солярис актеры и роли фото

Романтические тайны за кадром культового «Соляриса»: «Одинакового моря рыбы» Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Наверное, ее путь был предопределен с рождения, ведь она родилась в актерской семье Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. Имена ее родителей знала вся страна и, конечно, она с самого детства ощутила на себе, что такое «завышенные ожидания». Однако в детстве Наталье довелось пережить первую в ее жизни трагедию: когда ей было 8 лет, отец ушел из семьи. Эти воспоминания и спустя годы были для нее самыми болезненными, ведь тогда их общение совсем прекратилось. С самых ранних лет Наталья считала свою семью идеальной. « Отец 10 лет носил маму на руках », – говорила она. Тем большим ударом стала новость о том, что он ушел к другой женщине – актрисе Ирине Скобцевой.

солярис актеры и роли фото

Тогда Наталья думала, что отец ее предал и не хочет ее видеть. И только годы спустя она узнала о том, что на самом деле он страдал так же, как она. Просто ее мать была против того, чтобы дочь общалась с отцом, и до 13 лет она его вообще не видела. Ходила смотреть его фильмы в кинотеатрах вместе с остальными зрителями и боялась вопросов об отце и матери. Возможно, поэтому Наталья и вышла замуж очень рано, за кинооператора, который был старше нее на 11 лет – она словно пыталась заполнить ту пустоту, которая возникла внутри после ухода отца.

солярис актеры и роли фото

Еще во время учебы на актерском факультете ВГИКа Наталья Бондарчук начала сниматься в кино, и когда ее пригласили в «Солярис», за 3 года кинокарьеры успела сняться уже в 7 фильмах. Впервые фантастический роман Станислава Лема, по которому был снят этот фильм, она прочитала еще в 13 лет. Когда она пришла отдать книгу соседке по даче, та попросила ее передать молодому человеку, который ее еще не читал. Им оказался Андрей Тарковский. А спустя 7 лет они встретились на съемках.

солярис актеры и роли фото

Правда, на главную роль режиссер утвердил ее не сразу. Он начал работу над фильмом, когда она еще была студенткой ВГИКа. Ее знакомая Мария Чугункина была ассистенткой Тарковского, и она предложила ему посмотреть их курс. Режиссер пригласил Наталью на пробы, но не утвердил – ей тогда было 20, а ее партнеру по фильму Донатасу Банионису – под 50, и Тарковскому показалось, что актриса слишком молода для этой роли. Бондарчук отправилась на съемки другого фильма – «Ты и я» Ларисы Шепитько. Тем временем режиссер продолжал искать свою героиню, но эти поиски оказались безуспешными. Увидев ее игру в фильме Шепитько, он изменил свое решение и все же отдал ей роль.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Ей был 21 год, ему – 39. Он был для нее и наставником, и кумиром, и почти небожителем. « Для меня, так же как для многих его любимых актёров, Тарковский был центром мироздания… Андрей вообще очень любил на меня смотреть. Я для него была подобием картины, он постоянно решал, куда ещё положить мазок, чтобы довести образ до совершенства. Изучал меня, чтобы понять, какой должна быть героиня «Соляриса»… Он почему-то допустил меня до себя. И я почувствовала, что это бесконечно близкий мне по духу человек… Прикажи он броситься в огонь – бросилась бы не раздумывая. Но в мир Тарковского я вписывалась как что-то идеальное, неземное, поэтому долгое время ни о какой физической связи между нами не было и речи… », – рассказывала Наталья Бондарчук.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

На съемках между режиссером и актрисой вспыхнули чувства, и это тоже во многом было предопределено той детской травмой, полученной после развода родителей. Наталья рассказывала о Тарковском: « Однажды он мне сказал, что у него было такое чувство, как будто бы он меня родил. Что любит меня нежно и преданно. Как родственную душу – «одинакового моря рыбы», так писала о подобном состоянии Марина Цветаева. Я напоминала ему младшую сестру – Марину Тарковскую. А я, потерявшая связь с отцом, когда мне было 8 лет, очень нуждалась в опеке духовно зрелого мужчины, каким и был для меня Тарковский. В этом смысле на съемках фильма «Солярис» я получила сильный духовный импульс ».

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Позже Наталья Бондарчук признавалась, что встреча с Тарковским изменила всю ее жизнь, и это касалось не только их совместного творчества. Но она была замужем, и он тоже был женат. Тарковский уже пережил развод с первой женой, Ирмой Рауш, с которой остался его сын Арсений, и пытался построить семью со второй женой, Ларисой, подарившей ему сына Андрея. Тарковский не был готов вновь разрушить семью – ведь и он тоже пережил в детстве такую же трагедию: когда ему было 3 года, отец ушел из семьи. По его словам, он не мог «второй раз предать сына».

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Она оставалась рядом, когда «Солярис» получил 32 замечания в Госкино, и в течение полугода его не выпускали на экраны. Когда же премьера наконец состоялась, на показ пришел Сергей Бондарчук. Наивысшей оценкой ее работы для Натальи стали слова отца, когда после первых же сцен с ее участием он крепко сжал ее руку и тихо произнес: « Хорошо! » А после окончания сеанса сказал: « Что же ты будешь играть после такой роли? Я не знаю таких ролей ».

солярис актеры и роли фото

«Солярис» принес Тарковскому и Бондарчук признание не только в СССР, но и за рубежом – фильм был отобран для участия в конкурсном показе Каннского кинофестиваля, где получил «Большой специальный приз жюри». В Канны они отправились вместе. Годы спустя Наталья рассказывала: « Практически в течение всего Каннского фестиваля мы не расставались. Хотя я понимала: когда вернемся в Москву, наш роман закончится. В аэропорту Андрея встречали жена и сын. Быть только любовницей я не могла, я была максималисткой – либо все, либо ничего. Андрей это понимал… Супруга Тарковского Лариса поняла наши отношения, но, увидев ребенка, я подумала, что не простила бы себе, если бы отец ушел из семьи, как мой папа. Для меня это было серьезно. К тому же я знала, что была не первой и не последней ».

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Тарковский понимал, в каком отчаянии находилась Наталья, и чувствовал за нее ответственность. Даже когда съемки завершились, он везде брал ее собой – и в монтажную, и в звукозаписывающую студию, где присутствие актрисы не было обязательным. Но расставание было неизбежным. Осознав это, Наталья пыталась покончить с собой – резала вены. К счастью, рядом оказались друзья, которые вовремя отвезли ее в больницу.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Брак Бондарчук после этого распался, а Тарковский остался в своей семье. От отчаяния Наталью спасла вера – после этой любви, оказавшейся для нее фатальной, она решила пройти обряд крещения. А после того, как «Солярис» вышел на экраны, на звезду фильма обратил внимание актер Николай Бурляев, который вскоре стал ее вторым мужем. Поначалу она воспринимала его только как «духовного сына Тарковского» – ведь режиссер тоже был его наставником и снимал в своих фильмах. Но Бурляев смог завоевать ее любовь. « Он очень бережно выводил меня из состояния отчаяния. Благодаря Коле я выжила », – признавалась Наталья.

солярис актеры и роли фото

Каждый из них дальше пошел своей дорогой, но это чувство навсегда разделило ее жизнь на «до» и «после». « Чем больше я отхожу от пространства, в котором мы были вместе, тем больше понимаю, что мы с ним останемся навсегда », – говорит Наталья Бондарчук годы спустя.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Содержание фильма «Солярис». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

солярис актеры и роли фото

Некоторые учёные делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Вызывает тревогу состояние группы исследователей, которые постоянно работают на Солярисе. Психолог Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. Копия Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений.

Музыку для фильма написал Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки. Картина была условно разделена на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. В фильме звучит переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639), это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы планеты Солярис. В работе над звуковой составляющей фильма используется фотоэлектронный оптический синтезатор «АНС».

На роль Хари Тарковский пробовал также Аллу Демидову, но в её исполнении Хари получалась слишком агрессивной. Среди претенденток были Анастасия Вертинская и шведская актриса Биби Андерссон. В результате режиссёр остановил выбор на Наталье Бондарчук.

Критики отмечают психологическую глубину и гуманизм фильма Тарковского, великолепный визуальный ряд. Фильм прочно занял место среди шедевров мирового киноискусства. Вместе с тем многие критики отмечают, что идеологически фильм Тарковского ближе к Достоевскому, чем к Лему.

Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, иконой Троицы, музыкой Баха, текстами «Дон-Кихота») выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гёте «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени.

Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.

кадры из фильма «Солярис»

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Режиссер: Андрей Тарковский;
Сценаристы: Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн;
Оператор: Вадим Юсов;
Композитор: Эдуард Артемьев;
Художник: Михаил Ромадин;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1972;
Премьера: 22 января 1973 (СССР);
Cерий: 2

Источник

«Солярис» А. Тарковского. Костюмы и декорации.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

актер Д. Банионис, режиссер А. Тарковский, актриса Н. Бондарчук на съемках «Соляриса»

Тарковский, как настоящий художник и поэт (а я уверена, что он, как и его отец — тоже поэт, просто поэзия его визуальна) мыслил категориями вечности и не стремился ошарашивать зрителей техническими красивостями, как это делают сегодня современные режиссеры. Неспешные кадры его фильмов заставляют нас размышлять, воспринимать сердцем и чувством то, что мы видим. Кстати, еще при жизни режиссера упрекали в том, что его фильмы слишком длинные, чересчур вдумчивые.

солярис актеры и роли фото

А. Тарковский и оператор В. Юсов (вместе они работали еще с дипломной картины режиссера «Каток и скрипка», потом были «Иваново детство», «Солярис», «Андрей Рублёв»)

солярис актеры и роли фото

выпускает клубы плотного тумана над поляной,

солярис актеры и роли фото

шевелит волосами — водорослями в пруду.

солярис актеры и роли фото

Все такое визуально тактильное: мягкое, шелковистое, влажное.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Поэтому его визуальный ряд прост и ясен, не отвлекает от сосредоточенности на мысли и чувстве. Это распространяется и на костюмы персонажей.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Нэлли Фомина, Андрей Тарковский с сыном Андрюшей, женой Ларисой и другие.

— Андрей отказался от работы с этой художницей, пригласил меня. Когда мы обсуждали костюмы для «Соляриса», он сразу сказал, что мы не будем делать никаких фантазийных костюмов, потому что через несколько лет над ними будут смеяться. Моё решение «космических» образов было таким: на совершенно обычные костюмы были пришиты лишь некоторые детали от реальных костюмов космонавтов. Таким образом, была подчеркнута принадлежность к космосу, но в то же время, мы избежали каких-то придумок».

солярис актеры и роли фото солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото солярис актеры и роли фото

Кое-какие приметы времени (моды 70-х) в них, конечно, просматриваются: большие воротники на мужских куртках и рубашках,

солярис актеры и роли фото солярис актеры и роли фото

вязаные крючком женские модели,

солярис актеры и роли фотосолярис актеры и роли фото

Вязаное крючком (как и салфетки наших бабушек) платье матери в воспоминаниях главного героя создает ощущение домашнего уюта и комфорта.

солярис актеры и роли фото

Этой же цели служит накидка умершей жены Криса Хари. Она «очеловечивает» персонаж, делает его живым и теплым.

солярис актеры и роли фото

Мне эта накидка напоминает крылья птицы. Собственно, Хари и есть птица, которая обречена постоянно возвращаться.

солярис актеры и роли фото

«Андрей меня часто просил «состарить» одежду, потому что она должна была многое сказать о герое, о его состоянии, передать его образ».

солярис актеры и роли фото солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Потом жилеточку я ему вязала по просьбе Ларисы (жены), потому что в павильонах холодно, сквозняки». Да, вот так жили гении в СССР.

Но вернемся к фильму. Хочу обратить ваше внимание на прекрасную цветовую гамму костюмов персонажей, тут нет ничего случайного. Столкновение теплых и холодных оттенков.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Костюм Хари цвета земли. Такой запомнил ее Крис. Это теплые оттенки коричневого. Мягкие, так и манящие их потрогать фактуры: замша платья (словно теплая шкурка ласкового зверька), объемная пряжа накидки.

солярис актеры и роли фото

Платье графично по дизайну и включает в себя оттенки желтого, цвета Солнца, влияние Соляриса. Хари принадлежит и Земле (как воспоминание), и Солярису (как рожденный им фантом). Мне понравилось, как в одном интервью Н. Бондарчук сказала: «Во что одета Рея (героиня «Соляриса» Содерберга), я вообще не помню. А наше платье вы запомните навсегда».

Желтого в костюмах много, словно загадочный космический Океан бросает на персонажей яркие блики.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Эти цвета прекрасно контрастируют с ярко — голубым, цветом неба.

солярис актеры и роли фото

И отражающим белым. Белый — это отсутствие цвета, космос, безвоздушное пространство.

солярис актеры и роли фото

И дополняет цветовую палитру вкрапления жемчужно — серого. Цвета стальной обшивки космического корабля.

солярис актеры и роли фото

Костюмы, разумеется, не существуют в фильме сами по себе, они идеально вписаны в декорации талантливейшего художника Михаила Ромадина.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

эта декорация «комната Криса» была построена в Крыму, на берегу моря

Рассказывает исполнительница главной женской роли Наталья Бондарчук:

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

«Декорации к фильму были созданы прекрасным художником, другом Тарковского, Михаилом Ромадиным. Тарковский не терпел бутафории, добиваясь от каждой детали образа. Так в холодной функциональности космического бытия возникли трогательные островки духовности, живые миры людей, добровольно покинувших Землю ради вечного поиска вселенского Контакта.

В комнатах космических отшельников, ведущих эксперименты над собственной душой, должны были быть самые дорогие их сердцу предметы. Так, благодаря настойчивым требованиям Тарковского, в комнате Гибаряна появился старинный армянский ковер ручной работы.

солярис актеры и роли фото

Очагом земной жизни, жизни человеческого духа стала библиотека.

солярис актеры и роли фото

Парадоксальность появления в космосе старинной мебели, свечей в бронзовых подсвечниках, светящихся витражей и картины Брейгеля подчеркивала тяготение людей к земному».

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Кстати, обратите внимание, что картина Брейгеля решена в тех же цветах, что и костюмы в фильме: коричневый, белый, серый, голубой и желтый. Голубой на картине другого оттенка, но это и понятно, у художника на полотне совершенно другое настроение, нежели в фильме.

Я вам очень рекомендую пересмотреть фильм, а лучше, фильмы Тарковского. Остановиться, прислушаться, проникнуться. Впустить в себя поэзию кадра. Это настоящее искусство, искусство которое многим доступно, главное, не спешить.

«Я уже заметил за собой такую слабость: я люблю делать длинные картины, такие картины, которые совершенно «уничтожают» зрителя физически. Мне кажется, что фильм от этого превращается из развлекательного во что-то более серьезное. Ведь это тяжелая работа — смотреть фильм или даже смотреть на живописное полотно. И я думаю, что это достойная работа — и для авторов, и для зрителей. Потому что, допустим, хороший фильм — не хороший, нет, не хороший: серьезный фильм — смотреть так же трудно, как сделать его. Так что во многом я и не хотел бы, чтобы фильм смотрелся легче» А. Тарковский

К этому посту я ставлю также тэг «Флоренция», потому что Андрей Тарковский является ее почетным гражданином и жил в ней с 1983 по 1986 год на улице Сан-Никколо, 91 (Ольтрарно) (источник). Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска.

Тарковский называл Флоренцию городом, возвращающим надежду.

солярис актеры и роли фото

солярис актеры и роли фото

Теперь ссылки и дополнительные материалы:

Актриса Наталья Бондарчук рассказывает о режиссере и о съемках «Соляриса»

Оператор Вадим Юсов о съемках «Соляриса»

альтернативные и не вошедшие в окончательную версию фрагменты фильма «Солярис» (в том числе известная «зеркальная комната«)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *