Практическое применение знаний в области невербальной коммуникации обусловлено тем что она
Роль невербальной коммуникации в общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Невербальная коммуникация
Каждый человек ежедневно вступает в межличностное взаимодействие при различных обстоятельствах. При взаимодействии решаются определенные коммуникативные задачи, их осуществление зависит от успешности коммуникации.
Личностное и профессиональное развитие человека, его взаимодействие с социумом невозможно без общения. В процессе взаимодействия большую роль играет не только вербальное, но и невербальное общение. Проблема невербальной коммуникации до сих пор остается открытой, так как недостаточно изучена. Однако известно, что невербальная коммуникация позволяет получить 70% информации, в то время как вербальная лишь 30%.
Мимика и жесты, как средства невербальной коммуникации являются одними из универсальных визуальных систем. При межличностном взаимодействии разворачивается познание одной личности другой, проявляется отношение друг к другу. Передача информации посредством невербальных средств происходит одновременно с вербальной передачей, усиливая, дополняя при этом смысл сказанных слов. В ходе межличностной коммуникации невербальное общение осуществляется при помощи мимики, жестов, прикосновений, дистанции, визуального контакта, темпа и интонации речи.
Невербальная коммуникация – это общение без помощи слов, возникающее бессознательно и дополняющее словесное общение.
При помощи невербалики люди:
Невербальные знаки
Основной функцией невербального общения является передача информации. С этой точки зрения выделяют:
Значимость невербальных средств в коммуникации
Невербальное общение включает 5 подсистем:
Готовые работы на аналогичную тему
В общении очень важна мимическая сторона, выражающая эмоциональное состояние собеседников во время общения.
Мимика – это внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в координировании движений мышц лица.
Движения лицевых мышц, их сочетание позволяет выразить эмоциональное состояние и понять состояние собеседника.
При помощи жестов человек активизирует обратную связь, увеличивает ее интенсивность или завершает общение. Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта передаются точные сигналы межличностной коммуникации. Направленность взгляда собеседника указывает на направленность его внимания и дает обратную связь. Несомненно, важным является тембр, темп речи, включение в речь пауз, изменение интонации.
При межличностной коммуникации необходимо учитывать совокупность невербальных средств для правильной интерпретации коммуникаций, а также окружающую обстановку.
Психологи считают, что невербалика является важным условием эффективного общения, ибо:
Факторы, оказывающие влияние на невербальные средства коммуникации
Невербальные средства целесообразно интерпретировать в комплексе, поскольку по отдельности есть риск ошибочного истолкования поведения собеседника. Например, добродушные люди, могут вести себя агрессивно в целях самозащиты, так как когда-то получили негативный опыт. Однако есть и противоположная ситуация, когда агрессивные люди могут примерить маску добродушия, вводя окружающих в заблуждение.
На формирование языка тела влияют определенные обстоятельства:
Не существует единой системы оценивания языка тела, однако некоторые элементы являются универсальными и интерпретируются людьми однозначно.
Умение расположить к себе собеседника
Психологи рекомендуют применять средства невербального общения в межличностной коммуникации, отрабатывая комплексы жестов, придающих правдоподобность, демонстрирующих уверенность и искренность.
В процессе общения с партнером желательно держаться на определенном расстоянии, соблюдая личную дистанцию. Соблюдение расстояние необходимо для того, чтобы было возможно проследить за мимикой, позой, телодвижениями собеседника.
Для расположения собеседника необходимо использовать приемы отзеркаливания. Суть приемов заключается в сознательном отражении поведения собеседника – использование схожих жестов, интонаций, эмоций, ритма речи, поз. Этот прием воздействует на собеседника на подсознательном уровне, если умело завуалирован.
Успех взаимодействия с другими людьми зависит от умения вживаться в играемую роль.
Таким образом, кинесика (наука о языке тела) является незаменимым товарищем учителям и преподавателям. Например, студент на экзамене не может сказать ни слова по своему билету, но говорит, что учил, просто перенервничал, а преподаватель сразу отправляет его на пересдачу. В государственных делах язык тела играет важнейшую роль на уровне политики. К примеру, государственный деятель может говорить о чем-либо нецелесообразном, однако подкрепляя сказанное верными жестами, и это воспринимается слушателями как правда, истина. Следует отметить, что деятелей государственного аппарата специально обучают риторике, телодвижениям.
Научиться читать человека можно посредством книг, фильмов, сериалов, тренингов, видео-уроков. Например, кинесика стала популярной в киноиндустрии: сериалы «Обмани меня», «Менталист» и т.д.
Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
Эдита Савичева
Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
Введение
Актуальность. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. По мнению экспертов, до двух третей сообщений поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием постоянно курсируют сообщения, которые мы принимаем и на которые реагируем, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.
2Невербальная коммуникация
Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, психология, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.
2.1 Понятие, средства и роль невербальной коммуникации
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения.
Рассмотрим коммуникативные средства общения:
1. Фонационные средства (логическое ударение, интонация, вздох, темп и пр.)
2. Оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;)
3. Знако-символические средства (предметы, окружающие человека, особенности почерка, фотографии и изображения, пиктограммы)
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус).
5. Пространственно–временные средства (расположение собеседников и дистанция,способ использования времени: монохронныйтип (возможен только один вид деятельности водно и то же время) и полихронный (несколько дел)
2.2 Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность.
Не развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, в результате у умственно отсталых детей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
Для них свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими. Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций.
Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Анимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) ведет к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе сверстников.
2.3 Коммуникативное взаимодействие с детьми с ОВЗ развитие навыков общения
Поскольку подавляющая часть таких «особых учеников» является «безречевой», альтернативная невербальная коммуникация составляет важное направление.
Под альтернативной невербальной коммуникацией понимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
В организации работы с неговорящими детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, наибольший интерес представляют такие средства коммуникации как: оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;); знако-символические средства (предметы, окружающие человека, фотографии и изображения, пиктограммы); тактильные (обоняние, осязание, слух и вкус). Владение навыками альтернативной коммуникации подразумевает:
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
использование доступных жестов для передачи сообщений;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
Мимика, жесты, позы. Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей
Формирования коммуникативных навыков осуществляется в условиях особого построения коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Занятия и повседневное общение воспитателя с детьми проходят с обязательным обучением детей использованию жестов, мимики и позы. Они учатся по показу воспитателя сопровождать слова и выражения характерными выразительными движениями, звуками. Это позволяет им перевести значение слов и фраз на двигательно-зрительный, двигательно-слуховой и двигательно-зрительно-слуховой уровни.
Пиктограммы. Работа с пиктограммами проходит в несколько этапов. К первому отнесем знакоство ребенка с пиктограммой, установление связи между реальным предметом и графическим изображением. Это способствует обогащению словарного запаса, накоплению ассоциативных символов для дальнейшего общения и обучения. Ко второму этапу относится перенос символов на другие ситуациию. При этом расшираются возможности для передачи информации. Третий этап связан с грамматическим структуированием. Существует особая классификация составления предложений посредством пиктограмм. Так, слова, обозначающие предметы мы обозначаем на зеленом фоне, признаки — на голубом, действия — на красном фоне, а наречия, прелоги, союзы — на черном фоне. Например, «Корова мычит», ребенок в первую очередь выбирает и показывает карточки в такой последовательности, согласно которой и произносятся эти слова, чтобы получить нужную фразу.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.
В результате такой трудоемкой работы происходит практическое ознакомление детей с различными невербальными средствами общения, осознается их коммуникативное назначение, расширяется опыт использования их как средства передачи информации, закрепляется навык использования общепринятых жестов, представления об окружающем наполняются богатым мультисенсорным содержанием, прочно соединяются с определенным движением и словом, словосочетанием.
Процесс овладения невербальными средствами коммуникации является долгим и требует влияния со стороны педагога. Воспитатель имеет возможность работать в этом направлении как на занятии так и в режимные моменты, на индивидуальных и групповых занятиях.
Вместе с тем, методические рекомендации к существующим современным программам обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью не отражают в должной мере специфику развития и общения безречевых детей, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, что говорит о еще недостаточной изученности данной проблемы. Знание специфики освоения невербальных средств общения умственно отсталыми детьми, по мнению Шипицыной Л. М., необходимо для оказания более эффективной психолого-педагогической помощи этим детям.
Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.
Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ» Родная природа! Красота лугов и полей, величие.
Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.
Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе Методическая разработка «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе».
Создание единого образовательного пространства «ДОУ-семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья». Невербальные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспитанников.
Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.
Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего.
Роль развивающих игр В. Воскобовича в образовательном процессе. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом.
Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой. Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки,.
Невербальная коммуникация
В монографии систематизируются научные знания о процессе невербальной коммуникации в контексте актуальной практической задачи – решения проблемы экспертного анализа и правовой оценки экспрессивных средств социального взаимодействия, иллюстраций газетных публикаций и публично демонстрируемых изображений, ставших предметом правовых споров и судебных разбирательств. Изложение основ психологии неречевого общения и методологических критериев интерпретации коммуникативного содержания невербальных компонентов печатных текстов сопровождается примерами из современной правоприменительной практики. Предлагается новый, перспективный метод дискурсивного анализа таких компонентов, ставший результатом обобщения, переосмысления и развития научных представлений об этой важной стороне общественных отношений. Издание адресовано психологам, юристам, специалистам, выступающим в роли экспертов и консультантов, журналистам, а также всем интересующимся исследованиями в области коммуникации.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невербальная коммуникация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Содержание, средства и подходы к анализу процесса невербальной коммуникации
В самом простом, обыденном значении под невербальной коммуникацией понимают все то, что, наряду со словесной (вербальной) коммуникацией играет важную роль в общении людей. Сюда относят: внешность и одежду партнеров по взаимодействию; тембр, тон и интонацию их голоса; выразительные (экспрессивные) движения их рук, лица, тела и многое, многое другое. Однако такое широкое толкование невербальной коммуникации мало что дает как для изучения и объяснения этого особого культурно-исторического феномена, так и для прояснения самой его сути. Поскольку в таком случае невербальное — это все, что окружает слова (текст) сообщения, но само им не является, хотя и оказывает на вербальное сообщение определенное влияние. Другими словами, подобная трактовка ставит под сомнение понимание процесса невербальной коммуникации как таковой. Поэтому сначала определим, что же вообще является коммуникацией.
Соответственно, процесс коммуникации нельзя свести только к передаче информации. В нем осуществляются и другие не менее важные функции: регулятивные (например, статусные или управленческие), эмоционально-аффективные (обмен чувствами, эмоциями), фактические (установление контактов) и пр. И если в ответе на вопрос что сообщается? в процессе коммуникации, приоритет имеет вербальная информация, то ответы на многие другие вопросы часто дают именно невербальные средства. Поэтому одно из существенных оснований для классификации коммуникации — это разделение по средствам: речевые (письменная и устная речь) и невербальные, к которым относятся паралингвистика (жест, мимика, мелодия и др.), а также вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).
Таким образом, невербальная коммуникация — это обмен значимой информацией, не выраженной словами. И хотя многие собственные невербальные проявления, как правило, слабо осознаются участниками общения (остаются в сфере бессознательного) и плохо поддаются контролю сознания, но вот чужие — воспринимаются довольно легко и правильно интерпретируются. Поэтому невербальная информация может усилить значение, позволить точнее и полнее понять сказанное, но может и стать суть более ценной, чем конкретное вербальное сообщение.
