Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

2.Духовная

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Виды общения

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Виды деятельности человека.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды деятельности человека« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)

Содержание:

↑ Виды деятельности

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

↑ Общение как вид деятельности

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

↑ Игра как вид деятельности

Характерные черты игры:

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

↑ Труд как вид деятельности

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Характерные черты труда:

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Источник

Что такое деятельность — виды, структура и сферы деятельности человека

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек разумный не может существовать вне деятельности. Благодаря ей происходит формирование и становление личности, распознавание своих потребностей и их удовлетворение.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Такая активность способствует развитию и совершенствованию всего человечества. Что такое деятельность, из чего состоит и какие ее виды существуют, вы узнаете из этой статьи.

Определение деятельности — что это

Синонимами слова «деятельность» являются такие слова, как: труд, действие, дело, работа, то есть представляет собой любой вид активности, имеющей смысл и потому осознанной.

Это процесс, в котором всегда взаимодействуют две стороны: субъект и объект. Первым называют того, кто собственно что-то делает (еще он зовется деятелем). Объект, в свою очередь, это то, на что направлены действия субъекта с определенной целью.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

В философии этот термин представляет собой духовную форму: ведь чтобы что-то делать, нам требуется воля (что это?), которая и есть одна из составляющих духа. Воля же отталкивается от ценностей, к достижению которых человек стремится с помощью действий.

Если вы любите красоту, то творите искусство, хотите истинных знаний – идете в науку, пользу для общества нам несет экономическая деятельность, а ищущие справедливости продвигают мораль (что это?).

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Для более глубокого понимания термина, необходимо знать:

Чуть выше приведен ролик, где подробно разбирается вопрос деятельности человека в рамках школьной программы по обществознанию. Очень доходчивый и короткий рассказ. Очень рекомендую послушать.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

К ее подвидам относятся:

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.

Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).

Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

Структура деятельности человека

Структура представляет собой несколько элементов, следующих друг за другом в определенном порядке.

Эта цепочка выглядит так: потребность → мотив → цель → средства → действия → результат.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Потребности человека

Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.

Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.

Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.

Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.

Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).

Мотив деятельности человека

После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: традиции (что это такое?), убеждения, установки, интересы и так далее.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве (иметь семью, быть ее членом) становится мотивом ее деятельности.

Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

Средства достижения цели

Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными. Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.

Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных. Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.

Действие

Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.

Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий:

Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.

Результат деятельности

Результат – это итоговая ситуация, где изначально осознанная потребность удовлетворена.

Вы хотели сделать ремонт: накопили денег, купили материалы, выполнили задуманное и теперь наслаждаетесь новыми обоями и обстановкой.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Но может случиться и так, что потребность остается неудовлетворенной либо удовлетворенной частично.

В таком случае необходимо пересмотреть всю цепочку деятельности с самого начала:

В заключение, еще раз повторим, что деятельность не существует без человека и человек без деятельности.

Наши далекие предки стали разумными именно в тот момент, когда взяли в руки палку и стали с ее помощью что-то делать. Палка обрела свое применение, человек нашел в ней смысл и начался долгий процесс эволюции, длящийся по сей день.

Процесс не менее значим чем результат это какой вид деятельности

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

К сожалению, всё что делает человек, направлено лишь на удовлетворение его же собственных потребностей, а их у человека очень много. Да, мы создаём мир вокруг себя, но при этом мы не заботимся об окружающей среде, своей деятельностью мы превращаем нашу планету в одну большую свалку.

Вся беда в том, что человек стал совершенствовать не себя, а орудия производства, а их нужно питать углём, нефтью. Боюсь, если эту разрушительную деятельность не остановить, то в скором времени Земля перестанет быть пригодной для жизни.

Деятельность это такая фигня, которая неразрывно связана с деятелями, которые вместо полезного труда занимаются всякой х. ерундой. Их деятельность заключается в собственной выгоде из чужой работы! Так что если труд облагораживает, то деятельность — это присвоить ваши результаты себе!

Кошкин: это капитализмом называется. Когда одни работают, а другие жиреют от этого.

У нас сейчас столько деятелей развелось, особенно общественных, чем они занимаются непонятно, только на разные ток-шоу ходят.

Я так и не понял, человек взял палку потому что стал разумным или он стал разумным потому что взял палку? Птицы и приматы тоже используют орудия труда вроде палок, но вот с разумом у них не складывается.

Источник

Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)

Конспект по обществознанию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *