Прошлым летом в чулимске о чем
Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске
События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.
Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.
Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.
Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».
Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.
Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.
Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.
Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Вампилов. Все произведения
Прошлым летом в Чулимске. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главный герой романа Владимир Санин, он долго жил далеко от семьи. Его сестра Лида красивая девушка, влюблена в офицера Зарудина, с которым она встречалась. Но чувства после встреч у них были абсолютно разными
Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью
Осень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.
Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.
Николаю Петровичу Чередниченко было чуть за сорок. Характер у него был серьезный, основательный, на работе Николай Петрович пользовался уважением. Но была у Чередниченко одна проблема – он был в разводе, одинок.
«Прошлым летом в Чулимске»
«Прошлым летом в Чулимске»
Драма безлюбовного мира
Эта драма Вампилова насквозь буднична, в ней доминирует так называемая проза жизни, действие ее развертывается неторопливо и обстоятельно, в ничем не примечательном сибирском таежном райцентре, в заурядном заведении общепита, именуемом «чайной». «Добра-то в нашем Чулимске, — говорит одна из его жительниц, — одно комарье. Куда ни повернись — тайга в любую сторону на сотни верст». Диалоги между персонажами ведутся о погоде, о выпивке, о ремонте, об оформлении пенсии и других повседневных житейских делах. Но эта самая обыкновенная, простая жизнь в изображении Вампилова оказывается совсем не простой. Здесь в полной мере господствует чеховский принцип построения драмы: люди едят, пьют чай, разговаривают, а между тем совершаются драмы, рушатся чьи-то мечты, ломаются человеческие судьбы.
В отличие от «Утиной охоты», с ее темой утраты, саморазрушения личности, «Чулимск» построен на внутреннем движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы — Шаманова и Валентины; их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаимообусловлены. Тридцатидвухлетнему Шаманову, безусловно, льстит внезапно открывшаяся ему любовь восемнадцатилетней девушки. Возникшая вследствие этого неловкая ситуация заставляет его иронизировать над собой: «Судьба — другим словом все это не назовешь. И она говорит мне: дерзай, старик, у тебя еще не все потеряно. Вот. тебе тот самый случай — лови, другого уже не будет. ». Кризисное состояние души, безразличие к окружающему его миру мешают Шаманову всерьез воспринять чувства юной девушки. Отсюда его снисходительно-отеческий тон в разговоре с Валентиной: «Ты славная девочка, ты прелесть, но то, что ты сейчас сказала — это ты выбрось из головы. Забудь и никогда не вспоминай».
Отказ Шаманова признать ее тщательно оберегаемую любовь к нему породил смятение в душе героини и в конечном счете толкнул ее на непоправимый шаг, приведший к трагическим последствиям. Роковое решение Валентины пойти ночью на танцы с Пашкой мотивировано не только ее предшествующим объяснением с Шамановым. Оно по-своему подготовлено и сватовством Мечеткина, тем более что отец (Помигалов) советует ей не отвергать «денежного» жениха, хорошенько подумать. Кроме того, Валентина невольно стала свидетельницей ссоры Пашки с матерью, жестоко оскорбившей его словом «крапивник». И это, естественно, пробудило в ней сочувствие к «пострадавшему», желание пойти ему навстречу. Наконец, рискованный шаг Валентины обусловлен еще и тем, что аптекарша Кашкина, сжигаемая чувством ревности, не передала ей записку от Шаманова, где он назначил встречу с ней на поздний вечерний час. Однако при всей неслучайности данного поступка героини, с ее стороны это был акт отчаяния, своего рода вызов судьбе, ибо она не могла не чувствовать, хотя бы интуитивно, опасности своего выхода в тайгу с Пашкой. Ее не остановило и резонное предупреждение Кашкиной: «Не ходи. Не делай этого. ». К тому же в этот ответственный для нее момент Валентина впервые нарушила свой принцип и отказалась поправить поврежденную ограду палисадника, буквально повторив слова Шаманова: «Это напрасный труд. Надоело. Идем». Судьба жестоко наказала ее за это.
Валентина как воплощение авторского нравственного идеала.
Валентина, главная героиня драмы, значительно отличается от своих предшественниц в драматургии Вампилова. Чувство Валентины — это полудетская, школьная влюбленность в нездешнего, заезжего, «удивительного» взрослого мужчину. Любовь Валентины не похожа на безоглядное, стремительное чувство Тани Репниковой, Ирины или на горделивую строптивость Нины. Первый же разговор Шаманова с Валентиной — болтовня от скуки взрослого с ребенком — погубил чувство героини. Это произошло не потому, что Шаманов ее отверг, а потому, что была раскрыта тайна. Идея любви материализовалась в слове, а материализовавшись, потеряла все свое высокое напряжение. Любовь Валентины — тихое, стеснительное, книжное чувство, которому уютно в тишине воображения, но холодно и страшно быть выраженным в слове, и в то же время — парадокс, точно схваченный Вампиловым,— Валентинино признание взывает не только к чувству своему или Шаманова, но и к. общественному мнению: «Все знают. Кроме вас. Вы один здесь такой: ничего не видите. Вы слепой! Слепой — ясно вам! Слепой. Но не глухой же вы, правда же?»
Однако влюбленностью образ героини отнюдь не исчерпывается. На протяжении всего действия Валентина с несгибаемым упорством чинит заборчик палисадника, который местные жители не менее упорно не желают признавать за культурное насаждение и обходить по периметру. В связи с этим заборчиком и возникает моральная символика пьесы.
Палисадничек служит в пьесе олицетворением светлого, «правильного» жизненного начала, лежащего в основе образа Валентины, и в то же время вносит в происходящее нечто неожиданное: в чистую мелодию Валентининого добра вплетается резкая нота несгибаемой требовательности, почти фанатизма.
«Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый», — объясняет она недоумевающему по этому поводу Шаманову. Диалог между ними ведется так, что за словами о калитке угадывается другой, подтекстовой смысл, гораздо более широкий и значительный. По существу, речь идет здесь об отношении к жизни («напрасный труд» или не напрасный), о человеческой природе («всегда» будут ходить через палисадник или не всегда), о вере в добро («Некоторые. и сейчас обходят по тротуару. Есть такие»).
Глубоко символичен и финал пьесы: после пережитого ночного потрясения поруганная и униженная Валентина, согласно авторской ремарке, «строгая и спокойная», опять идет в палисадник, укрепляет ограду, налаживает калитку. Остальные персонажи молча наблюдают за ней. Заключительный эпизод пьесы проходит без единого слова, это своеобразный финал-жест, сцена-молчание, но как много в ней сказано.
В критике высказывалось мнение, что трагедия Валентины резко повысила шансы одного из претендентов на ее руку, что героиня наверняка «выйдет замуж за Мечеткина». Автор будто бы не оставил ей иного выхода, кроме как связать свою судьбу с Мечеткиным. Между тем финал пьесы не дает основания для столь уверенного и однозначного вывода. Главное – другое: поведение Валентины в заключительной сцене пьесы убедительно свидетельствует, что происшедшая трагедия не сломила ее нравственно. «Можно гадать, — писал В. Распутин, — что будет с Валентиной дальше, там, за границами пьесы, как сложится ее судьба в житейском смысле, но в том, что веры она не изменит и в добродетели своей не ослабнет и не сдастся, сомневаться нельзя. Эту уверенность Вампилов оставляет в нас без всяких оговорок».
Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске
События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.
Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.
Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.
Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».
Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.
Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.
Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.
Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Театральные постановки
Первая постановка
Известные постановки
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Персонажи
Библиография
Самоосознание по Вампилову //
Звезда
. — 1989. — № 10.
Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова //
Поэтика реализма
. — Куйбышев, 1982.
Александр Вампилов //
Современная русская литература
. — М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С.184—194
Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) //
Литература
. — 2001. — № 2
Александр Вампилов. — М., 1989, С.84-126
Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. — М., 1987
СпектакльПрошлым летом в Чулимске
Милиционер Шаманов (Никита Зверев) пострадал в городе за справедливость, пал духом и уехал в дыру. А там знойная Зинаида (Анна Банщикова) врачевала его душевные раны, пока однажды взгляд Шаманова не остановился на юной Валентине (Яна Гладких). Валентина окончила школу, но не уехала учиться в город — оказывается, из-за него. Девичья любовь помогает Шаманову подняться на ноги, но у самой Валентины жизнь идет наперекосяк.
Эпитет «крепко сколоченный» к спектаклю Сергея Пускепалиса по пьесе Александра Вампилова так и просится на язык: художник Алексей Вотяков сколотил на малой сцене МХТ деревянную конструкцию, где из столовой мостки ведут на террасу, наверх по лестнице, на жилой чердак. Помимо дерева художник Вотяков любит воду. Поэтому Чулимск затопило паводком, и к террасе, где происходит действие, герои добираются кто по колено в воде, а кто и в лодке: слышится звук мотора, по воде распространяется зыбь, минуту спустя появляется старик с мотором на плече. Вечером, когда темнеет задник театрального неба, раздается рокот невидимого дизель-генератора и, помигав для разгона, зажигается уличный фонарь. На наших глазах с большим тщанием создается иллюзия правдоподобия.
И к этой иллюзии есть большой вопрос. Вера в театральную иллюзию — негласный общественный договор (реалистический театр обманывает — публика платит за то, чтобы обман был убедительным), который был заключен лет сто назад и уже лет двадцать как расторгнут. Сегодня от театра ждешь чего угодно, только не иллюзии. Так что чем больше старается иллюзионист, тем сильнее желание его на чем-то подловить. Когда Наталия Егорова в роли сердобольной Хороших появляется на террасе своей столовой с синяком под глазом (поставил синяк ее буйный сожитель — а кто же еще, — Дергачев, которого играет Михаил Хомяков), то задаешься вопросом совершенно нехудожественного свойства. По правой щеке бьют левой рукой, значит, артист Хомяков левша? Смотришь спектакль и ждешь, когда артист Хомяков что-нибудь схватит. Я не дождалась. Хотите — проверьте вы. Подсказка: хватается он если не за стакан, то за топор.
Прошлым летом в Чулимске (пьеса)
Содержание
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Сюжет
Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.
Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.
Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».
Персонажи
Театральные постановки
Первая постановка
Известные постановки
Экранизации
Библиография
Ссылки
Двадцать минут с ангелом (1962) • Дом окнами в поле (1963) • Прощание в июле (1964) • Старший сын (1965) • Утиная охота (1970) • История с метранпажем (1971) • Прошлым летом в Чулимске (1972) • Сто рублей новыми деньгами • Месяц в деревне
845. Прошлым летом в Чулимске — краткое содержание пьесы Вампилова. Русский язык, литература
Краткое содержание — Прошлым летом в Чулимске. Русский язык и литература
«Прошлым летом в Чулимске» — пьеса, написанная советским драматургом А. В. Вампиловым в 1971 году.
Жизнь в маленьком таежном райцентре Чулимске течет размеренно и сонно. В доме культуры всегда крутят одну и ту же киноленту. Чтобы попасть на танцы, нужно идти пешком несколько километров. Молодежь делает все возможное, чтобы уехать отсюда в город. Оставшиеся в Чулимске люди знакомы между собой, личной жизни здесь практически не существует, все знают друг о друге всю подноготную.
Нравы жителей просты и грубоваты. Их помыслы не поднимаются выше обыденных вещей, их привычки и нравы неизменны.
Читатель знакомится с главной героиней, молодой девушкой Валентиной, в тот момент, когда она чинит калитку палисадника у чайной, которую жители Чулимска срывают с петель, поскольку не хотят делать лишние десять шагов, чтобы обогнуть палисадник, а идут напрямик через него. Эта сцена на протяжение всей пьесы повторяется не раз.
Валентине восемнадцать лет, она хороша собой и обладает сильным характером. Девушка влюблена в следователя Шаманова, приехавшего в их таежный край, разочаровавшись в своей профессии, в справедливости и в самой жизни. Шаманов захаживает к аптекарше Кашкиной, живущей рядом с чайной. Валентина знает об их отношениях, но это не влияет на ее чувства к Шаманову.
Отец девушки, Помигалов, хочет выдать дочь замуж, чтобы покрепче привязать ее к Чулимску. Подходящим женихом для нее он считает бухгалтера Мечеткина — сорокалетнего бухгалтера, хозяйственного и занудного. Мечеткин хочет обзавестись женой, чтобы обустроить для себя комфортный быт.
Внимания Валентины добивается также Пашка, сын буфетчицы из той же чайной. Это нагловатый и напористый молодой мужчина. Он зовет девушку на танцы, но та отказывает ему.
Валентина признается Шаманову в своих чувствах. Мужчина просит ее выкинуть эти мысли из головы, но начинает смотреть на девушку по-другому. Это признание встряхнуло его, дало сил пересмотреть свою жизнь, вспомнить о долге.
Валентина, потеряв надежду на любовь Шаманова, уступает Пашке и идет с ним на танцы. По дороге Пашка насилует ее, пытаясь этим вынудить девушку к замужеству. Валентина с ненавистью прогоняет его.
Шаманов признается девушке в любви и предлагает уехать с ним. Но Валентина отказывает и ему. Кашкина рассказывает Валентине о своей подлости, но и это уже не может ничего изменить. Девушка решает принять волю отца и выйти замуж за Мечеткина.
Пьеса заканчивается тем же, чем и начинается: Валентина чинит калитку палисадника. Все молча за ней наблюдают.
Душевная стойкость и верность своим принципам — это броня, которая может защитить человека от чужой лжи и подлости. В главной героине пьесы мы видим подтверждение этой мысли.