Пропедевтическая стоматология что это

Предмет и задачи пропедевтической стоматологии. Основные этапы развития отечественной стоматологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:58, лекция

Краткое описание

Стоматология (от греческого Stoma – рот, Logos – учение) – медицинская дисциплина об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике заболеваний зубов, полости рта и челюстно – лицевой области.
Задачами ортопедической стоматологии является:
разработка методов диагностики;
разработка методов лечения;
разработка методов профилактики путем применения ортопедических аппаратов и протезов, способствующих полному устранению патологических изменений и функциональных нарушений в зубочелюстном аппарате.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция орт 3 сем 1.doc

III семестр. Лекция №1. Предмет и задачи пропедевтической стоматологии. Основные этапы развития отечественной стоматологии. Зубочелюстная система – как единый морфофункциональный комплекс, учение П.К. Анохина. Рефлекторные дуги.

Стоматология (от греческого Stoma – рот, Logos – учение) – медицинская дисциплина об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике заболеваний зубов, полости рта и челюстно – лицевой области.

Задачами ортопедической стоматологии является:

Ортопедическая стоматология опирается на достижения физики, химии (материаловедение), общей ортопедии( науке о заболеваниях костно – мышечной системы организма), фармакологии, биологии, общемедицинских наук, искусства( живопись и скульптуру).

Из выше сказанного вы видите, насколько сложна деятельность врача ортопеда – стоматолога.

Пропедевтика – это раздел стоматологии, который является введением в эту специальность. Цель дисциплины « пропедевтической стоматология» состоит в обучении студентов основам деонтологии, общим принципам диагностики, семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, формированием начальных мануальных навыков врача – стоматолога общей практики. Все выше перечисленное должно являться базисом для дальнейшего обучения студентов на профильных кафедрах. Знание пропедевтики основных разделов ( терапевтической, хирургической и ортопедической ) должно способствовать формированию цельного представления о стоматологии как науке, развитию клинического мышления, деонтологического подхода к больным и выработке основных мануальных навыков при работе на фантомах, что несомненно будет способствовать повышению качества пропедевтического обучения.

Как самостоятельная дисциплина стоматология сформировалась в начале XX столетия. О зубоврачевании известно еще из трудов Гиппократа (V век до нашей эры), Цельса (1 век до нашей эры), однако до XVIII века зубоврачевание не являлось медицинской дисциплины и зубоврачебную помощь оказывали цирюльники, банщики и ремесленники.

В 1798 году в Петербурге была открыта Медико – хирургическая академия, а в 1829 году вышла первая русская книга о зубоврачевании штаб – лекаря А. Соболева « Дантистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены». А. Соболев при оценке этиологического фактора заболеваний зубов рекомендовал учитывать не только местные изменения в полости рта, но изменения в целом организме, а также влияние среды. Современные взгляды полностью подтверждают точку зрения русского врача А. Соболева.

Значительную роль в развитии стоматологии в России сыграл русский профессор Н.В. Склифосовский, который счел необходимым преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Он уделял большое внимание изучению кариеса зубов в эпидемиологическом аспекте и впервые высказал мысль о необходимости санации и профилактике.

За преподавание зубоврачебной науки также высказывались видные ученые второй половины XIX века А. К. Лимберг, М.М. Чемозанов, Н.Н. Знаменский, Н.Н. Несмеянов.

Мероприятия проводимые зубоврачебной подсекцией Наркомздрава способствовали развитию сети зубопротезных амбулатории, лаборатории и повышению качества лечебной помощи.

В 1936 году зубопротезных лабораторий насчитывалось 594, в 1936-695лаборатории.

Переход к оказанию специализированной помощи потребовал решения не только организационных вопросов, но и материального обеспечения стоматологической помощи.

Уже в 1921 году было налажено производство дентина, амальгамы, фосфат-цемента, некоторого инструментария и оборудования.

В 1923-1925 г.г. появились работы о оказаниях и противопоказаниях к применению несъемных протезов (Энтин, Горфуг), новое в лечении и протезировании (В.В. Ванкевич, П.Г. Вальтер, О.Е. и Е. Е. Бабницкие, и.т.д).

И.С. Рубинов развил учение о функциональной способности жевательного аппарата и значении рефлекторных актов в процессе жевания. С учетом данных, полученных с помощью статистического метода Н.И. Агапова, функциональной жевательной пробы С. Е. Гельмана. В 30-е годы сделана попытка установить показания к зубному протезированию.

В 1935 году в стране были организованы стоматологические институты.

Используя опыт, полученный во время войны, стоматологи разработали оригинальные методы лечения при челюстно-лицевых ранениях, специальные аппараты для механотерапии и протезы при ложных суставах (Б. Н. Гопнин, М.М. Ванкевич, и т. д.)

Послевоенный период характеризуется возобновлении исследований по анатомии и физиологии зубочелюстного аппарата.

И.С. Рубинов установил нейродинамические связи между отдельными органами зубочелюстного аппарата.

Профессор Б.Н. Бынин впервые в нашей стране проанализировал значения артикуляционного равновесия в этиологии и патогенезе пародонтита.

В 1953 году В. Ю. Курдяндский разработал принцип расчетов выносливости опорного аппарата зуба-одонтопародонтограмму.

В 1962 г. в Москве на базе ЦИТО (Центрального Института травматологии и ортопедии) был создан Центральный научно- исследовательский институт стоматологии, ( ЦНИИС), который возглавил академик РАМН. Профессор А. И. Рыбаков, институт работал в области восстановительной челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.

В настоящее время сотрудники института занимаются разработкой и совершенствованием методов диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

В 1977 г. вышла монография В.Н. Копейкина и ортопедическое лечение заболеваний тканей пародонта. В.Н. Копейкиным предложена гипотеза о сосудисто-биомеханических основах развития пародонтита.

В 80-е годы ортопедическая стоматология стала одним из видов реабилитационной терапии.

Применение новых материалов вызвало необходимость оснащения зуботехнических лаборатории более сложным и совершенным оборудованием.

В настоящее время в России подготовка профессиональных кадров производится на базе стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. Структура стоматологического образования включает постдипломное образование (интернатура, ординатура), периодическое усовершенствование врачей.

В 1990 году была создана стоматологическая ассоциация России (СтАР) – основной функцией которой является отражение и защита интересов стоматологов перед лицом общества, государства и других общественных организаций.

При изучении деятельности живого организма первостепенное значение имеют данные о динамическом взаимодействии частей целого.

С точки зрения морфологии организм условно поделен на органы, ткани, что подтверждает анатомия, физиология, гистология.

Но такой подход не позволяет раскрыть функции целостного организма и интегративных функций систем, органов и их неразрывной связи с внешней и внутренней средой.

В 1935 году П. К. Анохин сформулировал определение функциональной системы : « Под функциональной системой мы понимаем круг определенных физиологических проявлений, связанных с выполнением какой – то определенной функции (акт дыхания, глотания). Каждая из этих систем представляет собой замкнутую систему, до некоторой степени, и имеет определенный комплекс афферентных сигнализаций, который направляет и коррелирует выполнение этой функции. Эта система динамическая и содействует достижению определенного результата, полезного для систем и организма.

Любая система может быть подразделена на подсистемы.

Зубочелюстная система имеет разветвленную сосудистую сеть,которая обеспечивает трофику тканей. Благодаря тому, что стенки сосудов снабжены нервными окончаниями они обладают рецепцией, вследствие чего регулируют механизм кровотока, то есть обмена веществ.

Под влиянием импульсов от барорецепторов, хемо и экстерорецепторов в сосудисто-двигательном центре стволовой части мозга формируется возбуждение и по эфферентному звену рефлекторной дуги передается к сосудам, оказывая сосудосуживающий или сосудорасширяющий эффект.

Нервная система обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой. Обилие рецепторных путей позволяет через центральную нервную систему регулировать функцию мускулатуры, пародонта, координировать деятельность всех органов системы при жевательной, речевой и мимической функциях.

При помощи клинико – физиологических методов исследования Рубиновым был изучен ряд рефлексов жевательной системы:

1.Периодонто – мускулярный осуществляется во время жевания при помощи естественных зубов, где сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется степенью чувствительности рецепторов периодонта.

2.Гингиво – мускулярный рефлекс осуществляется при потере зубов, где сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется рецепторами слизистой десны и альвеолярных отростков.

