Прозорливый батюшка что это

9 простых вопросов о прозорливых старцах

Многих христиан, только пришедших в Церковь и давно в ней пребываюших, волнуют вопросы о прозорливых старцах. Мы попытаемся ответить на некоторые из них.

Еще в середине 90-х, когда я только пришел в Церковь, многие, если не все, с кем я познакомился в храме, искали старцев. Тогда большинство из нас представляло, что старец – это человек, исполняющий функции «пророка». Почему слово «пророк» взято в кавычки? Потому, что в наше время это слово слишком часто употребляется не в соответствии с его библейским значением.

В Ветхом Завете пророк – это человек, который возвещает народу волю Божию. Пророк – обличал нечестие, направлял людей к покаянию, исправлял их духовные недостатки. Пророки практически не занимались «будничными» вопросами – строить или не строить дом, выходить замуж или идти в пустыню, покупать лошадь или осла. Их задача была другой.

Точно также, и в Новом Завете апостолы, которые, в какой-то мере тоже были пророками, возвещали, в первую очередь, Царствие Небесное и были свидетелями Воскресения. Вспомним, что и пророк и Предтеча Господень Иоанн пророчествовал не о чем-либо земном или мирском, а о Пришествии в мир Христа Спасителя.

Однако, одновременно с истинными пророками всегда существовали лжепророки, люди, которые вместо воли Божией «возвещали», в лучшем случае, свою собственную. В худшем – волю врага рода человеческого. Их называли гадателями, прорицателями, ворожеями. И отношение Священного Писания к ним всегда было очень жестким. «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18).

В Священном Писании Ветхого Завета пророк – это человек, который возвещает народу волю Божию. Пророк – обличал нечестие, направлял людей к покаянию, исправлял их духовные недостатки.

Однако, человеку всегда хотелось не столько узнать волю Божию, сколько снять с себя тяжелое бремя самостоятельного принятия решений и найти того, кто скажет, что и как надо делать. В то же время, строгость по отношению к ворожеям и гадателям и непримиримое отношение Церкви к ним, привели к тому, что некоторые церковные люди начали искусственно создавать «институт прозорливства», то есть, занялись поиском прозорливых (а я часто даже слышал слово «ясновидящих») старцев внутри Церкви.

Само по себе это явление не говорит еще о чем-то плохом. Потому что, во-первых, мы ни в коем случае не отрицаем, что действительно есть подвижники и монахи, которым Господь открывает Свою Божественную волю по отношению к тому или иному человеку, а во-вторых, есть ситуации, когда действительно нужно знать волю Божию, чтобы не ошибиться в своем выборе. Но, вместе с тем, к сожалению, очень многие христиане в поисках прозорливых старцев пытаются найти того, кто даст своего рода «божественную санкцию» уже сделанному выбору, подтвердит его правильность. Как в том рассказе об одной женщине, которая просила Бога открыть Свою волю, а когда Он открыл, то она попросила Его закрыть ее обратно.

Сегодня ситуация с «прозорливыми старцами» существенно отличается от той, какую я встретил в начале 90-х. Тогда «прозорливым» считался практически каждый священник, способный дать более-менее дельный духовный совет. К тому же, кто мог сказать толковую проповедь, кто во время исповеди не спешил побыстрее отправить грешника и вникал в его проблемы, проявлял любовь и внимание – выстраивались толпы верующих.

Сейчас все выглядит чуть иначе. То ли старцев стало меньше, то ли меньше стало тех, кто их ищет, и еще меньше тех, кто действительно интересуется духовными вопросами, но такого «ажиотажа» вокруг старчества, как раньше, уже не наблюдается. Однако, вопросы о старцах все равно остаются острыми и актуальными. Мы постараемся ответить на некоторые из них.

Вопрос 1: Кто такой – прозорливый старец?

Самое главное – он опытный духовный наставник. Старец – это человек, который на своем собственном опыте познал радость присутствия Господа Иисуса Христа, вкусил общения с Богом во Святом Духе и может передать свой духовный опыт ученикам.

Феномен, если можно так выразиться, старчества присутствовал в Церкви всегда и всегда он был сопряжен с духовным руководством. В этом смысле старец — это совершенный, святой духовник, человек, обладающий дарами благодати Духа Святаго (именно по этой причине в аскетической литературе старцев называли «духоносными»).

