Процент что это такое в математике

Проценты

Процент — это одна сотая часть числа. Отсюда следует, что два процента — это две сотых, двадцать процентов — двадцать сотых и так далее.

Величина, от которой вычисляются проценты (например, цена, длина, количество конфет и т. д.), составляет 100 своих сотых долей, то есть 100%.

Чтобы найти один процент от числа, надо разделить это число на 100.

Пример 1. Найти один процент от числа 300.

Ответ: Один процент от 300 равен 3.

Пример 2. Найти один процент от числа 27,5.

Ответ: Один процент от 27,5 равен 0,275.

Нахождение процентов от числа

Чтобы найти некоторое число процентов от данного числа, нужно данное число разделить на 100 и умножить на число процентов.

Задача 1. В том году в магазине к новому году купили 200 ёлок. В этом году количество купленных ёлок увеличилось на 120%. Сколько ёлок купили в этом году?

Решение: Сначала надо найти 120% от 200, для этого 200 надо разделить на 100, так мы найдём 1%, а затем полученный результат умножить на 120:

(200 : 100) · 120 = 240.

Число 240 — это 120% от 200. Значит, в этом году количество проданных ёлок увеличилось на 240 штук. То есть, количество ёлок, проданных в этом году равно:

200 + 240 = 440 (ёлок).

Ответ: В этом году купили 440 ёлок.

Задача 2. В коробке 28 конфет, 25% конфет с клубничной начинкой. Сколько конфет с клубничной начинкой в коробке?

Процент что это такое в математике

Ответ: В коробке 7 конфет с клубничной начинкой.

Нахождение числа по его процентам

Чтобы найти число по данной величине его процентов, нужно эту величину разделить на число процентов и умножить на 100.

Задача. Цена метра сукна снизилась на 24 руб., что составило 15% цены. Сколько стоил метр сукна до снижения?

Процент что это такое в математике

Ответ: Метр сукна стоил 160 рублей.

Процентное отношение двух чисел

Чтобы узнать, сколько процентов первое число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100.

Задача. Завод по годовому плану должен выпустить продукции на сумму 1 250 000 руб. За 1-ый квартал он выпустил её на сумму 450 000 руб. На сколько процентов выполнен заводом годовой план за 1-ый квартал?

Процент что это такое в математике

Ответ: За 1-ый квартал план выполнен на 36%.

Перевод процентов в десятичную дробь

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо количество процентов разделить на 100.

Пример 1. Представить 25% в виде десятичной дроби.

Пример 2. Выразить 100% десятичной дробью.

Пример 3. Выразить 230% десятичной дробью.

Источник

Что такое процент?

Процент что это такое в математике

Одним из базовых понятий математики является процент. Для того чтобы понять, что такое процент, достаточно разделить заданную целую величину на сто. Одна сотая часть будет одним процентом (обозначается 1%). Как в точных и экономических науках, так и в других сферах жизни проценты используются для обозначения долей по отношению к целому. При этом само целое обозначается как 100%. В некоторых случаях используется при сравнении двух величин: например, иногда стоимость товаров не сравнивается в денежных единицах, а оценивается, на сколько % цена одного товара больше или меньше цены другого. Термин также получил широкое распространение в банковском деле и в большинстве случаев используется в качестве синонима словосочетания «процентная ставка».

Правило нахождения процентов от числа

Вычисление процентных долей от целого – одна из основных математических операций, к тому же часто используемая в повседневной жизни. Правило нахождения процентов от числа гласит о том, что для решения такой задачи его необходимо умножить на указанное в условиях количество %, после чего полученный результат разделить на 100. Также можно разделить число на 100, и полученный результат умножить на заданное количество %. Важно помнить ещё один тезис: если заданный условиями процент превышает 100%, то полученное числовое значение всегда больше исходного (заданного) – и наоборот.