3.Миостатический рефлекс осуществляется при функциональных состояниях, связанных с растяжением жевательной мускулатуры.

Все движения нижней челюсти могут быть выполнены произвольно и сознательно под контролем коры головного мозга.

Жевание может осуществляться рефлекторно или подсознательно. Для осуществления произвольной или рефлекторной активности двигательные центры нуждаются в сенсорной информации, которую они получают с помощью периферических нервных рецепторов, расположенных в периодонтальных связках, мышечных волокнах, структурных элементах височно – нижнечелюстного сустава (связках) и слизистой оболочке полости рта. Они передают информацию мозговым центрам через афферентные нейроны.

Такая информация включает:

1. степень давления на зубы и его направление;

2. скорость и силу сокращения мышц;

4. степень растяжения мышц, связок и сухожилий;

5. взаимоотношение суставной головки и ямки в движении;

6. положение в пространстве подвижных и неподвижных элементов;

7. консистенцию, форму и вкус инородных тел в ротовой полости.

Поскольку движения нижней челюсти под произвольным контролем, то вся информация сопоставляется на уровне сознания, а затем через афферентные двигательные окончания и нейроны в мышцах может быть вызвана двигательная активность.

Произвольные и рефлекторные движения могут осуществляться последовательно.

Например: начальные движения откусывания пищи, как правило, произвольные последующее ритмичное жевание и глотание происходят под бессознательным рефлекторным контролем.

Но на любой стадии эта рефлекторная активность может быть взята под произвольный контроль. Например, при неожиданном попадании между зубами дробинки и т. д., мгновенно контроль от произвольного переходит к рефлекторному.

Рефлекторная деятельность включает афферентные (сенсорные) нейроны афферентные (мотонейроны) и вставочные нейроны. Они составляют сенсорно – моторные системы, которые осуществляют рефлекс растяжения и реципрокную иннервацию.

Рефлекс растяжения (мышечный тонус) является основным механизмом регуляции мышечного тонуса и проприорецепции. Мышечные веретена является рецепторными системами, которые располагаются в мышечных волокнах.

Растяжение мышц приводит к раздражению этих рецепторов, что вызывает её сокращение на основе простой рефлекторной дуги.

Мышечный тонус- это пассивное сопротивление мышцы, растяжение которой характеризует эластические свойства мышцы, а также рефлекс растяжения.

Источник

Пропедевтическая стоматология — Базикян Э.А.

Пропедевтическая стоматология что это

В учебнике изложены основные разделы базовой стоматологической дисциплины «Пропедевтическая стоматология», включая исторический экскурс, раздел по организации стоматологической помощи населению, описание стоматологического инструментария. Приведены данные по строению зубочелюстной системы, методам обследования стоматологического пациента, видам обезболивания в стоматологии. Освещены вопросы строения и функции пародонта, рассмотрены принципы препарирования твердых тканей зуба, эндодонтического лечения и операции удаления зуба. Большое внимание уделено различным видам стоматологических материалов, методам восстановления анатомической формы и функции зуба, способам коррекции дефектов зубных рядов.Предназначено студентам медицинских вузов и широкому кругу специалистов стоматологического профиля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИИ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
ГЛАВА 3 СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ГЛАВА 4 СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 5 МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА
ГЛАВА 6 ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ
ГЛАВА 7 ПОНЯТИЕ О ПАРОДОНТЕ. ЗУБНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 8 ПРЕПАРИРОВАНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ
ГЛАВА 9 ЭНДОДОНТИЯ
ГЛАВА 10 СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ГЛАВА 11 ВОССТАНОВЛЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ЗУБА
ГЛАВА 12 УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ
ГЛАВА 13 МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗУБНЫХ РЯДОВ

Формат: pdf, 768 стр., 2009 г.
Размер архива: 26 Мб

Источник

Терапевтическая стоматология

Отделение терапевтической стоматологии Клинического госпиталя на Яузе оснащено самым современным оборудованием и инструментарием для быстрой диагностики и качественного лечения кариеса, некариозных поражений зубов и их осложнений — пульпита, периодонтита. Это дентальные микроскопы, интраоральные рентген аппараты высокого разрешения, точнейшие апекслокаторы. Успешное лечение достигается благодаря инновационному оснащению, высококвалифицированным специалистам — стоматологам-терапевтам и синергичной работе врачей стоматологического отделения.

Что изучает терапевтическая стоматология

Этот раздел стоматологии специализируется на лечении:

Наши специалисты:

Кариес — это заболевание зубов, которое может развиться по множеству причин. Не всегда это вина плохой гигиены, поэтому предельно важно выявить его как можно раньше, чтобы не допустить распространения инфекции к нерву и за пределы зуба. Самая ранняя стадия кариеса — стадия пятна — часто полностью обратима, но опыт врачей показывает, что такой кариес чаще выявляется именно на профилактическом осмотре, а не самим пациентом.

Некариозные заболевания могут развиваться по разным причинам: избыток фтора в воде, прием различных лекарств, нерациональная диета, вредные привычки, врожденные особенности зубов, досадные случайности (при травмах).

Лечите зубы вовремя!

Какова бы ни была природа описанных повреждений зубов, практически все из них представляют потенциальный риск — рано или поздно приводят к поражению пульпы (вызывают пульпиты), тканей, окружающих корень зуба (периодонтиты), и ранней потере зубов, становятся источником хронической инфекции в организме. Поздние стадии кариеса и дальнейшие осложнения — это не только косметический дефект, но и боль, ухудшающая качество жизни!

Обратиться к стоматологу-терапевту нужно при появлении:

Важно! Eжегодно проходить профилактические осмотры, добиваться полной санации (излечения) зубов и регулярно проводить профессиональную гигиену! Так врач сможет отслеживать состояние вашего стоматологического здоровья, и вы сможете сохранить собственные зубы до глубокой старости.

Здоровье зубов людей, регулярно посещающих стоматолога, в 1,8 раза лучше чем при разовом посещении (диспансеризации) и в 3 раза лучше, чем у игнорирующих стоматолога.

Принципы терапевтического лечения зубов в Клиническом госпитале на Яузе

Диагностика и лечение в терапевтической стоматологии

Постановка диагноза всегда проводится комплексно, стоматологи нашего центра собирают полный анамнез болезни, назначают все необходимые анализы, проводят клиническое и лабораторное обследование пациента.

Здоровье пищеварительной, нервной, иммунной и многих других систем организма, а также привлекательная внешность в значительной мере зависят от здоровья зубов. Не пропускайте профосмотры, при первых же симптомах обращайтесь к стоматологам нашего центра — мы создали все условия для вашего скорейшего выздоровления!

Цены на услуги Вы можете посмотреть в прайсе или уточнить по телефону, указанному на сайте.

Источник

Пропедевтическая стоматология что это

Кафедра пропедевтической стоматологии организована 1 сентября 2008 года и является учебно-лечебным и научным структурным подразделением ПИМУ, осуществляющим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по нескольким направлениям: кариес и его профилактика, нейростоматология, заболевания пародонта, ранняя диагностика стоматологических заболеваний.

На кафедре пропедевтической стоматологии происходит обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, начальным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога общей практики, что является базисом для освоения клинических дисциплин.

Существует тесная взаимосвязь пропедевтической стоматологии с другими дисциплинами (физикой, химией, материаловедением, анатомией и т.д.). Пропедевтическая и профилактическая стоматология является важнейшим разделом среди всех других профилей стоматологии — терапевтической, хирургической и ортопедической.

Кафедра занимает 4 рабочих кабинета и ассистентскую на 3-ем этаже Стоматологического комплекса. Для проведения практических занятий по пропедевтике ортопедической, хирургической и терапевтической стоматологии в фантомных классах имеется ряд стоматологических инструментов, портативные бормашины, стоматологические материалы, где студенты приобретают начальные мануальные навыки по стоматологии.

На кафедре пропедевтической стоматологии студентами 1,2,3 курсов стоматологического факультета изучаются две дисциплины: пропедевтика стоматологических заболеваний и профилактика стоматологических заболеваний. Лекции по пропедевтике и профилактике стоматологических заболеваний читают: зав. кафедрой, к.м.н., доцент А.В. Кочубейник, д.м.н., профессор Казарина Л.Н. и доценты кафедры.

Практические занятия по профилактике стоматологических заболеваний для студентов 3 курса ведут доцент, к.м.н. Элларян Л.К. и ассистент Миронова О.С.

Практические занятия по пропедевтике хирургической стоматологии для студентов 2 курса ведут профессор, д.м.н. Казарина Л.Н., доценты – к.м.н. Вдовина Л.В., к.м.н. Пурсанова А.Е., к.м.н. Гущина О.О.

Доцент Чуваркова И.М. является ответственной за подготовку иностранных студентов по факультету.

Заведующий кафедрой пропедевтической стоматологии и сотрудники кафедры осуществляют лечебно-консультативный прием пациентов в стоматологической поликлинике ПИМУ.

Источник

Кто есть кто в стоматологии: специализация зубных врачей

Многие названия медицинских профессий мало о чём говорят обычным людям. В частности, слово «стоматолог» используется для обозначения сразу нескольких специалистов, обязанности которых совсем не одинаковы. Врач, который выполняет протезирование зубов, не имеет ничего общего с медиком, который занят исправлением прикуса, а работа хирурга совсем не похожа на те манипуляции, что выполняются эндодантистом.

Специалист широкого профиля

Когда пациент обращается к специалистам по лечению зубов, в первую очередь необходим осмотр у стоматолога-терапевта. Иногда он же и осуществляет комплекс лечебных процедур, после которого помощи других специалистов уже не требуется. Терапевт в первую очередь внимательно обследует ротовую полость и по результатам этого осмотра ставит предварительный диагноз. Довольно часто с целью максимального прояснения ситуации этот врач выписывает пациенту направление в рентген-кабинет, где изучить текущее состояние зубов можно с максимальной детализацией.

Если поставленный диагноз требует пломбирования зуба, стоматолог-терапевт может выполнить эту операцию самостоятельно, без вмешательства других специалистов, осуществив предварительно расширение полости, возникшей в тканях из-за кариеса и проведя антисептические мероприятия. При наличии серьёзного заболевания, а также при развитии осложнений уже после лечения пациента направляют к более узким специалистам.

Соколова Светлана Игоревна

Коротких Татьяна Витальевна

Пародонтолог

Зубы в ротовой полости окружены мягкими тканями. Они находятся в достаточно уязвимом положении и могут пострадать из-за различных заболеваний. Пародонтологи – это специалисты, которые занимаются в первую очередь этой проблемой, а также состоянием слизистой оболочки. В частности, такие врачи при возникновении над десной или под ней зубного камня или иных отложений удаляют эти новообразования. При лечения пародонтологи часто применяют так называемые аппликации, нанося медикаменты непосредственно на пораженное заболеванием место.

Кравец Ольга Юрьевна

Орлова Елена Львовна

Ортопед

Если помощь терапевта и пародонтолога не дали результата и зуб спасти не удалось, появляется необходимость установки протеза. Этим занимаются ортопеды. В их задачу на первом этапе входит получение слепка зуба. На основе полученного результата зубной техник изготавливает протез. После этого ортопед вначале выполняет так называемую примерку, а затем и окончательную установку искусственного зуба. Есть много разных вариантов протезирования, от установки коронок до использования съёмных челюстей.

Конычев Евгений Александрович

Туровец Александр Игоревич

Хирург

В особо сложных и запущенных случаях заболеваний зубов и десен может потребоваться проведение оперативного вмешательства. Наиболее простой вид медицинской помощи, который выполняется хирургом-стоматологом – это удаление зуба. В то же время в его обязанности может входить и выполнение сложных челюстно-лицевых операций различного назначения. Так, при лечении детей хирурги проводят подрезание короткой уздечки языка, увеличивают преддверие полости рта, а при оказании помощи взрослым приходится заниматься установкой имплантов.

Хесин Роман Александрович

Пономарев Андрей Андреевич

Серпуховитин Владислав Сергеевич

Ортодонт

Совершенно особым направлением в стоматологии является формирование правильного прикуса. Еще не так давно считалось, что ортодонты могут помочь с решением этой проблемы только детям, у которых только формируются челюсти и зубной ряд. Сегодня специальная аппаратура заметно усовершенствовалась, так что исправить прикус можно и у взрослого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *