Пропаганда что это такое простыми словами
Значение слова «пропаганда»
[От лат. propaganda — то, что следует распространить]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРОПАГА’НДА, ы, мн. нет, ж. [латин. propaganda — букв. то, что следует распространить]. Распространение каких-н. идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. История ВКП(б). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Конституция СССР. || Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-н. П. электрификации. П. физкультуры. П. займа обороны СССР.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пропага́нда
1. распространение и углублённое детальное разъяснение каких-либо идей, учений, воззрений, знаний в обществе (среди широких масс населения или круга специалистов) ◆ Он вдруг вообразил, что его призвание — в деле пропаганды — действовать не живым, устным словом, а письменным; но задуманные им брошюры не клеились. Тургенев, «Новь», 1877 г. ◆ Антиалкогольная пропаганда естественно должна входить в задачу диспансеров разного рода и прежде всего наркодиспансеров. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», Гл. 1–19, 1935 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И ещё — необходима пропаганда науки, популяризация научно-технических знаний. «Инновационная экономика — приоритетное направление развития страны» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Такой турнир проводится в республике впервые, и главная его цель — пропаганда физкультуры и здорового образа жизни среди детей.» Варвара Никитина, «В Рыбнице прошёл первый республиканский конкурс дошкольников» // «Новый регион 2», 23 мая 2008 г. (цитата из НКРЯ)
2. политическое или идеологическое воздействие на широкие массы; органы и средства такого воздействия ◆ Грешный человек измерил мощь тоталитарного государства, — она беспредельно велика; пропагандой, голодом, одиночеством, лагерем, угрозой смерти, безвестностью и бесславием сковывает эта страшная сила волю человека. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», часть 2, 1960 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В предместье Берлина Газенгайде выступал руководитель коммунистической партии Германии Эрнст Тельман, бурно приветствуемый многочисленной аудиторией, а пару часов спустя я слушал нацистского оратора, пресловутого Геббельса (будущего министра пропаганды Третьего рейха). Борис Ефимов, «Десять десятилетий», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Кстати, в 1968 году Андропов внёс предложение о возобновлении глушения, причём втайне от Отдела пропаганды. 〈…〉 Работая в ЦК в этот период времени, я возглавлял отдел пропаганды, затем был секретарём ЦК, членом Политбюро, курирующим проблемы идеологии. Александр Яковлев, «Омут памяти», Т. 2, 2001 г. (цитата из НКРЯ)
ПРОПАГАНДА
Полезное
Смотреть что такое «ПРОПАГАНДА» в других словарях:
пропаганда — ы, ж. propagande f., нем. Propaganda <ср. лат. congregatio de propaganda fide название основанной римским папой Урбаном VII в 1623 организации для распространения католической веры. Крысин 1998. 1. Распространение каких л. идей, воззрений,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПРОПАГАНДА — (ново лат., от лат. propagare разлаживать, расширять). 1) духовное общество, основанное в Риме, в 1622 г., для распространение католицизма. 2) распространение нового учения или мнения; средства, употребляемая для этой цели, как напр. вербование… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОПАГАНДА — (propaganda) Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры (de propaganda fidei). Общеупотребительным он стал во второй четверти XX в. Пропагандой назывались попытки тоталитарных режимов полностью… … Политология. Словарь.
ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda букв. то, что следует распространить). Распространение каких нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества… … Толковый словарь Ушакова
ПРОПАГАНДА — это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. Ханс Каспер Пропаганда это монолог, который ищет не ответа, но эха. Уистен Хью Оден Пропаганда это искусство лгать, чаще обманывая своих сторонников, чем противников. Фрэнсис Макдоналд… … Сводная энциклопедия афоризмов
Пропаганда — Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. Пропаганда является, пожалуй. самым распространенным орудием психологической войиы. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио и… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс… … Большой Энциклопедический словарь
пропаганда — лозунг, призыв, популяризация, реклама, накачка, распространение, промоушн Словарь русских синонимов. пропаганда сущ., кол во синонимов: 20 • агитпропаганда (1) • … Словарь синонимов
Пропаганда — пропагандисты (распространеніе какого либо ученія, религіозныхъ вѣрованій или политическихъ началъ). Пропагандировать. Ср. Говори же, должны ли мы были, или нѣтъ, идти въ народъ съ революціонною пропагандой. «Вы и пошли, и чего же достигли?… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, ы, жен. Распространение в обществе и разъяснение каких н. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. | прил. пропагандистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Значение слова пропаганда
Словарь Ушакова
| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Клеветникам России» при жизни Пушкина переводилось на немецкий язык 6 раз: по нему его и знали в Европе.
♦ Книга А. Камерона о Клавдиане начиналась приблизительно так: «Опыт нашего века заставляет нас пересмотреть наше отношение к историческим источникам: сто лет назад мы считали, что никакая пропаганда не могла написать, будто поражение — это победа, теперь же…»
♦ Сталинградский приказ Сталина немцы разбрасывали с самолетов как листовки для нашей паники (ЛГ, сент. 87). Японские пропагандистские фильмы показывали такие ужасы войны, что казались американцам антивоенными.
♦ М. Б. Плюханова: «Иезуиты в каждом разговоре сыплют анекдотами: курс им читают, что ли?»
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Распространение каких-н. идей, воззрений путём их разъяснения широким массам.
* Антиалкогольная пропаганда. Пропаганда спорта. *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG propaganda)
используется в римско-католической традиции в отношении различных церковных организаций, к-рые стремятся изменить верования других и распространяют учение своей церкви.
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПРОПАГАНДА, ы, ж. Распространение в обществе и разъяснение какихн. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п.
| прил. пропагандистский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Распространение в обществе каких-л. идей, воззрений, знаний путем постоянного
глубокого и детального их разъяснения.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(римская). — Под именем Congregatia de propaganda fide основано в 1622 г. в Риме папой Григорием XV миссионерское учреждение, имеющее целью распространение католичества среди язычников, а также уничтожение еретичества; папа Урбан VIII в 1627 г. присоединил к конгрегации Collegium de propagande fide, подготовляющее миссионеров в языческие страны; ученики этой коллегии на годичном празднике 6 января произносят проповеди на различных языках. П. — высшая инстанция, заведующая всеми католическими миссиями; ей также подчинены все еретические и схизматические страны, куда она назначает апостолических викариев. П. состоит из кардинала — генерального префекта, кардинала — префекта экономии, многих кардиналов и советников, папского статс-секретаря и большого числа низших чинов; при П. находится собственная типография. Число миссионеров, находящихся на службе П., в настоящее время доходит до 7000. Принадлежавшее П. недвижимое имущество было обменено в 1884 г. на государственную ренту, согласно решению кассационного суда, несмотря на многочисленные протесты всего католического мира; в то же время кардинал Симеони, префект П., назначил 23 агентуры во всех странах света для приема даров и отказов по завещаниям в пользу П. Ср. Mejer, «Die Propaganda, ihre Provinzen und ihr Recht» (Геттинген, 1852—53); Pieper, «Die Propaganda-Congregation und die nordischen Missionen im X VII Jahrhundert» (Кельн, 1886); R. de Martinis, «Jus pontificium de Propaganda fide» (Рим, 1889—1892). Под именем П. известны также тайные политические общества, которые во времена французской революции 1789 г. стремились, главными образом из Парижа, распространить через своих эмиссаров революционные идеи в других странах; подобные общества образовались в Париже после революции 1830 г. из прекратившего свое существование общества Aide-toi et le ciel t’aidera и нашли себе широкое поле действия в Бельгии, Италии и Польше.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. итал. распространение какого-либо толка, учения; старание об этом, самое общество, пропагандисты.
Большая Советская Энциклопедия
(лат. propaganda ≈ подлежащее распространению, от propago ≈ распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.
Коммунистическая П. не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия. В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П. и корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П. выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П. и информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П. и аудиторией.
Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. ≈ Л., 1928; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963; Степаков В. И., Партийной пропаганде ≈ научные основы, М., 1967; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970; Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971; Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1≈2, М., 1972≈73; Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966; Психологическая война. Сб. ст., [пер. с польск.], М., 1972; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973.
Что такое пропаганда
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Если произнести слово «пропаганда», то первая ассоциация будет иметь негативный оттенок.
Пропаганда, простыми словами – это что-то вроде программирования сознания.
Сегодня попытаемся докопаться до сути, узнаем: что такое пропаганда, какие виды бывают и в чем ее основное предназначение.
Пропаганда – это …
Латинское слово «рropaganda» переводится как «распространять веру (во что-либо)».
Говоря проще, пропаганда – это распространение какой-либо информации (фактов, сведений, аргументов в пользу или против чего-то, иногда домыслов и лжи) с целью формирования устойчивого мнения о чем-либо в обществе или в его определенной части. Люди, которые занимаются пропагандой, называются пропагандистами.
Если Иванов рассказал вам, что в магазине он купил булку хлеба за 30 рублей, то он просто поделился с вами информацией.
Если же Иванов сказал, что купленный им хлеб по 30 руб. – это ужасно дорого, потому что правительство стремится как можно больше денег выудить у народа – то это пропаганда против существующей власти. Конечно, пример примитивен, но, думаю, что схема работы пропагандистов вам понятна.
Пропаганда – это процесс.
В этом процессе задействованы:
Методы пропаганды заключаются в воздействии на эмоции и разум человека. К пропагандистским методам относится:
Средства, используемые для пропаганды:
Главное отличие пропаганды от обычного распространения информации – наличие цели, в пользу которой ведется пропагандистская деятельность (т.е. наличие преднамеренности) + систематичность этой деятельности.
Простой схематичный пример: Сидоров в своем выступлении на публике заявил, что Иванов – не очень умный человек (дурак, проще говоря). Одноразовое упоминание этого факта – это просто информация к сведению.
Но если Сидоров будет утверждать это на каждом перекрестке, привлечет телевидение, разбрасывание листовок и т.д., добиваясь, чтобы в его домыслы поверила определенная аудитория, то его деятельность будет классифицироваться как пропаганда.
Пропаганда может быть 2 видов:
Для чего нужна пропаганда
Как правило, основная сфера, где активно применяется пропаганда – это политика.
Ведь именно политика нуждается в средствах манипулирования людьми. Политическая пропаганда может быть и позитивной, и негативной. Процентный состав этой смеси зависит от целей, которые преследует та или иная партия, тот или иной политик.
Позитивная пропаганда используется для информирования и воспитания общества.
Негативная призвана обострить имеющиеся в социуме противоречия по расовому, национальному, социальному признаку. Это ведет к расколу общества, к его ущербу. Ущербным обществом легче манипулировать. Этого и добиваются пропагандисты, представляющие чьи-либо интересы.
Кто такие пропагандисты и какие приемы они используют
Как уже говорилось ранее, пропагандисты – это люди, занимающиеся пропагандой.
Главная их цель – сформировать нужное общественное мнение у определенной группы населения.
Чтобы люди доверяли пропагандисту, он должен владеть искусством манипулировать людьми и при этом быть им близким и понятным.
Пропаганда эффективна при соблюдении следующих условий:
Приемы, которые используют пропагандисты для достижения своей цели:
Очень часто, слова, в действительности произнесенные видными политическими деятелями, трактуются пропагандистами с намеренным искажением смысла. Это очень просто сделать: взять записанную на видео и аудионосители речь, исключить из нее пару предложений, и весь посыл этого спича приобретет совершенно диаметральный смысл;
Вместо заключения
Пропаганда – это неизбежность при любом строе и при любой власти. Поэтому не стоит безоговорочно доверять всему, что говорят вам СМИ, пропагандисты от власти или оппозиции.
Собственное мнение, основанное на фактах, может совпадать или не совпадать с общепринятым, но зато оно ваше.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Манипулировать можно только баранами, извините за грубость, но это так. Только глупому человеку можно что-то внушить, умный же всегда проверит информацию, заглянет в несколько источников и только после этого сделает выводы.
Олег: поверьте, что это дело от ума не шибко зависит. Есть люди внушаемые, а есть не поддающие внушению. Первые могут быть умными, а вторые — нет.
Хоть акцент и сделан больше на негативной стороне вопроса, но не все же так печально, есть и хорошая пропаганда. Что плохого в пропаганде отказа от курения? Хотя и эnj может использовать всякого рода страшилки, преувеличивать вред табака на организм, но делается это на благо здоровья общества.
Реклама товаров тоже своего рода пропаганда, ведь в рекламе не просто дают информацию о товаре или услуге, а часто преподносят объект рекламы, как что-то уникальное, обладающее неповторимыми свойствами, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Пропаганда — что это такое, суть, методы и кто такой пропагандист простыми словами.
Пропаганда – это распространение политических, религиозных, философских, научных или других взглядов путем донесения до народных масс различных аргументов, правдивых или полуправдивых фактов, слухов или откровенной лжи с целью манипуляции общественным сознанием. Соответственно, Пропагандист — это человек, который прибегает к пропагандистским методам для распространения определенных идей.
Пропаганда, изначальное и современное понимание термина.
В последнее время слово пропаганда, в сознании людей окончательно приобрело негативный оттенок. Это связано с глобальными мировыми событиями, в которых политические лидеры при помощи пропагандистских методик манипулировали сознанием народных масс, вследствие чего, начались многие из печально известных военных конфликтов. Тем не менее пропаганда это несколько большее, чем заблуждения определенных властных лидеров. Это глобальное явление, которое окружает каждого человека в течении всей его жизни.
Изначально пропаганда не имела четкого злого или доброго умысла, это был способ позволяющий донести какую либо идею до как можно большего количества людей, используя при этом самые простые и эффективные методы. Ее направленность уже зависит от целей самого пропагандиста. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то для внушения идеологии превосходства одной расы над другими.
Почему пропаганда так эффективна?
Эффективность пропаганды заключается в том, что она оперирует предельно простыми и понятными человеку вещами. Взывает к базовым инстинктам человеческой природы, таким как хорошо или плохо, свой или чужой, восстановлении справедливости и страх чего-либо.
Методы пропаганды.
К основным формам воздействия можно отнести:
А теперь об этом немного подробней:
Ярлыки (навешивание ярлыков на человека).
Это метод, при котором к человеку или какой-либо группе приклеивают какой-то негативный, но всем понятный ярлык: нацист, фашист, либерал и т.д. Что в свою очередь заставляет людей осуждающе или негативно относится к носителям такого ярлыка, таким способом приуменьшается сама человечность и значимость этих людей.
Слова добродетели.
Это слова, которые намеренно добавляют к каким либо понятиям, чтобы отвлечь внимание от фактов. К примеру: «известные ученые», по мнению «экспертов», научный, устойчивое мнение. Данные вставки призывают человека поверить в какое-либо утверждение, так как оно базируется на выводах «авторитетных» ученых или устойчивой парадигме.
Отзывы знаменитостей.
Это метод пропаганды, когда идею проталкивают популярные и известные личности, имеющие большую целевую аудиторию. Суть заключается в том, что поклонники должны воспринимать всю информацию от кумира не сомневаясь в ее подлинности и правильности (ну, не может же, мой кумир нести какую-то чушь).
Обожествление.
Это придание идеи или личности сакрального смысла, создание образа священности или божественности. К примеру: «Это наша, Богом данная земля, и мы должны…», «Богом данное право на…»
Принадлежность к большинству.
Это способ, когда идея преподносится как общее мнение масс. К примеру: «По общему мнению», «Согласно большинству опрошенных…», «По мнению народа…». Данные изречения призывают человека не выбиваться из стаи, не быть особенным и доверится мнению большинства.
Страх.
Один из самых действенных методов пропаганды. Людям навязывается идея неминуемой угрозы. Это может быть война, нищета, рабство, потеря территорий и так далее. Возможность избежать такой незавидной участи, должна привести человека к нужной идеологии.