Прозорливый батюшка что это значит
Что такое прозорливость?
С давних пор во время тяжёлых испытаний люди искали помощи и совета у старцев, имеющих большой житейский опыт. В христианской традиции особым почтением пользуются люди, сумевшие при жизни достичь единения с Господом и сподобиться Его благодати. Их называют прозорливыми старцами, способными видеть человеческие души и тайные помыслы, а также прошлое, настоящее и будущее пришедших к ним людей.
Что значит прозорливый
Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.
Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.
Происхождение слова
Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».
Значение понятия
В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:
Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения
Упоминание в Библии
В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.
В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.
Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним. Следование его словам — единственный путь к Спасению.
Что такое прозорливость
Явлению прозорливости уделяется пристальное внимание и в христианской догматике, и в научном познании.
В религии
Христианское понимание прозорливости основывается на обретении пожизненной Божественной благодати через духовный опыт и праведную жизнь. Старцы, посвятившие всю свою жизнь служению Господу, получают возможность видеть мысли, чувства и поступки людей. Постоянно пребывая в своих угодниках Бог даёт им возможность вести к спасению большие массы народа.
Святые провидцы часто тяготятся своим даром. Им видны все самые тёмные уголки души посетителя, даже те, о которых не догадывается пришедший за помощью человек. Созерцание человеческой греховности приносит страдания носителям божественного дара, стремящихся к свету Царства Небесного.
Одним из видов духовной прозорливости является дар рассуждения. Он присущ людям, долгое время ведущим аскетический образ жизни. На основе духовного опыта старцы-аскеты способны определить источник духовного или физического явления, с которым столкнулся посетитель.
Своеобразной формой прозорливости является интеллектуальное духовное видение, основанное на опытном познании учения отцов Церкви. Человек, долгое время изучавший труды святых богословов, способен передавать свой опыт познания нуждающимся людям. Он направляет их по тому пути, который прошёл самостоятельно.
В психологии
В психологической практике выделяется два явления близких по характеру прозорливости.
Её действие происходило в далекой восточной стране, у правителя которой было три сына. Они изучили все известные науки, но не могли использовать их в жизни. Тогда отец отправил их искать по миру множество несуществующих вещей.
В ходе этих поисков братья сделали множество других интересных открытий, опираясь при этом на рассуждения, логику и проницательность. Серендипность заключается в умении не только видеть новое событие или явление, но и понимать его значение.
Психологи объясняют феномен «христианской прозорливости» с точки зрения проявления инсайта в сочетании с серендипностью.
Известные прозорливцы
Прозорливые старцы с давних времён были самыми уважаемыми священнослужителями. К ним приходили за советом, а также помощью во время физических и душевных недугов. На православной земле в разное время воссияли многие святые провидцы. Среди множества праведных благочестивых старцев выделяются следующие люди:
В настоящее время старцы продолжают помогать людям, неся Мудрость Слова Божия и Свет Его Благодати. Наиболее почитаемыми из них являются:
Следует помнить, что прозорливые старцы лишь указывают человеку возможный путь, но ответственность за его выбор лежит на самом христианине.
Каждый человек должен помнить, что Слово Божие открывается только истинно верующим людям. Чтобы услышать истину, переданную старцем люди должны очистить своё сердце и разум от греховной скверны.
9 простых вопросов о прозорливых старцах
Многих христиан, только пришедших в Церковь и давно в ней пребываюших, волнуют вопросы о прозорливых старцах. Мы попытаемся ответить на некоторые из них.
Еще в середине 90-х, когда я только пришел в Церковь, многие, если не все, с кем я познакомился в храме, искали старцев. Тогда большинство из нас представляло, что старец – это человек, исполняющий функции «пророка». Почему слово «пророк» взято в кавычки? Потому, что в наше время это слово слишком часто употребляется не в соответствии с его библейским значением.
В Ветхом Завете пророк – это человек, который возвещает народу волю Божию. Пророк – обличал нечестие, направлял людей к покаянию, исправлял их духовные недостатки. Пророки практически не занимались «будничными» вопросами – строить или не строить дом, выходить замуж или идти в пустыню, покупать лошадь или осла. Их задача была другой.
Точно также, и в Новом Завете апостолы, которые, в какой-то мере тоже были пророками, возвещали, в первую очередь, Царствие Небесное и были свидетелями Воскресения. Вспомним, что и пророк и Предтеча Господень Иоанн пророчествовал не о чем-либо земном или мирском, а о Пришествии в мир Христа Спасителя.
