Процессы познания и обучения в чем их сходство и различие

Сходства и различия между научным познанием и учебной деятельностью

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика научного познания

Научное познание – это один из видов познавательной деятельности человека, которая направлена на получение им объективных, обоснованных, организованных и систематизированных знаний об окружающем мире.

Научное познание имеет ряд особенностей:

Принципы научного познания – это исходные положения и правила, на основании которых осуществляется научная деятельность.

Основными принципами научного познания являются:

Научное познание имеет следующие уровни:

Готовые работы на аналогичную тему

Уровни научного познания имеют свои конкретные методы (пути познания), направленные на изучение предметов и явлений.

Таким образом, научное познание – это достаточно сложный процесс, который включает в себя разнообразные методы и формы изучения, направленные на получение конкретных и объективных знаний о предметах и явлениях.

Характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на получение и усвоение ими умений и навыков в различных сферах общественного познания.

Основными методами и средствами усвоения знаний являются – диалоги, дискуссии, беседы, лекции и т.п.

Ведущими сферами общественного сознания, в рамках которых происходит усвоение знаний – это искусство, право, религия, нравственность и т.д.

Учебная деятельность имеет ряд характеристик, присущих только ей:

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности

Сравнительная характеристика научного познания и учебной деятельности:

Научное познание – индивидуальный процесс, протекающий между тем, кто познает и объектом познания. Не допускается наличие каких-либо посредников.

Учебная деятельность – это совместная деятельность дух субъектов обучения педагога и учащегося. То есть в данном случае, между объектом изучения и субъектом познания имеется посредник в лице педагога, который не только организует процесс, но и руководит им.

Научное познание – это неконтролируемый процесс, за ним невозможно проследить ни «изнутри», ни «со стороны». Довольно часто даже сам человек не в состоянии управлять собственным познанием.

Учебная деятельность – это организованный, целенаправленный и управляемый процесс, который предусматривает получение конкретного образовательного результата.

Научное познание – это стихийный процесс, возникающий иногда внезапно в рамках конкретной ситуации, в которой оказывается субъект.

Учебная деятельность – заранее запланированный процесс, который реализуется в соответствии с планом. Заранее планируется цель, задачи, содержание, методы, формы, средства и результаты обучения.

Научное познание – осуществляется всегда и везде, так как человек постоянно изучает и познает окружающий мир, вне зависимости от места его нахождения.

Учебная деятельность – регламентирована по времени, осуществляется в соответствии с планом и расписанием, в специально оборудованном помещении.

Источник

Сравнительная характеристика процессов познания и обучения

ПознаниеОбучение
1. Познание всегда индивидуально, между познающим субъектом и объектом познания нет посредников. Познание всегда протекает «один на один» с познаваемым объектом.1. Обучение всегда является совместной деятельностью двух человек – ученика и учителя. Между субъектом познания и познаваемым объектом есть посредник – учитель, который помогает, направляет и управляет процессом познания.
2. Познание неконтролируемо, нельзя проследить за процессом познания ни «со стороны», ни «изнутри», даже сам человек не всегда способен управлять своим познанием.2. Обучение есть управляемый процесс, им не только можно, но и необходимо руководить для достижения оптимальных результатов. Руководят обучением его субъекты.
3. Познание стихийно, оно возникает случайно, в зависимости от ситуации, в которой оказывается субъект познания.3. Обучение всегда планируется, а затем осуществляется в соответствии с планом. Планируется цель и содержание обучения, деятельность субъектов, используемые методы, формы, средства обучения.
4. Познание осуществляется всегда и везде, для того, чтобы познавать окружающий мир не нужно особого места, для этого не отводится специального времени.4. Обучение регламентировано во времени и пространстве, оно осуществляется по расписанию и чаще всего в специальном помещении.

В обучении познанием управляет и направляет его педагог, осуществляя деятельность преподавания. Само познание в обучении трансформируется в учебно-познавательную деятельность учащихся, которая называется учение.

Познавательная деятельность является единством чувственного восприятия, теоретического абстрактного мышления и практической деятельности. Исследования педагогов и психологов говорят о первостепенной роли в обучении чувственного опыта учащихся. Чувственный опыт является той основой, на которой строится обучение, он поставляет материал для мышления. Чем богаче и разнообразнее чувственный опыт, тем успешнее обучение. При этом очень важно, чтобы ребенок не оказался в ситуации «двух миров», каждый из которых дает ученику особый опыт: мир школьных предметов и совершенно другой, реальный мир. Если это произойдет, то каждый мир будет существовать сам по себе, школьный опыт не найдет применения в жизни. Чем ближе будут два этих мира, тем лучше будет проходить обучение, потому что все изученное на уроках будет возможно применить в обычной жизни ребенка за стенами школы. Это возможно при правильной организации чувственного восприятия с постоянной опорой на жизнь и практику в обучении (так называемый принцип связи обучения с жизнью). Реализация этого принципа повышает активность учащихся в обучении, стимулирует активную мыслительную деятельность, самостоятельность, положительное отношение к изучаемому материалу.

Сущность обучения сегодня рассматривается в сле­дующих подходах: социологическом, педагогическом и психологическом (С.Ф. Петрушкин).

Социологический подход. При таком подходе сущность обучения характеризуется как передача социального опыта подрастающему поколению и усвоение его школьниками.

Развитие ребенка здесь рассматривается как управляемый процесс, кото­рый обеспечивает усвоение учеником определенных сторон опыта человечест­ва. Философское понимание этой идеи заключается в том, что содержание об­разования зависит от социально исторических условий, в которых оно осуще­ствляется.

Педагогический, или дидактический, подход. Обучение с этой позиции представляет собой прохождение определенных этапов усвоения знаний на уроке, которые предопределяют весь ход учебного процесса:

Процессы познания и обучения в чем их сходство и различие Процессы познания и обучения в чем их сходство и различие Процессы познания и обучения в чем их сходство и различиевосприятие осмысление закрепление применение.

Главное здесь – строгое соблюдение последовательности этапов усвоения знаний и организация деятельности.

При таком подходе сложность и противоречивость познания снижается, развитие ученика сдерживается. Не все учащиеся способны усваивать материал именно в названном порядке: есть дети (кинестетики по типу восприятия), которым, чтобы понять и осмыслить новую информацию, необходимо применить вновь усвоенное на практике. У таких детей обучение протекает в соответствии с древнекитайской мудростью: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Но предложенная схема обучения не позволяет им работать в соответствии с их психическими особенностями, не говоря уже обо всех других учащихся, которым практическая деятельность так же может облегчить понимание и усвоение материала.

В данном подходе восприятие и осмысление знаний, переход от одного этапа к другому становится механическим, с чем в полной мере нельзя согласиться.

Психологический подход. В основе его – психологические теории усвоения знаний и развития человека. Истоки этого подхода идут от психологических взглядов Л.С. Выготско­го об опережающей роли обучения в развитии, о «ближайшей» зоне развития. Исходя из этих взглядов, обучение лишь тогда имеет смысл и протекает наиболее эффективно, когда оно строится на этой ближайшей зоне, основывается на механизмах развития, которые пол­ностью еще не сформировались, но которые могут служить основанием для по­строения учебного процесса. При таком подходе учебный процесс приобретает функцию активного формирования тех психических качеств и свойств, на ос­нове которых он строится. Обучение в данном подходе рассматривается как основное условие развития психических процессов, качеств личности ученика.

Психологический подход к пониманию сущности обучения является сегодня основным. Однако сущность обучения, выводимая только из психологии, приводит к односторонней трактовке педагогического процесса. Для определения сущности обучения необходимо рассматривать все три подхода вместе.

Цели обучения вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, но, прежде всего, из социального заказа.

1. Обеспечить развитие, полноценное формирование личности обучаемых: развитие мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и др. способностей.

2. Привести обучаемых к овладению системой знаний и способов практической и интеллектуальной деятельности.

Данная иерархия целей принята сравнительно недавно. Ставшая сегодня главной цель развития личности недостаточно подкреплена существующими программами, однако она имеет огромное значение, так как развитие личности способствует более эффективному обучению и воспитанию.

Задачи обучения:

1. Стимулировать учебно-познавательную активность учащихся.

2. Организовывать их познавательную деятельность.

3. Развивать мышление, память, другие психические процессы, творческие способности.

4. Совершенствовать учебные умения и навыки, как практического, так и интеллектуального характера.

5. Вырабатывать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру, содействовать формированию единой целостной картины мира.

Основные компоненты обучения переплетаются, перемежаются с категориями. В частности, содержание, методы, средства обучения можно отнести и к компонентам, и к категориям. Но следует выделить и специфические компоненты обучения (С.Ф. Петрушкин).

1. Целевой компонент обучения – осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела, предмета в целом определяется требованиями общества.

2. Стимулирующе-мотивационный – осуществление мер по стимулированию интереса, потребностей обучения через развитие положительных мотивов.

3. Операционно-деятельностный – предусматривает организацию деятельности субъектов обучения с использованием разнообразных средств, форм, методов обучения.

4. Контрольно-регулирующий – одновременный контроль со стороны преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью учебных операций. Он предусматривает взаимодействие учителя и ученика и установление обратной связи.

5. Оценочно-результативный – оценка педагогами и самооценка учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление их со­ответствия поставленным задачам обучения и воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *