Провидение что это значит
Провидение
Провиде́ние (иначе — промысел или промышление, греч. πρόνοια ) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.
История понятия
В философии учение о провидении появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков, которые много рассуждали о провидении, понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие провидения переходит, таким образом, в понятие судьба.
Идея провидения занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон Александрийский, оставивший особое сочинение о провидении, обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о провидении Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. Провидение определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа.
По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет провидением: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на провидение более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол».
В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о провидении большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней.
Значение слова провидение
Словарь Ушакова
пров и дение, провидения, мн. нет, ср. (книж.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения.
| перен. Само это верховное существо.
Энциклопедия иудаизма
Наблюдение Творца за всем происходящим во Вселенной и управление Им всеми событиями. Это одна из основ еврейской веры; вера в то, что Его волей создано все существующее, и под Его наблюдением все существует и все происходит, а не по естественной случайности. Философы различали в термине П. (гашгаха) два понятия: 1) предвидение Творцом заранее всего совершающегося во Вселенной; 2) Творец следит за всем происходящим и во всем проявление воли Его.
Из сказанного в Торе* следует, что еврей непреклонно верил в Божественное Провидение, во власть Его надо всем, что творится в мире, в то, что Бог определяет жизнь человека, жизнь личности и жизнь народов, в то, что Бог является первопричиной всех событий.
В эпоху Второго Храма вера в Божественное П. надо всем, что происходит в мире, была непреложна для народа. И так формулировали ее прушим* (фарисеи) и ученики их, танаим* и амораим*: «Все и всех питает Господь, благословенно Имя Его: от буйволов до вшей» (Шаб.CVII).
Четкое выражение веры в П. содержится в старинных молитвах: «Озаряющий милосердием землю и живущих на ней и по благости Своей возобновляющий ежедневно и постоянно бытие первозданное». Во втором благословении «Восемнадцати благословений» сказано: «Он питает жизнь благостью, в великой милости воскрешает мертвых, поддерживает падающих, исцеляет больных, и т. д.». А в новогодней молитве сказано: «Как пастух, проверяя стадо свое, подводит овец под посох свой, так и Ты проводишь, считаешь, определяешь и учитываешь души всех живущих, ставишь предел всякой твари и определяешь судьбы их».
Р. Саадья Гаон* пытался примирить веру в П. с понятием свободного выбора. Р. Иегуда Галеви* обращается к истокам иудаизма и утверждает, что существует П., определяющее всю историю Израиля. Рамбам* считал веру в П. одной из основ еврейской веры. Р. Хисдай Каршакаш уверен, что только высокоразвитые (в духовном отношении) народы удостаиваются вмешательства П. в их судьбы, а народы примитивные отданы во власть законов природы.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
провид’ение ( Рим.38:2 ; Рим.42:3 ) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Принятое в религии название судьбы; надежда как мировоззрение.
Библия: Тематический словарь
♦ забота Бога о мироздании и Его контроль за историческим развитием человечества
А. Прокомментированные темы
1. ПРОВИДЕНИЕ как тема:
2. ПЛАН БОЖИЙ как тема:
♦ послания к Ефесянам:
3. КОНТРОЛЬ БОЖИЙ как тема:
4. СВОБОДА БОЖИЯ как тема Иова:
Б. Забота Бога обо всем Его мироздании
1. Аспекты провидения Божия
♦ заботится о всех Своих созданиях:
♦ дает пищу всем Своим созданиям:
Пс 103:14,27,28; Пс 144:16; Мф 6:26
♦ оберегает Свои создания:
♦ определяет события истории:
Быт 50:20; Пс 32:10–19; Деян 2:22,23
♦ определяет пути людские:
Притч 16:1,9; Притч 19:21
♦ контролирует все происходящее:
Ис 40:22–26; Дан 4:32; Деян 17:26; Еф 1:11
Пс 67:9,10; Мф 5:45; Деян 14:15-17
♦ контролирует мельчайшие детали:
Иов 2:1–8; Ис 14:24–27; Ис 45:7; Ам 3:6
2. Средства контроля Божия
♦ Его могущественное слово:
В. Особая забота Бога о Его людях
Пс 90:1-16; Ис 31:5; Рим 8:35–39; 1Пет 3:12
2. Отдельные положения
♦ открывает сердца для веры в Благую Весть:
♦ контролирует отдельные события:
Быт 22:8,13,14; Пс 104:5-44; Пс 135:10–24; Ис 38:17
♦ благотворит тем, кто любит Его:
Г. Наш ответ на провидение Божие
1Цар 2:6-10; 1Пар 29:11,12
♦ смиряем себя перед ним:
Втор 8:2,3; Иов 1:20–22; Иов 42:1-6
♦ не беспокоимся о завтрашнем дне:
Мф 6:25–34; Мф 10:28-31
Словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение о П. появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков (см.), которые много рассуждали о П., понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие П. переходит, таким образом, в понятие судьба (см.). Идея П. занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон, оставивший особое сочинение о П., обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о П. Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. П. определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души ; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, т. е. в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет П.: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на П. более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол». В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о П. большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли П. Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание П. затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней (см. Свобода воли, Теодицея, Этика, Эсхатология).
Значение слова «провидение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРОВИ’ДЕНИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. провидеть. Дар провидения.
ПРОВИДЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей — действие верховного существа в мире. || перен. Само это верховное существо.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прови́дение
1. действие по значению гл. провидеть; мысленное представление себе будущего; предвидение
провиде́ние
1. религ. действие высшей силы, верховного существа в мире ◆ — Если господь раздвоил народ этот и направил брата на брата, он имеет свои виды, и если мы их не понимаем, то должны покоряться провидению даже тогда, когда оно карает. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1864 г.
2. религ. высшая сила, Бог ◆ Затем он привел библейский пример, как Провидение награждало народ израильский кротким Давидом, который вместе со всеми людьми молил: «Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву». Н. С. Лесков, «Божедомы», 1868 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мы слишком унижаем провидение, приписывая ему наши понятия, с досады, что не можем понять его. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утончённую печаль, которая связывала её сына с богатой Жюли. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. ◆ Ну что бы стоило провидению вычеркнуть из календаря хоть одно воскресенье, ну хоть для того, чтобы доказать атеисту свое могущество et que tout soit dit! Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871–1872 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: враз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
провидение
Смотреть что такое «провидение» в других словарях:
провидение — См. судьба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. провидение дальновидность, судьба; промысл, промысел; предопределение, предвидение, проницательность, рок, пророчество, божий … Словарь синонимов
провидение — и провидение. В знач. «способность предвидеть, мысленно представлять будущее» про видение. Научное провидение. В знач. «высшая божественная сила, судьба» провидение. По воле провидения … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПРОВИДЕНИЕ — (от лат. providentia провидение) англ. providence; нем. Providenz. В религии промысел Божий, предопределяющий управление миром, вселенной, людьми, всей природой; рок, судьба. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ПРОВИДЕНИЕ — см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ … Новейший философский словарь
ПРОВИДЕНИЕ — 1. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения. 2. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей действие верховного существа в мире. || перен. Само это верховное… … Толковый словарь Ушакова
Провидение — I пров идение ср. процесс действия по гл. провидеть II провид ение ср. 1. Действие высшей силы, верховного существа в мире. 2. Высшая сила, Бог. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Провидение — I пров идение ср. процесс действия по гл. провидеть II провид ение ср. 1. Действие высшей силы, верховного существа в мире. 2. Высшая сила, Бог. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ПРОВИДЕНИЕ — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
провидение — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ — «ПРОВИДЕНИЕ» (Providence) Франция Великобритания Швейцария, 1977, 104 мин. Философско ироническая драма. Первая картина Алена Рене, снятая на английском языке по сценарию Девида Мeрсера (британского автора абсурдных и сюрреалистических пьес),… … Энциклопедия кино
Провидение – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово провидение? Пытаешься разобраться, что такое провидение? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «провидение» в словарях русского языка
Провидение это:
Идея провидения зародилась уже в Древней Греции как среди философов, так и в религии (богини судьбы Мойры).
Провидение
I пров`идение ср.процесс действия по гл. провидетьII провид`ение ср.
1.Действие высшей силы, верховного существа в мире.
Провидение
I ср. Процесс действия по знач. глаг.: провидеть. II ср.
1) Действие высшей силы, верховного существа в мире
2) Высшая сила, Бог.
Провидение
Провидение
Провидение
Словарь русского языка Ожегова
Провидение
I провидение ср. Процесс действия по знач. глаг.: провидеть. II провидение ср.
1) Действие высшей силы, верховного существа в мире
2) Высшая сила, Бог.
Провидение
провидения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. провидеть. Дар провидения.
Провидение
Провидение
Провидение
; мысленное представление себе будущего; предвидение
Провидение
действие высшей силы, верховного существа в мире высшая сила, Бог
Где и как употребляется слово «провидение»?
Кроме значения слова «провидение» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «провидение».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «провидение» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «провидение»
Точно так же неверие в божественное провидение делает человека непригодным к занятию общественной должности.
Русское возрождение как воля провидения предполагало неизбежность русской победы.
Он обладал даром провидения уже в 1950 г., когда впервые читал свои лекции японцам.