Прядение что это история 5 класс

Значение слова «прядение»

Прядение что это история 5 класс

2. Формирование непрерывных нитей из прядильного раствора в производстве искусственного волокна.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Сучение волокон между ладонями

Сучение волокон о поверхность

С использованием веретена

С использованием прялки

С использованием прядильных машин

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пряде́ние

1. процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити ◆ Раннее прядение шёлка из паутины шёлковых червей в восточной Азии предполагает высокую образованность, там некогда существовавшую. В. Ф. Одоевский, «Психологические заметки», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отдельные прядильщики и ткачи … не могут достичь ни такой предварительной подготовки волокон, ни такой, как на фабриках, однородности нитей и тканей, а потому те, которые сетуют на переход к фабрикам домашнего прядения и ткачества, в сущности восстают против основных начал экономической жизни. Д. И. Менделеев, «Заветные мысли», 1903–1905 г (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Прядение что это история 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова перекрест (существительное):

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Знакомясь с главой, подумайте:

1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.

2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.

Объясните значение слов:

1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?

Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.

2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?

Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.

3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?

Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.

4. Почему сородичи слушались старейшин?

Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.

Поработайте с картой (см. с. 12). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?

Прядение что это история 5 класс

Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.

Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разум­ного или возникновение земледелия? На сколько раньше?

Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.

Источник

Объясните значения слов: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, духи, бо…

Топор — Орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

Мотыга — Ручное земледельческое орудие, состоящее из палки и перпендикулярного к ней клинка в виде заострённой лопасти, употр. для прополки и разрыхления междурядий, для окучивания и пр.

Серп — Ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.

Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна.

Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.

Ткачество — Искусство, техника изготовления тканей.

Циновка — Плотная плетёнка из соломы, камыша, лыка и т. п. для подстилки на пол, для упаковки.

Духи — сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия.

Боги — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических религиях.

Старейшина — наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.

Совет старейшин — Совещание, заседание для совместного обсуждения чего-н.

Племя — объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.

Идол — Статуя, к-рой язычники поклоняются как божеству, истукан, кумир.

Молитва — установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым.

Жертва — приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое при этом), а также приношение этого дара.

Религиозный обряд — совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений. К примеру можно привести то, что христиане крестят новорождённых. Это и есть религиозный обряд.

Источник

Урок истории в 5 классе возникновение земледелия

Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

Дидактический раздаточный материал для работы групп

Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

Что вы ели вчера и сегодня?

Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

Откуда брали пищу самые первые люди?

Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.

— Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

Роль старейшин в родовых общинах:

1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

2. Разрешает споры внутри рода.

Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.

После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

Работа в группах:(10 мин).

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.

2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).

Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.

Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).

1. Земледелие возникло из:

В земледельческих работах применяли:

3. Скотоводство возникло из:

4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

Г) строительство жилищ

7. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Обсудим проблемную ситуацию

Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового я узнал на уроке?

п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

Список использованной литературы:

Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)

Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)

Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Источник

Прядение и ткачество славян

Прядение что это история 5 класс

Глава IX. Ремесленные изделия.
Прядение и ткачество.

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии.

Пряслица, надеваемые на веретено при прядении, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью.

Прядение что это история 5 классПряслица с надписями: «Потворин пряслень» и «Невесточь». X–XIII века

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу ткачества, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними.

Венгры заимствовали её уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология ткачества развилась позднее. Она возникла ещё на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху.

Веретено (вретено) в руке женщины – древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках.

Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием стань, ставь (от глагола стоять).

Прядение что это история 5 класс

орнаменты древнерусских прялок пестрят чисто языческими символами

Древнеславянская терминология ткачества и прядения.

Кукушка закуковала — пора сеять лён
Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался «теребление»: светло-жёлтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Сушили стебли льна на жердях, затем прямо на поле обивали семена льна специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Высушивание и вымачивание льна: просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки льна было чередование хорошей погоды и дождя, все торопились успеть до первых морозов, иначе льняная нить становилась не прочной. Снопы льна прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать в реке, озере, водоёме. Лёжка и вымачивание льна длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность льна проверяли на небольшом количество лён мяли и трепали вальками, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лён перед мятьём прополаскивали от застойного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лён превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Прядение что это история 5 классИнструменты прядильного производства: (XI–XV века): 1 – «лапа», 2 – вальки, 3 – трепала, 4 – чесала, 5 – гребень, 6 – железная шпилька для крепления кудели. «Лапа», чтобы бить лён, как полагают учёные, сохранилась на Русском Севере со времён расселения там жителей древнего Новгорода.

Прядение что это история 5 классСреднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 – льномялка, 2 – ручная ступа и пест (пестик)

Целью трепания льна было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о жердь, но чаще брали специальное трепало — деревянный широкий нож, пучок льна брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом пучка льна, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали его со всех сторон. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья льна могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.

Прядение что это история 5 класс

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую была семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено было истинными спутниками пряхи. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В Древней Руси пряли все, от мала до велика: девочки начинали прясть с раннего детства, они должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе. На 1 кв.метра изготовления тканного полотна уходило до четырех дней.

Прядение что это история 5 класс
Сама прялка представляла собой устойчивую деревянную дощечку, к которой крепили кудель. Левой рукой пряха тянула нить с кудели, а правой крутила веретено, наматывая на него нить. Вот такую L-образную конструкцию древней самопрялка не смогли вытеснить механические прялки, появившаяся в XIX веке, качество нити ручного прядения было гораздо выше.

После прядения льняные нити сортировали по по качеству, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для ткачества.

Прядение что это история 5 класс
В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы. В нижней части рамы устанавливалась ещё одна перекладина: её роль — распределение нитей основы, чётные нити основы шли сверху, нечётные — снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы.Прядение что это история 5 класс

Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха её натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который с помощью челнока протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Прядение что это история 5 класс

Семена культурного льна и части деревянной прялки были обнаружены археологами у озера Воже (нынешняя Вологодская область) при раскопках поселения, относящегося ко II тысячелетию до нашей эры. С археологическими находками вполне согласуются и свидетельства наших летописей, и сообщения арабских писателей-путешественников, приезжавших в гости к славянам и отмечавшим у них «прекрасную одежду из льна». По мнению этимологов, слова, применяемые для ткачества и прядения не были заимствованы из каких-то других языков, а являются древнерусскими.

Если льняные нити не красили, то полотно получалось серого цвета. На Руси для шитья обычно использовали беленый холст:

Перед пошивом одежды ткань красили в разные цвета, используя природные красители: кора и корни различных деревьев, кустов, цветы и листья растений, глина, сажа и прочие традиционные средства. Особенно ценился на Руси красный цвет, прекрасно сочетающийся с белым.

Прядение что это история 5 класс

В руках Пресвятая Богородица держит веретено и пряжу и это не случайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице:

«Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем»

«Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем». (перевод митр. Никодима Ротова).

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами, древним ораторским жестом, означающим прямую речь: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…». Точно так же и ответный жест Богородицы можно трактовать, как принятие Ею благовестия. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *