Прошлым летом в чулимске чем закончилось
Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске
События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.
Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.
Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.
Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».
Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.
Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.
Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.
Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Вампилов. Все произведения
Прошлым летом в Чулимске. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главный герой романа Владимир Санин, он долго жил далеко от семьи. Его сестра Лида красивая девушка, влюблена в офицера Зарудина, с которым она встречалась. Но чувства после встреч у них были абсолютно разными
Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью
Осень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.
Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.
Николаю Петровичу Чередниченко было чуть за сорок. Характер у него был серьезный, основательный, на работе Николай Петрович пользовался уважением. Но была у Чередниченко одна проблема – он был в разводе, одинок.
Два финала пьесы «Прошлым летом в Чулимске» (опыт сравнительно-текстологического анализа)
ДВА ФИНАЛА ПЬЕСЫ А. В. ВАМПИЛОВА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)
в статье «Прошлым летом в Чулимске», размышляя о композиции пьесы, отмечает: «…драматург использует, сюжетную схему, предложенную в «Чайке» [ 4,135]. Точно также, как Чехов, Вампилов действительно вводит в пьесу: три женских роли, шесть мужских, … пейзаж, мало действия, пять пудов любви. По мнению : «Вампилов «выхватывает» сутки из жизни персонажей, давая не только открытый финал (выделено мною: ), но и открытую завязку пьесы: прошлое героев дано лишь намеками, но без этого прошлого не произошло бы то, что произошло»[4, 135].
Аналогии между чеховской «Чайкой» и вампиловским «Прошлым летом в Чулимске», на наш взгляд, далеко не исчерпываются составом действующих лиц, они куда глубже и весомее. Точнее почувствовать и оценить это обстоятельство помогает сопоставление двух редакций финала пьесы Вампилова – «Валентина»(1970) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Известно, что зимой 1970 года Вампилов представил пьесу по частям в театре «1-й акт зарегистрирован 20 января, 2-й акт – 14 февраля»[3,17]. Согласно «Летописи жизни и творчества А. Вампилова» (), зимой 1970 года драматург «участвует в семинаре молодых драматургов в Дубултах. Переработана и завершена пьеса «Валентина» («Прошлым летом в Чулимске»). 26 апреля пьеса зарегистрирована в театре им » [3, 17].
– автор «Летописи…» для коллективного труда «» подчеркивает «фактическую идентичность» «Валентины» и «Прошлым летом в Чулимске».
Действительно, общепринятым в вампиловедении является тот факт, что пьеса была переименована драматургом с сохранением центрального конфликта, действующих лиц и их основных характеристик. Существенным изменением в тексте 1971 года подвергаются название и финал, но именно они, на наш взгляд, расставляют принципиально новые акценты в нравственно-философской проблематике произведения.
Впервые вариант финала пьесы «Валентина» был опубликован в рубрике «Из неопубликованного». Материал был подготовлен для приложения к газете «Восточно-Сибирская правда» от 01.01.01 года. Годом позже без существенных изменений этот вариант финала вошел в самое полное собрание текстов вампиловских пьес и их вариантов – «Драматургическое наследие».
В монографии «Недопетая песня… Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова»[ 5 ], автор анализирует многочисленные варианты вампиловских текстов, вводя в научный оборот бесценные материалы, способствующие глубокому проникновению в творчество этого гениального художника.
Помигалов. Где он? Где? – Дай мне гада!
Помигалов. Не беги… Не убежишь.
Пашка замер, прижавшись к ограде палисадника. Кашкина, стоя на балконе, закрывает лицо руками. Так простоит она до последней реплики этой картины.
Хороших (бросилась к Пашке, но Дергачев её схватил). Не виноват он! Не виноват!
Помигалов. Не подходи! Пристрелю любого, кто подойдет… Он получит чё заслужил. (Взводит курок.)
Шаманов (делает шаг в сторону Помигалова). Остановитесь. С Валентиной был я.
Помигалов на мгновение застывает.
Он не виноват. С ней был я.
Валентина (кричит). Не-ет!
Шаманов. С ней был я (Обращаясь к Валентине.) Валентина. (Остальным) Мы … Я увезу её от сюда.
Пашка. Врешь. Врет он! Не слушайте его! (Сорвался с места, бросился на Шаманова, но его схватили Хороших и Дергачев.)
Помигалов. Я. Валентина и Я мы отсюда уезжаем. Завтра же (Всем). Вам всем понятно?
Пашка. Врешь! (Всем) Не он! Не он! Я! Я! Я!
Во дворе раздается выстрел. Тишина. Только стучит дизель. Все разом. Валентина!
Стук прерывается – это перебой, и наступает темнота[1, 677-678].
«Треск мотоцикла рядом, выхватывает всех троих из полутьмы. Затем мотоцикл глохнет, и к скамейке быстро подходит Помигалов.
Помигалов (всем горзно). Ну?
(Валентине) Где ты была. С кем?
Шаманов. Со мной. Она Была со мной… Мы были в Потеряехе.
Пашка. Врешь! (Помигалову.) Я с ней был! Я. Он врет.
Пашка бросается на Шаманова, но Помигалов его осаживает.
Помигалов. Стой. (Валентине)
Пашка (Валентине) Скажи!
Помигалов. Говори! (Указывает на Пашку.) Этот?.
Помигалов (указывая на Шаманова). Он?
Не верь им отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным… Успокойся…
Они здесь ни при чем, пусть они не врут… И пусть… пусть они больше ко мне не вяжутся.
Идем отец… Идем домой…
Отдаленный стук дизеля прерывается и медленно умолкает. Лампочка под карнизом тускнеет и гаснет. Всё погружается в полную темноту
Утро следующего дня…[2, 672-673]»
В первом варианте Валентина стреляется, а утром следующего дня, продолжая дело Валентины, Шаманов «восстанавливает ограду» палисадника, тогда как во втором варианте в сцене «Утро следующего дня» в телефонном разговоре Шаманова появляется мотив принятия решения, что свидетельствует об изменениях в сознании героя.
«Шаманов (поднимается, подходит к буфету. Взял телефон, снял трубку) Дайте милицию… Начальника… Добрый день. Шаманов… Скажите есть у нас сейчас машина. Нельзя ли подбросить меня к самолету. В город. Да, хочу выступить на суде… Да, завтра… Нет, я решил ехать… Нет, я поеду… Мне это надо. И не мне одному… Да… Спасибо…
Со двора выходит Валентина… Хорошо… Спасибо… До свидания (положил трубку)
Появление Валентины сопровождается немой сценой. Вампилов не раз подчеркивает важность момента ремарка «Тишина».
«Все повернулись к Валентине. Тишина. Строгая, спокойная, она поднимается на веранду. Вдруг останавливается, повернула голову к палисаднику. Не торопясь, но решительно спускается в палисадник. Подходит к ограде, укрепляет доски. Ворота распахиваются и как и все, молча наблюдает за Валентиной. Валентина перешла к калитке палисадника. Налаживает калитку и, когда, как это случается часто, в работе её происходит заминка, сидящий ближе всех к калитке Еремеев поднимается и помогает Валентине. Тишина. Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник.
в письме к от 01.01.01 года из Сумы (усадьба Линтваревой, где гостил Чехов) пишет не только о шаблонах в жизни и искусстве «… природа и жизнь построены по тому самому шаблону, который теперь так устарел и бракуется в редакциях… »[7, 11; 228], но и о долге художника по отношению к своим персонажам. Обращая внимание Суворина на их предыдущую переписку Чехов замечает: «Вы пишите, что ни разговор о пессимизме, ни повесть Кисочки нимало не подвигают и не решают вопроса о пессимизме. Мне кажется, что не беллетристы должны решать такие вопросы, как бог, пессимизм и т. п. Дело беллетриста изобразить только, кто, как и при каких обстоятельствах говорили или думали о боге или пессимизме. Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, т. е. уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком… Пишущим людям, особенно художникам, пора уже сознаться, что на этом свете ничего не разберешь…». [7,11; 232] Многозначность и в то же время недосказанность сюжетных ходов и конфликта героев и второстепенных персонажей вот та стилевая доминанта, что стала как для Чехова так и для Вампилова краеугольным камнем, поэтики их драматургии.
В письме к «Между 10 и 12 октября 1887 года отправлены из Москвы Чехов, размышляя о некой пьесе (скорее всего о пьесе «Иванов») выдерживая шутливый тон на протяжения всего письма пишет, то «… пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал…» [7,12; 159]. Но в этом же письме драматург замечает что: «… как ни плоха пьеса, но я создал тип, имеющий литературное значение, я дал роль, которою возьмется играть только такой талант, как Давыдов, роль на которой актеру можно развернуться и показать талант …»[7,12; 159]. А в письме к этому же адресату спустя полтора месяца того же года Чехов упоминает, что из коротенького диалога героя в финале спектакля получилось что-то «… тягучее и гнусное. Публика недоумевает. В конце пьесы герой умирает от того, что не выносит нанесенного оскорбления. Охладевшая и утомленная публика не понимает этой смерти которую отстаивали у меня актеры; у меня есть вариант». [7,12; 170]
Проблема самоубийства, рассматриваемая Чеховым как тема «очень благодарная и заманчивая»[7,11; 179] одновременно пугала мудрого Чехова – драматурга. Не случайно он замечает: «… ведь страшно за нее браться! На измучивший всех вопрос нужен и мучительно – сильный ответ…»[7,11;179-180]
Так же как его гениальный предшественник, Вампилов, вероятно, понимал, что осмысление реальности его героем (Шамановым) неизменно приводит к углублению пессимизма и экзистенциальному отчаянию.
Рассматривая проблему современного героя, Вампилов всей логикой развития конфликта в таких пьесах, как «Утиная охота», «Валентина», «Прошлым летом в Чулимске», показывает, что в литературной жизни России конца 60х – 70х годов наблюдается поворот к внутреннему миру героя, что героический пафос, как основная положительная характеристика героя уже остается в прошлом, а на смену ему приходит чеховский тип «плохого – хорошего человека».
Логика развития конфликта и образов в пьесе «Валентина» вела драматурга к пониманию, что современный герой переживший большие исторические события не может быть ни абсолютным скептиком, ни абсолютным светочем в мире потерянных ценностей. Это не отрицательная или положительная сила, это – человек. Весь ход развития истории научил такого человека рассчитывать больше на себя. Именно поэтому вампиловские Шаманов и Валентина в первом варианте финала свободны в своем выборе.
При всем предельно трагическом психологизме «Валентины», драматург не стал довольствоваться констатацией права героев на свободу, доведенную до абсурда. В основе авторских корректировок финалов пьес «Валентина» и «Прошлым летом в Чулимске» открытие драматурга, приведшего своих героев от выявления своих сущностных характеристик до раскрытия наисложнейших смыслов воспринимаемой героями действительности.
Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» − это произведение, в котором корректировки финала свидетельствует о том, что Вампилов-драматург пришел к принципиально новым подходам в концепции героя.
1. Вампилов, Вариант финала// А. Вампилов. Драматургическое наследие. − Иркутск, 2002.
2. Вампилов, летом в Чулимске// А. Вампилов. Драматургическое наследие. − Иркутск, 2002.
4. Никитюк, летом в Чулимске/// : Жизнь. Творчество. Судьба. − Иркутск, 2000.
5. Смирнов, песня… Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова, − Иркутск, 2004.
6. Собенников, А. С. «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова: два финала /// Проблемы литературных жанров. − Томск, 2002.
Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске
События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.
Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.
Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.
Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».
Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.
Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.
Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.
Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Театральные постановки
Первая постановка
Известные постановки
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Персонажи
Библиография
Самоосознание по Вампилову //
Звезда
. — 1989. — № 10.
Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова //
Поэтика реализма
. — Куйбышев, 1982.
Александр Вампилов //
Современная русская литература
. — М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С.184—194
Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) //
Литература
. — 2001. — № 2
Александр Вампилов. — М., 1989, С.84-126
Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. — М., 1987
СпектакльПрошлым летом в Чулимске
Милиционер Шаманов (Никита Зверев) пострадал в городе за справедливость, пал духом и уехал в дыру. А там знойная Зинаида (Анна Банщикова) врачевала его душевные раны, пока однажды взгляд Шаманова не остановился на юной Валентине (Яна Гладких). Валентина окончила школу, но не уехала учиться в город — оказывается, из-за него. Девичья любовь помогает Шаманову подняться на ноги, но у самой Валентины жизнь идет наперекосяк.
Эпитет «крепко сколоченный» к спектаклю Сергея Пускепалиса по пьесе Александра Вампилова так и просится на язык: художник Алексей Вотяков сколотил на малой сцене МХТ деревянную конструкцию, где из столовой мостки ведут на террасу, наверх по лестнице, на жилой чердак. Помимо дерева художник Вотяков любит воду. Поэтому Чулимск затопило паводком, и к террасе, где происходит действие, герои добираются кто по колено в воде, а кто и в лодке: слышится звук мотора, по воде распространяется зыбь, минуту спустя появляется старик с мотором на плече. Вечером, когда темнеет задник театрального неба, раздается рокот невидимого дизель-генератора и, помигав для разгона, зажигается уличный фонарь. На наших глазах с большим тщанием создается иллюзия правдоподобия.
И к этой иллюзии есть большой вопрос. Вера в театральную иллюзию — негласный общественный договор (реалистический театр обманывает — публика платит за то, чтобы обман был убедительным), который был заключен лет сто назад и уже лет двадцать как расторгнут. Сегодня от театра ждешь чего угодно, только не иллюзии. Так что чем больше старается иллюзионист, тем сильнее желание его на чем-то подловить. Когда Наталия Егорова в роли сердобольной Хороших появляется на террасе своей столовой с синяком под глазом (поставил синяк ее буйный сожитель — а кто же еще, — Дергачев, которого играет Михаил Хомяков), то задаешься вопросом совершенно нехудожественного свойства. По правой щеке бьют левой рукой, значит, артист Хомяков левша? Смотришь спектакль и ждешь, когда артист Хомяков что-нибудь схватит. Я не дождалась. Хотите — проверьте вы. Подсказка: хватается он если не за стакан, то за топор.
845. Прошлым летом в Чулимске — краткое содержание пьесы Вампилова. Русский язык, литература
Краткое содержание — Прошлым летом в Чулимске. Русский язык и литература
«Прошлым летом в Чулимске» — пьеса, написанная советским драматургом А. В. Вампиловым в 1971 году.
Жизнь в маленьком таежном райцентре Чулимске течет размеренно и сонно. В доме культуры всегда крутят одну и ту же киноленту. Чтобы попасть на танцы, нужно идти пешком несколько километров. Молодежь делает все возможное, чтобы уехать отсюда в город. Оставшиеся в Чулимске люди знакомы между собой, личной жизни здесь практически не существует, все знают друг о друге всю подноготную.
Нравы жителей просты и грубоваты. Их помыслы не поднимаются выше обыденных вещей, их привычки и нравы неизменны.
Читатель знакомится с главной героиней, молодой девушкой Валентиной, в тот момент, когда она чинит калитку палисадника у чайной, которую жители Чулимска срывают с петель, поскольку не хотят делать лишние десять шагов, чтобы обогнуть палисадник, а идут напрямик через него. Эта сцена на протяжение всей пьесы повторяется не раз.
Валентине восемнадцать лет, она хороша собой и обладает сильным характером. Девушка влюблена в следователя Шаманова, приехавшего в их таежный край, разочаровавшись в своей профессии, в справедливости и в самой жизни. Шаманов захаживает к аптекарше Кашкиной, живущей рядом с чайной. Валентина знает об их отношениях, но это не влияет на ее чувства к Шаманову.
Отец девушки, Помигалов, хочет выдать дочь замуж, чтобы покрепче привязать ее к Чулимску. Подходящим женихом для нее он считает бухгалтера Мечеткина — сорокалетнего бухгалтера, хозяйственного и занудного. Мечеткин хочет обзавестись женой, чтобы обустроить для себя комфортный быт.
Внимания Валентины добивается также Пашка, сын буфетчицы из той же чайной. Это нагловатый и напористый молодой мужчина. Он зовет девушку на танцы, но та отказывает ему.
Валентина признается Шаманову в своих чувствах. Мужчина просит ее выкинуть эти мысли из головы, но начинает смотреть на девушку по-другому. Это признание встряхнуло его, дало сил пересмотреть свою жизнь, вспомнить о долге.
Валентина, потеряв надежду на любовь Шаманова, уступает Пашке и идет с ним на танцы. По дороге Пашка насилует ее, пытаясь этим вынудить девушку к замужеству. Валентина с ненавистью прогоняет его.
Шаманов признается девушке в любви и предлагает уехать с ним. Но Валентина отказывает и ему. Кашкина рассказывает Валентине о своей подлости, но и это уже не может ничего изменить. Девушка решает принять волю отца и выйти замуж за Мечеткина.
Пьеса заканчивается тем же, чем и начинается: Валентина чинит калитку палисадника. Все молча за ней наблюдают.
Душевная стойкость и верность своим принципам — это броня, которая может защитить человека от чужой лжи и подлости. В главной героине пьесы мы видим подтверждение этой мысли.
Прошлым летом в Чулимске
Содержание
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьес под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Сюжет
Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.
Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошел, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.
Павел зовет Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (она буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».