Для иллюстрации приведем только один, но уже ставший хрестоматийным пример — дрожание рук «гэкачеписта» Г. Янаева во время его телевизионного выступления в период августовского (1991 г.) путча искушенным зрителям всего мира «сообщило» гораздо больше, чем все то, что он говорил. И хотя весь смысл этой значимой невербальной информации трудно исчерпывающе выразить словами, но главное — достаточно очевидно: этот человек чувствует огромное моральное и физическое напряжение (что, в принципе, вполне естественно) и не справляется с ним во многом потому, что сам не верит истинности и убедительности своих слов; более того, понимая их фальшивость и проявляя определенное малодушие, он не выдерживает взятого им (или навязанного ему) груза ответственности и как «провинившийся школьник» переполнен страхом неизбежно последующего наказания. Для многих россиян невербальное поведение человека, претендующего на роль их лидера, стало знаковым и сыграло немаловажную роль в дискредитации и быстро последовавшем полном крахе этого «путча».
Именно то, что невербальные проявления могут выступать определенным знаком в ситуации взаимодействия людей, и делает их средством процесса коммуникации. И тогда не все то, что сопутствует вербальному сообщению, может быть невербальным средством коммуникации, а только то, что имеет значение, выступает знаком и выполняет функцию какого-либо сообщения. Другое дело, что в ситуации общения таким знаком, имеющим решающее значение, может быть все что угодно и даже не только конкретные человеческие проявления, а и некоторые атрибуты места и ситуации коммуникации. Например, для общения значимыми могут быть и само место встречи (в социальной психологии они носят название «хронотопов»), температурные и метеоусловия, время суток (особенно, если место встречи было предварительно обговорено) и т. д.
Одной из важнейших особенностей невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства (осязание), хеморецепции (вкус, обоняние) и терморецепции (чувство тепла — холода). В соответствии с этим систему невербальных коммуникативных средств в литературе [3] принято подразделять на отдельные подструктуры:
визуальная, или оптическая — сюда входит физиогномика, причем не только особенности лица и черепа, но и особенности телосложения, и способы преобразования внешности (одежда, косметика, очки, украшения, борода, усы, татуировки и т. п.); кожные и физиологические реакции (потоотделение, покраснение, расширение зрачка и др.); а также кинесика — движения (экспрессия) рук, ног, головы, туловища, мимика и пантомимика, выражение глаз, направление взгляда и визуальный контакт, походка, поза и т. п.;
акустическая, или звуковая — просодика (темп, тембр, высота звука, громкость, ритм, интонация, речевые паузы и их локализация в тексте) и экстралингвистика (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т. п.);
тактильно-кинестезическая и терморецепторная — такесика (статические и динамические прикосновения — рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание и т. п.) и физические воздействия (подталкивание, удары, ведение за руку, контактный танец и др.), а также температурные ощущения и воздействия;
ольфакторная и хеморецепторная — система запахов (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи тела), а также особые запахи, вызываемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами, которые влияют на подсознание человека;
проксемическая или дистантная — пространственная и временная организация общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и т. д.).
Позднее возникают предметно-действенные средства общения. Это уже не выразительные, а изобразительные средства. К ним относятся локомации (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание, передача предметов, прикосновения и т. д. Изобразительные средства выражают готовность человека к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Здесь же впервые и появляется стремление ребенка к изображению (сначала пантомимике, потом рисованию, лепке и др.) предметов и людей. И это пока еще не изобразительное творчество в чистом виде (хотя его зачатки здесь и закладываются), главным образом это именно средства общения, но уже на новом уровне осмысления, поскольку они отличаются более высокой степенью произвольности.
Таким образом, невербальная коммуникация и в зрелом возрасте человека играет важнейшую роль. Она представляет собой непосредственный канал передачи конкретных, вполне определенных смыслов. Понимание этого факта в процессе развития наук о человеке (прежде всего психологии и филологии) и вызвало огромный интерес к body language («языку тела») во второй половине XX в., хотя многие наблюдения и описания выразительных, не связанных со словом проявлений были известны еще с древних времен и привлекали внимание ученых и исследователей с конца XIX в. Однако ранее экспрессия человека чаще всего понималась и толковалась исследователями исключительно как внешние проявления его внутреннего мира, считалась показателем тех или иных чувств и переживаний. Было распространено мнение, что людям, склонным прибегать к жестам, более свойственно выражать эмоции, чем что-либо сообщать. Таким образом, собственно коммуникативная функция невербального поведения пренебрегалась и, соответственно, оно в этом аспекте не исследовалось.
Как самостоятельное направление научных исследований невербальная коммуникация (nonverbal communication) оформилось в 1950-х годах. Само понятие тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая (буквально: то, что «около» речи и связанное с ней) коммуникация. В последующих многочисленных исследованиях за рубежом (R. Birdwhistell, P. Ekman & W. Friezen, J. Fast, E. Hall, H Calero. и др.) и в России (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, В. Н. Панферов, И. Н. Горелов, В. П. Морозов и др.) были достигнуты значительные успехи в классификации, интерпретации, декодировании и описании (вербализации) неречевых коммуникативных действий, хотя при этом стало ясно: процесс невербальной коммуникации не является прямым аналогом речи.
В научной литературе описано уже немало таких схем (хотя понятно, что полный и окончательный их перечень невозможен), которые помогают человеку правильно интерпретировать поведение и понимать людей в различных социальных ситуациях. Приведем упрощенный пример: схема «поход в ресторан». Когда человек приходит в ресторан в очередной раз, прошлый опыт помогает ему легко ориентироваться в обстановке и почти безошибочно понимать невербальное поведение гардеробщика, охранника, других посетителей, бармена, официанта и т. д. Если же человек впервые находится в ресторане, то многое в экспрессивном поведении, например, официанта ему не понятно. Он будет пытаться применить к ситуации другие, уже известные ему схемы сцен и событий, например «посещение магазина», «посещение музея, выставки», «посещение офиса» или какого-либо официального учреждения и т. д. (и соотносить поведение официанта с известным ему поведением носителей других ролей). Но такие схемы будут не вполне адекватны ситуации, если исходить только из них, то можно легко ошибиться в роли официанта, либо принижая ее значение, либо преувеличивая. Естественно, что в итоге человек приноровится к ситуации и тем самым пополнит свой репертуар когнитивных схем.
В художественной и публицистической литературе есть немало описаний ситуаций поведения и адаптации «новичка» в тюремном заключении, которые хорошо иллюстрируют роль когнитивных схем в коммуникативной успешности. Человек, впервые попавший в эту среду, обычно плохо ориентируется в тюремной иерархии, не разбирается в статусных атрибутах и татуировках, порой слишком буквально воспринимает высказывания, мимику и жесты, испытывающих его опытных «зеков». Отсюда частые ошибки в интерпретации поведения и намерений сокамерников, хотя невербальной информации вполне достаточно — у новичка нет соответствующих ситуации когнитивных схем. Таким образом, введение в изучение процесса невербальной коммуникации понятия репертуара когнитивных схем сцен и событий имело важное значение. Именно они активизируются в первую очередь, когда человек, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения — «паралингвистического текста», оказывается в состоянии истолковать его, поместив содержание этого фрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».
Кроме того, обмен невербальной информацией разворачивается, как правило, в процессе или на фоне коммуникации вербальной. Это, безусловно, нельзя не учитывать. Поэтому среди современных исследователей все более преобладающим становится функциональный подход к самому процессу коммуникации. Под функцией здесь понимается целенаправленная, и потому естественно определенная последовательность коммуникативного поведения. Таких функций в общении может реализовываться немало, например: стремление контролировать других, достижение согласия, установление близости и др.; и каждая обслуживается различными формами (кластерами) поведения, используемых одновременно (конкретное высказывание и его интонация, контакт глаз и улыбка, выразительные движения и сокращение дистанции и т. п.).
В этой связи отметим, что исследователи сегодня пришли к выводу, что любые невербальные знаки и сигналы нужно рассматривать в непосредственном единстве с сопровождающими их вербальными сообщениями. Особенно это важно при восприятии и интерпретации смешанных (слова + картинка) письменных текстов, публикуемых, например, в печатных СМИ, книгах, учебниках. Хотя, подчеркнем, в качестве предмета специального изучения и анализа их можно рассматривать и отдельно.
В заключение нельзя не упомянуть такую важную сферу человеческой деятельности, как искусство. С одной стороны, его произведения сами выполняют самостоятельную коммуникативную функцию и значительно влияют на несловесное общение людей, а с другой — основой многих видов искусства (сценическое действие, балет, музыка, кино, а особенно изобразительное творчество) является именно невербальная коммуникация. И если слово адресуется к сознанию человека, рационально-логической сфере, то искусство в первую очередь апеллирует к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности во многом основана огромная убеждающая сила искусства. И именно это позволяет исследовать и анализировать произведения искусства по аналогии с неречевым общением (это будет сделано в последующих разделах).
Однако какие бы сложные объяснительные реконструкции процесса невербальной коммуникации ни выдвигали исследователи, нельзя забывать, что в их основе остаются простые выразительно-экспрессивные движения и акустические сигналы — жесты, знаки и символы. Поэтому остановимся подробнее именно на этих важных первичных элементах — средствах невербального общения и социального взаимодействия.
Понятие «знак», пожалуй, является ключевым в анализе процесса невербальной коммуникации. Раньше многие признаки внешности человека и его экспрессивного репертуара трактовались исследователями в основном как диагностические (например, физиогномика И. Лафатера, антропологическая морфология Ч. Ломброзо, телесная конституция Э. Кречмера, В. Шелдона и др.). То есть эти признаки позволяли судить, в первую очередь, о внутреннем мире их носителя, типе личности и психики, способностях, явных и скрываемых привычках и т. д., а в некоторых случаях о более или менее определенном «будущем жизненном пути». Но в связи с развитием и становлением в XIX–XX вв. особой научной дисциплины — семиотики (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Ф. де Соссюр и др.) многим невербальным проявлениям человека стали придавать функцию знака. Соответственно, стало понятно, что люди могут не только правильно воспринимать, расшифровывать такие знаки, но и обмениваться ими, порой даже без участия речи. Именно признание знакового характера экспрессивности человека дало возможность говорить о самом процессе невербальной коммуникации.
Семиотика (наука о знаках) занимается изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков, с учетом их употребления в сообщениях, а также специфики различных знаковых систем и сообщений, использующих разные типы знаков. Из определения знака вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, знак служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание знака невозможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т. д.), т. е. знак обозначает данный предмет и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. Знак может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. В семиотике различают: внутреннюю структуру знаковых систем и отношение знаков друг к другу (синтаксис), знаковые системы как средство выражения смысла, отношение знаков к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего знаки к употребляемым им знаковым системам (прагматика).
Разнообразие отношений между означающим (непосредственно воспринимаемым) и означаемым (подразумеваемым) задает возможные классификации. Знаки подразделяют на индексные (указательные), иконические (по принципу подобия) и символические (условные, по принципу приписанного свойства). Здесь более подробно опишем «изобразительный» (иконический) знак. Выделяют несколько разновидностей таких знаков: 1) образы (или изображения; в данном случае означающее представляет «простые качества» означаемого): фотографии, скульптура, живопись, но также и ощущения, вызываемые некоторыми музыкальными произведениями; 2) метафоры (в этом случае кодификация производится по принципу параллелизма между знаком и объектом), этот подкласс активно задействован в театральной практике и литературе; 3) диаграммы, схемы, чертежи и другие виды «нефигуративных» изображений, которые еще называют «логическими» (этой группой знаков чаще пользуется математика).
Для понимания природы знака первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит его использование. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Собственно, сама речь становится возможной из-за употребления особых лингвистических знаков (фонем, иероглифов, графем, букв и др.). Известно, что первыми «изображенными словами» (т. е. выполняли такую функцию) были простые рисунки. Причем эти рисунки (или как теперь их называют пиктограммы) представляли только то, что было нарисовано. Например, рисунок солнца обозначал только солнце и ничего больше. Но постепенно пиктограммы превращались в идеограммы — рисунки, которые обозначали не только то, что было изображено, но и некоторые простые идеи, с этим рисунком связанные. Все древние системы письма (клинопись и иероглифы) возникли из пиктограмм, но значительно отошли от первоначальных изображений. И хотя вербальные знаковые системы — языки — становятся универсальным средством взаимодействия людей, но и невербальные знаки (и не только рисунки) сохранили свою важную коммуникативную функцию и до наших дней.
Современные исследователи изобразительных знаков полагают, что они воспроизводят не только свойства отображаемого предмета, а определенные условия его восприятия. Когда мы видим изображение, то пользуемся для его распознавания хранящимися в памяти данными о познанных, виденных вещах и явлениях. Оказывается, что мы распознаем изображение, пользуясь кодом узнавания. Такой код вычленяет некоторые черты предмета, наиболее существенные как для сохранения их в памяти, так и для налаживания будущих коммуникативных связей. Например, мы издалека распознаем зебру (и затем сможем ее воспроизвести на рисунке), не обращая особого внимания на строение ее головы, пропорции ног и туловища и т. д., — важна лишь ее наиболее характерная черта: полосатость. В быту использование знаков играет огромную роль: от самых простых знаков, например, обозначающих мужские и женские комнаты личной гигиены, до сложных систем типа «дорожных знаков», регламентирующих движение, или знаков-указателей, позволяющих ориентироваться в местах большого скопления людей, например на вокзалах. Функции этих знаков просты и вполне понятны. Их значения универсальны и для неграмотных, и для представителей другой языковой культуры.
Для невербальной коммуникации введение понятия «знаковой системы» очень важно, поскольку позволяет говорить, хотя в некоторых случаях и с определенной долей условности, о «языке тела», как о системе выразительных проявлений человека, выполняющих коммуникативную функцию и имеющих характер знака. Это также дает возможность оформить «язык тела» графически (например, в форме упрощенных, схематических рисунков) и, таким образом, передавать полученное «сообщение» (кстати, не только невербальное) другим людям, не участвующим в коммуникации непосредственно (ведь знак именно то, что «замещает» объект), т. е. позволяет кодировать и декодировать невербальные коммуникативные проявления.
В этом аспекте знак играет важную роль и для исследователей невербальной коммуникации. Не случайно, специалисты все чаще стали прибегать к рисункам, графическим изображениям, пиктограммам и даже просто фотографиям, изучая и описывая «язык тела», а также составляя разного рода невербальные словари и каталоги жестов. Различные изображения, образно, схематично или фрагментарно фиксирующие то или иное коммуникативное действие, оказалось очень уместно и удобно предъявлять разным испытуемым, выясняя, какое значение придают им люди. Поскольку индивидуальные особенности партнеров и специфичность разных ситуаций «живого», непосредственного общения в таком случае нивелировались, а знак приобретал некоторую универсальность.
Использование знаков в невербальной коммуникации имеет свою специфику, в первую очередь, на стадии предъявления в ситуации непосредственного взаимодействия людей. Например, о чем говорит и можно ли однозначно трактовать то, что человек, хмурит брови, почесывает затылок или нос, топчется на месте, скрещивает руки или ноги, отодвигается от партнера по общению, повышает голос или переходит на шепот и т. п. Если это знаки чего-либо в традиционном понимании, то, что они в таком случае «замещают», тем более что объект, их демонстрирующий, здесь, в ситуации прямого контакта и продолжает делать какие-то другие «знаки». И вообще может быть в таком случае уместнее говорить о некоторых невербальных сигналах