Прядение что это такое история 5 класс
Объясните значения слов топор, мотыга, серп, зернотёрка,прядение, ткачество, циновка,духи,боги,старейшина,совет старейшин,
Ответ или решение 1
Топор – металлическое орудие, предназначенное для рубки и тески.
Мотыга (тяпка) – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.
Серп (жатвенный нож) – орудие, которое служит для уборки культурных растений.
Зернотёрка – древнее орудие, служащее для помола зерна.
Прядение – процесс продольного складывания и спирального скручивания волокон для получения прочной нити.
Ткачество – древнее ремесло; процесс изготовления ткани на ткацких станках.
Циновка – ковровое изделие из соломы, камыша и т.п.
Бог – высшее могущественное существо.
Старейшина – глава родовой общины.
Совет старейшин – Первобытный орган власти, орган управления в племени, общине.
Племя – группа людей объединенных родовыми отношениями, территорией, языком.
Идол – предмет слепого повиновения;
2.материальный предмет для религиозного поклонения.
Молитва – обращение человека к Божеству, Создателю всего живого.
Жертва – 1. Предмет охоты;
2. человек или животное, пострадавшее от чего-то;
3. человек либо животное, которое приносилась в жертву Богу;
Религиозный отряд – ряд действий, установленный обычаем, в которых воплощаются религиозные идеи, обычаи.
Объясните значения слов: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, духи, бо…
Топор — Орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.
Мотыга — Ручное земледельческое орудие, состоящее из палки и перпендикулярного к ней клинка в виде заострённой лопасти, употр. для прополки и разрыхления междурядий, для окучивания и пр.
Серп — Ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна.
Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.
Ткачество — Искусство, техника изготовления тканей.
Циновка — Плотная плетёнка из соломы, камыша, лыка и т. п. для подстилки на пол, для упаковки.
Духи — сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия.
Боги — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических религиях.
Старейшина — наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.
Совет старейшин — Совещание, заседание для совместного обсуждения чего-н.
Племя — объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.
Идол — Статуя, к-рой язычники поклоняются как божеству, истукан, кумир.
Молитва — установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым.
Жертва — приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое при этом), а также приношение этого дара.
Религиозный обряд — совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений. К примеру можно привести то, что христиане крестят новорождённых. Это и есть религиозный обряд.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?
Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.
2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.
Объясните значение слов:
1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?
Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.
2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.
3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
4. Почему сородичи слушались старейшин?
Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.
Поработайте с картой (см. с. 12). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.
Значение слова «прядение»
2. Формирование непрерывных нитей из прядильного раствора в производстве искусственного волокна.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сучение волокон между ладонями
Сучение волокон о поверхность
С использованием веретена
С использованием прялки
С использованием прядильных машин
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пряде́ние
1. процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити ◆ Раннее прядение шёлка из паутины шёлковых червей в восточной Азии предполагает высокую образованность, там некогда существовавшую. В. Ф. Одоевский, «Психологические заметки», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отдельные прядильщики и ткачи … не могут достичь ни такой предварительной подготовки волокон, ни такой, как на фабриках, однородности нитей и тканей, а потому те, которые сетуют на переход к фабрикам домашнего прядения и ткачества, в сущности восстают против основных начал экономической жизни. Д. И. Менделеев, «Заветные мысли», 1903–1905 г (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова замирение (существительное):
Урок истории в 5 классе возникновение земледелия
Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
Дидактический раздаточный материал для работы групп
Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
Как была открыта пещерная живопись?
Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?
Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
Что вы ели вчера и сегодня?
Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
Откуда брали пищу самые первые люди?
Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.
— Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.
Работа в группах:(10 мин).
Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:
Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1
Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:
Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2
Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.
2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.
3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.
Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
1. Земледелие возникло из:
В земледельческих работах применяли:
3. Скотоводство возникло из:
4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
А) изготовление рыцарских доспехов
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
Г) строительство жилищ
7. Выберите неправильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
А) составляли племя
Б) состояли из больших семей
В) управлялись советом старейшин
Обсудим проблемную ситуацию
Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового я узнал на уроке?
п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14
Список использованной литературы:
Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003