Прозорливый взгляд что это
колдовство
Как натренировать проницательный взгляд?
Проницательный взгляд, для чего он нужен?
По своей природе люди, особенно те, кто обладает проницательным взглядом с рождения, различаются в стремлениях созидательной и разрушительной энергии, благодаря всемирной паутине закрытая информация о тайных знаниях попадает в безответственные руки.
В результате чего большая вероятность того, что на своем пути вы можете повстречать человека, который может вам навредить, мыслью, словом, поступком.
Что бы распознавать таких людей с первого взгляда, в этой статье предоставлено простое упражнение по тренировке проницательного взгляда.
Данное упражнение не рекомендуется делать людям с хрупкой психикой и душевными болезнями.
Сядьте на против зеркала, что бы в помещении не было посторонних людей и животных, желательно наличие мягкого рассеянного света в комнате. Поставьте на переносицу маленькую точку ручкой или карандашом. Фиксируйте эту точку в отражении зеркала не моргая в течении минуты или чуть меньше по времени.
Постепенно время спокойного не моргающего взгляда будет увеличиваться.
Следующее упражнение можно комбинировать через день с вышеописанным, сядьте так же на против зеркала и смотрите не моргая сначала в правый зрачок в течении минуты, переместив потом свой взгляд в левый зрачок.
По началу глаза буду сильно уставать и слезится, постепенно время само по себе будет увеличиваться, не переутомляйте себя, для слишком уставших глаз можно делать прохладные марлевые компрессы в течении 15 минут.
Многократно проницательный взгляд можно усилить положительной эмоцией, для тренировки такого состояния смотрите на себя в зеркало просто смотрите, и представьте в уме образ любимого человека, первого поцелуя, первого секса, или вы нашли полный кашель денег.
Натренированный таким образом проницательный взгляд способен не только вызывать доверие и дружеские чувства, а так же оберегать своего хозяина от всего дурного и злого.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься как руководство к действию и тем более как единственно верный источник истины. Мира света и тепла Гость. На главную.
Прозорливый — кто это?
Прозорливость — это дарованная Божественной благодатью Святого Духа способность видеть внутреннее состояние человеческих душ и ожидающих в будущем событий. Такое умение дается христианским подвижникам, достигшим святости в настоящей жизни. Они предсказывают не только будущее, но и раскрывают тайны настоящего и прошлого.
Что значит прозорливый
Прозорливыми называют людей, через которых Бог открывает живущим на земле будущие события с целью спасения души. Они не гадают и не предсказывают, а опираются на свой богатейший духовный опыт.
В ходе короткой беседы святые старцы могли определить некоторые индивидуальные черты человека и предупредить об опасности или несчастье, которое его постигнет, если он не избавится от греховных страстей.
Иногда сам Бог по Своему особому Промыслу извещал прозорливого о чем-то в отношении посетителя. Тогда старец передавал слова Господа пришедшему за помощью. Сведения служили для укрепления веры у человека или содействовали его спасению.
Происхождение слова
Слово «прозорливый» происходит от древнерусского «прозоръ» — «прозорливость», которое образовано от глаголов «прозьръти» — «провидеть, предвидеть» и устаревшего «зъръти» — «видеть, смотреть». Период его появления в языке — XI-XII вв.
Значение понятия
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понятие прозорливый означает — умеющий предвидеть, проницательный. Д.Н. Ушаков к этому описанию добавляет словосочетание «умеющий предугадывать».
В христианстве п розорливыми называют людей, которым Бог показывает события будущего в целях спасения. Святые старцы получали этот Божий дар за смирение и стремление очистить свою душу от грехов.
Синонимами слова являются — дальновидность, проницательность.
Упоминание в Библии
Человек, который любит Бога, доказывает это своими делами и словами. За послушание и исполнение заповедей ему безвозмездно посылается дар пророчества или прозорливости. В древности таких людей называли пророками: «Блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Слово «назидает» употребляется в значении «строит», то есть пророк увещевает, успокаивает, призывает к доброй жизни, является молитвенным заступником. В пророческих словах душа находит утешение — тихую пристань в бурном житейском море. Человек получает опору в христианской жизни, у него рождается твердое намерение следовать путем Христовых заповедей.
«Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог». (1 Кор. 14:24,25).
Лжепророк также может обличать, имея знания от бесов (или из собственных разведданных). Умение пророчествовать, полученное от Бога, — это результат покаяния человека, видения им своих грехов и стремление к исправлению своей жизни, причем именно в Церкви.
«. Духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32).
Еще одно явное отличие Пророка Божьего — откровение не лишает этого человека разума, не завладевает его личностью. Человек–пророк находится в полном рассудке, а не в трансе.
«. Имеешь ли пророчество, пророчествуй, согласно с верой» (Рим.12:6).
Пророк должен открывать другим полученные от Бога сведения о том, что питает и утверждает общую веру.
Великими библейскими пророками являются Авраам, Исаак и Иаков, он же Израиль. Они пребывали в богообщении и открывали волю Божию людям.
Однажды Бог явился Аврааму в виде трех странников, один из которых произнес: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Поначалу женщина засмеялась, не поверив словам своего гостя. Тогда странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Пророчество сбылось: через положенный срок на 90-м году жизни женщина родила сына.
Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что соседние города Содом и Гоморра будут уничтожены, так как являются самыми нечестивыми на земле. В Содоме жил праведный Лот, племянник Авраама. Пророк стал умолять, чтобы Господь помиловал города, если в них найдется хотя бы 10 праведников. Однако даже столько благочестивых жителей не нашлось. Ангелы спасли только Лота и его жену, которая все же проявила непослушание Богу (обернулась на разрушающийся город, значит, пожалела о прошлой греховной жизни) и превратилась в соляной столб.
Иакову Бог явился во сне. На пути в Месопотамию, где жил брат матери Лаван, Иаков остановился в поле ночевать, положил голову на камень и заснул. Во сне он увидел огромную лестницу, основание которой стояло на земле, а верх касался небес. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самом верху стоял Сам Всевышний и говорил : «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю».
Потомком или семенем Иакова являлся сам Спаситель, лестница была прообразом девы Марии, через которую Сын Божий придет на землю.
Иаков перед смертью предсказал судьбу двенадцати колен израилевых, которые произойдут от его сыновей. (Быт 49:1—29).
Было множество других пророков, о которых повествует Библия: Илия, Исаия, Самуил, Моисей и другие. Примечательно, что многие из них сами себя пророками не считали. Некоторые оставили после себя наследие в виде книг, вошедших в состав Библии.
В христианстве великими пророками считаются Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль. Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.
Что такое прозорливость
Прозорливость имеет несколько трактовок: с точки зрения православного христианства и науки.
В религии
Прозорливость в православии используется в положительном контексте, то есть как дарованная Богом или обретенная благодаря духовному опыту способность. Будучи Творцом всех, Господь знает все события человеческой жизни и истории, мысли и сердечные намерения людей. Пребывая в душе Своих угодников, он сообщает им новые знания, приобщая к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода.
Подлинная духовная прозорливость открывает всю глубину души, которая часто скрыта даже от своего обладателя. Она не имеет психопатологического характера, а причиняет страдания своему носителю. Как дар Божий, душа полна любви, а видеть ей приходится чаще всего «безобразие и бесславие» человека. Это и есть причина страданий. Старцы, имеющие пророческие способности, не стремятся их удержать, потому что им чуждо возношение и тщеславие.
Вид прозорливости, который возникает из опыта, называют даром рассуждения. Он считается высшим аскетическим достижением. Сущность его состоит в способности определить причины духовного явления: происходит ли оно от благодати, демонических влияний или в порядке естественного человеческого развития.
С другой стороны, за возможность познать порядок духовной жизни, последовательность душевных состояний и их относительную ценность или достоинство, этот дар высоко ценится подвижниками. Ведь он всегда является результатом долгого опыта борьбы со страстями, больших благодатных Божьих заступлений и посещений, многих искушений и вражеских нападений.
Возможна также и некоторая способность духовного видения через внешние научения. Это наблюдается у людей с большим интеллектуальным опытом. Понимать учение святых отцов может только тот, кто сам многое выстрадал, кому дано было свыше опытное познание тайн духовного мира.
Такой человек из борьбы вышел обладателем глубокого знания, методов и средств подвижничества. Познания сделали его, с одной стороны, внутренне свободным от рабства форме, с другой — избавили от блуждания по чужим дорогам с недоумением и непониманием происходящего.
В психологии
Инстинктивная прозорливость в психологии получила название серендипность. Понятие означает обнаружение одного предмета во время поисков чего-то другого. Термин вошел в употребление в 1754 году благодаря Хорасу Уолполу. Писатель создал его, основываясь на сказке XVI века венецианского автора Мишеля Трамеззино «Три принца из Серендипа».
В сказке говорится о том, что на востоке была страна Серендип, ею правил король Жафер. У него было три сына, которых он хотел обучить жизни. Когда дети постигли все науки и отказались принять отцовский трон, царь решил послать их в длительное путешествие для обретения жизненного опыта, «ибо мудрость книжную они успешно постигли».
Отец сделал вид, что сердится на сыновей, и прогнал их из страны. Принцы путешествовали по Земле в бесплодных поисках определенных вещей, но им удавалось делать другие, непредвиденные, но волнующие открытия. Это было возможно благодаря тщательным наблюдениям и тонкому логическому рассуждению.
Серендипные открытия — следствие не только стечения обстоятельств и счастливой случайности. Для них требуются проницательность и находчивость, а также умение понять значение того или иного события.
В психологии существует такое понятие, как «инсайт», то есть «прямое знание». Слово insight переводится с английского языка как «озарение, прозрение». Это состояние, в котором человеку неожиданно приходит решение насущной задачи или новый взгляд на ситуацию. Оно проявляется чаще всего в трагических, эмоционально напряженных обстоятельствах.
Термин ввел в 1925 году американский психолог немецкого происхождения Вольфганг Келер. Инсайт он объяснял как внезапное разрешение проблемы путем постижения ситуации в целом, а не в результате анализа отдельных деталей.
Понятием инсайта занимается гештальтпсихология. Согласно этому учению, нерешенная задача не позволяет гештальту (перевод с нем. gestalt — целостность, образ) человека закрыться. Любая система стремится к завершенности, и это заставляет человека искать выход из ситуации.
Принцип простой. Если, например, по каким-то причинам не удается досмотреть захватывающий фильм до конца, то желание узнать, чем же завершилась история главного героя, будет мучить очень долго. Тяга к завершенности не дает забыть это кино, потому что гештальт не закрыт.
Еще пример: человеку угрожает опасность, но он не понимает, откуда она исходит. Объяснить причину такой ситуации не получается. Незавершенность и неясность пугают и приводят человека в стрессовое состояние. Гештальт жаждет закрыться. И тут приходит неожиданное озарение, при этом человек видит не отдельные элементы проблемы, а ее общую картину и находит решение.
Инсайт в России имеет две школы: первая придерживается хр истианской традиции, вторая — дохристианской языческой практики, то есть шаманства. Одно из частных проявлений — «умение говорить на разных языках». В экстатических состояниях некоторые люди начинают разговаривать и петь на языках, которых в обычном состоянии не знают.
Известные прозорливые
Среди прозорливых людей есть и великие политические деятели, и духовные подвижники.
Прозорливость преподобного Серафима Саровского была, поистине, необычайна. Получая письма, он мог пересказать их содержание, даже не раскрывая конверта. Преподобный постигал других людей своим утонченным духовным зрением.
Оптинские старцы также могли направить человека на путь спасения, помогали страждущим, утешали скорбящих и вразумляли нерадивых.
Святой Иоанн Максимович обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Известно множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.
Многим известны такие предсказатели, как Кассандра, Нострадамус, Ванга, Жанна д’Арк и другие.
Прорицательница предвидела значительное событие в истории — гибель Трои в знаменитой войне. Об этом повествуют поэмы «Илиада» Гомера и « Энеида » Вергилия. Девушка тщетно предупреждала жителей города не завозить внутрь подаренного коня, ее словам не поверили.
Дельфийский оракул – место в Древней Греции, где, согласно легенде, особо посвященным жрецам открывались картины будущего.
Ванга одинаково хорошо видела прошлое, недоступное для обычного восприятия, настоящее и будущее.
Прозорливость – это тщательный анализ фактов прошлого, сопоставление их с реальностью и способность видеть, как они будут далее развиваться.
Сила первого канцлера Германской империи князя Отто фон Бисмарка заключалась в смелости и решительности, которая сочеталась с удивительной политической прозорливостью. Он сказал о проблеме русско-германской войны следующее: «Эта война с гигантскими размерами своего театра была бы полна опасностей. Примеры Карла XII и Наполеона доказывают, что самые способные полководцы с трудом выпутываются из экспедиций в Россию». Бисмарк был осторожен и прозорливо полагал, что война с Россией явилась бы для Германии «большим бедствием».
Прозорливым человеком был Уинстон Черчилль. Еще в середине 30-х годов он предсказал войну в Европе. В биографии Черчилля было много моментов, когда он удивительным образом был проницателен. Так, однажды Уинстон отправился в рейд для проверки зенитных войск. Завершив осмотр, он подошел к своему автомобилю и сел не на свое привычное место, а с другой стороны.
Видео
Протоиерей Димитрий Смирнов рассказывает о даре прозорливости.
Что такое прозорливость?
С давних пор во время тяжёлых испытаний люди искали помощи и совета у старцев, имеющих большой житейский опыт. В христианской традиции особым почтением пользуются люди, сумевшие при жизни достичь единения с Господом и сподобиться Его благодати. Их называют прозорливыми старцами, способными видеть человеческие души и тайные помыслы, а также прошлое, настоящее и будущее пришедших к ним людей.
Что значит прозорливый
Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.
Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.
Происхождение слова
Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».
Значение понятия
В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:
Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения
Упоминание в Библии
В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.
В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.
Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним. Следование его словам — единственный путь к Спасению.
Что такое прозорливость
Явлению прозорливости уделяется пристальное внимание и в христианской догматике, и в научном познании.
В религии
Христианское понимание прозорливости основывается на обретении пожизненной Божественной благодати через духовный опыт и праведную жизнь. Старцы, посвятившие всю свою жизнь служению Господу, получают возможность видеть мысли, чувства и поступки людей. Постоянно пребывая в своих угодниках Бог даёт им возможность вести к спасению большие массы народа.
Святые провидцы часто тяготятся своим даром. Им видны все самые тёмные уголки души посетителя, даже те, о которых не догадывается пришедший за помощью человек. Созерцание человеческой греховности приносит страдания носителям божественного дара, стремящихся к свету Царства Небесного.
Одним из видов духовной прозорливости является дар рассуждения. Он присущ людям, долгое время ведущим аскетический образ жизни. На основе духовного опыта старцы-аскеты способны определить источник духовного или физического явления, с которым столкнулся посетитель.
Своеобразной формой прозорливости является интеллектуальное духовное видение, основанное на опытном познании учения отцов Церкви. Человек, долгое время изучавший труды святых богословов, способен передавать свой опыт познания нуждающимся людям. Он направляет их по тому пути, который прошёл самостоятельно.
В психологии
В психологической практике выделяется два явления близких по характеру прозорливости.
Её действие происходило в далекой восточной стране, у правителя которой было три сына. Они изучили все известные науки, но не могли использовать их в жизни. Тогда отец отправил их искать по миру множество несуществующих вещей.
В ходе этих поисков братья сделали множество других интересных открытий, опираясь при этом на рассуждения, логику и проницательность. Серендипность заключается в умении не только видеть новое событие или явление, но и понимать его значение.
Психологи объясняют феномен «христианской прозорливости» с точки зрения проявления инсайта в сочетании с серендипностью.
Известные прозорливцы
Прозорливые старцы с давних времён были самыми уважаемыми священнослужителями. К ним приходили за советом, а также помощью во время физических и душевных недугов. На православной земле в разное время воссияли многие святые провидцы. Среди множества праведных благочестивых старцев выделяются следующие люди:
В настоящее время старцы продолжают помогать людям, неся Мудрость Слова Божия и Свет Его Благодати. Наиболее почитаемыми из них являются:
Следует помнить, что прозорливые старцы лишь указывают человеку возможный путь, но ответственность за его выбор лежит на самом христианине.
Каждый человек должен помнить, что Слово Божие открывается только истинно верующим людям. Чтобы услышать истину, переданную старцем люди должны очистить своё сердце и разум от греховной скверны.
Особенности проницательных людей: 10 способов повышения проницательности
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
проница́тельный, проница́тельная, проница́тельное, проница́тельные, проница́тельного, проница́тельной, проница́тельного, проница́тельных, проница́тельному, проница́тельной, проница́тельному, проница́тельным, проница́тельный, проница́тельную, проница́тельное, проница́тельные, проница́тельного, проница́тельную, проница́тельное, проница́тельных, проница́тельным, проница́тельной, проница́тельною, проница́тельным, проница́тельными, проница́тельном, проница́тельной, проница́тельном, проница́тельных, проница́телен, проница́тельна, проница́тельно, проница́тельны, проница́тельнее, попроница́тельнее, проница́тельней, попроница́тельней
Поделиться значением слова:
Что такое проницательность?
Проницательность — это качество личности, которое зависит от умения наблюдать, остро подмечать, сопоставлять, постигать, а главное – предвидеть будущий исход событий. Ассоциируется с дальновидностью, прозорливостью, компетентностью и житейской мудростью. Проницательность окружена ореолом необычности и часто сравнивается с экстрасенсорикой или мистикой. Но умение понять свое положение, диагностировать качества людей, видеть причинно-следственные связи явлений или событий – результат наблюдательности, компетентности, интеллекта и жизненного опыта.
Обрести проницательность – большое, даже великое достижение. Ведь она помогает наладить общение и построить свой бизнес. Более того, это одно из обязательных качеств лидера – того, кто умеет предвидеть скрытую сущность вещей, событий, новостей, поступков, других людей. Не зря ведь психологические тренинги на тему лидерских качеств так популярны.
Пройти тест на интуицию
Словосочетание «проницательный взгляд» чаще применяют по отношению к людям с большим жизненным опытом. А еще добавляют «взгляд, как рентген» или «заглянул в душу». И действительно, мудрые люди будто читают чужие мысли или понимают о собеседника больше, чем он сам понимает о себе. Но есть еще детская проницательность – достояние чистой души и разума, которое со взрослением замутняется.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
Где пригодится психологическая проницательность?
Эта способность быстро оценить внутренний мир человека, впечатлить его и манипулировать собеседником, скорее, часть профессии психолога, кадровика, управленца, учителя, врача, журналиста. Но вне профессии чаще употребляется другое словосочетание – житейская мудрость.
Житейская мудрость не зависит от «голого» интеллекта и не всегда связана с образованием – можно не знать букваря, но буквально видеть окружающих насквозь. Этому утверждению есть научные доказательства. Канадские исследователи из Университета Уотерлу выяснили, что «житейскую мудрость» чаще проявляют жители с достатком ниже среднего. Оказывается, они более компетентны в межличностных вопросах. Так что с точки зрения житейской мудрости проницательный – это человек без докторских степеней, зато с непредвзятым отношением к чему-либо и способностью рассмотреть проблему с разных точек зрения.
Житейская мудрость – это красный диплом разуму, который выдается человеку с большим жизненным опытом – не только его личным, а опытом предков. Ведь кроме личных наблюдений включает пословицы, верования, афоризмы, истории и прочие знания о закономерностях жизни. В отличие от учености жизненная мудрость приходит не из книг, а апробируется на практике. А еще она всегда приправлена порцией юмора. Потому что умение подмечать смешные особенности и заворачивать их в искрометные анекдоты или афоризмы – еще одна составляющая проницательности.
«Ум проницательный и ученый»: перевод-толкование послания к Римлянам архиеп. Мефодия (Смирнова)
Именно святителя Иоанна Златоуста архиепископ Мефодий (Смирнов) избирает в качестве примера истинного и духоносного толкователя. В Предисловии «К Римлянам посланию Святого Апостола Павла с толкованием» иерарх, церковный историк, филолог и переводчик, отмечает: «Сколь побудителен должен быть для нас пример Богомудрых отцев, поучавшихся в законе Господни день и нощь! Весьма бы мы не знали истинной чести, если бы не восхотели поревновать просвещению их: а конечно бы и безответны остались, если бы обленились почерпать живую воду из открытых ими источников. Других церквей писатели, коих великое множество, что ни имеют изящнейшего в своих толкованиях, все то почерпнули из святых отцов, почитаемых нашею Церковию. Писания Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Феодорита, Амвросия Медиоланского, Августина
и других церковных учителей, да будут нам и примером, и приобретением нашим! Читатель ощутит все то в приведенных мною к истолкованию Павлова послания изречениях; ощутит не разумение токмо, но и духовный вкус отцов во Святом Писании»9.
Далее архиепископ Мефодий дает пространную сноску, в которой пишет: «Здесь, во-первых
, называет себя Апостол рабом Иисус Христовым, показывая тем, что он, по благодати Божией освободился уже от тягостного бесплодного раболепствия закону, через Моисея преданному, а напротив того, поработил себя или вседушно предался Иисусу Христу, достоверно познав в Нем Всеблагого Господа,
Начальника веры и Совершителя
, – совершившего и закон Моисеев.
Второе
, Апостол говорит о себе, что он
зван Апостол, избран в благовестие Божие,
то есть, Богом
призван
в апостольство (в посольство проповедания веры), а не восхитил, не сам себе присвоил сие великое звание. И сие избрание описывается Деян. Св. Апостол в девятой главе, где о Павле Бог ко
Ананию
рек:
яко сосуд избран ми есть сей
»10.
Очевидно, что владыка Мефодий не цитирует Константинопольского святителя, как можно было ожидать, но дает свое толкование. Он также указывает на образ ветхозаветного праведника Моисея, но понимает его, скорее в аллегорическом смысле, как подателя закона. При этом закон как бы противопоставляется тому учению, которое преподано Самим Спасителем. В этом же косвенное свидетельство на причину изменения имени: Савл, живший законом, становится Павлом, предавшим себя в руки Господни. Такой подход может свидетельствовать об известном расположении владыки Мефодия к экзегезе Александрийской школы, но, конечно, не в чистом виде. По всей видимости, ему по духу был близок экзегетический метод святителя Григория Богослова, часто прибегавшего к приему аллегории, но с опорой на здравый смысл11. Неслучайно архиепископ указывает его в ряду тех толкователей, которые должны быть примером для христиан в деле исследования Священного Писания (см. выше).
Священнейшая обязанность всякого толкователя Писания – более и более углубляться в него, искать в нем высшей таинственной мудрости и рыться в нем исследующею мыслию, как в неистощимом богатом руднике, чтобы выносить из глубоких недр его сокрытые в нем и незримые миру сокровища золота или божественной, небесной истины
Примечательно, что выделенное в издании курсивом именование Спасителя «Начальником веры и Совершителем» представлено таким образом неслучайно. Это выражение является цитатой из другого послания апостола Павла – послания к Евреям (Евр. 12:2). Свободное владение текстом Священного Писания свидетельствует об известной начитанности владыки Мефодия. Здесь уместно вспомнить, что митрополит Платон (Левшин) называл архиепископа Мефодия «умом проницательным и ученым»12.
Приведенная цитата об именовании Спасителя важна для владыки Мефодия, как представляется, еще и потому, что она утверждает основание веры, теме которой и оказывается посвящено обращенное к верным Римлянам слово апостола. Святые отцы и толкователи, поясняя то значение, которое было заключено в словах апостола отмечали: «Да взираем
не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем
на виновника веры, Иисуса Христа
, Который соделался
вождем и совершителем
веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф. 4:1 сл. и парал.), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями»13. Еще большую очевидность сказанного апостолом о Христе как основоположнике веры подчеркивает в своем толковании этого стиха послания блаженный Феофилакт Болгарский: «Что же значат слова: начальника и совершителя? То есть Сам Он и веру изначала внедрил в нас: ибо не вы Меня говорит, избрали, но Я избрал вас (Ин. 15:16). Сам же и усовершает, чтобы вы обладали верой совершеннейшей»14.
Отметив, что оба толкователя при комментировании указанного стиха обращаются к соответствующим другим словам Священного Писания Нового Завета, следует обратить внимание, что их толкования вполне согласуются с тем значением слов, именующих Христа, которые употреблены в греческом тексте послания: ἀφορῶντες εἰς τὸν τῆς πίστεως ἀρχηγὸν
καὶ
τελειωτὴν
Ἰησοῦν, где ἀρχηγὸς «являющийся изначальным, служащий первопричиной»15, а τελειωτής «свершитель, осуществитель» ― уникальное слово, связанное именно с новозаветной эпохой и встречающееся только в указанном стихе16.
Представляется, что именно такое глубокое содержание настоящего стиха послания к Евреям и послужило причиной его включения в толкование иного апостольского писания, раскрывающего суть служения апостола Павла. Этот яркий пример экзегезы показывает, как архиепископ Мефодий сам, основываясь на святоотеческом, дает собственное достаточное толкование на слова апостола Павла. Возможно, владыка Мефодий – переводчик и толкователь – руководствовался теми же мыслями, что и апостол Павел при написании своего послания, а именно, желал подчеркнуть свое призвание для проповеди слова Божия. Интересно отметить, что архиепископ Мефодий будто бы следует логике толкования святителя Иоанна Златоуста, он, например, приводит цитаты из тех же книг Священного Писания, на которые было обращено внимание святителя Иоанна Златоуста, но приводит совсем другие параллельные места, что также свидетельствует о самостоятельности его толкования. Так, указывая на известные события книги Деяний, связанные с апостолом Павлом, он отсылает читателей к моменту его избрания, изложенного в девятой главе, и приводит центральное место речи Господа к Анании – о избранничестве Павла (Деян. 9:15). Примечательно, что об избрании же Павла говорил в своем толковании и святитель Иоанн Златоуст, свидетельствуя о повелении Святого Духа: отделите Ми Павла и Варнаву
(Деян. 13:2)17. В своем толковании владыка Мефодий на полях также указывает на еще одно место раскрывающее суть апостольского служения Христу. Такова ссылка на второе послание к Коринфянам, ср. 2Кор. 8:19, 23 и 15. Сложно сказать, почему перечисленные стихи следуют не в прямом порядке, но показательно, что 15 стих является цитатой апостолом Павлом книги Исход (Исх. 16:18), где повествуется о даровании Богом манны возроптавшим Израильтянам.
В некоторых случаях архиепископ Мефодий не прибегает к развернутым толкованиям, считая, что достаточно просто обратиться к Ветхому Завету. Однако он не просто указывает параллельное место, но и приводит его в сноске. Так, по поводу второго стиха той же первой главы: є4же прeжде њбэщA прbрHки свои1ми въ писaніихъ ст7hхъ (которое [Бог] прежде обещал через Пророков Своих, в святых писаниях
) (Рим. 1:2) – архиепископ Мефодий замечает: «Как-то у Пророка Исаии в 52 главе сказано:
Коль красны на горах ноги благовествующих мир
и проч.»18. Стоит заметить, что данное параллельное место, необходимое для полноты понимания сказанного апостолом, не всегда приводится в современных изданиях Библии19.
В то же время в третьем стихе первой главы: њ сн7э своeмъ, бhвшемъ t сёмене дв7дова по пlти (о Сыне Своем, происшедшем по плотскому рождению от Давидова роду
) (Рим. 1:3) архиепископ Мефодий считает достаточным привести ссылку на параллельное место: 2Цар. 7:12. Однако обращение к указанному стиху второй книги Царств:
Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восстановлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его
– и далее:
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки
(2Цар. 7:13) ― позволяет говорить об определенном тяготении архиепископа Мефодия к типологическому толкованию. Обетование Господа Давиду обретает не конкретно-исторический (рождение от Давида сына, который построит дом Господень), а мессианский смысл: речь идет о происхождении Спасителя (ср. Ин. 7:42; Мф. 1:1; Лк. 2:4).
Комментируя двенадцатый стих первой главы послания апостола Павла к Римлянам: сіe же є4сть, соутёшитисz въ вaсъ вёрою џбщею, вaшею же и3 моeю (Яснее сказать: дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею
) (Рим. 1:12) – архиепископ Мефодий прямо обращается к толкованию святителя Иоанна Златоуста. «Св. Златоуст в толковании своем на Послание Павлово к Римлянам разумеет здесь утешение в злоключениях, каковым тогда подлежали верующие: притом замечает, что Апостол словом
соутешитися
,хотел умягчить слова
ко утверждению вашему
; т.е. (здесь архиепископ Мефодий дает пояснение от себя –
Прим. авт.
) Апостол приобщает и себя к числу учеников своих, требующих утверждения»20.
Итак, можно отметить, что в своем толковании на послание святого апостола Павла к Римлянам архиепископ Мефодий по-разному решает вопрос о представлении параллельных мест. Он может указывать только адрес обращения,в
другом случае приводит
сам текст необходимого параллельного места
. В ряде случаев владыка Мефодий обращается к толкованию святых отцов,присовокупляя к некоторым из них свой пространный
перевод с элементами толкования и указаниями на требуемые параллельные места
.
Анализируя особенности толкования Священного Писания архиепископом Мефодием (Смирновым) можно заключить, что он достаточно органично сочетает экзегетические подходы александрийской и антиохийской школ, проявляя свою начитанность и самобытность богословского мышления. Представляется, что отмеченные толковательные приемы могут найти свое применение и при выполнении толковательного перевода послания апостола Павла к Евреям. Комментарий, основанный на обнаружении сходных или тождественных по содержанию мест Священного Писания может еще раз засвидетельствовать апостольское происхождение Послания.
Умение анализировать
Развивайте свои аналитические способности. Они вам пригодятся, чтобы верно оценить ситуацию. Для этого есть множество различных способов. Например, компьютерные квесты, логические задачи, различные головоломки, чтение детективов.
Чаще задумывайтесь о том, почему те или иные вещи происходят именно таким образом. Тренируйтесь, моделируя какую-либо ситуацию с изменением одного или нескольких фактором.
Помните, что существует вероятность существования скрытых факторов, которые влияют на поступки окружающих. Вы можете их не знать, поэтому не стоит спешить с выводами. Рассмотрите все возможные версии, даже если они кажутся невероятными на первый взгляд.
Внешнее проявление
Очень часто можно встретить такие словосочетания, как «проницательный взгляд или голос». Что это значит? Как голос или взгляд может быть проницательным? Давайте начнем со взгляда.
Испытывали ли вы когда-нибудь на себе взгляд, который будто проникает в самые потаенные места вашей души? Вот именно такой взгляд я и называю проницательным.
Когда человек не просто смотрит на тебя, но и подмечает малейшие изменения в мимике, в жестах, настроении. Стоит тебе только подумать о чем-то, а он уже высказывает эту мысль.
Можно ли научиться такому взгляду? Да, если вы действительно начнете подмечать детали в смене поведения собеседника, научитесь различать его мимику, будете внимательно следить за жестами. Только не стоит слишком пристально и подозрительно смотреть на человека. Это отпугивает.
А что такое проницательный голос? Для меня это всегда спокойный, уверенный тон, ровная интонация. Такой голос способен загипнотизировать тебя. Ты внимательно слушаешь каждое слово и пытаешься вникнуть в смысл сказанного. И голосу такому можно запросто научиться.
Советую вам обратиться за помощью в школу ораторского искусства, если вы хотите развить подобный навык у себя. Кроме того, вам всегда помогут скороговорки, которые отлично тренируют дикцию, которая играет немаловажную роль.
В целом проницательный человек выглядит спокойным, уверенным, решительным и смелым. Если вы не чувствуете в себе подобных качеств, но вам бы хотелось их приобрести, тогда именно для вас у меня есть статья «Как чувствовать себя уверенным в любой ситуации».
Хочешь стать проницательным? Стань им!
Для достижения этой цели необходимо наметить основной план действий, которые приведут к успеху.
Но главное, что проницательный человек — это личность мыслящая, и для того чтобы стать проницательным, важно не принимать поспешных решений!
Водолей
Водолей – очень творческая личность с нестандартной смекалкой. Если он находится в проблемной ситуации, то моментально ищет пути её решения. Ум Водолея работает быстрее, чем у всех остальных. Поэтому неудивительно, что этот знак весьма находчив и сообразителен. Водолеи могут быть спонтанными и достаточно гибкими, чтобы «вписаться» в обстоятельства и откорректировать их в свою пользу. Они креативны и умеют реагировать весьма оригинально и нешаблонно.
Развивайтесь
Обогатить ваш жизненный опыт помогут произведения мировой классической художественной литературы. Отдайте предпочтение реалистичным романам, в которых присутствуют психологические портреты героев.
С помощью хороших книг вы избавитесь от излишней наивности. Кроме того, ваш опыт не будет ограничен лишь вашей реальностью, ведь вы проживете множество историй, которые станут частью вашего сознания.
Тренируйте свой мозг. Выполняйте различные упражнения на развитие памяти, быстроты реакции и умения логически мыслить. Эти способности помогут вам лучше разобраться в происходящем вокруг и сделать правильные выводы.
Учитесь мыслить системно. Все факты должны складываться, как пазл, в единую картинку. Так вы сможете воссоздать недостающие кусочки и понять, на что именно следует обратить внимание. Изучайте психологию. Понимание того, как работает сознание людей, поможет вам разобраться в мотивах их действий и предугадать реакцию на то или иное событие.
Больше общайтесь с людьми. При этом старайтесь меньше говорить и больше слушать. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вокруг вас, и стать более восприимчивым к происходящему. Именно эти качества отличают проницательных людей.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Проницательность – это способность прогнозировать события, опираясь на собственный опыт и накопленные знания. Основными её составляющими являются внимательность, интуиция и осознанность. Человек не рождается со встроенной функцией проницательности. Она развивается в течение жизни, так что, если вам порой сложно не то, что прогнозировать, но и даже предвосхищать последствия своих поступков, не расстраивайтесь, сегодня я вам расскажу, как натренировать в себе это умение.
Как развить в себе проницательность?
Умение «зрить в корень» зачаровывает. Недаром ведь Шерлок Холмс уже почти две столетия остается любимым героем миллионов. Но если изучить его способность «читать» окружающих, понимать их мотивы, предугадывать поступки, чему-то получится научиться. А если разложить все суперспособности по полочкам – удастся развивать качества в нужном направлении. Даже если борьба с мировой преступностью не входит в жизненные планы.
Пять шагов для тех, кто хочет научиться сканировать людей как Шерлок Холмс:
Искренне интересоваться людьми.
Если обратиться к Шерлоку Холмсу, можно увидеть – свои удивительные выводы он не брал из воздуха, а делал на основании постоянных наблюдений. Потому что при всем разнообразии характеров и темпераментов люди, как правило, совершают похожие ошибки, используют стандартные поведенческие паттерны, одинаково реагируют на критику или похоже выражают признательность.
Этот же прием можно использовать для развития собственной проницательности – начать искренне интересоваться окружающими. Кроме «полезных» для бизнеса или личных целей людей личную картотеку наблюдений помогут пополнить случайные попутчики в поезде, таксист, который везет домой или мастера по установке кондиционеров. Когда накопится критическая масса наблюдений, придет умение считывать людские эмоции и способность предугадывать чужое поведение – не это ли вершина проницательности?
Пройти тест на темперамент
Развивать наблюдательность.
Смотреть и замечать – разные вещи. Наблюдательность помогает увидеть то, что скрыто от посторонних глаз, замечать отличия в якобы похожих вещах или похожесть в абсолютно разных.
Хорошая наблюдательность невозможна без хорошей памяти. Укрепить и развить память помогают мнемонические упражнения (мнемотехники), а наблюдательность усиливает интерес ко всему окружающему – жестам или мимике людей, природе, архитектуре, искусству.
Учиться доверять своему бессознательному.
Интуиция помогает быстро оценить ситуацию или сформировать первое впечатление о человеке. Потому что бессознательное древнее и мудрее разума. Бессознательное, интуиция, шестое чувство – все это не мистический дар, а навык, который можно развить.
Учиться доверять своей интуиции, значит, развивать ту же наблюдательность, но направлять ее вовнутрь себя – слушать свое тело, свои эмоции, изучать реакции на происходящее. Но чтобы начать слышать внутренний голос, нужно расчистить хлам неработающих убеждений, предрассудков, научиться присутствовать «здесь-и-сейчас».
Развивать аналитический ум.
Интуиция – это прекрасно, но последовательное аналитическое мышление нельзя игнорировать. Логика помогает обрабатывать большие блоки информации, разделять, объединять, перетасовывать, а в некоторых случаях делать выводы на основании минимального количества фактов.
Отлично развивают логику и память всем знакомые кроссворды. Но они помогают на первом этапе. Справляются с задачей головоломки, математические уравнения или логические задачки, стратегические настольные игры вроде «Монополии». Наилучшим тренажером для аналитического мышления считаются шахматы – но здесь важно найти для себя достойного соперника.
Быть готовым принять перемены.
Иногда накопленные знания оборачиваются против нас. Так случается, когда человек абсолютизирует свой опыт или свои способности, а в итоге теряет навык «гибкости ума». Подобная самоуверенность становится шорами на глазах и мешает открываться новому.
Но если вовремя заметить свою зашоренность, можно приступать к экспериментам. Например, начать сомневаться в своих выводах, делать привычные дела непривычными способами, попрактиковать молчание или поиграть в того же Шерлока Холмса – ведь его методы не устарели до сих пор.
Выводы:
Пройти тест на уверенность в себе
Энергичный Лев всегда начеку. Он может разрядить напряженные ситуации правильно подобранными словами или разумными действиями. А еще он проницательный, чётко знает, когда нужно обратиться за поддержкой, и совершенно не стесняется этого делать. Можно сказать, что Лев интуитивно чувствует, как добиться успеха с помощью других людей. У представителей этого знака есть внутренняя уверенность, которая позволяет им рисковать, не боясь потерпеть неудачу. Они неизменно добиваются нужных им результатов.
Взгляд в душу
Нередко можно услышать словосочетание «проницательный взгляд». И сразу возникает ощущение, что по телу проходит мелкая дрожь. Мы чувствуем, будто нас сканируют, изучают, обследуют, не спрашивая на это нашего разрешения. Мы понимаем, что проницательный взгляд – это «рентген», особый чувствительный «орган» человека, помогающий ему видеть других насквозь, распознавать мельчайшие детали, нюансы, которые будут скрыты для обычных людей.
Именно эти способности заставляют настороженно относиться к обладателю подобных возможностей. Его считают особенным, даже обладающим сверхспособностями. Так ли это?