Вопрос 2: Что такое «прозорливость»?

Главными дарами Духа Святого считались дары любви и рассуждения. Именно дар рассуждения и можно в первую очередь называть прозорливостью, то есть, способностью видеть и чувствовать внутреннее состояние человека, его мысли, чувства, переживания, намерения и так далее. Этот дар Господь дает старцу для того, чтобы он смог помочь человеку принести покаяние.

Кроме того, дар рассуждения сопрягался и с даром прозорливства, который всегда означал знание (от Бога!) старцем воли Божией о конкретном человеке или о многих людях, о целом народе или государстве. Старцы пророчествовали для того, чтобы помочь избежать бедствий и привлечь милость Божию, Божию благодать на народ. Таким образом, прозорливость – это возвещение воли Божией.

Вопрос 3: Кто может прозорливостью обладать и на каких условиях?

Даром прозорливости (или, что то же самое, пророчества) Господь наделяет по Своему усмотрению тех старцев, которые действительно усовершенствовались в духовном подвиге. Отсюда становится понятным, что без покаяния, без сокрушения сердца и смирения человек вообще не будет обладать никакими дарами.

Вопрос 4: Где можно встретить прозорливых старцев?

Это, наверное, самый сложный вопрос. Нет четко установленных мест проживания старцев. Если на то будет воля Божия, старца человек может встретить не выходя из дома. А вот если не будет воли Божьей, может исколесить планету вдоль и поперек, но так не встретить его.

Вопрос 5: Все ли духоносные, признанные старцы были прозорливыми?

По большому счету, да. Еще раз напомним, что само слово «духоносный» подразумевает, что человек является носителем Духа Святого. В этом смысле, каждый духоносный старец может быть прозорливым. Однако, как сказал выше отец Гавриил, настоящие прозорливцы свой дар скрывают. Например, известный во всем православном мире старец архимандрит Кирилл (Павлов) почти всегда предоставлял человеку право самому решать ту или иную проблему. Со своей же стороны, отец Кирилл давал совет, как лучше поступить.

Более того, архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря, рассказывал об отце Кирилле следующее: «Архимандрит Кирилл – продолжатель традиций великих русских старцев, духовник лаврской братии. К нему за духовным советом обращались и высшие иерархи Русской Православной Церкви, и молодые семинаристы, высокопоставленные чиновники и простые миряне. Сам батюшка старцем себя никогда не считал, и досадовал, когда говорили о его особой прозорливости. На вопрос о том, есть ли сегодня старцы, неизменно отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому за советом обращались не менее часто, чем к отцу Кириллу, тоже любил повторять «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички».

Поэтому, да, все духоносные старцы были прозорливыми, и, наверное, все они этот дар скрывали.

Вопрос 6: Обязательно ли каждый мирянин должен найти себе прозорливого старца?

Совершенно не обязательно. Прозорливого старца не стоит искать специально. Часто желание во что бы то не стало найти старца больше вредит, чем приносит пользу душе человека. Верующему нужно искать смиренного и опытного священника, который может стать его духовником.

Вопрос 7: Только ли с помощью старца можно узнать волю Божию?

Дух Святой «дышет, идеже хощет» (Ин. 3:8), а потому воля Божья может проявиться через любого человека и даже без человеческого участия, если так будет нужно. Неправильно будет думать, что старцы – единственная возможность узнать волю Божью для обычного человека.

По учению преподобного Серафима Саровского есть три воли: одна дьявольская – губящая, побуждающая делать добро ради тщеславия и гордости; другая – человеческая – не спасающая и не губящая, а третья – Божия – спасительная, которую и должен искать, и ищет человек.. Эту волю мы можем узнавать, например, из чтения слова Божия. Такое чтение вызывает слезы, согревает душу теплотой и наполняет сердце дарами для духовной благодатной жизни. Эта жизнь находит свой смысл лишь в стяжании Духа Божия. Благодатная сила Духа Святого поддерживает в нас внутренне единство и духовную чистоту, дает силы для непрерывного стремления к совершенству через постоянное послушание Творцу, наполняет душу радостью бытия и приводит нас к Богу для бессмертной жизни с Ним.

По словам преподобного Паисия Святогорца, для того, чтобы во всяком деле исполнить волю Божию, нужно, во-первых, помолиться, во-вторых, подумать (не напрасно же Бог дал нам голову) и, в-третьих, – действовать. И это очень мудрое правило, ибо молитва освящает разум человека, так, что он становится способным находить правильное, то есть согласное с волей Божией решение.

Вопрос 8: Правда ли, что с каждым годом прозорливых становится все меньше и почему?

Сложно ответить на этот вопрос. В силу многих причин. Одна из них – указана выше: совершенные и духоносные старцы свой дар прозорливости, обычно, скрывают. В то же время, различные шарлатаны в рясах слишком часто выдают себя за «прозорливых старцев».

Вот и получается, что, по словам архимандрита Гавриила, «тот, кто усердно ищет старцев ради ответа на свой важный вопрос, чаще всего натыкается на проходимца. Или на тех, кто в тщеславии и в гордыне пребывает».

А так да, мудрых, опытных духовных наставников, к сожалению, больше не становится. Это связано и с тем, что усилилась секуляризация общества, и с тем, что многие священники больше заняты внешней деятельностью, чем внутренней, и с тем, что меньше стало «вопрошающих».

Вопрос 9: Каждому ли священнику нужно стремится к прозорливости?

Стремление к прозорливости называется духовной прелестью. Священнику нужно стремиться к смирению, любви и покаянию. Священнику действительно Бог может, по благодати священства, открывать какие-то вещи об отдельных людях или целом народе. Но если вдруг священнику станет казаться, что вот, он теперь прозорливый, что он получил этот дар за свои «подвиги» и так далее, то он очень быстро превратится в тщеславного гордеца, путь которого один – в погибель. Чем больше в священнике тщеславия, тем меньше в нем даров Святого Духа. Более того, специальный поиск особенных даров, – прозорливства, исцеления больных, говорения на языках, – чреват не только духовной прелестью, но и беснованием. Поэтому лучше всего искать Царствия Божия, а все другое – приложится нам.

Блажен, кому Господь благословил встречу с духоносным старцем. Однако, не стоит с головой бросаться на поиски таких старцев. Настойчиво ищущий старца рискует всю жизнь провести в поиске, тогда как Господь с избытком дает каждому из нас все, что нужно для нашего спасения.

Архимандрит Гавриил (Вардаев) совершенно правильно заметил, что «духовная жизнь – это возможность получить гарантированный ответ на любые жизненные вопросы. Это такая гарантия правильных решений и поступков. Но получают эти ответы люди постепенно, с течением времени и следуя заповедям Божиим. Когда же духовная жизнь истончается, утрачивает свою глубину, тогда человек многое начинает делать чисто автоматически. Просто ходит в храм, исповедуется, причащается, но при этом по ему и Господу ведомым причинам этот человек утрачивает внутреннее общение с Господом. В этом состоянии бес и улавливает – иди, ищи старца, спроси у прозорливого. Это проще и быстрее, чем у Господа».

По мнению отца Гавриила, «не надо искать прозорливого. Проблема в том, что по-настоящему прозорливые люди свой дар скрывают. Это вообще очень тяжелый дар, который даже не всякий глубоко верующий может выдержать. Гораздо сильнее и важнее дар кротости и сердечности. А для этого нужны молитва и внутренняя духовная жизнь».

Источник

«Прозорливый старец»: почему так называют духовника патриарха Кирилла

Прозорливый батюшка что это

Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Владыка Никодим

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим – фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей – все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня – это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

Псково-Печерский монастырь

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печеры советского времени – это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печерского монастыря.

Духовник Оптиной

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря».

Далее, с конца 1980-х годов, – духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

Схимник в миру

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан».

Политические взгляды

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него – русофоб, Сталин – бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) – казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.

И снова нет – отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое».

Ни нашим ни вашим

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому – это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия – приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

Источник

А вот старца кому?! Кому старца?!

Прозорливый батюшка что это

Если кто не знает, так всё Православие держится на старцах. В Символе веры, правда, ничего подобного вы не найдете, но кого это, в самом деле, волнует? Хочешь узнать будущее, а Пифийский оракул недоступен в силу временных и религиозных причин, так не тормози, обратись к старцу. Само собой, к прозорливому. Кому нужен обычный дед, пусть даже и облеченный священным саном? Конечно, есть еще гороскопы, но там всё про каких-то стрельцов с козерогами, а лично про тебя ни слова.

Выходить замуж или в монастырь? К старцу. Помочь родителям вскопать огород или сохранить благодать Причастия, не отвечая на звонки? Старец знает. А вот еще аборт. Никчемные попы всё шипят, что грех это. А что делать, если твой друг оказался «вдруг»? Не переживай, ведь обязательно найдется старец, который это дело благословит. Что значит: как это «благословит»? Да так. Места знать надо.

– А вот старец N может благословить сделать аборт, и при этом берет грех на себя, – заявляет мне духовное чадо самого старца N.

По своей духовной неопытности я, конечно, очень удивляюсь этому сильному заявлению, но пытаюсь сохранять спокойствие.

Это, конечно, не Бог весть что, но более умных слов мне в голову не пришло.

– Просто отец N может увидеть, что ребенок будет колдуном, – терпеливо объясняет мне женщина.

Спорить с этим бесполезно. В конце концов, кто я такой, чтобы сомневаться в этих вот способностях пожилого человека, который стоит у Престола лет на пять дольше меня самого? Вполне вероятно, что все ночи он проводит, стоя на столпе или, на худой конец, на камне.

– Ну, допустим, – соглашаюсь я, – пусть колдун. Колдунов, стало быть, можно «мочить»? Костры Инквизиции и всё такое? А как же «не убий»?

– А как же святой Александр Невский? – парирует моя собеседница. – Он же убивал, но, тем не менее, он святой.

– Не припомню, чтобы он поднимал меч на колдунов и неродившихся детей. Вон у нас в притворе лежат листы петиции против абортов, которую подписал сам Патриарх, а вы мне рассказываете про антиколдовские детоубийства… Итак, старец благословляет, женщина убивает ребенка, но вины за убийство не несет?

– Старец берет этот грех на себя, – повторяет прихожанка.

– Ловко. Тогда старец – убийца? Так ведь? Подстрекатель? Да и на себя же он взял грех! Став убийцей, он уже не старец?

– Нет, он остается старцем. Никакой вины на нем нет.

К сожалению, вот точка зрения немалого количества православных: старцы над Законом Божиим

– Никто. Старец прозорливый, ему Бог открывает.

– А как же Божий Закон? – делаю я еще одну попытку. – Старец разве не должен подчиняться Божиему Закону?

– Вот вы, батюшка, всё время учите почитать Ветхий Завет, а это фарисейство. Есть много случаев, когда на человека всё это не распространяется.

– То есть и на красный свет светофора можно ездить и скорость превышать? – недоумеваю я. Эх, молодо-зелено! Ну что с меня возьмешь?!

– Бывают такие обстоятельства, что очень сильно торопишься, и можно нарушать, – слышу я в ответ.

– Как бы я ни торопился, разве можно рисковать чужими жизнями? Пешеходы и другие водители – разве они не находятся под защитой Закона?

– Так я и не хочу понимать. Ничего подобного я не встречал ни в Священном Писании, ни у отцов и учителей Церкви. Вспомните, что говорит апостол Павел о тех, кто будет учить не тому, что передали нам апостолы. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Что скажете?

– Думаю, в этом месте апостола Павла следует понимать как-то по-другому, – поразмыслив, резюмирует православная христианка.

И вот он – занавес. Стальной, с шипами. Не подступиться. Не старца следует понимать по-другому. Апостола. Пора переписывать Катехизис. Потому что сейчас я поведал точку зрения, которую имеет немалое количество православных. Старцы вне Закона Божиего. На них заповеди не распространяются. Или же распространяются, но с поправками. С астерисками, как на рекламных проспектах.

Любопытно, а сам старец N, когда придет на Суд, позволит ли Богу судить его? Или там всё как-то по-иному? Не так, как нам передали апостолы.

«Опять вы ёрничаете», – скажут мне читатели.

Да, ёрничаю. Правда, сквозь слезы. Ибо людская проповедь о старцах, иже над небесами, намного сильнее, чем пастырская с амвонов.

– Это не то Православие, которое я знаю из Писаний и святоотеческих поучений, – ответил я женщине, – более того, я уверен, что это вообще никакое не Православие.

– Этого, конечно, нет ни в Библии, ни у отцов, – согласилась духовная дочь старца N, – это сокрыто от многих.

Такая вот эзотерика, братья и сестры. Кто за фарисейство наподобие смиренного соблюдения Божиих заповедей, милости прошу к Священному Писанию и великим каппадокийцам, а кто за свободное старчество – не утруждайте себя ни Декалогом, ни Нагорной проповедью. Ведь на всякую заповедь непременно найдется прозорливый старец, который освободит желающих от бремени ига Христова.

Источник

Прозорливый — кто это?

Прозорливость — это дарованная Божественной благодатью Святого Духа способность видеть внутреннее состояние человеческих душ и ожидающих в будущем событий. Такое умение дается христианским подвижникам, достигшим святости в настоящей жизни. Они предсказывают не только будущее, но и раскрывают тайны настоящего и прошлого.

Прозорливый батюшка что это

Что значит прозорливый

Прозорливыми называют людей, через которых Бог открывает живущим на земле будущие события с целью спасения души. Они не гадают и не предсказывают, а опираются на свой богатейший духовный опыт.

В ходе короткой беседы святые старцы могли определить некоторые индивидуальные черты человека и предупредить об опасности или несчастье, которое его постигнет, если он не избавится от греховных страстей.

Иногда сам Бог по Своему особому Промыслу извещал прозорливого о чем-то в отношении посетителя. Тогда старец передавал слова Господа пришедшему за помощью. Сведения служили для укрепления веры у человека или содействовали его спасению.

Происхождение слова

Слово «прозорливый» происходит от древнерусского «прозоръ» — «прозорливость», которое образовано от глаголов «прозьръти» — «провидеть, предвидеть» и устаревшего «зъръти» — «видеть, смотреть». Период его появления в языке — XI-XII вв.

Значение понятия

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понятие прозорливый означает — умеющий предвидеть, проницательный. Д.Н. Ушаков к этому описанию добавляет словосочетание «умеющий предугадывать».

В христианстве п розорливыми называют людей, которым Бог показывает события будущего в целях спасения. Святые старцы получали этот Божий дар за смирение и стремление очистить свою душу от грехов.

Синонимами слова являются — дальновидность, проницательность.

Прозорливый батюшка что это

Упоминание в Библии

Человек, который любит Бога, доказывает это своими делами и словами. За послушание и исполнение заповедей ему безвозмездно посылается дар пророчества или прозорливости. В древности таких людей называли пророками: «Блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Слово «назидает» употребляется в значении «строит», то есть пророк увещевает, успокаивает, призывает к доброй жизни, является молитвенным заступником. В пророческих словах душа находит утешение — тихую пристань в бурном житейском море. Человек получает опору в христианской жизни, у него рождается твердое намерение следовать путем Христовых заповедей.

«Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог». (1 Кор. 14:24,25).

Лжепророк также может обличать, имея знания от бесов (или из собственных разведданных). Умение пророчествовать, полученное от Бога, — это результат покаяния человека, видения им своих грехов и стремление к исправлению своей жизни, причем именно в Церкви.

«. Духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32).

Еще одно явное отличие Пророка Божьего — откровение не лишает этого человека разума, не завладевает его личностью. Человек–пророк находится в полном рассудке, а не в трансе.

«. Имеешь ли пророчество, пророчествуй, согласно с верой» (Рим.12:6).

Пророк должен открывать другим полученные от Бога сведения о том, что питает и утверждает общую веру.

Великими библейскими пророками являются Авраам, Исаак и Иаков, он же Израиль. Они пребывали в богообщении и открывали волю Божию людям.

Однажды Бог явился Аврааму в виде трех странников, один из которых произнес: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Поначалу женщина засмеялась, не поверив словам своего гостя. Тогда странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Пророчество сбылось: через положенный срок на 90-м году жизни женщина родила сына.

Прозорливый батюшка что это

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что соседние города Содом и Гоморра будут уничтожены, так как являются самыми нечестивыми на земле. В Содоме жил праведный Лот, племянник Авраама. Пророк стал умолять, чтобы Господь помиловал города, если в них найдется хотя бы 10 праведников. Однако даже столько благочестивых жителей не нашлось. Ангелы спасли только Лота и его жену, которая все же проявила непослушание Богу (обернулась на разрушающийся город, значит, пожалела о прошлой греховной жизни) и превратилась в соляной столб.

Иакову Бог явился во сне. На пути в Месопотамию, где жил брат матери Лаван, Иаков остановился в поле ночевать, положил голову на камень и заснул. Во сне он увидел огромную лестницу, основание которой стояло на земле, а верх касался небес. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самом верху стоял Сам Всевышний и говорил : «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю».

Потомком или семенем Иакова являлся сам Спаситель, лестница была прообразом девы Марии, через которую Сын Божий придет на землю.

Прозорливый батюшка что это

Иаков перед смертью предсказал судьбу двенадцати колен израилевых, которые произойдут от его сыновей. (Быт 49:1—29).

Было множество других пророков, о которых повествует Библия: Илия, Исаия, Самуил, Моисей и другие. Примечательно, что многие из них сами себя пророками не считали. Некоторые оставили после себя наследие в виде книг, вошедших в состав Библии.

В христианстве великими пророками считаются Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль. Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

Прозорливый батюшка что это

Что такое прозорливость

Прозорливость имеет несколько трактовок: с точки зрения православного христианства и науки.

В религии

Прозорливость в православии используется в положительном контексте, то есть как дарованная Богом или обретенная благодаря духовному опыту способность. Будучи Творцом всех, Господь знает все события человеческой жизни и истории, мысли и сердечные намерения людей. Пребывая в душе Своих угодников, он сообщает им новые знания, приобщая к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода.

Подлинная духовная прозорливость открывает всю глубину души, которая часто скрыта даже от своего обладателя. Она не имеет психопатологического характера, а причиняет страдания своему носителю. Как дар Божий, душа полна любви, а видеть ей приходится чаще всего «безобразие и бесславие» человека. Это и есть причина страданий. Старцы, имеющие пророческие способности, не стремятся их удержать, потому что им чуждо возношение и тщеславие.

Вид прозорливости, который возникает из опыта, называют даром рассуждения. Он считается высшим аскетическим достижением. Сущность его состоит в способности определить причины духовного явления: происходит ли оно от благодати, демонических влияний или в порядке естественного человеческого развития.

С другой стороны, за возможность познать порядок духовной жизни, последовательность душевных состояний и их относительную ценность или достоинство, этот дар высоко ценится подвижниками. Ведь он всегда является результатом долгого опыта борьбы со страстями, больших благодатных Божьих заступлений и посещений, многих искушений и вражеских нападений.

Возможна также и некоторая способность духовного видения через внешние научения. Это наблюдается у людей с большим интеллектуальным опытом. Понимать учение святых отцов может только тот, кто сам многое выстрадал, кому дано было свыше опытное познание тайн духовного мира.

Такой человек из борьбы вышел обладателем глубокого знания, методов и средств подвижничества. Познания сделали его, с одной стороны, внутренне свободным от рабства форме, с другой — избавили от блуждания по чужим дорогам с недоумением и непониманием происходящего.

В психологии

Инстинктивная прозорливость в психологии получила название серендипность. Понятие означает обнаружение одного предмета во время поисков чего-то другого. Термин вошел в употребление в 1754 году благодаря Хорасу Уолполу. Писатель создал его, основываясь на сказке XVI века венецианского автора Мишеля Трамеззино «Три принца из Серендипа».

В сказке говорится о том, что на востоке была страна Серендип, ею правил король Жафер. У него было три сына, которых он хотел обучить жизни. Когда дети постигли все науки и отказались принять отцовский трон, царь решил послать их в длительное путешествие для обретения жизненного опыта, «ибо мудрость книжную они успешно постигли».

Отец сделал вид, что сердится на сыновей, и прогнал их из страны. Принцы путешествовали по Земле в бесплодных поисках определенных вещей, но им удавалось делать другие, непредвиденные, но волнующие открытия. Это было возможно благодаря тщательным наблюдениям и тонкому логическому рассуждению.

Прозорливый батюшка что это

Серендипные открытия — следствие не только стечения обстоятельств и счастливой случайности. Для них требуются проницательность и находчивость, а также умение понять значение того или иного события.

В психологии существует такое понятие, как «инсайт», то есть «прямое знание». Слово insight переводится с английского языка как «озарение, прозрение». Это состояние, в котором человеку неожиданно приходит решение насущной задачи или новый взгляд на ситуацию. Оно проявляется чаще всего в трагических, эмоционально напряженных обстоятельствах.

Термин ввел в 1925 году американский психолог немецкого происхождения Вольфганг Келер. Инсайт он объяснял как внезапное разрешение проблемы путем постижения ситуации в целом, а не в результате анализа отдельных деталей.

Понятием инсайта занимается гештальтпсихология. Согласно этому учению, нерешенная задача не позволяет гештальту (перевод с нем. gestalt — целостность, образ) человека закрыться. Любая система стремится к завершенности, и это заставляет человека искать выход из ситуации.

Принцип простой. Если, например, по каким-то причинам не удается досмотреть захватывающий фильм до конца, то желание узнать, чем же завершилась история главного героя, будет мучить очень долго. Тяга к завершенности не дает забыть это кино, потому что гештальт не закрыт.

Еще пример: человеку угрожает опасность, но он не понимает, откуда она исходит. Объяснить причину такой ситуации не получается. Незавершенность и неясность пугают и приводят человека в стрессовое состояние. Гештальт жаждет закрыться. И тут приходит неожиданное озарение, при этом человек видит не отдельные элементы проблемы, а ее общую картину и находит решение.

Инсайт в России имеет две школы: первая придерживается хр истианской традиции, вторая — дохристианской языческой практики, то есть шаманства. Одно из частных проявлений — «умение говорить на разных языках». В экстатических состояниях некоторые люди начинают разговаривать и петь на языках, которых в обычном состоянии не знают.

Известные прозорливые

Среди прозорливых людей есть и великие политические деятели, и духовные подвижники.

Прозорливость преподобного Серафима Саровского была, поистине, необычайна. Получая письма, он мог пересказать их содержание, даже не раскрывая конверта. Преподобный постигал других людей своим утонченным духовным зрением.

Прозорливый батюшка что это

Оптинские старцы также могли направить человека на путь спасения, помогали страждущим, утешали скорбящих и вразумляли нерадивых.

Прозорливый батюшка что это

Святой Иоанн Максимович обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Известно множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.

Прозорливый батюшка что это

Многим известны такие предсказатели, как Кассандра, Нострадамус, Ванга, Жанна д’Арк и другие.

Прорицательница предвидела значительное событие в истории — гибель Трои в знаменитой войне. Об этом повествуют поэмы «Илиада» Гомера и « Энеида » Вергилия. Девушка тщетно предупреждала жителей города не завозить внутрь подаренного коня, ее словам не поверили.

Прозорливый батюшка что это

Дельфийский оракул – место в Древней Греции, где, согласно легенде, особо посвященным жрецам открывались картины будущего.

Прозорливый батюшка что это

Ванга одинаково хорошо видела прошлое, недоступное для обычного восприятия, настоящее и будущее.

Прозорливый батюшка что это

Прозорливость – это тщательный анализ фактов прошлого, сопоставление их с реальностью и способность видеть, как они будут далее развиваться.

Сила первого канцлера Германской империи князя Отто фон Бисмарка заключалась в смелости и решительности, которая сочеталась с удивительной политической прозорливостью. Он сказал о проблеме русско-германской войны следующее: «Эта война с гигантскими размерами своего театра была бы полна опасностей. Примеры Карла XII и Наполеона доказывают, что самые способные полководцы с трудом выпутываются из экспедиций в Россию». Бисмарк был осторожен и прозорливо полагал, что война с Россией явилась бы для Германии «большим бедствием».

Прозорливый батюшка что это

Прозорливым человеком был Уинстон Черчилль. Еще в середине 30-х годов он предсказал войну в Европе. В биографии Черчилля было много моментов, когда он удивительным образом был проницателен. Так, однажды Уинстон отправился в рейд для проверки зенитных войск. Завершив осмотр, он подошел к своему автомобилю и сел не на свое привычное место, а с другой стороны.

Прозорливый батюшка что это

Видео

Протоиерей Димитрий Смирнов рассказывает о даре прозорливости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *