Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому что

Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса

Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса: обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.

Для начала, давайте разберёмся что общего и в чём различия понятий: обучение и воспитание.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.

По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обученияпроисходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками,разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.

Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье.Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.

Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоФотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоФоторепортаж «Квест «Охота юного натуралиста». Взгляд со стороны» Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Она предполагает общий игровой.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Сценарий осеннего досуга в старших группах «Стороны осени» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об осени: 1. Закрепить знания о времени года. 2. Продолжать развивать творческий потенциал.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоТворчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.

Источник

Теоретические основы и понятия процесса воспитания

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»)

На практике процессы воспитания и обучения неотделимы и реализуются в тесном единстве. Но процесс воспитания также как и обучения имеет ряд характерных черт.

Воспитание рассматривается в широком педагогическом смысле как целенаправленный процесс развития нравственного сознания среди учеников, отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь и поведение, которое им соответствует. Воспитание, понимаемое в этом смысле, включает вопросы формирования научно-материалистического мировоззрения, вопросы развития социально ориентированного отношения к работе; развитие эмоциональной сферы, эстетических и других чувств и вообще формирование всего духовного образа человека, отражающего в его поведении, делах, отношениях с другими людьми.

Все внешние воздействия преломляются через внутренние условия, которые определяются всем комплексом унаследованных и сформированных, приобретенных ребенком жизненных качеств, которые отражают условия домашней среды и накопленный им социальный опыт.

При наличии общих моральных качеств, качеств поведений, которые педагог пытается выработать у своих учеников и которыми они должны обладать, каждый из них представляет собой индивидуальную личность со всем комплексом индивидуальных проявлений, избирательно относящихся к влияниям. Поэтому в воспитании, как и в обучении, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особенностью процесса воспитания является его длительная продолжительность. Воспитание начинается с рождения, продолжается после школы и длится всю жизнь, потому что жизнь всегда воспитывает, или перевоспитывает человека. В школьный период, к сожалению, школа еще не может оказывать непрерывного воспитательного воздействия на ученика, потому что под прямым воспитательным влиянием в обычной массовой школе дети являются лишь частью дня. Влияние школы в определенной степени ослабевает в период зимних, весенних и летних каникул.

Особенностью процесса воспитания является его сложность. Известно, что в обучении существует определенная последовательность в овладении знаниями и навыками, которые строго регламентируются учебными программами. Процесс воспитания отличается.

Ребенок развивается как целостная личность, все его особенности и качества, отношение к реальности и поведению, хотя они формируются и постепенно, все становится более сложным и углубляющимся, но почти одновременно, переплетающимся и формирующим сложный диалектический комплекс.

В какой-то момент работа над одной стороной индивида или форма поведения может приобретать большее значение (например, учитель стремится укрепить навыки и привычки учащихся к культурному поведению). Но в целом процесс воспитания является неделимым, сложным, с учетом суммы самых разнообразных, заранее трудно учесть и предугадать влияние и последствия.

Процесс воспитания также характеризуется хорошо известным судорожным характером проявлений эффектов. Это выражается в том, что постепенно сформированное качество может с определенным стечением обстоятельств проявляться совершенно неожиданно, что означает завершение процесса трансформации количественных изменений в качественные изменения. Это происходит, например, когда жизнь потребует от человека проявить храбрость, стойкость, выносливость или принципиальность, и человек окажется на вершине ситуации, продемонстрирует свою духовную зрелость и моральную стойкость, которые были результатом многолетней кропотливой ежедневной образовательной работы и влияния социальной среды.

Процесс воспитания чрезвычайно противоречив. Диалектическая противоречивость этого проявляется в борьбе между идеалом, уже сформированным учеником его пониманием и отношением к чему-то, и новым качеством, сформированным педагогом; между требованиями, предъявляемыми к ученику, и возможностями их выполнения и т. д. Более того, это противоречие часто проявляется в несоответствии и несогласованности сознания и поведения ученика, когда ученик, зная и понимая, что он действует плохо, тем не менее не может преодолевать и вести себя неправильно.

Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двухсторонним процессом.

Целенаправленное воздействие педагогов будет успешным только тогда, когда он найдет ответ в душе ребенка, когда у него появится желание и убеждение, что ему нужно развивать определенные качества или поведение.

Характерной особенностью процесса воспитания в школе является ее перспективы и целеустремленность. Независимо от того, насколько сложно принести целую совокупность положительных воспитательных и целеустремленных влияний, исходящих от разных учителей, родителей и т. д. к системе, они всегда направлены на достижение определенной цели.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоКонспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоКонспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы» Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: старшая группа. Тема:Формирование обобщающего понятия «птицы» Цель: обогащение.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому чтоУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Источник

Процесс обучения является частью воспитательного процесса потому что

Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса

1. Сущность и структура обучения

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся. Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом. Выделяют следующие структуры:

¦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

¦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

¦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

¦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Помимо содержательного компонента, обучение несет в себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

ориентированные на психическое развитие – концепция общего психологического развития (Л. В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

учитывающие личностное развитие – концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

Одна из важнейших проблем дидактики – проблема выбора методов обучения – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам образовательный процесс, деятельность преподавателя и учащегося, а следовательно, и результат обучения в целом.

Метод[44] обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины – усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX–XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название «учение через деятельность», основанная на практических методах обучения.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

«Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет… Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения – содержание и логическая структура учебного материала – ггоинципы и средства обучения – преподаватель – обучающийся – методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и тд)».[45]

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для из разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е. Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделившие следующие методы:

• проблемное изложение изучаемого материала;

С иных позиций к классификации подошли Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:

М. А. Данилов и Б. Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

• приобретение новых знаний;

• формирование умений и навыков и применения знаний на практике;

• проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.

Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.

Под формой[46] обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем.

Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:

• продолжительность учебных занятий и др. Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные.

В истории педагогики есть много примеров, когда в рамках той или иной системы обучения отдавалось предпочтение одной из форм обучения. Например, беллланкастерская в Англии, мангеймская система, система бригадного обучения в 20-х гг. XX в. в советских школах.

Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:

• общеклассные (или фронтальные);

• групповые (или бригадные);

Такое деление называют традиционным потому, что оно охватывает только старые, общеизвестные, традиционные формы. Но учитель на уроке может, например, организовать и работу в малых группах, и индивидуальную, скажем, для отстающего ученика. Таким образом, практика показывает, что опытный учитель сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *