Прошлым летом в чулимске о чем

Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.

Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.

Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.

Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».

Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.

Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.

Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.

Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Вампилов. Все произведения

Прошлым летом в Чулимске. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой романа Владимир Санин, он долго жил далеко от семьи. Его сестра Лида красивая девушка, влюблена в офицера Зарудина, с которым она встречалась. Но чувства после встреч у них были абсолютно разными

Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью

Осень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.

Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.

Николаю Петровичу Чередниченко было чуть за сорок. Характер у него был серьезный, основательный, на работе Николай Петрович пользовался уважением. Но была у Чередниченко одна проблема – он был в разводе, одинок.

Источник

«Прошлым летом в Чулимске»

Прошлым летом в чулимске о чем

«Прошлым летом в Чулимске»

Драма безлюбовного мира

Эта драма Вампилова насквозь буднич­на, в ней доминирует так называемая проза жизни, действие ее развертывается неторопливо и обстоятельно, в ничем не примеча­тельном сибирском таежном райцентре, в заурядном заведении общепита, именуемом «чайной». «Добра-то в нашем Чулимске, — говорит одна из его жительниц, — одно комарье. Куда ни повер­нись — тайга в любую сторону на сотни верст». Диалоги меж­ду персонажами ведутся о погоде, о выпивке, о ремонте, об офор­млении пенсии и других повседневных житейских делах. Но эта самая обыкновенная, простая жизнь в изображении Вампилова ока­зывается совсем не простой. Здесь в полной мере господствует че­ховский принцип построения драмы: люди едят, пьют чай, разго­варивают, а между тем совершаются драмы, рушатся чьи-то меч­ты, ломаются человеческие судьбы.

В отличие от «Утиной охоты», с ее темой утраты, саморазру­шения личности, «Чулимск» построен на внутреннем движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы — Шаманова и Валентины; их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаи­мообусловлены. Тридцатидвухлетнему Шаманову, безусловно, льстит внезапно открывшаяся ему любовь восемнадцатилетней девушки. Возникшая вследствие этого неловкая ситуация зас­тавляет его иронизировать над собой: «Судьба — другим словом все это не назовешь. И она говорит мне: дерзай, старик, у тебя еще не все потеряно. Вот. тебе тот самый случай — лови, дру­гого уже не будет. ». Кризисное состояние души, безраз­личие к окружающему его миру мешают Шаманову всерьез вос­принять чувства юной девушки. Отсюда его снисходительно-отечес­кий тон в разговоре с Валентиной: «Ты славная девочка, ты прелесть, но то, что ты сейчас сказала — это ты выбрось из го­ловы. Забудь и никогда не вспоминай».

Отказ Шаманова признать ее тщательно оберегаемую любовь к нему породил смятение в душе героини и в конечном счете тол­кнул ее на непоправимый шаг, приведший к трагическим послед­ствиям. Роковое решение Валентины пойти ночью на танцы с Пашкой мотивировано не только ее предшествующим объясне­нием с Шамановым. Оно по-своему подготовлено и сватовством Мечеткина, тем более что отец (Помигалов) советует ей не отвер­гать «денежного» жениха, хорошенько подумать. Кроме того, Ва­лентина невольно стала свидетельницей ссоры Пашки с матерью, жестоко оскорбившей его словом «крапивник». И это, естествен­но, пробудило в ней сочувствие к «пострадавшему», желание пой­ти ему навстречу. Наконец, рискованный шаг Валентины обус­ловлен еще и тем, что аптекарша Кашкина, сжигаемая чувством ревности, не передала ей записку от Шаманова, где он назначил встречу с ней на поздний вечерний час. Однако при всей неслу­чайности данного поступка героини, с ее стороны это был акт отчаяния, своего рода вызов судьбе, ибо она не могла не чувство­вать, хотя бы интуитивно, опасности своего выхода в тайгу с Пашкой. Ее не остановило и резонное предупреждение Кашкиной: «Не ходи. Не делай этого. ». К тому же в этот ответ­ственный для нее момент Валентина впервые нарушила свой прин­цип и отказалась поправить поврежденную ограду палисадника, буквально повторив слова Шаманова: «Это напрасный труд. На­доело. Идем». Судьба жестоко наказала ее за это.

Валентина как воплощение авторского нравственного идеала.

Валентина, главная героиня драмы, значительно отличается от своих предшественниц в драматургии Вампилова. Чувство Валентины — это полудетская, шко­льная влюбленность в нездешнего, заезжего, «удивительного» взрослого мужчину. Любовь Валентины не похожа на безогляд­ное, стремительное чувство Тани Репниковой, Ирины или на горделивую строптивость Нины. Первый же разговор Шаманова с Валентиной — болтовня от скуки взрослого с ребенком — погу­бил чувство героини. Это произошло не потому, что Шаманов ее отверг, а потому, что была рас­крыта тайна. Идея любви материализовалась в слове, а материализовавшись, потеряла все свое высокое напряжение. Любовь Валентины — ти­хое, стеснительное, книжное чувство, которому уютно в тишине воображения, но холодно и страшно быть выраженным в слове, и в то же вре­мя — парадокс, точно схваченный Вампиловым,— Валентинино признание взывает не толь­ко к чувству своему или Шаманова, но и к. общественному мнению: «Все знают. Кроме вас. Вы один здесь такой: ничего не видите. Вы слепой! Слепой — ясно вам! Слепой. Но не глу­хой же вы, правда же?»

Однако влюбленностью образ героини отнюдь не исчерпывается. На протяжении всего действия Валентина с несгибаемым упорством чинит за­борчик палисадника, который местные жители не менее упорно не желают признавать за культур­ное насаждение и обходить по периметру. В связи с этим заборчиком и возникает моральная сим­волика пьесы.

Палисадничек служит в пьесе олицетворением светлого, «правильного» жизненного начала, ле­жащего в основе образа Валентины, и в то же время вносит в происходящее нечто неожидан­ное: в чистую мелодию Валентининого добра вплетается резкая нота несгибаемой требователь­ности, почти фанатизма.

«Я чиню пали­садник для того, чтобы он был целый», — объясняет она недоумевающему по этому поводу Шаманову. Диалог между ними ведется так, что за словами о калитке угадывается другой, подтекстовой смысл, гораздо более широкий и значительный. По су­ществу, речь идет здесь об отношении к жизни («напрасный труд» или не напрасный), о человеческой природе («всегда» будут хо­дить через палисадник или не всегда), о вере в добро («Некото­рые. и сейчас обходят по тротуару. Есть такие»).

Глубоко символичен и финал пьесы: после пережитого ноч­ного потрясения поруганная и униженная Валентина, согласно авторской ремарке, «строгая и спокойная», опять идет в пали­садник, укрепляет ограду, налаживает калитку. Остальные пер­сонажи молча наблюдают за ней. Заключительный эпизод пье­сы проходит без единого слова, это своеобразный финал-жест, сцена-молчание, но как много в ней сказано.

В критике высказывалось мнение, что трагедия Валентины резко повысила шансы одного из претендентов на ее руку, что героиня наверняка «выйдет замуж за Мечеткина». Ав­тор будто бы не оставил ей иного выхода, кроме как связать свою судьбу с Мечеткиным. Между тем финал пьесы не дает основа­ния для столь уверенного и однозначного вывода. Главное – другое: поведение Валентины в заключитель­ной сцене пьесы убедительно свидетельствует, что происшедшая трагедия не сломила ее нравственно. «Можно гадать, — писал В. Распутин, — что будет с Валентиной дальше, там, за грани­цами пьесы, как сложится ее судьба в житейском смысле, но в том, что веры она не изменит и в добродетели своей не ослабнет и не сдастся, сомневаться нельзя. Эту уверенность Вампилов оставляет в нас без всяких оговорок».

Источник

Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.

Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.

Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.

Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».

Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.

Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.

Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.

Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

История создания

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.

Персонажи

Библиография

Самоосознание по Вампилову //
Звезда
. — 1989. — № 10.

Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова //
Поэтика реализма
. — Куйбышев, 1982.

Александр Вампилов //
Современная русская литература
. — М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С.184—194

Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) //
Литература
. — 2001. — № 2

Александр Вампилов. — М., 1989, С.84-126

Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. — М., 1987

СпектакльПрошлым летом в Чулимске

Милиционер Шаманов (Никита Зверев) пострадал в городе за справедливость, пал духом и уехал в дыру. А там знойная Зинаида (Анна Банщикова) врачевала его душевные раны, пока однажды взгляд Шаманова не остановился на юной ­Валентине (Яна Гладких). Валентина окончила школу, но не уехала учиться в город — оказывается, из-за него. Девичья любовь помогает Шаманову подняться на ноги, но у самой Валентины жизнь идет наперекосяк.

Эпитет «крепко сколоченный» к спектаклю Сергея Пускепалиса по пьесе Александра Вампилова так и просится на язык: художник Алексей Вотяков сколотил на малой сцене МХТ деревянную конструкцию, где из столовой мостки ­ведут на террасу, наверх по лестнице, на жилой чердак. Помимо дерева художник Вотяков любит воду. Поэтому Чулимск затопило паводком, и к террасе, где происходит действие, герои добираются кто по колено в воде, а кто и в лодке: слышится звук мотора, по воде распространяется зыбь, минуту спустя появляется старик с мотором на плече. Вечером, когда темнеет задник театрального неба, раздается рокот невидимого дизель-генератора и, помигав для разгона, зажигается уличный фонарь. На наших глазах с большим тщанием создается иллюзия правдоподобия.

