Проведите обсуждение на тему европейская деревня на пороге нового времени чем
§ 5. Европейское общество в раннее Новое время
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Назовите слои населения, жившие в европейской деревне в XIV-XV вв. Каким было имущественное и правовое положение крестьян? Что являлось источником существования для дворянства? Охарактеризуйте городское население и его занятия в эпоху Средневековья.
В европейской деревне в XIV-XV в. были следующие слови населения: поземельно зависимые крестьяне и личнозависимые крестьяне (сервы), а также свободные крестьяне. Имущественное и правовое положение было различным и зависело от их принадлежности к той или иной группе. Например, сервы не обладали правами и были подчинены суду сеньора, в то время как свободные крестьяне могли обращаться в королевские суды.
Источником существования дворянства было право на владение землей и сбор налогов с крестьян, которые обрабатывали эту землю на тех или иных условиях, выплачивая оброк и выполняя барщину.
Городское население в Средние века в основном состояло из ремесленников и купцов, главным занятием которых было ремесло и торговля, а также в городах жили владельцы городской собственности, интеллигенция, духовенство.
Вопросы в параграфе
Вопрос. Определите, представители каких слоев пришли в меняльную контору. Придумайте диалог между менялой и его клиентом. Зачем меняле нужны весы?
К меняле пришли представители купечества.
Купец: Мы отправляемся торговать в Германию, поэтому мы хотим поменять 200 шиллингов (английская монета) на экю (французские монеты)
Меняла: хорошо, обменный курс 10 шиллингов за 1 экю
Купец: но это же грабеж
Меняла: вас никто не заставляет менять, можете ехать во Францию и менять свои шиллинги по курсе 15 к 1 экю
Купец: хорошо, мы согласны
Меняла: так и быть, поменяю вам по курсу 9 к 1.
Меняле нужны весы, т.к. по весу можно было отличить фальшивую монету (из недрагоценного металла) от полновесной, т.е. сделанной из золота или серебра, т.к. вес золотой монеты и железной будет отличаться.
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Выпишите термины: а) обозначающие новые занятия; 6) обозначающие новые слои населения.
Б) Буржуазия, джентри, сельские предприниматели-капиталисты, арендаторы.
Вопрос 2. Как развитие предпринимательской деятельности повлияло на состав общества в городе и деревне?
Развитие предпринимательской деятельности привело к изменению состава сельского общества: появились наемные рабочие – сокращалось число зависимых крестьян и увеличивалось число свободных, которые становились арендаторами земли или батраками у зажиточных крестьян усилилось имущественное расслоение. В городе также менялся состав, появлялись рабочие мануфактур, которые разоряли мелких ремесленников, формировалась прослойка буржуазии.
Вопрос 3. Сравните положение европейских крестьян в начале Нового времени с положением крестьян в эпоху Средневековья. Какие изменения отражены на иллюстрации «Английская крестьянка» на с. 51 учебника?
Положение крестьян в Новое время сильно отличалось от средневековья. В Средние века большая часть крестьян относилась к категории зависимых, которые были прикреплены к земле и несли повинности перед сеньором, в Новое время шел процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости, которые теперь становились арендаторами земли и платили ренту.
Изменения произошли в том плане, что крестьяне стали ориентировать свое хозяйство на рынок, т.к. ренты требовалось выплачивать только деньгами, а не натуральными продуктами как в Средние века.
Вопрос 4. За счёт каких социальных групп шло формирование буржуазии и наёмных рабочих?
Формирование буржуазии шло за счет купечества, джентри, а также богатых ремесленников и владельцев производств.
Формирование рабочих шло за счет разорившихся ремесленников, а также крестьян, перебиравшихся в город.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Обсудите в классе, существовала ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма.
Существовала тесная связь между Великим географическими открытиями и рождением капитализма. ВГО расширили торговлю, сделав ее мировой, что требовало концентрации капитала, поэтому стали появляться фондовые биржи, крупные банки, активно шло формирование торговых компаний. Создание мировой торговли в свою очередь потребовало создания новой системы производства товаров, в результате чего появились мануфактуры, ориентированные на рынок, на товарное производство.
Вопрос 2. Какие слои населения не смогли улучшить своё материальное положение в раннее Новое время? Подумайте почему.
Не могли улучшить свое положение ремесленники, т.к. они не могли конкурировать с мануфактурами.
Вопрос 3. Поработайте в парах. Дайте оценку процессу огораживаний. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) в пользу проведения огораживаний, а другой — против этого процесса. Сделайте вывод.
Процесс огораживания имел свои плюсы для развития экономики, но также минусы для социальной сферы.
Вопросы к документу
Вопрос. Какие последствия для английских крестьян имели огораживания? Как оценивают авторы документа процесс огораживаний? Чем можно объяснить такую оценку королевских чиновников?
Огораживание имело негативные последствия для английских крестьян: их лишали земли, выгоняли из домов. Такую оценку королевских чиновников можно объяснить тем, что приходилось решать социальные проблемы: увеличение число нищих и бродяг, рост преступности, вероятность крестьянских восстаний. Королевские чиновники боролись за сохранения порядка и стабильности в обществе, а следовательно старались ограничить масштабы огораживания.
ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 5 Рождение капитализма
Стр. 43. Ключевые вопросы
№ 1. Как возникли капиталистические отношения в Европе?
В XVI—XVII вв. в европейской экономике зарождались капиталистические отношения. Это система, при которой главными участниками производства становятся предприниматель и наёмный работник. Предприниматель за свои средства приобретает землю и здания, устраивает мастерские, покупает сырьё и нанимает работников, которым оплачивает их труд. Произведённый работниками продукт продаётся на рынке. Доход от проданного товара составляет прибыль предпринимателя.
Для возникновения капиталистических отношений были необходимы определённые предпосылки. Во-первых, в руках предпринимателей должны были скопиться большие капиталы. Во-вторых, необходимы были люди, которые бы предлагали свой труд за деньги. Причина – они лишились того, что гарантировало человеку экономическую независимость, а это возможно только если человек разорялся. В результате «революции цен» становилось все заметнее имущественное расслоение среди цеховых мастеров. Ремесленники были вынуждены покупать и сырьё для своего производства, и продукты питания по очень высоким ценам. Одним мастерам удавалось оправдать расходы выгодной продажей своих изделий, а другим нет. Разорившись, они искали работу по найму. Также наемными работниками становились подмастерья, которым нужны были средства для вступления в цех.
№ 2. Что изменилось в европейских странах с появлением мануфактурного производства?
В результате появления мануфактурного производства, под влиянием рынка, развития денежных отношений, распространения наёмного труда структура средневекового общества стала меняться. Из купечества, богатых горожан, предпринимателей-дворян, зажиточных фермеров формировалась ранняя буржуазия. Ряды наёмных работников пополнялись за счёт разорившихся городских ремесленников, подмастерьев, городской бедноты и крестьян, лишённых земли.
Стр. 49. Вопрос к рубрике «Работа с источником»
Из баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери английского писателя Т. Делони (1597).
№ 1. О каком производстве (цеховом или мануфактурном) идёт речь? По каким признакам можно это определить?
В приведенном отрывке речь идет о мануфактурном производстве. Главными признаками, по которому это можно определить, являются площадь здания и количество работников, разделенных на группы, каждая из которых выполняет определенную работу.
№ 2. В чём вы видите ценность этого источника? Можно ли во всём доверять сведениям, содержащимся в этом тексте?
Ценность данного источника в том, что он ярко иллюстрирует, как процесс организации труда в мануфактурах. Каждый работник или группа работников выполняет определённую работу. Хоть источник и верно передает описание мануфактуры, однако доверять в полной мере данному отрывку нельзя, поскольку это литературное произведение, и, на мой взгляд, сведения могут быть слегка приукрашенными.
Стр. 49. Итоговые вопросы.
№ 1. Какие условия, сложившиеся в европейских странах в XVI—XVII вв., способствовали появлению предпринимателей, основывавших мануфактуры?
В XV—XVII вв. международная торговля приносила самые высокие прибыли. Купечество в результате торговли с колониями накапливало огромные средства. Однако оно не торопилось вкладывать их в производство, так как это не обещало высокого дохода. В городе было непросто организовать крупное производство, наняв работников. Этому сопротивлялись цехи. Поначалу купечество приумножало свои состояния за счёт банковских операций и ростовщичества. Собрав крупные состояния, купцы и банкиры нередко изымали деньги из оборота, покупая земли, дворцы и дворянские титулы. Однако постепенно внимание купцов начало привлекать ремесло. Обычно это было производство тех товаров, которыми они торговали. Ведь наибольшую прибыль они могли получить, когда контролировали весь процесс — от производства товара до его сбыта. Отдельные купцы, а также разбогатевшие горожане стали вкладывать средства в крупные мастерские нового типа – мануфактуры.
№ 2. Сравните ремесленное и мануфактурное производство, заполнив таблицу.
Ремесленная мастерская | Мануфактура | |
---|---|---|
Размеры предприятия | До 10 человек | От нескольких десятков до нескольких тысяч человек |
Владельцы | Мастер | Купец, предприниматель |
Работники | Мастер, подмастерья, ученики | Наемные работники |
Организация труда | Ручной труд. Разделения труда не было. Мастер сам делал всю работу | Ручной труд. Существовало разделение труда – каждый рабочий выполнял определенную работу. Это повышало производительность труда и позволяло выпускать больше продукции |
№ 3. Проведите обсуждение на тему: «Европейская деревня на пороге Нового времени». Чем определялось положение крестьян в тот период? В чём выражалось и к чему вело расслоение крестьянства?
К концу ХV в. крестьяне были в основном лично свободны. Однако сеньоры сохранили за собой собственность на землю. Крестьяне были вынуждены платить за пользование наделами. Чтобы выручить деньги для оплаты, крестьянин торговал своей продукцией. Однако на деревенских ярмарках спрос на продукцию был невелик. Приходилось ехать в город, а это требовало расходов при том, что выручка не всегда оправдывала ожидания. Крестьян разоряли огромные налоги. В неурожайные годы они занимали деньги у ростовщиков под залог своего имущества.
В деревне происходил процесс имущественного расслоения. Несмотря на то, что сельская община стремилась обеспечить всем равные условия ведения хозяйства, среди крестьян стали появляться бедняки и богатые хозяева, которые планировали расширить свои наделы и заняться разведением самых доходных культур, но это было трудно, поскольку все крестьянские наделы находились в разных местах вперемежку с чужими участками. Кроме того зажиточные крестьяне были вынуждены подчиняться порядкам, установленным в общине – сеять то же, что и соседи, начинать и заканчивать работы одновременно.
Зажиточные крестьяне иногда арендовали у сеньора земли для того, чтобы возделывать прибыльные культуры либо заниматься скотоводством. Для этого они нанимали батраков из сельской бедноты, оплачивая их работу деньгами или едой. Таких крупных арендаторов называли фермерами.
№ 4. Рассмотрите проблему. В средневековой Европе было принято делить население на три основные группы: «тех, кто воюет» (рыцарство, феодалов), «тех, кто молится» (духовенство) и «тех, кто трудится» (крестьян и горожан). Какие новые группы населения появились в европейском обществе в конце Средневековья и с наступлением Нового времени?
На рубеже Средневековья и Нового времени в европейском обществе появляются новые группы населения, а именно:
Проведите обсуждение на тему: «Европейская деревня на пороге Нового времени».
Проведите обсуждение на тему: «Европейская деревня на пороге Нового времени». Чем определялось положение крестьян в тот период? В чём выражалось и к чему вело расслоение крестьянства?
К концу ХV в. крестьяне были в основном лично свободны. Однако сеньоры сохранили за собой собственность на землю. Крестьяне были вынуждены платить за пользование наделами. Чтобы выручить деньги для оплаты, крестьянин торговал своей продукцией. Однако на деревенских ярмарках спрос на продукцию был невелик. Приходилось ехать в город, а это требовало расходов при том, что выручка не всегда оправдывала ожидания. Крестьян разоряли огромные налоги. В неурожайные годы они занимали деньги у ростовщиков под залог своего имущества.
В деревне происходил процесс имущественного расслоения. Несмотря на то, что сельская община стремилась обеспечить всем равные условия ведения хозяйства, среди крестьян стали появляться бедняки и богатые хозяева, которые планировали расширить свои наделы и заняться разведением самых доходных культур, но это было трудно, поскольку все крестьянские наделы находились в разных местах вперемежку с чужими участками. Кроме того зажиточные крестьяне были вынуждены подчиняться порядкам, установленным в общине – сеять то же, что и соседи, начинать и заканчивать работы одновременно.
Зажиточные крестьяне иногда арендовали у сеньора земли для того, чтобы возделывать прибыльные культуры либо заниматься скотоводством. Для этого они нанимали батраков из сельской бедноты, оплачивая их работу деньгами или едой. Таких крупных арендаторов называли фермерами.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 105
Вопросы в конце параграфа
1. Аргументируйте, почему XVIII век считался веком Франции.
В XVIII в. Франция процветала. Ее население достигло 27 млн человек, что было примерно в три раза больше, чем в Англии. Таким образом, в 1789 г. каждый пятый европеец считался французом. К середине XVIII в. французский язык становится языком межнационального общения и культуры. Французские товары считались модными, спрос был высок, и Франция стремилась его удовлетворить. По экономическому развитию Франция уступала лишь Англии. С 1715 по 1792 г. обороты французской внешней торговли увеличились в четыре раза. Таким образом, Франция играла важную роль в международной политике, являясь одной из ведущих европейских держав.
2. Чем торговала Франция с Европой в XVIII в.?
Франция экспортировала широчайший спектр товаров: сукно, кружево, батист, чулки, украшения, часы, бумагу, зеркала, мебель, посуду, драгоценности, ткани, гобелены, фарфор, французские вина. Из колоний шли сахар, пряности, кофе и другие колониальные товары.
3. Почему Франции были необходимы реформы?
Первое сословие – духовенство – ощущало огромный разрыв между приходскими священниками и высшими клириками, и стремилось этот разрыв уменьшить.
Второе сословие – дворянство – страдало от роста цен. Старая знать теряла свое былое могущество. Разрушалась былая солидарность сословия. Дворянство стремилось избавиться от конкурентов на государственной службе. Дворянство теряло рычаги давления на короля, так как Генеральные штаты – сословно-представительный орган, через который можно было «достучаться» до власти – не собирался с 1614 г.
Третье сословие, значительную часть которого составляло крестьянство, мечтало о решении проблемы малоземелья и отмены сеньориального порядка.
Монархии было необходимо решить финансовые проблемы. Франция лишилась части населения: давление на протестантов заставило их бежать за границу, а деревню истощили постоянные налоги на ведение кровопролитных войн. Франция потеряла значительную часть колоний, настроила против себя многие европейские страны. Франция все больше отставала от своих конкурентов, прежде всего от Англии. Традиции вставали на пути модернизации страны. Все это требовало проведения реформ.
4. Перечислите реформы, которые проходили во Франции в XVIII в.
Людовик XV попытался в 1749 г. провести налоговую реформу, которую отвергли парламенты, а в 1763 г. выступили против попыток регулирования хлебной торговли. В 1771 г. были преобразованы парламенты: они были распущены, отменена продажа должностей. Взамен были созданы новые парламенты с сильно урезанными полномочиями, а их члены отныне должны были назначаться королем. Людовик XVI впоследствии отменил парламентскую реформу.
Генеральным контролером финансов был назначен Анн Робер Жак Тюрго. Он начал с того, что отменил ограничения на торговлю хлебом. Это привело к подорожанию хлеба, что вызвало восстания. Тюрго отменил ремесленные цехи, сдерживавшие конкуренцию в промышленности. Преобразовал и удешевил почтовое сообщение. Людовик XVI попытался провести парламентскую реформу, однако провести ее не удалось; король сам отменил реформу и объявил о созыве Генеральных штатов.
5. Какие события свидетельствовали о том, что начинается революция?
Во время заседаний Генеральных штатов депутаты третьего сословия, которых было вдвое больше, чем от первого и второго, объединились с дворянами, не сумевшими сделать карьеру при Старом порядке, потребовали индивидуального голосования. Людовик XVI не мог на это пойти. В ответ третье сословие решилось на открытый бунт: 17 июня оно объявило себя представителем всей нации – Национальным собранием. Депутаты собрались в Зале для игры в мяч и принесли клятву не расходиться, пока не будет выработана конституция. Король уступил им. 9 июля депутаты объявили себя Учредительным собранием, обещая тем самым учредить в стране новый государственный строй. Таким образом, бунт третьего сословия стал свидетельствовать о начинающейся революции.
Стр. 105. Подумайте
1. Используя дополнительные источники, выясните, что вызвало такую популярность Франции, её языка и товаров в XVIII в.
Франция являлась центром развития и распространения идей Просвещения. В связи с этим просветители всех стран стали пользоваться французским языком, а не латынью, как это было принято в Средние века. Развитие культуры, связанное с распространением идей Просвещения, наиболее ярко проявилось во Франции, что делало ее законодателем моды. Промышленность Франции обеспечивала производство товаров широкого спектра, которые к тому же входили в обиход среди богатых сословий других европейских государств. Франция являлась колониальной империей, что позволяло ей торговать с другими странами колониальными товарами. Таким образом, развитие Франции, ее культуры и науки, делало страну ведущей не только в европейской политике, но и в европейской культуре.
2. Чем были недовольны французские крестьяне и чем — дворяне?
Французские крестьяне были недовольны сеньориальными повинностями и малоземельем. Провинциальные дворяне, стремясь увеличить свои доходы, начинали наступать на права жителей деревни, что вызывало их недовольство.
Дворянство было недовольно разрушением былой солидарности сословия, которое происходило из-за притока новых людей из простолюдинов. Дворянство было недовольно введение всеобщего налогообложения. Они стремились воздействовать на монарха через Генеральные штаты, однако они не собирались с 1614 г. Им приходилось отстаивать свои права через парламенты путем прямой конфронтации с королем.
3. В чём заключалась слабость французской монархии?
Франция лишилась части населения. Деревню истощили постоянные налоги на ведение кровопролитных войн, которые были безуспешны. Франция потеряла значительную часть колоний, настроила против себя многие европейские страны. Франция исторически сложилась как страна, состоящая из множества провинций, присоединенных в разное время и на разных условиях. Это приводило к расцвету местного патриотизма, мешало складыванию единой французской нации. Франция все больше отставала от своих конкурентов. Неудачные попытки реформ, которые натыкались на сопротивление разных сословий, усугубляли положение монархии.
4. Почему именно реформа парламента была столь важна?
Реформа парламента была необходима для реформирования страны, так как парламенты отказывались принимать решения короля из-за низкого авторитета монархии. Таким образом, реформирование было невозможно без парламентской реформы.
5. Почему королям не удавались реформы?
Традиции, существовавшие во французском обществе, противодействие парламентов, которые не верили в возможность реформирования государства самостоятельно. Парламенты отказывали в реформах короля, что не позволило монархии добиться модернизации.
Всемирная история
ВВЕДЕНИЕ 2
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА
Католическая Европа первой вступила в эпоху Нового времени; здесь раньше, чем где бы то ни было, началось разрушение аграрного общества. Естественно предположить, что Европа была самой развитой цивилизацией Средневековья.
Сравни уровень развития католической Европы и цивилизаций Востока.
ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Вспомни, по каким признакам одна цивилизация отличается от другой. Что такое аграрное общество и каковы признаки его разрушения?
• Объясни значение изученных тобой в 6-м классе понятий: феодал, сословие, монархия, религия, церковь. (Словарь)
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Особенности цивилизации католической Европы
• Составь список особенностей цивилизаций католической Европы, которые могли способствовать разрушению аграрного общества. Используй продуктивное чтение.
До чтения. Просмотри текст и предположи (по названию, рисункам, выделенным словам), каким может быть ответ на вопрос.
Под защитой таких законов в Европе процветали города (бурги). В (Что тут особенного?) Их жители (бюргеры) владели ремесленными мастерскими или купеческими лавками. Ремесленники и торговцы объединялись в цехи и гильдии и добивались от феодалов грамот на городское самоуправление. В (То есть?) О Все граждане совместно управляли своим городом: выбирали городской совет (магистрат) и главу города (мэра, бургомистра). П Городские ополчения были грозной силой, с которой считались и рыцари, и короли. П В крупных городах регулярно устраивались ярмарки, на которые везли товары из окрестных деревень и дальних городов. Так в Европе складывались рынки — системы устойчивых хозяйственных связей производителей и покупателей. П Короли использовали сильные города в борьбе с феодальной аристократией за централизацию государства. В результате в королевствах сложились сословно-представительные монархии. В (Что это?) О Каждое сословие (иногда даже крестьяне) направляло своих представителей в общее собрание при короле (парламент, Генеральные штаты, кортесы и т.д.). П Только с разрешения сословий короли могли вводить новые налоги, законы, готовиться к большой войне. П
Европейское хозяйство на рубеже XV-XVI веков
• 1. Какую технику и технологии использовали европейцы в городе и селе?
• 2. Как рынок связывал между собой горожан, крестьян и феодалов?
Представление средневековых христиан об историческом времени
• Используя свои знания за 6-й класс, опиши ход истории с точки зрения средневековых христиан.
Представление о пространстве средневековых европейцев
• 1. Из каких частей состоит мир по этой картине? В чём географические знания большинства европейцев отличались от реальной действительности?
• 2. Почему такая картина мира называется геоцентрической?
Повсюду, особенно в городах, возникали учения, призывавшие к реформе (изменению) Церкви. П Вольнодумцев и еретиков не пугало даже сожжение на костре по приговору суда церковной инквизиции. В городских университетах развивалась светская наука, которая познавала мир не с помощью религиозной веры, а путём наблюдения и экспериментов. П Увеличивавшийся спрос на научные книги привёл к тому, что в 1450-х годах монах Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. В итальянских городах появились философы-гуманисты, которые объявляли человека совершенным созданием, отказывались противопоставлять душу и тело, объявляя их одинаково прекрасными. П Поэты и художники обратились к забытому наследию античной цивилизации. Так возникло искусство итальянского Возрождения, которое воспевало радость жизни. П
• Определи, в каких странах было больше условий для разрушения аграрного общества (своё мнение подтвердите фактами).
Король Испании Фердинанд
«Полёт» над странами Западной Европы 1492 года
Жанна д’Арк
Праздник в Венеции
Коронация Генриха Тюдора
Католическая церковь и Священная Римская империя
Часовая башня г. Берн
• Можно ли считать Священную Римскую империю единым государством?
Народное гулянье в нидерландской деревне
Грюнвальдская битва. 1410 г. Немцы против славян и литовцев
2. Европа и мир в начале Нового времени
• Определи, как борьба между государствами могла повлиять на начало «новых времён» в Европе. • Сравни цели и избранные для их достижения средства Карла V Габсбурга и Сулеймана Великолепного. На твой взгляд, могли ли цели кого-то из них оправдать избранные средства?
Между тем многих европейских рыцарей и купцов интересовала не столько борьба королей и императоров, сколько доходы от «восточной торговли». Из Азии в Европу шли оживлённые торговые пути. Из Китая вывозили шёлк и чай. Из Индии и индонезийских «островов пряностей» — перец, гвоздику и мускатный орех, красочные хлопчатобумажные ткани, сахар и цитрусовые. Страны исламского мира торговали аравийскими благовониями, персидскими коврами, дамасскими булатными клинками. Средневековая
Карл V Габсбург
Европейские армии
• Определи, как менялись вооружение и структура армий в XV-XVI веках. Предположи последствия этих перемен.
Карл V Габсбург
Однако к концу Средневековья ситуация в международной торговле изменилась. После того как в 1453 году турки-османы сокрушили Византию и захватили Константинополь, Османская империя стала претендовать на роль великой державы Азии и Европы. Турецкие султаны даже приняли титул «кайсар-и-Рум» (римский кесарь-император) и объединили под своей властью арабов-мусульман и христиан Балканского полуострова. Торговые пути оказались перекрыты турками. Они облагали купцов огромными пошлинами, и цены на перец, пряности, шёлк резко выросли.
В 1526 году 100-тысячная турецкая армия перешла Дунай и вторглась в пределы Венгрии. У деревни Мохач путь им преградили 20 тысяч венгров, чехов и немцев. Отряды венгерских рыцарей во главе с молодым королём Людовиком ринулись в атаку на центр турецкой армии. У самого султанского знамени закипел жаркий бой рыцарей с янычарами. Несколько стрел и копий даже ударились о панцирь Сулеймана I. Но в этот момент умелые турецкие пушкари открыли беспощадный огонь с флангов по христианским рыцарям. Всего за час христианское войско было почти полностью уничтожено.
Сулейман Великолепный
Из голов убитых венгерских аристократов перед Сулейманом соорудили целый холм.
В своём дневнике он записал: «Султан, восседающий на золочёном троне, принимает выражения почтения от своих слуг; массовое убийство двух тысяч пленных; льёт проливной дождь».
Турецкие пехотинцы-янычары
Турецкое конное ополчение
200-тысячное войско, состоящее из турецких воинов, получающих от султана за военную службу землю с крестьянами. Составляли территориальные военные отряды, проводившие постоянные сборы.
• Сравни турецкую и европейские армии рубежа XV-XVI веков (с. 27).
• 1. Перечисли страны, ставшие частью империи Карла V Габсбурга.
• 2. Как изменились границы Османской империи между 1492 и 1526 годами? Как это должно было повлиять на европейские страны?
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ
К началу Нового времени обострилась борьба между великими державами за господство в Европе. Одновременно в странах католической цивилизации наметилось разрушение аграрного общества.
Ключевые слова: феодалы, городское самоуправление, рынки, сословнопредставительные монархии, Папа Римский, Священная Римская империя, аскетизм, гуманизм.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
• В тетради начни составлять таблицу «Изменения в мировоззрении европейцев XV-XVIII веков» (первая строка):
Средневековое мировоззрение (к XV в.)
Изменения в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.)
Идеи эпохи Просвещения (кон. XVII—XVIII в.)
1. Какова роль Бога в законах и устройстве мира? Может ли человек познать эти законы?
2. Как устроен человек? Какова его цель в жизни?
3. От чего и к чему движется история человечества?