреть лакокрасочное покрытие автомобиля».
При желании можно добавить и шестой шаг – осмотреть машину на подъемнике. Однако я считаю, что это не всегда хорошая идея. Не все современные мастера-консультанты в должной мере умеют пользоваться подъемником – многие это делают неуклюже и долго (без обид – я сам такой). Кроме того, среди таких сотрудников много женщин, для которых этот процесс достаточно трудный. На установку автомобиля на подъемник придется потратить время, а значит, нужно будет сократить другие этапы приемки, чтобы в целом выдержать разумную продолжительность приема машины на сервис.
Если в направлении послепродажного обслуживания решено внедрять шестиэтапную интерактивную приемку, придется решить много проблем: научить сотрудников «гармонично» пользоваться подъемником, предварительно мыть автомобиль и пр.
И кстати, насчет мойки. Надо ли мыть машину перед тем, как отправить ее в зону интерактивной приемки? В идеальных обстоятельствах – да, конечно, лучше мыть. Однако если клиент торопится и не готов ждать, а быстро помыть автомобиль не получится, лучше принять его без мойки. То есть мыть или не мыть – стоит решать по обстоятельствам. Но ответ на вопрос о том, проводить или не проводить интерактивную приемку – однозначно проводить.
Рассмотрим гипотезу, что такой инструмент на сервисе нужен, и он должен правильно работать, а процесс этот реально настроить на многих сервисных станциях. Также в этом предположении добавим условие, что руководитель сервисного подразделения по той или иной причине не внедряет этот процесс, лишая сервис отличной возможности расширять заказ-наряды.
По моим наблюдениям, в реалиях российского дилерского бизнеса при внедрении интерактивной приемки можно встретить несколько типичных проблем.
Резюмируя, отмечу, что даже представленные мной пять шагов показывают, что интерактивная приемка стоит того, чтобы потратить на нее время. И объяснение тут простое: если этого не сделать при приеме автомобиля, то мы рискуем заполучить риски значительных упущенных продаж.
Берем еще одну гипотезу: не всегда интерактивная приемка – это однозначно хорошо. Гипотеза точно подтвердится, если, например, клиента никто не предупредил, что он станет участником такого процесса. Это может вызвать у него негатив и раздражение. И вот что я рекомендую. Во время записи оператор сервис-бюро предлагает клиентам пройти интерактивную приемку. И наибольшую конверсию согласий на ее прохождение со стороны клиента показала такая формулировка: «Чтобы четко сориентировать по срокам и объему предстоящих работ на вашем автомобиле, предлагаем пройти интерактивную приемку вместе с мастером-консультантом. Эта процедура займет 20-25 минут».
Эту фразу я искал много лет. Возможно, кому-то покажется это смешным, но для меня очевидно, насколько важно в нашем бизнесе найти правильную формулировку.
Снова вернемся к тезису, что та приемка, о которой сложилось немало стереотипов у профессионалов сервиса, нужна. Еще один аргумент в пользу инструмента – эффект от интерактивной приемки измеряется не только в деньгах, но и степенью удовлетворенности клиентов. И лучшим доказательством удовлетворенности можно считать случаи, когда клиенты по собственной инициативе записываются на интерактивную приемку.
Общение во время этого процесса – отличная возможность установить долгосрочные отношения, познакомиться с мастером-консультантом, посмотреть на условия, в которых будет обслуживаться автомобиль. Для МК это возможность показать бережное и внимательное отношение к клиенту и его машине. Поэтому я всегда рекомендую надевать на руль и сидения чехлы еще до того, как автомобиль заехал в зону приемки. Это покажет клиенту, что о его машине заботятся. Важно также и то, как мастер-консультант обходится с автомобилем в момент завершения процесса приемки. Конечно же, он не должен хлопать дверьми и начинать движение в ремзону с пробуксовкой!
Еще довод в пользу проведения интерактива с клиентом непосредственно возле его автомобиля. Интерактивную приемку принято называть также shop&show (то есть магазин и демонстрация). Выше я писал, что отсутствие витрин и товара для продажи в зоне приемки становится фактором, который не позволяет правильно и эффективно организовать этот процесс на месте и увеличить заказ-наряд. Важно, чтобы в зоне приемки размещался определенный набор аксессуаров, ГСМ, дополнительного оборудования. Нужно внимательно подойти к подбору ассортимента и разместить в зоне актуальные для предложения товары. Например, зарядные устройства для телефонов, дополнительные коврики, щетки стеклоочистителей, дорожный набор, жидкости на долив, подкрашивающие карандаши, плечики для вещей, сетки в багажник, средства для ухода за салоном и пр. И, конечно же, в процессе интерактивной приемки лучше предлагать сезонные товары и, соответственно, изменять наполнение и оформление витрин в зависимости от времени года.
Тренируйте сотрудников, настраивайте процесс, оформляйте пост интерактивной приемки так, чтобы клиенту на нее захотелось вернуться, рассказать о вашем сервисе другим! Проводить или нет этот этап обслуживания – решать вам. Но если вы хотите, чтобы активные продажи сервиса работали постоянно и вне зависимости от клиентского настроения, интерактивная приемка – полезное решение для вас. Действуйте!