И к этой иллюзии есть большой вопрос. Вера в театральную иллюзию — негласный общественный договор (реалистический театр обманывает — публика платит за то, чтобы обман был убедительным), который был заключен лет сто назад и уже лет двадцать как расторгнут. Сегодня от театра ждешь чего угодно, только не иллюзии. Так что чем больше старается иллюзионист, тем сильнее ­желание его на чем-то подловить. Когда Наталия Егорова в роли сердобольной Хороших появляется на террасе своей столовой с синяком под глазом (поставил синяк ее буйный сожитель — а кто же еще, — Дергачев, которого играет Михаил Хомяков), то задаешься вопросом совершенно нехудожественного свойства. По правой щеке бьют левой рукой, значит, артист Хомяков левша? Смотришь спектакль и ждешь, когда артист Хомяков что-нибудь схватит. Я не дождалась. Хотите — проверьте вы. Подсказка: хватается он если не за стакан, то за топор.

Источник

Прошлым летом в Чулимске (пьеса)

Содержание

История создания

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.

Сюжет

Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.

Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.

Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».

Персонажи

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

Экранизации

Библиография

Ссылки

Двадцать минут с ангелом (1962) • Дом окнами в поле (1963) • Прощание в июле (1964) • Старший сын (1965) • Утиная охота (1970) • История с метранпажем (1971) • Прошлым летом в Чулимске (1972) • Сто рублей новыми деньгами • Месяц в деревне

Источник

845. Прошлым летом в Чулимске — краткое содержание пьесы Вампилова. Русский язык, литература

Краткое содержание — Прошлым летом в Чулимске. Русский язык и литература

«Прошлым летом в Чулимске» — пьеса, написанная советским драматургом А. В. Вампиловым в 1971 году.

Жизнь в маленьком таежном райцентре Чулимске течет размеренно и сонно. В доме культуры всегда крутят одну и ту же киноленту. Чтобы попасть на танцы, нужно идти пешком несколько километров. Молодежь делает все возможное, чтобы уехать отсюда в город. Оставшиеся в Чулимске люди знакомы между собой, личной жизни здесь практически не существует, все знают друг о друге всю подноготную.

Нравы жителей просты и грубоваты. Их помыслы не поднимаются выше обыденных вещей, их привычки и нравы неизменны.

Читатель знакомится с главной героиней, молодой девушкой Валентиной, в тот момент, когда она чинит калитку палисадника у чайной, которую жители Чулимска срывают с петель, поскольку не хотят делать лишние десять шагов, чтобы обогнуть палисадник, а идут напрямик через него. Эта сцена на протяжение всей пьесы повторяется не раз.

Валентине восемнадцать лет, она хороша собой и обладает сильным характером. Девушка влюблена в следователя Шаманова, приехавшего в их таежный край, разочаровавшись в своей профессии, в справедливости и в самой жизни. Шаманов захаживает к аптекарше Кашкиной, живущей рядом с чайной. Валентина знает об их отношениях, но это не влияет на ее чувства к Шаманову.

Отец девушки, Помигалов, хочет выдать дочь замуж, чтобы покрепче привязать ее к Чулимску. Подходящим женихом для нее он считает бухгалтера Мечеткина — сорокалетнего бухгалтера, хозяйственного и занудного. Мечеткин хочет обзавестись женой, чтобы обустроить для себя комфортный быт.

Внимания Валентины добивается также Пашка, сын буфетчицы из той же чайной. Это нагловатый и напористый молодой мужчина. Он зовет девушку на танцы, но та отказывает ему.

Валентина признается Шаманову в своих чувствах. Мужчина просит ее выкинуть эти мысли из головы, но начинает смотреть на девушку по-другому. Это признание встряхнуло его, дало сил пересмотреть свою жизнь, вспомнить о долге.

Валентина, потеряв надежду на любовь Шаманова, уступает Пашке и идет с ним на танцы. По дороге Пашка насилует ее, пытаясь этим вынудить девушку к замужеству. Валентина с ненавистью прогоняет его.

Шаманов признается девушке в любви и предлагает уехать с ним. Но Валентина отказывает и ему. Кашкина рассказывает Валентине о своей подлости, но и это уже не может ничего изменить. Девушка решает принять волю отца и выйти замуж за Мечеткина.

Пьеса заканчивается тем же, чем и начинается: Валентина чинит калитку палисадника. Все молча за ней наблюдают.

Душевная стойкость и верность своим принципам — это броня, которая может защитить человека от чужой лжи и подлости. В главной героине пьесы мы видим подтверждение этой мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *