Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

§ 30. Размножение покрытосеменных растений (окончание)

Призпаки ветроопыляемых растений. У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков (рис. 68). Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца — всё это приспособления к опылению ветром.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями, образуя заросли (орешник) или рощи (берёза). Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев, поэтому пыльца легко попадает на рыльца. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и др.

Учитесь работать самостоятельно

При изучении биологии вы часто сравниваете различные биологические объекты и явления. Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, а сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняется, что общего и какие различия имеются у сравниваемых объектов.

При проведении сравнения соблюдайте предложенную последовательность.

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ).
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений).
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а) признаки сходства;
б) признаки различия.

Опыление. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Двойное оплодотворение

Ответьте на вопросы

1. Какое строение имеет пыльца? 2. Почему у цветковых растений оплодотворений называют двойным? 3. Как образуется зародыш растения? 4. Как образуется эндосперм? 5. Из чего образуется семенная кожура? 6. Что такое опыление? 7. Какие способы опыления вы знаете?

Изучите параграф и дополнительный текст. Пользуясь памяткой (см. § 30), проведите сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Результаты сравнения обсудите с учащимися класса.

Как по особенностям строения цветка можно определить способ его опыления?

Источник

Памятка Как составить план параграфа

Как составить план параграфа.

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Как работать с текстом учебника.

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)

6. Кратко перескажите параграф.

Последовательность действий при проведении анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Последовательность действий при проведении сравнения.

Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.

2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)

3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)

4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а. Признаки сходства

б. Признаки различия

Памятка

«Как работать над понятием»

Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.

Памятка

«Как разъяснять теорию»

Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для фор­мулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Памятка

«Как разъяснять закон»

Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной дей­ствительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона

Памятка

«Как изучать явление»

Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

1. Изучи внешние признаки явления.

2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.

3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.

4. Найди связь с другими явлениями.

5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).

6. Рассмотри использования явления в практике.

Памятка

«Как проводить анализ»

Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка

«Как проводить сравнение»

Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка

«Как проводить синтез»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка

«Как проводить обобщение»

Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка

«Как проводить наблюдение»

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Источник

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Метод имеет и свои недостатки:

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Источник

§ 30. Размножение покрытосеменных растений

1. Что такое цветок? 2. Какое строение он имеет? 3. Какое строение имеет тычинка? 4. Какое строение имеет пестик? 5. Что называют соцветием? 6. Какой процесс называют опло дотворением?

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком, важнейшие части которого — тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением.

Чтобы завязался плод и развились семена, должно произойти оплодотворение, слияние двух половых клеток — гамет. У цветковых растений мужские гаметы (спермин) очень мелкие, женские (яйцеклетки) гораздо крупнее.

Опыление

Для того чтобы произошло оплодотворение, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка (рис. 65, а). Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате самоопыления, очень похоже на родительское растение.

При перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца пестиков цветка другого растения (рис. 65, б).

При перекрёстном опылении передаются наследственные признаки как от отцовского, так и от и материнского организма. Поэтому образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.

В природе перекрёстное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление. Более того, у растепий выработались специальные приспособления, затрудняющие самоопыление: тычинки и пестики на одном цветке созревают не одновременно, тычинки бывают короче пестиков. Затруднено самоопыление у таких растений, как огурец, арбуз, орешник, потому что тычинки и пестики у них находятся в разных цветках.

Оплодотворение у цветковых растений

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему (рис. 66). Затем оно набухает и прорастает, превращаясь в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку у которая врастает в полость завязи.

Генеративная клетка пыльцевого зерна перемещается в пыльцевую трубку, делится и образует две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка у один из спермиев сливается с яйцеклеткой (женский гаметофит). Происходит оплодотворение, и образуется зигота, из которой развивается зрелое цветущее растение (спорофит).

Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, второй — с крупной центральной клеткой. Этот процесс открыл в 1898 г. русский ботаник, академик Сергей Гаврилович Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.

Образование семян и плодов

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки, которые снова делятся, и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.

Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.

После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

Моя лаборатория

1. Летом проследите за цветением и опылением ржи.

2. У льна очень красивые голубые цветки. Понаблюдайте, как у него происходит опыление.

3. Весной и летом понаблюдайте, какие насекомые опыляют цветки различных растепий.

В связи с опылением у растений выработались особые признаки. В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрёстноопыляемых растений выделяют насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Признаки насекомоопыляемых растений. Крупные одиночные цветки, мелкие цветки, собранные в соцветия, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата — признаки насекомоопыляемых растений. Крупная, липкая, шероховатая пыльца таких растений хорошо прилипает к мохнатому телу насекомого. Перемазавшись в пыльце, насекомые перелетают с одного растения на другое и переносят прилипшие к телу пылинки на рыльца пестиков соседних цветков (рис. 67).

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Призпаки ветроопыляемых растений. У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков (рис. 68). Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца — всё это приспособления к опылению ветром.

Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями, образуя заросли (орешник) или рощи (берёза). Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев, поэтому пыльца легко попадает на рыльца. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и др.

Учитесь работать самостоятельно

При изучении биологии вы часто сравниваете различные биологические объекты и явления. Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, а сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняется, что общего и какие различия имеются у сравниваемых объектов.

При проведении сравнения соблюдайте предложенную последовательность.

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ).
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений).
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а) признаки сходства;
б) признаки различия.

Опыление. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Двойное оплодотворение

Ответьте на вопросы

1. Какое строение имеет пыльца? 2. Почему у цветковых растений оплодотворений называют двойным? 3. Как образуется зародыш растения? 4. Как образуется эндосперм? 5. Из чего образуется семенная кожура? 6. Что такое опыление? 7. Какие способы опыления вы знаете?

Изучите параграф и дополнительный текст. Пользуясь памяткой (см. § 30), проведите сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Результаты сравнения обсудите с учащимися класса.

Как по особенностям строения цветка можно определить способ его опыления?

Источник

Задания по естественно-научной грамотности

Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».

Выполнила: Елакова Мария Ивановна

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся.

Количество заданий – 8.

Задания должны проверять следующие группы естественнонаучных умений:

— научно объяснять явления (3 задания);

Задания на умение научно объяснять явления

Укажите на территории, какого из перечисленных субъектов Российской

Федерации будет активная сейсмическая активность?

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

А) Республика Саха (Якутия)

В) Чукотский автономный округ

Г) Магаданская область

Компетенции и умения: научное объяснение явлений(вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).

Для ответа на вопрос учащимся нужно вспомнить определение процесса сейсмической активности, в каких физико географических районах она распространена на территории России и сравнить физическую карту с политической, чтобы верно определить искомый субъект.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда (местный/национальный)

Когнитивный уровень: средний

Формат вопроса: задание на исключение

Во всех горных районах страны достаточно обычны обвалы, оползни, селевые потоки и снежные лавины.

В 2002 г. россияне стали свидетелями страшной трагедии. В Кодорском ущелье на Кавказе произошло катастрофическое обрушение ледника Колка. О возможности такого бедствия уже давно предупреждали гляциологи, работающие на Кавказе. К сожалению, практически никаких мер по защите населения ущелья не было предпринято. Катастрофа повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы.

Сопоставьте причину возникновения обвалов и ее характер:

1.Природная А. Воздействие сейсмических толчков

2.Антропогенная Б. Неправильное проведение работ при строительстве

В. Горные разработки

Г. Сильные проливные дожди

Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и

Применить соответствующие естественнонаучные учащимся нужно вспомнить причины возникновения обвалов и классифицировать их по характеру возникновения (природные или человеческие).

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: опасности и риски (местный/национальный)

Когнитивный уровень: низкий

Формат вопроса: задание на сопоставление

Внимательно изучите схему рельефообразующих процессов и выберите правильные утверждения.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

А. Движение литосферных плит относится к эндогенным процессам и создает горные формы рельефа.

Б. Движение литосферных плит относится к экзогенным процессам и разрушает горные формы рельефа

В. Деятельность текучих вод относится к эндогенным процесса и создает горные формы рельефа.

Г. Деятельность текучих вод относится к экзогенным процессам и разрушает

горные формы рельефа.

Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).

Для ответа на вопрос учащимся нужно классифицировать эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы и вспомнить, как определенный фактор влияет на рельеф.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда (глобальный)

Когнитивный уровень: низкий

Формат вопроса: задание с множественным выбором ответов

— интерпретировать научную информацию (3 задания);

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Природопользование представляет собой систему взаимоотношений человека с природой. Составными частями природопользования являются: изучение, освоение, преобразование и охрана природной среды.

природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. Экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и беспрецедентным увеличением масштабов производства, так и несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью.

Поэтому необходимо не только изучать пути вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека, но и находить пути и разрабатывать мероприятия по восстановлению, преобразованию и охране естественных ресурсов и природной среды.

Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию?

Обведите «да» или «нет» для каждого утверждения

А) Создание заповедных территорий

Б) Повторное применение отходов

Г) Образование культурных ландшафтов

Пояснение: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование

научных доказательств для получения выводов.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда (глобальный)

Когнитивный уровень: низкий

Формат вопроса: с множественным выбором ответа

Задание № 2 к тексту Природопользование

Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и

загрязнения окружающей среды?

Пояснение: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование

научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо установить причинно–следственную использования сырья и глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда, природные ресурсы (глобальный)

Когнитивный уровень: средний

Формат вопроса: развёрнутый ответ

Используя данные из приведенной ниже таблицы, определите обеспеченность стран лесными ресурсами. Укажите две страны с наиболее высоким показателем ресурсообеспеченности.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Пояснение: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование

научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо внимательно изучить таблицу, на основе имеющихся данных вычислить показатель ресурсообеспеченности с помощью формулы.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: природные ресурсы (глобальный)

Когнитивный уровень: высокий

Формат вопроса: множественный выбор ответов

— проводить учебное исследование (2 задания).

Африка расположена по обе стороны экватора. Природа северной и южной части материка различается: в Северной Африке расположена самая большая в мире пустыня Сахара.

Как можно объяснить, что на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки климат более сухой, чем в южной? Сопоставьте причину и следствие.

Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений Проводя сравнение необходимо помнить что это не просто описание объектов или явлений

Пояснение: Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование.

Учащиеся по климатической карте Африки должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующий фактор и его влияние на уровень влажности климата материка.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда (глобальный)

Когнитивный уровень: средний

Формат вопроса: задание на сопоставление

«Развитие человечества на ближайшую и отдаленную перспективу имеет два

Опираясь на положения гипотезы дрейфа материков, предположите, как будет выглядеть наша планета в далёком будущем?

Пояснение: Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование.

Тип научного знания: науки о Земле и Вселенной

Контекст: окружающая среда(глобальный)

Когнитивный уровень: высокий

Формат вопроса: задание с развернутым ответом

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *