Пропаганда что это значит
ПРОПАГАНДА
Полезное
Смотреть что такое «ПРОПАГАНДА» в других словарях:
пропаганда — ы, ж. propagande f., нем. Propaganda <ср. лат. congregatio de propaganda fide название основанной римским папой Урбаном VII в 1623 организации для распространения католической веры. Крысин 1998. 1. Распространение каких л. идей, воззрений,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРОПАГАНДА — (ново лат., от лат. propagare разлаживать, расширять). 1) духовное общество, основанное в Риме, в 1622 г., для распространение католицизма. 2) распространение нового учения или мнения; средства, употребляемая для этой цели, как напр. вербование… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОПАГАНДА — (propaganda) Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры (de propaganda fidei). Общеупотребительным он стал во второй четверти XX в. Пропагандой назывались попытки тоталитарных режимов полностью… … Политология. Словарь.
ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda букв. то, что следует распространить). Распространение каких нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества… … Толковый словарь Ушакова
ПРОПАГАНДА — это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. Ханс Каспер Пропаганда это монолог, который ищет не ответа, но эха. Уистен Хью Оден Пропаганда это искусство лгать, чаще обманывая своих сторонников, чем противников. Фрэнсис Макдоналд… … Сводная энциклопедия афоризмов
Пропаганда — Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. Пропаганда является, пожалуй. самым распространенным орудием психологической войиы. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио и… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс… … Большой Энциклопедический словарь
пропаганда — лозунг, призыв, популяризация, реклама, накачка, распространение, промоушн Словарь русских синонимов. пропаганда сущ., кол во синонимов: 20 • агитпропаганда (1) • … Словарь синонимов
Пропаганда — пропагандисты (распространеніе какого либо ученія, религіозныхъ вѣрованій или политическихъ началъ). Пропагандировать. Ср. Говори же, должны ли мы были, или нѣтъ, идти въ народъ съ революціонною пропагандой. «Вы и пошли, и чего же достигли?… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, ы, жен. Распространение в обществе и разъяснение каких н. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. | прил. пропагандистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Значение слова «пропаганда»
[От лат. propaganda — то, что следует распространить]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРОПАГА’НДА, ы, мн. нет, ж. [латин. propaganda — букв. то, что следует распространить]. Распространение каких-н. идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. История ВКП(б). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Конституция СССР. || Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-н. П. электрификации. П. физкультуры. П. займа обороны СССР.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пропага́нда
1. распространение и углублённое детальное разъяснение каких-либо идей, учений, воззрений, знаний в обществе (среди широких масс населения или круга специалистов) ◆ Он вдруг вообразил, что его призвание — в деле пропаганды — действовать не живым, устным словом, а письменным; но задуманные им брошюры не клеились. Тургенев, «Новь», 1877 г. ◆ Антиалкогольная пропаганда естественно должна входить в задачу диспансеров разного рода и прежде всего наркодиспансеров. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», Гл. 1–19, 1935 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И ещё — необходима пропаганда науки, популяризация научно-технических знаний. «Инновационная экономика — приоритетное направление развития страны» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Такой турнир проводится в республике впервые, и главная его цель — пропаганда физкультуры и здорового образа жизни среди детей.» Варвара Никитина, «В Рыбнице прошёл первый республиканский конкурс дошкольников» // «Новый регион 2», 23 мая 2008 г. (цитата из НКРЯ)
2. политическое или идеологическое воздействие на широкие массы; органы и средства такого воздействия ◆ Грешный человек измерил мощь тоталитарного государства, — она беспредельно велика; пропагандой, голодом, одиночеством, лагерем, угрозой смерти, безвестностью и бесславием сковывает эта страшная сила волю человека. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», часть 2, 1960 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В предместье Берлина Газенгайде выступал руководитель коммунистической партии Германии Эрнст Тельман, бурно приветствуемый многочисленной аудиторией, а пару часов спустя я слушал нацистского оратора, пресловутого Геббельса (будущего министра пропаганды Третьего рейха). Борис Ефимов, «Десять десятилетий», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Кстати, в 1968 году Андропов внёс предложение о возобновлении глушения, причём втайне от Отдела пропаганды. 〈…〉 Работая в ЦК в этот период времени, я возглавлял отдел пропаганды, затем был секретарём ЦК, членом Политбюро, курирующим проблемы идеологии. Александр Яковлев, «Омут памяти», Т. 2, 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова пропаганда
Словарь Ушакова
| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Клеветникам России» при жизни Пушкина переводилось на немецкий язык 6 раз: по нему его и знали в Европе.
♦ Книга А. Камерона о Клавдиане начиналась приблизительно так: «Опыт нашего века заставляет нас пересмотреть наше отношение к историческим источникам: сто лет назад мы считали, что никакая пропаганда не могла написать, будто поражение — это победа, теперь же…»
♦ Сталинградский приказ Сталина немцы разбрасывали с самолетов как листовки для нашей паники (ЛГ, сент. 87). Японские пропагандистские фильмы показывали такие ужасы войны, что казались американцам антивоенными.
♦ М. Б. Плюханова: «Иезуиты в каждом разговоре сыплют анекдотами: курс им читают, что ли?»
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Распространение каких-н. идей, воззрений путём их разъяснения широким массам.
* Антиалкогольная пропаганда. Пропаганда спорта. *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG propaganda)
используется в римско-католической традиции в отношении различных церковных организаций, к-рые стремятся изменить верования других и распространяют учение своей церкви.
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПРОПАГАНДА, ы, ж. Распространение в обществе и разъяснение какихн. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п.
| прил. пропагандистский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Распространение в обществе каких-л. идей, воззрений, знаний путем постоянного
глубокого и детального их разъяснения.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(римская). — Под именем Congregatia de propaganda fide основано в 1622 г. в Риме папой Григорием XV миссионерское учреждение, имеющее целью распространение католичества среди язычников, а также уничтожение еретичества; папа Урбан VIII в 1627 г. присоединил к конгрегации Collegium de propagande fide, подготовляющее миссионеров в языческие страны; ученики этой коллегии на годичном празднике 6 января произносят проповеди на различных языках. П. — высшая инстанция, заведующая всеми католическими миссиями; ей также подчинены все еретические и схизматические страны, куда она назначает апостолических викариев. П. состоит из кардинала — генерального префекта, кардинала — префекта экономии, многих кардиналов и советников, папского статс-секретаря и большого числа низших чинов; при П. находится собственная типография. Число миссионеров, находящихся на службе П., в настоящее время доходит до 7000. Принадлежавшее П. недвижимое имущество было обменено в 1884 г. на государственную ренту, согласно решению кассационного суда, несмотря на многочисленные протесты всего католического мира; в то же время кардинал Симеони, префект П., назначил 23 агентуры во всех странах света для приема даров и отказов по завещаниям в пользу П. Ср. Mejer, «Die Propaganda, ihre Provinzen und ihr Recht» (Геттинген, 1852—53); Pieper, «Die Propaganda-Congregation und die nordischen Missionen im X VII Jahrhundert» (Кельн, 1886); R. de Martinis, «Jus pontificium de Propaganda fide» (Рим, 1889—1892). Под именем П. известны также тайные политические общества, которые во времена французской революции 1789 г. стремились, главными образом из Парижа, распространить через своих эмиссаров революционные идеи в других странах; подобные общества образовались в Париже после революции 1830 г. из прекратившего свое существование общества Aide-toi et le ciel t’aidera и нашли себе широкое поле действия в Бельгии, Италии и Польше.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. итал. распространение какого-либо толка, учения; старание об этом, самое общество, пропагандисты.
Большая Советская Энциклопедия
(лат. propaganda ≈ подлежащее распространению, от propago ≈ распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.
Коммунистическая П. не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия. В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П. и корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П. выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П. и информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П. и аудиторией.
Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. ≈ Л., 1928; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963; Степаков В. И., Партийной пропаганде ≈ научные основы, М., 1967; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970; Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971; Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1≈2, М., 1972≈73; Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966; Психологическая война. Сб. ст., [пер. с польск.], М., 1972; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973.
Пропаганда
Содержание
Варианты определения
История пропаганды
Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году.
Цели пропаганды
Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.
Позитивная (конструктивная) пропаганда [5] стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.
Негативная (деструктивная) пропаганда [5] навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.
Военная пропаганда
Известные деятели пропаганды
Технология изготовления и распространения пропаганды
Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству.
Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:
Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.
Что касается формы, можно выделить следующие критерии:
Ежи Бузек в 2009 году, за несколько дней до избрания на пост председателя Европарламента, в интервью каналу «Евроньюс» так говорил о необходимости доступных форм пропаганды:
Жанровое разнообразие пропаганды
Наряду с традиционными средствами пропаганды, такими как плакаты, брошюры, листовки, объявления по радио или телевидению, и т. д. для пропаганды могут использоваться практически все жанры изобразительного искусства, а также кино, театр, литература, поэзия, равно как и прочие виды массового воздействия на сознание населения (интернет, чаты, социальные сети и т. п.)
Пропаганда
Люди ведут себя так, как их выдресировали, какие новости для них выбрали, как их отвлекают от того, о чём они не должны слышать.
Жак Фреско
Вряд ли мы с вами можем найти такое общество, в котором не было бы совершенно никакой пропаганды, проводимой заинтересованными лицами с целью формирования у большинства людей в этом обществе необходимых взглядов на те или иные вещи. Чаще всего речь идет о политической и идеологической пропаганде, причем каждая из них часто зависит от другой, политика строится на каких-то идеях, а идеи могут реализовываться с помощью политики. При этом пропаганда, учитывая ее суть, требует немалых средств для ее успешного проведения. Многие люди, судя по их объяснению собственных решений, которые, как им кажется, они принимают, исходя из собственного мнения о чем-либо и собственных интересов, недооценивают силу пропаганды, ее влияние на себя и свою зависимость от нее. Потому что часто оказывается, что именно она вынуждает таких людей принимать какие-то решения, многие из которых частично или полностью не отвечают их интересам. Но они этого не понимают. Поэтому, в этой статье мы с вами обсудим суть пропаганды и ее роль в нашей жизни, чтобы у вас было полное понимание того, как она может на вас влиять и что вы можете сделать, чтобы защититься от ее вредного воздействия на вас.
Что такое пропаганда
Что же, давайте вначале с самим понятием разберемся. Пропаганда – это популяризация и распространение в обществе различных идей, знаний, информации с целью формирования у людей определенных взглядов, нужного мнения и представлений о чем-либо. Если говорить еще проще, то пропагандой является многократное повторение какой-то информации с целью ее укоренения в умах большинства людей. Информация может быть любой, лишь бы она легко воспринималась людьми, чтобы им было проще ее принять. Для этого обычно пропаганда обращается к самым базовым инстинктам человека, а не к его разуму. Человек готов поверить в любую ложь, если она очень часто повторяется и он ее очень хорошо понимает. Как говорил Йозеф Геббельс: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».
Кому и зачем это нужно? Пропаганда позволяет взять под определенный контроль поведение людей, которое во многом зависит от того, о чем и как они думают, каких убеждений придерживаются, каким идеям следуют. Можно сказать, что убедив в чем-то людей, можно обрести над ними некоторую власть, потому что люди будут подчиняться укоренившимся в их головах идеям, а значит и тому человеку, той группе людей, от которых эти идеи исходят. Наши мысли влияют на наши поступки, а пропаганда влияет на наши мысли. Поэтому, можно сказать, что пропаганда – это один из способов управления людьми с помощью информации, а говоря еще точнее – это управление людьми через их мысли, посредством информационного воздействия на их примитивную животную сущность.
Какой должна быть пропаганда
Давайте посмотрим, какой должна быть пропаганда, чтобы отличаться от прочих способов донесения до людей какой-либо информации. Главной особенностью пропаганды является простое, понятное, преимущественно эмоциональное и многократно повторяемое сообщение, которое необходимо внушить людям. Простота, понятность, многократное повторение, к этому еще можно добавить широкий диапазон и массовость воздействия, вот какой должна быть пропаганда, чтобы быть эффективной, и чтобы называться пропагандой. И эмоции, конечно, ей нужнее, чем какие-то рассуждения. Думать люди не любят, а испытывать чувства они любят, потому что это очень легко.
Чем легче воспринять и понять сообщение, идею, тем большему числу людей оно, она будет доступна. А чем чаще такое сообщение, такую идею будут повторять, тем выше вероятность, что оно, она повлияет на подавляющее большинство людей. Кто-то во многом сознательно примет это сообщение, эту идею, кто-то преимущественно на уровне подсознания, но итог будет одинаковым для всех случаев – люди будут считать правдой то, что им внушила пропаганда. Что она, по сути, впихнула им в голову. В пропаганде должно быть много сильных эмоций, чтобы она лучше запомнилась и закрепилась в подсознании, благодаря своей яркости. Все эмоциональное люди помнят лучше, чем логичное. Но тем не менее, очень важно понимать, что пропаганда, это не всегда эмоции и внушение, когда информацию стараются протолкнуть в подсознание, минуя сознание. В пропаганде может и должна быть логика, которая обращается к сознанию, к интеллекту человека, а не только к его чувствам. Только это должна быть простая, понятная и очень стройная логика, я бы даже сказал, что это должна быть уверенная логика, в которой не должно быть недосказанности, сомнений, предположений, допущений. Из А вытекает Б и точка. Даже не очень умным людям, какое-то объяснение причины и следствия все-таки нужно, чтобы больше доверять сообщению. Поэтому оно должно быть, но не слишком заумным и сложным. Иначе оно будет отвергнуто не мыслящими людьми.
Пропаганда должна быть похожа на истину, которая всегда и везде остается неизменной, то есть, это такая информация, которая говорит о неизменных и абсолютных законах. Черное – это черное, а белое – это белое. Никаких промежуточных цветов, никаких относительностей, все вечное и определенное. Люди любят определенность, ясность, постоянство мысли, неизменность идей, они не хотят менять свое мнение в зависимости от обстоятельств, им нужны такие знания, которые можно носить в себе всю жизнь. Поэтому-то та же религия не меняется веками, несмотря на открытые наукой истины, опровергающие какие-то ее догмы. Потому что религия держится на вере, а не на логике, а вера не может менять свои ориентиры, ей требуется постоянство, чтобы верящий человек чувствовал душевный комфорт. И пропаганда также должна отвечать этому требованию – она должна быть постоянной, чтобы люди ее охотно приняли. Пусть она будет ошибочной в чем-то, пусть будет говорить о вещах, которые трудно доказать, лишь бы она подносилась с полной уверенностью в том, что это истина. И простая логика пропаганды, которую можно объяснить на пальцах, должна доказывать ее истинность. Во всех проблемах в нашем обществе виноваты внешние враги. Ну и еще предатели. И все, никаких рассуждений по этому поводу, никакой конкретизации. Конечно, эмоций в пропаганде должно быть больше, но и логика обязательно должна присутствовать. Пропаганда не может просто называть что-то белым, а что-то черным, она должна давать лаконичное объяснение, почему белое – это белое, а черное – это черное. Давайте рассмотрим логику пропаганды более подробно.
Логика пропаганды
В пропаганде нет никакой сильной, глубокой логики, каких-то сложных в понимании аргументов, длинных объяснений чего-либо и их не должно в ней быть ни в коем случае, они ей только вредят. Пропаганда рассчитана на всех или по крайней мере на подавляющее большинство людей, поэтому она должна быть понятна даже малообразованным людям, имеющим маленький словарный запас и упрощенную логику. Люди поумнее тоже охотно поддаются воздействию пропаганды, даже если видят в ней какие-то нелогичные и спорные моменты, и весь ее примитивизм. Потому что поддаться информационному влиянию всегда проще, чем противостоять ему. Быть с большинством легче, чем сохранить свое независимое мнение, каким бы правильным оно не было. Если оно отлично от мнения большинства, с ним труднее жить. Для этого ведь не только ум нужен, но и смелость, уверенность в себе, чтобы стоять на своем, отвергая мнение большинства. Но даже если умный человек и готов противостоять мнению общества, ему это не всегда нужно делать. В своем поведении он должен исходить из своих личных интересов, поддаваясь пропаганде или делая вид, что он ей поддается, а не бороться за какую-то правду, которая никому не нужна, а потому ничего ему не даст, если он будет ее отстаивать.
Но не это для нас сейчас важно. Для нас важно понять, что логика пропаганды должна основываться на простых и общеизвестных фактах, чтобы быть воспринятой всеми. Ведь логика что делает, она связывает разные вещи между собой – причину и следствие, предмет и его свойства. Она различные факты связывает между собой, позволяя увидеть целую картину произошедших событий, то есть, логика объясняет различные закономерности. Но люди не смогут в своей голове связать такие вещи, о которых они не имеют никакого представления. Если они чего-то не знают, они не могут об этом размышлять. Например, вы не сможете связать между собой половой акт и рождение детей, если вам не объясняли, как именно появляются дети, какие процессы к этому приводят, как проходит оплодотворение яйцеклетки и прочее. Для вас половой акт и рождение детей будут совершенно разными вещами, если вы не знание о зависимости одного от другого. Поэтому, чтобы связать эти вещи, о них нужно знать. И если толпа чего-то не знает, ей труднее понять логику пропаганды, опирающуюся на неизвестные им закономерности.
Вот потому в пропаганде и надо строить логику на общеизвестных фактах, чтобы люди понимали, о каких связях идет речь. Скажем, все мы знаем, что Земля круглая, ну, вроде бы все это знают. Вот значит на этом утверждении можно строить свою логику. Дважды два четыре – это уже могут не все знать, но все же большинству людей это известно. Эту логику тоже можно использовать в своей пропаганде. Все богатые люди – воры и жадины, разбогатевшие за счет обмана и ограбления других? Сильное утверждение, независимо от его правдивости. Все небогатые люди, даже если и понимают, что это не всегда и не совсем так, все же любят с таким утверждением соглашаться. Стало быть, распространяя свою пропаганду на таких людей, можно использовать это утверждение в своей речи, вписав его в нужный контекст, чтобы оно дополняло вашу логическую цепочку рассуждений. Люди любят яркие, агрессивные речи, в которых говорится о том, что во всех их проблемах виноват кто-то другой. И если этого другого наказать, то все проблемы решатся. Поэтому пропаганда всегда ищет козлов отпущения, этим она и интересна многим людям.
Вот такой должна быть пропаганда. Она должна опираться на связи, которые людям уже известны, как нерушимые истины, а уже к ним можно примешивать какие-то новые связи, которые вам нужно им внушить. Это может выглядеть примерно так: 1+1=2; 2+2=4; следовательно, 375+543=896! На самом деле в последнем случае число будет другим, а именно: 918, но кто будет его проверять, если речь будет идти не о математике, а о каких-то социальных явлениях, в которых сложно что-то проверить. С первыми двумя логическими утверждениями люди без вопросов согласятся, им эти истины известны. А третье утверждение примут на веру, как продолжающее предыдущую логику, а стало быть, тоже являющееся верным. Это просто я показал математический пример, чтобы вам было проще понять, на каких логических принципах строится пропаганда. Но подобным образом можно использовать любые утверждения, из любой области – экономической, политической, социальной, научной. Обычно такие комбинации правды и лжи в пропаганде сложнее, а точнее, в ней используются логические цепочки с большим количеством звеньев, часть из которых ложные, а часть истинные. В пропаганде простая и общеизвестная логика разбавляется новой, простой, но ложной логикой, в которую люди просто должны поверить, приняв ее вместе с известной им логикой. В сочетании с сильными эмоциями и при постоянном повторении такие ложные логические установки проходят на ура.
Посмотрите, как легко люди верят политической пропаганде, которая, к примеру, рисует им врага в лице какого-то народа, с которым у этих людей никогда никаких проблем не было, но теперь они враги. Или экономическая пропаганда внушает людям, что, к примеру, мясо нельзя есть, потому что оно вредно для здоровья или ГМО-продукты вредны, или пальмовое масло. Большинство людей даже не пытаются как-то изучить этот вопрос, чтобы понять, а так ли оно на самом деле или нам чего-то недоговаривают, что-то преувеличивают или искажают. Нет, зачем думать, они просто верят пропаганде, ну раз так об этом часто и много говорят, значит так оно и есть. Или, идеологическая пропаганда может внушать людям, что диктатура лучше демократии. Люди верят и поддерживают соответствующую идеологию. Таких примеров может быть много. Простая логика, сильные эмоции, многократное повторение сообщения и его массовое распространение, и люди поверят во что угодно, даже в то, что их самих не существует.
Распространение пропаганды
Пока что самым мощным средством распространения пропаганды остается телевидение. Потому что телевизоры есть у многих людей, и у многих они работают в фоновом режиме, то есть, все время включены и что-то показывают, говорят, воздействуя на людей, даже если они телевизор внимательно не смотрят. Зато они слышат, что он говорит. И это позволяет влиять прежде всего на подсознание людей, когда они чем-то заняты, а телевизор все говорит, говорит, говорит, вдалбливает что-то в голову, вся информация от него идет сразу под корку. Люди не могут контролировать всю поступающую к ним из телевизора информацию, они и не пытаются этого делать. А потом оказывается, что у них есть якобы свое мнение по поводу чего-то, которое удивительным образом совпадает с мнением, распространяемым посредством телевидения. С видом знающих экспертов они готовы с пеной у рта это мнение отстаивать. Поэтому, для пропаганды этот «ящик» лучше всего подходит, смотрящих его людей до сих пор очень много. Скажем так, телевизор – это лучшее на сегодняшний день средство доставки информационного вируса до умов большинства людей.
Я вот, как человек, живущий без телевизора уже более десяти лет, не представляю, как люди могут проявлять интерес к этому источнику информации. Ну ладно, если они не смотрят никаких политических передач, новостей и совершенно невыносимых по своей глупости ток-шоу, но реклама, она постоянно разбавляет собой все, что только можно. А это тоже пропаганда. Все эти влезающие куски информации в основной контекст, никак друг с другом не связанные, алогичные, чрезмерно эмоциональные, не несущие никакой полезной нагрузки, просто разрывают мышление на куски. И люди позволяют этой ерунде на них влиять. Вы только подумайте, мы же не едим испорченные продукты или явную химию, которая нас убивает. А здесь в нашу голову запускают отравленную и испорченную информационную пищу, которая искажает представление человека о реальном мире и что особенно страшно, как я считаю, она отучает его думать. Она вообще решает за нас, на что сосредотачивать свое внимание. В отличие от того же интернета, в котором, конечно же, пропаганды и рекламы не меньше, но в нем мы хотя бы можем сами формировать для себя повестку дня, уделяя внимание только тому, что его заслуживает, а также можем отсеивать всякий мусор, ту же рекламу, телевизором мы управлять не можем. Мы можем переключать каналы, но не фильтровать информацию, отсеивая мусор и оставляя ценное и нужное.
Что касается интернета, то в нем, как я считаю, мы имеем гораздо больший выбор того, чему нам уделять свое внимание, поэтому, через него пропаганду распространять не так просто, как через телевидение, потому что у него слишком широкий диапазон. Знаете, некоторые люди говорят, что интернет – это помойка, в которой нормальную информацию очень сложно найти. Но я не понимаю, в сравнении с чем он является помойкой? В сравнении с телевидением, где вообще не найти нормальную информацию, если только не смотреть какие-то отдельно взятые передачи или каналы? Или в сравнении с библиотеками, где любую информацию также надо сначала найти, хоть мусорную, хоть вредную, хоть полезную? Везде надо уметь отделять зерна от плевел, как же иначе, в мире людей по-другому не получится. Только, если телевидение вообще может не иметь зерен, там уже все отфильтровано другими людьми, то в интернете они точно есть, а значит и есть шанс их найти. Пока в сети каждый человек может что-то писать и говорить, он будет оставаться полезным источником информации, благодаря такому многообразию. Только, разумеется, всю информацию надо пропускать через критический и аналитический фильтры, по-другому никак. Не существует источников информации, которые бы являлись последней инстанцией истины. Все могут или ошибаться или лгать.
Пропаганда в интернете бывает разной, есть и достаточно хитрая, она будет совсем не навязчивой, но всеобъемлющей. Такая пропаганда встречается в виде мнений, которыми делятся разные люди, якобы никак друг с другом не связанные. Например, это будет одно и то же мнение по какому-то важному вопросу, одна и та же точка зрения на него, но исходящая от совершенно разных людей. И таких людей может быть очень много, они везде будут говорить и писать одно и то же, ну с незначительным изменением информации, однако суть всегда будет одинаковой. Кто-то из них – это просто тролли, провокаторы, за деньги распространяющие пропагандистскую информацию и побуждающие людей к спорам, ругани, критике кого-то или чего-то, а кто-то и жертва пропаганды, которая распространяет такую же информацию, что называется, вслепую, не понимая, что он распространяет чью-то ложь, принимаемую им за истину. Такую пропаганду не сразу выявишь и осознаешь, она как нечто стихийное врывается в твою голову. Если от агрессивной и глупой рекламы, и такой же пропаганды еще как-то можно отделаться, с помощью тех же блокировщиков рекламы, которые существенно упрощают жизнь или за счет элементарного ее игнорирования, то от ложных мнений так просто не отделаешься. Никакая программа не отличит правду от лжи, изучая мнение людей, только своим умом можно стараться выявлять и то, и другое.
В интернете легко распространяются информационные вирусы, в виде каких-то мнений, которые другие люди не задумываясь копируют только потому, что эти мнения красиво выглядят. Этакие мемы, легко передаваемые от человека к человеку, потому что они выглядят мудро, кажутся вечными истинами и легко запоминаются. Кто-то написал статью, высказал в ней свое мнение по поводу чего-то и допустим, оно намеренно ложное, но при этом грамотно сформулированное, простое, понятное, красиво выглядящее. Другие люди, те же блогеры, могут это мнение копировать и размещать на своих ресурсах, не проверяя его, что и не всегда возможно сделать и не неся за него никакой ответственности перед своими читателями. Мнение интересное, красивое, логичное, от чего же его не разместить, не передать другим. Так пропаганда, как мем или в виде набора мемов может быстро распространиться в сети и доносить свое сообщение до огромного числа людей.
Другие способы распространения пропаганды я рассматривать сейчас не стану, потому что их влияние на широкие массы людей менее значительное. Можно было бы упомянуть разве что литературу, которая бьет по умам преимущественно интеллигенции. Отмечу также такой классический способ, при котором где-то собирается большое число людей, разного рода митинги, собрания, демонстрации, шествия, концерты, семинары и оратор произносит свою пропагандистскую речь. Это несколько устаревший способ донесения информации до широких масс, все-таки, сегодня многих людей не заставишь никуда идти, но все же он очень действенный. В таких случаях большое значение имеет ораторское мастерство пропагандиста и эмоциональность его сообщения. Все-таки, при живом общении, эмоции играют большее значение, нежели логика, пусть даже примитивная. Живое общение дает больше возможностей повлиять на чувства людей, так как пропагандист может передавать им свои эмоции. Поэтому, везде, где собирается большое число людей, всегда можно ожидать какой-то пропагандистской речи от кого-то. По какому бы поводу людей не собирали, их могут начать обрабатывать с помощью пропаганды, ради достижения каких-то целей. Вопрос лишь в том, каких именно.
Авторитетные люди
Важным козырем пропаганды является возможность привлечения к ее распространению авторитетных личностей. В этом случае ее сила существенно возрастает, благодаря чему она способна повлиять на большее число людей и гораздо быстрее их в чем-то убедить. Спортсмены, актеры, писатели, ученые и прочие известные люди, интеллектуалы, пользующиеся доверием и уважением в обществе для пропаганды, представляют большую ценность. Как, впрочем, и для рекламы, которая тоже в общем-то, является пропагандой. К авторитетному мнению таких людей в обществе прислушиваются, его ценят, уважают и часто принимают на веру, без какой-либо критической оценки. В тоталитарных государствах авторитетных людей вынуждают участвовать в пропаганде, как правило, в политической. А в свободном обществе их могут просто подкупить, чтобы они высказали нужным образом свое мнение, отвечающее интересам различных сил, в том числе и даже прежде всего политических. Это не всегда удобно самим этим людям, пользующимся какой-то известностью в обществе. Ведь в отличие от рекламы, на которую человек может согласиться, а может и не соглашаться, пропаганда, в особенности политическая, довольно настойчиво может просить его высказать свое мнение по тому или иному вопросу, которое на самом деле не является его истинным мнением, в действительности он может думать иначе, но будет вынужден говорить то, что ему порекомендуют сказать, потому что в противном случае ему могут создать проблемы в его работе.
Не скажу, что это частые случаи, но и не редкость, все зависит от того, какие силы и в какой пропаганде нуждаются. Поэтому, известные личности не всегда искренне высказываются по каким-то значимым вопросам, особенно касающимся политики. Их просто просят, настойчиво просят сказать то, что надо сказать широкой аудитории. Помните об этом, если вдруг ваш кумир скажет что-то такое, о политике или о чем-то еще, что расходится с вашим собственным мнением на этот счет. Не исключено, что его настоящее мнение совпадает с вашим, но он вынужден говорить то, что должен сказать, чтобы не иметь проблем. У известности свои недостатки и своя цена.
Политическая пропаганда
Отдельно хочется рассказать о политической пропаганде. Ее отличительная черта – это масштабность. Такая пропаганда всеобъемлюща, она исходит ото всюду и постоянно. У государства достаточно ресурсов и влияния на средства массовой информации, чтобы с их помощью воздействовать на массы. Но самое интересное то, что это необходимо делать, в политике без такого подхода к воздействию на людей не обойтись. Народ должен быть консолидирован в отношении важных политических вопросов, пусть даже у каждого и будет свое отличное от остальных мнение по ним. Все равно, общество должно чувствовать себя единым целым, чтобы сохранить свою жизнеспособность. Оно не может быть таким, как в известной басне про лебедя, рака и щуку, иначе такое общество распадется и погрязнет в распрях. Люди должны преследовать общие интересы, согласовав их со своими личными интересами.
Любое серьезное государство по своей задумке – это своего рода семья. Точнее, оно должно быть таким, иначе погибнет. Даже если речь идет об индивидуалистическом обществе, все равно, люди в нем должны иметь какие-то общие ценности, интересы, цели. Так что в этом смысле политическую пропаганду можно оправдать, если только она не создает в обществе деструктивный настрой к чему-либо, кому-либо, например, к отдельным его представителям, а также не направлена на создание агрессивного отношения друг к другим народам, ибо это может обернуться большими проблемами для этого общества из-за распространения в нем и/или им насилия. Но это обычно происходит во время войн, когда людей надо сплотить против общего врага. В мирное время пропаганда может способствовать гармоничному развитию общества и его миролюбивому настрою на жизнь. При условии, что у ее истоков стоят созидающие люди.
Политическая пропаганда не всегда грамотно работает. Она в основном сильна своим размахом, нежели продуманностью своих информационных сообщений. Это в каком-то смысле топорный метод влияния на людей, но довольно действенный. Представьте себе, что каждый день вы слышите одно и то же мнение от разных, в том числе и очень авторитетных людей из самых разных источников информации по поводу чего-либо, вам и по телевизору это говорят, и по радио, и в печати пишут, и на разных собраниях, на которые вы приходите, рассказывают одно и то же. Послание может быть примитивным, даже нелогичным, когда, например, какую-то группу людей обвиняют во всех бедах, хотя они не имеют к этим бедам никакого отношения. Но об этом говорят, говорят, говорят без устали. Редкий человек обладает настолько независимым умом, чтобы при таком воздействии на себя не начать думать также, как думают все. Вернее, ему будет казаться, что все так думают, потому что он всюду слышит одно и то же мнение, и он начинает думать, что этого мнения придерживаются все люди, а значит оно верное. Поэтому, воспоминая цитату известного нацистского пропагандиста, которую я привел выше, если просто много раз повторять одно и то же, то можно многих заставить в это поверить. Просто кому-то надо что-то повторить десять раз, кому-то пятьдесят, а кому-то сто пятьдесят раз, пока он в это не поверит. Очень просто, не так ли, но это дает результат.
Защита от пропаганды
В наше время довольно сложно защититься от пропаганды, потому что мы живем в таких условиях, когда даже если ты не ищешь никакую информацию, то она сама тебя находит. Информационное общество, а так эту среду нашего обитания сейчас принято называть, это такое общество, которое постоянно находится в условиях информационного шума. Ни чего конкретного ты можешь не искать, но что-то в твою голову все равно проникнет. Поэтому, даже если вы не будете пользоваться никакими источниками информации, пропаганда все равно дойдет до вас, например, через других людей, с которыми вы будете пересекаться. Если они являются носителями вредных пропагандистских идей, а многие из них ими являются, то обязательно подкинут вам несколько вредных мыслей во время общения с вами.
Но несмотря на это, ваш контроль за тем, какая информация и откуда к вам поступает – это очень хорошая минимальная и необходимая защита от пропаганды. Не нужно вариться в общем информационном котле, впитывая всю информацию и окружающей среды, в особенности из средств массой информации. Знающим вы от этого не станете, вы станете дезинформированным человеком. Поэтому, следите за тем, что и откуда вы узнаете. Некоторые вещи вообще можно игнорировать, чтобы не думать о них. Например, какие-то политические новости. Все равно там будет сплошная ложь, уводящая вас от сути. Так не лучше ли почитать что-то вечное, какие-то мудрые книги, которые передадут вам важные истины, актуальные на все времена, с помощью которых вы сами сможете себе объяснить наблюдаемые вами процессы?
Следующее, что вам нужно делать – это совершенствовать свое критическое и аналитическое мышление, чтобы отсеивать всякую информационную заразу сразу, как только она к вам будет поступать, а не когда она уже будет вами воспринята и впитана. Потому что потом, когда вы уже заразитесь какой-то вредной пропагандистской идеей, избавиться от нее будет сложнее, потому что, даже если вы ее и выкопаете из подсознания и определите, как зловредную, то все равно будете считать ее отчасти своей идеей, можно сказать, частью себя. А в таком случае ваше эго будет противиться отказу от этой информации. Не можете же вы допустить мысли о том, что ошибались, веря в какую-то ерунду, которую в себе носили. Ваше эго постоянно убеждает вас, что вы умный человек и не можете ошибаться, поэтому все, что вы знаете и во что вы верите, вам легче признать правдой, чем согласиться с тем, что вы позволили запудрить себе мозги. Так что лучше отсекать пропаганду в самом начале, блокируя ее с помощью критических и аналитических фильтров своего мышления. Чтобы потом не бороться с собой за очищение своего ума от всякого мусора. Помните, что пропаганда легко цепляется к тем, кто не привык и не любит обдумывать то, что узнает, а привык всему и всем верить.
Еще один очень эффективный способ защиты от пропаганды – это участие в процессе ее распространения. Когда вы сами ею занимаетесь, либо свою собственную пропаганду распространяете, либо сознательно участвуете в распространении чужой пропаганды, эта тема всегда находится в рамках вашего внимания и это позволяет ей оставаться важной для вас, вы будете думать о ней, анализировать ее, повышая свою чувствительности к таким вещам. Вы поймете, что нет никакой правды и лжи, есть только информация, которая отвечает чьим-то интересам. Тогда вы и к чужой пропаганде будете относиться очень серьезно, с точки зрения того, чтобы искать в ней чей-то интерес и соотносить его со своими интересами. Когда люди видят изнутри всю вот эту игру, все эти сказки, выдумки, которые внушаются обществу, у них начинает вырабатывать к ним иммунитет. Потом человек уже интуитивно чувствует, когда ему пытаются какую-то гадость в голову засунуть и отвергает ее, если не видит в ней пользы для себя.
Личный опыт участия в таких делах всегда полезен. Потому что люди, которые не знают, как создается пропагандистская ложь и какой чудовищной она может быть, могут не верить в то, что такое вообще возможно, что можно вот так нагло и цинично обманывать широкие массы людей, говоря им о несуществующих вещах. А когда ты все это сам видел и когда ты сам чем-то подобным занимался и занимаешься, ты уже ничему не удивляешься. Такое положение дел становится для тебя нормой. Ты удивишься, если большинству людей будут говорить правду о важных вещах, но никак не тому, что их вводят в заблуждение по поводу этих вещей. Потому что вся цивилизация построена на лжи, только понять и принять это сложно, когда не видишь кузницу этой лжи. Ну, не только на лжи все основано, разумеется, но без нее в этом мире, который создал для себя человек, не обойтись. Поэтому обмана всегда будет больше, чем правды. Если об этом все время помнить, то никогда не примешь на веру ничего из того, что тебе постоянно говорят, особенно когда это говорят не только тебе, но и многим другим людям. Ты ни в какое сообщение, обращенное к большинству людей, не поверишь, не допустив мысли о том, что оно может быть ложным.
Ну и последнее, что я вам скажу по этой теме касается вреда от пропаганды, серьезность которого вы можете в полной мере не осознавать. И не следует недооценивать этот вред. Поймите, никто бы не тратил на пропаганду огромные средства, если бы она не играла такую важную роль в нашей жизни. А раз она так важна, то, соответственно, и вред от нее может оказаться весьма существенным, если вы будете ей поддаваться. Все ваши поступки, решения, желания, чувства, зависят от того, что у вас в голове. А пропаганда может туда что угодно запихнуть, с учетом интересов узкого круга лиц. Она может настроить вас против каких-то людей, которые вам никогда ничего плохого в жизни не делали, или, наоборот, может убедить вас в том, что люди, совершающие ужасные поступки, на самом деле святые. И вы будете враждовать с одними и поддерживать других в ущерб своим интересам. Тут вообще масса вариантов всевозможных ошибок с вашей стороны возможна из-за воздействия на вас пропаганды. Ни в коем случае не будьте столь самоуверенны, считая, что у вас все под контролем и вы не принимаете необдуманных и вредных для вас решений, руководствуясь недостоверной информацией, распространяемой посредством пропаганды, которая бомбит умы широких масс людей. Поверьте, даже очень образованные люди, привыкшие думать над всем, что происходит в их жизни и те становятся жертвой пропаганды. Не одной, так другой. Она ведь повсюду. И потом эти люди совершают ошибки, за некоторые из которых им дорого приходится расплачиваться.
Относитесь к этой теме серьезно. Если хотите узнать о ней больше, чтобы лучше в ней разбираться, почитайте другие статьи и книги о пропаганде, и расширяйте свои знания о ней, как о значимой части нашей жизни. Всегда держите эту тему под прицелом, чтобы она оставалась для вас в числе важных. Это как с темой здорового питания, которую нельзя один раз рассмотреть, обсудить, а потом забыть о ней и не придерживаться предлагаемых ею рекомендаций. Тогда человек не сможет заботиться о своем здоровье. А в нашем случае речь идет о здоровом сознании и здоровом мышлении, здоровье которых зависит от способности человека защищать себя от воздействия вредной пропаганды. А она, на мой взгляд, в большинстве случаев вредная, потому что основана на враждебной и корыстной лжи. Поэтому, заботьтесь о своем разуме, чтобы он позаботился о вас, помогая вам принимать полезные для вас решения.