Правило нахождения числа по его проценту

Существует обратное правило нахождения числа по его проценту. Для того чтобы получить результат по такой математической операции (второму из трёх базовых типов задач на процентные вычисления) необходимо указанное в условиях число разделить на заданную процентную величину, после чего полученный результат умножить на 100. При этом первым действием вычисляется количество единиц исходной величины в 1%, а вторым – в целом (то есть в 100%). Если количество % превышает 100, то полученный результат всегда будет меньше числового значения, заданного условиями задачи – и наоборот.

Правило нахождения процентного выражения числа от другого

Третьим базовым типом математических задач на процентные вычисления являются такие задания, в которых необходимо использовать правило нахождения процентного выражения числа от другого (или соотношения двух величин). Оно гласит о том, что для решения необходимо второе число разделить на первое, после чего полученный результат умножить на сто. Подобное соотношение показывает, сколько % одно числовое значение составляет от другого (то есть, фактически речь идёт об отношении между двумя числовыми значениями, выраженном в %).

Источник

Как решать задачи с процентами

Процент что это такое в математике

Основные определения

Когда мы сравниваем разные части целого, мы используем такие понятия, как половина (1/2), треть (1/3), четверть (1/4). Это удобно: отрезать половину пирога, пройти треть пути, закончить первую четверть в школе.

Чтобы сравнивать сотые доли, придумали процент (1/100): с латинского языка — «за сто».

Процент — это одна сотая часть от любого числа. Обозначается вот так: %.

Процент что это такое в математике

Как перевести проценты в десятичную дробь? Нужно убрать знак % и разделить число на 100. Например, 18% — это 18 : 100 = 0,18.

А если нужно перевести десятичную дробь в проценты — умножаем дробь на 100 и добавляем знак %. Например:

Выразить дробь в процентах просто. Для перевода сначала превратим ее в десятичную дробь, а потом используем предыдущее правило и переведем десятичную дробь в проценты:

Процент что это такое в математике

Типы задач на проценты

В 5, 6, 7, 8, 9 классах в задачках по математике на проценты сравнивают части одного целого, определяют долю части от целого, ищут целое по части. Давайте рассмотрим все виды задач на проценты.

Тип 1. Нахождение процента от числа

Чтобы найти процент от числа, нужно число умножить на процент.

Задача. За месяц на заводе изготовили 500 стульев. 20% изготовленных стульев не прошли контроль качества. Сколько стульев не прошло контроль качества?

Как решаем: нужно найти 20% от общего количества изготовленных стульев (500).

Ответ: из общего количества изготовленных стульев контроль не прошли 100 штук.

Тип 2. Нахождение числа по его проценту

Чтобы найти число по его проценту, нужно его известную часть разделить на то, сколько процентов она составляет от числа.

Задачи по поиску процента по числу и числа по его проценту очень похожи. Чтобы не перепутать — внимательно читаем условия, иначе зайдем в тупик или решим неправильно. Если в задании есть слова «который», «что составляет» и «который составляет» — перед нами задача по нахождению числа по его проценту.

Задача. Школьник решил 40 задач из учебника. Что составляет 16% числа всех задач в книге. Сколько всего задач собрано в этом учебнике?

Как решаем: мы не знаем, сколько всего задач в учебнике. Но нам известно, что 40 задач составляют 16% от общего количества. Запишем 16% в виде дроби: 0,16. Далее известную нам часть целого разделим на ту долю, которую она составляет от всего целого.

40 : 0,16 = 40 · 100 : 16 = 250

Ответ: 250 задач собрано в этом учебнике.

Тип 3. Нахождение процентного отношения двух чисел

Чтобы найти, сколько процентов одно число составляет от другого, нужно ту часть, о которой спрашивается, разделить на общее количество и умножить на 100%.

Задача. В классе учится 25 человек. 10 из них — девочки. Сколько процентов девочек в классе?

Как решаем: поделим 10 на 25, полученную дробь переведем в проценты.

10/25 * 100% = 2/5 * 100% = 2 * 100/5 = 40%

Ответ: в классе 40% девочек.

Тип 4. Увеличение числа на процент

Чтобы увеличить число на некоторое количество процентов, можно найти число, которое выражает нужное количество процентов от данного числа, и сложить его с данным числом.

А можно воспользоваться формулой:

где a — число, которое нужно найти,

b — первоначальное значение,

c — проценты.

Задача. В прошлом месяце стикерпак стоил 110 рублей. А в этом месяце на 12% больше. Сколько стоит стикерпак?

Как решаем: можно найти 12% от 110:

Прибавить к исходному числу:

110 + 13,2 = 123,2 рубля.

Или можно воспользоваться формулой, тогда:

110 · (1 + 12 : 100) = 110 · 1,12 = 123,2.

Ответ: стоимость стикерпака в этом месяце — 123 рубля 20 копеек.

Тип 5. Уменьшение числа на процент

Чтобы уменьшить число на несколько процентов, можно найти число, которое выражает нужное количество процентов данного числа, и вычесть его от данного числа.

А можно воспользоваться формулой:

где a — число, которое нужно найти,

b — первоначальное значение,

c — проценты.

Задача. В прошлом году школу закончили 100 ребят. А в этом году выпускников на 25% меньше. Сколько выпускников в этом году?

Как решаем: можно найти 25% от 100:

Вычесть из исходного числа 100 − 25 = 75 человек.

Или можно воспользоваться формулой, тогда:

100 · (1 − 25 : 100) = 75/p>

Ответ: 75 выпускников в этом году.

Тип 6. Задачи на простые проценты

Простые проценты — метод расчета процентов, при котором начисления происходят на первоначальную сумму вклада или долга.

Формула расчета выглядит так:

S = а · (1 + у · х : 100),

где a — исходная сумма,

S — сумма, которая наращивается,

x — процентная ставка,

y — количество периодов начисления процента.

Задача. Марии срочно понадобились деньги и она взяла на один год в долг 70 000 рублей под 8% ежемесячно. Сколько денег она вернет через год?

Как решаем: подставим в формулу данные из условий задачи.

70 000 · (1 + 12 · 8 : 100) = 137 200

Ответ: 137 200 рублей вернет Мария через год.

Тип 7. Задачи на сложные проценты

Сложные проценты — это метод расчета процентов, когда проценты прибыли прибавляют к сумме на остатке каждый месяц. В следующий раз проценты начисляют на эту новую сумму.

Формула расчета выглядит так:

где S — наращиваемая сумма,

a — исходная,

x — процентная ставка,

y — количество периодов начисления процента.

Задача. Антон хочет оформить вклад 10 000 рублей на 5 лет в банке, который дает 10% годовых. Какую сумму снимет Антон через 5 лет хранения денег в этом банке?

Как решаем: просто подставим в формулу данные из условий задачи:

10000 · (1 + 10 : 100)3 = 13 310

Ответ: 13 310 рублей снимет Антон через год.

Курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы. Вводный урок — бесплатно!

Есть случаи, когда найти процент от числа проще, если представить проценты в виде простых дробей. В таком случае будем искать часть числа.

Задача для тренировки. В черную пятницу вы нашли отличный пиджак со скидкой 25%. В обычный день он стоит 8500 рублей, но сейчас с собой есть только 6400 рублей. Хватит ли средств для покупки?

Ответ: средств хватит, так как пиджак стоит 6375 рублей.

Задачи на проценты с решением

Как мы уже убедились, решать задачи на проценты совсем несложно. Для закрепления материала рассмотрим реальные примеры на проценты из учебников и несколько заданий для подготовки к ЕГЭ.

Задача 1. Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. Какова масса воды в теле человека, который весит 76 кг?

Ответ: масса воды 53,2 кг

Задача 2. Цена товара понизилась на 40%, затем еще на 25%. На сколько процентов понизилась цена товара по сравнению с первоначальной ценой?

Обозначим первоначальную цену товара через х. После первого понижения цена станет равной.

Второе понижение цены составляет 25% от новой цены 0,6х, поэтому после второго понижения получим:

После двух понижений изменение цены составит:

Так как величина 0,55x составляет 55% от величины x, то цена товара понизилась на 55%.

Задача 3. Четыре пары брюк дешевле одного пальто на 8%. На сколько процентов пять пар брюк стоят дороже, чем одно пальто?

По условиям задачи стоимость четырех пар брюк — это 92% от стоимости пальто

Получается, что стоимость одной пары брюк — это 23% стоимости пальто.

Теперь умножим стоимость одной пары брюк на пять и узнаем, что пять пар брюк обойдутся в 115% стоимости пальто.

Ответ: пять пар брюк на 15% дороже, чем одно пальто.

Задача 4. Семья состоит из трех человек: муж, жена и дочь-студентка. Если зарплата мужа вырастет в два раза, общий доход семьи возрастет на 67%. Если дочери в три раза урежут стипендию, общий доход этой семьи уменьшится на 4%. Вычислить, какой процент в общий доход семьи приносит заработок жены.

По условиям задачи общий доход семьи напрямую зависит от доходов мужа. Благодаря увеличению зарплаты общий доход семьи вырастет на 67%. Значит, зарплата мужа составляет как раз 67% от общего дохода.

Если стипендия дочери уменьшится в три раза (т.е. на 1/3), останется 2/3 — это и есть 4%, на которые уменьшился бы семейных доход.

Можно составить простую пропорцию и выяснить, что раз 2/3 стипендии — это 4% дохода, то вся стипендия — это 6%.

А теперь отнимем от всего дохода вклад мужа и дочери и узнаем, какой процент составляет заработок жены в общем доходе семьи: 100 – 67 – 6 = 27.

Ответ: заработок жены составляет 27%.

Задача 5. В свежих абрикосах 90% влаги, а в сухофрукте кураге только 5%. Сколько килограммов абрикосов нужно, чтобы получить 20 килограммов кураги?

Исходя из условия, в абрикосах 10% питательного вещества, а в кураге в концентрированном виде — 95%.

Поэтому в 20 килограммах кураги 20 * 0,95 = 19 кг питательного вещества.

Значит, 19 килограммов питательного вещества в абрикосах — это 10% веса свежих абрикосов. Найдем число по проценту.

Ответ: 190 кг свежих абрикосов потребуется для изготовления 20 кг кураги.

Источник

Задачи на проценты

Что такое процент? Откуда взялось это слово?

Как решать задачи на проценты?

Как решать экономическую задачу, связанную с расчетом процентов?

Чтобы с этим разобраться, давай сначала ответим на первый вопрос: «Что такое процент?»

Задачи на проценты — коротко о главном

Один процент любого числа – это одна сотая этого числа.

Допустим, нужно увеличить число \( \displaystyle x\) на \( \displaystyle p\%\).

\( \displaystyle p\%\) от числа \( \displaystyle x\) – это \( \displaystyle \frac

<100>\cdot x\).

Тогда, новое число будет равно: \( \displaystyle x+\frac

<100>\cdot x=x\left( 1+\frac

<100>\right)\).

Чтобы увеличить число на \( \displaystyle \mathbf

\%\), нужно умножить его на \( \displaystyle \left( 1+\frac

<100>\right)\).

Если число \( \displaystyle x\) надо уменьшить на \( \displaystyle p\%\), то:

\( \displaystyle p\%\) от \( \displaystyle x

Уменьшить число на какую-то величину – значит вычесть из него эту величину:

\( \displaystyle x-\frac

<100>\cdot x=x\left( 1-\frac

<100>\right)\).

Чтобы уменьшить число на \( \displaystyle p\%\), нужно умножить его на \( \displaystyle \left( 1-\frac

<100>\right)\).

Задачи на проценты — подробнее

Что такое процент? Откуда взялось это слово?

Все очень просто. Слово процент произошло от латинского per cent– на сотню, и означает оно «сотая доля» или «сотая часть».

То есть один процент любого числа – это одна сотая этого числа.

Процент что это такое в математике

И все. Этого достаточно, чтобы решать задачи, в которых присутствует это противное слово «процент».

Например: чему равны \( \displaystyle 34\%\) от числа \( \displaystyle 120\)?