Однако, одновременно с истинными пророками всегда существовали лжепророки, люди, которые вместо воли Божией «возвещали», в лучшем случае, свою собственную. В худшем – волю врага рода человеческого. Их называли гадателями, прорицателями, ворожеями. И отношение Священного Писания к ним всегда было очень жестким. «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18).
В Священном Писании Ветхого Завета пророк – это человек, который возвещает народу волю Божию. Пророк – обличал нечестие, направлял людей к покаянию, исправлял их духовные недостатки.
Однако, человеку всегда хотелось не столько узнать волю Божию, сколько снять с себя тяжелое бремя самостоятельного принятия решений и найти того, кто скажет, что и как надо делать. В то же время, строгость по отношению к ворожеям и гадателям и непримиримое отношение Церкви к ним, привели к тому, что некоторые церковные люди начали искусственно создавать «институт прозорливства», то есть, занялись поиском прозорливых (а я часто даже слышал слово «ясновидящих») старцев внутри Церкви.
Само по себе это явление не говорит еще о чем-то плохом. Потому что, во-первых, мы ни в коем случае не отрицаем, что действительно есть подвижники и монахи, которым Господь открывает Свою Божественную волю по отношению к тому или иному человеку, а во-вторых, есть ситуации, когда действительно нужно знать волю Божию, чтобы не ошибиться в своем выборе. Но, вместе с тем, к сожалению, очень многие христиане в поисках прозорливых старцев пытаются найти того, кто даст своего рода «божественную санкцию» уже сделанному выбору, подтвердит его правильность. Как в том рассказе об одной женщине, которая просила Бога открыть Свою волю, а когда Он открыл, то она попросила Его закрыть ее обратно.
Сегодня ситуация с «прозорливыми старцами» существенно отличается от той, какую я встретил в начале 90-х. Тогда «прозорливым» считался практически каждый священник, способный дать более-менее дельный духовный совет. К тому же, кто мог сказать толковую проповедь, кто во время исповеди не спешил побыстрее отправить грешника и вникал в его проблемы, проявлял любовь и внимание – выстраивались толпы верующих.
Сейчас все выглядит чуть иначе. То ли старцев стало меньше, то ли меньше стало тех, кто их ищет, и еще меньше тех, кто действительно интересуется духовными вопросами, но такого «ажиотажа» вокруг старчества, как раньше, уже не наблюдается. Однако, вопросы о старцах все равно остаются острыми и актуальными. Мы постараемся ответить на некоторые из них.
Вопрос 1: Кто такой – прозорливый старец?
Самое главное – он опытный духовный наставник. Старец – это человек, который на своем собственном опыте познал радость присутствия Господа Иисуса Христа, вкусил общения с Богом во Святом Духе и может передать свой духовный опыт ученикам.
Феномен, если можно так выразиться, старчества присутствовал в Церкви всегда и всегда он был сопряжен с духовным руководством. В этом смысле старец — это совершенный, святой духовник, человек, обладающий дарами благодати Духа Святаго (именно по этой причине в аскетической литературе старцев называли «духоносными»).
Вопрос 2: Что такое «прозорливость»?
Главными дарами Духа Святого считались дары любви и рассуждения. Именно дар рассуждения и можно в первую очередь называть прозорливостью, то есть, способностью видеть и чувствовать внутреннее состояние человека, его мысли, чувства, переживания, намерения и так далее. Этот дар Господь дает старцу для того, чтобы он смог помочь человеку принести покаяние.
Кроме того, дар рассуждения сопрягался и с даром прозорливства, который всегда означал знание (от Бога!) старцем воли Божией о конкретном человеке или о многих людях, о целом народе или государстве. Старцы пророчествовали для того, чтобы помочь избежать бедствий и привлечь милость Божию, Божию благодать на народ. Таким образом, прозорливость – это возвещение воли Божией.
Вопрос 3: Кто может прозорливостью обладать и на каких условиях?
Даром прозорливости (или, что то же самое, пророчества) Господь наделяет по Своему усмотрению тех старцев, которые действительно усовершенствовались в духовном подвиге. Отсюда становится понятным, что без покаяния, без сокрушения сердца и смирения человек вообще не будет обладать никакими дарами.
Вопрос 4: Где можно встретить прозорливых старцев?
Это, наверное, самый сложный вопрос. Нет четко установленных мест проживания старцев. Если на то будет воля Божия, старца человек может встретить не выходя из дома. А вот если не будет воли Божьей, может исколесить планету вдоль и поперек, но так не встретить его.
Вопрос 5: Все ли духоносные, признанные старцы были прозорливыми?
По большому счету, да. Еще раз напомним, что само слово «духоносный» подразумевает, что человек является носителем Духа Святого. В этом смысле, каждый духоносный старец может быть прозорливым. Однако, как сказал выше отец Гавриил, настоящие прозорливцы свой дар скрывают. Например, известный во всем православном мире старец архимандрит Кирилл (Павлов) почти всегда предоставлял человеку право самому решать ту или иную проблему. Со своей же стороны, отец Кирилл давал совет, как лучше поступить.
Более того, архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря, рассказывал об отце Кирилле следующее: «Архимандрит Кирилл – продолжатель традиций великих русских старцев, духовник лаврской братии. К нему за духовным советом обращались и высшие иерархи Русской Православной Церкви, и молодые семинаристы, высокопоставленные чиновники и простые миряне. Сам батюшка старцем себя никогда не считал, и досадовал, когда говорили о его особой прозорливости. На вопрос о том, есть ли сегодня старцы, неизменно отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому за советом обращались не менее часто, чем к отцу Кириллу, тоже любил повторять «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички».
Поэтому, да, все духоносные старцы были прозорливыми, и, наверное, все они этот дар скрывали.
Вопрос 6: Обязательно ли каждый мирянин должен найти себе прозорливого старца?
Совершенно не обязательно. Прозорливого старца не стоит искать специально. Часто желание во что бы то не стало найти старца больше вредит, чем приносит пользу душе человека. Верующему нужно искать смиренного и опытного священника, который может стать его духовником.
Вопрос 7: Только ли с помощью старца можно узнать волю Божию?
Дух Святой «дышет, идеже хощет» (Ин. 3:8), а потому воля Божья может проявиться через любого человека и даже без человеческого участия, если так будет нужно. Неправильно будет думать, что старцы – единственная возможность узнать волю Божью для обычного человека.
По учению преподобного Серафима Саровского есть три воли: одна дьявольская – губящая, побуждающая делать добро ради тщеславия и гордости; другая – человеческая – не спасающая и не губящая, а третья – Божия – спасительная, которую и должен искать, и ищет человек.. Эту волю мы можем узнавать, например, из чтения слова Божия. Такое чтение вызывает слезы, согревает душу теплотой и наполняет сердце дарами для духовной благодатной жизни. Эта жизнь находит свой смысл лишь в стяжании Духа Божия. Благодатная сила Духа Святого поддерживает в нас внутренне единство и духовную чистоту, дает силы для непрерывного стремления к совершенству через постоянное послушание Творцу, наполняет душу радостью бытия и приводит нас к Богу для бессмертной жизни с Ним.
По словам преподобного Паисия Святогорца, для того, чтобы во всяком деле исполнить волю Божию, нужно, во-первых, помолиться, во-вторых, подумать (не напрасно же Бог дал нам голову) и, в-третьих, – действовать. И это очень мудрое правило, ибо молитва освящает разум человека, так, что он становится способным находить правильное, то есть согласное с волей Божией решение.
Вопрос 8: Правда ли, что с каждым годом прозорливых становится все меньше и почему?
Сложно ответить на этот вопрос. В силу многих причин. Одна из них – указана выше: совершенные и духоносные старцы свой дар прозорливости, обычно, скрывают. В то же время, различные шарлатаны в рясах слишком часто выдают себя за «прозорливых старцев».
Вот и получается, что, по словам архимандрита Гавриила, «тот, кто усердно ищет старцев ради ответа на свой важный вопрос, чаще всего натыкается на проходимца. Или на тех, кто в тщеславии и в гордыне пребывает».
А так да, мудрых, опытных духовных наставников, к сожалению, больше не становится. Это связано и с тем, что усилилась секуляризация общества, и с тем, что многие священники больше заняты внешней деятельностью, чем внутренней, и с тем, что меньше стало «вопрошающих».
Вопрос 9: Каждому ли священнику нужно стремится к прозорливости?
Стремление к прозорливости называется духовной прелестью. Священнику нужно стремиться к смирению, любви и покаянию. Священнику действительно Бог может, по благодати священства, открывать какие-то вещи об отдельных людях или целом народе. Но если вдруг священнику станет казаться, что вот, он теперь прозорливый, что он получил этот дар за свои «подвиги» и так далее, то он очень быстро превратится в тщеславного гордеца, путь которого один – в погибель. Чем больше в священнике тщеславия, тем меньше в нем даров Святого Духа. Более того, специальный поиск особенных даров, – прозорливства, исцеления больных, говорения на языках, – чреват не только духовной прелестью, но и беснованием. Поэтому лучше всего искать Царствия Божия, а все другое – приложится нам.
Блажен, кому Господь благословил встречу с духоносным старцем. Однако, не стоит с головой бросаться на поиски таких старцев. Настойчиво ищущий старца рискует всю жизнь провести в поиске, тогда как Господь с избытком дает каждому из нас все, что нужно для нашего спасения.
Архимандрит Гавриил (Вардаев) совершенно правильно заметил, что «духовная жизнь – это возможность получить гарантированный ответ на любые жизненные вопросы. Это такая гарантия правильных решений и поступков. Но получают эти ответы люди постепенно, с течением времени и следуя заповедям Божиим. Когда же духовная жизнь истончается, утрачивает свою глубину, тогда человек многое начинает делать чисто автоматически. Просто ходит в храм, исповедуется, причащается, но при этом по ему и Господу ведомым причинам этот человек утрачивает внутреннее общение с Господом. В этом состоянии бес и улавливает – иди, ищи старца, спроси у прозорливого. Это проще и быстрее, чем у Господа».
По мнению отца Гавриила, «не надо искать прозорливого. Проблема в том, что по-настоящему прозорливые люди свой дар скрывают. Это вообще очень тяжелый дар, который даже не всякий глубоко верующий может выдержать. Гораздо сильнее и важнее дар кротости и сердечности. А для этого нужны молитва и внутренняя духовная жизнь».
«Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?» — говорим о духовничестве с протоиереем Владимиром Воробьевым
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Сегодня протоиерею Владимиру Воробьеву, настоятелю храма святителя Николая в Кузнецкой Слободе, ректору Православного Свято-Тихоновского Православного университета, исполняется 80 лет. Редакция от всей души поздравляет дорогого отца Владимира с юбилеем! Предлагаем вам прочесть его интервью, которое никогда не потеряет актуальности.
В последнее время в редакцию «Фомы» все чаще приходят письма с вопросами о старчестве и духовничестве. Вот типичные их примеры:
«Здравствуйте! Есть ли прозорливые старцы в наше время? Мне нужна помощь!»
«Я год встречался с девушкой, которую очень люблю, а расстались потому, что мама против нее категорически, даже к старцу ходила, и он сказал: пускай подумает хорошо, надо ли ему это. А как это понять? Вот мои родные и сказали — расставаться. Мне очень трудно и больно без нее, не могу места найти. Что делать?»
«Почему воля Божья, которая была открыта прозорливому старцу (у меня был вопрос медицинского характера), то, что предсказывает старец, когда-то происходит, А КОГДА-ТО — НЕТ. Я причащаюсь раз в две недели, смертными грехами не грешу. Что еще можно предпринять? Мне очень надо, чтобы то, что сказал старец, произошло».
«Можно ли искать утешения у людей или у старцев в монастыре, или еще где в том случае, когда сердце не может успокоиться, доходит до отчаяния и нет желания жить? При этом духовнику сказать о своем состоянии и его причине не могу — боюсь, что не найду понимания».
«Крестной моего сына — его бабушке — недавно приснилось, что она спросила: “Сколько осталось жить этому чаду?”, и ей ответили: “10 лет”. Теперь я очень переживаю. Стоит ли мне обратиться к прозорливому старцу?»
В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться.
Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей мы попросили настоятеля московского храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.
— Отец Владимир, читатели «Фомы» все чаще спрашивают, есть ли еще на свете прозорливые старцы.
— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.
— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.
— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.
Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.
— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.
— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.
Алгоритм поиска духовника
— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?
— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.
— И есть какой-то алгоритм такого поиска?
— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.
— А ошибок не было?
— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.
Осторожно, младостарцы!
— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.
— Да, так бывает. Но священники разные бывают.
Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.
— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.
— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.
— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?
— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.
— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?
— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.
— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?
— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.
— Но от этого их как-то можно предостеречь?
— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.
Как узнать волю Божию?
— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?
— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.
— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.
— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.
— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?
— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.
Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.
Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.
— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?
— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.
Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.
Беседовала Марина Борисова
На заставке: фрагмент фото Александры Анисимовой. Фотопроект «Фомы» «Так сказать»