Прочтем это задание по-другому: чему равны \( \displaystyle 34\) сотых доли числа \( \displaystyle 120\)?

Элементарно, правда? Нужно разделить число \( \displaystyle 120\) на \( \displaystyle 100\) частей (чтобы узнать, чему равна одна сотая доля – один процент) и взять \( \displaystyle 34\) таких части:

\( \displaystyle \frac<120><100>\cdot 34=1,2\cdot 34=40,8\).

Сколько процентов содержится в числе?

Снова перефразируем вопрос, заменив слово «процент» на «сотую часть»: Сколько сотых частей находится в числе?

Ответ сразу становится очевидным: в любом числе или предмете находится ровно сто сотых частей (то есть, если разделить число или предмет на \( \displaystyle 100\) частей, сколько будет этих частей?

Очевидно же, что \( \displaystyle 100\)).

Разберем еще несколько примеров

Решения:

1. И снова избавимся от слова «процент». Получим такой вопрос:

Чему равны \( \displaystyle 125\) сотых числа \( \displaystyle 350\)?

\( \displaystyle \frac<125><100>\cdot 350=\text<1>\text<,25>\cdot 350=437,5\).

Может показаться странным, что у нас целых \( \displaystyle 125\%\) – ведь мы уже выяснили, что в числе всего \( \displaystyle 100\%\). Но с математической точки зрения ничего странного, ведь процент – это всего лишь одна сотая от числа.

Почему нельзя одну сотую числа взять \( \displaystyle 125\) раз? Можно, ведь по сути это – просто число.

2. Итак, \( \displaystyle \frac<30><100>\) от числа равны \( \displaystyle 90\). Можем составить простенькое уравнение:

\( \displaystyle \frac<30><100>\cdot x=90\text< >\Rightarrow \text< >x=300\).

Ты заметил, что я сразу же вместо \( \displaystyle 30\%\) написал \( \displaystyle \frac<30><100>\)? И правда, один процент – это одна сотая, а значит, \( \displaystyle 30\) процентов – это \( \displaystyle 30\) сотых. Ты можешь тоже так делать.

3. Обозначим искомое количество процентов буквой \( \displaystyle x\). Тогда \( \displaystyle x\%\) от числа \( \displaystyle 75\) равно \( \displaystyle 45\). Или, что то же самое, \( \displaystyle x\) сотых от числа \( \displaystyle 75\) равно \( \displaystyle 45\):

\( \displaystyle \frac<100>\cdot 75=45\text< >\Rightarrow \text< >x=\frac<45\cdot 100><75>=60\).

Ответ: \( \displaystyle 60\%\).

Проценты и десятичные дроби

В разобранных выше примерах мы убедились, что вместо знака процента % можно писать \( \displaystyle \frac<1><100>\), или просто разделить на \( \displaystyle 100\). То есть, \( \displaystyle 25\%\) – это то же самое, что \( \displaystyle \frac<25><100>\); \( \displaystyle 247\%\) – это \( \displaystyle \frac<247><100>\) и так далее. Но ведь любую из этих дробей можно записать компактнее: в виде десятичной дроби.

Например:

Значит, проценты можно записать в виде десятичной дроби.

Правило перевода такое: сколько бы ни было процентов, смещаем десятичную запятую на два знака влево и убираем значок % – и таким образом получаем обычное число. Данное правило будем теперь всегда применять сразу.

Например:

1. Чему равны \( \displaystyle 35\%\) от числа \( \displaystyle 60\)?

Вместо \( \displaystyle 35\%\) напишем что? \( \displaystyle 0,35\). Итак, \( \displaystyle 0,35\cdot 60=21\).

2. \( \displaystyle 48\%\) от какого числа равны \( \displaystyle 456\)?

\( \displaystyle 0,48x=456\text< >\Rightarrow \text< >x=\frac<456><0,48>=950\).

Изменение числа на сколько-то процентов

Когда говорят, что число увеличилось на \( \displaystyle x\), это значит, что к числу надо прибавить \( \displaystyle x\).

Если же число уменьшилось на \( \displaystyle x\), это значит, что из числа надо вычесть \( \displaystyle x\).

Рассмотрим пример:

Цена холодильника в магазине за год увеличилась на \( \displaystyle 5\%\). Какой стала цена, если изначально холодильник стоил \( \displaystyle 12500\)р?

Решение:

Для начала определим, на сколько рублей изменилась (в данном случае – увеличилась) стоимость холодильника. По условию – на \( \displaystyle 5\%\). Но \( \displaystyle 5\%\) от чего? Конечно же, от самой начальной стоимости холодильника (\( \displaystyle 12500\) р). Получается, что нам нужно найти \( \displaystyle 5\%\) от \( \displaystyle 12500\)р:

\( \displaystyle 0,05\cdot 12500=625\).

Теперь мы знаем, что цена увеличилась на \( \displaystyle 625\)р. Остается только, согласно правилу, прибавить к начальной стоимости величину изменения:

Новая цена \( \displaystyle=12500+625=13125\) рублей.

Ответ: \( \displaystyle 13125.\)

Еще пример (постарайся решить самостоятельно):

Книга «Математика для чайников» в магазине стоит \( \displaystyle 360\)р. Во время акции все книги продаются со скидкой \( \displaystyle 15\%.\). Сколько теперь придется заплатить за эту книгу?

Решение:

Что такое скидка, ты наверняка знаешь? Скидка в \( \displaystyle 15\%.\) означает, что стоимость товара уменьшили на \( \displaystyle 15\%.\).

На сколько уменьшилась стоимость книги (в рублях)? Нужно найти \( \displaystyle 15\%.\) от начальной ее стоимости в \( \displaystyle 360\)р:

\( \displaystyle 0,15\cdot 360=54\).

Цена уменьшилась, значит нужно из начальной стоимости вычесть то, на сколько она уменьшилась:

Новая цена \( \displaystyle=360-54=306\) рублей.

Ответ: \( \displaystyle 306\).

Правда ведь просто?

Но есть способ сделать это решение еще проще и короче!

Рассмотрим пример:

Увеличьте число \( \displaystyle x\) на \( \displaystyle 23\%\).

Чему равны \( \displaystyle 23\%\) от \( \displaystyle x\)? Как мы уже выяснили раньше, это будет \( \displaystyle 0,23x\).

Теперь увеличим само число x на эту величину:

Получается, что в результате мы к десятичной записи \( \displaystyle 23\%\) прибавили \( \displaystyle 1\) и умножили на число \( \displaystyle x\). Обобщим это правило:

Пусть нам нужно увеличить число \( \displaystyle x\) на \( \displaystyle p\%\).

\( \displaystyle p\%\) от числа \( \displaystyle x\) – это \( \displaystyle \frac

<100>\cdot x\).

Тогда новое число будет равно: \( \displaystyle x+\frac

<100>\cdot x=x\left( 1+\frac

<100>\right)\).

Чтобы увеличить число на \( \displaystyle p\%\), нужно умножить его на \( \displaystyle \left( 1+\frac

<100>\right)\).

Например, увеличим число \( \displaystyle 136\) на \( \displaystyle 28\%\):

\( \displaystyle 136\cdot \left( 1+0,28 \right)=136\cdot 1,28=\text<174>\text<,08>\).

А теперь попробуй сам

Решения:

1. \( \displaystyle 340\cdot \left( 1+0,2 \right)=340\cdot 1,2=408\)

2. \( \displaystyle 140\cdot \left( 1+2,1 \right)=140\cdot 3,1=434\)

3. Пусть искомое количество процентов равно \( \displaystyle x\). Это значит, что если число \( \displaystyle 450\) увеличить на \( \displaystyle x\%\), получится \( \displaystyle 540\):

\( \displaystyle 450\left( 1+\frac <100>\right)=540\text< >\Rightarrow \text< >1+\frac<100>=\frac<540><450>\text< >\Rightarrow \text< >\frac<100>=\frac<6><5>-1=0,2\text< >\Rightarrow \text< >x=20\)

Ответ: на \( \displaystyle 20\%\).

Если число x надо уменьшить на \( \displaystyle p\%\), все аналогично:

\( \displaystyle p\%\) от \( \displaystyle x

Уменьшить число на какую-то величину – значит вычесть из него эту величину:

\( \displaystyle x-\frac

<100>\cdot x=x\left( 1-\frac

<100>\right)\).

Чтобы уменьшить число на \( \displaystyle p\%\), нужно умножить его на \( \displaystyle \left( 1-\frac

<100>\right)\).

Примеры:

Решения:

1. \( \displaystyle 230\cdot \left( 1-0,18 \right)=230\cdot 0,82=188,6\).

2. Число \( \displaystyle 150\) уменьшили на x процентов и получили \( \displaystyle 135\):

\( \displaystyle 150\left( 1-\frac <100>\right)=135\text< >\Rightarrow \text< >1-\frac<100>=\frac<135><150>\text< >\Rightarrow \text< >\frac<100>=1-\frac<135><150>=0,1\text< >\Rightarrow \text< >x=10\).

Ответ: на \( \displaystyle 10\%\).

3. Пусть цена без скидки равна \( \displaystyle x\). Получается, что x уменьшили на \( \displaystyle 20\%\) и получили \( \displaystyle 1000\):

\( \displaystyle x\left( 1-0,2 \right)=1000\text< >\Rightarrow \text< >x\cdot 0,8=1000\text< >\Rightarrow \text< >x=\frac<1000><0,8>=1250\) (рублей).

Ответ: \( \displaystyle 1250\).

Напоследок рассмотрим еще один тип задач, частенько вызывающих недоумение:

Число \( \displaystyle a\) больше числа \( \displaystyle b\) на \( \displaystyle 25\%\). На сколько процентов число \( \displaystyle b\) меньше числа \( \displaystyle a\)?

Что за странный вопрос: конечно же на \( \displaystyle 25\%\)! Правильно?

А вот и нет. Если, например, масса одного шкафа на 25 кг больше массы другого, то, без сомнения, масса второго шкафа на 25 кг меньше массы первого.

Но с процентами так не прокатит!

Ведь в первом случае, когда говорим, что число \( \displaystyle a\) на \( \displaystyle 25\%\) больше числа \( \displaystyle b\), мы считаем \( \displaystyle 25\%\) от числа \( \displaystyle b\); а во втором случае, когда говорим, что число \( \displaystyle b\) на \( \displaystyle 25\%\) меньше числа \( \displaystyle a\), мы считаем \( \displaystyle 25\%\) от числа \( \displaystyle a\). А поскольку числа \( \displaystyle a\) и \( \displaystyle b\) разные, то и \( \displaystyle 25\%\) от этих чисел будут разными!

Чтобы решить эту задачу верно, давай запишем условие в виде уравнения:

Число \( \displaystyle a\) больше числа \( \displaystyle b\) на \( \displaystyle 25\%\). Это значит, что если число \( \displaystyle b\) увеличить на \( \displaystyle 25\%\), получим число \( \displaystyle a\):

\( \displaystyle b\left( 1+0,25 \right)=a\text< >\Rightarrow \text< >1,25b=a\). (1)

Теперь в таком ж виде запишем вопрос: если число a уменьшить на \( \displaystyle x\) процентов, получим число \( \displaystyle b\):

\( \displaystyle a\left( 1-\frac <100>\right)=b\). (2)

Выразим число \( \displaystyle b\) из равенства (1):

\( \displaystyle 1,25b=a\text< >\Rightarrow \text< >b=\frac<1,25>=0,8a\)

\( \displaystyle a\left( 1-\frac <100>\right)=0,8a\).

Отсюда следует, что:

\( \displaystyle \left( 1-\frac <100>\right)=0,8\text< >\Rightarrow \text< >\frac<100>=0,2\text< >\Rightarrow \text< >x=20\) (%).

Итак, получаем, что число \( \displaystyle b\) на \( \displaystyle \mathbf<20>\%\) меньше числа \( \displaystyle a\)!

Подобные задачи часто попадаются в ЕГЭ. Давай разберем одну из них

В понедельник акции компании подорожали на некоторое число процентов, а во вторник подешевели на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на \( \displaystyle \mathbf<25>\%\) дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?

Решение:

Пусть цена акции в понедельник была равна \( \displaystyle P\), а искомое количество процентов, записанное в виде десятичной дроби (то есть, уже поделенное на \( \displaystyle 100\)), равно \( \displaystyle x\).

Запишем формулой, чему равна стоимость акции после подорожания:

\( \displaystyle <

_<1>>=P\left( 1+x \right)\).

Далее, эту новую стоимость \( \displaystyle <

_<1>>\) уменьшили на \( \displaystyle x\) процентов:

\( \displaystyle <

_<2>>=<

_<1>>\left( 1-x \right)=P\left( 1+x \right)\left( 1-x \right)=P\left( 1-<^<2>> \right)\).

При этом известно, что эта конечная цена \( \displaystyle <

_<2>>\) на \( \displaystyle \mathbf<25>\%\) меньше начальной цены \( \displaystyle

\). То есть, если уменьшить \( \displaystyle

\) на \( \displaystyle \mathbf<25>\%\), получим \( \displaystyle <

_<2>>\):

\( \displaystyle P\left( 1-0,25 \right)=<

_<2>>\text< >\Rightarrow \text< >0,75P=<

_<2>>\)

Подставим \( \displaystyle <

_<2>>\), выраженное ранее:

\( \displaystyle 0,75P=P\left( 1-<^<2>> \right)\text< >\Rightarrow \text< >0,75=1-<^<2>>\text< >\Rightarrow \text< ><^<2>>=0,25\text< >\Rightarrow \text< >x=\pm 0,5\).

Согласно здравому смыслу подходит только положительное решение:

Вспомним теперь, что это пока только десятичная запись искомого количества процентов, то есть это количество процентов, деленное на \( \displaystyle 100\). Чтобы перевести в проценты, нужно домножить на 100%:

Где мы используем проценты в жизни?

Чаще всего мы их видим в банковских продуктах: вкладах, кредитах и т.д.

Если ты хорошо понимаешь, что такое проценты, и умеешь решать уравнения, то ты без труда расчитаешь, например, размер ежемесячного платежа по кредиту или сколько придётся переплатить, взяв ипотеку.

Подведем итоги:

Бонус: Вебинары из нашего курса подготовки к ЕГЭ по математике

ЕГЭ №11. Задачи на проценты, растворы, смеси и сплавы

В этом видео мы научимся решать текстовые задачи на проценты, а так же на растворы, смеси и сплавы – на все, что содержит разные вещества в каком-то соотношении.

Задачи на смеси и сплавы очень часто попадаются на ОГЭ (№23) и профильном ЕГЭ (под номером 12).

Мы научимся очень простому способу сводить эти задачи к обычному линейному уравнению или к системе из двух таких уравнений.

Также мы научимся решать сложные задачи на проценты – в основном они на банковские вклады и кредиты и прочие финансовые штуки.

Это, в том числе, даст нам очень большой задел для “ экономической” задачи №17 (которая стоит аж 3 первичных балла).

ЕГЭ №17 Экономическая задача. Вклады

Экономические задачи в основном довольно простые, но дают аж 3 первичных балла!

Но это не совсем 3 балла нахаляву. Эти задачи требуют очень подробного и чёткого описания решения.

По сути, мы составляем математическую модель какой-то жизненной ситуации (например, связанной с банковскими вкладами или кредитами), и важно научиться ничего не пропускать при описании этой модели: описывать словами все введённые обозначения, обосновывать уравнения, которые мы записываем, и всё в таком духе.

Если не написать эти объяснения, вы гарантированно получите 0 баллов даже за правильно найденный ответ!

На этом уроке мы узнаем, как работают вклады, научимся решать и, главное, правильно оформлять решение таких задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *